УДК 378.01 (1-78)
Г. И. Зубкова
СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, модернизация, профессиональная деятельность, дистанционное обучение, педагогический процесс.
В статье рассматривается процесс становления дополнительного профессионального образования в США. Исследуются возможности использования опыта США в модернизации отечественного профессионального образования и формировании системы дополнительного профессионального образования.
Key words: additional education, modernization, professional activity, distant education, pedagogical prosess.
The necessity and importance of using USA experience in modernization of Russian professional education and in formation of Russian additional education is told about in the article.
Начало 21 столетия - период «глобальных инноваций» в различных областях экономики, техники, культуры, образования, сопровождающиеся ускорением развития всех сторон жизни общества. В современных условиях процессы глобализации и интернационализации общественной жизни стимулируют серьезные изменения в системе профессионального образования. Происходят структурные изменения, модернизируются содержание образования, технологии и средства обучения, складываются новые отношения между профессиональными учебными заведениями и рынком труда. Повышение качества профессионального образования, необходимость соответствия уровня профессиональной подготовки специалистов современным требованиям рынка труда, изменение требований к личностным и профессиональным качествам современного специалиста является сегодня первостепенным условием усиления конкурентоспособности России на международной арене.
Если ранее проблемы профессионального образования рассматривались, главным образом, в рамках каждой страны, в современных условиях актуализируется исследование взаимовлияния педагогических процессов в общемировом измерении. Российской школе, которой предстоит жить и работать в грядущем социокультурном измерении, необходимо найти реальные пути ее обновления и совершенствования.
Двадцать первый век специалисты называют веком информационного общества, общества основанного на знаниях. Стремительный рост научного знания, развитие технологий приводит к тому, что полученного образования становится недостаточно для осуществления профессиональной деятельности. И если раньше одним из основных показателей национального богатства стран считался образовательный уровень населения, то теперь возрастает значимость приобретения новых дополнительных знаний работающими взрослыми. Образовательные потребности современного человека разнообразны и ориентированы как на получение основного и дополнительного образования, так и на поддержание и улучшение здоровья, улучшение качества семейной жизни, проведение содержательного досуга, необходимость личностного развития и т.п.
В нашей стране система дополнительного профессионального образования находится на стадии активного формирования. В связи с этим глубже изучается личность взрослого обучаемого, его потребности, возможности, а также проявляется интерес к мировому опыту дополнительного образования взрослых.
В число стран, где в высших учебных заведениях наряду с традиционной моделью получения высшего профессионального образования делается акцент на создание и развитие системы образования взрослых, входят Соединенные Штаты Америки. Эта страна является ведущей в разработке стратегии и тактики развития образования, использование новейших педагогических технологий и методик в практике. В Соединенных штатах проблемы образования граждан решаются на государственном уровне. Впервые в Америке, в начале 60 годов был принят Закон о подготовке и обучении рабочих, в связи с автоматизацией производства и усложнением производственных процессов. В 1973 году был принят Закон о подготовке и трудоустройстве рабочих, предусматривающий мероприятия по укреплению связей между профессиональным и общим образованием. При принятии этого и других законов, правительство увеличивало дотации на нужды профессионального обучения взрослых [3].
В 1983 году проблема стандарта общего академического образования подрастающего поколения была поставлена национальной комиссией, назначенной президентом. В 1990 на основе доклада комиссии, президентом США Дж. Бушем были провозглашены цели и задачи реформы образования, одна из целей которой касалась образования взрослых. Одной из причин безработицы в стране считают отсутствие качественного профессионального обучения в средней школе и американские ученые считают, что дальновиднее вкладывать средства в образование взрослых.
В настоящее время можно выделить несколько моделей дополнительного профессионального образования в США: обучение и повышение квалификации в сфере бизнеса, промышленности и социальной работы. Его принято называть «продолженным образованием». В контексте дополнительного образования оно включает два компонента: обуче-
ние, организуемое по инициативе самого обучающегося, преследующего личные или профессиональные цели, а также обучение по учебным программам, которые наряду с обучением предусматривают приобретение соответствующего опыта практической деятельности [1].
Среди обучающихся по программам высшего продолженного образования имеется значительное количество специалистов, участвующих в ДПО не только ради получения новой специальности, лицензии на профессиональную деятельность или ученой степени. Многие слушатели, выбирая те или иные курсы, преследуют цели личного развития, расширения кругозора, оказания помощи местной общине, а также посещают курсы, рассматривающиеся в качестве дополнительной подготовки, в целях профессионального роста.
Со стремительным развитием новых информационных технологий и, в частности, сети Интернет, появилась возможность говорить о новой структуре дополнительного интерактивного профессионального образования. Наибольшее распространение такой тип образования получил в США. На первых этапах (до начала 1990-х гг.) дистанционное образование в США не было систематизированным, как географически, так и по охвату различных профессиональных областей. Своей главной целью оно ставило вовлечение тех категорий учащихся и студентов, кто стремился без отрыва от производства повысить свою квалификацию в отдельных наиболее популярных областях (прежде всего, таких как машиностроение, деловое администрирование и др.). С развитием технологий, в том числе и в сфере образования, дистанционное образование предлагает различным социальным группам благодаря своей доступности (физически и экономически) широчайший спектр программ в сфере среднего специального, высшего и последующего образования. Многие американские штаты имеют широкомасштабные программы развития дистанционного образования. Первые такие программы использовали в качестве основного канала передачи информации кабельное телевидение, а сайт в Интернете выступал как дополнительный информационный ресурс. Кроме того в рамках различных программ использовались видеокурсы лекций некоторых высших учебных заведений. Многие из указанных выше программ по-прежнему активно действуют, но в последние годы их доля в общем объеме дистанционных программ уменьшается в основном в связи с усилением роли компьютерных технологий в системе дистанционного образования. Следует отметить, что дистанционное образование в США развивается и существует в географических условиях, сходных с Россией: многочисленная потенциальная студенческая аудитория проживает в отдаленных и при этом сравнительно менее развитых районах. Но технологически, а главное экономически США в силу целого ряда объективных причин смогли решить эту проблему, создав в штатах, где высок процент негородского населения, специально ориентированные
на него телекоммуникационные сети дистанционного образования [2].
Быстрые непрерывные изменения в обществе, экономике, на рынке труда вызвали необходимость приобретения новых знаний и навыков не только в процессе профессиональной подготовки, но и непосредственно в период трудовой деятельности. Частично эту функцию выполняют профессиональные ассоциации, однако основная роль принадлежит университетам, на базе которых организуются специальные курсы. Они являются формой повышения квалификации, основанной на связи между учебными заведениями и работодателями. Например, в Массачусетском технологическом институте была разработана программа «непрерывного кооперативного образования». В рамках данной программы за продолженное образование инженера в течение его профессиональной деятельности отвечает не только учебное заведение, но и фирма, в которой он работает. Дополнительное профессиональное обучение инженеров-практиков осуществляется с использованием современных средств обучения (интерактивного телевидения, обучающих компьютерных программ и т.д.) [7].
Анализ американского опыта представляет особый интерес для российских исследователей в области образования, поскольку США во многом сходны с нашей страной: по специфике регионов, масштабом территории, разнообразию национально-этнических групп. А также любой зарубежный опыт позволяет оценить развитие собственной системы образования и перспективы ее реформирования и модернизации.
Литература
1. Трубин Г.А. Тенденции в развитии дополнительного образования за рубежом./Трубин//Вестник Тюменского гос. унив.2011.№8 с.125-131
2. Раицкая Л.К. Дистанционное образование в США/ Л.К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО: Сб. научных трудов.- М.: МГИМО, 2002. - №10(25). -С.147-155. Раицкая Л.К. Дистанционное образование в США/ Л.К. Раицкая // Филологические науки в МГИ-МО: Сб. научных трудов.- М.: МГИМО, 2002. -№10(25). - С.147-155.
3. Олейникова О.Н. Реформирование профессионального образования за рубежом. -М: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003.-152 с.
4. Иванов В.Г., Ирисметова И.И., Ирисметов А.И. Роль дополнительного профессионального образования в формировании управленческих компетенций / Иванов В.Г.// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. №16 с.149-152
5. Штокман Е.А Штокман А.Е. Высшее образование в США. М: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2005. 200с.
6. Renewing our Vision of Adult Education. Discussion kit for the fifth international Conference on Adult Education. UNESCO. Quebec, 1997. 123 p.
7. Дьяконов Г.С., Иванов В.Г., Кондратьев В.В. Подготовка инженеров в исследовательском технологическом университете в контексте новых вызовов и проблем инженерного образования /Дьяконов//Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. №16 с.7-12
© Г. И. Зубкова - ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected].