Научная статья на тему 'Тенденции развития профессионального образования в Китае'

Тенденции развития профессионального образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / QUALIFIED SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубкова Г. И., Тарасова Н. М.

В статье показано, что изучение модели профессионального образования Китая представляется актуальным в целях анализа и корректировки российской системы профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of studying professional education in China for better understanding and correcting Russian system of professional education is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития профессионального образования в Китае»

УДК 378.01 (1-78)

Г. И. Зубкова, Н. М. Тарасова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционное образование, квалифицированные специалисты.

В статье показано, что изучение модели профессионального образования Китая представляется актуальным в целях анализа и корректировки российской системы профессионального образования.

Key words: professional education, distance learning, qualified specialists.

The necessity of studying professional education in China for better understanding and correcting Russian system of professional education is shown in the article.

На современном этапе в условиях социального и экономического развития мирового сообщества, прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе профессионального образования, содержанию, формам и методам обучения в профессиональной школе. Сравнительное исследование модернизации профессионального образования в Китае и России представляет особый интерес т.к. в Китае до «культурной революции» профессиональное образование было организовано по советскому варианту и ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики. Сегодня китайское правительство, исходя из принципа «подъем страны за счет науки и образования» придает модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение. В России и Китае перед модернизацией систем профессионального образования поставлены общие стратегические цели, обусловленные требованиями рынка труда к высокому качеству подготовки кадров необходимой квалификации, децентрализацией управления системой профессионального образования и реструктуризацией учреждений профобразования. Таким образом, можно обозначить поле общих интересов в исследовании профессионального образования в обеих странах, которое позволит избежать многих реорганизационных ошибок[1].

Интерес к Китаю в последние 20 лет связан с большими успехами в экономическом и социальном развитии страны, а также с повышением уровня жизни населения. Если около тридцати лет назад в Китае большая часть населения была неграмотна, то сейчас в результате многолетней работы было введено обязательное девятилетнее образование и с 1999 года стремительное развитие высшего образования привело к увеличению числа студентов в университетах более чем в два раза. В двадцать первом веке Китай вступил в новую эру своего развития, целью которого является рост экономики и благосостояния населения. Правительство определило главный ресурс страны - человеческий ресурс и совершенствование человеческого ресурса стало приоритетным направлением развития Китая. В июле 2002 года был опубликован документ «Решение Государственного совета об ускорении реформы и развитии профессионального образования» в котором изложены стратегические цели и политика пра-

вительства в области профессионального образования.

Программы профессионального образования реализуются в учебных заведениях неполного среднего, полного среднего и высшего профессионального образования. Учебные заведения среднего профессионального образования включают в себя средние технические школы, средние профессиональные школы и школы подготовки квалифицированных рабочих. Программы высшего профессионального образования реализуются в высших школах профессионального обучения, профессиональных и технических колледжах, университетах профессионального образования и университетах общего образования. Исходя из потребностей, правительство Китая рассматривает развитие среднего профессионального образования в качестве приоритетного направления. Расширение системы высшего профессионального образования также признало важной задачей.

В решении Государственного совета об ускорении реформы и развитии профессионального образования говорится, что «в ближайшее время необходимо приложить все усилия для создания современной системы профессионального образования, отвечающей потребностям рыночной экономики, рынка труда и занятости. Необходимо создать соответствующую структуру для нормального функционирования этой системы, обладать гибкостью, открытостью и независимостью». Правительство определило требования к системе профессионального образования, в которое входит всестороннее повышение качества рабочей силы, ее соответствие экономической структуре и уровню технологического развития. Для достижения этих целей развитие профессионального образования должно быть ориентировано на решение следующей задачи: подготовка квалифицированных и высококвалифицированных рабочих[2].

В ближайшие годы система профессионального образования Китая планирует подготовить 22млн. выпускников учебных заведений среднего профессионального образования и 8 млн. выпускников колледжей высшего профессионального образования. А также каждый год около 3 млн. человек, которые потеряли работу, должны пройти переподготовку и еще 50 млн. городских рабочих - повысить свою квалификацию в системе профессионального образования.

Будучи огромной страной, Китай не избежал дисбаланса между экономикой и образованием. Для исправления положения необходимо решить ряд проблем, среди которых: невозможность финансирования из государственного бюджета всей системы профессионального образования для всего спектра задач экономики и рынка труда; отсутствие современного оборудования и средств для реализации программ профессионального образования по всей стране; нехватка квалифицированных преподавателей; устаревшие методики преподавания. Внедрение информационных и коммуникационных технологий поможет решить эти проблемы. В качестве приоритетной задачи Правительство определило использование информационных технологий в профессиональном образовании. Министерство образования считает современное дистанционное образование -приоритетным направлением развития. В стране существует необходимость во введении информационных технологий, телевидения, радио и интернета для создания национальной сети современного дистанционного образования, которая охватит отдаленные районы. Правительство приступает к реализации ряда проектов, связанных с дистанционным образованием и увеличивает инвестиции в проекты дистанционного профессионального образования. А также разрабатываются новые учебные программы для компьютерных сетей в помощь центрам подготовки квалифицированных рабочих, где с помощью программного обеспечения учебного курса, видеопроектов, видеозаписей повысить качество обучения.

Также повышается роль предприятий в развитии профессионального образования, которые должны осуществлять обучение в соответствии с реальным спросом, совершенствовать систему профессиональной подготовки работников профильных специальностей. В целях взаимодействия с учебными заведениями и участия в корректировке профессиональным образованием, предприятиям необходимо предоставлять возможности для практического обучения на своей территории. Некоторые предприятия могут самостоятельно или сотрудничая с высшими учебными заведениями создавать профессионально-технические колледжи.

Основными источниками финансирования профессионального образования в Китае являются:

■ государство - финансирование осуществляется исходя из усредненных затрат на одного обучающегося;

■ предприятия - оплачивают расходы на профессиональное обучение тех, кого планируют взять на работу и своих работников;

■ местные налоги;

■ оплата студентов;

■ социальные взносы;

■ доходы учебных заведений профессионального образования, полученные в результате оказания услуг предприятиям.

Несмотря на многочисленные варианты развития системы профессионального образования, в настоящее время ее финансирование зависит главным образом от государственного бюджета. И главной проблемой финансирования профессионального образования состоит в небольшом размере ассигнований предусмотренных бюджетом государства.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод об общности проблем и течении процессов в этой области у Китая и России. В обеих странах происходит реформирование системы профессионального обучения, недостаточность государственного финансирования. Большее распространение получают программы дистанционного обучения. Изучение опыта Китая и других стран послужит стимулом к продолжению модернизации системы профессионального образования в России.

Литература

1. Цзянь Сяоянь Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и Рос-сии:Автореф. К анд. пед. наук. Казань/Д.,2009. С .15

2. Олейникова О. Н, Реформирование профессионального образования за рубежом. - М:Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. - 152с.

3. Цзянь Сяоянь Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и Рос-сии:Автореф. Канд. пед. наук. Казань/Д.,2009. С .15

4. Машкина О.А. Профессиональное образование в КНР: учебное пособие/ Машкина О.А.;М гос. унив. им. М.В. Ломоносова, Фак. глобал. Процессов. - М.:МАКС Пресс, 2004. - 93 с.

5. Валеева Р.С. Академическая мобильность как основной фактор развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов и преподавателей в Китае и России/ Валеева Р.С. // Вестник Казан. технологического университета - 2013. - №16 с.78-81

6. Зиятдинова Ю.Н., Sanger P.A. Bridging the communication gap in a multicultural multilanguage environment of a Russian engineering university/ Зиятдинова Ю.Н.// Вестник Казан. технологического университета - 2013. -№16 с.135-137

© Г. И. Зубкова - ст. препод. каф. ИЯПК КНИТУ, [email protected]; Н. М. Тарасова - ст. препод. каф. ИЯПК КНИТУ, [email protected].

© G. 1 Zubkova - The senior teacher, KNRTU, [email protected]; N. M. Tarasova - The senior teacher, KNRTU, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.