сте с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.03.2019)
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе» от 29.06.2018 № 172-ФЗ (последняя редакция)
7.Приказ ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 (ред. от 22.05.2018) «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантируюшдх поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2017 № 48992)
8. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 29.03.2019) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2019)
9. Постановление Правительства РФ от 30.04.2018 № 534 (ред. от 28.03.2019) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка»
10. Мардаровская, Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Мардаровская. - М.: ОО «Издательство» «Элит», 2015. - 273 с.
Sources:
1. Gavrilova, A.N. Finance Organizations (enterprises): textbook / A.N. Gavrilova, A.A. Popov. - 3rd ed., rework. And dop. - M.: KNORUS, 2015. - 608 S.
2.Mardarowska, Y.V. Long-term and short-term financial policy of the company "Text": studies. allowance / Y.V. Marda-rowska. - M.: Elite Publishing Ltd., 2016. - 280 S.
3. Schalneva, M.S. Financial policy as a factor in the development of the company /.M.S.S. Schalneva.- Financial Gazette: finance, taxes, insurance, accounting. -2016. -No 1.- S. 9 - 17.
4. The official website of Karachay-Cherkesskenergo. - Access mode: URL: http://www.kchenergo.ru/o-kompanii/istoriya-kompanii.html
5.Russian Government Decree of May 4, 2012 No. 442 (ed. 02.03.2019) "On the operation of retail electricity markets, full and/or partial restriction of the mode of consumption of electric energy" (along with the "Basic Regulations of the Operation of Retail Electricity Markets", "Rules of full and/or partial restriction of the regime of electricity consumption") (with the iz. and additional, effective from 19.03.2019)
6. Federal Law on Amendment Electricity" in terms of regulating relations when the electricity system is attached to another electricity system" from 29.06.2018 No. 172-Fz (last edition)
7. Order FAS of Russia from 21.11.2017 No. 1554/17 (ed. 22.05.2018) "On the approval of methodical instructions on the calculation of sales allowances guaranteeing suppliers using the method of comparison of analogues" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 24.11.2017 No. 48992)
8.Russian Government Decree of 29.12.2011 No. 1178 (ed. 29.03.2019) "On pricing in regulated prices (tariffs) in electricity" (along with "Basics of pricing in regulated prices (tariffs) in electricity, "Government regulation rules (revision, revision, application) prices (tariffs) in the electricity sector) (with the iz. and add., effective from 03.04.2019)
9. Russian Government Decree of 30.04.2018 No. 534 (ed. 28.03.2019) "On amending certain acts The Governments of the Russian Federation in connection with the extension of the operating features of wholesale and retail markets in the territories of certain parts of the wholesale market price zones"
10. Mardarovsk, Y.V. Long-term and short-term financial policy of the enterprise "Text": studies. allowance / Y.V. Mardarowska. - M.: Elite Publishing Ltd., 2015. - 273 s.
Г.Л. Баяндурян - доктор экономических наук, профессор, ГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],
G.L. Bayanduryan - Doctor of Economics, Professor, Kuban State University of Technology", [email protected];
С.Б. Джимова - аспирант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],
S.B. Dzhimova - Postgraduate Student, Kuban State Technological University, [email protected].
ГЕНЕЗИС ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
GENESIS OF THE BASIC DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF THE TOURISM COMPLEX OF THE REGION
Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются существующие модели государственного регулирования туристической отрасли, а также особенности организации туристической отрасли зарубежных стран. Выделены четыре модели государственного регулирования туристической индустрии и отличающихся по степени государственного участия. В настоящее время система регулирования и управления туризмом в большинстве зарубежных стран носит преимущественно территориальный характер с возможностями воздействия на отраслевое развитие страны. В статье систематизированы основные этапы становления и развития
туристической отрасли. По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации индустрии туризма, для России наиболее приемлема третья модель управления. Предложены направления государственного регулирования туристической отрасли в регионах.
Annotation. In this article, the authors consider existing models of state regulation of the tourism industry, as well as features of the organization of the tourism industry of foreign countries. Four models of state regulation of the tourism industry and differing in the degree of state participation are identified. Currently, the system of regulation and management of tourism in most foreign countries is predominantly territorial in nature with the potential to influence the country's development. The article systematizes the main stages of the formation and development of the tourism industry. In terms of the scale of international tourism, the federal structure and method of organizing the tourism industry, the third management model is most acceptable for Russia. The directions of state regulation of the tourism industry in the regions are proposed.
Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, туристическая отрасль, туристическая индустрия, модели государственного регулирования, организационная структура управления, направления государственного регулирования.
Key words: tourist-recreational complex, tourism industry, tourism industry, state regulation models, organizational structure of management, directions of state regulation.
На сегодняшний день туристская индустрия является одной из перспективных и вполне динамично развивающихся отраслей как экономики России в целом, так и ее отдельных регионов.
Туристско-рекреационный комплекс представляет собой сложную социально - экономическую систему и сочетает в себе туризм и рекреацию в регионе. Также в него входит большое количество организаций принимающих туристов. Характерной отличительной чертой туристско-рекреационного комплекса является высокая степень его комплексности.
Туристско-рекреационный комплекс оказывает большое воздействие на экономику региона, видоизменяет экономическую структуру экономики региона и социальные аспекты жизни населения.
В мировой практике существуют различные национальные системы, основными функциями которых, являются организация, управление и регулирование туризма. Для реализации туристской политики государство создает органы управления - национальные туристские администрации.
Можно выделить четыре модели государственного регулирования туристической индустрии и отличающихся по степени государственного участия [1].
Таблица 1 - Модели государственного регулирования туристической индустрии
Модель Органы регулирования туристической индустрии Особенности функционирования модели Страны
Первая модель Орган регулирования туристической индустрии (Центральная туристическая администрация)- отсутствует Позиция туристической индустрии на рынке - сильная участие государства не требуется США
Вторая модель Наличие министерства (ведомства), курирующего деятельность туристической индустрии Необходимы значительные финансовые вложения, в индустрию туризма, рекламную и маркетинговую деятельность, инвестирование в туристскую инфраструктуру Турция, Египет, Тунис
Третья модель Многоотраслевое министерство Основная цель - вопросы государственного регулирования Европейские страны
Четвертая модель Центральный орган исполнительной власти в сфере туризма -отсутствует Присуща странам, которые либо не уделяют развитию туризма должного значения, либо имеют недостаточный уровень экономического развития, либо находятся в состоянии политической нестабильности и т.п. Бельгия, Кыргызстан КНДР, Ближний Восток
В настоящее время существующая система государственного регулирования и управления туризмом в большинстве зарубежных стран носит преимущественно территориальный характер и оказывает воздействие на отраслевое развитие страны. Опыт зарубежных стран в этой области систематизирован в таблице 2.
Таблица 2 - Органы управления туристической отраслью ведущих зарубежных стран
Страна Орган управления Координация работы
Великобритания Министерство национального наследия Министерство национального наследия координирует финансовую поддержку и стимулирование развития внутреннего туризма. Осуществляет контроль за повышением качества туристского обслуживания в стране
Франция Министерство по транспорту и обустройству и Государственный секретариат по туризму В компетенцию федерального туристского ведомства входят вопросы организации профессионального обучения, анализ статистических показателей туристической отрасли, организаций выстраивания взаимоотношений с региональными комитетами по туризму, прогнозирование развития туризма, наблюдение за спросом туристических услуг
Испания Министерство экономики Министерство экономики осуществляет регулирование туристической отрасли через Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу. Институт туризма в полном объеме финансируется за счет бюджетных средств
Италия Министерство производственной деятельности Департамент по туризму подчиняется Министерству производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных туристических администраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и Евросоюзом). Однако центральная роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит национальному управлению по туризму (Е№Т), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных туристических администраций.
Проведенный автором анализ показал, что по способу организации туристической индустрии, масштабам международного туризма, федеральному устройству, для России наиболее приемлемой является третья модель управления. Однако для эффективного функционирования данной модели целесообразно государственное регулирование, что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального турпродукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, в организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, в формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры [2].
За период 1991 - 2019 гг на государственном уровне сформировалась относительно новая туристская политика.
Автор на основе анализа процессов трансформации организационно - экономического механизма регулирования развития туристического комплекса попытался систематизировать цели, задачи и функции этого регулирования, позволившие выделить следующие этапы этого процесса.
Таблица 3 - Генезис управления туристическим комплексом в России
Этапы, Органы управления Цели, задачи Функции Результаты
годы
1 этап 1991-1999 гг Российская акционерная компания по иностранному туризму, Министерство культуры и туризма РФ, Комитет РФ по туризму, Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, Комитет РФ по физической культуре и туризму, Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму, Российское агентство по физической культуре и туризму, Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму Выработка стратегии развития туризма в России, реализация государственной политики в сфере туризма; организация разработки и реализации федеральных целевых и межгосударственных программ в сфере туризма Разработка и реализация государственной политики направленной на развитие туризма в Российской Федерации Создан государственный орган регулирования туристической сферы. Введено обязательное лицензирование туристской деятельности. Начало формирования новой системы органов управления туризмом в республиках, краях, областях, автономных образованиях и городах Москве и Санкт-Петербурге
2000-2010 гг Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму, Департамент туризма в составе Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по туризму, Министерство спорта туризма и молодежной политики Реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации Проведение государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта Лицензирование туроператорской, ту-рагентской деятельности, деятельности в сфере клубного отдыха, реализация «Концепции развития туризма РФ до 2005 года »
20112014гг Федеральное агентство по туризму передано из ведения Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в ведение Министерства культуры Российской Федерации[ Выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере физической культуры и спорта Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешений на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов Принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011-2018 гг»
2014-по настоящее время Федеральный совет по промышленному туризму (г. Разработка единой карты промышленного туризма, а также формирование Стимулирование развития межрегиональных маршрутов Сформированы межрегиональные и трансграничные
маршруты промышленного туризма. Ряд межрегиональных маршрутов промышленного туризма был презентован на Международных туристических выставках в таких городах как: Прага (Чехия), Дурбан (ЮАР), Генуя (Италия), Интурмар-кет (Москва), Анкара (Турция), а также в других городах России
Как видно из таблицы 3, первый этап (1991-1999 гг) характеризуется формированием основ туристской политики. На этом этапе туризм признан приоритетной отраслью. Разработана концепция развития и реорганизации туризма в Российской Федерации. Разработана и утверждена федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996 г). Сформирован нормативно - правовой фундамент сферы туристской деятельности, оказавший влияние на дальнейшее развитие и становление рынка туризма.
На втором этапе (2000-2010 гг) формируются бизнес - сообщества и происходит становление общественных институтов. В связи со сменой условий финансово - хозяйственной деятельности туристический бизнес претерпевает ряд глубоких преобразований. Государственное регулирование, к сожалению, имело декларативный и непоследовательный характер и не соответствовало происходящим в сфере туризма процессам.
Третий этап (2011-2014 гг) обусловлен концептуальным переосмыслением сферы развития туризма, определением приоритетных направлений развития туризма. Туризм стал рассматриваться не как способ получения бюджетных средств, а как метод привлечения туриста в сферу туристской индустрии. На этом этапе в 2011 г принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011-2018 гг» с выделением за все время значительных финансовых ресурсов на развитие туристской инфраструктуры и въездного туризма.
Четвертый этап (2014 г - по настоящее время) характеризуется усилением социальной функции туризма. На этом этапе, в связи с вхождением в состав Российской Федерации республики Крым, принят ряд серьезных решений по развитию туризма.
Подводя итоги рассмотрения эволюции развития туристической отрасли, можно отметить качественные изменения в походах к содержанию принимаемых решений и проводимых мероприятий, а также повышения роли государства.
На сегодняшний день основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности в регионах должны стать:
• усиление защиты прав потребителей туристских услуг в регионах. Сегодня во всех регионах территориальными органами Роспотребнадзора ведется работа по отстаиванию прав потребителей связанные с оказанием туристских услуг. Так в целом, за первое полугодие 2019 года при содействии территориальных органов Роспотребнадзора в пользу туристов было подано около 200 исков, а также дано 202 заключения в суде по искам потребителей. В итоге, это привело к взысканию в пользу потребителей 20 млн руб (что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2018 года). За первое полугодие 2019 года выявлено более 170 нарушений прав потребителей организациями туристской отрасли. На такие организации наложены административные взыскания в виде штрафов почти на 1 млн руб (в 2018 году за полгода общая сумма штрафов составила 1,7 млн руб) [4];
• создание единых правовых условий для эффективного функционирования туристского рынка. Государственная региональная политика в сфере туризма в настоящее время все еще находится в стадии формирования и требует разработки специальных государственных мер. Одним их основных направлений для дальнейшего развития туристического рынка является подготовка предложений, касающихся изменений нормативно - правовой базы в части снижения административных барьеров, препятствующих развитию туризма, наделения полномочиями по развитию туризма органов местного самоуправления [10];
- поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма. Необходима реализация комплекса мер по поддержке развития малого и среднего предпринимательства в туризме, в том числе с участием профильных институтов развития, развитие системы инструментов кредитно-гарантийной поддержки для малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, системы микрозаймов, реализация льготных лизинговых про-
Екатеринбург). Федеральное агентство по туризму передано в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации
маршрутов и программ развития промышленного туризма в российских регионах
промышленного туризма, укрепление связей промышленных предприятий России и туристских компаний, организующих познавательные туры с посещением индустриальных объектов
грамм, субсидирование процентных ставок по кредитам, реализация мер по снятию барьеров и акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;
• создание конкурентоспособной среды, не допускающей развития монополизма в сфере туризма. В связи с высокой степенью регионализации туристского рынка, необходимо создание региональных саморегулируемых организаций. Целесообразно развитие региональных центров, анализирующих факторы предпринимательских рисков в туризме с учетом региональных особенностей. В институциональной туристской инфраструктуре региона должна функционировать структура управления рисками [11];
• продвижение российского туризма на международном рынке. Важным средством ориентации и информации для предприятий должна быть Единая маркетинговая стратегия по продвижению комплексного регионального туристского продукта на конкурентный рынок. Для ее реализации необходимо четкое разделение регулирующих и маркетинговых функций меду местными органами власти, национальными органами по регулированию туризма и отдельными предприятиями. В ходе создания эффективной системы продвижения туристского продукта необходимо также акцентировать внимание на трех составляющих - стратегии бренда, управлении продвижением туристского продукта и выделении достаточных финансовых ресурсов. Дополнительным механизмом развития системы продвижения регионального туристского продукта на международном туристском рынке может стать заключение соглашений с крупными иностранными операторами о совместной реализации российского туристского продукта.
Источники:
1.История российского туризма / Под общ. ред. д.пед.н, проф. Т. И. Власовой. - монография. - Санкт-Петербург: Издательство Д.А.Р.К., 2009. - 416 с. — ISBN 978-5-98004-030-7.
2.Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. -576с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. № 644. «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»». http://government.ru. Правительство РФ (2 августа 2011). Дата обращения 24.10.2019.
4. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru.
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020 года.
6. Сущность, структура и механизм управления туристско- рекреационным комплексом // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.- практ.конф. №4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения 02.02.2019)
7. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2018 г. № 514. О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности. http://www.kremlin.ru. Президент РФ (14 сентября 2018 года). Дата обращения 13.10.2019.
8. Указ Президента Российской Федерации от 18.11.2004 г. № 1453. О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту. http://www.kremlin.ru. Президент РФ (18 ноября 2004 года). Дата обращения 17.10.2019.
9. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.2002 г. № 439. О Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и спорту. http://www.kremlin.ru. Президент РФ (29.04.2002). Дата обращения 13.10.2019.
10. Кредитный договор: экономическая и правовая природа / Н.П. Бычкова, Г.Л. Авагян, Г.Л. Баяндурян. -М.: Магистр, 2009. - 159 с.
11. Баяндурян Г.Л., Полиди А.А., Осадчук Л.М., Сичкар С.В. Институциональные регуляторы улучшения инвестиционного климата в регионе.//Экономика устойчивого развития. - 2014.- № 3 (19). - С. 183-187.
Sources:
1. The history of Russian tourism / Under the total. ed. Doctor of Pedagogical Sciences, prof. T.I. Vlasova. - monograph. -St. Petersburg: Publisher D.A.R.K., 2009. - 416 p. - ISBN 978-5-98004-030-7.
2. Tourism management: Textbook / A.D. Chudnovsky - M.: Federal Agency for Tourism, 2014. -576s.
3.Decree of the Government of the Russian Federation dated 08.08.2011 No. 644. "On the federal target program" Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018) ". http://government.ru. Government of the Russian Federation (August 2, 2011). Date of appeal 10.24.2019.
4.URL: https://www.rospotrebnadzor.ru.
5. The tourism development strategy in the Russian Federation until 2020.
6. The essence, structure and management mechanism of the tourist and recreational complex // Youth Scientific Forum: Social and Economic Sciences: elektr. Sat Art. by mat. XXIII Int. Stud. Scientific and practical conference No.4(23).URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (accessed 02.02.2019)
7. Decree of the President of the Russian Federation of September 14, 2018, No. 514. On some issues of improving public administration in the field of tourism and tourist activities. http://www.kremlin.ru. President of the Russian Federation (September 14, 2018). Date of appeal October 13, 2019.
8.Decree of the President of the Russian Federation dated November 18, 2004 No. 1453. On the Federal Agency for Tourism and the Federal Agency for Physical Culture and Sports. http://www.kremlin.ru. President of the Russian Federation (November 18, 2004). The appeal date is 10/17/2019.
9.Decree of the President of the Russian Federation of 04.29.2002, No. 439. On the State Committee of the Russian Federation for Physical Culture and Sports. http://www.kremlin.ru. President of the Russian Federation (04.29.2002). Date of appeal October 13, 2019.
10. Credit agreement: economic and legal nature / N.P. Bychkova, G.L. Avagyan, G.L. Bayanduryan. - M.: Master, 2009 .-- 159 p.
11. Bayanduryan G.L., Polydi A.A., Osadchuk L.M., Sichkar S.V. Institutional regulators to improve the investment climate in the region. // Sustainable Development Economics. - 2014.- No. 3 (19). - S. 183-187.
Г.Л. Баяндурян - д-р экономических наук, профессор кафедры рыночных и государственных институтов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, marieta2 [email protected],
G.L. Bayanduryan - Doctor of Economics, Professor of the Department of Market and State Institutes of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Kuban State University Technological University ", Krasnodar;
М.К. Гонежук - аспирант кафедры рыночных и государственных институтов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, [email protected],
M.K. Gonezhuk - post-graduate student of the Department of Market and State Institutes of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Kuban State University Technological University ", Krasnodar.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP AND OPPORTUNITIES OF ITS IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN REGIONS
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается практика поддержки малого и среднего бизнеса за рубежом. Проведен анализ принципов и действующих мер государственной поддержки в развитых странах. Опыт зарубежных стран позволяет выделить основные тенденции: смещение акцента на поддержку инновационной деятельности, адресное развитие перспективных субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование экспортной деятельности. Ряд лучших зарубежных практик могут быть внедрены и в России с учетом их адаптации. Рекомендовано особое внимание уделять развитию инфраструктуры поддержки и формированию комфортных условий ведения бизнеса; оказанию поддержки трансферта технологий и предконку-рентных разработок; поддержке экспортно ориентированных компаний, включая выявление перспективных для экспорта направлений и адресная их поддержка; формированию непрямой финансовой поддержки и др.
Annotation. In this article, the authors consider the practice of supporting small and medium-sized businesses abroad. The analysis of the principles and existing measures of state support in developed countries. The experience of foreign countries allows us to highlight the main trends: a shift in emphasis on supporting innovation, targeted development of promising small and medium-sized enterprises and stimulation of export activity. A number of best foreign practices can be implemented in Russia, taking into account their adaptation. It is recommended that special attention be paid to the development of support infrastructure and the formation of comfortable business conditions; providing support for technology transfer and pre-competitive developments; supporting export-oriented companies, including identifying promising areas for export and targeted support for them; the formation of indirect financial support, etc.
Ключевые слова: поддержка, бизнес, подходы, зарубежные страны.
Keywords: support, business, approaches, foreign countries.
Подходы к оказанию поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в разных странах формируются исходя из текущего уровня их развития, степени благоприятности предпринимательской среды, а также изменений во внешних условиях. Универсального и эффективного подхода для всех стран не существует.
Следует отметить, что за последние несколько лет мировое экономическое пространство значительно изменилось. Это прежде всего глобализация производства и рынков, рост темпов модернизации и технологического переоборудования производства, увеличение доли инновационных продуктов на рынках, существенная диверсификация продуктового ряда и другие.
Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства во многих странах мира, как и активный рост экономики этих стран стали возможны только за счет разработки и внедрения новых инновационных решений.
В этой связи политика поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в развитых странах изменилась: главный упор сделан на субъектов, осуществляющих деятельность в стратегических для страны сферах.
Основные меры поддержки направлены на содействие внедрению и эффективному использованию новых технологий, на стимулирование инновационной активности, а также на продвижение отечественной продукции в других регионах и странах.