Научная статья на тему 'Роль особых экономических зон технико-внедренческого типа в повышении инвестиционной привлекательности региона'

Роль особых экономических зон технико-внедренческого типа в повышении инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
298
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технико-внедренческие особые экономические зоны / инвестиционная привлекательность / инвестиционный климат / налоговые преференции / региональная экономика. / technology-specific special economic zones / investment attractiveness / investment climate / tax preferences / regional economy.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — И Р. Валиахметов

В статье обоснован тезис, согласно которому в условиях регионализации экономического пространства в составе особых экономических зон особую роль приобретают зоны регионального уровня, деятельность которых направлена, прежде всего, на повышение инвестиционной привлекательности региона базирования и улучшение инвестиционного климата. Их значение как драйвера инновационно-инвестиционной активности может быть реализована при условии реализации мер управляющего воздействия со стороны органов федерального и регионального уровня. Проведен анализ отдельных показателей функционирования особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) «Иннополис».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TECHNICAL AND INTRODUCTORY TYPE IN INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

The article substantiates the thesis that in the conditions of regionalization of the economic space, which is a part of special economic zones, regional-level zones play a special role, whose activities are primarily aimed at increasing the investment attractiveness of the home region and improving the investment climate. Their value as a driver of innovation and investment activity can be realized, if there is implementation of control measures by federal and regional authorities. The analysis of individual indicators of the functioning of a special economic zone of technology-innovative type (SEZ TVT) "Innopolis" was carried out.

Текст научной работы на тему «Роль особых экономических зон технико-внедренческого типа в повышении инвестиционной привлекательности региона»

РОЛЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА В ПОВЫШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

И.Р. Валиахметов, аспирант

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10459

Аннотация. В статье обоснован тезис, согласно которому в условиях регионализации экономического пространства в составе особых экономических зон особую роль приобретают зоны регионального уровня, деятельность которых направлена, прежде всего, на повышение инвестиционной привлекательности региона базирования и улучшение инвестиционного климата. Их значение как драйвера инновационно-инвестиционной активности может быть реализована при условии реализации мер управляющего воздействия со стороны органов федерального и регионального уровня. Проведен анализ отдельных показателей функционирования особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) «Иннополис».

Ключевые слова: технико-внедренческие особые экономические зоны, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, налоговые преференции, региональная экономика.

В условиях активизации конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынка особые экономические зоны (ОЭЗ) подтвердили свою роль источника инвестиционной активности и фактора инвестиционной привлекательности территории базирования и национальной экономики в целом. Опыт их функционирования показывает, что существует много перспектив и возможностей для их дальнейшего развития. Однако следует признать, что в современной экономической науке феномен ОЭЗ недостаточно изучен, что определяет актуальность данного исследования, его теоретическую и практическую значимость.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов [1]:

а) промышленно-производственные особые экономические зоны;

б) технико-внедренческие особые экономические зоны;

в) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

г) портовые особые экономические зоны.

В последние годы в Российской Федерации стали появляться особые экономические зоны регионального уровня. Именно этот тип особых экономических зон наиболее близок к предпринимательским зонам за рубежом, поскольку они в первую очередь направлены на содействие развитию малого бизнеса, способствует пополнению региональных и муниципальных бюджетов, становятся фактором инвестиционной привлекательности субъекта РФ. Однако в отличие от зарубежных государств в России программа развития особых экономических зон регионального уровня находится на самой первой стадии своей реализации. Предстоит еще немало работы, прежде чем ОЭЗ превратятся в значимый фактор инвестиционно-инновационных процессов и смогут оказать существенное влияние на динамику основных макроэкономических индикаторов.

Среди особых экономических зон особое место занимают ОЭЗ технико-внедренческого типа. Следует признать, что инвестиции в ОЭЗ технико-внедренческие типа носят долгосрочный характер [2]. Требуется длительный промежуток времени для того, чтобы сформировалась институциональная среда, спо-

собствующая проведению фундаментальный и прикладных научных исследований, для коммерциализации их результатов. Так, например, согласно официальным данным, в ОЭЗ «Дубна» с 2006 года по настоящее время разработано 108 инновационных проектов, из которых 25 - находятся на начальной стадии реализации, 61 -на стадии опытного производства. В ОЭЗ «Иннополис» по итогам 2017 г. реализуется порядка 34 проектов, из которых 20 осуществляют операционную деятельность [4].

На заседании наблюдательного совета Особой экономической зоны «Иннополис», который состоялся 4 апреля 2017 года, были рассмотрены и одобрены 5 новых проектов ИТ-компаний с общим объемом инвестиций 267,47 млн. рублей [4]. Туда вошли такие проекты как:

1. Проект АО «РТК Софт Лабс», входящего в Группу компаний «РТ Лабс», который предполагает создание на территории Особой экономической зоны «Иннополис» Центра компетенций по проектированию, разработке, реализации и эксплуатации информационных цифровых продуктов ПО «Ростелеком».

2. Проект ООО «Контур Инновации», который предполагает создание системы электронного документооборота для банковской сферы, которая упростит доступ к финансовым ресурсам для предприятий малого и среднего бизнеса.

3. Проект ООО «СКБ «Инфоматика», целью которого является разработка программно-аппаратных комплексов и интерактивных систем различного назначения для учреждений культуры и спорта, образовательных, медицинских и транспортных организаций, отделений почтовой связи.

4. Проект ООО «Индасофт Инновации» - дочернего предприятия компании «Ин-даСофт», который предполагает разработку автоматизированных систем оперативного управления производством (MES).

5. Проект ООО «ДЖИ ДИ ИННО», который предполагает создание на территории ОЭЗ «Иннополис» лаборатории разработки игрового программного обеспечения для изучения татарского языка [4].

В 2016 году было проведено шесть наблюдательных советов, на которых было принято решение о наделении статусом резидента 32 организаций с общим объемом инвестиций около 8,6 млрд руб. С приходом новых резидентов увеличивается и численность рабочих мест, а также объемы поступлений от налога на доход физических лиц в муниципальный бюджет. Значимость последнего источника для поступлений в бюджет обусловлена относительно более высоким уровнем доходов работников предприятий-резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Согласно официальным данным, в 2017 г. доходы от НДФЛ выросли на 45% по сравнению с 2016 г. [4]

Положительная динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности наблюдается и в других ОЭЗ технико-внедренческого типа - ОЭЗ «Дубна» и ОЭЗ «Томск». В исследуемых ОЭЗ используются налоговые льготы на имущество, землю, транспорт и страховые взносы, а также льготы по налогу на прибыль. Стоит отметить, что для налога на прибыль организаций широко распространена практика, изменяющейся ставки налога, в зависимости от продолжительности нахождения резидента на территории ОЭЗ: в течение первых нескольких лет устанавливается минимальная ставка налога, по истечении этого периода на последующие несколько лет ставка повышается на несколько процентных пунктов, и так далее до достижения максимальной ставки [3].

Таким образом, наиболее приоритетным вектором развития особых экономических зон, и в частности инновационного сектора станет создание комплексной технико-внедренческой и промышленно-производственной системы развития всех инновационных научных объектов, которые смогут сопровождать и способствовать развитию высокотехнологичного сектора от момента зарождения научной идеи до ее коммерциализации и промышленного производства.

Несмотря на наличие налоговых, таможенных и иных преференций, предлагаемых особыми экономическими зонами, они не могут превратиться в эффективный

стимул привлечения российских и иностранных инвесторов в высокотехнологичный сектор национальной экономики. Для повышения уровня инвестиционной привлекательности требуется дальнейшее развитие инвестиционного климата в стране и совершенствование национальной инновационной системы. При этом главной задачей региональных органов власти в условиях ухудшения макроэкономической ситуации и обострения геополитиче-

вационных процессов, а сохранение основных традиционных производств. В этой связи регионы, на территории которых имеют место ОЭЗ технико-внедренческого типа, приобретают конкурентные преимущества, которые могут стать источником распространения инноваций и драйвером регионального развития при условии применения эффективных инструментов государственного менеджмента.

ских рисков становится не развитие инно-

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/

2. Безпалов В.В., Ломакина Е.А. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. ХЦУ междунар. науч.-практ. конф. №1 (45). - Новосибирск: СибАК, 2015.

3. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны / Зименков Р.И. - М.: Юнити, 2015. -224 с.

4. Официальный сайт АО «ОЭЗ ТВТ «ИННОПОЛИС». Режим доступа: www.innopolis.com/business/sez-innopolis/

THE ROLE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TECHNICAL AND INTRODUCTORY TYPE IN INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS

OF THE REGION

I.R. Valiakhmetov, postgraduate Kazan (Volga Region) federal university (Russia, Kazan)

Abstract. The article substantiates the thesis that in the conditions of regionalization of the economic space, which is a part of special economic zones, regional-level zones play a special role, whose activities are primarily aimed at increasing the investment attractiveness of the home region and improving the investment climate. Their value as a driver of innovation and investment activity can be realized, if there is implementation of control measures by federal and regional authorities. The analysis of individual indicators of the functioning of a special economic zone of technology-innovative type (SEZ TVT) "Innopolis" was carried out.

Keywords: technology-specific special economic zones, investment attractiveness, investment climate, tax preferences, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.