Научная статья на тему 'Правовые основы среднего профессионального образования в Российской Федерации и китайской Народной Республике: сравнительный анализ'

Правовые основы среднего профессионального образования в Российской Федерации и китайской Народной Республике: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / EDUCATION SYSTEM / LEGAL REGULATION / RUSSIAN FEDERATION / PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенгин Сергей Сергеевич

В статье проводится сравнительный анализ правового регулирования среднего профессионального образования в России и Китае. На основе анализа основных законодательных актов в области образования двух стран выявлены сходные и отличительные черты функционирования систем среднего профессионального образования в области государственного регулирования, идеологической базы, финансирования, связи с производством и роли в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA: COMPARATIVE ANALYSIS

The article carries out a comparative analysis of the legal regulation of the secondary vocational education in China and Russia. By analyzing the principle laws in the field of education that are effective in the two countries, the author has found similar and distinctive features of secondary vocational education systems in the field of state regulation, ideological framework, financing, cooperation with industry and the role in the economy.

Текст научной работы на тему «Правовые основы среднего профессионального образования в Российской Федерации и китайской Народной Республике: сравнительный анализ»

УДК 378.1:347(470 + 571 + 510)

Зенгин Сергей Сергеевич

аспирант Армавирского государственного педагогического университета

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Zengin Sergey Sergeyevich

PhD student, Armavir State Pedagogical University

LEGAL BASES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация:

В статье проводится сравнительный анализ правового регулирования среднего профессионального образования в России и Китае. На основе анализа основных законодательных актов в области образования двух стран выявлены сходные и отличительные черты функционирования систем среднего профессионального образования в области государственного регулирования, идеологической базы, финансирования, связи с производством и роли в экономике.

Ключевые слова:

система образования, правовое регулирование, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, среднее профессиональное образование, сравнительный анализ.

Summary:

The article carries out a comparative analysis of the legal regulation of the secondary vocational education in China and Russia. By analyzing the principle laws in the field of education that are effective in the two countries, the author has found similar and distinctive features of secondary vocational education systems in the field of state regulation, ideological framework, financing, cooperation with industry and the role in the economy.

Keywords:

education system, legal regulation, Russian Federation, People's Republic of China, secondary vocational education, comparative analysis.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к Китайской Народной Республике как по причине ее интенсивного экономического развития, так и в связи с процессом сближения России и Китая на экономической и геополитической основе.

Основа экономического прогресса - прежде всего люди, обладающие определенными личностными, ментальными и профессиональными качествами; а также характер политического режима, модель экономической системы, механизм правового регулирования всех сфер жизнедеятельности общества.

В настоящей статье предпринята попытка провести сравнительный анализ правовых основ образовательной политики в РФ и КНР в целом и регулирования системы среднего профессионального образования в частности.

Как в России, так и в Китае правовые основы образовательной политики закреплены в соответствующих статьях основных законов этих государств. Так, статья 43 Конституции РФ (1993) указывает, что каждый имеет право на образование, государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; при этом обязательным является основное общее образование [1]. Согласно статье 46 Конституции КНР (1982), граждане Китайской Народной Республики имеют право на образование и обязаны учиться, а государство развивает дело социалистического просвещения, поднимает научно-культурный уровень всего народа, создавая различные учебные заведения [2].

Данные конституционные положения конкретизируются в законах «Об образовании» обоих государств.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [3] определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в числе которых признание приоритетности образования и обеспечение права каждого человека на образование. Закон устанавливает структуру системы образования, которая в том числе включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровней и (или) направленности. Законом устанавливаются уровни как общего, так и профессионального образования, первым из которых является среднее профессио-

нальное образование (СПО), которое «...направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [4].

Среднее профессиональное образование в Российской Федерации осуществляют колледжи и техникумы. Профессии и специальности СПО распределены по профилям (гуманитарный, социально-экономический, технический, естественно-научный), при этом профессиональные образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО. Учреждения СПО могут реализовывать программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и (или) программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) [5].

В сравнении с законом «Об образовании в РФ» аналогичный Закон КНР, принятый в 1995 г. [6], с одной стороны, носит более обобщенный и декларативный характер, с другой - делает упор на обязанности как участников образовательного процесса, так и должностных лиц различного уровня.

Образование рассматривается как основа движения по пути социалистической модернизации, а в качестве основных целей образования выступают: формирование у воспитанников таких качеств, как патриотизм, коллективизм, верность курсу социализма, представления о правовой системе государства, о национальной обороне страны, о принципах единства нации, удовлетворение потребностей развития социалистической рыночной экономики и стимулирования социального прогресса. Четко определена идеологическая составляющая образования: идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна, теория построения социализма с китайской спецификой. В главе II Закона КНР об образовании закреплено обязательное девятилетнее обучение.

Наиболее детально Закон об образовании регулирует вопросы финансирования и гарантий образования. Государство практикует систему, при которой государственные ассигнования составляют основную часть средств, выделяемых на образование, в дополнение к ним идут средства, полученные из других источников: от администраций разных уровней, от предприятий, учреждений, общественных организаций, частных лиц.

Большое внимание в КНР уделяется профессиональному образованию. С 1 сентября 1996 г. вступил в силу Закон о профессиональном образовании [7], который распространяется на образовательные учреждения разных уровней и форм профессиональной подготовки. Декларируется: профобразование - это право. В статье 3 определяется, что профессиональное образование является важной составляющей системы образования, а также способствует экономическому и социальному развитию страны и решению вопросов, связанных с трудоустройством. На систему профессионального образования государством возложены также экономические и социально-демографические задачи. Посредством развития профессионального образования должно ускориться развитие сельских районов, отдаленных приграничных и бедных районов, сельского хозяйства, должна осуществляться помощь женщинам, безработным, людям с ограниченными физическими возможностями.

Особенностями китайского профессионального образования являются связь с практической деятельностью и ориентация на потребности социально-экономического развития: профессиональные учебные заведения должны объединить образование с практикой, служить основой строительства экономики, поддерживать тесные связи с предприятиями и обучать персонал. Очень тесна связь между учреждениями СПО и предприятиями, которые должны дать профессиональное образование в плановом порядке для своих работников. Предприятия являются базой для прохождения практики обучающихся в системе профобразования.

В КНР уровнями профессионального образования являются начальное, среднее и высшее профессиональное образование (по аналогии с системой, которая функционировала в РФ до принятия нового закона об образовании).

Осуществляется НПО в основном в неполных средних девятилетних школах (7-9-е классы), расположенных в сельской местности; срок обучения - три года. Эти школы входят в систему обязательного образования, помогая завершить его универсализацию на селе, и обеспечивают профессиональную подготовку детей-инвалидов. Выпускники получают рабочую квалификацию низкого разряда. Большинство из них находит в районе проживания работу, не требующую особой технической квалификации [8].

По окончании 9-го класса учащиеся могут продолжить обучение либо на уровне среднего образования высшей ступени (10-12-е классы школы высшей ступени), либо на уровне среднего профессионального образования (10-12-е (13-е) классы) [9]. Среднее профобразование осуществляют средние специальные учебные заведения - технические и педагогические училища, а также профессиональные колледжи и профессионально-технические училища.

На уровне СПО учащиеся углубляют общепрофессиональную подготовку и получают совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет выполнять высококвалифицированный труд на современном оборудовании по разработанным технологическим процессам.

Можно заключить, что китайская система законодательства в области профессионального образования придает системе СПО достаточную мобильность, она легко может подстроиться под потребности социально-экономического развития.

Из анализа основных нормативно-правовых актов России и Китая в области образования можно сделать следующие выводы. Для обоих государств образование - это приоритетная сфера. На образование возложены значимые социальные, экономические, политические, идеологические, культурные и даже стратегические функции. В РФ и КНР образование (в том числе профессиональное) является правом, и это право гарантируется государством.

И в России, и в Китае базовые конституционные подходы к обязательному общему образованию одинаковы. Во многом схожи и сами системы образования: выделяется профессиональное образование, в том числе среднее профессиональное как уровень профобразования. В обоих странах внимание уделяется не только профессиональному образованию, но и профессиональному обучению, в том числе для людей с ограниченными возможностями, поощряется использование современных методов обучения.

Принципиальное отличие сравниваемых систем заключается в том, что в Китае остальные уровни образования после обязательного девятилетнего (среднее, профессиональное, высшее) являются платными. Конституция РФ гарантирует бесплатность системы профессионального образования, хотя имеет место и коммерческая форма обучения.

В образовании Китая сильны идеологическая, патриотическая и трудовая составляющие. Для китайской системы образования характерны принцип общей ответственности, который проявляется на всех уровнях, и режим многоканального финансирования образования (государство, родители, предприятия, частные инвесторы, фонды и др.).

Особенность системы профессионального образования в КНР заключается также в том, что начальное и среднее профобразование дают не только соответствующие учреждения, но и предприятия, которые могут работать самостоятельно или совместно с образовательным учреждением, и общие средние школы, которые могут увеличивать содержание профессионального образования в обучении, - все в соответствии с реальными потребностями.

Еще одной важной особенностью системы профобразования в КНР является тот факт, что образовательные учреждения «идут» от потребностей государства и общества, государство в лице соответствующих органов осуществляет планирование, координацию, макроконтроль, что дает системе большую мобильность.

В целом можно сделать вывод о том, что нормативное регулирование вопросов среднего профессионального образования в КНР сохранило в себе заимствованные у СССР базовые подходы (уровни образования, «связка»: учреждение СПО - предприятие - профильное ведомство и др.), в то же время оно активно обновляется (многоканальное финансирование, открытость, заимствования из европейской и австралийской систем образования и др.), при этом основывается на собственных традициях (коллективизм, труд, дисциплина, идеологическая составляющая и др.).

И, возможно, самое главное - для Китая среднее профессиональное образование - это не просто «образовательная услуга», а регулируемая государством стратегическая отрасль производства.

Ссылки:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/index.htm (дата обращения: 18.11.2015).

2. Конституция Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/con-stitution (дата обращения: 18.11.2015).

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 273-Ф3 от 29.12.2012. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php (дата обращения: 24.11.2о15).

4. Там же.

5. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1199.pdf (дата обращения: 24.11.2015).

6. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Китайской Народной Республики от 18.03.1995 г. URL: http://www.asia-business.ru/law/law3/education/ (дата обращения: 02.12.2015).

7. Vocational Education Law of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://en.moe.gov.cn/Re-sources/Laws_and_Policies/201506/t20150626_191390.html (дата обращения: 02.12.2015).

8. Боревская Н.Е. Опыт развития профессионального образования в Китае: центр - регионы // Развитие региональных систем профессионального образования - реалии, подходы, возможности (проект «В мир профессий через образование»). М., 2010. С. 126-134.

9. Цзян Сяоянь. Основные тенденции модернизации систем профессионального образования в Китае и России (сравнительный анализ) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань., 2009. 27 с.

References:

10. The Constitution of the Russian Federation 2001, retrieved 18 November 2015, <http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-4.htm>.

11. The Constitution of the People's Republic of China 2015, retrieved 18 November 2015, <http://chinalawinfo.ru/constitu-tional_law/constitution>.

12. Federal Law № 273-FZ "On Education in the Russian Federation", dated 29.12.2012 2012, retrieved 24 November 2015, <http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php>.

13. Federal Law № 273-FZ "On Education in the Russian Federation", dated 29.12.2012 2012, retrieved 24 November 2015, <http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php>.

14. The list of professions and specialties of secondary vocational education (approved by Order of the Russian Ministry of 10/29/2013 number 1199) [electronic resource] 2013, retrieved 24 November 2015, <http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1199.pdf>.

15. The Law of the People's Republic "On Education" dated 03.18.1995 1995, retrieved 02 December 2015, <http://www.asia-business.ru/law/law3/education/>.

16. Vocational Education Law of the People's Republic of China 2015, retrieved 02 December 2015, <http://en.moe.gov.cn/Re-sources/Laws_and_Policies/201506/t20150626_191390.html>.

17. Borevskaya, NE 2010, 'Experience in the development of vocational education in China: the center - regions', Development of regional systems of vocational education - the reality, approaches, opportunities (project "In the world of professions through education"), Moscow, pp. 126-134.

18. Jiang Xiaoyan 2009, The main trends of modernization of vocational education systems in China and Russia (the comparative analysis): PhD thesis abstract, Kazan, p. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.