Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в вузе: формирование нового социального института'

Дополнительное профессиональное образование в вузе: формирование нового социального института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / РЫНОК ТРУДА / СПЕЦИАЛИСТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL CAREER GROWTH / LABOUR-MARKET / SPECIALIST / PERSONALITY / COUNTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмаева Гузель Ильмировна

Цель заключается в выявлении условий, факторов и тенденций процесса институционализации дополнительного профессионального образования в высшей школе. Метод проведения работы: теоретический анализ институционализации дополнительного профессионального образования в высшей школе; анкетирование обучающихся по различным программам дополнительного профессионального образования Результаты. Установлено, что в настоящее время дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования находится на переходном этапе от индустриального типа спорадического, несистемного, дискретного (прерывного) к постиндустриальному типу постоянному, системному, непрерывному. Процесс институционализации дополнительного профессионального образования в вузе постиндустриального типа на начальном этапе. Область применения результатов: система дополнительного образования в структуре вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмаева Гузель Ильмировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE HIGHER SCHOOL

Purpose consists in identification of conditions, factors and tendencies of process of an institutionalization of additional professional education at the higher school. Methodology: a theoretical analysis of an institutionalization of additional professional education at the higher school; questioning being trained according to various programs of additional professional education Results: It is established that now additional professional education on the basis of the higher education is at a transitional stage from industrial type to post-industrial type. Process of an institutionalization of additional professional education in higher education institution of post-industrial type at the initial stage. Practical implications: system of additional education in higher education institution structure.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в вузе: формирование нового социального института»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-11-5 УДК 304.5

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Алмаева Г.И.

Цель заключается в выявлении условий, факторов и тенденций процесса институционализации дополнительного профессионального образования в высшей школе.

Метод проведения работы: теоретический анализ институционализации дополнительного профессионального образования в высшей школе; анкетирование обучающихся по различным программам дополнительного профессионального образования

Результаты. Установлено, что в настоящее время дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования находится на переходном этапе от индустриального типа - спорадического, несистемного, дискретного (прерывного) - к постиндустриальному типу - постоянному, системному, непрерывному. Процесс институционализации дополнительного профессионального образования в вузе постиндустриального типа на начальном этапе.

Область применения результатов: система дополнительного образования в структуре вуза.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональный рост, рынок труда, специалисты, личность, государство.

INSTITUTIONALIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE HIGHER SCHOOL

Almaeva G.I.

Purpose consists in identification of conditions, factors and tendencies of process of an institutionalization of additional professional education at the higher school.

Methodology: a theoretical analysis of an institutionalization of additional professional education at the higher school; questioning being trained according to various programs of additional professional education

Results: It is established that now additional professional education on the basis of the higher education is at a transitional stage from industrial type to postindustrial type. Process of an institutionalization of additional professional education in higher education institution of post-industrial type at the initial stage.

Practical implications: system of additional education in higher education institution structure.

Key words: additional education, professional career growth, labour-market, specialist, personality, country.

Значение, которое дополнительное профессиональное образование (ДПО) приобретает в России в начале XXI века, определяется быстрым устареванием знаний и технологий, изменениями рынка труда и связанной с ними динамикой профессиональной мобильности, введением новых систем хозяйствования и управления. Реорганизация отечественной экономики и общества в целом приводит к реструктуризации производственных отраслей, значительным изменениям на рынке труда, сокращению ряда традиционных рабочих мест, появлению новых профессий и дополнительных требований к квалификации работников.

В отечественной литературе дополнительное образование взрослых традиционно рассматривалось как вспомогательное, дополняющее полученное ранее основное образование. Исторически и до недавнего времени оно действительно выполняло компенсирующую, факультативную функцию. Сегодня, в условиях перехода от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь, дополнительное профессиональное образование превращается в одну из ведущих форм профессиональной активности человека и в важнейшую сферу деятельности общества, при этом не только базовое, а и дополнительное профессиональное образование выступает главным условием и предпосылкой дальнейшего развития личности.

Для современного специалиста жизненно необходимым становится наличие конкурентоспособности, от которой зависит продолжительность его пребывания в сфере профессиональной деятельности. В свою очередь конкурентоспособность работника во многом обеспечивается такой системой профессионального образования, которая сама является конкурентоспособной, т.е. готовит не просто специалиста, соответствующего требованиям современного общества и производства, но и обеспечивает его возможностями приспосабливаться к изменениям рынка рабочей силы в будущем. Это подтверждает социологическое исследование, проведенное автором1. Для повышения конкурентного преимущества в период кризиса 44% респондентов повышают квалификацию, получают дополнительное образование по специальности; повышают уровень владения иностранными языками - 17%;

1 Результаты исследования «Дополнительное профессиональное образование в вузе», проведенного автором в 2013 году. Анкетирование проводились среди руководящих работников и специалистов, проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации в Институте непрерывного образования при Башкирском государственном университете (выборка 277 респондентов) и в Институте дополнительного профессионального образования в Уфимском государственном нефтяном техническом университете (выборка 250 респондентов).

кардинально меняют профессию - 16%; проходят профессиональные курсы, исходя из собственных предпочтений и хобби - 6%.

Отчасти институционализации ДПО способствует усиление разнонаправленной внутренней миграции и эмиграции населения вследствие социально-политических и экономических перемен. По всей территории России иммигранты, вынужденные переселенцы, беженцы образуют достаточно многочисленную социальную группу, так в 2012 году в Россию прибыло иммигрантов: по данным помесячной регистрации - 279,9 тысячи человек, а по уточненным оценкам годовой разработки - 291,8 тысячи человек. Переселенцы не всегда имеют возможность устроиться на работу по специальности, нередко попадая в число безработных граждан.

К неблагоприятным факторам институционализации ДПО в высшей школе следует отнести рост числа безработных, количество которых продолжает увеличиваться и среди которых немалую долю составляют специалисты с высшим образованием. По данным Госкомстата в ноябре 2012 г. безработица среди экономически активного населения составила 4,8 млн. человек (6,3%). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,2 млн. человек [3]. Часть из них нуждается в обновлении уже имеющихся профессиональных знаний, а часть - в профессиональной переподготовке по востребованным в регионе специальностям.

В услугах ДПО в современной высшей школе нуждаются инвалиды, среди которых 30-35% находятся в трудоспособном возрасте. Только 10-20% инвалидов трудоспособного возраста по различным регионам, согласно статистическим данным, имеют работу [2]. Доступность программ дополнительного профессионального образования оказывает непосредственное влияние на дальнейшие возможности трудоустройства и конкурентоспособность инвалидов на рынке труда. Возможность переподготовки, профессиональной переквалификации и последующего

трудоустройства с учетом физического состояния выступает для данной категории граждан практически единственной возможностью социально-профессиональной реабилитации и адаптации, повышения социального статуса и защищенности. Обеспечение инвалидам доступа к образованию, несомненно, является атрибутом свободного общества.

При разработке социальной политики в сфере ДПО следует учитывать гендерный аспект. За последние годы усилилось неравенство мужчин и женщин на рынке труда. По данным Федеральной службы занятости населения России, число женщин от общего числа безработных колеблется в различных регионах от 70 до 90% [5]. При этом большинство среди них (более 70%) составляют женщины с высшим и средним специальным образованием, в то время как 90% вакансий в службе занятости приходится на рабочие профессии.

В условиях развития информационных технологий происходит изменение социально-профессиональной структуры общества в направлении резкого увеличения в ней доли высококвалифицированных, компетентных специалистов, что способствует бурному развитию дополнительного профессионального образования. Оно превращается в социальный институт, через который проходит как молодое поколение, готовящееся к вступлению в самостоятельную профессиональную жизнь, так и взрослые, уже работающие специалисты, периодически возвращающиеся в него для переподготовки и повышения квалификации.

Студенты являются потребителями дополнительного профессионального образования в вузе. Ценность ДПО студентов заключается в том, что, во-первых, оно создает в вузе специфическое образовательное пространство, внутри которого каждый студент получает возможность максимально раскрыть свои индивидуальные способности. Во-вторых, дополнительное образование способствует расширению профессиональных возможностей выпускников, что в условиях изменения рынка труда, экономического кризиса повышает социальную защищенность молодых специалистов.

В нынешних условиях меняются требования к личностным и деловым качествам специалистов. По данным исследования, проведенного автором, работодатели отмечают следующие личностные и деловые качества, предъявляемые ими работникам: фундаментальность знаний - 31,8%; умение работать в нестандартных ситуациях - 15,1%; инициативность, коммуникативные навыки - 14,5%; ответственность за планирование - 14,2%; готовность к риску - 9,8%; высокий уровень самостоятельности и самоуправления - 5,8%; умение разрешать конфликты - 5,3%; контролировать свои эмоциональные реакции - 3,5 %.

Все вышеперечисленные качества личности специалиста становятся актуальными и востребованными в современном обществе, где они выступают в качестве необходимой предпосылки эффективности профессионала. Соответственно, только та система профессионального образования будет включена в сферу личностных интересов и ценностей человека, которая будет ориентироваться на формирование именно тех характеристик специалиста, которые обеспечат эту эффективность.

Недостаточное внимание руководства коллектива к повышению квалификации трудового потенциала приводит к низкой квалификации, в результате чего страдает производительность труда или же организация оказывается неготовой к выходу на новый рынок или к возросшим требованиям к производимым ими услугам или товарам. На вопрос: «Готовы ли Вы выделять средства на получение дополнительного образования, повышение квалификации сотрудника организации в условиях финансового кризиса?» -работодатели ответили: «да, в любом случае» - 34,7%, «да, но не в полном объеме» - 21,8%, «да, в случае профессиональной заинтересованности работника» - 40,1%, «нет» - 3,4.

Несмотря на востребованность и высокую социальную значимость, сегодняшнее состояние системы ДПО может быть охарактеризовано как «маргинальное». Кризисная ситуации в стране (в период с 2008 по 2011 годы)

заставляет предприятия экономить на обучении специалистов, что в свою очередь подрывает экономическое состояние системы дополнительного образования.

По данным исследования, проведенного автором, 26% уфимских предприятий урезали расходы на обучение и повышение квалификации своих сотрудников. Оптимизации расходов на обучение больше остальных подверглись организации с численностью персонала от 500 до 1000 сотрудников (39%).

В каждой четвёртой организации (25%) затраты на обучение персонала остались на прежнем уровне. Наибольшую стабильность в этом отношении демонстрируют компании, где трудятся 50-100 человек (34%).

Каждый пятый респондент (20%), принявший участие в исследовании, сообщил, что его компания располагает собственным учебным центром. Закономерно, что среди предприятий с количеством сотрудников, превышающим 5000, таких больше всего - 36%.

Принципиально не платит за обучение, набирая уже обученный персонал, 12% уфимских предприятий и организаций. Подготовленный персонал чаще остальных набирают предприятия, где работают от 100 до 500 человек (18%).

Увеличили расходы на обучение персонала лишь 7% уфимских предприятий. Чаще остальных положительную динамику демонстрируют компании, имеющие небольшой штат сотрудников (до 50 человек) - 9%.

Одним из основных направлений развития системы ДПО является постепенное превращение ее в самостоятельную ступень общей системы непрерывного профессионального образования, имеющую собственные цели, задачи, выполняющую определенные функции, включающую в себя различные ступени образования, обладающую соответствующим контингентом обучающихся и собственным профессорско-преподавательским составом.

При этом важно учитывать тот факт, что дополнительное образование перестает быть просто вспомогательным, второстепенным придатком базового

образования, ДПО становится тем образовательным институтом, который обладает уникальными возможностями в обеспечении непрерывного профессионального и личностного развития специалиста, повышения его социальной защищенности, мобильности, адаптивности и гибкости, т.е. тем, что в силу объективных обстоятельств не может обеспечить традиционная базовая система профессионального образования.

Список литературы

1. В Уфимский ИДПО - за дополнительным образованием // Журнал нефтегазового строительства. 2010. № 2. С. 45-46.

2. Можаева Г.В. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Открытое и дистанционное образование. 2007. № 3. С. 5-9.

3. Орешкина А.К. Дополнительное образование в системе непрерывного образования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2009. № 4. С. 75-77.

4. Даньшина С.А. Инновации в дополнительном профессиональном образовании // Преподаватель XXI век. 2010. Т. 1. № 3. С. 26-30.

5. Шапошникова Т.Д. Новые формы образовательных услуг в дополнительном образовании взрослых // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2008. № 3. С. 66-81.

6. Колосова Н.А. Педагогические средства повышения квалификации менеджеров образования в системе дополнительного профессионального образования (региональный аспект) : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2004.

7. Колосова Н.А. Педагогические средства повышения квалификации менеджеров образования в системе дополнительного профессионального образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук / Московский государственный областной университет. Ростов-на-Дону, 2004.

8. Боровкова Т.И. Развитие педагогической позиции преподавателя высшей школы в дополнительном профессиональном образовании: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дальневосточный государственный университет. Владивосток, 2007

9. Трубин Г.А. Социальные аспекты использования информационных технологий в дополнительном профессиональном образовании // Информатика и образование. 2011. № 10. С. 68-69.

10. Панина Т.С., Сахарова В.И., Фаломкин А.В. Учреждение дополнительного профессионального образования как научно методический центр развития инновационной практики в региональной системе профессионального образования // Образование и общество. 2009. № 4. С. 8-13.

References

1. Zhurnal neftegazovogo stroitel'stva. 2010. № 2. pp. 45-46.

2. Mozhaeva G.V. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2007. № 3. pp. 5-9.

3. Oreshkina A.K. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika. 2009. № 4. pp. 75-77.

4. Dan'shina S.A. Prepodavatel' HHI vek. 2010. Vol. 1. № 3. pp. 26-30.

5. Shaposhnikova T.D. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah. 2008. № 3. pp. 66-81.

6. Kolosova N.A. Pedagogicheskie sredstva povyshenija kvalifikacii menedzherov obrazovanija v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija (regional'nyj aspekt). Rostov-na-Donu, 2004.

7. Kolosova N.A. Pedagogicheskie sredstva povyshenija kvalifikacii menedzherov obrazovanija v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija. Rostov-na-Donu, 2004.

8. Borovkova T.I. Razvitie pedagogicheskoj pozicii prepodavatelja vysshej shkoly v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii. Vladivostok, 2007.

9. Trubin G.A. Informatika i obrazovanie. 2011. № 10. pp. 68-69.

10. Panina T.S., Saharova V.I., Falomkin A.V. Obrazovanie i obshhestvo. 2009. № 4. pp. 8-13.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Алмаева Гузель Ильмировна, аспирант

Башкирский государственный университет

ул. Заки Валиди, 32, Уфа, Республика Башкортостан, 450074, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Almaeva Guzel Ilmirovna, post-graduate student

Bashkir state university

Zaki Validi str., 32, Ufa, Bashkortostan, 450074, Russia e-mail: [email protected]

Рецензент:

Шайхисламов Р.Б., доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.