ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ И КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ (ОПЫТ РОССИИ И КАЗАХСТАНА) SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A TOOL FOR REGIONAL AND CLUSTER POLICIES
(EXPERIENCE OF RUSSIA AND KAZKHSTAN)
и.д. тургель
Заместитель директора по науке Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета, доктор экономических наук, профессор
386
i.d. turgel
Deputy director for research Graduate School of Economics and Management, Doctor of economics, Professor
л.л. божко
Проректор по учебной и научной работе, Рудненский индустриальный институт, доктор экономических наук, и.о. доцента
l.l. bozhko
Vice-rector for academic affairs Rudny Industrial Institute, Doctor of economics, Associate professor
е.в. прачева
Магистрант, Уральский государственный экономический университет, главный специалист-эксперт отдела кадров и государственной службы Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта
e.v. pracheva
Chief specialist-expert, Ural Territorial Administration of the Federal Agency of Railway Transport, master's degree student, Ural State University of Economics
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования особых экономических зон и возможности использования данного института для развития территорий и стимулирования кластерных инициатив в России и Казахстане. Систематизируется информация о типах особых экономических зон, создаваемых в данных странах. Прово-
дится сравнение ключевых характеристик данных институциональных образований, в т.ч. цели создания, используемые организационные механизмы, меры поддержки предпринимательства, предоставляемые налоговые льготы и преференции. Обосновываются общие для России и Казахстана и специфические для каждой страны проблемы создания и функционирования особых экономических зон. Подчеркивается роль особых экономических зон в поддержке кластерных инициатив и региональной кластерной политике. В заключение делаются выводы о перспективах развития особых экономических зон и возможностях взаимного использования «лучших практик», имеющихся в данной сфере в России и в Казахстане. ABSTRACT
The article deals with the issues of creation and functioning of special economic zones and the possibility of using this institution for the development of territories and to stimulate cluster initiatives in Russia and Kazakhstan. Information on the types of special economic zones created in these countries is systematized. The key characteristics of these institutions are compared, including the purposes of their establishment, organizational mechanisms, measures to support entrepreneurship, tax incentives and preferences. The authors substantiate the common problems of creation and functioning of special economic zones for Russia and Kazakhstan and specific for each country. The role of special economic zones in support of cluster initiatives and regional cluster policy is emphasized. Finally, conclusions are made about the prospects for the development of special economic zones and the opportunities for mutual use of "best practices" available in this area in Russia and Kazakhstan.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Государственное регулирование экономики, особые экономические зоны, государственная поддержка, кластерная политика, экономика региона, инвестиционный климат.
388
KEY WORDS
State economic regulation, special economic zones, state support, clusters policy, economy of region, investment climate.
Российская Федерация и Республика Казахстан объединены общностью исторических путей развития, предпосылок формирования экономики, культурными традициями, географическими границами. Сложившиеся еще в составе СССР экономические отношения, территориальное разделение производства и труда, взаимозависимая инфраструктура и сегодня поддерживают связи двух государств. Близость исходных характеристик национальных социально-экономических и политических систем в настоящее время предопределяет общность ключевых задач государственной политики России и Казахстана. И одним из безусловных приоритетов здесь являются диверсификация экономики, стимулирование инноваций и привлечение инвестиций. Так, в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию в 2018 году отмечается, что для дальнейшего изменения структуры национальной экономики, наращивания ее конкурентоспособности необходимо на принципиально ином уровне задействовать источники роста. Такими источниками должны стать рост производительности труда, увеличение инвестиций и развитие несырьевого экспорта1. В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева к народу Казахстана особо подчеркивается, что четвертая промышленная революция требует глубоких технологических, экономических и социальных изменений, внедре-
1 Послание Президента РФ к Федеральному Собранию, 2018 [электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения 11.08.2018).
ния новых инструментов управления2. В этих условиях для России и Казахстана особое значение приобретает всемерная поддержка регионального развития и кластерных инициатив. Такая система поддержки включает совокупность различных законодательных, административно-управленческих и финансово-экономических мер. При этом ключевым институциональным звеном, интегрирующим данные меры, могут стать зоны с особыми условиями хозяйственной деятельности. Образование особых зон дает возможность, с одной стороны, увеличить открытость экономики, гарантировать экономическую безопасность, стимулировать экономический рост на региональном уровне. С другой стороны, это дает новые импульсы для территориальных хозяйственных систем, активизирует потенциал развития территориальных кластеров, позволят инициировать новые масштабные проекты, используя позитивные эффекты масштаба.
С учетом вышесказанного, авторы проводят сравнение опыта создания и функционирования зон с особыми условиями хозяйственной деятельности в России и Казахстане, выявляют специфику и общие черты используемых организационно-хозяйственных механизмов. Состав анализируемой совокупности охватывает все многообразие зон с особыми условиями хозяйственной деятельности, создаваемых сегодня в России и Казахстане: это особые экономические зоны (далее — ОЭЗ), зоны территориального развития (далее — ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР), специальные экономические
2 Послание Президента РК к народу Казахстана, 2018 [электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g (дата обращения 11.08.2018).
зоны (далее — СЭЗ), социально-предпринимательские корпорации (далее — СПК). Теоретической и методологической основой исследования стали работы, посвященные вопросам поддержки регионального развития и стимулирования кластерных инициатив. В частности, следует отметить работы Емец М.И. и Пургина А.С. [1], Емельяновой К.Н. [2], Лисица В.Н. [3], Неучевой М.Ю. [4], Тургель И.Д. и Божко Л.Л. [5, 6], Пьянковой С.Г.[7]. В этих работах рассматриваются понятия особых экономических зон, зон территориального развития и территорий опережающего социально-экономического развития, поднимаются вопросы их функционирования, проблемы и перспективы создания. Другой важный массив — это работы Касеновой Р.К. [8], Невматулиной К.А. [9], Ковалева И.Л. [10], Супатаевой Н.Т. [11], посвященные анализу тенденций и перспектив развития организационных механизмов развития территориальных хозяйственных систем Республики Казахстан.
Характеристика нормативно-правовых условий создания зон с особыми условиями хозяйственной деятельности приведена в табл. 1.
Следует отметить, что в целом для РФ характерен более длительный нормативный срок функционирования зон с особыми условиями хозяйственной деятельности. Нормативно-правовая основа создания и функционирования такой интересной формы, как СПК, в Казахстане еще не до конца разработана.
Данные типы зон отличаются и пространственными особенностями локализации. Так, ОЭЗ имеют четко ограниченную площадь, они создаются на земельных участках, которые находятся в собственности государства или муниципального образования, включающие предоставленные
Та бл и ца 1
Нормативно-правовые условия создания зон
с особыми условиями хозяйственной деятельности в России и Казахстане
Критерий Россия Казахстан
ОЭЗ ЗТР ТОСЭР СЭЗ спк
Нормативно-правовой акт, закрепляющий создание нового типа зоны Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [12] Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13] Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [14] Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» [15] Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 октября 2012 года № 1382 «Об одобрении Концепции развития социально-пред-принимательских корпораций»
Срок создания зоны 49 лет 12 лет 70 лет 25 лет 10 лет
Нормативно-правовой акт, закрепляющий решение о создании конкретных зон Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ Постановление Правительства РФ Указ Президента, Постановление Правительства Республики Казахстан Постановление Правительства Республики Казахстан
392
во владение или пользование физическим или юридическим лицам, и на земельных участках, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц. Особые экономические зоны не могут занимать территорию всего муниципального образования (нескольких муниципальных образований). ТОСЭР и ЗТР могут создаваться на территории муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта Российской Федерации. Все эти три зоны не могут находиться на территории одного и того же муниципального образования РФ. Создаваемые в Казахстане СЭЗ с точки зрения выбора подхода к пространственной локализации наиболее близки к российским особым экономическим зонам. СЭЗ представляет собой географически локализованный земельный участок с четкими границами. В определенной степени особняком стоит такое уникальное образование, как социально-предпринимательская корпорация. На первый взгляд возникает ощущение, что в данном случае мы пытаемся сравнивать разные по сути объекты. Вместе с тем именно в силу уникальности модели организации социально-предпринимательской корпорации такое сравнение представляется возможным. Социально-предпринимательская корпорация — это национальная компания Республики Казахстан, которая реализует идею ГЧП путем взаимодействия государства и бизнеса. Они создаются как корпорации некоммерческого типа и призваны решать задачи реинвестирования полученной прибыли в социальные проекты того региона, в интересах которого они созданы. За каждой СПК закреплена своя «зона ответственности», включающая несколько областей Казахстана.
Характеристика целей создания зон с особыми условиями хозяйственной деятельности приведена в табл. 2. Все они по сути объединены общей целью — ускорение социально-экономического развития региона, а для СЭЗ более конкретно — развитие современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств. Еще один нюанс — зоны территориального развития создаются в рамках наименее экономически развитых субъектов РФ. На сегодня таких субъектов двадцать.
Еще один важный момент — какие инструменты привлечения резидентов используют анализируемые специализированные зоны. В табл. 3 приведены данные, позволяющие сравнить, какие режимы финансовых преференций используются в зонах с особыми условиями хозяйственной деятельности в России и Казахстане.
Следует отметить, что в наибольших масштабах различными преференциями для резидентов обладают в России ТОСЭР, в Казахстане — СЭЗ. Наименьший объем преференций в арсенале ЗТР. В частности, ЗТР не обладают преимуществами свободной таможенной зоны. Резиденты ЗТР могут рассчитывать на налоговые льготы в рамках налоговых полномочий региональных и местных бюджетов.
И, наконец, с точки зрения масштабов деятельности наиболее важную роль для развития экономики регионов сегодня играют в Казахстане свободные экономические зоны, в России — особые экономические зоны. Данные о количестве зон разных типов приведены в табл. 4.
Хотя формально наибольшее количество зон с особыми условиями хозяйственной деятельности создано в форме ТОСЭР, однако с точки зрения вклада в развитие экономики страны их существенно опережают особые экономические зоны.
Та бл и ца 2
Цели создания зон с особыми условиями хозяйственной деятельности
Россия Казахстан
ОЭЗ ЗТР ТОСЭР СЭЗ спк
Развитие обра- Ускорение со- Формирование Ускоренное раз- Содействие
батывающих и циально-экономи- благоприятных витие современ- экономическому
высокотехноло- ческого развития условий для при- ных высокопро- развитию регионов
гичных отраслей субъекта РФ путем влечения инвести- изводительных, путем консолида-
экономики; формирования ций; конкурентоспособ- ции государствен-
развитие туризма, благоприятных Обеспечение уско- ных производств, ного и частного
санаторно-ку- условий для при- ренного социаль- привлечения секторов, создание
рортной сферы, влечения инвести- но-экономического инвестиций, новых единого экономи-
портовой и транс- ций в его эконо- развития; технологий в от- ческого рынка на
портной инфра- мику создание ком- расли экономики основе кластерно-
структур; разра- фортных условий и регионы, а также го подхода
ботка технологий и для обеспечения повышения занято-
коммерциализации жизнедеятельности сти населения
их результатов; населения
производство
новых видов про-
дукции
Таблица 3
Налоговые льготы и финансовые преференции3
Инструменты финансовой политики Россия Казахстан
ТОСЭР ОЭЗ ЗТР СЭЗ СПК
Льготы по налогу на прибыль + + В части регионального и местного бюджета + +
Льготы по налогу на имущество + + + +
Льготы на земельный налог + + + +
Пониженные тарифы страховых взносов + + - - -
Льготные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества + + +
Свободная таможенная зона + + - + -
Создание и развитие инфраструктуры за счет средств бюджетов разных уровней + + + Предоставление бесплатного земельного участка, готовая инфра-структура Предо -став-ление льготных ин-фра-структур- ных услуг
3 Таблица составлена авторами на основе систематизации данных следующих нормативно-правовых актов: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 469-ГУ «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»; Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2006 г. № 483 «О Концепции создания региональных социально-предпринимательских корпораций».
396
Так, за 12 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 компаний с участием иностранного капитала из 35 стран мира. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 850 млрд рублей, вложенных инвестиций — более 260 млрд рублей, было создано более 25 тысяч рабочих мест, уплачено более 67 млрд рублей налоговых и таможенных платежей4. Потенциал создания ЗТР так и не был реализован. В отношении ТОСЭР пока еще не так много данных, данный вид зон с особыми условиями хозяйственной деятельности еще достаточно молод.
Таблица 4
Масштабы распространения зон с особыми условиями хозяйственной деятельности
Россия Казахстан
ОЭЗ ЗТР ТОСЭР СЭЗ СПК
34, из них 10 промышлен-но-производственных, 6 техническо-внедрических, 15 туристско-рекреацион-ных, 3 портовых Могут быть созданы в 20 субъектах РФ 80 10, а также 22 индустриальные зоны промышленной инфраструктуры 16
В Республике Казахстан надеются преодолеть определенные проблемы, связанные с повышением эффективности функционирования СПК, и сделать данный инструмент стимулирования регионального развития более селективным. Большое количество социально-предпринимательских корпораций являются убыточными, в них недостаточно собственных денежных средств, а также неоптимальный
4 Особые экономические зоны/ Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ sez/ (дата обращения 11.08.2018).
отраслевой диапазон проектов. Также пока остаются открытыми вопросы создания и функционирования частных индустриальных зон, определения полномочий их управляющей компании и т.д.
Практика функционирования зон с особыми условиями хозяйственной деятельности в России также неоднозначна. Результативность ОЭЗ очень сильно дифференцирована. ЗТР как инструмент региональной политики фактически так и не был реализован. Происходит только обновление списка субъектов РФ, где могут создаваться данные территории. ТОСЭР преследует слишком разноплановые цели. Так, сложно одновременно обеспечивать и условия для высокой прибыльности бизнеса резидентов, и благоприятные условия для жизни населения на территории, где ТОСЭР функционирует.
Перспективы дальнейшего совершенствования зон ускоренного роста и государственных корпораций в экономике нашей страны и Республики Казахстан во многом зависят от постоянного совершенствования законодательства в сфере регулирования деятельности данных институтов, а также от эффективности методов контроля за его исполнением. Высокая турбулентность социально-экономической ситуации с высокой вероятностью может привести к появлению нового комплекса проблем, которые необходимо решать России и Казахстану. И в этой связи очень важно подойти к новому этапу с осознанием существующих проблем и четким планом их решений.
Благодарность
Эмпирической основой анализа послужили результаты исследований, проведенных в рамках НИР «Совершенствова-
398
ние политики государственного регулирования ускоренной кластеризации индустриальных регионов», выполняемой по грантовому финансированию Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Библиографический список
1. Емец М.И., Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития // Экономика, государство, общество. - 2015. - № 4. - С. 28.
2. Емельянова К.Н. История становления института особых экономических зон в России // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/ meghdis/8(11).pdf (дата обращения: 15.07.2018)
3. Лисица В.Н. Понятие особой экономической зоны: отграничение от смежных территорий // Вестник ФГУ государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ. — 2010. — № 6. — С. 26-38.
4. Неучева М.Ю. Функционирование особых экономических зон в различных социально-экономических системах // Проблемы современной экономики. — № 2 (38). — 2011. — С. 248-251.
5. Тургель И.Д. Местное самоуправление в России: десять лет в условиях реформирования // Муниципалитет: экономика и управление. — 2012. — № 2. — С. 18-29.
6. Тургель И.Д., Божко Л.Л., Линьши С. Государственная поддержка развития моногородов России и Казахстана // Финансы: Теория и Практика. — 2016. — № 2 (92).
7. Пьянкова С. Г. Теоретические основы совершенствования институциональной системы монопрофильной территории // Муниципалитет: экономика и управление. — 2015. — № 3. — С. 5-15.
8. Касенова Р.К. Опыт создания специальных экономических зон в республике Казахстан // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 5. С. 44-47.
9. Невматулина К.А. Приоритеты развития специальных экономических зон республики Казахстан // Научный результат. Серия: технология бизнеса и сервиса. Том 1 № 3(5). 2015. С. 58-65
10. Ковалев И.Л. Анализ инвестиционного климата в Беларуси, Казахстане и России в рамках ЕЭП // Проблемы развития территории. 2014. № 6 (74). С. 150-166.
11. Супатаева Н.Т. Социально-предпринимательские корпорации как направление развития регионов // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. 2017. Т. 23. С. 258-262.
List of References
1. Emec M.I., Purgin A.S. Sravnitebnyj analiz instrumentov regionabnoj politiki RF: osobye ehkonomicheskie zony, zony territoriabnogo razvitiya i territorii operezhayushchego sociabno-ehkonomicheskogo razvitiya. // Ehkonomika, gosudarstvo, obshchestvo. — 2015. — № 4 — S. 28.
2. Emel>yanova K.N. Istoriya stanovleniya instituta osobyh ehkonomicheskih zon v Rossii // Nauchnoe soobshchestvo studentov: mezhdisciplinarnye issledovaniya: sb. st. pomat. XI mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/ meghdis/8(11).pdf (data obrashcheniya: 15.07.2018)
3. Lisica V.N. Ponyatie osoboj ehkonomicheskoj zony: otgranichenie ot smezhnyh territorij // Vestnik FGU gosudarstvennayaregistracionnaya palatapriMinisterstveyusticii RF — 2010. — № 6. — S. 26-38.
4. Neucheva M.YU. Funkcionirovanie osobyh ehkonomicheskih zon v razlichnyh social'no-ehkonomicheskih sistemah. // Problemy sovremennoj ehkonomiki. — N 2 (38). — 2011. — S. 248-251.
400
5. Turgel' I.D. Mestnoe samoupravlenie v Rossii: desyat' let v usloviyah reformirovaniya // Municipalitet: ehkonomikaiupravlenie. — 2012. — №. 2. — S. 18 —29.
6. Turgel' I. D., Bozhko L.L,Lin'shi S. Gosudarstvennaja podderzhka razvitija monogorodov Rossii I Kazahstana //Finansy: Teorija i Praktika. — 2016. — №. 2 (92).
7. P'jankova S. G. Teoreticheskie osnovy sovershenstvovanija institucional'noj sistemy monoprofil'noj territorii //Municipalitet: jekonomika i upravlenie. — 2015. — №. 3. — S. 5-15.
8. Kasenova R.K. Opyt sozdaniya special'nyh ehkonomicheskih zon v respublike Kazahstan. // Ehkonomika I upravlenie: analiz tendencij i perspektiv razvitiya. 2013. № 5. S. 44-47.
9. Nevmatulina K.A. Prioritety razvitiya special'nyh ehkonomicheskih zon respubliki Kazahstan. // Nauchnyj rezul'tat. Seriya: tekhnologiya biznesa i servisa. Tom 1 № 3 (5) 2015 s. 58-65
10. Kovalev I.L. Analiz investicionnogo klimata v Belarusi, Kazahstane i Rossii v ramkah EEHP. // Problemy razvitiy aterritorii. 2014. № 6 (74). S. 150-166.
11. Supataeva N.T. Social'no-predprinimatel'skie korporacii kak napravlenie razvitiy aregionov. // Vestnik Akademii gosudarstvennogo upravleniya pri Prezidente Kyrgyzskoj Respubliki. 2017. T. 23. S. 258-262.
Контактная информация
Тургель И.Д., Россия, Екатеринбург, 620002, ул. Мира, 19, Уральский федеральный университет, [email protected];
Божко Л.Л. Республика Казахстан, г. Рудный, 111500, ул. 50 лет Октября, 38, Рудненский индустриальный институт, [email protected]; Прачева Е.В., Россия, Екатеринбург, 620144, ул. 8 марта, 62, Уральский государственный экономический университет prachevakaty@gmail. com.