Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1746
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / МЕРЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / STATE POLICY / STRATEGIC VECTOR OF TOURISM DEVELOPMENT / PROBLEMS OF TOURISM DEVELOPMENT / MEASURES AND TOOLS FOR TOURISM DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривошеева Татьяна Михайловна

Материалы статьи посвящены реализации государственной политики Российской Федерации в сфере туризма, обзору результатов внедрения принципа государственно-частного партнерства с использованием кластерного подхода как основного инструмента повышения привлекательности сферы туризма как объекта для частных инвестиций, характеристике ряда сохранившихся проблем, сдерживающих полноценную реализацию туристского потенциала Российской Федерации на внутреннем и международном рынках туризма. Для обоснования необходимости ухода от заявительного принципа получения государственной поддержки и фокусирования усилий на территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов Российской Федерации, автором приводятся результаты ранжирования субъектов Российской Федерации по количественному аспекту процессов развития сферы туризма. Основываясь на положениях, обозначенных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и в соответствии с содержанием Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, в статье сформулированы тезисы по изменениям реализации государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации, с выделением шести взаимодополняющих друг друга подходов. В целях повышения эффективности реализуемой государственной политики в сфере туризма, даны предложения по расширению инструментов отраслевого развития и мер поддержки предпринимательских и общественных инициатив с учетом международного опыта стратегического управления туристическим сектором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE TOURISM POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE TOOL IMPROVEMENT AND EXTENSION

The article considers the state policy implementation of the Russian Federation in tourism. Particular attention is paid to the results of implementing the public-private partnership principle using the cluster approach as the main tool to increase the tourism attractiveness for private investment. The article characterizes the problems hindering the full realization of the tourism potential of the Russian Federation at the domestic and international tourism markets. The author justifies the need to avoid the declarative principle of state support receiving and focusing efforts on territories with the greatest tourism potential for creating competitive tourism products of the Russian Federation, and presents the results of ranking the subjects of the Russian Federation by the quantitative aspect of tourism development processes. Based on the Government’s Guidelines for the period up to 2024 and Tourism Development Strategy of the Russian Federation until 2035, the article formulates theses on changes in the state tourism policy implementation, highlighting six complementary approaches. To increase the efficiency of the tourism state policy implemented, the author gives proposals to expand industry development tools and measures to support entrepreneurial and public initiatives, considering international experience in the tourism sector strategic management.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ»

Кривошеева Татьяна Михайловна удк 33848

doi: 10.24411/1995-0411-2020-10103

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ) кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Материалы статьи посвящены реализации государственной политики Российской Федерации в сфере туризма, обзору результатов внедрения принципа государственно-частного партнерства с использованием кластерного подхода как основного инструмента повышения привлекательности сферы туризма как объекта для частных инвестиций, характеристике ряда сохранившихся проблем, сдерживающих полноценную реализацию туристского потенциала Российской Федерации на внутреннем и международном рынках туризма. Для обоснования необходимости ухода от заявительного принципа получения государственной поддержки и фокусирования усилий на территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов Российской Федерации, автором приводятся результаты ранжирования субъектов Российской Федерации по количественному аспекту процессов развития сферы туризма. Основываясь на положениях, обозначенных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и в соответствии с содержанием Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, в статье сформулированы тезисы по изменениям реализации государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации, с выделением шести взаимодополняющих друг друга подходов. В целях повышения эффективности реализуемой государственной политики в сфере туризма, даны предложения по расширению инструментов отраслевого развития и мер поддержки предпринимательских и общественных инициатив с учетом международного опыта стратегического управления туристическим сектором.

Ключевые слова: сфера туризма, государственная политика, стратегический вектор развития туризма, проблемы развития туризма, меры и инструменты развития туризма

Для цитирования: Кривошеева Т.М. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма: совершенствование и расширение инструментария // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №1. С. 24-34. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10103.

Дата поступления в редакцию: 20 февраля 2020 г. Дата утверждения в печать: 16 апреля 2020 г.

Tatiana M. KRIVOSHEEVA udc 338.48:911.3(100)

doi: 10.24411/1995-0411-2020-10103

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

STATE TOURISM POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE TOOL IMPROVEMENT AND EXTENSION

Abstract. The article considers the state policy implementation of the Russian Federation in tourism. Particular attention is paid to the results of implementing the public-private partnership principle using the cluster approach as the main tool to increase the tourism attractiveness for private investment. The article characterizes the problems hindering the full realization of the tourism potential of the Russian Federation at the domestic and international tourism markets.

The author justifies the need to avoid the declarative principle of state support receiving and focusing efforts on territories with the greatest tourism potential for creating competitive tourism products of the Russian Federation, and presents the results of ranking the subjects of the Russian Federation by the quantitative aspect of tourism development processes. Based on the Government's Guidelines for the period up to 2024 and Tourism Development Strategy of the Russian Federation until 2035, the article formulates theses on changes in the state tourism policy implementation, highlighting six complementary approaches. To increase the efficiency of the tourism state policy implemented, the author gives proposals to expand industry development tools and measures to support entrepreneurial and public initiatives, considering international experience in the tourism sector strategic management.

Keywords: tourism industry, state policy, strategic vector of tourism development, problems of tourism development, measures and tools for tourism development

Citation: Krivosheeva, T. M. (2020). State tourism policy of the Russian Federation: the tool improvement and extension. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 14(1), 24-34. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10103. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 20 February 2020 No potential conflict of interest was reported by the

Accepted 16 April 2020_author(s)._

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/ by-sa/4.0/

Введение. В период 2011-2018 годов государственная политика Российской Федерации в сфере туризма, реализовыва-лась по принципу государственно-частного партнерства с использованием кластерного подхода. Этот механизм применялся для повышения привлекательности сферы туризма как объекта для частных инвестиций. На один рубль бюджетных средств, которые направлялись на создание обеспечивающей (инженерной и транспортной) инфраструктуры, приходилось примерно 2,2 рубля внебюджетных инвестиционных вложений, используемых для строительства объектов туристской инфраструктуры. Механизм комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры, позволил сформировать точки роста развития регионов и межрегиональных связей в туризме, активизируя вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Однако, мультипликативный эффект от создания туристско-рекреационных кластеров трудно определяем, в том числе из-за несовершенства статистики туризма, отсутствия научно обоснованных и апробированных унифицированных методик расчета и оперативного учета влияния туризма на смежные отрасли экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.

В настоящее время сохраняется ряд проблем, сдерживающих полноценную реализацию туристского потенциала Российской Федерации на внутреннем и международном рынках туризма:

- отставание темпов модернизации и создания транспортной и инженерной инфраструктуры отдельных регионов от темпов общего социально-экономического развития, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

- отставание уровня развития туристской инфраструктуры от темпов роста туристского интереса к территориям со стороны потенциальных потребителей (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, несоответствие придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях стра-

ны современным потребностям туристов, неудовлетворительное состояние и недостаточное количество смотровых площадок основных природных аттракций. Таким образом, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса, несмотря на значительный объем незагруженного номерного фонда коллективных средств размещения - среднегодовой уровень загрузки составляет 35%. Негативная ситуация усиливается ярко выраженной сезонностью спроса);

- пониженная туристская активность российских граждан, в том числе из-за низкой ценовой доступности и транспортных ограничений, особенно на удаленных территориях Российской Федерации. По усредненным показателям лишь 45% жителей страны в последние 5 лет отдыхали в регионе, отличном от региона проживания;

- низкая узнаваемость российских туристских брендов, а также несовершенство проработки бренд-платформ, в большинстве случаев, это обозначается как проблема присутствия России на зарубежных туристских рынках, однако, по нашему мнению, это проблема значима и для внутреннего туризма;

- недостаточность достоверной информации о возможностях приобретения того или иного элемента туристского продукта в режиме самостоятельного формирования тура по субъектам Российской Федерации (например, национальный туристический портал «RussiaTravel» содержит емкий контент по туристским объектам с возможностью точечного построения маршрута следования, но не предоставляет возможности покупки билетов, записи на экскурсии, не освещает особенности общественного транспорта, транспортной доступности в целом и т.п. Таким образом, мы видим низкую развитость сервисного сопровождения турпродукта, в том числе на стадии принятия решения о его приобретении);

- несоответствие уровня качества, предоставляемых туристских услуг, ожиданиям потребителей из-за недостаточной

квалификации и профессиональной адаптации персонала объектов туристской инфраструктуры.

Выше обозначенные проблемы, дополняются также диспропорциями в направлениях массовых туристских потоков, что приводит, в одном случае, к чрезмерной нагрузке на туристскую и обеспечивающую инфраструктуру территорий с исторически сложившейся туристской ат-трактивностью, а в другом, к проблемам динамичного развития «молодых дестина-ций».

Количественный подход к ранжированию

субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы туризма

О темпах развития индустрии туризма Российской Федерации к началу 2020 года можно говорить исходя из следующих значений официальных статистических показателей1:

- численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения - 46,49 млн человек, что больше значения за аналогичный период предыдущего года на 11,72%;

- численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения - 7,72 млн человек, что больше значения за аналогичный период предыдущего года на 6,39%;

- объем платных услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья - 183,36 млрд рублей, что меньше значения за аналогичный период предыдущего года на 8,52%.

Обозначенные показатели не позволяют сформировать полной картины состояния сферы туризма в стране, но они составляют основу информационной базы ранжирования субъектов Российской Федерации по количественному аспекту процессов развития сферы туризма (таблица 1). Ранг «1» соответствует наивысшему значению оцениваемых показателей.

Следует отметить, что регионами с наименьшими значениями рассматриваемых показателей стали Еврейская автономная область, Чукотский автономный

1 База официальной статистической информации. URL: fedstat.ru/ (сопоставление периодов «январь-сентябрь» 2018 и 2019 гг.)

округ, Республика Калмыкия и Республика Ингушетия.

Базовые условия развития туризма, региональные различия в обеспеченности туристскими ресурсами, текущей и потенциальной роли туризма в экономике, социальной значимости развития туризма для местных жителей субъектов Российской Федерации, предопределяют необходимость ухода от заявительного принципа получения государственной поддержки и фокусирования усилий на территориях, обладающих наибольшим туристским потенциалом для создания конкурентоспособных туристских продуктов Российской Федерации.

Стратегический вектор развития туризма в Российской Федерации

В настоящий момент, основы государственной политики в сфере туризма формируются несколькими документами, утвержденными на федеральном уровне:

- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года;

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (Стратегии);

- План мероприятий «Трансформация делового климата». Направление XV «Развитие предпринимательства в сфере туризма» (План мероприятий).

В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, обозначены следующие меры по развитию сферы туризма, в которые были заложены концептуальные изменения подходов к реализации государственной политики:

1. Формирование институционального фундамента отрасли, который обеспечит устойчивое функционирование туристских операторов и гарантированную сохранность средств их клиентов.

2. Создание и развитие сопутствующей и непосредственно туристской инфраструктуры в увязке со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в том числе через использование механизмов государственно-частного партнерства, а также

Таблица 1 - Итоги ранжирования субъектов Российской Федерации по количественному аспекту процессов развития сферы туризма за январь-сентябрь 2019 года

Table 1 - Ranking of entities of the Russian Federation by the tourism development indicators for January-September 2019

Ранг 20 лидеров по численности граждан РФ, размещенных в КСР 20 лидеров по численности иностранных граждан, размещенных в КСР 20 лидеров по объему платных услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья Лидеры по сумме рангов*

1 Краснодарский край Москва Краснодарский край Москва

2 Москва Санкт-Петербург Москва Краснодарский край

3 Санкт-Петербург Московская обл. Санкт-Петербург Санкт-Петербург

4 Московская обл. Приморский край Московская обл. Московская обл.

5 Респ. Крым Краснодарский край Приморский край Респ. Татарстан

6 Респ. Татарстан Иркутская обл. Респ. Татарстан Свердловская обл.

7 Свердловская обл. Владимирская обл. Свердловская обл. Приморский край

8 Тюменская обл. Свердловская область Тюменская обл. Респ. Крым

9 Нижегородская обл. Респ. Татарстан Респ. Крым Новосибирская обл.

10 Респ. Башкортостан Ростовская обл. Новосибирская обл. Иркутская обл.

11 Ставропольский край Новосибирская обл. Респ. Башкортостан Нижегородская обл.

12 Ленинградская обл. Ленинградская обл. Нижегородская обл. Ростовская обл.

13 Ярославская обл. Калининградская обл. Иркутская обл. *В группу «Лидеры по сумме рангов» вошли субъекты РФ, которые входили в «20 лидеров» по всем трем показателям

14 Новосибирская обл. Респ. Крым Хабаровский край

15 Челябинская обл. Воронежская обл. Тверская обл.

16 Ростовская обл. Ярославская обл. Ростовская обл.

17 Приморский край Мурманская обл. Челябинская обл.

18 Самарская обл. Нижегородская обл. Красноярский край

19 Красноярский край Ставропольский край Волгоградская обл.

20 Иркутская обл. Самарская обл. Сахалинская обл.

через создание условий для реализации частных инфраструктурных проектов.

3. Создание условий для формирования туристских продуктов, для снятия барьеров, ограничивающих спрос и затрудняющих развитие внутреннего и въездного туризма.

4. Новое качество управления отраслью путем расширения форм взаимодействия с участниками туристского рынка через поддержку создания и развития отраслевых объединений, совершенствование системы мониторинга и статистического учета, усиление мер общественного контроля в отрасли.

5. Развитие в партнерстве с участниками рынка отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов туристской отрасли.

6. Обеспечение прироста количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, в том числе для увеличения объема экспорта услуг категории «поездки» до 15,5 млрд. долларов США (в 1,73 раза относительно 2017 года).

Для реализации обозначенных мер в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, были определены инструменты развития туризма, способствующие созданию конкурентоспособного туристского продукта, планированию развития туристских территорий, созданию и совершенствованию магистральной инфраструктуры, транспорта, туристской и обеспечивающей инфраструктура, кадровому обеспечению отрасли и внедрению передовых форм и методов туристского

образования, повышению инвестиционной привлекательности отрасли, стимулированию спроса на туристский продукт, совершенствованию визового режима, развитию системы продвижения и повышение узнаваемости туристского продукта, развитию устойчивого спроса и повышению доступности туристского продукта, совершенствованию нормативно-правового регулирования туристской деятельности, а также внедрению системных мер поддержки, цифровых технологий в сфере туризма, обеспечению безопасности в сфере туризма и развитию системы сбора, обработки и анализа статистических данных.

Детальный анализ инструментов развития туризма по четырнадцати основным направлениям, обозначенным в Стратегии, позволил сформулировать тезисы по изменениям реализации государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации, с выделением следующих подходов:

Подход 1. Формирование комплексного туристского продукта территорий (субъектов, муниципалитетов Российской Федерации). Что предполагает обновление транспортной инфраструктурой и системы пассажирских перевозок в направлении туристских территорий, в том числе мультимодальных перевозок, цифровых платформ для удобства туристов при планировании поездок, предоставляющих широкий выбор туристских услуг. К тому же туристская территория трактуется как физическое пространство (муниципальное образование или группа муниципальных образований), которое характеризуется наличием общего туристского продукта, т.е. должно быть усилено администрирование сферы туризма на муниципальном уровне.

Подход 2. Осуществление мониторинга качества услуг на территории (субъектов, муниципалитетов Российской Федерации). Т.е. проведение фактической оценки туристом путешествия и степени расхождения ожиданий, связанных с посещением страны (или отдельной территории в случае, когда речь идет о внутреннем туризме), с реальным набором впечатлений впоследствии транслируются и накапливаются в информационном пространстве и оказы-

вают влияние на принятие решения о направлении путешествия новыми туристами либо о повторном путешествии.

Подход 3. Повышение уровня сервиса будет реализовываться, путем создания двухуровневой системы управления качеством туристских услуг (на федеральном и региональном уровнях), основанной на принципах информационной открытости и саморегулирования.

Подход 4. Выделение приоритетных туристских территорий, предполагает создание и реализацию планов развития приоритетных туристских территорий, в состав которых должны входить:

- концепция развития туристской территории;

- мастер-планы развития туристских территорий;

- перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов;

- финансовая модель реализации плана развития туристской территории.

Подход 5. Определение системных подходов к формированию и развитию кадрового потенциала сферы туризма, осуществляется через настройку механизмов удовлетворения будущих потребностей в кадрах, долгосрочное планирование и построение системы подготовки кадров всех уровней, не забывая о повышении престижности туристских профессий, включая рабочие профессии, распространение передового опыта и технологий в индустрии туризма, развитие системы аттестации и переаттестации персонала в форме независимой оценки по соответствующей квалификации с участием бизнеса и профессиональных ассоциаций, создание условий и проведении в России соревнований и конкурсов в сфере профессиональной деятельности в туризме с их интеграцией в международные системы рейтингов специалистов, в том числе для работников с ограниченными возможностями здоровья.

Подход 6. Формирование туристской экосистемы и цифровизация управления туризмом, предполагает объединение всех участников рынка на онлайн-платформе для формирования лучшего клиентского опыта, интегрированной с внешними ис-

точниками данных и социальными платформами. На базе платформы могут быть разработаны различные блоки, сервисы и мобильные приложения, в которых будут реализованы функции, направленные на развитие системы продвижения туристского продукта Российской Федерации. Среди важнейших цифровых решений можно выделить создание туристского маркетплейса и централизацию усилий по продвижению туристского продукта Российской Федерации. Цифровизация управления - это перевод всех государственных услуг, связанных с осуществлением туристской деятельности, в электронную форму, обеспечение возможности предоставления участниками туристского рынка всей установленной отчетности в электронной форме и интеграция государственных информационных систем, связанных с обеспечением туристской деятельности, для исключения двойного предоставления информации. Использование цифровых решений для совершенствования взаимодействия с предпринимательским и экспертным сообществом при разработке и реализации проектов в сфере туризма.

Эффективность данных подходов будет повышаться в процессе совершенствования механизмов развития сферы туризма, которые в настоящее время прорабатываются в процессе формирования Подпрограммы «Туризм» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»2 и Плана мероприятий по реализации Стратегии. Предполагается, что наиболее востребованными механизмами станут:

- предоставление субсидии на гран-товую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, в первую очередь, в формате малого и среднего бизнеса, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма через реализацию институциональных, технологических, просветительских и социальных проектов;

- предоставление субсидии юридическим лицам, осуществляющим перевозки

2 Распоряжение Правительства РФ от 26.07.2019 № 1656-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 №1950-р.

организованного потока (посредством туроператоров, либо системы бронирования) в межсезонье, с целью снижения эффекта сезонности в загрузке коллективных средств размещения;

- предоставление субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов;

- предоставление субсидий на софи-нансирование строительства, реконструкция и модернизация обеспечивающей инфраструктуры создаваемых и модернизируемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов.

В Плане мероприятий «Трансформация делового климата» особое внимание уделяется вопросам снятия барьеров развития детского туризма, законодательному закреплению понятия «туристский поток» в качестве главного индикатора при оценке степени успешности действий, которые предпринимаются органами государственной власти и органами местного самоуправления для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма, а также проработке официальной статистической методологии оценки туристского потока, методики оценки вклада туристской индустрии в экономику региона и подготовке предложений по обеспечению сбора данных, размещенных на платформах и порталах бронирования туристского жилья в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложения по расширению инструментов отраслевого развития и мер поддержки предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма

В целях формирования предложений обратимся к анализу международного опыта стратегического управления туристическим сектором, который свидетельствует о проявлении нескольких важных тенденций.

1. Необходимость учета проблем экологической и антропогенной нагрузки на туристские территории (дестинации), в частности внедрение мер по смягчению последствий изменения климата, деградации природных ландшафтов и определение потребности в строительстве «зелёных» зданий и сооружений.

2. Реализация мер по смягчению влияния социального и экономического давления в свете глобализации, в частности потребность повышения престижности рабочих мест в туризме, особенно для местного населения, посредством поддержки устойчивого туризма и инклюзивной занятости.

3. Снижение недостатка доступной недвижимости в городах для деятельности объектов туристской инфраструктуры не отельного типа (очень часто предпочтение отдается более высокодоходным отраслям).

4. Необходимость развития городской среды, в том числе общественных пространств, под руководством частного сектора в сотрудничестве с государственным сектором, в том числе с оценкой возможности реализации инициатив полного спектра услуг по приему туристов.

В целях данной статьи предложения формулируются в соответствии с разделом III Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года и могут быть учтены при разработке Плана мероприятий по ее реализации.

Создание конкурентоспособного туристского продукта будет осуществляться путем повышения доступности всего спектра туристских услуг, т.е. значительная роль будет отводиться комплексности туристского продукта территории, который должен увеличить «местную выгоду» от диверсификации туристских достопримечательностей конкретной территории. При проработке концепций комплексного туристского продукта следует обратить внимание на «ведущую, преобладающую» туристскую специализацию и на выявление наиболее полного спектра «дополнительных». Например, в некоторых субъектах Российской Федерации имеется достаточно сильный сельскохозяйствен-

ных сектор и уже сформировался ряд потенциальных знаковых продуктов (продовольственных брендов и специалитетов), которые очень часто связаны с местным хозяйственным наследием. В то же время потенциал данных продуктов на рынке туризма реализован не в полной мере, в первую очередь из-за отсутствия устойчивых связей (контактности) между отельным, туристским бизнесом и местными производителями, неудовлетворительным маркетингом и брендингом на региональном и национальном уровне. В связи с этим необходимо проведение на системной основе работы по налаживанию стабильной цепи поставок в туризме и смежных сферах деятельности, с учетом интересов местных производителей. На начальном этапе реализации такого подхода следует привлекать консультантов для сбора данных, составления карт местных продуктов и проведения рабочих совещаний с участием заинтересованных сторон, которые будут направлены на активизацию более тесного сотрудничества между местными производителями, операторами и объектами туристской инфраструктуры.

Диверсификация туристических достопримечательностей и разработка соответствующих стратегий маркетинга и продвижения торговых марок дестинаций, позволит осуществить успешный переход к туризму с более высокой добавленной стоимостью. Это потребует координированных усилий всех заинтересованных сторон не только на местном/региональном уровне, но и на национальном с точки зрения стратегического руководства процессом. Таким образом, создание двухуровневой системы управления качеством туристских услуг, о котором также говорится в Стратегии, должно быть дополнено, так называемыми стандартами рынка, которые отчасти были продемонстрированы в Российской Федерации во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Планирование развития туристских территорий будет осуществляться через создание и реализацию планов развития приоритетных туристских территорий, включающих в себя, как уже отмечалось выше, концепцию развития туристской

территории, мастер-планы развития туристских территорий, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации плана развития туристской территории. В связи с этим, необходимо обратить внимание на продвижение инициативы восстановления городской среды для большей конкурентоспособности и экологичности городов, а также направления инвестиций на мало-используемые участки под застройку, кластерные портфели активов и важнейшие узловые участки в городах.

При развитии магистральной инфраструктуры и транспорта, необходимо обеспечить реализацию проектов по улучшению транспортной доступности туристских территорий Российской Федерации, с особым выделением статуса труднодоступных и удаленных территорий Российской Федерации, например, Арктической зоны. Здесь следует обратить внимание на аутентичные виды транспорта и их аттрактивности как ядра турпродукта.

Практически во всех странах мира, говорят о наличии серьезных проблемах в части несоответствия человеческих ресурсов и их профессиональных навыков, прогрессивно растущим ожиданиям туристов и их претензиям на высокий уровень качества. В связи с этим, необходимо проработать вопросы трансфера знаний, умений и навыков, систематических программ поддержки их передачи и обновления за счет работодателей, а также внедрения моделей обмена передовыми практиками на национальном и региональном уровнях. Также, в свете этого, интересен подход подготовки кадров под задачи, который осуществляется на базе объектов туристской инфраструктуры на индивидуальной основе с учётом их собственных потребностей, а не на основе структурированного и системного подхода, диктуемого федеральными образовательными стандартами. При реализации такого подхода необходимо проработать регламент установления партнёрских отношений образовательных учреждений и объектов туристской инфраструктуры, в целях повышения качества «местной» составляющей образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Еще одним стимулом, заинтересованности работодателей в организации непрерывного образования для своих работников, может стать поощрение инициатив (например, грантовая поддержка проектов профессионального роста сотрудников или бизнес-идей местного населения). В мировой практике это действенный метод по обеспечению равных возможностей и экономической интеграции женщин, малочисленных и коренных народностей и лиц с ограничениями здоровья.

Повышению инвестиционной привлекательности может способствовать подход по созданию интегрированных туристских цепочек, которые еще на стадии проекта объединены общей концепцией создания туристской среды, предоставления услуг, продвижения и т.п., а инвестору предлагается конкретное «место» в этой цепочке.

Для развития системы продвижения и повышение узнаваемости туристского продукта, может быть интересен подход, основанный на стратегическом диалоге и использовании сатилитного маркетинга, т.е. формирования устойчивой связи с уже хорошо осведомленным партнером или устойчивым туристским продуктом.

Развитию устойчивого спроса и повышению доступности туристского продукта, должны способствовать программы обучения по развитию навыков местного населения в туризме, особенно для молодёжи, и освещения возможностей перехода к работе в формате круглогодичного режима для субъектов Российской Федерации с ярко выраженной сезонностью.

Перечисленные в Стратегии меры по внедрению цифровых технологий в сфере туризма, можно расширить за счет включения функций, позволяющих публиковать требования к необходимым ресурсам со стороны объектов туристской инфраструктуры и предложений о возможных поставках от местных производителей, включая объединение поставщиков (несколько поставщиков, производящих один и тот же продукт в необходимых количествах), а также возможности организации совместных перевозок/логистики, что в свою очередь, позитивно скажется на аутентичности туристского продукта.

Заключение. Инструменты и механизмы государственной поддержки развития туризма должны быть «восприимчивы» к изменениям и учитывать современные отраслевые тенденции и тренды. Наиболее значимыми, с нашей точки зрения, которые необходимо учитывать и при планировании развития туристских территорий, и при формировании их комплексного туристского продукта территории, а также при внедрении цифровых технологий в сфере туризма и обеспечении безопасности, являются:

- повышение для потребителя значения эффективности проведения своего свободного времени и появление новых способов и форматов его проведения;

- усиление фокуса на этику и рост значимости устойчивого развития туризма;

- рост числа и уменьшение длительности поездок, совмещение потребителем нескольких целей поездок;

- желание интерактивности и личного активного участия при потреблении турист-

ского продукта, а как следствие, возрастающая роль потребительских впечатлений и возможности обмена ими;

- усиление роли туризма как средства конкуренции локальных территории, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации между собой;

- цифровизация процесса приобретения туристского продукта или отдельных его элементов, уменьшение горизонта планирования поездок, рост спонтанности принятия решений о поездке;

- рост доли самодеятельных туристов и желание персонализации туристского продукта.

Конечно, это не исчерпывающий перечень, и он трансформируется под воздействием различных факторов, но анализ современных тенденций и трендов должен быть неотъемлемым элементом формирования системы мер развития туризма и поиска наиболее эффективных инструментов их реализации.

Список источников:

1. Афанасьев О.Е. Проблемы устойчивого развития туристского сервиса и дестинаций // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 1. С. 5-6.

2. Афанасьев О.Е. Туристские кластеры и дестинации: проблемы создания и продвижения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 5-6.

3. Воробец Т.И., Пономаренко О.М. Зарубежный опыт разработки стратегий развития туризма // В сб.: Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: Сб. тр. XXI Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 281-285.

4. Кривошеева Т.М., Маркова С.А. Практика применения программного метода управления в сфере туризма // В кн.: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты). 2011. С. 111-113.

5. Павленко Е.Л. Ответственный и устойчивый туризм: неотъемлемая часть туристской стратегии развития территории страны // В сб.: Туризм и гостеприимство сквозь призму инноваций: Сб. ст. III науч.-практ. конф. 2018. С. 91-94.

6. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Методы проведения сервисного аудита на региональном уровне // Сервис plus. 2016. Т. 10. № 1. С. 3-15.

7. Платонова Н.А., Кривошеева Т.М. Определение и анализ конкурентов при разработке стратегии развития туризма региона // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 25 (400). С. 2-12.

8. Санкова Л.В. Стратегии развития туризма и региональные рынки труда // В сб.: Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 525-531.

9. Соловьёв А.П. Региональные программы и стратегии развития туризма как фактор реализации туристского потенциала в субъектах Российской Федерации // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. №3(17). С. 68-73.

10. Тарасова О.Ю., Сытова А.Ю. Государственная политика развития туризма: региональный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т.19. №1. С. 260-261.

11. Шабанова Л.Б., Григорьев Р.А. Методика анализа туристского кластера региона // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России. 2014. Т.15. №1-2. С. 163-170.

12. Caldito L.A., Dimanche F., Mazina A., Fedulin A., et al. Tourism in Russia // TEMPUS Project "NETOUR: Network for Excellence in Tourism through Organization and Universities in Russia". Project Co-funded by the European Union. Spain, 2015.

References

1. Afanasiev, O. E. (2017). Problemy ustojchivogo razvitija turistskogo servisa i destinacij [The problems of tourist services and destinations sustainable development]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 5-6. (In Russ.).

2. Afanasiev, O. E. (2016). Turistskie klastery i destinacii: problemy sozdanija i prodvizhenija [Tourism clusters and destinations: The problems of creation and promotion]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(1), 5-6. (In Russ.).

3. Vorobets, T. I., & Ponomarenko, O. M. (2019). Zarubezhnyj opyt razrabotki strategij razvitija turizma [Creation of the tourism development strategies: Foreign experience]. Ustojchivoe razvitie social'no-ekonomicheskoj sistemy Rossijskoj Federacii [The socio-economic system sustainable development of the Russian Federation]. Proceedings of the XXI All-Russian Scientific and Practical Conference, 281-285. (In Russ.).

4. Krivosheeva, T. M., & Markova, S. A. (2011). Praktika primenenija programmnogo metoda upravlenija v sfere turizma [The practice of applying the program management method in tourism]. In coll.: Upravleniesovremennym innovacionnym obshhestvom v postkrizisnyj period (ekonomicheskie, social'nye, filosofskie, pravovye aspekty) [Management of a modern innovative society in the post-crisis period (economic, social, philosophical, legal aspects)]: Collection of articles, 111-113. (In Russ.).

5. Pavlenko, E. L. (2018). Otvetstvennyj i ustojchivyj turizm: neot'emlemaja chast' turistskoj strategii razvitija territorii strany [Responsible and sustainable tourism: an integral part of the country's tourism development strategy]. Turizm i gostepriimstvo skvoz' prizmu innovacij [Tourism and hospitality through the prism of innovation]: Collection of articles of the III scientific-practical conference, 91-94. (In Russ.).

6. Platonova, N. A., & Vapnyarskaya, O. I. (2016). Metody provedenija servisnogo audita na regional'nom urovne [Methods of conducting a service audit at the regional level]. Service plus, 10(1), 3-15. (In Russ.).

7. Platonova, N. A., & Krivosheeva, T. M. (2015). Opredelenie i analiz konkurentov pri razrabotke strategii razvitija turizma regiona [An identification and analysis of competitors in the creating the tourism development strategies in the region]. Regional'naja economica: teorija i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 25(400), 2-12. (In Russ.).

8. Sankova, L. V. (2019). Strategii razvitija turizma i regional'nye rynki truda [Tourism development strategies and regional labor markets]. Strategii i sovremennye trendy regional'nogo turizma i gostepriimstva [Strategies and modern trends of regional tourism and hospitality]: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, 525-531. (In Russ.).

9. Soloviyov, A. P. (2018). Regional'nye programmy i strategii razvitija turizma kak faktor realizacii turistskogo potenciala v sub'ektah Rossijskoj Federacii [Regional programs and tourism development strategies as a factor in the tourism potential realization in the subjects of the Russian Federation]. Uchenye zapiski (Altajskaja gosudarstvennaja akademija kul'tury i iskusstv) [Scientific notes Altai State Academy of Culture and Arts], 3(17), 68-73. (In Russ.).

10. Shabanova, L. B., & Grigoriev, R. A. (2014). Metodika analiza turistskogo klastera regiona [Methodology for the analysis of the tourist cluster of the region]. Uchenye zapiski Tambovskogo regional'nogo otdelenija Vol'nogo ekonomicheskogo obshhestva Rossii [Scientific notes of the Tambov Regional Branch of the Free Economic Society of Russia], 1-2, 163-170. (In Russ.).

11. Caldito, L. A., Dimanche, F., Mazina A., Fedulin, A., & et al. (2015). Tourism in Russia. NETOUR: Network for Excellence in Tourism through Organization and Universities in Russia. TEMPUS Project. Spain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.