Научная статья на тему 'Образование и воспитание как условие развития цивилизации'

Образование и воспитание как условие развития цивилизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Н.М.

Рост развития цивилизации напрямую связан с жизнью человека. Важную роль в развитии цивилизации, имеет образовательный процесс. В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и фактором развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования. При хорошем обучении развитие идет более успешно, но и плохое обучение не проходит бесследно для развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growth of civilization is directly connected with human life.The education process plays an important role for the development of civilization. The educational content of the learning process is one of the main assets and factors for the personality development. It is a special section of education. The personality development is more successful with good training, but poor training does not pass in vain for development.

Текст научной работы на тему «Образование и воспитание как условие развития цивилизации»

УДК37.031.2; 372.881.111.1

Н. М. Тарасова

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: цивилизация, развитие, образование, воспитание.

Рост развития цивилизации напрямую связан с жизнью человека. Важную роль в развитии цивилизации, имеет образовательный процесс. В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и фактором развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования. При хорошем обучении развитие идет более успешно, но и плохое обучение не проходит бесследно для развития

Keywords: civilization, development, education, education, upbringing.

. Growth of civilization is directly connected with human life .The education process plays an important role for the development of civilization. The educational content of the learning process is one of the main assets and factors for the personality development. It is a special section of education. The personality development is more successful with good training, but poor training does not pass in vain for development.

Рост развития цивилизации напрямую связан с жизнью человека, и неопределимо влияют друг на друга, благосостояние человека и есть развитие цивилизации [1].

Важнейшим вопросом является вопрос выбора инструмента оценки. Необходимо, чтобы он был максимально объективным. Но это весьма сложно достижимо в человеческом обществе, где все оценки носят субъективный характер. Например, являются ли художественные произведения эпохи Возрождения показателем более высокого интеллектуального развития Европы по сравнению, скажем, с Китаем того же периода? Даже если мы возьмем такие понятия, как уровень экономического развития, то и здесь нам очень трудно вывести объективную оценку, так как все государства в своем экономическом развитии опирались не только на свои достижения, но и массированно использовали достижения других народов и цивилизаций.

Согласно теории Инновационных стадий развития человечества наиболее объективным критерием развития цивилизаций является их отношении к технологическим инновациями. То есть оценивается способность социумов генерировать, заимствовать или не принимать технологические изобретения.

С одной стороны, это является одним из множества проявлений уровня пассионарности народа или народов, которые одновременно имели место во всех других сферах человеческой жизни: в искусстве, науке, экономике, военном деле и т. д.

С другой, история и археология дает нам объективные данные о месте и времени появления той или иной инновации и мы легко можем проследить отношение разных этносов к этим самым изобретениям.

В разные времена народы могли относится к инновациям совершенно по разному. Они могли сами делать изобретения, они могли быстро воспринимать чужие изобретения, зачастую пропуская целые технологические циклы, или они могли быть совершенно не восприимчивы или, более точно, воспринимать с очень большим «нежеланием» все чужеродные изобретения. Именно поэтому показатель отношения к технологическим инновациям и был взят как основной критерий определения стадии развития того или иного социума. Некоторые из вызовов могут получать достойные от-

веты, в то время как другие могут остаться и без ответа. Если суровость вызова будет усиливаться до бесконечности, гарантируется ли тем самым бесконечное увеличение энергии, вложенной в ответ на бросаемый вызов? Тойнби отвечает на этот вопрос вполне логично: наиболее стимулирующее воздействие оказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейти на качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов может просто-напросто ее разрушить. В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развита данная цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнее непохожа она на другие. По мере роста цивилизаций возникает их дифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре, искусстве [2].

Важную роль в развитии цивилизации, имеет образовательный процесс человека, который идет в будущем. Образование - это система целенаправленной, широкой, общедоступной социальной и педагогической помощи государства и общества всем гражданам в обретении и повышении ими своей образованности на основе научного просвещения с одновременным повышением воспитанности, обу-ченности и развитости в разные периоды жизни [3].

Вопрос о цели воспитания является традиционным в отечественной педагогике. При этом воспитание в широком социальном смысле рассматривается как воздействие на личность общества в целом, т.е. воспитание отождествляется с социализацией. Цель понимаемого таким образом воспитания выходит за рамки педагогики, становясь прерогативой государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей образовательной политики

Фактически речь идет о полном или частичном развертывании наследственных задатков человека, которые и есть ничто иное, как поле природных возможностей. Эти возможности могут остаться нереализованными или, напротив, достичь расцвета.

Цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности - верхушка "айсберга" педагогического целеполагания. Некоторые зарубежные специалисты называют эту цель "педагогическим манифестом". Обобщенная цель далее трансформируется в образовательные субцели, обращенные к различным сферам образования в соответствии со спецификой их влияния на процесс развития личности.

К этому следует добавить и необходимость придать выражению целей диагностируемый характер, что позволяет проверять результаты обучения и воспитания по соответствующим критериям. Именно структура целей воспитания и образования служит базой государственного и общественного контроля за качеством работы. Необходимо отчетливо различать конкретную границу, отделяющую рациональное, частичное планирование от бессмысленного, разрушающего планирования целого. Как подчеркивают К. Поппер, Ф. Хай-ек сегодня, говоря «цивилизованное государство», люди часто имеют в виду страну с высокими показателями экономики, образования, урбанизации. Но являются ли эти критерии определяющими в характеристике уровня цивилизации? - Национальный характер и морально-нравственные установки граждан данного государства гораздо красноречивее отражают состояние его развития [4].

Развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности ставит целью современная концепция образования. Особое значение в связи с этим приобретает, проблема формирования и развития коммуникативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать пользователь языка. Почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств — все это регулируется коммуникативной компетенцией.

Коммуникативная компетенция в литературе рассматривается как степень удовлетворительного овладения определенными нормами общения, поведения, как результат научения. Коммуникативная компетенция - это усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения; степень овладения «техникой» общения. В так называемых коммуникативных методах предусматривается, наряду с овладением знаниями по языку, практическое овладение техникой общения, правилами вежливости, нормами поведения и т.п. [5].

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и фактором развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования.

Обучение — процесс двусторонний, включающий как деятельность учащегося, так и деятельность преподавателя. Таким образом, теория обучения может рассматриваться как система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения.

Учебная деятельность направлена на то, чтобы ее субъект стал в конечном итоге специалистом высшей квалификации, а обучающая деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования студента в квалифицированного специалиста.

Теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя. Однако она не сводится к объяснению преподавания учебного предмета как оптимального преподнесения учебного материала.

Конечно, обучение и развитие не совпадают: обучение — это взаимодействие преподавателя со студентом, а развитие означает существенное изменение только того, кто занят учебной деятельностью. При хорошем обучении развитие идет, естественно, более успешно, но и плохое обучение не проходит бесследно для развития. Значит, обучение, чтобы называться «хорошим», должно изначально ориентироваться на развитие личности [6].

Наука и цивилизация прогресса ведет к устойчивости человека в жизни, его улучшения стиля жизни, упрощение ранее принятых процессов.

Литература

1. Г.В.Романова, Вестник Казанского технологического Университета. 15, 24, 202-206 (2012)

2. А.Дж.Тойнби. Цивилизация перед судом истории.// М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2006, 18 с.

3. www// elizavetababanjva.com

4. Л.С.Сысоева. К.Р.Поппер, Ф.А.Хайек, Дж.Сорос: три взгляда на открытие общества.// Вестник Томского гос. Пед. Университета, выпуск 2, 2004, 8 с.

5. И.И.Галимзянова. Коммуникативная деятельность студента в процессе изучения иностранного языка. // Материалы 11 Республиканского межвузовского методического семинара, Казань, 2008, С.24-30

6. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html

7. А.Г .Буянова //Социокультурная направленность преподавания иностранного языка как средства коммуникации // Вестник казан. технол. ун-та. 2010. №3, С. 386391.

Н. М. Тарасова - ст. препод. каф. ИЯПК КНИТУ, Nataly_72@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.