УДК 338.49 Ф.Ф. Шарипов А.В. Садков
Fanis Sharipov Andrey Sadkov
СОЗДАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Статья рассматривает перспективы развития производственной инфраструктуры регионов Российской Федерации путем создания территорий опережающего социально-экономического развития. Рассмотрены цели создания таких зон, принципы функционирования и принципиальные отличия от особых экономических зон. Дана краткая характеристика уже созданных, а также дальнейшие перспективы их развития. Прослежена связь создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития с формированием инновационных территориальных кластеров.
Ключевые слова: производственная инфраструктура, инвестиции, территории опережающего развития, особые экономические зоны, кластерный подход.
THE CREATION OF THE ZONES OF PRIORITY DEVELOPMENT AS AN INSTRUMENT OF INVESTMENTS ATTRACTION IN THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
Annotation. The article describes the perspectives of development of industrial infrastructure of the Russian Federation regions by creation of the zones of priority development. The purposes of creation of the zones of priority development, the principles of functioning and fundamental differences from special economic zones were considered. The already created the zones of priority development short characteristic and the further perspectives of their development were given. The connection of creation and development of the zones of priority development with the formation of innovative territorial clusters was tracked. Keywords: industrial infrastructure, investments, zones of priority development, special economic zones, cluster approach.
На современном этапе экономического развития России встал вопрос о необходимости активизации инновационных процессов, ускорения внедрения в производственный сектор передовых технологий и новейших разработок. Результатом этих тенденций должна стать оптимизация отраслевой структуры экономики, предполагающая создание и развитие высокотехнологичной производственной инфраструктуры.
В основе функционирования инфраструктуры лежат различные факторы, влияющие на создание самих инфраструктурных объектов, на качество и ассортимент их услуг, на эффективность национального производства и, в конечном счете, на экономический рост в стране.
Использование инвестиционных ресурсов в области производственной инфраструктуры позволяет применять их для инновационной деятельности, например, финансирование и организация фундаментальных и прикладных исследований с целью повышения эффективности производства и обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочной перспективе.
Современный период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. При этом дальнейшее развитие этих тенденций увеличивает риски глобального финансового кризиса и замедляет темпы роста мировой экономики. Для российской экономики такая перестройка, с одной
© Шарипов Ф.Ф., Садков А.В., 2016
стороны, создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, но, с другой, создает угрозу вытеснения России на периферию европейской экономики. В связи с этим возникает необходимость повышения конкурентоспособности экономики России, внедрения инноваций и повышения инвестиций.
В настоящее время правительством Российской Федерации активно проводится политика совершенствования условий, ведения хозяйственной и инвестиционной деятельности в стране. В управлении регионами РФ в части привлечения иностранных инвестиций рассматривается создание территорий опережающего развития, впервые заявленное президентом РФ В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. [5]. 29 декабря 2014 г. был подписан Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития», который вступил в силу 30 марта 2015 г. [8]. «В данном документе территория опережающего социально -экономического развития (ТОСЭР) есть часть территории субъекта Российской Федерации. В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения» [9, с. 282]. Изначально было предложено создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания перерабатывающихпроизводств, ориентированных в том числе и на экспорт [5]. Далее, четыре моногорода РФ были отобраны для получения статуса ТОСЭР. Усолье-Сибирское, моногород Гуково в Ростовской области, моногород Юрга в Кемеровской области, и Набережные Челны в Татарстане, о которых в октябре 2015 г. сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Премьер-министр России Дмитрий Медведев 28 января 2016 г. подписал постановление правительства РФ № 44 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» [4]. «На резидентство в ТОСЭР уже поступило около 80 заявок с объемом инвестиций более 300 млрд руб., около 200 млрд заявлено в инвестиционных проектах, которые поддерживаются государством, и более 30 млрд руб. - в свободный порт Владивосток. Тот портфель проектов, который уже существует, позволяет надеяться, что мы этот результат в состоянии утроить», - заявил вице-премьер - полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев [6].
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория в РФ с особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных компаний в приоритетные для России отрасли производства. ОЭЗ создаются в рамках федеральной программы под контролем Минэкономразвития России. Государственная управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ») управляет большинством ОЭЗ, а также отвечает в том числе за привлечение компаний-резидентов и оказание им содействия [7].
Выделение особых территорий внутри страны, которые имеют необходимую для старта производства инфраструктуру и предоставляют льготные налоговые, таможенные и административные режимы, является широко распространенным в международной практике инструментом привлечения крупных предприятий. Такие площадки создаются, как правило, по инициативе государства и служат для повышения конкурентоспособности экономики на международном и межрегиональном уровнях, для стимулирования развития регионов страны, приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, а также для расширения экспорта.
Создание ТОСЭР регулируется Федеральным законом № 473-ФЗ от 29 декабря 2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономиче-
скими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки [8].
Резидент ТОСЭР - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов ТОСЭР [8].
На сегодняшний день на Дальнем Востоке созданы девять территорий опережающего социально-экономического развития.
25 июня 2015 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановления о создании ТОСЭР «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае и «Надеждинская» - в Приморском, 21 августа 2015 г. - «Белогорск» и «Приамурская» в Амурской области, «Михайловская» в Приморском крае, «Беринговский» в Чукотском автономном округе и «Индустриальный парк «Кан-галассы» в Якутии. На всех территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны. 28 августа 2015 г. принят документ о создании территории опережающего развития «Камчатка» в Камчатском крае [1].
Ниже представлена их краткая характеристика.
• ТОСЭР «Хабаровск» площадью 587 га создается на территориях Хабаровска и Хабаровского района, а также Ракитненского сельского поселения. Основное направление - транспортно-логистическое, металлургия. Ожидаемый объем частных инвестиций - около 30 млрд руб. В ходе реализации проектов на этих территориях будут созданы 3 тыс. рабочих мест [1].
• ТОСЭР «Комсомольск» появится в гг. Комсомольске-на-Амуре и Амурске Хабаровского края. Ее площадь составит 210 га. Основными направлениями станут авиастроение, производство комплектующих для авиастроения. Предполагаемый объем частных инвестиций составит порядка 15 млрд руб., будут созданы около 3 тыс. рабочих мест [4].
• ТОСЭР «Надеждинская» создается на территории одноименного района Приморского края, на земельных участках площадью 806 га и будет специализироваться на развитии транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. Общий объем частных инвестиций -6,7 млрд руб., в ходе реализации проектов здесь будет организовано 1,6 тыс. рабочих мест [1].
• ТОСЭР «Приамурская» (промышленно-логистической специализации) займет территорию в 857 га в Благовещенском и Ивановском районах Амурской области. Здесь будут построены предприятие по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. т в год, нефтеперерабатывающий завод, крупный логистический центр. Объем первоначальных частных инвестиций составит около 130 млрд руб., реализация проектов позволит создать порядка 1,5 тыс. рабочих мест. Бюджетных инвестиций не планируется. Инфраструктура будет создаваться за счет внебюджетных источников [4].
• ТОСЭР «Белогорск» будет создана в г. Белогорске Амурской области. Ее площадь составит 702 га. Основное направление - сельское хозяйство. Планируется строительство предприятия по переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. Объем частных инвестиций -1,45 млрд руб. В ходе реализации проектов будет организовано порядка 700 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств бюджетов Амурской области, городского округа Белогорск и внебюджетных источников. На эти цели в общей сложности будет выделено 46,2 млн руб. [1].
• ТОСЭР «Кангалассы» создается на территории столицы Республики Саха (Якутия), на земельных участках площадью почти 17 га и будет иметь промышленную специализацию. Резидентами ТОСЭР станут предприятия, выпускающие строительные, энергетические и промышленные материалы из местного сырья. Предполагается, что к 2018 г. здесь будет работать 13 заводов : по производству керамических блоков, лакокрасочных изделий, пластиковых труб, сухих строительных смесей и др. Общий объем частных инвестиций - 1,11 млрд руб., появится 350 рабочих мест. В 2015— 2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 113,2 млн руб. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 87 млн руб., эти деньги будут выделены из бюджетов Якутии и г. Якутска, а также из внебюджетных источников [1].
• ТОСЭР «Беринговский» (специализация — горнодобывающая промышленность) будет создан на территории группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и городе Анадырь Чукотского автономного округа. Площадь ТОСЭР составит почти 6 млн га. Первоначальный объем частных инвестиций — 8 млрд руб., будет организовано 450 рабочих мест. Бюджетных инвестиций не требуется, строительство транспортной инфраструктуры будет финансироваться из внебюджетных источников. Предполагается, что в дальнейшем резидентами ТОСЭР станут предприятия по добыче и переработке природного газа. Ожидается переработка до 50 млн м3 газа в дизельное топливо и бензин, что позволит обеспечить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от Северного завоза нефтепродуктов [1].
• ТОСЭР «Михайловская» займет 3,15 тыс. га в Приморском крае (Михайловский, Спасский и Черниговский районы) и будет специализироваться на сельском хозяйстве. Предполагается строительство свинокомплексов, комбикормовых заводов и вспомогательных производств. Объем частных инвестиций составит 39 млрд руб., появится 2,4 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 2,219 млрд руб. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из регионального и муниципальных бюджетов Приморского края и внебюджетных источников будет выделено в общей сложности 2,219 млрд руб. [1].
• ТОСЭР «Камчатка» будет создана на территориях Елизовского района и города Петро-павловск-Камчатскоий Камчатского края. Ее площадь составит 2,2 тыс. га. Здесь появится туристско-рекреационный кластер, современные промышленно-производственные комплексы, а в перспективе — транзитный контейнерный порт для накопления и сортировки контейнерных грузов при транспортировке по Северному морскому пути. Ряд компаний уже выразили готовность реализовать на данной территории проекты с общим объемом инвестиций 28,1 млрд руб., в результате будет организовано порядка 3 тыс. рабочих мест. В 2015—2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 5,728 млрд руб. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 2,737 млрд руб., эти деньги будут выделены из краевого и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников [1].
В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), ТОСЭР создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.
Территория опережающего развития создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия — 12 лет). Заявку на создание ТОСЭР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ [8].
В ТОСЭР разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства
легковых автомобилей и мотоциклов) и частично - в зонах территориального развития (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).
Для новых предприятий, размещенныхв таких зонах, должны быть предусмотрены:
• пятилетние каникулы по налогу на прибыль, по НДПИ налогу на добычу полезных ископаемых, но за исключением нефти и газа, по налогу на землю и имущество;
• льготная ставка страховых взносов.
Предполагается, что в указанных зонах будут созданы «условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами Азиатско-Тихоокеанского региона», в том числе предусматривающие процедуры разрешения на строительство, подключенияк электросетям, прохождения таможни [5].
Одним из основных преимуществ ОЭЗ является снижение начальных издержек инвесторов до 30 % от сумм капитальных вложений путем предоставления резидентам налоговых, таможенных и прочих льгот, а также строительства объектов общей инженерной и транспортной инфраструктуры за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Среди ключевых отличий особых экономических зон от индустриальных парков и других площадок для инвесторов с готовой инфраструктурой следует отметить наличие режима свободной таможенной зоны. Это означает отсутствие импортных пошлин и налога на добавленную стоимость на оборудование, компоненты и материалы, ввозимые в ОЭЗ, а также экспортных пошлин на продукцию, которая была произведена в ОЭЗ и поставляется за пределы стран-участниц Таможенного союза.
Кроме того, инвесторов интересуют государственные гарантии в отношении взаимных обязательств и предоставления инфраструктуры : они подписывают соответствующие соглашения с Министерством экономического развития РФ, т.е. фактически с Правительством Российской Федерации.
В целом ОЭЗ и ТОСЭР предоставляют сопоставимые налоговые льготы, однако по налогу на прибыль в ОЭЗ установлены более привлекательные и гибкие ставки (в диапазоне от 0 % до 15,5 %) по сравнению с аналогичными льготами ТОСЭР. По налогу на имущество резиденты ОЭЗ и ТОСЭР находятся примерно в одинаковом положении и могут рассчитыватьна снижение ставки до 0 % на определенный период, а также на освобождение. Стоит отметить, что льготы по налогу на имущество и налогу на землю для ТОСЭР устанавливаются постановлением правительства. Значительным налоговым преимуществом ТОСЭР перед ОЭЗ являются существенные льготы по НДПИ и социальным взносам. Так, для резидентов ТОСЭР предусмотрена нулевая ставка по НДПИ в течение четырех лет, а также снижение выплат по социальным взносам до 7,6 % [3].
В России давно используется формат особых экономических зон (ОЭЗ), которые не только предоставляют инфраструктуру, необходимую для старта производства, но и льготные налоговые, таможенные и административные режимы. Тем не менее, не все ОЭЗ можно назвать успешными : лишь 8 площадок из 30 имеют готовую инфраструктуру и резидентов [7].
Новый импульс идея ОЭЗ получила благодаря проекту территорий опережающего развития. Отличительная особенность ТОСЭР - расширение полномочий Минвостокразвития в части градостроительной деятельности, а также наличие готовой площадки и список согласных на участие резидентов. Планируемый объем частных инвестиций уже составляет более 50 млрд руб. По оценкам Минвостокразвития, каждый бюджетный рубль, вложенный в ТОСЭР, может привлечь порядка 19 руб. частных инвестиций [1].
К долгосрочной перспективе развития ОЭЗ можно отнести формирование инновационных территориальных кластеров. Данная тенденция во многом будет способствовать инновационному развитию производственной инфраструктуры в регионах и РФ в целом.
В отличие от традиционных промышленных кластеров, инновационные кластеры представляют собой систему тесных взаимосвязей не только между фирмами, их поставщиками и клиентами, но и институтами знаний, среди которых крупные исследовательские центры и университеты, являясь генераторами новых знаний и инноваций, обеспечивают высокий образовательный уровень региона. Появляется возможность координации усилий и финансовых средств для создания нового продукта и технологий и выхода с ними на рынок.
Присутствие кластера повышает роль региональных администраций, поскольку развивает и укрепляет экономику их региона, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, создает условия для успешного развития более отсталых территорий.
Кластерный поход должен поспособствовать формированию комплексного взгляда на государственную политику в сфере регионального развития. Именно кластеры стимулируют развитие регионов и обеспечивают диверсификацию экономики за счет повышения конкурентоспособности и становления высокотехнологичных производств [2].
Библиографический список
1. Дмитрий Медведев : созданы первые три территории опережающего развития : «Хабаровск», «Комсомольск», «Надеждинский» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok? ЕЬЕМЕЭТ_ГО=3389 (дата обращения : 15.03.2016).
2. Кирсанова, М. В. Возможности использования особых экономических зон для развития инфраструктуры региона / М. В. Кирсанова, Т. И. Солунина // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8-5. — С. 1128— 1133.
3. Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон [Электронный ресурс]. —Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession/ (дата обращения : 15.03.2016).
4. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» (Республика Татарстан) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://government.ru/docs/21623/ (дата обращения : 15.03.2016).
5. Послание президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения : 15.03.2016).
6. Приманка для инвестора [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://rg.ru/2016/01/28/reg-dfo/porty.html (дата обращения : 15.03.2016).
7. Россия. Особые экономические зоны [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.russez.ru/oez/ (дата обращения : 15.03.2016).
8. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЭ (ред. от 13.07.2015) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : Справочная правовая система «Консультат Плюс» (дата обращения : 15.03.2016).
9. Шарипов, Ф. Ф. Основные тенденции привлечения инвестиций в развитие территорий РФ / Ф. Ф. Шари-пов, Р. Ш. Равилова // Путеводитель предпринимателя. — 2016. — № 29 — С. 277—285.