Научная статья на тему 'Принципы и тенденции развития туристического комплекса в регионах Российской Федерации'

Принципы и тенденции развития туристического комплекса в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1192
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ТЕНДЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / СПРОС / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / TOURISM INDUSTRY / TOURISM BUSINESS / TRENDS / DEVELOPMENT / DOMESTIC AND INBOUND TOURISM / DEMAND / MULTIPLIER EFFECT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джимова С.Б.

В данной статье автором рассматривается принципы и тенденции развития туристического комплекса в современных условиях, исследуются основные принципы развития туристической отрасли, систематизированы позитивные и негативные тенденции, определены стратегические ориентиры развития туризма в регионах Российской Федерации. Сравнительный анализ современного состояния развития туризма в России и за рубежом показал, что Россия проигрывает в этой конкурентной борьбе, теряя огромные денежные средства, которые могли бы пополнить бюджеты страны и регионов. Выделение позитивных и негативных тенденций развития туристического комплекса необходимо для обоснования элементов организационно -экономического механизма регулирования туристического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and trends of development of the tourist complex in the regions of the Russian federation

In this article, the author considers the principles and trends of the development of the tourism complex in modern conditions, explores the basic principles of the development of the tourism industry, systematizes positive and negative trends, defines strategic guidelines for the development of tourism in the regions of the Russian Federation. A comparative analysis of the current state of tourism development in Russia and abroad showed that Russia is losing in this competition, losing huge amounts of money that could replenish the budgets of the country and regions. The identification of positive and negative trends in the development of the tourist complex is necessary to justify the elements of the organizational and economic mechanism of regulation of the tourist complex.

Текст научной работы на тему «Принципы и тенденции развития туристического комплекса в регионах Российской Федерации»

С.Б. Джимова - аспирант ФБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», sdzhimova2610@mail.ru,

S.B. Dzhimova - Postgraduate Student, Kuban State Technological University, sdzhimova2610@mail.ru.

ПРИНЦИПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ PRINCIPLES AND TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST COMPLEX IN THE REGIONS OF

THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В данной статье автором рассматривается принципы и тенденции развития туристического комплекса в современных условиях, исследуются основные принципы развития туристической отрасли, систематизированы позитивные и негативные тенденции, определены стратегические ориентиры развития туризма в регионах Российской Федерации. Сравнительный анализ современного состояния развития туризма в России и за рубежом показал, что Россия проигрывает в этой конкурентной борьбе, теряя огромные денежные средства, которые могли бы пополнить бюджеты страны и регионов. Выделение позитивных и негативных тенденций развития туристического комплекса необходимо для обоснования элементов организационно-экономического механизма регулирования туристического комплекса.

Annotation. In this article, the author considers the principles and trends of the development of the tourism complex in modern conditions, explores the basic principles of the development of the tourism industry, systematizes positive and negative trends, defines strategic guidelines for the development of tourism in the regions of the Russian Federation. A comparative analysis of the current state of tourism development in Russia and abroad showed that Russia is losing in this competition, losing huge amounts of money that could replenish the budgets of the country and regions. The identification of positive and negative trends in the development of the tourist complex is necessary to justify the elements of the organizational and economic mechanism of regulation of the tourist complex.

Ключевые слова: туристическая отрасль, туристическая индустрия, туристический бизнес, тенденции, развитие, внутренний и въездной туризм, спрос, мультипликативный эффект.

Keywords: tourism industry, tourism industry, tourism business, trends, development, domestic and inbound tourism, demand, multiplier effect.

В настоящее время туризм, как одна из отраслей непроизводственной сферы, оказывает большое влияние на развитие экономики как России, так и мирового хозяйства в целом. Туризм занимает лидирующее место и в международных экономических связях.

Туристская отрасль относится к секторам экономики, дающим значительный мультипликативный эффект с точки зрения создания спроса на продукцию смежных секторов экономики и обеспечения занятости населения.

По оценке Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) на долю туризма приходится 3,2 % мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4 % [1].

Сегодня туристическая отрасль одной из составляющих инновационного развития страны в долгосрочной перспективе.

В мировом туристическом рынке Россия занимает незначительное место. На долю въезжающих туристов приходится около 1 % мирового туристического потока [2]. По прогнозу ВТО, в 2020 г. Российская Федерация займет в рейтинге миграции мирового населения 5-е место и будет насчитывать 48 млн прибывающих туристов. Это связано с тем, что развитие туристической отрасли в России несколько отстает от его развития в экономически развитых странах, хотя по своему туристско-рекреационному потенциалу Россия имеет все возможности стать туристической державой мирового уровня. Расширение международных связей открывает большие возможности для продвижения национального туристического продукта на мировой рынок, привлечения к мировому информационному пространству, а также изучения передового опыта организации туристической деятельности.

Перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких форм и методов управления, реализация которых позволит сформировать конкурентные позиции отрасли в мировом масштабе, и как следствие повысить привлекательность России для туристов, улучшение инфраструктуры, что позволит увеличить объем ВВП страны, а также объемы ВРП.

Для достижения указанных целей нужна четко сформулированная стратегия развития туристической отрасли, которая должна соответствовать общемировым стандартам и требованиям.

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования хозяйствующих субъектов разных форм собственности, предприятий малого бизнеса и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки.

Туристический бизнес стимулирует и оказывает влияние на развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи. Уникальные историко-культурные ценности и природные достопримечательности в различных регионах позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма: познавательный или экскурсионный, научный,

фестивальный, деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный, лечебно -оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, гастрономический и др.

Основные направления развития туризма в России определены в Стратегии его развития в Российской Федерации [6]. Положения Стратегии являются основой для общегосударственного понимания места и роли туризма в экономике страны. Они направлены как на реализацию фундаментальных задач развития отрасли, так и являются для органов исполнительной власти всех уровней ориентиром в выработке ключевых направлений и ориентиров государственной поддержки туристской индустрии.

Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов.

В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма. Очевидным является то, что туристский потенциал России используется далеко не в полной мере. Создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного вмешательства государства, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Сравнительный анализ современного состояния развития туризма в России и за рубежом показывает, что Россия на сегодняшний день проигрывает в этой конкурентной борьбе, теряя огромные денежные средства, которые могли бы значительно пополнить бюджеты страны и регионов.

Реализация туристического потенциала сдерживается рядом факторов, характерных почти для каждого российского региона: туристическая и базовая инфраструктура, кадры, маркетинг, предпринимательская среда, отсутствие должной законодательной базы.

Процесс объединения туристических предприятий происходит пока еще не столь активно, как на зарубежных туристских рынках, при этом за рубежом в основном это объединение туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить финансовый потенциал туристических компаний, значительно расширить клиентскую базу и сбытовую сеть.

Складывающиеся тенденции на федеральном и региональном уровнях, в том числе положительные результаты последних лет, убеждают в том, что подъем туристической отрасли в России, наметившийся несколько лет назад, все больше приобретает устойчивый и долгосрочный характер. Эти и другие позитивные процессы рассматриваются как важнейшее условие для привлечения инвесторов. Главная задача на сегодняшний день - это создание и развитие новой инфраструктуры объектов туризма и отдыха, что позволит в перспективе превратить туризм в высокодоходную отрасль российской экономики и интегрировать ее в мировую индустрию.

В этой связи со всей остротой проявляется потребность в повышении эффективности функционирования организаций, представляющих туристические услуги.

Жесткая конкурентная борьба между организациями туристического бизнеса приводит к появлению новых моделей организации и управления туристической деятельностью компаний, учитывающих процессы глобализации и интеграции бизнеса, что связано со стремлением получения преимуществ в проведении маркетинговых исследований, снабжении, производстве, продвижении, распределении и сбыте услуг, в повышении профессионализма персонала, в уменьшении различного рода рисков, поэтому поиск и использование новых технологий, повышающих эффективность работы турфирм, становится жизненно необходимой задачей.

Основные принципы развития туристической отрасли представлены на рисунке 1.

V

Использование комплексного подхода к развитию туризма

Ориентация на показатели качества жизни при оценке влияния туризма на развитие регионов

Сбалансированность

интересов всех участников процесса развития туризма

V

Обеспечение международного сотрудничества при организации туристских программ N Создание условий роста количетсв малых предприятий \ Стимулирование предпринимательски х инициатив участников туристского бизнеса

Рисунок 1 - Принципы развития туристической отрасли [Источник: Составлено автором]

Соблюдение указанных принципов позволит:

- своевременно определять наиболее важные компоненты и факторы развития и объективно оценивать значимость (уровень влияния) каждого из них;

- повысить способность процесса воспроизводства к восприятию и освоению инноваций;

- ускорить темпы реализации важнейших новшеств и нововведений, способствующих росту эффективности производственного процесса с минимальными затратами;

- повысить эффективность реализации объективно необходимых новшеств, непосредственно связанных с компонентами роста с минимальными затратами.

Развитие регионального туристического комплекса с учетом вышеуказанных принципов, позволит добиться максимально эффективного определения путей развития системы туризма в условиях ограниченности туристических ресурсов.

Анализ тенденций развития туристической отрасли в России и в Республике Адыгея позволяет выделить следующие позитивные и негативные тенденции (см. рисунок 2).

Ориентация на неистощимое использование туристических ресурсов

>

Устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков

>

Интеграция планов развития туризма во все серы народного хозяйства

Использование комплексного подхода к развитию туризма

Ориентация на показатели качества жизни при оценке влияния туризма на развитие регионов

>

Сбалансированность

интересов всех участников процесса развития туризма

Обеспечение международного сотрудничества при

организации туристских программ

Создание условий роста количетсв малых предприятий

Стимулирование предпринимательски х инициатив участников туристского бизнеса

Рисунок 2 - Тенденции развития туристической отрасли в Российской Федерации [Источник:

составлено автором]

Следует заметить, что выделение позитивных и негативных тенденций развития туристического комплекса необходимо для обоснования элементов организационно - экономического механизма регулирования туристического комплекса.

Позитивными тенденциями для Российской экономики являются, как показано на рисунке 2:

- увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всех категорий, коллективных средств размещения и лиц, обслуженных в них;

- увеличение количества мест отдыха и объектов туристского показа за счет присоединения курортов Крымского федерального округа;

- сформировавшийся среди россиян устойчивый спрос на туристские услуги и рост доходов населения, которые создают позитивный фон для роста потребительского спроса на продукт отечественной туристической индустрии;

- наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;

- наличие и рост спроса на природоориентированные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский);

- рост патриотических настроений гражданского общества Российской Федерации, в том числе в среде молодежи;

- наличие значительной сети учреждений культуры и традиции раннего приобщения россиян к их посещению в процессе освоения программ общего, профессионального и дополнительного образования;

- наличие в субъектах Российской Федерации трудовых ресурсов для замещения рабочих мест в сфере туризма, в том числе за счет переобучения безработных граждан;

- сложившаяся система среднего профессионального и высшего образования в сфере туризма, в том числе в ведущих образовательных учреждениях страны;

- наличие положительного опыта применения программно-целевых механизмов управления в сфере туризма;

- установка на инновационный характер развития российской экономики на федеральном уровне.

К тенденциям, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно отнести следующие:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;

- неразвитость транспортной инфраструктуры (низкие качество дорог и уровень придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);

- низкие качество и пропускная способность автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной инфраструктуры;

- дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);

- устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;

- плохое экологическое состояние и засоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма, в том числе самодеятельного;

- невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;

- недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;

- негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски;

- высокая стоимость отечественного туристского продукта, в первую очередь транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;

- высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность "низкого сезона" в регионах традиционного пляжного туризма, высокие средние постоянные издержки туристских предприятий;

- несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;

- недостаточный уровень практических навыков у выпускников программ профессиональной подготовки в сфере туризма;

- традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос современного потребителя;

- отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;

- недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации, в том числе на международный рынок;

- низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;

- негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по Российской Федерации;

- необходимость интеграции сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Указанные тенденции предопределяют стратегические ориентиры развития туризма в регионах Российской Федерации.

Современный этап стратегического развития туризма связан с необходимостью закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах.

Первоначально главной целью было определение правовой базы, законотворчество, восстановление и создание новых элементов туристской инфраструктуры. Далее акцент стратегического развития сместился в сторону стимулирования предпринимательских инициатив регионов, определения мест расположения свободных экономических зон и туристских кластеров, а также отбора реализуемых в них инвестиционных проектов.

За последние годы туристическая отрасль достигла определенного уровня развития, и к настоящему времени уже имеются предпосылки для более интенсивного развития туризма, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека.

Сегодня именно человек с его потребностями, культурным потенциалом, качеством жизни, безопасностью становится центральным звеном и основной целью в развитии экономики вообще и сферы туризма в частности.

Туризм сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.

Таким образом, целью развития туризма в регионах Российской Федерации на период до 2025 года должны стать комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Исмиева Р.Т. У. дис. канд. экон. наук. — Махачкала, 2011. 26 с.

2. Казыбайкызы А., Муханова А.Е., Смагулова Ж.Б. Особенности и перспективы развития туризма в мире // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-2. - С. 265-269; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34827. Дата обращения: 03.10.2019.

3. Лушников Р.Л., Баяндурян Г.Л. Обоснование направлений совершенствования механизма ресурсосбережения в условиях модернизации экономики // Вестник Адыгейского государственного университет. — Серия 5: Экономика. — 2011.

— №3. — С.256-262.

4. Российский статистический ежегодник. Каталог публикаций, www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru. Дата обращения: 03.03.2019.

5. Россия в цифрах 2017. Краткий статистический сборник. www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf. Дата обращения: 11.03.2019.

6. Концепция создания туристического кластера в Северо- Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея, www.ewnc.org/files/ksk/doc/tourist-conception-Aug-2011 .pdf. Дата обращения: 01.10.2019.

7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2028 годы), утв. Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644. // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL: http://www.garant.ru. Дата обращения: 03.10.2019.

8. Штрек П.А. Экологизация управления в сфере туристско-рекреационных услуг: автореф. дис. канд. экон. наук. — СПб, 2010. — 26 с.

Sources:

1. Ismieva R.T. Management of the effectiveness of the functioning of tourism business organizations: abstract. dis. Cand. econ. sciences. - Makhachkala, 2011.26 s.

2. Kazybaikyzy A., Mukhanova A.E., Smagulova Zh.B. Features and prospects for the development of tourism in the world // Successes in modern science. - 2015. - No. 1-2. - S. 265-269; URL: http://www.natural-sciences.ru/en/article/view?id=34827. Date of appeal: 10/03/2019.

3. Lushnikov R.L., Bayanduryan G.L. Substantiation of directions for improving the mechanism of resource conservation in the modernization of the economy // Bulletin of the Adygea State University. - Series 5: Economics. - 2011. - No. 3. - S.256-262.

4. Russian statistical yearbook. Catalog of publications, www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru. Date of appeal: 03.03.2019.

5. Russia in numbers 2017. A brief statistical compilation. www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf. Date of appeal: 03/11/2019.

6. The concept of creating a tourism cluster in the North Caucasus Federal District, Krasnodar Territory and the Republic of Adygea, www.ewnc.org/files/ksk/doc/tourist-conception-Aug-2011.pdf. Date of appeal: 01.10.2019.

7. The federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2028), approved. Decree of the Government of the Russian Federation of August 2, 2011 No. 644. // Guarantor. Legal information support. URL: http: //www.garant.ru. Date of appeal: 10/03/2019.

8. Shtrek P.A. Ecologization of management in the field of tourist and recreational services: author. dis. Cand. econ. sciences.

— St. Petersburg, 2010. — 26 p.

А.М. Кипкеева - доцент ФГБОУВО Северо-Кавказской государственной академии, Черкесск,

A.M. Kipkeeva - docent FGBOU VO Severo-Kavkazskoj gosudarstvennoj akademii, Cherkessk;

Х.К. Урусов - магистрант 3 курса ФГБОУ ВО Северо-Кавказской государственной академии, Черкесск,

H.K. Urusov - magistrant FGBOU VO Severo-Kavkazskoj gosudarstvennoj akademii, Cherkessk.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TAX ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. статья посвящена изучению эволюции налогового администрирования в РФ. Изучены этапы развития налогового администрирования в РФ. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «налоговое администрирование». Дана оценка современного этапа контрольных функций и полномочий налоговых органов РФ. В процессе исследования выделены периоды институционализации налогового администрирования в России. Обоснованы основные направления развития налогового администрирования с учетом сложившейся теории и практики налогообложения в РФ. Выявлены особенности этапов развития налогового администрирования в России и дана их характеристика. Основной акцент сделан на то, что налоговое администрирование является динамически развивающейся системой управления налоговыми отношениями, которая призвана защищать интересы государства. Определены основные принципы эффективного налогового администрирования в РФ, к которым можно отнести: снижение уровня налоговой преступности, а именно снижение количества налогоплательщиков уклоняющихся от уплаты налогов и сборов, не законное занижение сумм налогов, а также достижение высокого уровня налоговой культуры.

Annotation. the article is devoted to the study of the evolution of tax administration in Russia. The authors studied the stages of development of tax administration in the Russian Federation. The article considers the main approaches to the definition of "tax administration". The assessment of the modern stage of control functions and powers of tax authorities of the Russian Federation is given. The basic principles of tax administration in Russia are considered. The study highlights the periods of institutionalization of tax administration in Russia. The main directions of development of tax administration taking into account the developed theory and practice of taxation in the Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.