Научная статья на тему 'ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
749
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / TOURISM / COMPETITIVENESS / TOURISM SERVICES / DIGITALIZATION / ENTREPRENEURSHIP / EFFICIENCY / STRATEGY / TOURISM POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич, Подколзина Ирина Михайловна, Тамова Мариет Кадырбечевна

Исследование посвящено проблемам и перспективам развития сферы туризма в Российской Федерации. В научной статье анализируются объемы въездного туризма, рассматриваются вопросы государственной поддержки и новые направления развития туристической отрасли на уровне регионов, намечены пути решения проблем в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич, Подколзина Ирина Михайловна, Тамова Мариет Кадырбечевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA: PROBLEMS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT

The article is devoted to the problems and prospects of tourism development in the Russian Federation. The scientific work analyzes the volume of inbound tourism, considers new directions of development of the tourism industry at the regional level. The paper highlights the main problems of tourism development in the country, examines the issues of state support and outlines ways to solve the problems of the tourism sector in Russia.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

УДК [338.48:005.216.1](470+571) ББК 65.433(2Рос) Т 17

А.А. Тамов,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

И.М. Подколзина,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела Ставропольского государственного аграрного университета, г. Ставрополь. Тел.: + 7 (962) 401-89-98, e-mail: privetia2003@mail.ru

М.К. Тамова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (906) 438-69-90, e-mail: tamova.mk@mail.ru

ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Исследование посвящено проблемам и перспективам развития сферы туризма в Российской Федерации. В научной статье анализируются объемы въездного туризма, рассматриваются вопросы государственной поддержки и новые направления развития туристической отрасли на уровне регионов, намечены пути решения проблем в сфере туризма.

Ключевые слова: туризм, туристический потенциал, конкурентоспособность, туристические услуги, цифровые технологии, предпринимательство, эффективность, стратегия развития.

A.A. Tamov,

Doctor of Economics, Professor, Dean of Economics Faculty, Head of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

I.M. Podkolzina,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol. Ph.: +7 (962) 401-89-98, e-mail:privetia2003@mail.ru

M.K. Tamova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economic Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (906) 438-69-90, e-mail: tamova.mk@mail.ru

THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA: PROBLEMS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT

Abstract. The article is devoted to the problems and prospects of tourism development in the Russian Federation. The scientific work analyzes the volume of inbound tourism, considers new directions of development of the tourism industry at

the regional level. The paper highlights the main problems of tourism development in the country, examines the issues of state support and outlines ways to solve the problems of the tourism sector in Russia.

Keywords: tourism, competitiveness, tourism services, digitalization, entrepre-neurship, efficiency, strategy, tourism potential.

Туризм во многих странах играет важную роль в оздоровлении национальной экономики, формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест, нормализации внешнеторгового баланса, развитии культуры. Индустрия туризма оказывает существенное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства [1]. В Российской Федерации также стал необычайно актуальным вопрос динамичного развития туризма. Связано это с необходимостью улучшения благосостояния граждан, открытием границ и стремительным развитием российских курортов.

Вклад туризма в ВВП России в 2019 году составил 3,5%, а в 20202021 гг. поставлена задача увеличить долю как минимум до 6%. Россия к 2035 г. должна войти в топ-10 туристических направлений по рейтингу Всемирной туристской организации ООН (United Nations World Tourism Organization, UNWTO). Пока Россия находится на 16-м месте в этом рейтинге с 24,6 млн иностранных туристов в 2018 г. Рядом с Россией в рейтинге UNWTO - Малайзия (15-е место, 25,8 млн иностранных туристов) и Канада (17-е место, 21,2 млн иностранных туристов). На 10-м месте, куда стремится Россия, - Великобритания с 35,1 млн туристов [2].

Достичь высоких целей должна помочь Стратегия развития туризма до 2035 г. По дорожной карте на поддержку отрасли в ближайшие шесть лет будет выделено порядка 100 млрд руб. К 2035 г. объем средств в индустрии туризма в РФ планируется увеличить до 16 трлн руб. При этом планируется в три раза увеличение инвестиций в туристическую отрасль и увеличение в два раза внутренних туристских поездок.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, принятой 20 сентября 2019 года, отмечено, что туристическая отрасль в России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления ее роли в развитии экономики. Правительство и власти рассматривают туризм как двигатель развития экономики. Рассматриваются разные виды поддержки отрасли: это кредиты по сниженной процентной ставке, специальные налоговые режимы по аналогии с ТОРами. Малый и средний бизнес в туризме сможет получать кредиты по ставке 8,5%.

Почти 25 млрд руб. в ближайшие годы будет выделено субъектам РФ из госбюджета на развитие туризма в рамках федеральной программы «Развитие культуры и туризма». На основе подготовки предложений по объему бюджетных ассигнований в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2020 год будет выделено 4,8 млрд руб. в 32 субъекта РФ. На 2021 год запланировано уже 10 млрд руб., на 2022 год - 9,8 млрд руб.

В рамках реализации федерального проекта «Экспорт услуг» предусмотрена субсидия на господдержку туроператоров, обеспечивающих рост количества посетивших РФ

иностранных туристов. С 2020 года туристическая программа вошла в госпрограмму «Экономическое развитие и информационная экономика». Ростуризм, в свою очередь, проведет конкурсный отбор транспортных компаний, дорожно-строительных организаций, комплексных инвестируемых проектов по созданию и развитию туристических кластеров. В Стратегии развития туризма до 2035 года будут заложены значительные суммы по восьми направлениям развития туризма, которые преимущественно завязаны на стимулировании деятельности туроператора, агентств и туристов. Россия обладает огромным туристическим потенциалом (рис. 1).

Реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, которая требует постоянного обновления. Механизм поддержки туроператоров разработан согласно Указу президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в рамках федерального проекта «Экспорт услуг» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Указом определен показатель в экспорте российских услуг, который необходимо достичь к 2024 году -это $100 млрд, из них $15,5 млрд должны быть обеспечены за счет экспорта туристских услуг.

На реализацию программы в 2019 г. выделено 571,3 млн руб., а в 2020 и 2021 гг. - по 821,3 млн руб. Туроператоры смогут получить субсидии за предоставление услуг по размещению в России туристов из 10 «целевых» стран - Германии, Израиля, США, Франции, Италии, Великобритании, Испании, Южной Кореи, Индии и Японии.

В России будет запускаться специальная структура - Центр развития туризма. На Северном Кавказе бизнес уже создал такой Центр развития регионального туризма в городе-курорте Пятигорск - это центр компетенций, занимающийся подготовкой кадров, разработкой стратегий, подготовкой мастер-планов, работой с инвесторами, там же действует площадка диалога государства и индустрии гостеприимства, где все игроки отрасли могут собраться на стратегическую сессию и представить свои новые продукты. Такие центры должны быть во всех федеральных округах. Работа над проектами - это создание

Рис. 1. Основные задачи Стратегии на период до 2035 года

Условия развития туристского потенциала

Финансовое

Прибыль

с \

Кредиты,

дотации,

займы

ч /

Инвестиции

нормативно-правовое

Государственная, негосударственная (частная) поддержка

Ресурсное

Природные

Имущественные

Бюджет

Предельный уровень цен

Цифровые

Материальные

\

СТАНОВЛЕНИЕ

И РАЗВИТИЕ

ТУРИСТСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА

Развитие туристских направлений

РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Активные формы использования туробъектов

/ Вовлеченность в \ I

тлт^тд^ттрр. » /

Л

турбизнес предприятий, обеспеченность ресурсами

\

\

/

Рациональное использование

Создание равных условий, для использование развития туризма

туристских ресурсов

' V / х

____у"\ /

/

/

Рис. 2. Условия развития туристского потенциала

федеральной команды, которая по-можетразработата. проект,сдолаот его 1дод ель,ыомож ета

поы(^^омит^]веето1)(^в ифе дещльныо с оошнанмфованием. Heмолoвaж-ныо прс ввомявляетсо 1д прыдемжо-ние проекта (рис. 2).

Сейчас качество проектов в регионах оставляет желать лучшего, хотя, безусловно, есть и хорошие

проекты, и команды, и это замкнутый гфукгнко ирои^ов — нго инво-стиций. Поэтому отбор ипрорабое-копpoрртoв должны пдооодиеъ про поддевжко ^шоинью этсвтертовв разоыхоб ластях [3].

Многие региональные команды пока не умеют на профессиональном уровне работать с инвесторами. П оскольку у них нет компетенций,

30

25 23,9

22,9

lll¡

Рис. 3. Динамика въездного туризма, млн чел.

то инвестору приходится все делать самому: искать площадку, договариваться о строительстве, получать разрешительную документацию.

За 2019 г. число въездных поездок в страну несколько снизилось, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Показатель упал на 0,9%. А вот что касается выездного туризма, то здесь, наоборот, показатель вырос. За первые девять месяцев 2019 г. россияне совершили более 35 млн выездов за границу. Этот показатель на 7% выше, чем за соответствующие 9 месяцев предыдущего 2018 г. (рис. 3).

Важность туризма понимают многие регионы. В то же время в них имеется значительный дефицит компетентных кадров в индустрии туризма. При этом главной точкой роста должно стать развитие внутреннего регионального и межрегионального туризма, что должно получить отражение в Стратегии [4].

Представляют значительный интерес региональные особенности развития туризма.

Калининградская область будет вторым регионом России, въезд в который будет разрешен

по упрощенной схеме: с 1 июля иностранцы смогут въезжать в область по электронным визам (позволяют получать разрешение на въезд удаленно, без визита в консульство). Они будут действовать в течение 30 дней с момента оформления и позволят пребывать в регионе до восьми дней. Первым регионом, где действуют электронные визы, стал Дальний Восток: с августа 2017 г. там начали выдавать бесплатные электронные визы для граждан почти 20 стран. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину. В дорожной карте запланировано расширение применения электронных виз. В Калининградской области есть несколько крупных проектов: проект «Водный маршрут - Е-70»; «Квартал музеев»; «Русская Балтика», который связан с освоением всего побережья. Самый главный туристический объект во Владивостоке, которому нужны средства: Владивостокская крепость; парк Минного городка. Краснодарский край уже предлагает пакет проработанных инвестиционных проектов.

В Единую систему инвестиционных предложений включено 29 инвестиционных проектов санаторно-курортной и туристической отрасли на общую сумму более 30,4 млрд руб., а также 20 земельных участков для строительства.

В последние годы федеральное правительство расценивает потенциал туризма как возможный драйвер роста российской экономики и драйвер роста определенных регионов. Это новый подход к отрасли. Привлекая туристов, регион экспортирует свои услуги, привлекает больше денег, создает рабочие места, что очень выгодно для всех. При адресной поддержке отдельных проектов обязательно нужен системный подход. Нужно, чтобы проекты дополняли друг друга и давали развитие авиаперевозкам, турагентствам, гостиницам, ресторанам и малому бизнесу с сувенирной продукцией. Государство сможет поддержать через проектные офисы небольшие проекты, в основном в сфере малого и среднего предпринимательства, но это не скажется на состоянии туризма в целом. А у крупных проектов обычно есть ресурсы для развития [5].

Наряду с государственным участием в индустрии, развитие туризма должно регулироваться, прежде всего, бизнесом. Если есть платежеспособный спрос, бизнес сам придет в отрасль. От государства требуется точечная федеральная и региональная поддержка, например, создание соответствующей инфраструктуры, снижение визовых барьеров и др.

Для рынка туризма РФ с 1 января 2020 г. вступили в силу правила предоставления субсидий и грантов предпринимателям на развитие внутреннего и въездного туризма из средств федерального бюджета. Сумма такого гранта не должна превышать 3 млн рублей. На получение грантов смогут претендовать только российские юридические лица и индивидуальные предприниматели. Гранты предоставляются в рамках

подпрограммы «Туризм» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в целях реализации мероприятий, направленных на увеличение объема туристских услуг, числа ночевок, а также на приобретение туристского оборудования, модульных гостиниц, катеров, мототехники, микроавтобусов. Также деньги будут выделяться на разработку новых туристских маршрутов и реализацию социальных проектов в отрасли, в том числе создание безбарьерной среды.

Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. В 2019 г. Россию посетили более 62 млн туристов. Из общего числа туристов более 5,5 млн человек - это туристы из зарубежных стран. Отмечается, что главные факторы роста числа иностранных туристов в России - въездной турпоток из Китая, стран Юго-Восточной Азии и стран Евросоюза.

Самым посещаемым туристами городом России в 2019 году стала Москва. За год столицу посетили 25 млн туристов, на 6% больше, чем в 2018 году. На втором месте оказался Санкт-Петербург (9,1 млн туристов, на 7% больше, чем в 2018-м), на третьем - Сочи (6,5 млн). Также в топ-5 самых посещаемых туристами городов России вошли Казань (3,5 млн, рост на 9%) и Владивосток (более 3 млн). Второй год подряд Москва становится лидером национального рейтинга в турин-дустрии. По-прежнему по многим критериям она значительно опережает другие регионы, являясь столицей культурно-познавательного, делового и событийного туризма (табл. 1).

Краснодарский край по-прежнему является одним из лидеров рейтинга, обладая уникальными географическими и природными характеристиками. Черноморское побережье и

Таблица 1

Национальный туристический рейтинг за 2019 год

Наименование субъекта Российской Федерации Общее количество баллов Место

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Город федерального значения Москва 114,7 1

Город федерального значения Санкт-Петербург 113,7 2

Московская область 111,4 3

Краснодарский край 110,2 4

Республика Крым 103,6 5

Алтайский край 102,5 6

Приморский край 101,8 7

Республика Татарстан 101,3 8

Республика Башкортостан 100,8 9

Свердловская область 100,2 10

Нижегородская область 99 11

Ставропольский край 94,3 12

Иркутская область 92,5 13

Челябинская область 89,2 14

Ростовская область 89 15

Новосибирская область 88,5 16

Ленинградская область 88,4 17

Тверская область 85,3 18

Тюменская область 84,8 19

Самарская область 84,2 20

Олимпийский горнолыжный кластер позволяют региону зарабатывать на туризме и зимой и летом. В 2018 г. край, только по официальным данным, принял более 8 млн туристов. Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, в свою очередь, отчиталось о 17 млн гостей. То есть более 50% туристов края не попадает в официальную статистику Росстата [6].

Особое значение в оздоровлении туристической отрасли приобретает использование региональных особенностей ее развития. В этом контексте следует отметить новые акценты при определении приоритетных направлений развития туристической отрасли в Республике Адыгея. Так, если ранее, на протяжении десятилетий, региональные

власти делали ставку на опережающее развитие экскурсионных объектов Майкопского района, центра туристической отрасли республики, то теперь параллельно ставится еще и задача вовлечения в зону активного (познавательного, этнографического, исторического и гастрономического) туризма всех районов республики [7].

Республика Крым продолжает удивлять статистикой посещений. По официальным данным Росста-та, в гостиницах и отелях Крыма в 2018 г. останавливалось более 2 млн человек, в 2017 году - чуть более 1,5 млн, т.е. рост составил 30%. Министерство курортов и туризма Республики Крым доложило о 6,8 млн отдохнувших за 2018 год. Как и в случае с Кубанью, можно предположить, что 4,8 млн человек

жили в частном секторе и учитывались региональными властями каким-то иным способом.

Алтай является еще одним узнаваемым туристическим брендом страны. В Алтайском крае активно реализуются инвестиционные проекты в области туризма. Крупнейшие из них - особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь», туркла-стер «Белокуриха Горная» и игорная зона «Сибирская монета». Край является одним из четырех регионов, где проводится эксперимент по курортному сбору.

Арктика мало ассоциируется у россиян с туризмом в привычном смысле этого слова, однако уникальная экосистема, красота природы и возможность открыть для себя неизведанное делают этот регион привлекательным для искушенных путешественников. Федеральное агентство по туризму также в скором времени выступит основной площадкой для выработки эффективных мер по развитию туризма в Арктике.

Рост сегментации туристских продуктов и популяризация самостоятельно организованного туризма способствуют усилению разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации. Значительное развитие получают туристские продукты, основанные на сочетании нескольких видов туризма. Эти факторы определяют необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма [8].

В России государственная политика в сфере туризма заключается в том, чтобы создавать условия для качественного и недорогого отдыха для россиян и зарубежных гостей на территории страны в соответствии с их актуальными потребностями.

Выделение приоритетных видов туризмадолжноосуществлятьсядля туристских территорий Российской Федерации индивидуально с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического

развития. Для целей Стратегии необходимо определение отдельных видов туризма, развитие которых нуждается в формировании особых мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся: детский, культурно-познавательный, горнолыжный, кру-изный, экологический и деловой. Также в 2020 г. в Российской Федерации планируется внести целый ряд поправок в законодательство, которые позитивно скажутся на развитии туристической отрасли.

Рынок туризма стремится к прозрачности, и сейчас можно отметить положительные результаты взаимодействия с государством, в том числе в деле создания стандартов и равных условий для всех. Такой подход должен значительно повысить эффективность всех протекающих процессов внутри туристической отрасли, в том числе повысить уровень безопасности и качества сервиса в организованном туризме России. Этим объясняется, в том числе, повышенный интерес к электронной путевке и активное участие крупных туроператоров в ее оптимизации и тестировании.

Таким образом, экономическая роль туризма проявляется, прежде всего, в ускорении экономического роста Российской Федерации, обеспечении занятости населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции в туристские индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов и других видах экономической деятельности. Важным социально-экономическим эффектом развития туризма для общества, который участвует в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов населения, формирование предпринимательской культуры.

Россия будет все более эффективно укреплять конкурентоспособность туристического рынка, внедрять

самые передовые сервисы, созвучные прорывной цифровой эпохе ее развития.

Примечания:

1. Подколзина И.М., Строганова И.Д. Финансирование и экономическая деятельность туристской сферы в РФ // Инновационные тенденции развития российской науки: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, посвящ. Году экологии и 65-летию Красноярского ГАУ. Красноярск, 2017. С. 274-275.

2. Problems and perspectives of development of the world financial system in the conditions of globalization / G.V. Vorontsova, G.V. Chepurko, R.M. Ligidov, T.A. Nal-chadzhi, I.M. Podkolzina // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2019. Т. 57. С. 862-870.

3. Гладилин В.А. Индустрия российского туризма: глобализация, политика, новые возможности: монография. М.: Русайнс, 2020. 224 с.

4. Гладилин В.А., Нечаева С.В., Карасева С.А. Инновации в развитии турист-ско-рекреационного комплекса региона на основе повышения его инвестиционной привлекательности (на примере региона КМВ) // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2 (67). С. 250-254.

5. Гладилин В.А., Котова Т.Н. Инновационные решения для экономического развития туристических кластеров, как фактор развития внутреннего туризма региона // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-1 (20). С. 99-102.

6. Федеральное агентство по туризму. URL: https://www.russiatourism.ru/.

7. Тамов А.А., Хатукай С.А., Тамов К.А. Региональные особенности туристической отрасли как фактор ее развития на Юге России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2019. Вып. 4 (250). 2019. С. 185-191.

8. Чернуха Д.С. Инновации и туризм: зарубежный опыт // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием: в 2 ч. Уфа, 2015. С. 162-167.

References:

1. Podkolzina I.M., Stroganova I.D. Financing and economic activity of the tourism sector in the Russian Federation // Innovative trends in the development of Russian science: materials of the X International scientific-practical conference of young scientists dedicated to the Year of Ecology and the 65th anniversary of the Krasnoyarsk State Agrarian University. Krasnoyarsk, 2017. Pp. 274-275.

2. Problems and perspectives of development of the world financial system in the conditions of globalization / G.V. Vorontsova, G.V. Chepurko, R.M. Ligidov, T.A. Nal-chadzhi, I.M. Podkolzina // Lecture Notes in Networks and Systems (see books). 2019. Vol. 57. Pp. 862-870.

3. Gladilin V.A. The Russian tourism industry: globalization, politics, new opportunities: monograph. M., 2020. 224 pp.

4. Gladilin V.A., Nechaeva S.V., Karaseva S.A. Innovations in the development of the tourist and recreational complex of the region on the basis of increasing its investment attractiveness (on the example of the Caucasian Mineral Waters region) // Economy and Entrepreneurship. 2016. No. 2-2 (67). Pp. 250-254.

5. Gladilin V.A., Kotova T.N. Innovative solutions for the economic development of tourism clusters as a factor in the development of domestic tourism in the region // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2016. No. 8-1 (20). Pp. 99-102.

6. Federal Agency for Tourism. URL: https://www.russiatourism.ru/.

7. Tamov A.A., Khatukay S.A., Tamov K.A. Regional features of the tourism industry as a factor of its development in the South of Russia // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2019. Issue. 4 (250). 2019. Pp. 185-191.

8. Chernukha D.S. Innovation and tourism: foreign experience // Innovative technologies for managing the socio-economic development of Russian regions: materials of the VII All-Russian scientific and practical conference with international participation: in 2 parts. Ufa, 2015. Pp. 162-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.