Научная статья на тему 'Онлайн-курсы в системе смешанного языкового обучения будущих специалистов в области права'

Онлайн-курсы в системе смешанного языкового обучения будущих специалистов в области права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-КУРСЫ / СИСТЕМА СМЕШАННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВА / ONLINE COURSES / BLENDED LANGUAGE LEARNING SYSTEM / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE INTERACTION / PROJECT ACTIVITIES / LEGAL SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиенко Людмила Михайловна

За последнее время произошел переход от методов обучения, в центре которых стоит преподаватель, к методам, ориентированным на активную деятельность студентов с использованием влияния новых технологий на процесс иноязычного обучения. Научно обосновывается значимость онлайн-курсов в системе смешанного языкового обучения для развития умений иноязычного коммуникативного взаимодействия в условиях проектной деятельности будущих специалистов в области права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиенко Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights a recent transition from teaching methods, centered on the teacher, to methods oriented towards students' intense activity and using the influence of new technologies on the process of foreign language education. The author provides scientific substantiation for the importance of online courses in the system of blended language education for the development of skills of communicative interaction in a foreign language in the context of project activities of future law professionals.

Текст научной работы на тему «Онлайн-курсы в системе смешанного языкового обучения будущих специалистов в области права»

педагогические науки

2. Ivancova N.A., Makarova E.A. English for Engineering geodesy: ucheb. posobie. Irkutsk: Izd-vo IrNITU, 2019.

3. Kurchatkina G.P., Kurchatkina O.A. Neko-torye aspekty obucheniya inostrannomu yazyku v ne-yazykovom vuze // Aktual'nye problemy gumanitar-nyh i estestvennyh nauk. 2015. № 5-3. S. 116-119.

4. Krasnoshchekova G.A. Principy sozdaniya pro-fessional'no orientirovannogo uchebnogo posobiya po inostrannym yazykam dlya studentov inzhenernyh special'nostej // Vestn. Sev.-Kavkaz. fed. un-ta. 2016. № 2(53). S. 126-131.

5. Mil'rud R.P., Maksimova I.R. Sovremennye konceptual'nye principy kommunikativnogo obuche-niya inostrannym yazykam // Inostr. yaz. v shkole. 2000. № 4. S. 9-15.

6. Obrazcov P.I., Ivanova O.Yu. Professional'-no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakul'tetah vuzov: ucheb. posobie / pod red. P.I. Obrazcova. Orel: OGU, 2005.

7. Stepanova T.Yu. Specifika primeneniya kom-munikativnogo podhoda v obuchenii inostrannym yazykam // Integraciya obrazovaniya. 2012. № 2. S. 37-41.

8. Yusupova T.G. Usloviya realizacii kognitivno-kommunikativnogo podhoda v processe obucheniya inostrannomu yazyku v srednej shkole // Vestn. MGOU. Ser.: Psihologicheskie nauki. 2011. № 3. S. 83-86.

9. Shchukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam: ucheb. posobie. M.: Filomatis, 2007. S. 98-99.'

The implementation of a cognitive and communicative approach to teaching English in a non-linguistic university

The article substantiates the necessity of the implementation of the cognitive and communicative approach as one of the most effective approaches in teaching a foreign language in a non-linguistic university. The authors determine the relationship between communicative and cognitive approaches to the organization of linguistic education. It is shown that the essential characteristics of the cognitive process are predetermined by learning the language as a means of teaching, cognition and communication. Pedagogical conditions and methods that ensure the successful implementation of this approach are highlighted.

Key words: cognitive-communicative approach, foreign language, foreign language communicative competence.

(Статья поступила в редакцию 23.05.2019)

О Матвиенко Л.М., 2019

л.М. Матвиенко

(волгоград)

онлайн-курсы в системе смешанного языкового обучения будущих специалистов в области права

За последнее время произошел переход от методов обучения, в центре которых стоит преподаватель, к методам, ориентированным на активную деятельность студентов с использованием влияния новых технологий на процесс иноязычного обучения. Научно обосновывается значимость онлайн-курсов в системе смешанного языкового обучения для развития умений иноязычного коммуникативного взаимодействия в условиях проектной деятельности будущих специалистов в области права.

Ключевые слова: онлайн-курсы, система смешанного языкового обучения, иноязычное коммуникативное взаимодействие, проектная деятельность, специалисты в области права.

Новые нормативно-правовые документы, стандарты высшего образования, наряду с поставленной задачей повышения эффективности коммуникативной компетенции студентов, определили одну из приоритетных задач современного высшего образования - создание информационно-образовательной среды, частью которой являются разнообразные он-лайн-курсы. Организация процесса обучения иностранному языку (далее ИЯ) в дистанционной форме в вузе позволяет наиболее полно реализовать принцип личностно ориентированного подхода к обучению, который рассматривает студента как личность, готовую к непрерывному процессу образования и совершенствования, а также создает условия, стимулирующие студентов к проявлению познавательной активности и желания пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями в реальной жизни.

В последнее время в образовательном процессе также все чаще используется технология смешанного обучения (blended learning), которая является одним из главных конкурентных преимуществ высших учебных заведений. С нашей точки зрения, смешанное обучение позволяет максимально результатив-

известия вгпу

но спланировать время преподавателя и отдельно взятого студента. Применение такого вида обучения также делает процесс изучения ИЯ увлекательным и доступным. При рассмотрении данного понятия авторы разделяют точку зрения П. Валиатхан, которая определяет сведущие способы организации учебного процесса: аудиторные занятия (face-to-face (F2F) classrooms), электронное обучение (e-learning) и самостоятельное обучение (self-paced learning) [5].

В рамках организации смешанного обучения ИЯ онлайн-курсы, являясь частью e-learn-ing, выступают в роли оптимизатора учебно-познавательного и научно-исследовательского процесса, который делает его более гибким и доступным и позволяет разнообразить формы обучения [4]. Цель исследования -обоснование значимости онлайн-курсов на ИЯ в системе смешанного языкового обучения для развития умений иноязычного коммуникативного взаимодействия в условиях проектной деятельности.

В процессе обучения ИЯ будущих специалистов в области права используются следующие варианты работы в сотрудничестве: коллективная работа (вся группа работает над проектом); работа в мини-группах; индивидуальная работа каждого члена команды с последующим групповым сравнением и обсуждением результатов. Стоить заметить, что, как правило, наиболее эффективным оказывается применение всех видов работы, а не одного из них. Для организации эффективного сотрудничества важно также соблюдать ряд необходимых условий, таких как осознанная творческая взаимозависимость членов коллектива; интенсивное творческое общение между участниками; осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы; умение работать в паре или в составе небольшой группы; регулярное обсуждение всей группой хода работы в целях повышения ее эффективности [3, с. 31].

Работая над проектами Famous people of my profession, English in my Future Career, Juvenile Delinquency: What Causes Crime?, The Court System и др., студенты, приобретая коммуникативную компетенцию и знания правового и социокультурного характера, принимают активное участие в процессе обучения, который имитирует реальные ситуации с поощрением методов работы в сотрудничестве. При правильной организации этой деятельности студенты должны научиться нести ответственность за результаты обучения и совер-

шенствовать свое умение учиться. Например, метод проектов обеспечивает реальную мотивацию изучения языка, способствует развитию инициативности, настойчивости и чувства ответственности у студентов, обучает практическому решению проблем, развивает дух сотрудничества, способствует развитию толерантности к мнению других, развивает способность к оцениванию, поощряет творческую активность. Проекты оформляются в виде мультимедийных презентаций и представляются на аудиторных занятиях или на конференциях и конкурсах, проводимых кафедрой английского языка и методики его преподавания Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ).

Целью презентации на ИЯ, как и любой другой, является ознакомление слушателей с определенной проблемой. С помощью визуальной поддержки, которая способствует эффективности и результативности выступления, студенты приобретают коммуникативную компетенцию, являющуюся основной целью языкового обучения. В процессе подготовки и защиты презентаций решаются задачи по формированию у студентов правовых убеждений и навыков законопослушного поведения, активной жизненной позиции; расширению их кругозора, общей эрудиции и аналитических способностей; повышению уровня культуры мышления, общения и речи. Данный вид деятельности также повышает мотивацию изучения ИЯ студентов в контексте их профессии и развивает их творческую активность.

по мере решения вышеперечисленных задач достигается еще одна цель - разрушение психологического барьера, который мешает свободной коммуникации. Сверхзадачей процесса обучения ИЯ с использованием проектов и презентаций является подготовка студентов к дальнейшему совершенствованию заложенных в ходе его изучения теоретических основ права и языка в течение всей жизни в соответствии с меняющимися условиями после окончания вуза, вне педагогического вмешательства [2].

В этой связи особое внимание уделяется обучению студентов способам самообразования, самопознания и самореализации как в области права, так и в языковой сфере, вариантом которого является разрабатываемый онлайн-курс.

В современных исследованиях понятия «дистанционный курс» и «онлайн-курс» часто используются синонимично. При обучении дистанционному курсу применяются тради-

ционные и специфические методы, средства и формы доставки образовательного контента с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Онлайн-обучение -это получение знаний и навыков при помощи интернет-соединения. Таким образом, по своей сути онлайн-курсы являются составной частью дистанционных и имеют схожие характеристики - использование индивидуального темпа обучения и гибкого графика, однако последние обладают значительной мобильностью, которая обеспечивается эффективной связью между преподавателем и студентом. Разница также состоит в том, что дистанционный курс может занимать значительное время, тогда как онлайн-курс, как правило, рассчитан на более короткое время (от недели до месяца).

Чтобы выяснить заинтересованность студентов создаваемым онлайн-курсом «Презентация на английском языке: как подготовиться к публичному выступлению?», планируется использовать следующие методы:

- социально-психологические - наблюдение, опрос, анкетирование (планируется анкетирование более чем 100 студентов для выяснения уровня их иноязычного взаимодействия в условиях проектной деятельности);

- изучение и обобщение опыта работы педагогов ИЯ ВГСПУ (анализ проектной деятельности студентов в рамках их участия в конкурсах проектов на ИЯ за последние три года).

Целесообразным также является рассмотрение места онлайн-курсов в системе смешанного языкового обучения, для чего используется научно-теоретический метод, заключающийся в аналитическом обзоре психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам дистанционного образования.

Вопрос дистанционного обучения уже не раз оказывался в центре внимания таких ученных, как Е.С. Полат, В.П. Тихомирова, В.И. Солдаткина, С.Л. Лобачева и др. С.И. Маслова, Е.А. Ахромушкина, В.Ф. Оч-кова исследовали опыт создания и применения электронных образовательных ресурсов. В.И. Солдаткина, А.А. Полякова, С.А. Щен-никова рассмотрели условия и предпосылки возникновения интернет-обучения. А.В. Со-ловова описала проблемы электронного обучения, интегрирующую роль дистанционного образования. Существенный вклад в теорию дистанционного образования внесли публикации Д.Ш. Матроса, В.А. Сластенина,

кие науки -

A.Г. Шабанова, В.Г. Кинелева, А.А. Скамниц-кого, А.Г. Красновой и др.

Проблемами иноязычного взаимодействия занимались Н.П. Аникеева, В.Г. Бочаров.

B.И. Карасик, С.В. Кривцова, В.А. Петровский и др., межличностного общения - Т.Н. Аста-фурова, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик,

A.А. Леонтьев, Р.П. Мильруд, И.И. Рыдано-ва, С.В. Шатилов и др. Вопросы коммуникации, социокультурной и коммуникативной компетенций исследовали Н.В. Барышников, И.Л. Бим, Г.А. Китайгородская, В.П. Кузов-лев, И.И. Лейфа, О.А. Леонтович, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова и др. Существуют исследования в области речевого воздействия и диалогического взаимодействия (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, Л.А. Киселева, Ю.И. Левин, Х. Сакс и др.); изучены возможности и преимущества проектной деятельности как средства обучения и воспитания (М.Ю. Бухаркина, О.И. Барменкова, н. Вайдал, В. Килпатрик, н.Ф. Коряковцева, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Р. Рибе, Т.Е. Сахарова, д. Фрайд-Бут, С. Хайнц, Т. Хатчинсон,

B.Б. Царькова и др.).

нами было обнаружено, что практически отсутствуют научные исследования по изучению эффективности онлайн-курсов по обучению иноязычному коммуникативному взаимодействию на основе проектной деятельности. В этой связи проблема изучения, описания особенностей и целесообразности использования онлайн-курсов в обучении ИЯ в целом и в обучении проектной деятельности в частности приобретает особую значимость.

Практика педагогической деятельности показывает, что защита проектов и презентаций хотя и вызывает значительную заинтересованность студентов, не всегда проходит на высоком уровне владения языковой компетенцией. Студенты демонстрируют ограниченный запас слов, что препятствует выполнению поставленной задачи в полном объеме; допускают лексические, фонетические и грамматические ошибки; демонстрируют ограниченные знания заявленной темы; презентация не соответствует требованиям к оформлению, слайды перегружены текстом, очередность слайдов не соответствует монологическому высказыванию; студенты не владеют навыками монологического высказывания, стратегиями ведения беседы, не отвечают на вопросы других участников презентаций.

Таким образом, возникла необходимость в создании онлайн-курса по обучению студентов написанию и защите презентаций на ИЯ,

известия вгпу

в рамках которого обучающиеся, помимо приобретения иноязычной компетенции, научатся определять цели своих выступлений; формировать соответствующие стратегии; «считывать» обратную связь от слушателей, а также свободно взаимодействовать с аудиторией на ИЯ и т. д.

Обучение в рамках онлайн-курса предоставит возможность студентам выполнять индивидуально ориентированные задания дома или в другом месте в своем темпе и в удобное для себя время, позволит избежать многих традиционных недостатков очных аудиторных занятий: нехватки учебников и раздаточного материала, морального дискомфорта в результате деления на «сильных» и «слабых» студентов и многих других проблем [1].

Исследования применения онлайн-курсов в системе смешанного языкового обучения показали, что в процессе их изучения происходит переход от методов обучения, в центре которых стоит преподаватель, к методам, ориентированным на активную деятельность студентов с использованием влияния новых технологий. Интерактивность является ключевым понятием и рассматривается нами как режим взаимодействия всех участников учебного процесса и возможность студента самостоятельно выбрать формат участия в этом процессе. Еще одним существенным положительным фактором использования данной технологии является развитие самостоятельности и ответственности обучающегося, развитие его мотивации и самоконтроля.

Безусловно, существуют и проблемы в процессе организации обучения ИЯ с использованием онлайн-курсов. Во-первых, технические возможности отдельных пользователей пока ограничены - не все имеют компьютер и доступ в Интернет. Если же такая возможность существует, имеется другая проблема - недостаточная компьютерная грамотность обучающихся. Во-вторых, высокая стоимость онлайн-курсов по сравнению с печатными изданиями, т. к. над созданием онлайн-курсов трудится большое количество специалистов - преподавателей, лаборантов, программистов. Существует также мнение, что дистанционные курсы не подходят для развития коммуникативной компетенции студентов в силу того, что личный контакт студентов друг с другом и с преподавателями отсутствует или является минимальным. Однако следует заметить, что любой онлайн-курс является лишь частью общей смешанной системы языкового обучения, в которую входят как дис-

танционные программы, так и традиционные формы обучения студентов ИЯ. Выполняя ряд задач, заложенных курсом, студент не будет лишен традиционных занятий и по-прежнему сможет обучаться в соответствии с программными требованиями по дисциплине. Создаваемый курс, который обучает, как создавать и защищать презентации и проекты на ИЯ, рассчитан на занятия внеаудиторные, что сэкономит время преподавателя на аудиторных занятиях и позволит студентам на практике продемонстрировать результаты своего обучения во время демонстрации своих презентаций и проектов. Более того, являясь разработчиками онлайн-курса, мы планируем обучать студентов тому, как вести себя во время презентации; как четко и конкретно готовить свои выступления; как правильно использовать во время презентации мимику, жесты и т. д.

На заключительном этапе студенты смогут демонстрировать не только знание лексических единиц и грамматических умений, но и готовность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей, т. к. междисциплинарные связи способствуют развитию у студентов познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умения вести исследовательскую работу, что является особенно важными навыками для выполнения профессиональных обязанностей в будущем. Таким образом, во время защиты проектов студенты будут совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию в единстве всех ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной) и смогут достичь значительного уровня владения ИЯ, необходимого и достаточного для осуществления речевой и информационной деятельности в соответствии с личными профессионально ориентированными интересами и потребностями.

Кроме представления презентаций на аудиторных занятиях, студенты могут принять участие в конкурсе проектов на ИЯ. Практика проведения подобных конкурсов показывает как значительный интерес студентов, так и огромную востребованность теоретических и практических знаний и умений в процессе иноязычного коммуникативного взаимодействия в условиях проектной деятельности. Конкурс также выявил заинтересованность преподавателей, готовящих студентов к участию, в методической поддержке (на всех этапах подготовки проекта к конкурсу) и значительный потенциал подобных мероприятий для формиро-

педагогические науки

вания у студентов мотивации к изучению ИЯ и понимания ими необходимости дальнейшего самообразования и профессионального совершенствования.

Особого внимания заслуживает формат проведения конкурсов - дистанционное участие в первом туре (проекты размещаются авторами в сети Интернет) и очное участие в заключительном туре конкурса (одним из главных критериев при презентации своего проекта является демонстрация умения иноязычного коммуникативного взаимодействия).

Резюмируя, следует отметить, что изучение студентами дистанционных курсов, нацеленных на обучение коммуникативному взаимодействию, способно оказать решающее влияние на профессиональное мастерство будущих специалистов в области права, т. к. они смогут использовать полученные знания непосредственно в своей будущей профессиональной деятельности и применять их в реальной ситуации. Использование приобретенных коммуникативных навыков и умений увеличит их конкурентоспособность в процессе участия в конкурсах и конференциях востребованность специалистов в области права на рынке труда. Особенно актуальным онлайн-курс является для обучения коммуникативному взаимодействию в системе инклюзивного образования, т. к. студенты с ограниченными способностями испытывают значительные затруднения в реализации коммуникативного компонента обучения ИЯ.

Разработанные онлайн-курсы позволят студентам осуществлять взаимодействие в сети Интернет, совместно удаленно в Сети выполнять и размещать проекты, получать доступ к материалам курса с использованием современных средств коммуникации. Данный курс будет использован в системе смешанного языкового обучения студентов ВГСПУ и сможет применяться для обучения других студентов вузов и сузов.

Список литературы

1. Кожевникова Т.В. Методика составления упражнений для работы с компьютером // Вариантность в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. М., 1999. С. 126-134 .

2. Матвиенко Л.М. Спецкурс «Английский язык в сфере правового общения» в системе профессиональной подготовки специалистов в области права [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. Т. 31. URL: http://e-koncept.ru/2017/970045.htm (дата обращения: 26.02.2019).

3. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

4. Яшина Н.К. Дистанционное обучение иностранным языкам как современная технология в педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://iya-zyki.ru/2015/07/distant-education/ (дата обращения: 26.02.2019).

5. Valiathan P. Blended Learning Models [Electronic resource] // American Society for Training & Development, 2002. URL: http://old.astd.org/LC/2002/

0802_valiathan.htm (дата обращения: 21.02.2019). * * *

1. Kozhevnikova T.V. Metodika sostavleniya up-razhnenij dlya raboty s komp'yuterom // Variantnost' v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. M., 1999. S. 126-134 .

2. Matvienko L.M. Speckurs «Anglijskij yazyk v sfere pravovogo obshcheniya» v sisteme professio-nal'noj podgotovki specialistov v oblasti prava [Elek-tronnyj resurs] // Koncept. 2017. T. 31. URL: http:// e-koncept.ru/2017/970045.htm (data obrashcheniya: 26.02.2019).

3. Matvienko L.M. Pravovoe vospitanie starshe-klassnikov v processe izucheniya disciplin gumani-tarnogo cikla: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2004.

4. Yashina N.K. Distancionnoe obuchenie ino-strannym yazykam kak sovremennaya tekhnologiya v pedagogike [Elektronnyj resurs]. URL: http://iyazy-ki.ru/2015/07/distant-education/ (data obrashcheniya: 26.02.2019).

Online courses in the system of blended language training of future law specialists

The article highlights a recent transition from teaching methods, centered on the teacher, to methods oriented towards students' intense activity and using the influence of new technologies on the process of foreign language education. The author provides scientific substantiation for the importance of online courses in the system of blended language education for the development of skills of communicative interaction in a foreign language in the context of project activities of future law professionals.

Key words: online courses, blended language learning system, foreign language communicative interaction, project activities, legal specialists.

(Статья поступила в редакцию 15.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.