Informational and Smart Technologies for Education
УДК (UDC) 81.119
Natalia Yushkova, Ural State Law University, The Education Development Institute, Yekaterinburg, Russia
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
DISTANCE LEARNING AND ISSUES OF DEVELOPMENT OF LANGUAGE PERSONALITY
Abstract
This paper accents the idea that online education has to be based on the outcome of psychological and pedagogical studies. It can provide continuity of traditional and innovative methodical approaches to education and promote the influence of the educational process to the formation and development of language personality.
The issues of online education at the college level are described through the development of students' language personality. The methodology of this problem is discussed with consideration of competence-based approach to education. It also shows the need for involvement of complex exercises that develop students' logical and rhetoric skills in the distance learning methods.
The didactic possibilities for language personality development are illustrated by the example of online educational resource designedfor the course Culture of Speech and Rhetoric for Lawyers in orthology, information-technology and textology dimensions.
The author considers that online education has to provide interactive and communicative functions along with the organizational and control ones. The interactive function has to provide intensive meaningful (cognitive-problematic) interaction between the individuals in the educational process. The communicative function has to provide a discourse activity connected with making texts related to professional communication.
If an online course is designed with consideration of the complex realization of all above-mentioned functions, it can provide positive influence to the development of students' language personality and formation of their professional skills.
Keywords: Distance learning - development of language personality - competence-based approach to education - online educational resource - complex online exercises - development of students' logical and rhetoric skills - formation ofprofessional skills
Введение
Дистанционные (электронные) методы обучения все активнее включаются в образовательный процесс. Они формируют у школьников и студентов необходимое в современных социокультурных условиях умение ориентироваться в большом потоке информации, развивают способность находить нужные фактические данные, используя Интернет-ресурсы.
Стремительно развивающееся дистанционное (электронное) образование должно в полной мере ориентироваться на результаты психолого-педагогических исследований, чтобы, во-первых, обеспечить преемственность традиционных и инновационных методических подходов к обучению, во-вторых, не утратить влияние образовательного процесса в целом на становление и развитие личности.
Серьезной проблемой в связи с широким применением методов электронного обучения становится развитие языковой личности, под которой «с одной стороны, понимается совокупность коммуникативных способностей и характеристик человека, позволяющих ему осуществлять дискурсивную деятельность, с другой стороны - совокупность отличительных черт, обнаруживающихся в коммуникативном поведении конкретного носителя языка и обеспечивающих ему коммуникативную индивидуальность» [5, с. 20].
В методическом плане эта проблема становится очевидной в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании, когда важной является образовательная задача, ориентированная не на нахождение и воспроизведение информации, а на способность к ее использованию (анализу и интерпретации), к отбору сведений с учетом целевых установок и задач профессиональной коммуникации.
Возможно ли реализовать компетентностный подход в полной мере в ситуации активного использования дистанционных образовательных технологий? Какие методические принципы необходимо учитывать при создании электронного образовательного ресурса, призванного обеспечить качество образования?
Теория
Использование дистанционных образовательных технологий в вузе тесно связано с разработкой электронных ресурсов, которые могут использоваться в высшем образовании при изучении дисциплин по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Использование новых технологий регулируется национальными стандартами Российской Федерации, именно здесь фиксируются требования к электронному образовательному ресурсу (далее - ЭОР), под которым в соответствии со статьей 12 (подраздел 3.2.) ГОСТа Р 52653-2006 понимается образовательный ресурс, «представленный в электронно-цифровой
форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [7, с. 4]. Разработка таких ресурсов и внедрение их в образовательный процесс связаны с более активным применением информационно-коммуникационных технологий в сфере высшего образования, с попыткой качественно изменить взаимодействие преподавателя и студента, обеспечить информационной и методической поддержкой студентов, обучающихся дистанционно. [8, 4].
На сегодняшний день при использовании ЭОР в большей степени реализуются две функции - организационная и контролирующая. В первом случае имеет место «организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся» [7, с. 6] (организационно-когнитивная функция) и «организация индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности учащегося преподавателями» [7, с. 6] (организационно-методическая функция). Контролирующая функция связана с выстраиванием временных ориентиров, значимых для самостоятельно организованного образовательного процесса, и с процедурой оценивания качества самостоятельного усвоения необходимого программного материала.
При таком подходе к использованию ЭОР становится очевидной ориентация образовательного процесса на знаньевую парадигму. Это приводит к когнитивным перегрузкам обучающихся, что и обусловливает появление отрицательных оценок в отношении дистанционного образования.
Между тем, в информационно обновляющейся среде, отличающейся быстрым «устареванием» знаний, актуальным становится компетентностный подход. Образовательные стандарты содержат обширные списки компетенций - общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных, которые должны быть сформированы у студентов, см., например, Федеральный государственный стандарт по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (уровень специалитета), утвержденный приказом Минобрнауки № 144 от 16 февраля 2017 г. [11, с. 5 - 8].
В плане реализации компетентностного подхода в образовании ОЭР имеет значительный дидактический потенциал в том случае, если помимо организационной (когнитивной и методической) и контролирующей функций, в дистанционном обучении действительно реализуются и другие - интерактивная и коммуникативная. Эти вопросы начинают активно обсуждаться [8, 9]. Интерактивная функция обеспечивает интенсивное взаимодействие студента с преподавателем, другими студентами с обязательным погружением в проблематику изучаемого материала (принципиальное отличие имеет взаимодействие субъектов образовательного процесса по организационным вопросам, что следует учитывать при оценке эффективности ЭОР).
Коммуникативная функция предполагает развитие коммуникативных способностей обучающихся и активизацию их дискурсивной деятельности - деятельности по созданию текстов, ситуативно уместных и значимых для профессиональной коммуникации. В том
случае, если ЭОР разработан с учетом комплексной реализации всех названных функций можно прогнозировать его положительное влияние на развитие языковой личности обучающихся и становление их профессиональных компетенций.
Языковая личность студентов, обучающихся в юридическом вузе, может изучаться в соответствии с описанными Ю.Н.Карауловым уровнями - вербально-семантическим, когнитивным и прагматическим [3, 6].
Вербально-семантический уровень связан с владением естественным языком, который является основой обыденного общения и обеспечивает возможность перехода на следующий уровень - уровень познания. Когнитивный уровень предполагает освоение ментальных категорий (понятий, концептов) и их упорядочивание в целостное представление о мире, включающее в том числе и аксиологические установки. Этот уровень связан с процессами познания себя и мира, он обеспечивает - через языковые механизмы -интеллектуальное развитие личности. Прагматический уровень, через который проявляются установки, мотивы, цели и интересы языковой личности, позволяет описать «закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире» [3, с. 5].
Становление профессиональных компетенций будущих юристов представляет собой длительный процесс, который влечет за собой развитие языковой личности на всех уровнях: на вербально-семантическом происходит пополнение фонда лексических и грамматических средств, причем не только и не столько за счет освоения профессиональных терминов; на когнитивном уровне уточняются взаимосвязи между понятиями (концептами) и осмысляются новые, в индивидуальную картину мира встраиваются профессионально значимые интенциональные установки и ценности; на прагматическом уровне коммуникативно-деятельностные потребности личности качественно изменяются под воздействием специфических требований профессионально-ориентированной коммуникации.
Данные и методы
Рассмотрим методический потенциал ЭОР в плане влияния на развитие языковой личности студентов и становление их профессиональных компетенций на примере дисциплины «Культура речи юриста». При создании ЭОР учитывались разные аспекты для выстраивания возможного воздействия: 1) ортологический; 2) информационно-технологический; 3) дискурсивный (текстологический).
Ортологический аспект подразумевает максимальную реализацию нормативного подхода в изучении языковых ресурсов: студенты должны знать типы норм литературного языка (по языковому статусу, степени строгости, сфере употребления, временному признаку), уметь разграничивать факты литературного языка и проявления нелитературных форм национального языка.
В становлении профессиональной речи студентов - будущих юристов важным показателем является владение ресурсами русского (государственного) языка в целях отбора языковых средств для осуществления оптимальной профессиональной коммуникации. Для юридической сферы деятельности, характеризующейся повышенной речевой ответственностью, особенно важным является требование соблюдать языковые нормы разных уровней, что в документах нередко напрямую связывается с сохранением авторитета суда.
Процесс становления профессиональной речи на первый план выдвигает ортологический аспект: студенту необходимо получить грамотное теоретическое представление о требованиях к хорошей речи [12], осознать нормированность, под которой понимается обязательное следование языковым нормам - правилам, регламентирующим использование языковых единиц (слов, словосочетаний и др.), как важнейший признак литературного языка в целом и образцовой профессиональной речи в частности.
Усиление значимости ортологического аспекта в культурно-речевом развитии студентов связано еще и с тем, что многие из них находятся под сильным влиянием фамильярно-разговорного типа культуры [2]. Для этого типа речевой культуры, существующего наряду с элитарным и среднелитературным, характерно «непонимание необходимости соблюдения литературных норм, переходящее иногда в конфликтные и даже агрессивные формы речевого поведения» [1, с. 15].
Преодолеть негативные социокультурные реалии позволяют дистанционные образовательные технологии, ориентированные на формирование у будущих специалистов представления о литературном языке как нормированной подсистеме и практическое овладение ими языковыми нормами разных уровней (орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических, лексических).
ЭОР по дисциплине «Культура речи юриста» позволяет методически грамотно организовать образовательную среду, если учитывается комплекс условий: 1) теоретический материал должен быть максимально представлен в виде серии видеолекций, назначение которых не только в передаче научной информации и разъяснении сложных случаев речевого пользования, но и в демонстрации манеры грамотной литературной речи в самом широком смысле: в аспекте правильности и логичности, понятности и доступности изложения, в аспекте ясности и точности речи, ее богатства и выразительности; 2) необходимо создать удобное информационно-справочное пространство, предполагающее интенсивную самостоятельную работу студентов как с глоссариями, подготовленными к каждой теме (модулю), так и с академическими лексикографическими источниками; 3) практическая работа в тестовой части должна быть ориентирована на три уровня освоения норм литературного языка (знание, умение, владение) и учитывать дифференцированный подход в обучении.
Информационно-технологический аспект влияния на развитие языковой личности студентов, который учитывается при разработке ЭОР по дисциплине, проявляется в
обязательном самостоятельном создании мультимедийных продуктов - презентаций, видеороликов и т.п.
Рассмотрим возможности использования задания по созданию учебной мультимедийной презентации на профессионально значимую тему в ситуации дистанционного обучения.
В последние годы мультимедийная презентация становится все более распространенным учебным жанром, который вытесняет традиционные рефераты, поскольку нацелена на более эффективную самостоятельную работу с информацией [4, 9]. Особенности жанра презентации определяет то, что ее содержание во многом зависит от содержания изученных источников. Однако для создания качественного продукта наряду с пониманием научной информации требуется творческий, оригинальный подход в ее предъявлении и свободное владение компьютерными технологиями.
Для правильной организации самостоятельной работы студентов должны предлагаться темы, которые требуют поиска научных источников, дополняющих содержание изучаемой дисциплины. Например, при изучении курса «Культура речи юриста» можно выделить три тематические группы.
Первую группу составляют темы, углубляющие изучение отдельных разделов, связанных с нормами литературного языка и функциональными стилями речи: Словари и справочники по культуре речи в профессиональной деятельности юриста; Нормы устной речи в практике юридической деятельности; Клише и штампы в юридической речи; Нормы литературного языка в деловой и процессуальной документации и др. Во вторую группу целесообразно включать темы, ориентированные на рассмотрение особенностей судебной речи: Судебная речь: особенности стиля и жанра; Логические основы судебной речи; Этические основы судебной речи; Обвинительная речь прокурора; Особенности процессуального положения прокурора и защитника при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей и др.
Очень важно предлагать студентам и темы третьей группы, связанные с деятельностью известных юристов XIX - XX вв., оказавших влияние на становление юридической теории и практики: Выдающийся юрист и оратор: становление личности, основные труды, знаменитые речи Студентам на выбор предлагается список имен выдающихся судебных деятелей (А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, П.С. Пороховщиков, В.Л. Россельс, В.И. Царев, С.С. Алексеев и др.). Изучение жизни и деятельности судебных ораторов требует от студентов серьезной работы со специальной литературой, с фотоархивами, предполагает обращение к научным трудам и/или текстам судебных выступлений, входящих в золотой фонд юриспруденции.
Эти источники отличаются по стилистическим особенностям от современной юридической речи, но оказывают серьезное влияние на становление языковой личности студента, формируют ценностные установки, значимые для национальной культурной традиции. 78
Использование презентации как комплексного задания может иметь разные сценарии: как форма отчета по результатам самостоятельного изучения темы / проблемы или как один из этапов работы, предваряющий публичное выступление перед слушателями.
Если презентация готовится как форма отчета по результатам самостоятельного изучения, то к содержанию слайдов могут предъявляться требования, аналогичные написанию конспектов разных типов (монографических или обзорных, интегральных или селективных, текстовых или схематических).
Если презентация готовится как мультимедийное сопровождение выступления перед аудиторией, то процесс выполнения задания меняется, так как в этом случае предполагается предъявление слушателям информации по двум каналам: аудиальному и визуальному. Изучение источников по теме/проблеме исследования должно привести к хорошему пониманию материала. В ходе подбора и дальнейшего анализа научного источника необходимо определить, какая информация должна быть отражена на слайдах, какая информация войдет в словесный комментарий. В результате работы должен быть подготовлен и наглядный ряд (продукт в формате Microsoft PowerPoint), и текст сообщения (продукт в формате Microsoft Word), которые в совокупности составляют основу для выступления.
Системное наблюдение за качеством подготовки выступлений перед аудиторией с использованием мультимедийной презентации студентами-юристами позволяет, с одной стороны, выявить типичные ошибки, которые обусловлены непониманием особенностей жанра и основных требований к нему, с другой стороны, описать особенности языковой личности современного студента.
Распространенной ошибкой учебных презентаций студентов первого-второго года обучения является практически полное совпадение материалов, оформленных в слайдах, и текста сообщения. Между тем, в процессе подготовительной работы необходимо добиться того, чтобы информация, подаваемая по аудиальному и визуальному каналам, находилась в отношениях взаимозависимости.
Кроме того, не всегда корректно соблюдаются структурно-композиционные требования к работе. Студентам, безусловно, известно из курса школьного обучения, что выступление, наряду с основной частью, должно содержать вступление и заключение, которые выполняют свои функции: первое - функцию привлечения внимания аудитории, введения в проблему и т.п., последнее - функцию обобщения, резюмирования. Но часто подготовленная студентами вступительная часть только формально связана с основной, а в заключении отсутствуют выводы или они касаются только фрагмента выступления.
Технические требования к оформлению презентации также не всегда соблюдаются. Эти требования связаны с необходимостью использовать разные виды слайдов (с таблицами, схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, текстами) при соблюдении единого стиля оформления. Важно правильно располагать информацию на слайде:
предпочтительно горизонтальное расположение информации, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
При оформлении слайдов важно соблюдать нормы орфографии, пунктуации, грамотно использовать сокращения, не нарушать общепринятые правила оформления текста, тщательно продумывать анимационные эффекты.
Технические требования к оформлению презентации являются достаточно известными, но они нарушаются большинством студентов при выполнении задания. Это свидетельствует о том, что многие студенты до обучения в университете самостоятельно не разрабатывали слайды и не имеют достаточного практического опыта, не владеют в достаточной степени ИКТ-технологиями.
Непонимание или незнание требований к подготовке мультимедийной презентации приводит к регулярным ошибкам, среди которых наиболее частотными можно назвать следующие:
1) однотипность использованных слайдов (только текстовые или только рисуночные);
2) некорректное дублирование визуального ряда и текстового сообщения;
3) несоотнесение визуального ряда и текстового сообщения (слайды относятся только к одному из фрагментов сообщения или большая их часть сконцентрирована в какой-то части презентации;
4) несоблюдение технических требований к работе (неправильно выбранный фон, шрифт, плохое качество изображения графических объектов и др.);
5) подмена презентации конспектом (текст научной работы в сжатом виде представлен в слайдах).
Эти ошибки обусловлены влиянием негативной школьной практики, когда обучающиеся используют готовые презентации, выложенные в интернете, как иллюстративный материал, а также фрагментарности в работе с научными источниками, непониманием необходимости их глубокого изучения.
Другие ошибки могут объясняться в целом низкой культурой мышления обучающихся и несформированностью навыков создания текста. Первое может проявляться в несоответствии содержания презентации рассматриваемой теме, в нарушении логичности и последовательности изложения в основной части работы, второе - в различных композиционного-структурных деформациях (отсутствие введения и/ или заключения, недостаточный или чрезмерный объем презентации и т.п.).
Знание информационно-технологических дефицитов, проявляющихся в учебной деятельности студентов первого-второго года обучения в университете, позволяет через систему упражнений, предваряющих самостоятельную подготовку мультимедийной презентации, давать правильные методические установки и предотвратить типичные ошибки.
Продуктивными в этом плане являются упражнения, направленные на анализ и оценивание презентаций, предлагаемых в системе дистанционного обучения как дидактический материал, например: проанализируйте содержательные особенности презентации по теме и предложите план ее доработки; сопоставьте содержание двух презентаций к одной теме, выявите сходства в изложении материала; сопоставьте содержание двух презентаций к одной теме, выявите принципиальные отличия; оцените качество технического оформления презентации и сформулируйте рекомендации для доработки слайдов; проанализируйте содержательные и технические особенности презентации и выявите приемы, которые обеспечивают высокую информативность подготовленных слайдов и т.п.
Такие упражнения могут лежать в основе кейсов, которые нужно регулярно предлагать в системе дистанционного обучения. Выполнение кейс-задания предполагает самостоятельное создание развернутого ответа. Ответ должен быть оформлен четко и лаконично, что отражается в тех параметрах, которые закладывает разработчик электронного образовательного ресурса, например, минимальное и максимальное количество слов, количество пунктов плана, которые должны быть представлены и т.п. В связи с тем, что размещение мультимедийных презентаций не вызывает технических сложностей, возникает ситуация высокой вариативности дидактического материала, предлагаемого для выполнения задания.
Возможно использование упражнений, отрабатывающих грамотное представление об особенностях жанра учебной презентации, и в тестовой части. Например, к мультимедийной презентации предлагается несколько списков с рекомендациями по устранению ошибок, необходимо выбрать верный вариант; требуется обнаружить ошибку, содержащуюся на слайде, и указать ее характер - орфографическая, пунктуационная, речевая, грамматическая. Такой тип вопросов актуализирует ортологический аспект изучения дисциплины. Полезны вопросы на установление соответствия между текстовым фрагментом и частью выступления (основная часть, заключение, вступление), между содержанием слайда и темой презентации. Такие упражнения не только позволяют настроить студента на внимательное изучение требований, предъявляемым к указанному жанру, но и развивают навыки критического мышления, языковые и речевые способности.
Таким образом, работа по созданию мультимедийной презентации, включенная в дистанционное обучение, позволяет не только активизировать студентов в плане изучения новой теоретической информации и мотивировать их на совершенствование навыков практического использования ИКТ-технологий, но и оказать влияние на развитие языковой личности студентов, поскольку требует переосмысления изученной информации, ее трансформации, максимального включения в собственный речевой опыт.
Дискурсивный (текстологический) аспект влияния образовательной ситуации на развитие языковой личности студентов, который учитывается при разработке ЭОР по дисциплине, предполагает создание текста с учетом особенностей юридической сферы деятельности. К.М.Левитан, говоря о необходимости формирования дискурсивных
компетенций у студентов-юристов, подчеркивает, что «свойство агрументативности составляет прагматическую специфику юридического дискурса» [6, с. 34]. Рассмотрим в связи с этим потенциал подготовки текста аргументативного типа как учебного задания комплексного характера в дистанционном обучении.
Основой разработки аргументации служит оценка проблемной ситуации, содержащей некоторое противоречие и имеющей различные способы разрешения. Например, у студентов юридических специальностей вызывают интерес вопросные темы типа Нужен ли России суд присяжных? Возможно ли реальное равноправие полов? Нужен ли институт брака в современном обществе? или темы-афоризмы «Свобода есть возможность делать то, что законы позволяют» (Ш.Монтескье) т.п.
При рассмотрении проблемы необходимо выдвинуть четкий тезис и убедительно обосновать его с помощью аргументов в ходе рассуждения. Для повышения эффективности аргументации важно привлекать в качестве иллюстраций различные факты, отобранные с учетом ценностных установок, которые должны соотноситься с интенциональными установками, маркирующими юридический дискурс.
Общие требования к построению аргументации, безусловно, широко известны. Умение аргументировать свое мнение по проблеме проверяется на этапе окончания средней общеобразовательной школы: контрольно-измерительные материалы единого государственного материала включают такое задание на протяжении последних десяти лет. Однако эти требования часто понимаются поверхностно, так как контрольно-измерительные материалы не акцентируют внимание на логико-риторическом качестве текста сочинения, экзаменуемые должны выполнить только требования к последовательности изложения и реализации общего коммуникативного замысла, который может быть интерпретирован достаточно свободно. Неудивительно, что подавляющее большинство студентов-первокурсников не могут четко определить термины тезис, аргумент, не могут соотнести аргументы и факты, в связи с чем не готовы создавать качественные тексты аргументативного типа.
Для правильного понимания сущности аргументации и требований к аргументативному дискурсу студентам при изучении дисциплины «Культура речи юриста» нужно предлагать для изучения теоретический материал, который должен быть тщательно отобран и снабжен текстовыми иллюстрациями из современных судебных речей. ЭОР должен включать обширные видеоматериалы, которые дидактически целесообразно использовать для анализа и оценивания в плане формирования профессиональных компетенций. Важно предлагать систему тестовых тренировочных заданий, которые позволяют преодолеть типичные затруднения студентов, выявленных при самостоятельной подготовке текстов аргументативного типа.
Разработка текстоориентированных тестовых заданий и включение их в дистанционное обучение, подбор эффективного дидактического материала, позволяющего учитывать индивидуальные особенности личности в выстраивании дискурсивной (текстовой)
деятельности и возможности автоматизированной обработки результатов самостоятельного изучения, являются перспективными в плане выработки принципов разработки ОЭР, оказывающих заметное влияние на развитие языковой личности студентов.
Полученные результаты
Системно-деятельностный подход к изучению феномена языковой личности показывает зависимость процессов, направленных на развитие языковой личности, и этапов формирования профессиональных компетенций.
Дистанционное образование оказывает влияние на развитие языковой личности студента, если учитываются разные аспекты возможного воздействия (ортологический, информационно-технологический, дискурсивный) в соотнесении с принципами компетентностного подхода в образовании.
Разработка ЭОР и их использование должно, помимо организационно-когнитивной, организационно-методической и контролирующей функций, реализовывать
интерактивную и коммуникативную функцию. Только в этом случае можно прогнозировать положительное влияние дистанционного образования на развитие языковой личности обучающихся и становление их профессиональных компетенций.
Заключение
Динамика образовательных процессов в современном обществе, накопившийся опыт педагогических инноваций постоянно требуют обобщения и систематизации.
Ставшее классическим описание структуры языковой личности, предложенное Ю.Н.Карауловым, можно проецировать на образовательную ситуацию с учетом социокультурного и лингво-методического контекста, что является перспективным в отношении изменения качества дистанционного образования.
References:
1. Berg E.B., Yushkova N.A. Prepodavanie russkogo yazyka i kul'tury rechi v yuridicheskom vuze: zhelaemoe i dejstvitel'noe. V: Problemy modernizatsii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekty: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferentsii (26 maya 2017 g.): v 2 t. T. 1 [Teaching Russian Language and Culture in a Law School: the Desired and the Reality. V: Problems of Modernization of Contemporary Higher Education: Linguistic Aspects: materials of the International Conference (May 26, 2017) 2 vol. Vol.1.] - Omsk 2017, s. 14 - 21.
2. Gol'din V. E., Sirotinina O. B. Rechevaja kul'tura. V: Russkij jazyk: Jenciklopedija / pod red. Ju. N. Karaulova, - 2-e izd., pererab. i dop. [Speech Culture. V. Russian: Encyclopedia/ed. By Yu. N. Karaulov 2nd ed., revised] - Moscow 2008, s. 413 - 415.
3. Karaulov Ju.N. Jazyk i lichnost'. [Language and Personality] M., 1989, s.3 - 8.
4. Klesheva G.V. Podgotovka i ispol'zovanie prezentacij dlja soprovozhdenija doklada : prakt. Posobie. [Preparation and the Use of Presentations in Support of a Paper: a Practical Workbook] URL: http:// med45ved.ucoz.ru/ issledovateli/ Podgot_pr.doc
5. Kozyrev V.A. Sovremennaja jazykovaja situacija i rechevaja kul'tura: ucheb.posobie [The Contemporary State of Language and Language Culture: Student text] / V.A. Kozyrev, V.D. Chernjak. - M.: FLINTA : Nauka, 2012, -184 s.
6. Levitan K.M. Formirovanie diskursivnyh kompetencij u studentov-juristov [The Formation of Discursive Competencies for Law Students] // Sovremennye problemy juridicheskogo obrazovanija: Materialy Vserossijskoj uchebno-metodicheskoj konferencii, [Contemporary Issues for Legal Education; Proceedings of the All - Russian Schoolarly Conference] Ekaterinburg, 23-24 aprelja 2015 g. - Ekaterinburg: Izdatel'skij dom Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2015. - s.31 - 37.
7. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Jelektronnye obrazovatel'nye resursy. Obshhie polozhenija. [The National Standards of the Russian Federation. Informational Technology for Education. Digital Educational Resources. General Observations] M.: Standartinform, 2011
8. Panchenko S.V. Formirovanie kompetencij studentov-gumanitariev v ramkah discipliny «Russkij jazyk i kul'tura rechi» s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij [The Formation f Competencies of Liberal Arts Students in the Discipline of Russian Language and Speech Culture' Utilizing distance Education Technologies] // Rossija mezhdu modernizaciej i arhaizaciej: 1917-2017 gg. : materialy XX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii Gumanitarnogo univer-siteta, 11-12 aprelja 2017 goda : doklady [Russian Between Modernization and Archaism: 1917-2017: Proceedings of the XX All -Russian Conference of the Liberal Arts University, Aprile 11-12, 2017: Papers] / redkol. : L. A. Zaks i dr. : v 2 t. - T. 1. - Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2017. - S. 488-493.
9. Samantha N. Uribe. Facilitating student learning in distance education: a case study on the development and implementation of a multifaceted feedback system // Journal Distance Education. - 2017. - Volume 38, Issue 3 - Pages 288-301.
10. Trebovanija k prezentacii // Otkrytyj klass. Setevye obrazovatel'nye obshhestva. [ Open Class. Internet Educational Societies] URL: http:// openclass.ru /wiki-pages/31184
11. Federal'nyj gosudarstvennyj standart po special'nosti 40.05.04 «Sudebnaja i prokurorskaja dejatel'nost'» (uroven' specialiteta), utverzhdennyj prikazom Minobrnauki [Federal National Standards for the Speciality 40.05.04 Judicial and Prosecutorial Activities] № 144 ot 16 fevralja 2017 g.
12. Horoshaja rech' [Good Speech] / O.B.Sirotinina, N.I.Kuznecova, E.V.Dzjakovich i dr.; Pod red. M.A.Kormilicynoj i O.B.Sirotininoj. - Saratov, 2001.
Information about the author:
Natalia Anatolyevna Yushkova (Yekaterinburg, Russia) - Associate Professor of the
Department of Russian and Foreign Languages and Speech Culture, Ural State Law
University; Associate Professor of the Department of Philological Education, The Education
Development Institute, e-mail: [email protected]