Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
зоны свободной торговли / инвестиции / инновации / стратегия развития / региональная экономика / экономическая политика / free trade zones / investment / innovation / development strategy / regional economy / economic policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Занаева С.Ж., Балтатарова С.Б.

В статье анализируется экономическая роль особых экономических зон, выделяются их преимущества и недостатки. По результатам исследования роли особых экономических зон вносятся предложения по совершенствованию организационного механизма их развития в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Занаева С.Ж., Балтатарова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA

The article analyzes the economic role of special economic zones, highlights their advantages and disadvantages. Based on the results of the study of the role of special economic zones, proposals are made to improve the organizational mechanism of their development in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ»

УДК 332.05

Занаева С.Ж. студент 4 курса БГУ им. Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ Балтатарова С. Б. студент 4 курса БГУ им. Доржи Банзарова Россия, г. Улан-Удэ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В

РОССИИ

Аннотация: В статье анализируется экономическая роль особых экономических зон, выделяются их преимущества и недостатки. По результатам исследования роли особых экономических зон вносятся предложения по совершенствованию организационного механизма их развития в Российской Федерации.

Ключевые слова: зоны свободной торговли, инвестиции, инновации, стратегия развития, региональная экономика, экономическая политика.

Zanaeva S.

4th year student Buryat State University Russia, Ulan-Ude Baltatarova S.

4th year student Buryat State University Russia, Ulan-Ude

DEVELOPMENT TRENDS OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN

RUSSIA

Annotation: The article analyzes the economic role of special economic zones, highlights their advantages and disadvantages. Based on the results of the study of the role of special economic zones, proposals are made to improve the organizational mechanism of their development in the Russian Federation.

Keywords: free trade zones, investment, innovation, development strategy, regional economy, economic policy.

На сегодняшний день используется ряд механизмов для создания полноценной системы государственного управления, согласования

регионального развития, среди которых особое место занимают особые экономические зоны.

Особая экономическая зона - это часть территориального пространства страны, имеющая особое выгодное во всех отношениях положение, в связи с чем для нее на государственном уровне закреплены беспошлинные или льготные налоговые режимы товарного обращения, торговли, валюты, финансовая изоляция от остальной страны.

К особенностям особой экономической зоны можно отнести тесную связь с внешними рынками и значительную инвестиционную активность иностранного капитала. Поэтому традиционно особые экономические зоны являются частью национальной и региональной экономики, являются центрами инновационного развития, что определяет их значимость, во многом безальтернативность.

Принимая во внимание последние глобальные изменения и особенности развития Российской Федерации, можно выделить ряд направлений, способствующих повышению эффективности работы особых экономических зон.

1. Совершенствование информационного сопровождения целей развития особых экономических зон и привлечение дополнительной аудитории, способной принять участие в реализуемых на ее территории проектах.

2. Совершенствование индивидуального взаимодействия с действующими и потенциальными крупными инвесторами, формирование бизнес среды и системы обратной связи.

3. Совершенствование дифференцированного подхода к предоставлению налоговых стимулов и условий.

4. Совершенствование совместной работы различных министерств и ведомств для продвижения особых экономических зон на отечественном и мировом рынках.

5. Совершенствование механизма работы особых экономических зон является частью инновационного пути развитии Российской Федерации. Механизмы, лежащие в основе функционирования особых экономических зон, позволяют на уровне регионов обеспечить использование имеющегося социально-трудового, финансово-экономического, производственно-сбытового, транзитно-интеграционного, научно-технического совершенствования.

В России особые экономические зоны развиваются с конца 80-х годов ХХ века. С разной степенью успешности и во многом неоправданный механизм стимулирования инновационного и инвестиционного развития отдельных территорий сохранился до наших дней. Современное развитие особых экономических зон происходит в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с

законодательством особая экономическая зона - это определенная Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации (государственная и таможенная), на которой действует особый режим ведения бизнеса. Как следует из определения, особые экономические зоны находятся в исключительной собственности государства и, следовательно, формируются за счет средств федерального правительства.

Для управления государственным учреждением изначально было сформировано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Неэффективность работы привела в 2009 году к ее отмене и передаче полномочий непосредственно Минэкономразвития РФ. В настоящее время управление отдельными особыми экономическими зонами осуществляется соответствующими акционерными обществами, единственным владельцем которых является государство. Актуальная информация о направлениях работы особых экономических зон, порядке управления ими и возможностях участия, льготах для резидентов и возможностях развития бизнеса размещена на электронном информационном ресурсе АО «Особые экономические зоны» по адресу http: // www.russez.ru.

Особые экономические зоны в России рассматриваются в первую очередь как «территории новой экономики». Благодаря предоставлению современной инфраструктуры, отсутствию административных барьеров, льготных таможенных и налоговых режимов, умению учитывать региональную специфику, стимулируются инновации и инвестиции (в том числе внутренние), появляется возможность производить высококонкурентную продукцию, производство с высокая добавленная стоимость, обеспечение процессов импортозамещения в приоритетных отраслях деятельности, рост высокотехнологичных производств, появление новых видов технологий, товаров и услуг.

Проекты, реализуемые в рамках работы особых экономических зон, всегда экологически безопасны, прозрачны, открыты, обладают высоким уровнем корпоративной культуры и социальной ответственности. Что является предпосылкой для присутствия иностранного капитала на российском рынке.

Из наиболее значимых преимуществ следует отметить следующие аспекты.

- Регулирование на уровне федерального законодательства позволяет обеспечить защиту прав участников особых экономических зон на уроне государства.

- Предлагаемая система таможенных и налоговых преимуществ обеспечивает ускоренную окупаемость реализуемых проектов и прирост инвестиционного капитала в экономику отдельных регионов России.

- Снятие бюрократических барьеров способствует росту числа резидентов особых экономических зон.

- Положенный в основу функционирования особых экономических зон научный потенциал способен предотвратить миграцию трудовых ресурсов, обладающих высоким уровнем квалификации, сохранение научных разработок и патентов.

- Территориальные преимущества Российской Федерации, аттрактивность и уникальность орографии различных регионов позволяет широко использовать пространственную привязку к месту расположения особых экономических зон и возможного роста их количества.

К наиболее существенным недостаткам от деятельность особых экономических зон традиционно относят следующие.

- Как инструмент планирования макроэкономических пропорций, роста ВВП и занятости населения особые экономические зоны не выполняют свой хозяйственной роли являясь по сути центрами коммерческой деятельности, которые не способны дать толчок развитию региональных экономических систем.

- Не выполняется и другая национальная цель создания особых экономических зон - формирование единой сети взаимосвязанных производств, логистических и научно-технических центров.

- Являясь центрами научного роста отечественного производства, особые экономические зоны оказались не способны привлечь частные инвестиции и двигателем НТП по-прежнему остаётся государство.

- Создание особых экономических зон на периферии основных агломеративных и транзитных потоков первоначально задумывалось с целью повышения инвестиционной привлекательности наиболее отсталых территорий Российской Федерации, однако на практике создало дополнительные барьеры на пути маркетинговых и инвестиционных решений их развития, возможного включения их в национальную и мировую систему хозяйственных и конъюнктурных связей.

С учетом изменений последних лет можно выделить несколько направлений дальнейшего развития особых экономических зон как инструмента стратегического планирования Российской Федерации.

Из-за слабого управления деятельностью особых экономических зон, разобщенности идеи на федеральном уровне и ее реализации на региональном уровне наблюдается потеря инвестиционного интереса со стороны частного бизнеса, следовательно, для повышения эффективности деятельности особых экономических зон и повышения их государственной роли необходимо скорейшее и радикальное ускорение. скорость их развития и включения в хозяйственный оборот. Особые экономические зоны должны быть органично вплетены в экономику, а не быть отдельным хозяйственным звеном, хотя и с более выгодными позициями.

Успешная реализация механизма функционирования особых экономических зон лежит на плечах региональных властей, а сами регионы не в состоянии учитывать глобальную динамику и следить за изменением настроений иностранных инвесторов. Это делает модель управления особыми экономическими зонами в России устаревшей и неинтересной для участия участников международного (наднационального) и странового (национального) инновационно-инвестиционного рынка.

Смена неблагоприятных тенденций развития особых экономических зон возможна при снижении государственного участия в инновационном процессе, поскольку корпоративный сегмент всегда является лидером в этой сфере, а бюрократические процедуры традиционно сокращают возможности использования, создания и внедрение любых нововведений.

Использованные источники:

1.Федеральный закон российской федерации от 22.07.2005 № 116 - фз «Об особых экономических зонах в российской федерации»

2.Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития Российских регионов. — Москва: Дашков и Ко, 2018. — 342 с.

3.Германович А. Г. Развитие кластерной региональной экономики в РФ // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 7. — С. 26-29.

4.Ефремова Л. Б. Устойчивость сельскохозяйственного производства — необходимое условие продовольственной безопасности // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2010. — № 8 (68). — С. 75-78.

5.Иванов Н.И. Основные вопросы регионального планирования и организации рационального использования земель и их охраны // Региональная экономика: теория и практика. — 2009 — №39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.