DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-09.01
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В США,
КИТАЕ И РОССИИ В XXI ВЕКЕ
COMPARATIVE ANALYSIS OF FREE ECONOMIC ZONES IN THE UNITED STATES OF AMERICA, CHINA AND RUSSIAN FEDERATION IN THE XXI CENTURY
Корнейко О.В., кандидат экономических наук Korneyko O.V., Candidate of Economic Sciences Лю Ин, магистрант Lyu In, Graduate student Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,
Владивосток, Россия Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia E-mail: olga30300@mail.ru, 1392144194@qq.com
АННОТАЦИЯ
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) в российской, американской и китайской экономиках для выявления опыта, который Россия может перенять у США и Китая для оптимизации работы российских зон. Проведен комплексный сравнительный анализ функционирования СЭЗ в США, Китае и России. Дана сравнительная характеристика СЭЗ и кластеров, как особых экономических систем взаимосвязей фирм, организаций и отраслей. На примере Китая представлен механизм взаимодействия СЭЗ и кластеров для формирования конкурентоспособности региона. Проанализированы возможности применимости американского и китайского опытов СЭЗ к российским условиям. Сформированы рекомендации по усовершенствованию функционирования СЭЗ в России. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в представлении современного состояния свободных экономических зон в США, Китае и России и перспектив развития СЭЗ в России с учетом иностранного опыта.
ABSTRACT
The purpose of this paper is to conduct a comparative analysis of the functioning of free economic zones (FEZ) in the Russian, American and Chinese economies to identify the experience that Russia can adopt from the US and China to optimize the operation of Russian zones. A complex comparative analysis of the operation of FEZ in the United States, China and Russia has been carried out. Comparative characteristics of FEZ and clusters as special economic systems of interrelations of firms, organizations and industries are given. On the example of China, the mechanism of interaction between FEs and clusters is presented to form the region's competitiveness. The possibilities of applicability of American and Chinese FEZ experiments to Russian conditions are analyzed. The recommendations on improving the functioning of FEZ in Russia have been formulated. The theoretical significance of the research results lies in presenting the current state of free economic zones in the US, China and Russia and the prospects for the development of FEZ in Russia, taking into account foreign experience.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
США, Китай, Россия, свободные экономические зоны, инструмент государственной политики, драйвер экономики, сравнительный анализ.
KEY WORDS
USA, China, Russia, free economic zones, state policy, economy, comparative analysis.
В условиях глобализации рынков и растущей конкуренции правительства ведущих стран мира вынуждены использовать сложные организационно-экономические инструменты для поддержания экономики страны на хорошем уровне. Одним из таких инструментов является создание свободных экономических зон (СЭЗ), где присутствуют благоприятные условия для ведения бизнеса. За последние десятилетия можно было наблюдать процесс активизации использования механизма свободных экономических зон для развития экономики той или иной страны. Если в 1995 году в мире насчитывалось примерно 500 зон, то в настоящее время в более чем 130 странах действуют более 4300 зон, на которых занято более 68 тыс. рабочих. К тому же, мировая практика показала, что эффективная организация деятельности СЭЗ способна дать не только толчок в развитии экономики страны, но и вывести ее в мировые лидеры [1].
В данном аспекте особый интерес представляет опыт США и Китая, на территории которых функционирует наибольшее количество зон и аккумулируется передовой опыт их создания и организации. США первыми внедрили подобную практику для повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке. Правительство Китая, в свою очередь, вывело страну в мировые лидеры, освоив политику создания СЭЗ применительно к своей конкретной ситуации.
В последние два десятилетия в России происходит серьезное освоение территории и внедрение практики использования СЭЗ. Учитывая количество неудачных примеров их создания, цели которых не были достигнуты, целесообразно обратиться к мировому опыту, чтобы извлечь уроки, полезные для организации СЭЗ в России. Безусловно, необходимо учитывать специфику американской и китайской экономики, понимать различия.
Кроме того, в России необходимо серьёзное инфраструктурное обновление, способное дать предприятиям, созданным на территории страны, возможность конкурировать с иностранными фирмами. В этом контексте портовые СЭЗ являются той составляющей, которая позволяет аккумулировать передовой мировой опыт и современные технологии для привлечения инвестиций и как следствие развития экономики страны. В частности, активизация использования такого института развития, как Свободный порт Владивосток, является инструментом повышения инвестиционной активности в регионе на основе улучшения состояния делового климата.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день существует целый ряд исследований, посвященных различным аспектам сущности и содержания СЭЗ, а также проблемам формирования, функционирования и развития свободных экономических зон. Эти направления нашли отражение в работах Бобровой В.В., Ковалевой Г.Д., Кравчук В. И., Перчинской Н.П., Русакович В.И., Шкваря Л.В., Шумского Н. [2-4].
Вопросы развития экономики Приморского края в целом и перспектив Свободного порта Владивосток в частности исследовались в работах Волкова Л.В., Ворожбит О.Ю., Даниловских Т. Е., Жук А. П., Коломейцевой Н. А., Корнейко О.В., Кузьмичевой И. А., Латкина А.П., Наливайко П. Н., Салтыкова М. А. [5].
Среди зарубежных ученых, исследующих деятельность свободных экономических зон, можно выделить, в частности Akinci G., Barbieri E., Bonnini S., Tiefenbrun S., Farole T., Kee G., Lee J., Marco R., Moberg L., Neveling P., Ota T., Rubini L., Sklair L., Xu C., Yeung Y., Zeng D. [6-13].
Однако, несмотря на многочисленность работ, посвященных данной проблематике, вопросы формирования, функционирования и развития территориально-организованных образований в виде свободных экономических зон в силу их многогранности и сложности следует признать недостаточно разработанными и остро дискуссионными.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Свободные экономические зоны, как механизм свободной торговли, зародились после второй мировой войны. Политику внедрения зон инициировали США, создав первую экспортно-производственную зону (ЭПЗ) в Пуэрто-Рико в 1947 г. ЭПЗ представляют собой разновидность СЭЗ, где создаются налоговые и финансовые стимулы для зарубежных экспортно-ориентированных производств в целях расширения их сбыта на внешнем рынке. Соответственно они носят анклавный характер и мало связаны с национальной экономикой страны и региона.
Пуэрто-риканская схема получила глобальное распространение. Подобные зоны способствовали перемещению промышленного производства из одного района в другой. Перемещение было необходимо для ограничения положения рабочих на рынке труда в запущенных капиталистических районах, оно представляло собой инструмент получения контроля над странами третьего мира.
Несмотря на неоднозначный опыт появившихся после Второй мировой войны зон, в настоящее время практика создания СЭЗ представляет большой интерес во всем мире, т.к. механизм их действия постоянно развивается, они принимают все новые формы, преследуют новые цели в зависимости от уровня экономического развития страны-учредителя, научно-технического и экспортного потенциала того или иного региона, состояния отдельных отраслей, инфраструктуры, географических особенностей и других факторов.
В силу вышесказанного существует множество формулировок СЭЗ в экономической литературе. В данной работе, говоря о СЭЗ, мы будем подразумевать ограниченные территории, находящиеся в пределах национальных границ той или иной страны, где правила бизнеса отличаются от тех, что преобладают на территории государства.
Стремительный экономический рост Китая в течение последних трех десятилетий является беспрецедентным «экономическим чудом» в истории человечества. СЭЗ и промышленные кластеры, возникшие как часть экономических реформ Китая, начавшихся в 1978 году, несомненно, являются двумя важными драйверами роста страны [14].
4.1% 4.0% 3.9% 3.8% 3.7% 3.6% 3.5% 3.4% 3.3% 3.2% 3.1%
70
60
«
и 50
я о 40
э 30
i 20
10
0
..■III
2009 2010 2011 2012 2013 2014
^■расходы наНИОКР (млрд юаней)
расходы наШЮКР в процентах отВВПШеньчжэня
Рисунок 1 - Расходы на НИОКР в Шеньчжэне [15]
Опыт создания первой СЭЗ Китая - Шэньчжэнь - был настолько успешным, что он заслуживает особого внимания. В 1979 (всего за год до трансформации в СЭЗ) Шэньчжэнь представлял собой сельскохозяйственную деревню, с незначительным вкладом в ВВП Китая (менее 1%) и ВВП на душу населения менее 90 долларов в год. Население составляло всего 20 000 человек с низким уровнем образования и низким уровнем жизни. Производственный сектор практически отсутствовал. Единственным преимуществом области являлось расположение рядом с Гонконгом, Макао и
Тайванем. С течением времени Шэньчжэнь продемонстрировал себя одним из наиболее быстро растущих городов в Китае, с годовым темпом роста 15% в 2008 году. Спустя тридцать лет после основания СЭЗ, в 2010 году, журнал Форбс включил Шэньчжэнь в пятерку самых населенных городов мира.
Шэньчжэнь в настоящее время занимает второе место после Гуанчжоу по ВВП на душу населения: в 2014 г. он составил 149495 юаней. В Шэньчжэне наблюдается огромная концентрация деятельности в высокотехнологичных секторах. В 2014 году расходы на НИОКР в Шэньчжэне составили 64 млрд юаней, а это 4% от его валового регионального продукта (рисунок 1).
Однако, ускоренный рост создал и ряд проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются власти Китая. Среди них заторы, трафик, загрязнение окружающей среды, трудности с предоставлением услуг для всех на густонаселенной территории, и т.д.
В США в качестве объекта сравнения выступают зоны внешней торговли (ЗВТ). Они появились в США в 30-е годы XX века с целью повышения конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке, и попутно снижения уровня безработицы и улучшения социально-экономического положения в стране после Великой Депрессии. Такие зоны являются торговыми или торгово-производственными, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения таможенного, бюджетно-налогового и финансового режимов рассматриваются как находящиеся за пределами государства.
География размещения зон внешней торговли свидетельствует о том, что наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих выход к морю или океану (Техас - 32 зон, Нью-Йорк - 16, Флорида - 21, Калифорния - 17 зон), либо в штатах, не имеющих выхода к водным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами (Огайо - 9 зон, Индиана - 6, Иллинойс - 8, Аризона и Мичиган - по 7 зон).
Согласно существующему законодательству, зоны внешней торговли, действующие на территории США, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные зоны (субзоны).
Сфера деятельности зон общего назначения охватывает складирование, сортировку, упаковку товаров без их дополнительной обработки. Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата, в повышение уровня занятости, расширение торговли.
Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зоны создаются решением руководства зон общего назначения для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или различных промышленных производств. Статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существующим производствам. Субзоны технически являются частью зон общего назначения, но территориально могут быть значительно удалены от последних. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств.
Впервые специализированные зоны возникли в 1952 г. после внесения в Закон 1934 года дополнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные производства, и вначале стали временными площадками для проведения торговых ярмарок. В середине 80-х годов в субзонах было разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, телефонных аппаратов, холодильных установок и автомобилей. Именно льготы, получаемые автомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшему росту числа специализированных зон.
Точкой отсчета существования особых экономических зон в нашей стране стоит считать 2005 г., то есть момент, когда был принят Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». На территории РФ
официально функционирует 4 типа зон: технико-внедренческие (ОЭЗ ТВТ), промышленно-производственные (ОЭЗ ППТ), туристско-рекреационные (ОЭЗ ТРТ) и портовые (ПОЭЗ). По состоянию на 1 января 2017 года в Российской Федерации функционирует 26 особых экономических зон. из них 10 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 9 туристско-рекреационного типа и 1 портового типа (рисунок 2).
Количество ОЭЗ в РФ
Рисунок 2 - Количественное распределение российских ОЭЗ в ретроспективе
Как продемонстрировано на рисунке 2, до 2017 года характерной тенденцией являлось увеличение количества ОЭЗ. Однако в 2016 году произошло значительное снижение их количества, и связано это с тем, что в настоящее время ОЭЗ РФ находятся под пристальным вниманием правительства.
Так, в начале 2016 года Коллегией Счетной Палаты РФ (СП РФ) была проведена экспертиза эффективности ОЭЗ, которая основывалась на учете соотношения вложенных средств федерального бюджета, предоставленных налоговых и таможенных льгот к общему объему осуществленных резидентами инвестиций и уплаченных налогов и таможенных платежей на 1 января 2016 года [16].
По ее результатам было выявлено, что объем осуществленных резидентами инвестиций превысил объем вложенных средств федерального бюджета только по 6 ОЭЗ (ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», ОЭЗ ППТ «Тольятти», ОЭЗ ППТ «Людиново» («Калуга»), ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала». Остальные ОЭЗ с учетом соотношения объема вложенных средств федерального бюджета и общего объема осуществленных инвестиций нельзя назвать эффективными. Кроме того, из 15 существующих на 1 января 2016 г. ОЭЗ ТРТ функционируют 6. Из трех созданных ОЭЗ портового типа функционирует одна. По состоянию на 1 января 2016 года отсутствуют утвержденные перспективные планы развития по 16 из 33 ОЭЗ.
После проведения данной проверки были приняты следующие меры:
- утверждены новые критерии оценки эффективности особых экономических зон (7 июля 2016 г.);
- досрочно ликвидированы 6 туристско-рекреационных ОЭЗ и 2 портовых ОЭЗ, на территории которых в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения о ведении деятельности и резидентами которых в течение трех лет подряд не ведется соответствующая деятельность;
- Минэкономразвития России заключены соглашения с органами исполнительной власти 17 регионов о передаче полномочий по управлению 20 ОЭЗ;
- дополнены критерии создания особой экономической зоны (новые критерии предусматривают наличие оценки рентабельности, доходности, срока окупаемости предлагаемой к созданию ОЭЗ; проекта планировки территории; перспективного плана развития ОЭЗ; анализа экологических рисков; опыта будущей управляющей компании
в создании подобной инфраструктуры).
Однако, по мнению экспертов СП РФ на сегодняшний день принятых мер недостаточно для более эффективного функционирования ОЭЗ.
По состоянию на 1 января 2017 года относительно эффективными можно признать только деятельность ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в г. Санкт-Петербурге. При этом следует отметить, что указанные ОЭЗ изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом.
Несмотря на то, что в России созданы и постоянно совершенствуются условия для функционирования СЭЗ, не все из них в настоящее время развиваются эффективно. Сравнительный анализ основных индикаторов функционирования СЭЗ в РФ, США и Китае, проведенный на основе данных, находящихся в открытом доступе, позволит наметить пути эффективного развития российских СЭЗ.
Объектами исследования выступают особые экономические зоны России и Китая, а также зоны внешней торговли США (таблица 1).
Таблица 1 - Определения зон в США, Китае и России
Страна Определение зоны
США Зоны внешней торговли (ЗВТ) - зоны, географически расположенные на территории США, но рассматриваемые законодательством как находящиеся за пределами таможенной территории страны.
Китай Особые экономические зоны Китая - это отдельные регионы, в которых действуют упрощенный порядок регулирования внешнеэкономической деятельности.
Россия В России особая экономическая зона - это часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Сравнивая свободные экономические зоны в США, Китае и России, обратим внимание на период и цели их создания (таблица 2).
Таблица 2 - Основные цели создания СЭЗ в США, Китае и России
Страна, год основания СЭЗ Основные цели создания
США, 1934 - повышение конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке путем расширения экономической активности на определенных территориях (депрессивных старо-промышленных регионов, или отраслей промышленности, а в ряде случаев конкретных предприятий); - снижение уровня безработицы
Китай, 1978 - эксперименты с различными политическими методами; - привлечение иностранного капитала, передовых технологий; - увеличение экспортной валютной выручки; - создание дополнительных рабочих мест; - стимулирование конкуренции между регионами
Россия, 2005 - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур; - разработка технологий и коммерциализация их результатов; - производство новых видов продукции
В США ЗТР зародились в период «великой депрессии», т.е. период упадка национальной экономики и всплеск безработицы. Соответственно, они преследовали цели укрепления экономики, основной целью было повышение конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке, и попутно снижение уровня безработицы.
В Китае первые СЭЗ были разработаны в 1978 году в качестве «лабораторий» для экспериментов с ускоренным экономическим развитием и контролируемым импортом зарубежных технологий и капитала. В случае успеха предполагалось применить данный метод к остальной части страны.
В России среди основных целей - развитие приоритетных для российской экономики отраслей. Анализируя эффективность российских СЭЗ следует принимать во внимание, что по сравнению с китайскими и американскими, они находятся на начальной ступени развития, им чуть более 10 лет. К настоящему моменту зоны США и Китая уже доказали свою эффективность, в то время как в РФ лишь часть зон (ОЭЗ ППТ и ОЭЗ ТВТ) считаются эффективными.
Таблица 3 - Особые льготы и преимущества в зонах США, Китая и России
Страна Особые льготы и преимущества в зонах
США - освобождение от «обратных» тарифов; - освобождение от пошлин в случае реэкспорта продукции; - освобождение от пошлин на отходы, лом и т.п.; - еженедельная отчетность об отгрузках (в отличие от обычной системы, предполагающей отчетность по каждой отгрузке продукции); - отложенные во времени уплаты пошлины
Китай - льготный налоговый режим, предоставляемый предприятиям с иностранными инвестициями (возврат 40% налога на прибыль иностранным инвесторам, инвестирующим на срок не менее 5 лет; освобождение от уплаты налога в случае инвестирования более 5 млн долл.); - ставка подоходного налога для граждан снижена в четыре раза и составляет 5%; - по земельному налогу пятилетние налоговые каникулы, а в дальнейшем 50% от действующей ставки по налогу; - большое количество дешевой рабочей силы
Россия - режим свободной торговли (отсутствие таможенных пошлин и возврат НДС); - специальный налоговый режим (снижение налогов на прибыль, имущество, транспортного и земельного налогов на 5-10 лет)
Анализируя данные таблицы 3 отметим, что ЗВТ США вносят заметный вклад в социально-экономическое развитие страны. Это осуществляется, прежде всего, через стимулирование национальных компаний с помощью льготного налогового режима производства в самих США различных видов готовой продукции. Например, импортеры продукции ряда отраслей, как судостроение, автомобилестроение, производство промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в зонах внешней торговли, при ввозе конечного продукта на территорию США освобождаются от уплаты инверсированного (обратного) тарифа. Механизм установления данного тарифа предусматривает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости.
Привлекательность Китая в плане привлечения капитала определялась наличием дешевой рабочей силы, политической стабильностью в стране и достаточно льготным инвестиционным законодательством. При этом особый режим и льготные условия вовсе не являются главным условием прихода в ОЭЗ крупных транснациональных корпораций. В Китае используются такие же меры для стимулирования инвестиций, которые широко применяются и в других странах мира. Успех их применения в Китае заключается в последовательности, продуманности, рациональном поведении хозяйственных субъектов и государственной власти в целом.
На основе данных таблицы 4 можно выделить несколько отличий в функционировании СЭЗ в США, Китае и Российской Федерации. Так, в Китае нет полноценной законодательной базы, регулирующей деятельность СЭЗ, однако это не отразилось на функционировании зон, которые в полной мере доказали свою эффективность. В то же время в США и в России существует нормативно-правовая база, отражающая различные аспекты создания и функционирования СЭЗ. В США закон о ЗВТ действует с 1934 года, в него неоднократно вносились существенные поправки, направленные на расширение и диверсификацию деятельности зон. В России закон об ОЭЗ вступил в силу в 2005 году, и за этот сравнительно небольшой период времени существенных поправок не наблюдалось.
Кроме того, в России наблюдается сложная система управления, что может приводить к непрозрачной схеме финансирования.
Отметим, что в России хоть и делается акцент на привлечении иностранных инвестиций, но в основном создание инфраструктуры ОЭЗ финансируется из федеральных средств, что изначально делает такой подход к формированию зон отличным от США. Американские ЗТР возникали на протяжении XX века стихийно, учитывая специфику штата и не навязываясь сверху, при этом в качестве основных инвесторов выступают частные резиденты самих штатов. Это приводит к более высокой эффективности функционирования зон в США, нежели в России.
В финансировании зон Китая, как и России, большой вклад принадлежит государству. Однако в Китае значительную роль сыграли инвестиции из Гонконга, Макао и Тайваня, рядом с которыми и были стратегически расположены первые зоны.
Таблица 4 - Модели функционирования ОЭЗ в США, Китае и России
п/п США Китай Россия
Нормативно-правовая база Закон о ЗВТ 1934 года (Foreign-Trade Zones Act of 1934), административные акты Совета по ЗВТ, Министерства торговли и Таможенной службы США нет единого законодательного акта, регламентирующего деятельность СЭЗ. Решения о создании отдельных зон принимаются Госсоветом КНР. Конкретные положения о зонах утверждаются Народными собраниями соответствующих субъектов страны Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», подзаконные нормативно-правовые акты; Соглашение по вопросам СЭЗ на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года и иные акты.
Организационные структуры функционируют под контролем специально созданного м ежв едом ственного Совета. Кроме того, в Министерстве торговли США имеется подразделение, занимающееся вопросами таких зон специальная межведомственная комиссия, которую возглавляет представитель Госсовета КНР в ранге вице-премьера. В состав комиссии входят представители Министерства финансов, Министерства строительства, Министерства земельных ресурсов, Главного таможенного управления, Управления валютного контроля, а также силовых ведомств Министерство экономического развития, региональный орган исполнительной власти и управляющая компания, учреждаемая данным органом
Финансирование преимущественно частные денежные средства американских резидентов бюджетные средства и внешние инвестиции (преимущественно из Гонконга, Макао и Тайваня, а также инвестиции китайцев, проживающих в других странах) бюджетные средства и внешние инвестиции
Анализируя распределение зон по территории страны отметим, что в данное время в России ОЭЗ располагаются на территории 34% субъектов (таблица 5). Кроме того, проследив конкретную локализацию ОЭЗ, можно прийти к выводу, что неэффективность ОЭЗ ТРТ и ПОЭЗ отчасти связана с их расположением в удаленных и недостаточно развитых регионах. В свою очередь ОЭЗ ППТ и ОЭЗ ТВТ, как уже было отмечено, считаются эффективными, при этом располагаются они преимущественно в развитых районах страны со сложившейся производственной и научно-технической специализацией.
В Китае 6 первоначальных специальных экономических зон занимают лишь 12% территории Китая (таблица 5). Это обусловлено целями их создания, они являлись экспериментальной площадкой, анклавами внутри закрытой экономики Китая, для
апробации новых методов по достижению ускоренного экономического развития. После того, как первые СЭЗ подтвердили эффективность принятых мер, правительство Китая начало применять этот механизм и к остальной части страны, но вводя при этом те или иные поправки, ставя новые цели. Первые 6 СЭЗ остались уникальными в своем роде.
Таблица 5 - Количество СЭЗ в США, Китае и России и особенности их расположения на 2015 г.
Характеристика США Китай Россия
Количество зон на 2015 год, шт. 262 6 33
Количество
территориально-
административных 51 34 85
единиц в стране на 2015 год, шт.:
- из них, имеющих зоны 51 4 29
% территориально-
административных единиц, имеющих 100% 12% 34%
зоны
низкая - являются
Степень интеграции в экономику высокая - глубоко интегрированы в экономику страны экономическими анклавами, фактически отделенными от средняя
остальной территории страны
для ОЭЗ ППТ и ОЭЗ ТВТ
наибольшая районы с первоначально очень характерны районы со сложившейся
концентрация ЗВТ низким уровнем жизни; производственной и научно-
отмечается либо в являлись издавна технической
штатах, имеющих сложившимися специализацией, для ОЭЗ
Локализация выход к морю или торговыми центрами, ТРТ - живописные районы,
океану, либо в штатах, при этом расположены экономически неразвитые,
располагающих близко к стратегическим для ПОЭЗ - портовые
крупными источникам города, имеющие
промышленными иностранного капитала - преимущества
комплексами. Гонконгу, Макао и Тайваню. расположения, но требующие комплексного развития.
В США зоны внешней торговли охватывают всю территорию страны, т.е. в каждом штате находится как минимум одна зона. При этом наибольшее количество зон создано либо в штатах, имеющих выход к морю или океану, либо в штатах, не имеющих выхода к водным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами.
Сравнивая зоны по различным аспектам, целесообразно выделить и их проблемы, а также факторы успеха (таблица 6).
Как видим из таблицы 6, проблемы ОЭЗ России связаны с организационными моментами, что вполне логично, т.к. они находятся на начальной ступени своего развития, в отличие от США и Китая, где присутствуют аспекты негативного влияния СЭЗ на те или иные социально-экономические показатели.
В целом, формирование и развитие СЭЗ в США, Китае и России происходило в принципиально различных политических и экономических условиях, что является важнейшей причиной разного уровня развития СЭЗ и соответственно принципиально различной роли этих зон в хозяйственном развитии исследуемых стран.
Главными причинами низкой эффективности деятельности ОЭЗ в России являются непоследовательная политика со стороны государства в этой области, отсутствие четкой концепции создания этих зон в контексте общенациональных
программ развития, а также неблагоприятный инвестиционный климат и связанные с ним политические и экономические риски.
Для превращения ОЭЗ в реальный инструмент экономического развития России следует производить выбор средств и принципов их формирования исходя из задач конкретных регионов, причем не просто планов их хозяйственного подъема, а становления именно их конкурентоспособности.
Таблица 6 - Проблемы и факторы успеха СЭЗ в США, Китае и России
Страна Проблемы особых экономических зон Факторы успеха
США недополучения в федеральный и штатный бюджет; создание неравномерных условий для предприятий; образование перекосов в экономике штатов; лазейки для «отмывания» денег; экологический урон - преимущества расположения; - привлечение капиталов частных инвесторов-резидентов штатов; - гибкость программы: 1950-1952 гг. - внесение в Закон дополнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные производства, появление субзон; 1980-1982 гг. - в субзонах было разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, автомобилей, предусматривая более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости; - льготы, стимулирующие производство на территории зон; - глубокая интеграция в экономику страны
Китай экономический рост преимущественно за счет экспорта; заторы, трафик, загрязнение окружающей среды, трудности с предоставлением услуг для всех на густонаселенной территории; отсутствие культурной среды в зонах - льготная политика и институциональная автономия; - сильная поддержка и дальновидное участие правительств всех уровней; - прямые иностранные инвестиции и китайская диаспора; - изучение технологий, инновации, модернизация, а также прочные связи с отечественной экономикой; - инновационная культура; - преимущества расположения; - подход государственно-частных партнерств
Россия проблемы административного характера; коррупция и отсутствие долгосрочных моделей развития; недостаток контроля за расходованием средств и реализацией проектов; отсутствие санкций для распорядителей денежных средств; проблемы инфраструктуры; проблемы зонирования; политическая нестабильность - преимущества расположения; - развитая инфраструктура; - эффективное управление; - заинтересованность властей региона в развитии ОЭЗ
Источник: [11, 12, 13, 15, 17-21].
Подводя итог, отметим, что в связи с длительным сроком получения экономического эффекта от деятельности СЭЗ (согласно мировой практике - 10-15 лет), следует предполагать, что особые экономические зоны России окажут более существенное влияние на экономику как отдельных регионов, так страны в целом, и именно они могут стать одним из моторов будущего роста.
Но для этого необходимо внести ряд корректив в практику их создания и функционирования:
- функционирование ОЭЗ должно осуществляться на основе перспективного плана развития конкретной ОЭЗ, без наличия утвержденного плана не следует проводить финансирование из бюджета;
- усовершенствовать законодательство в области регулирования ОЭЗ путем уточнения имеющихся законодательных актов и возможным введением новых;
- расширить налоговые, таможенные и административные преференции, в том числе за счет федеральных ресурсов; увеличить срок действия существующих налоговых льгот;
- расширить перечень разрешенных видов деятельности, в том числе разрешить осуществление на территории отдельных видов ОЭЗ не только профильную, но и смежную деятельность;
- стимулировать предоставление дополнительных сервисов резидентам ОЭЗ (централизованный PR, консалтинговые, юридические, финансовые услуги, образовательные услуги, аренда оборудования и т.д.);
- обеспечить существенную финансовую ответственность субъектов Федерации и управляющих компаний за невыполнение обязательств;
- ввести финансовые поощрения местным руководителям по результатам экономического прогресса конкретного региона;
- обеспечить контроль за надлежащим расходованием бюджетных средств; прозрачность их использования;
- стимулировать не только определенные территории, но и выделять приоритетные отрасли при помощи особых льгот (например, установить дополнительные льготы для участников рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае в условиях Свободного порта Владивосток).
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что российские особые зоны имеют большой потенциал развития. К одной из таких перспективных зон следует отнести Свободный порт Владивосток (СПВ). В современных условиях Приморский край имеет явные преимущества на карте страны: благоприятные природно-климатические условия, географическая близость к государствам, не присоединившимся к санкциям, наличие режимов льготного администрирования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Корнейко О.В. Опыт развития специальных экономических зон и промышленных кластеров в Китае / О.В. Корнейко, А.В. Пестерева // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2016. - Т. 26. - № 6. - С. 34-40.
2. Кравчук В. И. Свободные экономические зоны: теоретические подходы к формированию и развитию в XXI веке [Электронный ресурс] / В.И. Кравчук // Региональная экономика. - 2015. - №7. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=36303.
3. Ковалева Г.Д. СЭЗ: терять или приобретать? А может быть, последовать опыту соседей? / Г.Д. Ковалева // ЭКО. - 2014. - № 6. - C.124-141.
4. Русакович В.И. СЭЗ как фактор интеграции стран Азии в мировую экономику: реалии XXI века / В.И. Русакович // Глобализация: влияние на страны Азии. Ежегодник. - М.: РУДН, 2015.
5. Корнейко О. В. Перспективы развития рыбохозяйственной деятельности Приморья в условиях Свободного порта Владивостока / О. В. Корнейко, О. Ю. Ворожбит. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2015. - 180 с.
6. Farole, T., Akinci, G. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges, and Future Directions / T. Farole, G.Akinci. - Washington, DC: World Bank, 2011.
7. Moberg L. The political economy of special economic zones. Journal of Institutional Economics, vol. 11, no. 1, 2015. P. 167-190.
8. Tiefenbrun Susan U.S. Foreign Trade Zones, Tax-Free Trade Zones of the World, and Their Impact on the U.S. Economy// Hofstra International Law & Business Journal, Vol. 13, 2013.
9. Neveling P. Free Trade Zones, Export Processing Zones, Special Economic Zones and Global Imperial Formations 200 BCE to 2015 CE / P. Neveling // The Palgrave Encyclopedia of Imperialism and Anti-imperialism. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015. - pp. 1007-16.
10. Rubini L., Di Tommaso M. R., Barbieri E. Special Economic Zones and Cluster Dynamics: China / L. Rubini, M. R. Di Tommaso, E. Barbieri // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. - Vol. 3. - 2015. - PP. 207-212.
11. Zeng D. Z., How Do Special Economic Zones and Industrial Clusters Drive China's Rapid Development? / Douglas Zhihua Zeng // Journal of International Commerce, Economics and Policy (JICEP). - 2012. - Vol. 3, No. 3. - PP. 1-28.
12. Xu, Chenggang, The Fundamental Institutions of China's Reforms and Development / Chenggang Xu // Journal of Economic Literature. - Vol. 49, No. 4. - 2011. - PP. 10761151.
13. Sklair L. Problems of Socialist Development - The Significance of Shenzhen Special Economic Zone for China Open-Door Development Strategy / Leslie Sklair // International Journal of Urban and Regional Research. - Vol. 15, no 2. - 1991. - PP. 197-215.
14. Корнейко О.В. Кластерный подход в организации свободных экономических зон / О.В. Корнейко, А.В. Пестерева // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 80-83.
15. ЩЩShenzhen Statistical Yearbook [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства Шенчжень. - Режим доступа: http://www.sz.gov.cn/cn/xxgk/tjsj/ (accessed 10.04.2017).
16. Корнейко О.В. Критическая оценка действующих подходов к анализу эффективности российских особых экономических зон / О.В. Корнейко, А.В. Пестерева, Л.Цян // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 4 (27). - С. 49-54.
17. Annual Report of the Foreign-Trade Zones Board to the Congress of the United States [Electronic resources] // United States Department of Commerce. International Trade Administration. Enforcement and Compliance. - URL: http://enforcement.trade.gov/ftzpage/annual-report.html.
18. Информация о специальных экономических зонах США, КНР, РФ [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: Портал внешнеэкономической информации. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/about_us/laws_ved_us/special_area_us/.
19. A Brief History of the U.S. Foreign-Trade Zones Program [Electronic resources] // Foreign-Trade Zone Resource Center. - URL: http://www.foreign-trade-zone.com/history.htm.
20. Online FTZ Information System [Electronic resources] // United States Department of Commerce. International Trade Administration. Enforcement and Compliance. - URL: http://ita-web.ita.doc.gov/FTZ/OFISLogin.nsf.
21. Benefits to a zone user [Electronic resources] // United States Department of Commerce. International Trade Administration. Enforcement and Compliance. - URL: http://enforcement.trade.gov/ftzpage/info/userbenefits.html
ffcc^ ® 1 © 7 by the authors- Licensee RJOAS, Orel, Russia. This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/