Научная статья на тему 'Территория опережающего социальноэкономического развития как фактор развития территории и привлекательности для резидента'

Территория опережающего социальноэкономического развития как фактор развития территории и привлекательности для резидента Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
201
176
Поделиться
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕЗИДЕНТ / ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / TERRITORY OF ADVANCING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / A RESIDENT / A FACTOR IN THE DEVELOPMENT AND ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Улицкая Н.Ю., Акимова М.С., Кокорева Т.П.

В статье приводится анализ терминологии территорий опережающего социальноэкономического развития, правового обеспечения создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития. Рассмотрена динамика практической реализации территорий опережающего социально-экономического развития в регионах России. В результате анализа выделены преимущества создания таких зон как для деятельности резидентов, так и для развития территорий в целом.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Улицкая Н.Ю., Акимова М.С., Кокорева Т.П.,

The territory of advancing socio-economic development as a factor of development of the territory and attractions for the resident

The article provides analysis of the terminology of areas of advancing socio-economic development, legal support of creation and functioning of areas of advancing socio-economic development. The dynamics of the practical implementation of areas of advancing socio-economic development in the regions of Russia. The analysis highlighted the benefits of creating such zones for the activities of residents and for development of territories as a whole.

Текст научной работы на тему «Территория опережающего социальноэкономического развития как фактор развития территории и привлекательности для резидента»

электронный научно-экономический журнал стр 12

Территория опережающего социально-экономического развития как фактор развития территории и привлекательности для резидента

Улицкая Н.Ю., Акимова М.С., Кокорева Т.П.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Ulitskaya N.Yu., Akimova M.S., Kokoreva T.P.

Penza state university of architecture and construction

Аннотация. В статье приводится анализ терминологии территорий опережающего социально-экономического развития, правового обеспечения создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития. Рассмотрена динамика практической реализации территорий опережающего социально-экономического развития в регионах России. В результате анализа выделены преимущества создания таких зон как для деятельности резидентов, так и для развития территорий в целом.

Ключевые слова: территория опережающего социально-экономического развития, резидент, фактор развития и привлекательности.

The territory of advancing socio-economic development as a factor of development of the territory and attractions for the resident

The article provides analysis of the terminology of areas of advancing socio-economic development, legal support of creation and functioning of areas of advancing socio-economic development. The dynamics of the practical implementation of areas of advancing socio-economic development in the regions of Russia. The analysis highlighted the benefits of creating such zones for the activities of residents and for development of territories as a whole.

Keywords: territory of advancing socio-economic development, a resident, a factor in the development and attractiveness.

1. Понятийный аппарат

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. ТОСЭР являются частью территории субъекта Российской Федерации (включая ЗАТО, моногорода), на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие виды ТОСЭР: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые, туристско-рекреационные, логистические [1, 2].

Интересной представляется классификация ТОСЭР, предложенная Е.А. Мякишевой, выделившей 5 типов ТОСЭР, которые отнесены к инициативам по точечному развитию регионов: ТОСЭР ДФО (Минвостокразвития РФ); ТОСЭР моногородов (Минэкономразвития РФ); ТОСЭР ЗАТО (Госкорпорация «Росатом», Минобороны РФ); ТОСЭР старопромышленных территорий РФ; ТОСЭР арктической зоны РФ [3].

По уровню развития можно выделить следующие ТОСЭР: действующие, т.е. если готова инфраструктура и есть функционирующие компании-резиденты; находящиеся на стадии создания, т.е. если

электронный научно-экономический журнал стр 13

инфраструктура строится и есть функционирующие компании-резиденты; планируемые, т.е. если только ведутся предпроектные и проектные работы [3, 4].

Создание ТОСЭР осуществляется по инициативе и на основании предложения, поступившего от уполномоченного госоргана.

Резидентом ТОСЭР может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, с оформленным статусом юридического лица. Муниципальные унитарные или федеральные организации, которые осуществляют работу, основываясь на соглашениях и включенных в федеральный реестр резидентов таких территорий, являются исключением.

ТОСЭР создается на 70 лет, в течение которых инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест. По истечении данного периода срок работы может быть продлен.

Важной особенностью ТОСЭР является то, что здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых и запрещено производить акцизные товары.

ТОСЭР создается на территории одного субъекта (на территории одного или нескольких муниципальных образований) [1, 2].

Сведения, необходимые при создании ТОСЭР, приведены в табл. 1.

Таблица 1.

Данные, учитываемые при создании территорий опережающего социально-экономического

развития

№п/п Наименование

1 Перечень видов хозяйственной деятельности

2 Объем капиталовложений

3 Положение о неприменении/применении таможенной процедуры свободной зоны в пределах территории

4 Местоположение и описание границ ТОСЭР

5 Оценка местности: хозяйственная и географическая

6 Оценка рынка труда

7 Информация о наличии инвесторов

8 Прогнозный анализ последствий создания ТОСЭР

2. Правовые основы создания ТОСЭР

Инициирование создания зон с темпами развития социальной структуры и экономики, опережающими другие регионы, исходило из Ежегодного послания Президента РФ Федеральному собранию 2013 года.

В 2014 г. принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», потребовавший внесения изменений в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы РФ; а также внесения изменений в статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.

К 30 марта 2015 г. все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами

стали:

- несовпадение границ ТОСЭР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов

РФ;

- каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;

- регламентированная сумма минимальных капитальных вложений для будущих резидентов;

- свободный таможенный режим;

- разрешение в пределах ТОСЭР создавать индустриальные парки.

электронный научно-экономический журнал стр 14

Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100 %-ный пакет акций должен находиться в собственности государства [3, 4].

3. Опыт формирования ТОСЭР в субъектах РФ

Первые ТОСЭР создавались на Дальнем Востоке (2013-2014 гг.). Первыми были основаны ТОСЭР «Хабаровск», «Комсомольск» (Хабаровский край). Кроме этих зон, еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В 2014 г. на территориях всех типов особых экономических зон зарегистрировано 375 резидентов, в которых работают свыше 13 тысяч сотрудников. Общий объем заявленных инвестиций резидентов составляет порядка 500 млрд руб.

В 2015 г. в России насчитывалось 30 особых экономических зон. Анализ показал, что только около половины ТОСЭР обладают готовой инфраструктурой и имеют резидентов, а почти половина из числа недействующих представляют собой туристско-рекреационные зоны.

В начале 2016 г. образовано 2 новые ТОСЭР в Сахалинской области: «Южное» (предназначена для изготовления продуктов питания), «Горный воздух» (предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха).

ТОСЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд руб. На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд руб. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря. Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входить туристическая составляющая.

Присвоение городам статуса ТОСЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске - для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

С 1 января 2017 года территории опережающего развития также создаются в моногородах: Набережные Челны, Тольятти, Гуково, Юрга, Кировск, Анжеро-Судженск, Белебей, Бакал, Краснокаменск, Краснотурьинск и другие.

К концу 2017 г. планируется на 33 ТОСЭР запустить 98 проектов резидентов, объем инвестиций в которые будет составлять 140 млрд руб. [4].

4. Преимущества создания ТОСЭР для резидента и для территории

Резиденты ТОСЭР получают ряд налоговых льгот и преференций. Например, возможность применения в течение пяти лет нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, и ограничение (не более 5%) по ставке такого налога, который зачисляется в бюджет субъекта РФ, а также применение более низких отчислений по страховым платежам (7,6%) в правительственные внебюджетные фонды в течение 10 лет. Резиденты ТОСЭР в моногородах получают широкий набор преференций. В частности, инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, по земельному налогу. Кроме того, почти в 4 раза сокращаются взносы во внебюджетные фонды (табл. 2) [2, 4].

электронный научно-экономический журнал

№ 10 (42) 2017

стр 15

Таблица 2.

Виды преференций резидентов ТОСЭР

Вид налога Стандартная ставка Ставка для резидентов

Налог на прибыль 20 % 1-5 год 0 %

6-10 год 10 %

Налог на имущество (региональный бюджет) 2,2 % 1-5 год 0 %

6-10 год 0 %

Земельный налог(местный бюджет) 1,5 % 1-5 год 0 %

6-10 год 0 %

Отчисления во внебюджетные фонды 30 % 1-10 год 7,6 %

В августе 2017 г. Минэкономразвития РФ одобрило создание ТОСЭР в городе Сердобске Пензенской области.

Благодаря проектам потенциальных резидентов в Сердобске будет создано не менее 600 постоянных рабочих мест и дополнительно привлечено около 14 млрд руб. инвестиций. Резидентам ТОСЭР в г. Сердобске ставка по налогу на прибыль в течение первых 5 лет может быть снижена с 20% до 5%, в течение следующих 5 лет будет до 12%. Общая ставка тарифов страховых взносов будет сокращена с 30% до 7,6%, в том числе 6% в Пенсионный фонд РФ, 1,5% в Фонд социального страхования и 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, на местном и региональном уровне могут быть снижены до нуля ставки по земельному налогу и налогу на имущество.

В октябре 2017 г. утверждено создание 4 новых ТОСЭР - в республиках Мордовии и Удмуртии, Ярославской и Саратовской областях. Власти субъектов уже подписали более 30 инвестиционных соглашений по разным направлениям. Их основание позволит создать в этих регионах 6000 рабочих мест, снизит влияние градообразующих предприятий, улучшит условия жизни.

Налоговые преференции для резидентов ТОСЭР не отразятся неблагоприятно на развитии территории, поскольку за счет создания новых рабочих мест резидентами территории появятся дополнительные доходы по налогам, которые перекроют объем выпадающих доходов. Ведь любой инвестор, который хочет стать резидентом ТОСЭР, должен представить проект, предусматривающий создание не менее 20 новых рабочих мест и вложение инвестиций в размере не менее 5 млн руб.

Анализ позволяет выделить несколько положительных моментов для развития территории благодаря созданию ТОСЭР:

- новые рабочие места;

- открытие новых производств;

- дополнительные доходы для муниципального бюджета, которые позволят укрепить социальную политику.

Таким образом, значение создания ТОСЭР заключается в стремлении сформировать в отдаленных локализациях страны мощные экономические центры. Именно на таких территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни. Но при этом, при создании ТОСЭР особое внимание нужно уделять рассмотрению проектов, оценивать все риски, экономическую и экологическую обоснованность проектов [3, 4].

электронный научно-экономический журнал стр 16

Список Литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. № 464 «О создании территории опережающего социально-экономического развития "Николаевск"». - URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 11.09.2017).

3. Мякишева Е.А. Особенности организации и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на современном этапе / Е.А. Мякишева, С.А. Пыткина // Научное обозрение. 2015. № 22.

4. Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2 марта 2017 г. - Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2017. 310 с.