Научная статья на тему 'МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА, КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ'

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА, КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / ТУРИЗМ / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / КРИЗИС / ТУРИСТЫ / ПУТЕШЕСТВИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКОТУРИЗМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котелевская Юлия Викторовна, Османова Эльнара Усеиновна

В статье представлены выявленные тенденции развития туризма, присущие ему на мировом уровне в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), основными из которых являются рост внутреннего туризма, повышение требований к безопасности туристических услуг, использование современных информационных технологий при предоставлении туристических услуг. Сфера туризма, как фактор формирования рыночного капитала предпринимательских сетей, стала одним из наиболее пострадавших секторов экономики в 2020 г., появились новые формы путешествий. Проанализированы доходы стран от сферы туризма. Определено, что в 2020 г. доходы в связи с пандемией снизились. Выявлено, что стоит уделять первостепенное внимание развитию внутреннего туризма на базе совершенной инфраструктуры и доступных туристических продуктов. К 2023 г. возможен возврат показателей сферы туризма к уровню 2019 г. Туроператорам придется проявить творческий и креативный подход, разработав маршруты, которые избегают общественных видов транспорта и многолюдных туристических зон, поскольку их клиенты будут ожидать более продуманного подхода к планированию путешествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD TRENDS IN THE SPHERE OF TOURISM AS A FACTOR IN THE FORMATION OF MARKET CAPITAL OF ENTREPRENEURIAL NETWORKS

The article presents the identified trends in the development of tourism inherent in it at the global level in the context of the coronavirus pandemic (COVID-19), the main of which are the growth of domestic tourism, increased requirements for the safety of tourism services, the use of modern information technologies in the provision of tourism services. The tourism sector has become one of the most affected sectors of the economy in 2020, new forms of travel have emerged. Analyzed the income of countries from the tourism sector. It was determined that in 2020, incomes decreased due to the pandemic. It was revealed that it is worth giving priority to the development of domestic tourism based on perfect infrastructure and affordable tourism products. By 2023, it is possible to return the indicators of the tourism sector to the level of 2019. Tour operators will have to get creative and creative by designing itineraries that avoid public transportation and crowded tourist areas as their customers expect a more thoughtful approach to travel planning.

Текст научной работы на тему «МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА, КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ»

УДК 338

Котелевская Юлия Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующий кафедрой менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса, Севастопольский филиал,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Севастополь, Российская Федерация. Османова Эльнара Усеиновна,

кандидат экономических наук,

заместитель начальника отдела статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства,

Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю,

доцент кафедры экономики, финансов и учета, Севастопольский филиал,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» г. Севастополь, Российская Федерация.

Kotelevskaya Julia Viktorovna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Management, Tourism and Hotel Business, Sevastopol Branch,

G.V. Plekhanov University of Economics, Sevastopol, Russian Federation. Osmanova Elnara Useinovna,

PhD in Economics,

Deputy Head of the Department of Statistics of Construction, Investments and Housing and Communal Services,

Office of the Federal State Statistics Service for the Republic of Crimea and Sevastopol, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Accounting, Sevastopol Branch,

G.V. Plekhanov University of Economics, Sevastopol, Russian Federation.

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА, КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ

WORLD TRENDS IN THE SPHERE OFTOURISMASA FACTOR INTHE FORMATION OF MARKET CAPITAL OF ENTREPRENEURIAL NETWORKS

В статье представлены выявленные тенденции развития туризма, присущие ему на мировом уровне в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), основными из которых являются рост внутреннего туризма, повышение требований к безопасности туристических услуг, использование современных информационных технологий при предоставлении туристических услуг. Сфера туризма, как фактор формирования рыночного капитала предпринимательских сетей, стала одним из наиболее пострадавших секторов экономики в 2020 г., появились новые формы путешествий. Проанализированы доходы стран от сферы туризма. Определено, что в 2020 г. доходы в связи с пандемией снизились. Выявлено, что стоит уделять первостепенное внимание развитию внутреннего туризма на базе совершенной инфраструктуры и доступных туристических продуктов. К 2023 г. возможен возврат показателей сферы туризма к уровню 2019 г.

Туроператорам придется проявить творческий и креативный подход, разработав маршруты, которые избегают общественных видов транспорта и многолюдных туристических зон, поскольку их клиенты будут ожидать более продуманного подхода к планированию путешествий.

Ключевые слова: предпринимательские сети, туризм, коронавирус, пандемия, ограничения, тенденции, кризис, туристы, путешествия, международный туризм, внутренний туризм, индустриальный туризм, экотуризм, цифровизация.

143

The article presents the identified trends in the development of tourism inherent in it at the global level in the context of the coronavirus pandemic (COVID-19), the main of which are the growth of domestic tourism, increased requirements for the safety of tourism services, the use of modern information technologies in the provision of tourism services. The tourism sector has become one of the most affected sectors of the economy in 2020, new forms of travel have emerged. Analyzed the income of countries from the tourism sector. It was determined that in 2020, incomes decreased due to the pandemic. It was revealed that it is worth giving priority to the development of domestic tourism based on perfect infrastructure and affordable tourism products. By 2023, it is possible to return the indicators of the tourism sector to the level of 2019.

Tour operators will have to get creative and creative by designing itineraries that avoid public transportation and crowded tourist areas as their customers expect a more thoughtful approach to travel planning.

Keywords: entrepreneurial networks, tourism, coronavirus, pandemic, restrictions, trends, crisis, tourists, travel, international tourism, domestic tourism, industrial tourism, eco-tourism, digitalization.

ВВЕДЕНИЕ

С распространением пандемии COVID-19 мировые экономики понесли значительные потери, и особенно остро это отразилось на тех странах, экономики которых чувственны к изменениям рыночного капитала. Мировая туристическая индустрия, которая является одним из основных факторов формирования рыночного капитала предпринимательских сетей, сегодня находится перед кризисом, который вызван пандемией. Последние годы туристическая отрасль была одной из наиболее развивающихся отраслей. 2019 г. принес в мировой порядок беспрецедентные изменения, касающиеся всех отраслей экономики и всех социальных контактов. В период коронавирус-ной пандемии туризм пострадал из-за ограничительных мер, которые вводят государства на передвижение граждан, карантин, запрет на авиаперевозки и т.д. Экономики, которые больше зависят от туризма, имеют наибольший ущерб от пандемии.

Исследованиями в области рекреации и туризма занимались многие ученые [1-13], но многие положения претерпели изменения, в связи с условиями ограничений, в которых оказался весь мир. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Сфера туризма владеет огромным потенциалом для развития, непосредственно взаимодействует с большинством отраслей хозяйства и играет важную роль в их социально-экономической жизни. Развитие международного туризма уверенно демонстрировало положительную тенденцию в развитии, однако ситуация резко изменилась в 2020 г. из-за пандемии коронавируса (COVID-19). Введенные ограничения практически остановили международный и существенно ограничили внутренний туризм. В настоящее время важен поиск инструментов для обеспечения безопасности путешественников и эффективных направлений развития сферы туризма.

Цель исследования — анализ доходов стран от сферы туризма, как фактора формирования рыночного капитала предпринимательских сетей, с целью выявления тенденций в условиях ограничений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Туризм — быстрорастущая отрасль. Всемирная туристская организация ООН (далее по тексту — ЮНВТО, ВТООН) ежегодно отчитывается о количестве туристов и их влиянии на экономику. Следует отметить, что с 2020 г. огромное влияние на развитие сферы туризма оказывает пандемия коронавируса (COVID-19). Кризисные явления как в мировой экономике, так и в отечественной экономике, начали свое развитие с 01 декабря 2019 г. — начало пандемии COVID-19 (коронавирусной инфекции). Начавшись в Китае (г. Ухань), вирус активно стал распространяться по миру, заставив страны вводить режимы чрезвычайных ситуаций, закрывать города на карантин, а также закрывать границы государств. Большинство населения были вынуждены самоизолироваться, перейти на удаленную работу, дистанционное обучение, либо временно прекратить выполнять должностные обязанности.

В 2020 г. туризм пережил самый серьезный кризис за всю историю наблюдений после беспрецедентной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, социальной и экономической жизни на фоне вспышки пандемии COVID-19. Количество международных туристических прибытий (посетителей с ночевкой) сократилось на 74 % по сравнению с предыдущим годом из-за широко распространенных ограничений на поездки и резкого падения спроса. Крах международных поездок представляет собой потерю доходов от экспорта в размере 1,3 триллиона долларов США, что более чем в 11 раз превышает потери, зарегистрированные во время глобального экономического кризиса 2009 г. [14].

144

В Азиатско-Тихоокеанском регионе количество международных прибытий сократилось на 84 %, что примерно на 300 миллионов меньше, чем в предыдущем году. На Ближнем Востоке и в Африке количество прибытий сократилось на 75 %. В Европе число прибывающих сократилось на 70 %, что означает сокращение количества иностранных туристов более чем на 500 миллионов человек, в то время как в Северной и Южной Америке падение составило 69 % [14].

Последний опрос Группы экспертов ЮНВТО показывает смешанные перспективы на 2021 год. Почти половина респондентов (45%) предвидят лучшие перспективы на 2021 год по сравнению с прошлым годом, 25% ожидают аналогичных результатов, а 30% предвидят ухудшение результатов. Эксперты ЮНВТО прогнозируют растущий спрос на туризм под открытым небом и на природе, при этом все больший интерес вызывают внутренний туризм и опыт «медленных путешествий» [14].

Большая часть Группы экспертов ЮНВТО не видят возврата к «допандемическим» уровням до 2023 г. Фактически, 43 % респондентов указывают на 2023 г., а 41 % ожидают возврата к уровням 2019 г. в 2024 г. или позже. Расширенные сценарии ЮНВТО на 2021-2024 гг. показывают, что для возвращения международного туризма к уровню 2019 г. может потребоваться от двух с половиной до четырех лет. Постепенное внедрение вакцины против COVID-19 восстанавливает доверие потребителей, ослабляет ограничения на поездки и постепенно нормализует туристические поездки в настоящее время [14].

Международный туризм вырос на 4 % в 2021 г., но все еще на 72 % ниже «допандемического» уровня. В 2021 г. в мировом туризме наблюдался умеренный рост в 4 %: число международных туристов (ночных посетителей) увеличилось на 15 миллионов по сравнению с 2020 г., но, по предварительным оценкам экспертов ЮНВТО, осталось на 72 % ниже уровня «допандемического» 2019 г. Это следует за падением числа международных поездок на 73 % в 2020 г., худшем году для туризма из-за пандемии COVID-19. Международный туризм умеренно восстановился во второй половине 2021 г., при этом количество международных прибытий снизилось на 62 % как в третьем, так и в четвертом кварталах по сравнению с теми же периодами 2019 г.

Эксперты ЮНВТО также отмечают рост уровня вакцинации в сочетании с более мягкими ограничениями на поездки из-за усиления трансграничной координации и протоколов помогли высвободить неудовлетворенный спрос в 2021 г. Европа и Америка зафиксировали самые высокие результаты по регионам по сравнению с 2020 г.: количество прибытий увеличилось на 19 % и 17 % соответственно, хотя они остались на 62 % и 63 % ниже уровня 2019 г. В Африке в 2021 г. наблюдался рост на 12 % по сравнению с 2020 г., но он остался на 74 % ниже уровня 2019 г. На Ближнем Востоке количество прибытий сократилось на 24 % по сравнению с 2020 г. и на 79 % по сравнению с 2019 г. В Азиатско-Тихоокеанском регионе количество прибывающих сократилось на 65 % по сравнению с уровнем 2020 г. и на 94 % по сравнению с показателями до пандемии. По субрегионам Карибский регион показал лучшие показатели в 2021 г.: количество международных прибытий выросло на 63 % по сравнению с 2020 г., хотя и на 37 % ниже, чем в 2019 г., а некоторые направления приблизились к «допандемическим» уровням или превысили их.

Экономический вклад туризма (прямой валовой внутренний продукт туризма) оценивается в 1,9 трлн долларов США в 2021 г., что выше 1,6 трлн долларов США в 2020 г., но все же намного ниже «допандемического» значения в 3,5 трлн долларов США. Последний опрос группы экспертов ЮНВТО показывает, что 61 % профессионалов в области туризма ожидают более высоких результатов в 2022 г., чем в 2021 г. Однако большинство экспертов (64 %) также считают, что международный туризм не вернется к уровню 2019 г. до 2024 г. или позже. Недавний всплеск случаев COVID-19 и появление его нового штамма Omicron могут помешать восстановлению туризма в начале 2022 г. Сценарии ЮНВТО указывают на рост числа международных туристических прибытий в 2022 г. на 30-78 % в зависимости от различных факторов. Это будет на 50-63 % ниже «допандемического» уровня [14].

В то время как международный туризм приходит в норму, внутренний туризм будет продолжать стимулировать восстановление сектора во все большем числе направлений. Внутренние путешествия подпитываются спросом на направления, расположенные ближе к дому и с низкой плотностью населения, поскольку туристы ищут мероприятия на открытом воздухе, природные продукты и сельский туризм.

145

Основной тенденцией развития путешествий и туризма в будущем в связи с пандемией COVID-19 является смена предпочтений отдыхающих: люди делают выбор в сторону знакомых, предсказуемы, надежных и безопасных направлений. А также тех направлений, которые требуют наименьшее количество документов для путешествия. Продолжит свое развитие внутренний и региональный туризм. В связи с этим сектор туристических агентств имеет возможности сформировать бизнес-модели для партнерства с местными организациями, предоставляющие услуги для полноценного отдыха. Проактивная коммуникация будет ключевым элементом для повышения спроса на внутренний туризм.

Пандемия коронавируса также стала катализатором стремления сферы туризма к инновациям и интеграции новых технологий, в частности — цифровых. Туристы ожидают все большее распространение бесконтактных технологий, что, среди прочего, является основным условием для безопасного и беспрепятственного путешествия. Также важным элементом в процессе цифрови-зации туристических услуг является обеспечение кибербезопасности, важность которой увеличивается с увеличением параметров оцифровки данных личности. Обеспечение не только комфорта, но и безопасности, для путешествующих людей является для государств и частного сектора основной задачей.

Стоит отметить, что в последнее время со стороны правительств разнообразных государств усилилась работа по решению социальных и экологических проблем. В частности, усилилась пропаганда защиты дикой природы и биоразнообразия. Не только правительства, но и бизнес структуры, объединили свои силы для поддержки разнообразия природы и ее инклюзивности. Это будет иметь долгосрочное значение для будущих поколений.

В связи с тем, что часть ограничений на международные перелеты снята, стали возобновляться туристические поездки в другие страны. По мере того, что сфера туризма движется к постепенному восстановлению, международная система тестирования на коронавирус и система цифрового здравоохранения будет иметь ключевое значение в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вакцинация от коронавируса еще не охватила все население мира, поэтому на данный момент действует и в ближайшее время будет существовать тестирование путешествующих на наличие вируса в организме путем ПЦР-тестов (полимеразная цепная реакция). Однако данные тесты являются дорогостоящими. В связи с этим ЮНВТО выступает за использование быстрых и более дешевых методов тестирования.

Введение цифровых медицинских пропусков для путешествий, которые направлены на облегчение прохождения туристами контрольно-пропускных пунктов, также являются одним из направлений развития сферы туризма в краткосрочной перспективе. К примеру, развитие глобальной функциональной совместимости цифровых медицинских карточек для путешествий, которые фиксируют и демонстрируют индивидуальный тест на COVID-19, статус вакцинации или выздоровления с надежной конфиденциальностью пользовательских данных. Данный подход позволит путешественникам надежно и легко доказать в пунктах пересечения границы, что они не заражены вирусом. Для поддержки и восстановления сектора необходим скоординированный, последовательный и прозрачный подход со стороны государства, который обеспечит быстрое и безопасное перемещение туристов. Данное направление деятельности правительств государств подразумевает под собой разработку протоколов безопасных путешествий и протоколов по охране труда и гигиене.

Со снятием запретов на поездки для большинства протестированных или вакцинированных путешественников людям стало легче путешествовать безопасно и на длительные расстояния. И после почти двух лет ограничений в связи с пандемией многие люди планируют воплотить свои планы в жизнь, планируя крупные путешествия в 2022 г.:

• 84 % респондентов опроса в США планируют совершить поездку в 2022 г.;

• 162 % американцев назвали пляжный отдых и поездки за границу наиболее желаемым видом отпуска;

• поиски проживания за границей на HomeToGo (поисковая система для аренды помещений по всему миру) увеличились на 88 %, что снова соответствует поисковому спросу 2019 г. [15].

Пандемия также дала путешественникам больше времени подумать о том, куда они хотят отправиться и почему. В наступающем году люди будут меньше думать о ценах на поездки и больше о впечатлениях. В предстоящем летнем сезоне HomeToGo наблюдает значительный рост

146

числа путешественников, бронирующих проживание в более тихих, но более роскошных местах, включая Мауи, Палм-Спрингс и Нантакет.

Популярные направления начинают бронироваться быстрее, чем когда-либо, в пиковые периоды путешествий. В ИошеТоОо резко увеличилось среднее время между бронированием и регистрацией. Текущее окно бронирования на 2021 г. составляет 94 дня (—13,5 недели) по сравнению с 71 днем в 2019 г. Ожидается, что в 2022 г. это число возрастет, поскольку путешественники захотят осуществлять бронь заранее [15].

На рисунке 1 представлен вклад сферы туризма в валовый внутренний продукт (далее по тексту — ВВП) стран.

Рис. 1. Общий вклад в ВВП (в реальных ценах и обменных курсах на 2020 г.), 2019-2020 гг., млрд долл. США (Составлено по [16])

Из рисунка мы видим, что в 2020 г. во всех представленных странах снизились объемы поступлений в ВВП от сферы туризма. По уровню поступлений в ВВП на первом месте находится США (с объемом поступлений в 2020 г. на уровне 1103,7 млрд. долл. США, на втором — Китай (в 2020 г. поступления составляли 667,2 млрд. долл. США), Российская Федерация располагается на предпоследнем месте с объемом поступлений в 40,1 млрд. долл. США в 2020 г.

Развитие туризма влияет на решение социально-экономических задач, таких как рост трудовой занятости и повышение уровня качества жизни населения, диверсификация экономики, повышение инвестиционной привлекательности страны, улучшение экологической ситуации и оптимизация процесса природопользования. Индустриальный туризм обусловливает также сохранение объектов индустриального наследия [16].

На рисунке 2 представлены объемы расходов туристов, которые прибыли в представленные страны из других территорий.

На рисунке мы видим ситуацию, которая схожа с рисунком 1, — расходы туристов в 2020 г. значительно снизились. К примеру, в США произошло снижение расходов на 76,7 %, в Китае — на 66,3 %. Наименьшее снижение мы можем наблюдать в Нидерландах — на 52,4 %.

На рисунке 3 представлены получаемые эффекты и направления затрат в туриндустрии.

На рисунке 4 представлены расходы внутренних посетителей представленных государств.

На рисунке мы видим, что расходы внутренних туристов в 2020 г. также уменьшились, но не так значительно, как расходы международных посетителей. К примеру, в США расходы уменьшились на 37,1 %, в Китае — на 60,8 %. В Российской Федерации мы видим снижение на уровне 43,8 %.

147

■2019 г. ■2020 г.

Рис. 2. Расходы «международных» туристов (в реальных ценах и обменных курсах на 2020 г.), 2019-2020 гг., млрд долл. США (Составлено по [16])

Рис. 3. Эффекты и направления затрат в туриндустрии (Составлено авторами)

148

1200

1000

$ 2019 г. 2020 г.

Рис 4. Расходы внутренних туристов (в реальных ценах и обменных курсах на 2020 г.), 20192020 гг., млрд долл. США (Составлено по [16]).

На рисунке 5 представлено соотношение международного и внутреннего туризма в странах «Большой двадцатки» (020).

На рисунке отчетливо видно, что в 2020 г. внутренний туризм более развит. Наибольшее соотношение мы можем наблюдать в США и Бразилии, а наименьшее — в Турции.

100% 90%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I

II

« [3

О

а

1-ч

8

н

К

£

а

ю

8

Ч

И

8 8

ч

ев &

о

ев Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

ев

^^ о ЙК «а

ОЙ

О

а о

Я а

СП

Я о

Ё

к £

■ Внутренний Международный Рис 5. Соотношение объемов международного и внутреннего туризма, 2020 г., % (Составлено по [16])

149

Развивающимися направлениями в рамках внутреннего туризма становятся индустриальный и эко-туризм. Индустриальный туризм — относительно новая отрасль туризма, которая подразумевает под собой посещение мест из сферы промышленного производства. В рамках индустриального туризма можно рассматривать два основных направления:

• посещение мест индустриального наследия;

• посещение функционирующих промышленных объектов.

Для туристов представляют интерес не только исследование территорий и объектов, производственного (гражданского) или специального (не гражданского и в том числе военного) назначения, но также любых покинутых (заброшенных) сооружений [16]. Древние водные или ветряные мельницы, военные объекты, старинные сараи — это объекты, которые могут стать «жемчужинами» индустриального наследия туризма, и привлекать туристов наравне с крупными функционирующими предприятиями.

Стоит отметить, что многие действующие предприятия могут проводить специальные экскурсии для школьников и студентов. Для школьников — это возможность ознакомиться с возможными будущими профессиями, для студентов — возможность ознакомиться с производством и увеличить свои знания в уже выбранной профессии. Также студенты во время экскурсии могут оставлять свои резюме и подавать заявку на имеющиеся вакансии, задавать вопросы работникам, потенциальному работодателю. Для самих работодателей данное решение, о проведение экскурсий, является возможностью привлекать новых сотрудников на свои предприятия.

Первостепенное значение для населения в новую эру развития туристической сферы имеют здоровье и безопасность. Личный опыт, боязнь изменения правил въезда, опасения за физическое дистанцирование и гибкие правила отмены ограничений определяют спрос в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Современные тенденции развития сферы туризма свидетельствуют о популяризации экологически чистых средств размещения. Туристы чаще выбирают те отели и гостиницы, которые заботятся о природе вместе с ними, большинство туристов готовы переплатить за «зеленые» продукты и услуги. Эко-направление в сфере туризма активно развивается, пользуется большим спросом и может удивить потенциального клиента различными предложениями, экологической технологичностью и широким спектром эко-услуг [16].

В мире после COVID-19 путешественники будут гораздо лучше осознавать необходимость путешествовать по направлениям, которые упрощают соблюдение практики социального дистанцирования. Туроператорам придется проявить творческий и креативный подход, разработав маршруты, которые избегают общественных видов транспорта и многолюдных туристических зон, поскольку их клиенты будут ожидать более продуманного подхода к планированию путешествий. Маршруты буду ориентированы на более отдаленные места. Возможен рост популярности таких ниш, как туры для наблюдения за птицами и велосипедные туры, где путешественники с меньшей вероятностью вступают в контакт с другими людьми [16].

В то время как пропаганда безопасных методов охраны здоровья, конечно же, будет полезна для здоровья путешественников, это также на благо общества. Впоследствии эти методы позволят туризму снова начать безопасно и устойчиво работать, принося экономические выгоды и тем, кто в нем участвует.

Туроператоры, которые могут предоставить своим путешественникам подробные маршруты онлайн и офлайн, будут в первую очередь интересны путешественникам, заинтересованным в том, чтобы оставаться в курсе событий. Когда речь идет о COVID-19, ситуация может быстро изменяться, поэтому будущие путешественники, вероятно, захотят быть уверенными, что их опытный туроператор будет готов дать надежный совет в любой момент, пока они находятся в стране.

Путешествие в группе может быть привлекательным способом познакомиться с другими людьми, получить уникальный опыт или просто сэкономить деньги на путешествии. Однако в ближайшем будущем этот вариант, вероятно, станет все более недостижимым. Путешествие с незнакомцами увеличивает зависимость от других людей в плане безопасности своего здоровья. Туроператоры и туристические агенты, которые специализируются на организации групповых туров, могут подумать о том, как изменить свой бизнес, чтобы работать безопасно и успешно в этом новом мире. Одним из вариантов может быть полный переход от групповых поездок индивидуальным. Другой вариант может заключаться в том, чтобы продолжать предлагать групповые

150

поездки, но только тем группам, которые уже знают и доверяют друг другу и регулярно взаимодействуют между собой.

В будущем популярность направления будет зависеть от того, насколько хорошо страна или регион контролируют распространение коронавируса. Принятые меры предосторожности и то, как была устранена первоначальная вспышка, убедят путешественников в том, что они будут в безопасности, находясь в определенной стране или месте. Это также может, к сожалению, привести к тому, что горячие точки, которые были популярны до пандемии, исчезнут из-за кризиса и отсутствия туризма [16].

Изменятся не только популярные направления, но и менталитет, вероятно, повлияет на то, как люди путешествуют в пункт назначения и внутри него. Выбор авиакомпании больше не может определяться исключительно ценой, на решения будут влиять гигиенические стандарты; например, являются ли маски обязательными или нет, расстояние между местами и т. д. Внутри страны путешественники могут быть более заинтересованы в выборе личного транспорта или повышении класса обслуживания до вагона поезда бизнес-класса, чтобы они могли оставаться в безопасности и избегать скопления людей. Из-за значительной неопределенности в отношении безопасности путешествий и противоречивой информации в интернете путешественники будут продолжать обращаться к экспертам, когда дело доходит до планирования их поездок. Особенно в ближайшем будущем путешествия будут становиться все более сложными, и путешественники могут обращаться к агентам и туроператорам просто для того, чтобы помочь им справиться со сложными договоренностями авиакомпаний и санитарными нормами, которых они должны придерживаться [16]. РЕЗУЛЬТАТЫ

Таким образом, сфера туризма — чрезвычайно устойчивый сектор и фундаментальная часть жизни общества. Нынешние тенденции развития сектора свидетельствуют о положительной динамике роста. Но для обеспечения развития исследуемой сферы и восстановления мировой экономики необходимо, чтобы страны согласовали между собой определенные правила и соглашения, направленные на безопасное восстановление международной мобильности населения. Пока нет четких данных, когда мир снова сможет свободно путешествовать. Группа экспертов ЮНВ-ТО указывают, что только к 2023 г. сфера туризма сможет вернуться к уровням показателей, которые были в 2019 г. (период до пандемии коронавируса). На данный момент существует достаточно людей, которые планируют свой отпуск в других странах. Однако для этого следует тщательно продумывать маршруты, изучать перечень необходимых документов и возможные ограничения. При помощи государственной поддержки будет возможно обеспечить комфортное передвижение путешественников, тем самым, ускорить развитие сферы туризма.

Дальнейшие исследования необходимо направить на развитие креативных проектов предпринимательских сетей в Крыму с учетом ограничений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ниязбекова Ш.У Внутренний туризм как фактор развития туристической индустрии Республики Казахстан и Российской Федерации / Ш.У Ниязбекова, Н.Ж. Курманкулова, Г. Мусиров // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 3 (48). — С. 141-148.

2. Дышловой И.Н. Социально-экономическое значение сферы туризма в системе социально-экономических отношений / И.Н. Дышловой М.С. Филатова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 2 (55). — С. 150-158.

3. Вершицкий А.В. Состояние и направления развития инфраструктуры туризма / А.В. Вершицкий // Науковий вюник: фшанси, банки, швестицд. — 2013. — №2 6 (25). — С. 94-99.

4. Кирильчук С.П. Исследование соответствия компетенций персонала потребностям клиентов индустрии туризма / С.П. Кирильчук, Э.Э. Шамилева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 4 (41). — С. 80-84.

5. Воробьев Ю.Н. Финансовая безопасность организаций рекреационной сферы / Ю.Н. Воробьев, О.Г. Блажевич // Науковий вюник: фшанси, банки, швестицд. — 2010. — №2 2 (7). — С. 12-19.

6. Кирильчук Н.А. Повышение привлекательности районов Республики Крым в сфере туризма / Н.А. Кирильчук, О.Г. Блажевич // Финансы хозяйствующих субъектов: современные проблемы и пути их решения: сборник трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов по материалам Межкафедрального научно-практического семинара. — Симферополь: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2017. — С. 99-101.

151

7. Реус С.П. Ресурсный потенциал предприятий сферы туризма в Республике Крым / С.П. Реус, Е.И. Воробьева // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского. Сборник тезисов участников IV научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. — Симферополь, 2018. — С. 686-688.

8. Побирченко В.В. Туризм Крыма в Российской Федерации: новые тренды / В.В. Побирченко // Геополитика и экогеодинамика регионов. — 2019. — Т. 5 (15). N° 2. — С. 132-143.

9. Побирченко В.В. Конкурентоспособность России на мировом рынке туристских услуг // В.В. Побирченко, Е.А. Шутаева // Сервис в России и за рубежом. — 2019. — Т. 13. — № 3 (85). — С. 64-76.

10. Щипанова Д.Г. Роль и влияние туриндустрии крымского региона на развитие экономики / Д.Г. Щипано-ва, Д.Д. Буркальцева, Э.У Османова, А.А. Яновская // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2017. — Т. 8. № 1 (29). — С. 167-177.

11. Борщ Л.М. Особенности кластерного подхода в рекреационной сфере региона в контексте цифрового развития на примере Республики Крым / Л.М. Борщ, С.И. Польская // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 1 (54). — С. 198-213.

12. Гук О.А. Развитие туристической индустрии Республики Крым / О.А. Гук, Д.Д. Буркальцева // Сервис в России и за рубежом. — 2019. — Т. 13. № 2 (84). — С. 119-129.

13. Левцова С.А. Внедрение стратегии устойчивого развития туристского сектора в экономике региона /

C.А. Левцова, А.А. Тренихина, Д.Д. Буркальцева // Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. Сборник материалов Третьей научно-практической конференции. — Симферополь, 2016.

— С. 245-248.

14. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, January 2021 [Electronic Resource] // UNWTO: official site. — Access Mode: www.unwto.org/ (date of the application: 02.12.2021).

15. State of Travel: Search Behavior and Booking Trends [Electronic Resource] // Home to go: official site. — Access Mode: www.hometogo.com/media/travel-forecast/#2022-trends (date of the application: 02.12.2021).

16. Travel & Tourism Economic Impact 2021 [Electronic Resource] // World travel & tourism counsil. — Access Mode: wttc.org/Portals/0/Documents/Reports/2021/Global%20Economic%20Impact%20and%20Trends%202021 .pdf (date of the application: 02.12.2021).

SPISOKLITERATURY

1. Niyazbekova Sh.U. Vnutrenniy turizm kak faktor razvitiya turisticheskoy industrii Respubliki Kazakhstan i Rossiyskoy Federatsii / Sh.U. Niyazbekova, N.Zh. Kurmankulova, G. Musirov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48). — S. 141-148.

2. Dyshlovoy I.N. Sotsial'no-ekonomicheskoye znacheniye sfery turizma v sisteme sotsial'no-ekonomicheskikh otnosheniy / I.N. Dyshlovoy, M.S. Filatova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 2 (55). — S. 150-158.

3. Vershitskiy A.V. Sostoyaniye i napravleniya razvitiya infrastruktury turizma / A.V Vershitskiy // Naukoviy vffinik: fenansi, banki, нnvestitsнн. — 2013. — № 6 (25). — S. 94-99.

4. Kiril'chuk S.P. Issledovaniye sootvetstviya kompetentsiy personala potrebnostyam kliyentov industrii turizma / S.P. Kiril'chuk, E.E. Shamileva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 4 (41). — S. 80-84.

5. Vorobyov Yu.N. Finansovaya bezopasnost' organizatsiy rekreatsionnoy sfery / Yu.N. Vorobyov, O.G. Blazhevich // Naukoviy vffinik: fenansi, banki, нnvestitsнн. — 2010. — № 2 (7). — S. 12-19.

6. Kiril'chuk N.A. Povysheniye privlekatel'nosti rayonov Respubliki Krym v sfere turizma / N.A. Kiril'chuk, O.G. Blazhevich // Finansy khozyaystvuyushchikh sub"yektov: sovremennyye problemy i puti ikh resheniya: sbornik trudov prepodavateley, aspirantov, magistrantov, studentov po materialam Mezhkafedral'nogo nauchno-prakticheskogo seminara. — Simferopol': FGAOU VO «Krymskiy federal'nyy universitet imeni VI. Vernadskogo», 2017. — S. 99-101.

7. Reus S.P. Resursnyy potentsial predpriyatiy sfery turizma v Respublike Krym / S.P. Reus, E.I. Vorobyova // Dni nauki KFU im. V.I. Vernadskogo. Sbornik tezisov uchastnikov IV nauchno-prakticheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, studentov i molodykh uchenykh. — Simferopol', 2018. — S. 686-688.

8. Pobirchenko V.V. Turizm Kryma v Rossiyskoy Federatsii: novyye trendy / V.V. Pobirchenko // Geopolitika i ekogeodinamika regionov. — 2019. — T. 5 (15). № 2. — S. 132-143.

9. Pobirchenko V.V. Konkurentosposobnost' Rossii na mirovom rynke turistskikh uslug // V.V. Pobirchenko, Ye.A. Shutayeva // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2019. — T. 13. — № 3 (85). — S. 64-76.

10. Shchipanova D.G. Rol' i vliyaniye turindustrii krymskogo regiona na razvitiye ekonomiki / D.G. Shchipanova,

D.D. Burkaltseva, E.U. Osmanova, A.A. Yanovskaya // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye). — 2017. — T. 8. № 1 (29). — S. 167-177.

11. Borshch L.M. Osobennosti klasternogo podkhoda v rekreatsionnoy sfere regiona v kontekste tsifrovogo razvitiya na primere Respubliki Krym / L.M. Borshch, S.I. Pol'skaya // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii.

— 2021. — № 1 (54). — S. 198-213.

152

12. Guk O.A. Razvitiye turisticheskoy industrii Respubliki Krym / O.A. Guk, D.D. Burkaltseva // Servis v Rossii i za rubezhom. — 2019. — T. 13. №> 2 (84). — S. 119-129.

13. Levtsova S.A. Vnedreniye strategii ustoychivogo razvitiya turistskogo sektora v ekonomike regiona / S.A. Levtsova, A.A. Trenikhina, D.D. Burkaltseva // Sovremennyy gostinichno-restorannyy biznes: ekonomika i menedzhment. Sbornik materialov Tret'yey nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol', 2016. — S. 245-248.

14. UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, January 2021 [Electronic Resource] // UNWTO: official site. — Access Mode: www.unwto. org/ (date of the application: 02.12.2021).

15. State of Travel: Search Behavior and Booking Trends [Electronic Resource] // Home to go: official site. — Access Mode: www.hometogo.com/media/travel-forecast/#2022-trends (date of the application: 02.12.2021).

16. Travel & Tourism Economic Impact 2021 [Electronic Resource] // World travel & tourism counsil. — Access Mode: wttc.org/Portals/0/Documents/Reports/2021/Global%20Economic%20Impact%20and%20Trends%202021.pdf (date of the application: 02.12.2021).

Статья поступила в редакцию 17 декабря 2021 года Статья одобрена к печати 23 декабря 2021 года

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.