Научная статья на тему 'Формы реализации технологии сетевого обучения в преподавании иностранного языка в вузе'

Формы реализации технологии сетевого обучения в преподавании иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / NETWORKED LEARNING / ТЕХНОЛОГИЯ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ / NETWORK TEACHING TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОМБИНИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / BLENDED LEARNING / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NETWORK TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальская Е.П.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Статья затрагивает вопросы модернизации учебного процесса в вузе в условиях реализации технологии сетевого обучения. Автор описывает дидактические сценарии комбинированного обучения на базе сетевых технологий применительно к процессу подготовки специалистов для сферы иноязычного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальская Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information and communication technologies in teaching process makes it possible to improve the quality of educational material and to intensify educational effects. The article touches upon the questions of modernization of teaching process in institutes of higher education within implementation of network teaching technology. The author describes the didactic scenarios of blended learning with the use of network technologies with regard to the process of specialists training for the area of foreign language education.

Текст научной работы на тему «Формы реализации технологии сетевого обучения в преподавании иностранного языка в вузе»

УДК 37, 81 ББК 74.484.72

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Е.П. Ковальская

Аннотация. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Статья затрагивает вопросы модернизации учебного процесса в вузе в условиях реализации технологии сетевого обучения. Автор описывает дидактические сценарии комбинированного обучения на базе сетевых технологий применительно к процессу подготовки специалистов для сферы иноязычного образования.

Ключевые слова: сетевое обучение, технология сетевого обучения, информационно-коммуникационные технологии, комбинированное обучение, сетевые технологии.

Summary. The use of information and communication technologies in teaching process makes it possible to improve the quality of educational material and to intensify educational effects. The article touches upon the questions of modernization of teaching process in institutes of higher education within implementation of network teaching technology. The author describes the didactic scenarios of blended learning with the use of network technologies with regard to the process of specialists' training for the area of foreign language education.

Keywords: networked learning, network teaching technology, information and communication technologies, Blended Learning, network technologies.

47

Утверждения о безусловных преимуществах использования в образовательной практике (в том числе, в практике преподавания иностранного языка) Интернета с его ресурсами и приложениями-оболочками для активных пользователей сегодня не вызывают сомнений и не испытывают недостатка в доказательствах. Ушли в прошлое определенный страх, нежелание и не-

достаточная компетенция преподавателя в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Одно из направлений обновления подготовки учителя иностранного языка связано с изменением технологии обучения, то есть с поиском новых методов, приемов, средств, способов и форм учебной деятельности студента и обучающей деятельности преподавателя.

Такая модернизация осуществляется через внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Очевидно, что, в отличие от традиционных, новые образовательные технологии на базе сети Интернет не только позволяют реализовать современную концепцию образования, базирующуюся на принципах гуманистической педагогики (А.Б. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, М.И. Мах-мутов, Е.С. Полат и др.), но и делают возможным функционирование гибких моделей обучения. Благодаря педагогическим возможностям и дидактическому потенциалу этих технологий обеспечивается интегративная связь языковой и информационной подготовки будущего учителя иностранного языка в высшей школе.

Практический опыт продемонстрировал, что использование ресурсов и технологий сети Интернет для целей образования может привести к значительному повышению его доступности и качества в глобальном масштабе. В данном контексте все более широкое -0 распространение получает сетевое обучение как вид учебной деятельности.

Несмотря на то, что анализ научно-методической литературы позволяет говорить о ведущей роли термина «сетевой» в составе понятийного и терминологического аппарата в области педагогики и частных методик преподавания на базе ИКТ - «сетевой урок», «сетевое сообщество», «сетевой курс», «сетевая модель», ««сетевая педагогика», «сетевое взаимодействие», «сетевой проект», «сетевая инициатива», «сетевой педагог», «сетевое поколение», — определение понятия «сетевое обучение» сегодня требует уточнений.

В российском образовательном пространстве сетевое обучение рас-

сматривалось до сих пор как одна из моделей организации учебного процесса в дистанционном обучении со специальными, автономными курсами или как «структурированная информационно-образовательная среда» в системе «широкомасштабного сетевого дистанционного обучения» [1; 2; 3]. Однако широкое внедрение технологий дистанционного обучения в традиционных университетах для сетевого взаимодействия участников образовательного процесса приводит к тому, что грани между обучением на расстоянии и непосредственно внутри университетов стираются, а термин «дистанционное обучение» вытесняется термином «сетевое обучение», который интегрирует принципиальный для данной формы обучения канал сетевого взаимодействия субъектов учебной деятельности. Использование технологий сети Интернет расширило границы и функциональные возможности сетевого обучения.

Специалисты Центра изучения современных образовательных технологий (CSALT) исследовательской группы Ланкастерского университета определяют сетевое обучение (Networked learning) как «обучение, в котором информационные и коммуникационные технологии используются для содействия установлению связей: между учащимися, между учащимися и преподавателями, между учебным сообществом и его учебными ресурсами, что позволяет учащимся углублять свои знания и расширять возможности» [4]. Ряд исследователей считает определяющим в сетевом обучении то, что информационно-коммуникационные технологии опосредуют не просто взаимодействие учащихся, а их работу в режи-

Преподаватель ^

1 / 2014

ме учебного сообщества по совместному созданию учебных ресурсов [5].

Сетевое обучение рассматривается нами как новая парадигма учебной деятельности, опосредованной сетью и базирующейся на идее массового сотрудничества, при котором информационно-коммуникационные технологии используются для организации связей между обучающимися, между обучающимися и преподавателем, а также связи всех субъектов образовательного процесса с неограниченным количеством глобальных информационных ресурсов, что дает возможность в процессе учения сформировать компетентного специалиста сферы иноязычного образования.

В основе сетевого обучения лежат принципы конструктивистской теории обучения («учение есть собственно активный процесс конструирования знания на основе ранее приобретенного опыта и ранее усвоенных знаний» [6, с. 41]), развитые и дополненные идеями конструкционизма («в условиях сетевой учебной среды участники совместной деятельности создают знания особенно эффективно, если созданные продукты-модели позволяют проверить личные гипотезы на практике посредством осмысления конструктивных действий и обмена результатами своей деятельности с другими участниками» [7, с. 41]). Такое предпочтение развитию деятельности, а не накоплению фактов, является принципиальным для технологического подхода в обучении, который дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики и ставит цель сконструировать учебный процесс в соответствии с заданными исходными установками: социального заказа,

образовательных ориентиров, целей и содержания образования [8, с. 20].

Характерная для современного образовательного процесса технологичность позволяет нам определить сетевое обучение как технологию обучения и учения, под которой мы подразумеваем совместную педагогическую деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, сознательно расчлененную на отдельные элементы, реализующиеся в определенной последовательности, обладающую определенным набором методов, способов, приемов организации учебного процесса, осуществляемую с применением сетевых технологий под руководством преподавателя. К сетевым технологиям отнесем, в свою очередь, учебные Интернет-ресурсы, информационные базы данных и социальные сервисы Веб 2.0, обладающие образовательным потенциалом.

Применительно к процессу подготовки специалистов для сферы иноязычного образования мы рассматриваем технологию сетевого обучения как -п комбинированное (смешанное) обуче- 49 ние (Blended Learning) - форму обучения, в которой комбинируются аудиторное обучение и обучение на базе информационных цифровых технологий. Именно в случае комбинированной модели обучение строится на активном взаимодействии учащегося не только с компьютером, но и с живым собеседником (преподавателем) в форме, когда обработанный самостоятельно материал обобщается, анализируется и используется в реальных ситуациях через решение коммуникативных задач.

При всем многообразии представлений о комбинированном обучении как о новой форме обучения одним

из главных вопросов остается вопрос соотношения долей онлайн-компо-нента и личностного компонента. Данное соотношение определяется следующими критериями:

1) способ внедрения информационных технологий в конкретном курсе комбинированного обучения (или на определенном этапе). Среди них различают:

• дистрибутивный: учебные материалы (со стороны преподавателя и студента) передаются посредством цифровых носителей;

• интерактивный: обучающиеся могут взаимодействовать с системой (напр., выполнять упражнения и получать прямой отклик) и при этом учиться;

• кооперативный: онлайн-взаи-модействие обучающегося состоит в том, что он виртуально сотрудничает с другими участниками процесса при помощи предложенных технологий [9, с. 6].

2) дидактический дизайн. В условиях комбинированной модели под ним будем понимать организа-

50 цию среды обучения посредством отбора, комбинирования, внедрения и оценивания тех или иных средств обучения в различных учебных ситуациях, то есть в различных фазах комбинированного обучения.

Данные критерии определяют три обучающих сценария, методы и формы учения в которых простираются от прямой инструкции до интерактивного занятия и самостоятельно организованных учебных сообществ.

Согласно сценарию 1, аудиторное обучение дополняется использованием Интернет-ресурсов образовательного назначения (обучающие программы, электронные учебники, тестовые

системы, онлайн-справочники, словари, поисковые службы, личные Web-страницы, сайты и презентации учебных заведений и образовательных центров) для выполнения поисковых заданий, проработки закрытых упражнений и открытых заданий.

Далее в традиционный процесс обучения интегрируются (сценарий 2) другие онлайн-компоненты, прежде всего коммуникативные интернет-сервисы (вебсайты, блог, электронная почта, форум, чат) для осуществления обратной связи, а также интерактивной коммуникации с носителями языка в виртуальной среде. Этот этап отличается наибольшей автономностью, так как для студентов не происходит видимой интеграции их онлайн-деятельности в организованном в вузе занятии.

Для сценария 3 характерно внедрение учебных Интернет-ресурсов и сервисов Веб 2.0 (вебквест, подкаст, Ютьюб, твиттер, блог, фликр, Wordle, mindmap, Voicethread и др.) для осуществления проекта или создания новых ресурсов. Аудиторные и онлайн-компоненты при этом чередуются.

Все этапы комбинированного сетевого обучения связаны содержанием базовой программы и общей целью, с каждым этапом увеличивается доля онлайн-компонента, а также предлагаются новые социальные формы: на первом этапе речь идет, прежде всего, об индивидуальных заданиях, второй и третий этап предполагают работу в парах и кооперативное творчество.

Важным условием организации процесса обучения на базе сетевых технологий считаем сохранение взаимосвязи всех этапов и преемственности процесса: работа по развитию каж-

Преподаватель

1 / 2014

дого предыдущего умения осуществляется на всех последующих этапах.

В заключение заметим, что специфика комбинированной модели технологии сетевого обучения состоит в том, что использование Интернет-технологий позволяет активизировать и сделать более эффективной самостоятельную поисковую работу студентов, позволяет в полной мере реализовать основные принципы современной концепции обучения, базирующейся на личностно-ориентированном подходе, деятельностном подходе, проблемном и коллаборативном обучении. Кроме того, новые формы обучения и альтернативные учебные ресурсы отвечают принципам обучения иностранному языку: коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и сознательности учения. В связи с изменением цели образования преподавательская деятельность направлена на побуждение студентов овладевать способами исследования, обмена, использования информации как основного материала для получения новых знаний. Веб-ориентированная модель образования характеризуется свободой от пространственно-временных ограничений и доступностью. Она обеспечивает взаимосвязь с неограниченным количеством глобальных информационных ресурсов, что создает условия для развития познавательной активности студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богомолов, А.Н. Сетевое обучение и формы его реализации в учебном процессе [Текст] / А.Н. Богомолов // Российское образование для иностранных граждан.

2006 [Электронный ресурс]. - URL: http:// russia.edu.ru/information/met/rfl/2473/ (дата обращения: 22.10.2013).

2. Брусиловский, П.Л. Адаптивные и интеллектуальные технологии в сетевом обучении [Текст] / П.Л. Брусиловский // Новости искусственного интеллекта. - 2002. -№ 5. - С. 25-31.

3. Полат, Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения [Текст] / Е.С. Полат // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 71-77.

4. Goodyear, P. Advances in Research on Networked Learning / P. Goodyear, S. Banks, V. Hodgson and D. McConnell [Electronic resource]. - London : Kluwer Academic Publishers [2004]. - URL: http://books. google.md/books?id=csxzmx60BAEC&dq= Peter+Goodyear &ie=ISO-8859-1&source= gbs_gdata& redir_esc=y (дата обращения: 20.10.2013).

5. McConnell, D. Theory and Design of Distributed Networked Learning Communities // Networked Learning Conference. 2004 / D. McConnell, V. Lally, S. Banks [Electronic resource]. - URL: http://www.network-edlearningconference.org.uk/past/nlc2004/ proceedings/symposia/symposium11/ mcconnell_et_ al.htm (дата обращения: 20.10.2013).

6. Канатова, С.Ш. О подготовке будущих учителей к организации обучения иностранному языку на базе ИК-технологий [Текст] / С.Ш. Канатова // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3. - С. 37-43.

7. Strasser, T. Moodle im Fremdsprachenunterricht. Blended Learning als innovativer didaktischer Ansatz oder pädagogische Eintagsfliege? [Text] / T. Strasser. - Boizenburg : Verlag Werner Hülsbusch, 2011. - 220 s.

8. Лаврентьев, Г.В. Методологические основы технологического подхода к обучению [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2-1 (66). - С. 19-23.

9. Rösler, D. Blended Learning im Fremdsprachenunterricht [Text] / D. Rösler, N. Würffel // Fremdsprache Deutsch. Zeitschrift für die Praxis des Deutschunterrichts : Hueber Verlag, 2010. - № 42. - S. 5-11. ■

51

1ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.