Куклина Е. А., Десятниченко Д. Ю.
О государственной политике в сфере туризма и рекреации
(в контексте лучших мировых практик)
DOI 10.22394/1726-1139-2017-10-15-30 Куклина Евгения Анатольевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры экономики и финансов Доктор экономических наук, профессор kuklina-ea@sziu.ranepa.ru
Десятниченко Дмитрий Юрьевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры экономики и финансов Кандидат экономических наук, доцент rabotaemail@mail.ru
РЕФЕРАТ
В статье анализируется мировой опыт разработки и реализации государственной политики в сфере туризма и рекреации. Выявлены принципиальные подходы, общие для всех стран с развитой индустрией туризма, и сформулированы приоритетные направления деятельности в сфере туризма со стороны правительств различных государств. Рассмотрены меры регулирования и стимулирования развития индустрии туризма во Франции и Китае. Анализ лучших мировых практик государственной политики в сфере туризма и рекреации позволил сделать следующие выводы. Прямое заимствование передового опыта Франции, Китая и других стран, являющихся хэдлайнерами в развитии индустрии туризма, без адаптации соответствующих инструментов к российским реалиям невозможно. Целесообразно рассмотреть следующие предложения как достаточно перспективные: развитие научно-исследовательских работ в сфере туризма и рекреации с использованием маркетинговых технологий; законодательное закрепление необходимости разработки и реализации государственной туристической «имиджевой» стратегии; создание зарубежных офисов Министерства культуры РФ на зарубежных рынках с целью продвижения и сбыта отечественного туристического продукта; разработка специальных региональных программ для поддержки предпринимательства в сфере туризма и рекреации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
туризм, рекреация, государственная политика, государственное регулирование, стимулирование, господдержка, мировая практика, Франция, Китай
< >
о о
Kuklina E. A., Desyatnichenko D. Yu.
About the State Policy in the Sphere of Tourism and Recreation (In the Context of the Best World Practices)
Kuklina Evgenia Anatolievna
North-West institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of Economics and finance Doctor of Science (Economy), Professor kuklina-ea@sziu.ranepa.ru
Desyatnichenko Dmitry Yuryevich
North-West institute of Management, Branch of Ranepa (Saint-Petersburg, russian federation) associate Professor of the Chair of Economics and finance
O PhD in Economics, Associate Professor ™ rabotaemail@mail.ru
^ ABSTRACT
<
ci The article analyzes the world experience in the development and implementation of state policy
o in the sphere of tourism and recreation. Basic approaches common to all countries with a devel-
oped tourism industry have been identified, and priority areas for tourism activities have been uj formulated by governments of different countries. The measures of regulation and stimulation of
§ development of the tourism industry in France and China are considered. The analysis of the best
world practices of state policy in the sphere of tourism and recreation allowed us to draw the
< following conclusions. Direct borrowing of the best practices of France, China and other countries, which are the headliners in the development of the tourism industry, without the adaptation of
x appropriate tools to the Russian realities is impossible. It is advisable to consider the following
< proposals as rather promising: development of research and development in the field of tourism and recreation using marketing technologies; legislative consolidation of the need to develop and
^ implement the state tourist "image" strategy; the creation of foreign offices of the Ministry of
Culture of the Russian Federation in foreign markets with the purpose of promoting and marketing the domestic tourist product; development of special regional programs to support entrepre-neurship in the field of tourism and recreation.
KEYWORDS
recreation, state policy, state regulation, stimulation, state support, world practice, France, China
Мировая практика свидетельствует о том, что на протяжении последних нескольких десятков лет туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики, устойчиво удерживая позиции в первой тройке по уровню получаемых доходов.
В современных условиях социально-экономического развития, по данным Всемирной туристической организации (Ш^ТО), вклад туризма в мировой ВВП составляет: по въездному туризму — около 30%; по внутреннему туризму — более 70% (рис. 1).
По прогнозу ШЧМТО среднегодовой рост мирового туризма в 2010-2030 гг. должен составить 3,3%, колеблясь в диапазоне от 2,3% (Европа) до 5,0% (Африка) [1, с. 131]. Вклад туризма в мировой ВВП и занятость населения (по состоянию на 2015 г.) представлены на рис. 2.
В настоящее время на территории России выделяются пять основных туристско-рекреационных зон, специализирующихся на соответствующих видах туризма (Приложение 1), что может быть важным фактором как регионального развития, так и социально-экономического развития страны.
Учитывая существенный вклад туристической отрасли в ВВП, представляется целесообразным изучение лучших мировых практик в этой области с целью использования передового опыта и разработки эффективной государственной политики в сфере туризма и рекреации для улучшения макроэкономических показателей развития России, обладающей уникальным туристско-рекреационным потенциалом.
Понимание значимости сферы туризма для социально-экономического развития государства и осознание масштабов ее мультипликативного влияния на экономику уже давно привели многие страны к рассмотрению туризма как одной из наиболее приоритетных отраслей экономики.
В результате анализа политики регулирования туристической сферы в конце ХХ — начале XXI вв. выявлены принципиальные подходы, общие для всех стран с развитой индустрией туризма, которые заключаются в следующем [6, с. 54-55]: • признание важности и исключительно широкого характера воздействия туризма на экономику страны в целом и на экономическое развитие отдельных регионов в частности;
72,3%
27,7%
< >
о о
Рис. 1. Вклад туризма в мировой ВВП в 2015 г. по видам, % (по данным UNWTO)
Рис. 2. Вклад туризма в мировой ВВП и занятость населения в 2015 г. (по данным UNWTO)
• стимулирование внесезонного туризма в целях выравнивания прибытий туристов и, соответственно, ослабления давления на инфраструктуру (аэропорты, авиалинии, наземные транспортные коммуникации, средства размещения, экскурсионное обслуживание и др.);
• усиление требований к обеспечению безопасности туристов в связи с участившимися действиями экстремистов;
• применение новейших технологий как средства повышения конкурентоспособности туристического продукта, повышения степени доступности и эффективности использования туристских ресурсов;
• тесная взаимосвязь мероприятий по развитию туризма и защитных мер в области экологии, культурного и исторического наследия;
• реализация регулярных и полномасштабных научно-исследовательских работ по анализу и прогнозу тенденций развития рынка туристических услуг, их маркетингу и менеджменту.
В арсенале методов регулирования и стимулирования развития индустрии туризма применяются экономические, правовые, социальные, политико-администра-
о тивные, культурные и экологические методы, которые встречаются в практике всех ^ стран мира. Однако конкретный инструментарий реализации этих методов в раз-^ личных странах заметно различается, что можно объяснить отличиями концепций EJ и моделей национального менеджмента [4].
g Мировой опыт однозначно доказывает, что успешность развития сферы туризма и рекреации напрямую зависит от того, как на государственном уровне восприни-о мается отрасль, насколько масштабна и эффективна государственная поддержка. о Поэтому, во всех развитых в туристском отношении странах, главную роль в регу-< лировании функционирования и развития туризма играет государство.
Анализ государственного регулирования и развития туризма в странах мира х позволил выявить основные направления деятельности в сфере туризма со сторо-2 ны правительств различных государств (табл. 1).
н- Российская Федерация является самой восточной страной из стран Запада ^ (хотя, по Р. Киплингу, Россия — это самая западная из восточных стран), поэтому ° представляется целесообразным проанализировать опыт западных стран в сфере туризма и рекреации.
Но, с другой стороны, государства Европы показывают самый низкий среднегодовой рост мирового туризма (2,3%), в то время как государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) более чем в 2 раза выше — 4,9% (рис. 3), поэтому представляется логичным рассмотреть и положительный опыт стран АТР в этом секторе экономики.
Изучение используемого инструментария стимулирования развития туристского комплекса целесообразно, по нашему мнению, осуществлять на опыте наиболее развитых в туристском отношении стран, таких как Франция, реализующая западную модель управления туристической сферой, и Китай, реализующий государственный подход в традициях азиатского менталитета.
В настоящее время в большинстве стран Западной Европы наиболее распространенной является модель управления сферой туризма на уровне центральных органов исполнительной власти, входящих в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства.
Туризм — одна из важнейших отраслей экономики Французской Республики, его доля в ВВП страны составляет около 7%. Франция является наиболее наглядным примером проведения последовательной государственной политики развития туризма, которая представляет собой централизованное программирование развития туризма как важного элемента социально-экономического развития страны в целом.
Во Франции функции по выработке государственной политики в сфере туризма осуществляет Генеральная дирекция по предпринимательству (Direction générale des entreprises, DGE), которая находится в ведении Министерства экономики, промышленности и цифровых технологий.
Ранее на уровне исполнительной власти туризм во Франции находился в компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого функционировал государственный секретариат по вопросам туризма и управление туризма. Министерство транспорта и общественных работ учредило научно-исследовательскую лабораторию для изучения развития туризма во Франции. В состав этой лаборатории входят представители государственных организаций, местных властей, туристского бизнеса, а также ученые и представители экспертного сообщества. Лаборатория, задача которой заключается в том, чтобы исследовать тенденции развития туризма во Франции, призвана собирать всю информацию, имеющую отношение к туризму, анализировать ее и предоставлять заинтересованным сторонам.
Законом от 22 июля 2009 г. № 2009-888 «О развитии и модернизации туристских услуг» образовано Агентство по туристскому развитию Франции, основной дея-
Таблица 1 о
со
Приоритетные направления деятельности государства в сфере туризма
Страна Национальная управленческая структура по туризму Приоритетные направления деятельности государства
Франция Министерство экономики, промышленности и цифровых технологий 1. Стимулирование социального туризма 2. Охрана окружающей среды
Испания Министерство экономики 1. Охрана окружающей среды 2. Нормативно-правовое регулирование 3. Лицензирование, сертификация 4. Координация региональных туристических организаций
Италия Министерство промышленности, ремесел и торговли 1. Нормативно-правовое регулирование 2. Лицензирование 3. Координация региональных туристических организаций 4. Статистическая деятельность 5. Международное сотрудничество
Венгрия Министерство экономики 1. Маркетинговые исследования 2. Продвижение туристического продукта на зарубежных рынках 3. Информационное обеспечение туристов 4. Внедрение современных компьютерных технологий 5. Стимулирование въездного туризма
Греция Министерство развития, торговли и индустрии 1. Укрепление материально-технической базы путем субсидий и налоговых льгот 2. Стимулирование въездного туризма 3. Лицензирование
Турция Министерство туризма 1. Всемерная поддержка на государственном уровне 2. Укрепление материально-технической базы путем субсидий и налоговых льгот, инвестиций, льготных кредитов и таможенных пошлин 3. Стимулирование въездного туризма 4. Упрощение визовых процедур
КНР Государственное управление по делам туризма 1. Совершенствование нормативно-правовой базы 2. Бюджетные инвестиции и субвенции 3. Налоговые льготы 4. Поощрение инноваций 5. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства 6. Предоставление льгот по кредитам, ссудам, целевых грантов и т. д.
Источники: [1, 3, 7].
< >
о о
о
m О
m <
2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
Динамика фактической и прогнозной прибыли мирового туризма в 1980-2030 гг., млн долл.
*
J V
3 ■
1980 1995 2010
] страны АТР страны Европы
2020
2030
| среднемировой уровень
Рис. 3. Динамика мирового туризма за период 1980-2030 гг. (1980, 1995, 2010 — факт;
2020, 2030 гг. — прогноз)
Примечание: среднемировой уровень (1); страны Европы (2); страны АТР (3). Источник: UNWTO.
тельностью которого является продвижение политики конкурентоспособности и качества в туристском секторе. Коллегиальным консультативным органом государства и заинтересованных сторон в сфере туризма выступает Национальный совет по туризму.
Государство определяет и реализует национальную политику в области туризма посредством:
• определения порядка лицензирования и классификации оборудования, организации туристической деятельности;
• определения и реализации направлений деятельности в области развития национального туризма в сотрудничестве с местными органами власти и заинтересованными участниками;
• установления правил и принципов международного сотрудничества в области туризма и обеспечения их осуществления, в частности, в компетентных международных организациях.
Государство содействует согласованию государственных и частных инициатив в области туризма, а также реализации планов развития туризма, вырабатываемых местными органами власти.
В стране, кроме того, существует еще целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом (в основном — с правом совещательного голоса). Так, туристскую политику Франции координирует организация «Maison de la France», в которую входят государственные, частные и общественные организации. Основная функция этой организации — продвижение французского туристского продукта за рубежом. «Maison de la France» имеет 33 зарубежных офиса в 29 странах и формирует дол-
<
госрочные маркетинговые и рекламные программы. Их цель — увеличение туристских потоков, в основном за счет сокращения мертвого сезона, расширения географии и увеличения продолжительности пребывания иностранных туристов в стране [5, с. 48]. EJ Важной частью французской политики развития индустрии туризма является ее g региональная составляющая. Характерной особенностью региональной структуры L-развития туризма во Франции является доминирующая роль столичного района над о остальной территорией страны. Поэтому главной задачей правительства стало стрем- о ление сдержать развитие столичного региона и стимулировать развитие проблемных < районов, выявляемых по соответствующим критериям (уровень социально-экономического развития, ситуация на местном рынке труда, демографические тенденции). х На этих территориях достаточно широко используются дотации в сферу туризма, 2 развитие инфраструктуры за счет бюджетных средств, различные рычаги поддерж- н-ки местного предпринимательства и привлечение частного капитала. ^ Стимулирование развития внутреннего туризма во Франции обеспечивается ° нормативным правовым регулированием отношений в области благоустройства и поддержания экологических нормативов туристических территорий.
Законодательной базой в сфере регулирования туристической деятельности является Кодекс по туризму, который был принят в 2006 г. Существенный вклад в реформирование и повышение конкурентоспособности национальной туристической индустрии также внесло принятие Закона «О развитии и модернизации туристических услуг» от 22 июля 2009 г. № 2009-888, дополненного затем рядом профильных постановлений Правительства Франции. В результате слияния нескольких отраслевых организаций было создано единое Государственное агентство по развитию туризма во Франции «ATOUT FRANCE», которое, помимо продвижения страны на мировом рынке, осуществляет меры по поддержке и стимулированию внутреннего туризма (упрощение административных процедур для ведения туристического бизнеса, повышение качества предоставления услуг, продвижение инновационных технологий и т. д.).
Государственная программа действий в сфере туризма во Франции в настоящее время акцентирует внимание на трех базовых инструментах, которые могут быть использованы для создания долгосрочных национальных программ развития туризма:
• усиление действующих и введение новых регламентирующих мер, предусматривающих защиту здоровья людей и окружающей среды;
• создание программ, гарантирующих чистоту производственных процессов и выпускаемой продукции по туристской отрасли;
• использование ценовой политики в качестве эффективного механизма воздействия.
Анализ реализации государственных мер в сфере туризма во Франции позволяет сделать два основных вывода, которые могут быть востребованными и в Российской Федерации:
• государственная политика в туристической сфере должна быть активным компонентом региональной политики, направленной на выравнивание уровней развития территорий;
• основой для регулирования сферы туризма является разработка, принятие и реализация стратегий развития отрасли и разработка на базе этого программ развития отдельных составляющих индустрии туризма в регионах.
В Китайской Народной Республике за последние годы сформировался крупнейший в мире туристический рынок. Так, по оценкам Главного государственного управления по туризму КНР, в 2015 г. количество въездных поездок составило 128 млн чел.-раз, выездных — более 120 млн чел.-раз, а объем внутреннего туризма достиг 3,9 млрд поездок в год [7].
о Государственная политика в туристическом секторе экономики КНР «заточена», ^ прежде всего, на регулирование и поддержку предпринимательства в этой сфере. ^ Меры государственного регулирования и господдержки туризма в КНР можно клас-ЕЗ сифицировать следующим образом: ^ •по степени воздействия: прямые, косвенные;
• по инструментам воздействия: административные, экономические;
о •по уровню воздействия: макроуровень (национальный), региональный (уровень о провинции), местный (уровень города).
< Прямыми мерами государственного регулирования и поддержки предприниматель-с ства в сфере туризма является совершенствование нормативно-правовой базы ре-х гулирования развития предпринимательства, бюджетные инвестиции и субвенции.
Несмотря на колоссальные масштабы туристической отрасли Китая, законода-н- тельство в области ее регулирования находится в процессе становления. Лишь ^ в 2009 г. Госсовет КНР предпринял первую серьезную попытку систематизировать ° и юридически закрепить политику государства в отношении функционирования и развития сектора туризма, когда были утверждены «Рекомендации по ускорению развития туристической индустрии». В этом документе впервые было указано на необходимость придания туризму роли «стратегической и опорной отрасли» экономики Китая, а также обозначены в наиболее общих формулировках основные векторы ее развития.
В настоящее время основными правовыми актами в области регулирования туристической сферы в Китае являются Закон КНР «О туризме» и «Основные положения по развитию национального туризма и отдыха на 2013-2020 гг.».
Закон «О туризме», вступивший в силу 1 октября 2013 г., по сути, стал первым законодательным актом КНР, регулирующим вопросы развития туристической отрасли в стране. Этот закон, главной целью которого стало упорядочение достаточно стихийно сложившегося туристического рынка, задает стратегические вехи развития китайской туристической индустрии.
«Основные положения по развитию национального туризма и отдыха на 20132020 гг.» являются нормативным актом практического содержания, в котором конкретизируются меры по развитию туристической отрасли в Китае. Нам представляется необходимым отметить особенности нормативно-законодательного регулирования туристической сферы в Китае, которые заключаются в следующем:
• основные документы национального и регионального уровней рассматривают вопрос развития туризма в целом, без деления его на внутренний туризм, въездной туризм и выездной туризм;
• внутренний туризм, как таковой, не выделяется в качестве отдельного предмета государственного регулирования.
В настоящее время наиболее популярными объектами внутреннего туризма Китая считаются Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Сиань, Гуйлинь, Ханчжоу, Санья, Лхасу, Чэнду, Лицзян, Гонконг и Макао. Закон КНР «О туризме» ввел государственное регулирование цен (в форме установления фиксированных или рекомендуемых цен) на входные билеты и транспортные услуги в пределах туристических объектов внутреннего туризма, для создания которых используются общественные ресурсы. При повышении цен в обязательном порядке должны проводиться общественные слушания с учетом запросов мнений туристов и организаций в сфере туризма и доказываться обоснованность и необходимость повышения цен.
Законодательно закреплена необходимость разработки и реализации государственной туристической «имиджевой» стратегии. Так, в частности, Госсовету КНР предписывается организовать работу по продвижению за рубежом китайского туризма, в том числе за счет создания сети специализированных административных органов и развития международного взаимодействия. Региональные власти
<
обязаны заниматься продвижением собственного туристического имиджа, создавать туристические продукты «с региональной спецификой». Правительствам вменяется активно инвестировать в данную отрасль, привлекать и поддерживать частные инвестиции. Е^
Ежегодный объем расходов на развитие туризма в Китае к 2020 г. планируется ^ довести до 5,5 трлн юаней или около 5% от ВВП (для сравнения — в 2013 г. эта сумма составила 2,6 трлн юаней) [1, с. 84]. о
Прямыми мерами государственного регулирования и поддержки предпринима- о тельства в туристической сфере Китая явлются совершенствование нормативно- < правовой базы регулирования развития предпринимательств, бюджетные инвести- ^ ции и субвенции. х
п <
В соответствии с действующими процедурами для создания туристической ком- ^ пании в КНР необходимо получить лицензию на ведение деятельности в сфере н-туризма и зарегистрировать предприятие. Для оплаты маркетинговых и информа- ^ ционных услуг, подготовки кадров, участия в ярмарках и выставках выдаются суб- ° венции.
Так, например, в январе 2014 г. в городе Гуанчжоу вступил в силу «Подход к управлению фондами развития предпринимательства туризма в районе Наньша города Гуанчжоу». На развитие турагентства и туроператора, которые зарегистрированы и работают в районе Наньша более 2 лет и имеют годовой оборот более 3 млн юаней, выдаются единовременные субсидии в сумме 500 тыс. юаней. Кроме этого, выдаются субсидии на развитие 5-звездочных, 4-звездочных и 3-звездочных отелей в размере 1 млн юаней, 500 тыс. юаней и 100 тыс. юаней соответственно.
Косвенные меры государственного регулирования и поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая реализуются в форме предоставления налоговых льгот (освобождение от уплаты налогов на прибыль на срок 5 лет), субсидирования процентной ставки, гарантий по кредитам для ускорения развития туризма, поддержки инноваций и др.
К административным мерам государственного регулирования и поддержки предпринимательства в туристической отрасли относятся совершенствование механизмов использования государственного имущества для развития предпринимательства, создание сети технопарков, бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры, оказание консультационных услуг, проведение различных курсов обучения, бизнес-школ, бизнес-семинаров, помощь в сбыте продукции и услуги и т. д.
Китай — гигантская страна по территории и численности населения, со сложной трехуровневой системой управления (государство, провинция, город), поэтому инструменты государственного регулирования сферы туризма различаются по масштабу воздействия.
Так, на национальном уровне осуществляется поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства в сфере туризма.
Инструментами поддержки предпринимательства в сфере туризма на уровне провинции являются специальные региональные программы. Так, например, в провинции Аньхой действует механизм предоставления гарантий по кредитам для развития предпринимательства, уменьшение процента по кредитам, снижение требований и смягчение условий для предоставления гарантий при получении кредитов, продление сроков кредитования.
Успешным примером государственной поддержки городского уровня являются программы города Луоян, благодаря которым осуществляется бесплатное обучение предпринимательским навыкам в области туризма. Городские власти также предоставляют молодым предпринимателям скидку 50% по аренде офисных помещений, оплате воды и электроэнергии (максимальная сумма господдержки — тыс. юаней).
о Органам исполнительной власти КНР предписывается включать туризм в планы ^ социально-экономического развития территорий, а затем на основании этих планов ^ отдельно разрабатывать и реализовывать программы развития туристической от-ЕЗ расли и подпрограммы развития отдельных туристско-рекреационных зон страны. ^ Высокий туристско-рекреационный потенциал — характерная особенность большинства регионов России, однако уровень его развития и эффективность реализации о различаются весьма существенно. Чаще всего уровень развития туристско-рекреа-о ционных зон в регионах соответствует общему уровню социально-экономического < развития территории, что не удивительно и соответствует выводам, полученным с нами ранее [2]. Поэтому регулирование, изначально призванное сглаживать имею-х щиеся существенные дисбалансы между потенциальным и реальным уровнем раз-2 вития туризма и рекреации в регионах, на практике часто осуществляется по анало-н- гии с выравниванием уровней социально-экономического развития — аналогично ^ практике выравнивания уровней бюджетной обеспеченности.
В Российской Федерации государственное регулирование туризма осуществляется на уровне региональной власти и управления. При этом субъектами государственного регулирования регионального туризма являются различные государственные структуры, осуществляющие свою деятельность в широком диапазоне, включающим экономическое развитие. молодежную политику, предпринимательство, внешние связи, культуру, инвестиции, туризм, потребительский рынок и услуги, санитарно-курортный комплекс и др. К числу таких субъектов государственного регулирования туризма относятся:
1. Министерства:
• по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму;
• физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью;
• поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг;
• развития предпринимательства и торговли;
• культуры и туризма;
• экономического развития;
• экономического развития и внешних связей;
• экономических связей, туризма и предпринимательства;
• по делам предпринимательства и развития туризма и т. д.
2. Комитеты:
• по физической культуре, спорту и туризму;
• по международным связям и развитию туризма;
• по туризму, инвестициям и пространственному развитию;
• по внешним связям и т. д.
3. Управления:
• по туризму и курортам;
• туризма и развития туристской инфраструктуры;
• по развитию туристско-рекреационного и санитарно-курортного комплексов и т. д.
4. Департаменты:
• спорта и туризма;
• по физической культуре, спорту и туризму;
• инвестиций и предпринимательства;
• международного сотрудничества и туризма;
• инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства и т. д.
5. Агентства (по туризму).
Субъекты государственного регулирования регионального туризма по административным территориям рекреационных районов Российской Федерации приведены в Приложении 2.
<
Анализ лучших мировых практик государственной политики в сфере туризма и рекреации позволяет сделать следующие выводы.
Прямое заимствование передового опыта Франции, Китая и других стран, являющихся хэдлайнерами в развитии индустрии туризма, без адаптации соответству- Е^ ющих инструментов к российским реалиям невозможно, но, по нашему мнению, ^ целесообразно рассмотреть следующие предложения как достаточно перспектив-
• развитие научно-исследовательских работ в сфере туризма и рекреации с ис- о пользованием маркетинговых технологий; <
• законодательное закрепление необходимости разработки и реализации государ- ^ ственной туристической «имиджевой» стратегии; х
• создание зарубежных офисов Федерального агентства по туризму Министерства 2 культуры РФ на зарубежных рынках с целью продвижения и сбыта отечествен- н-ного туристического продукта; ^
• разработка специальных региональных программ для поддержки предпринима- ° тельства в сфере туризма и рекреации.
Литература
1. Анализ зарубежного опыта развития внутреннего и въездного туризма // Аналитический вестник. 2016. № 47 (646) [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/ m7qn478mzUhopFipLvNYSt66AAENHQZJ.pdf (дата обращения: 12.09.2017).
2. Десятниченко Д. Ю., Куклина Е. А. Управление развитием туризма и рекреации в регионе: теоретические основы и практические направления деятельности // Управленческое консультирование. 2016. № 5 (89). С. 68-74.
3. Ефремова М. В., Смирнова И. П. Анализ зарубежного опыта государственных управленческих механизмов в сфере туризма // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 5. С. 11-20.
4. Куклина Е. А. Государственная поддержка инноваций в контексте модели национального менеджмента // Управленческое консультирование. 2013. № 9. С. 11-21.
5. Новичков В. И., Полозков М. Ю. Анализ опыта государственного регулирования туризма в развитых странах // Известия УрГЭУ. 2008. № 3 (22). С. 46-49.
6. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: экономика туризма. М. : Финансы и статистика, 2000.
7. Юй И. Изменение государственной политики поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 2, март-апрель 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/156EVN214.pdf (дата обращения: 12.09.2017).
References
1. Analysis of foreign experience of development of internal and entrance tourism [Analiz zaru-bezhnogo opyta razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma] // Analitical bulletin [Analiticheskii vestnik]. 2016. N 47 (646) [An electronic resource]. URL: http://council.gov.ru/media/files/ m7qn478mzUhopFipLvNYSt66AAENHQZJ.pdf (rus)
2. Desyatnichenko D. Yu., Kuklina E. A. Management of development of tourism and recreation in the region: theoretical bases and practical directions of activity [Upravlenie razvitiem turizma i rekreatsii v regione: teoreticheskie osnovy i prakticheskie napravleniya deyatel'nosti] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2016. N 5 (89). P. 68-74. (rus)
3. Efremova M. V., Smirnova I. P. The analysis of foreign experience of the state administrative mechanisms in the sphere of tourism [Analiz zarubezhnogo opyta gosudarstvennykh upravlencheskikh mekhanizmov v sfere turizma] // Economic analysis: theory and practice [Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika]. 2003. N 5. P. 11-20. (rus)
4. Kuklina E. A. The state support of innovations in the context of model of national management [Gosudarstvennaya podderzhka innovatsii v kontekste modeli natsional'nogo menedzhmenta] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2013. N 9. P. 11-21. (rus)
< >
о о
о
со О
со <
5. Novichkov V. I., Polozkov M.Yu. The analysis of experience of state regulation of tourism in the developed countries [Analiz opyta gosudarstvennogo regulirovaniya turizma v razvitykh stranakh] // Izvestiya USEU. 2008. N 3(22). P. 46-49. (rus)
6. Papiryan G. A. International economic relations: tourism economy [Mezhdunarodnye ekonomi-cheskie otnosheniya: ekonomika turizma]. M. : Finance and statistics [Finansy i statistika], 2000. (rus)
7. Yu Yi. Change public entrepreneurship support policy in tourism sphere in China [Izmenenie gosudarstvennoi politiki podderzhki predprinimatel'stva v turisticheskoi sfere Kitaya] // Online journal "Naukovedeniye". Release 2, March-April, 2014. [Electronic resource]. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/156EVN214.pdf (rus)
Приложение 1
Основные туристско-рекреационные зоны России и их специализация
по видам туризма
Рекреационный район Административная территория Основные виды туризма
I. РТЗ Европейский Север
1.1. Кольско-Карельский Мурманская область и Республика Карелия Познавательный, экологический, спортивный (горнолыжный), пеший, круизы, охота, рыбная ловля, паломничество
1.2. Русский Север Архангельская (включая НАО) и Вологодская области, Республика Коми
II. РТЗ Центр России
2.1. Западный
морской Калининградская область Деловой туризм, круизы, отдых с лечением
континентальный Псковская и Новгородская области Историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
2.2. Ленинградский Санкт-Петербург и Ленинградская область (курортная зона Финского залива, дворцово-парковые комплексы) Историко-культурный, деловой туризм, автотуризм, речные круизы
2.3. Центральный Москва, Московская, Смоленская, Брянская, Орловская, Калужская, Рязанская и Владимирская области Историко-культурный, деловой туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы; пассивный и активный отдых (рыбалка), лечение
2.4. ВерхнеВолжский Тверская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртии, Чувашии, Марий Эл Историко-культурный, деловой туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы; пассивный и активный отдых (рыбалка), лечение
2.5. Среднее Поволжье Республика Татарстан, Ульяновская, Самарская, Саратовская области Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы; пассивный и активный отдых (рыбалка)
Продолжение приложения 1 о
со
Рекреационный район Административная территория Основные виды туризма
2.6. Уральский Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Башкортостан и восточная часть Удмуртии Познавательный, экологический и спортивный (горнолыжный, водный), пеший туризм, трекинг, автотуризм
III. РТЗ Европейский Юг России
3.1. Азовский Прибрежные районы Ростовской области и Краснодарского края Пассивный отдых с лечением (морские купания), пеший туризм, экскурсии
3.2. Кавказско-Черноморский Прибрежные районы Краснодарского края Пассивный отдых с лечением (морские купания), пеший туризм, экскурсии
3.3. Каспийский Прибрежная часть Республики Дагестан Морские купания, спортивный туризм
3.4. Северо-Кавказский Предгорный и низкогорные части Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа (Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни и Дагестана) Пассивный отдых с лечением, спортивный, пеший туризм, экскурсии
3.5. Горно-Кавказский Средне- и высокогорные районы Большого Кавказа (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетин-ская, Ингушская, Чеченская и Дагестанская республики) Пассивный отдых с лечением, спортивный, пеший туризм, экскурсии
3.6. Нижнее Поволжье Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и речные круизы, рыбалка
3.7. Южнорусский Курская, Белгородская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Пензенская области, Республика Мордовия, континентальные районы Ростовской области, степная часть Краснодарского и Ставропольского краев Пеший туризм, водный и автотуризм, рыбалка, охота, круизы
3.8. Крымский Автономная Республика Крым Историко-культурный туризм, экскурсии, автотуризм и морские круизы, рыбалка, пассивный отдых с лечением, спортивный, пеший туризм, экскурсии, отдых с лечением (морские купания)
о Продолжение приложения 1
со
Рекреационный район Административная территория Основные виды туризма
IV. РТЗ Юг Сибири и Дальнего Востока
4.1. Обско-Алтайский Южные части Тюменской, Томской областей, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай Пеший, горнолыжный туризм, пассивный отдых с лечением
4.2. Саянский (Енисейский) Южная часть Красноярского края, республики Хакасия и Тыва Пеший, спортивный туризм (водные, горные, спелеотуры), автомобильные туры
4.3. Прибайкальский Бурятия и Южная часть Иркутской и Читинской областей Таежная охота, рыбалка; пеший туризм, миникруизы по Байкалу, конгрессный туризм в сочетании с отдыхом и экскурсионной программой на Байкале
4.4. Амурско-Дальневосточный
континентальный Хабаровский край, Амурская область (кроме северных территорий) Пеший, экотуризм, рыбалка, охота
морской прибрежный и морской островной Приморский край, Сахалин и Курильские острова Пеший, экотуризм, пассивный отдых с лечением, экскурсии, охота, рыбалка, деловые туры
V. РТЗ Азиатский Север
5.1. Обско-Пу-торанский Северные районы Тюменской (автономный округ Югра и Ямало-Ненецкий) и Томской областей, север Красноярского края (в том числе плато Путорана; округа: Эвенкийский и Долгано-Ненецкий) Спортивный, пеший туризм
5.2. Якутский Республика Саха (Якутия); север Иркутской, Читинской и Амурской областей Экотуризм, познавательные и деловые туры
5.3. Колымо-Чукотский Магаданская область, Чукотский автономный округ, север Камчатской области Экотуризм, пассивный отдых с лечением, пеший туризм
5.4. Камчатский Юг Камчатской области Экотуризм, пассивный отдых с лечением, пеший туризм
Приложение 2 °
I—
Субъекты государственного регулирования регионального туризма ^
по административным территориям рекреационных районов России <
>
Административная территория — субъект Российской Федерации Субъект государственного регулирования регионального туризма
Мурманская область Комитет по физической культуре, спорту и туризму
Республика Карелия Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму
Вологодская область Управление по туризму и курортам областной администрации
Архангельская область Комитет по международным связям и развитию туризма областной администрации
Калининградская область Агентство по туризму Правительства области
Псковская область Государственный комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию
Санкт-Петербург Комитет по внешним связям администрации
Ленинградская область Комитет по физической культуре, спорту и туризму областной администрации
Новгородская область Комитет по туризму
Смоленская область Управление туризма и развития туристской инфраструктуры областной администрации
Тульская область Комитет по туризму
Ивановская область Департамент спорта и туризма
Владимирская область Департамент областной администрации по физической культуре, спорту и туризму
Рязанская область Комитет по культуре и туризму
Москва Комитет по туризму
Московская область Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью
Костромская область Департамент внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики
Нижегородская область Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг (отдел развития туризма и народных художественных промыслов)
Ульяновская область Департамент инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности аппарата Правительства области и Управление внешнеэкономических связей областной администрации
Самарская область Министерство спорта, туризма и молодежной политики
Пермский край Министерство развития предпринимательства и торговли
о Продолжение приложения 2
Административная территория — субъект Российской Федерации Субъект государственного регулирования регионального туризма
Свердловская область Министерство культуры и туризма
Челябинская область Министерство по физической культуре, спорту и туризму
Ростовская область Департамент инвестиций и предпринимательства
Краснодарский край Департамент комплексного развития курортов и туризма
Республика Адыгея Комитет по туризму и курортам
Республика Дагестан Агентство по туризму
Ставропольский край Министерство курортов и туризма
Кабардино-Балкарская Республика Министерство спорта, туризма и курортов
Астраханская область Министерство спорта и туризма
Омская область Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта
Новосибирская область Министерство экономического развития
Республика Алтай и Алтайский край Управление по развитию туристско-рекреационного и санитарно-курортного комплексов
Красноярский край Министерство спорта, туризма и молодежной политики
Республика Бурятия Республиканское агентство по туризму
Иркутская область Агентство по туризму
Хабаровский край Министерство экономического развития и внешних связей
Амурская область Министерство экономических связей, туризма и предпринимательства
Приморский край Департамент международного сотрудничества и туризма
Сахалинская область Министерство спорта, туризма и молодежной политики
Тюменская область Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства
Республика Саха (Якутия) Министерство по делам предпринимательства и развития туризма
Магаданская область Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области