Научная статья на тему 'Тосэр: статус присвоен – что дальше?'

Тосэр: статус присвоен – что дальше? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1038
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОДА / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ / ATTRACTION OF INVESTORS / РЕЗИДЕНТЫ / RESIDENTS / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / DIVERSIFICATION OF THE ECONOMY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ТОСЭР / MONOTOWNS / ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AREAS / ASEDA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабибрахимов А. Ж.

В статье отражены исследования двухлетней практики применения такого инструмента развития и привлечения инвестиций, как территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации. Проведен анализ 36 действующих территорий с таким статусом с использованием данных, имеющихся в открытых источниках, в том числе по количеству разрешенных видов деятельности, по сроку с момента получения статуса до регистрации первого резидента, по предоставляемым налоговым преференциям зарегистрированным резидентам (у регионов есть возможность устанавливать ставки в рамках установленного диапазона, например, налог на прибыль: от 0 до 5 %). Изучены форматы и методы работы региональных и муниципальных управленческих команд по привлечению инвесторов; опыт по подготовке необходимой нормативной базы и продвижению данного статуса; выявлены лучшие практики, а также рассмотрены причины недостижения представленных в заявках на создание ТОСЭР параметров. Проведен количественный и качественный анализ 102 зарегистрированных резидентов ТОСЭР. С учетом практики функционирования уже созданных ТОСЭР в моногородах даны предложения по повышению эффективности работы в рамках статуса ТОСЭР, а также о внесении ряда изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие создание ТОСЭР в моногородах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AREAS (ASEDA): STATUS ASSIGNED – WHAT’S NEXT?

The report reflects the research of two-year practice of using such an instrument of development and attracting investments as Advanced Social and Economic Development Areas (ASEDA) in mono-profile municipal entities of the Russian Federation. The study, which employed the data available from open sources, involves an analysis of 36 operating territories with ASEDA status. The territories were classified according to 1) the number of permitted activities, 2) the time period between the moment of obtaining the ASEDA status and the registration of the first resident, 3) tax preferences granted to the registered residents (regions can set rates within the established range, e.g. 0 to 5% income tax). The paper features formats and methods employed by regional and municipal management teams to attract investors. The author describes experience in preparing the necessary regulatory framework and promoting this status. The research reveals the best practices and explains why some ASED areas fail to reach the parameters declared in the applications. A quantitative and qualitative analysis of 102 registered ASED residents has been carried out. Taking into account the experience of already existing ASED in single-industry towns, the author gives a number of proposals on how to increase the efficiency of work within the framework of the ASED status, as well as on making a number of changes to the current regulatory legal acts controlling the establishment of ASED in singleindustry towns.

Текст научной работы на тему «Тосэр: статус присвоен – что дальше?»

УДК 338.23

ТОСЭР: СТАТУС ПРИСВОЕН - ЧТО ДАЛЬШЕ?

Альмир Ж. Хабибрахимов1, @

1 Фонд развития моногородов, 109544, Россия, г. Москва, б-р Энтузиастов, 2 @ [email protected]

Поступила в редакцию 25.03.2018. Принята к печати 17.04.2018.

Ключевые слова: Аннотация: В статье отражены исследования двухлетней практики применения

моногорода, социально- такого инструмента развития и привлечения инвестиций, как территория опережа-экономическое развитие, ющего социально-экономического развития (ТОСЭР) в монопрофильных муници-привлечение инвесторов, пальных образованиях Российской Федерации.

резиденты, диверсифика- Проведен анализ 36 действующих территорий с таким статусом с использованием ция экономики, эффек- данных, имеющихся в открытых источниках, в том числе по количеству разрешен-тивность, ТОСЭР. ных видов деятельности, по сроку с момента получения статуса до регистрации

первого резидента, по предоставляемым налоговым преференциям зарегистрированным резидентам (у регионов есть возможность устанавливать ставки в рамках установленного диапазона, например, налог на прибыль: от 0 до 5 %). Изучены форматы и методы работы региональных и муниципальных управленческих команд по привлечению инвесторов; опыт по подготовке необходимой нормативной базы и продвижению данного статуса; выявлены лучшие практики, а также рассмотрены причины недостижения представленных в заявках на создание ТОСЭР параметров. Проведен количественный и качественный анализ 102 зарегистрированных резидентов ТОСЭР.

С учетом практики функционирования уже созданных ТОСЭР в моногородах даны предложения по повышению эффективности работы в рамках статуса ТОСЭР, а также о внесении ряда изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие создание ТОСЭР в моногородах.

Для цитирования: Хабибрахимов А. Ж. ТОСЭР: статус присвоен - что дальше? // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 3. С. 176-182. DOI:10.21603/2500-3372-2018-3-176-182.

Правительство Российской Федерации проводит масштабную кампанию по перезапуску экономики промышленных городов, которые зависели от деятельности одного местного крупного предприятия. Самый понятный для бизнеса инструмент этой программы -создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах.

ТОСЭР в моногороде - это особый правовой режим предпринимательской деятельности, предусматривающий масштабные налоговые льготы для бизнеса [1].

В соответствии с паспортом приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» (утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) к концу 2018 г. должно быть создано 100 ТОСЭР в моногородах при условии подачи в установленном порядке в Минэкономразвития России соответствующей заявки от субъекта Российской Федерации на создание ТОСЭР, а также наличия фактически заключенных соглашений о намерениях реализации инвестиционных проектов в качестве резидента.

Создание ТОСЭР обеспечивает формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций и создание комфортных условий для жизни населения.

ТОСЭР создается на 10 лет постановлением Правительства Российской Федерации с возможностью продления на 5 лет.

Решением Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР определяется перечень видов экономической деятельности, которые допускается вести в рамках инвестиционных проектов.

Сегодня в России 36 ТОСЭР в моногородах [3], в ближайшее время данный статус получит еще 21 моногород, заявки которых уже одобрены.

Из 36 действующих ТОСЭР 26 моногородов - первой категории (72,3 %), 7 - второй категории (19,4 %), 3 - третьей категории (8,3 %) (рис.).

Изменения нормативной базы в апреле 2017 г. [2], позволившие городам 2 и 3 категории получать статус ТОСЭР, внесли существенные коррективы в структуру новых моногородов с этим статусом. Из 21 одобренного города 4 моногорода - первой категории (19,0 %), 14 - второй категории (66,7 %), 3 - третьей категории (14,3 %).

Данный инструмент развития территорий достаточно новый, но уже пользуется высоким спросом. По состоянию на 23 января 2018 г. в реестре резидентов ТОСЭР в моногородах, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития России, зареги-

Рис. Карта созданных и одобренных ТОСЭР Fig. A map of the created and approved ASED areas

стрированы 102 предприятия [5]. На тройку лидеров приходится 49,0 % всех резидентов: город Набережные Челны республики Татарстан - 21 ед., город Тольятти Самарской области - 20 ед., город Гуково Ростовской области - 8 ед.

Руководство моногорода уже на этапе разработки заявки должно стремиться к тому, чтобы в рамках проектов резидентов было создано столько рабочих мест, сколько необходимо для баланса трудовых ресурсов с учётом высвобождения с градообразующего предприятия и снижения безработицы, если ее уровень высокий. Кроме того, реализация проектов за время существования ТОСЭР должна обеспечить существенный уровень диверсификации экономики города, то есть значительно снизить монозависимость.

Относительно небольшое число зарегистрированных резидентов связано с тем, что из 36 ТОСЭР 19 были созданы в период с июля по декабрь 2017 г. Следует отметить, что в настоящее время формируют необходимую нормативную базу (региональные и муниципальные НПА) 12 моногородов. Но создание ТОСЭР - лишь вершина айсберга, следующая задача - наполнить территорию резидентами.

Средний срок от даты выхода постановления Правительства о создании ТОСЭР до регистрации первого резидента составляет 150 дней.

Города, где первые резиденты были зарегистрированы в минимальные сроки:

- Рузаевка (республика Мордовия) - 76 дней;

- Вятские Поляны (Кировская область) - 77 дней;

- Юрга (Кемеровская область) - 85 дней;

- Чусовой (Пермский край) - 97 дней.

В сравнении не учтен город Верхний Уфалей Челябинской области, где первый резидент был зарегистрирован через 39 дней после постановления о создании ТОСЭР. Дело в том, что региональные НПА были разработаны для первого ТОСЭР этого региона - города Бакал.

Основные факторы, позволившие разработать необходимые документы и зарегистрировать резидентов в короткие сроки:

- подготовка проектов необходимых НПА до принятия постановления Правительства Российской Федерации (региональные постановления об обеспечении функционирования территории опережающего социально-экономического развития, включающие Положение о порядке заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и Положение о комиссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; региональные законы и решения представительных органов местного самоуправления в области налогового регулирования);

- тесное взаимодействие региональных властей и органов местного самоуправления [4];

- включение в заявку тщательно отобранных резидентов с подтвержденными планами по реализации инвестпроектов и тесное сотрудничество с ними.

Следует отметить, что максимальный срок до регистрации первого резидента составил 306 дней в городе Краснокаменск Забайкальского края и 293 дня - в городе Емва республики Коми (таблица).

Таблица. Информация по территориям опережающего социально-экономического развития в моногородах Table. Information on the ASED territories in single-industry towns

№ п/п Моногород Субъект Российской Федерации Кол-во Классов ОКВЭД Количество резидентов (на 23.01.2018) Дата рассмотрения заявки на комиссии Дата присвоения статуса ТОСЭР Дата регистрации 1-го резидента

1. г. Набережные Челны Республика Татарстан 24 21 09.09.2015 28.01.2016 16.05.2016

2. г. Тольятти Самарская область 33 20 18.03.2016 28.09.2016 30.01.2017

3. г. Гуково Ростовская область 17 8 09.09.2015 28.01.2016 24.08.2016

4. г. Кумертау Республика Башкортостан 22 7 18.03.2016 29.12.2016 18.04.2017

5. г. Анжеро-Судженск Кемеровская область 21 5 18.03.2016 19.09.2016 18.01.2017

6. г. Краснотурьинск Свердловская область 37 4 18.03.2016 19.09.2016 13.03.2017

7. г. Краснокаменск Забайкальский край 22 4 18.03.2016 16.07.2016 22.05.2017

8. г. Белебей Республика Башкортостан 26 4 18.03.2016 29.12.2016 01.06.2017

9. г. Чусовой Пермский край 22 4 21.10.2016 23.03.2017 30.06.2017

10. г. Бакал Челябинская область 16 3 21.10.2016 06.03.2017 30.06.2017

11. г. Кировск Мурманская область 10 3 21.10.2016 23.03.2017 11.09.2017

12. г. Усолье-Сибир-ское Иркутская область 21 2 09.09.2015 26.02.2016 25.08.2016

13. г. Дорогобуж Смоленская область 22 2 21.10.2016 06.03.2017 17.11.2017

14. г. Череповец Вологодская область 29 2 11.02.2017 07.08.2017 13.12.2017

15. г. Рузаевка Республика Мордовия 25 2 28.06.2017 27.09.2017 13.12.2017

16. г. Емва Республика Коми 27 2 21.10.2016 06.03.2017 29.12.2017

17. г. Вятские Поляны Кировская область 24 2 11.08.2017 12.10.2017 29.12.2017

18. г. Юрга Кемеровская область 27 1 09.09.2015 16.07.2016 11.10.2016

19. пос. Надвоицы Республика Карелия 5 1 18.03.2016 19.09.2016 20.03.2017

20. г. Новотроицк Оренбургская область 19 1 11.02.2017 24.07.2017 17.11.2017

21. г. Димитровград Ульяновская область 25 1 11.02.2017 19.07.2017 11.12.2017

22. г. Каспийск Республика Дагестан 7 1 21.10.2016 24.03.2017 21.12.2017

23. г. Верхний Уфалей Челябинская область 18 1 28.06.2017 13.11.2017 22.12.2017

24. пос. Селенгинск Республика Бурятия 26 1 11.02.2017 29.07.2017 18.01.2018

25. г. Абаза Республика Хакасия 14 0 11.02.2017 24.07.2017

26. г. Петровск Саратовская область 15 0 28.06.2017 27.09.2017

27. г. Тутаев Ярославская область 13 0 28.06.2017 28.09.2017

28. г. Сарапул Удмуртская Республика 35 0 28.06.2017 29.09.2017

29. г. Лесной Рязанская область 27 0 28.06.2017 13.11.2017

30. г. Сосенский Калужская область 16 0 28.06.2017 13.11.2017

31. г .Котовск Тамбовская область 26 0 28.06.2017 22.12.2017

32. г. Невинномысск Ставропольский край 23 0 28.06.2017 22.12.2017

33. г. Кондопога Республика Карелия 6 0 11.08.2017 22.12.2017

34. г. Зеленодольск Республика Татарстан 18 0 11.08.2017 22.12.2017

35. г. Чистополь Республика Татарстан 24 0 11.08.2017 22.12.2017

36. г. Нижнекамск Республика Татарстан 16 0 11.08.2017 22.12.2017

Перечень классов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), включающих виды экономической деятельности, осуществление которых допускается в результате реализации инвестиционных проектов на ТОСЭР, для каждого моногорода устанавливается индивидуально. Очевидно, что чем шире перечень, тем больше возможностей для привлечения резидентов.

Города с максимальным числом одобренных видов экономической деятельности:

- Краснотурьинск - 37 единиц;

- Сарапул - 35 единиц;

- Тольятти - 33 единицы.

- Моногорода с минимальным числом одобренных видов экономической деятельности:

- Поселок Надвоицы - 5 единиц;

- Город Кондопога - 6 единиц;

- Город Каспийск - 7 единиц.

На примере городов Тольятти (20 резидентов) и Краснотурьинска (4 резидента) можно увидеть, что количество резидентов зависит от эффективности работы управленческой команды. В то же время город Чусовой, получивший статус на полгода позже Крас-нотурьинска, имеет также 4 резидента при 22 разрешенных классах ОКВЭД.

Усиливающаяся конкуренция за резидентов диктует свои условия для управленческих команд моногородов: помимо защиты расширенного перечня классов ОКВЭД города могут предоставить более выгодные условия налогообложения и предоставляемых преференций.

В соответствии с законодательством в Российской Федерации установлены следующие налоговые ставки и льготы для резидентов ТОСЭР [7]:

- налог на прибыль в федеральный бюджет - 0 %, в региональный - не более 5 % в течение первых пяти лет и не ниже 10% в течение последующих пяти налоговых периодов;

- снижение тарифа по страховым взносам в четыре раза в течение10 лет, если базовая величина - 30 %, то для резидентов ТОСЭР - 7,6 %, в том числе 6 % -в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5 % -в Фонд социального страхования и 0,1 % - в Фонд обязательного медицинского страхования [8];

- освобождение от уплаты регионального налога на имущество организации и местного земельного налога (сроки определяются, соответственно, региональными и муниципальными нормативными актами в рамках действующего налогового законодательства);

- льготный коэффициент при расчете налога на добычу полезных ископаемых в течение 10 лет.

Изучив нормативную базу региональных и муниципальных НПА 26 ТОСЭР (в том числе их проекты), следует отметить следующее:

- 5 моногородов приняли нулевую ставку по налогу на прибыль для резидентов при возможности установления максимальной ставки в 5,0 % (г .Бакал, г. Ди-митровград и др.);

- 4 моногорода установили пониженную ставку аренды земельных участков, в некоторых городах равную нулю (г. Анжеро-Судженск, г. Набережные Челны и др.);

- на территории единственного моногорода - Ди-митровграда - региональным законодательством резиденты ТОСЭР освобождены от уплаты транспортного налога.

Основные инструменты продвижения статуса ТОСЭР, используемые моногородами.

Для привлечения инвесторов на официальных сайтах размещается подробная информация для юридических лиц о подготовке заявки на включение в реестр резидентов ТОСЭР. Следует отметить инвестиционный портал городов Кумертау, Набережные Челны, Тольятти, региональный сайт Иркутской области, где размещен онлайн-калькулятор льгот, позволяющий потенциальным резидентам оперативно рассчитать возможную выгоду от размещения здесь производства.

Буклеты и информационные памятки для потенциальных резидентов ТОСЭР размещаются в доступных местах: в многофункциональных центрах, в аэропортах (г. Чусовой), самолетах (г. Череповец) и поездах.

На официальных сайтах администраций размещается перечень свободных земельных участков с указанием их характеристик. По запросам юридических лиц сотрудники администрации и институтов развития муниципального образования должны оперативно помочь в подборе подходящего земельного участка под инвестиционный проект.

Также на системной основе проводятся совещания с юридическими лицами по вопросам создания и функционирования ТОСЭР, в т. ч. по требованиям к инвестпроектам и резидентам, формированию заявок для включения юридических лиц в реестр резидентов ТОСЭР Российской Федерации и т. д. Следует отметить успешную практику онлайн-трансляций подобных мероприятий в городах Нижнекамск и Набережные Челны.

Предоставляемые государственные преференции для бизнеса в границах ТОСЭР в совокупности с финансовыми инструментами некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» [6] позволяют обеспечить комплексную поддержку реализации инвестиционных проектов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- софинансирование 95 % расходов на строительство инфраструктуры, необходимой для запуска новых инвестиционных проектов в моногородах;

- финансирование инвестиционных проектов на сумму от 100 млн руб. до 1,0 млрд руб. под 5,0 % годовых на срок до 8 лет.

В качестве успешных примеров можно привести следующие проекты.

Строительство маслоэкстракционного завода в селе Маячный городского округа города Кумертау республики Башкортостан. Кроме льгот, полученных в качестве резидента ТОСЭР, проект получил от Фонда 1,0 млрд руб. в виде займа и 250,3 млн руб. на строительство очистных сооружений, реконструкцию автодороги и железнодорожных путей, наружных инженерных сетей.

Развитие Камского Индустриального парка «Мастер» в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Фонд предоставил 573,95 млн руб. на создание дорожной инфраструктуры, а также принял участие в софинансировании инвестиционного проекта в размере 898,1 млн руб.

Линейными менеджерами Фонда оказываются консультационные услуги как органам местного самоуправления, так и потенциальным инвесторам по механизму получения статуса ТОСЭР и особенностям предоставляемых льгот для резидентов.

Фонд также занимается и информационным сопровождением проектов. В частности, готовится издание брошюры «ТОРы в моногородах. Предложение для инвестора».

Будет представлена информация о промышленных площадках в моногородах, получивших статус ТОСЭР.

Принято участие в конференциях, круглых столах и других мероприятиях по тематике развития ТОСЭР:

- сессия «Повышение эффективности инвестиций - ТОР» российского инвестиционного форума «Сочи-2017»;

- круглый стол «Эффективное взаимодействие бизнеса и власти в решении социально-экономических задач моногородов: накопленный опыт, ближайшие задачи и перспективные планы», РСПП;

- Гайдаровский форум. Деловой завтрак «25 лет в пути: иностранные инвестиции в социально-экономическое развитие России»;

- круглый стол «Инвестиционная привлекательность моногородов: оценка бизнеса», «Деловая Россия».

Среди учредителей резидентов ТОСЭР имеются и иностранные компании, в том числе из США, Германии, Китая. Например, резиденты города Набережные Челны - ООО «Хайер Апплаенсис РУС» (филиал китайского производителя бытовой техники Haier) и ООО «Полихим Системс» (представительство немецкого производителя пластмасс и синтетических смол Polychem Systems).

Существующие риски ТОСЭР:

- длительные сроки согласования проектов постановлений на создание ТОСЭР;

Пример: заявка от города Юрга была одобрена Комиссией по вопросам создания и функционирования ТОСЭР [8] в моногородах 9 сентября 2015 г., а постановление принято лишь через 307 дней - 16 июля 2016 г., в городах Кумертау и Белебей срок ожидания составил 281 день.

- длительные сроки разработки региональной нормативной базы по функционированию ТОСЭР - более четырех месяцев с момента получения статуса ТОСЭР;

- потеря эффективности ТОСЭР как инструмента поддержки развития моногородов. В соответствии с 473-Ф3 начиная с 29 марта 2018 г. ТОСЭР могут создаваться на всей территории Российской Федерации, что может негативно отразиться на конкурентоспособности ТОСЭР в моногородах, ЗАТО и на Дальнем Востоке, а также на развитии указанных территорий.

Следует отметить, что для многих моногородов такой инструмент развития территории, как ТОСЭР, является единственным способом привлечь частные инвестиции без федерального финансирования.

При реализации инвестиционного проекта в границах ТОСЭР любой представитель бизнеса получает ежегодную экономию в размере от 22 до 32 % от объема налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, которые были бы им уплачены в случае реализации проекта при обычных условиях налогообложения.

С учетом практики функционирования уже созданных ТОСЭР в моногородах представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении ряда изменений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие создание ТОСЭР в моногородах.

В частности, целесообразно внести изменения в часть 3 статьи 34 Закона № 473-ФЗ, обеспечив возможность получения статуса резидента ТОСЭР индивидуальными предпринимателями, применяющими общую систему налогообложения. Данное изменение повысит предпринимательскую активность, позволив существенно расширить круг потенциальных резидентов в моногородах, способствуя диверсификации экономики и снижению зависимости от градообразующего предприятия.

Кроме того, предлагается рассмотреть возможность предоставления льгот по социальным взносам для резидентов ТОСЭР, получивших статус резидента с четвертого года действия режима ТОСЭР в моногородах и ЗАТО (аналогичный вопрос прорабатывается в части ТОСЭР для Дальневосточного федерального округа), а также закрепления в Законе № 473-ФЗ сохранения налоговых льгот для моногородов, получивших статус ТОСЭР, но исключенных из перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р [9]. Этот вопрос в настоящее время не урегулирован.

Помимо этого, предлагается рассмотреть вопрос о распространении процедуры свободной таможенной зоны на ТОСЭР в моногородах (по аналогии с ТОСЭР на Дальнем Востоке [11], ЗАТО и иных территориях) в целях повышения инвестиционной привлекательности, поддержки экспорта и беспошлинной поставки импортного оборудования для производства.

В целях повышения эффективности функционирования уже созданных и создаваемых ТОСЭР, а также принимая во внимание, что ТОСЭР в моногородах создаются на срок 10 лет, необходимо повысить ответственность субъектов Российской Федерации и моногородов за достижение изначально заявленных показателей по привлечению резидентов ТОСЭР.

Предлагаемые изменения позволят привлечь в моногорода дополнительные инвестиции и создать новые рабочие места в целях диверсификации их экономики.

Литература

1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. ФЗ от 29.12.2014 № 473-ФЗ.

2. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614.

3. О создании территории опережающего социально-экономического развития (по городам). Постановления Правительства Российской Федерации.

4. Площадка для коммуникаций проектных команд и жителей моногородов «Диалог 319» в социальной сети «ВКонтакте». Режим доступа: https://vk.com/dialog319 (дата обращения: 15.02.2018).

5. Реестр резидентов ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях, созданных на территории монопрофильных муниципальных образований // Минэкономразвития России. Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/econreg/monitoringmonocity/2016160505 (дата обращения: 15.02.2018).

6. Официальный сайт Некоммерческой организации «Фонд развития моногородов». Режим доступа: http:// www.frmrus.ru/ (дата обращения: 15.02.2018).

7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения: 15.02.2018).

8. О Комиссии по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2015 № 476.

9. Перечень Монопрофильных муниципальных образований российской Федерации (моногородов). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. №1398-р.

10. О применении пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития. Письмо Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 10 июня 2016 г. № 17-3/В-244.

11. Официальный сайт АО «Корпорация развития Дальнего Востока. Режим доступа: http://erdc.ru/ (дата обращения: 15.02.2018).

ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AREAS (ASEDA): STATUS ASSIGNED -

WHAT'S NEXT?

Almir Zh. Khabibrahimov1, @

1 Monocities Development Fund, 2, Entuziastov Blvd, Moscow, Russia, 109544 @ [email protected]

Received 25.03.2018. Accepted 17.04.2018.

Keywords: monotowns, Abstract: The report reflects the research of two-year practice of using such an social and economic instrument of development and attracting investments as Advanced Social and Economic

development, attraction Development Areas (ASEDA) in mono-profile municipal entities of the Russian of investors, residents, Federation.

diversification of the The study, which employed the data available from open sources, involves an analysis

economy, efficiency, of 36 operating territories with ASEDA status. The territories were classified according

Advanced Social and to 1) the number of permitted activities, 2) the time period between the moment of

Economic Development obtaining the ASEDA status and the registration of the first resident, 3) tax preferences Areas, ASEDA. granted to the registered residents (regions can set rates within the established range,

e.g. 0 to 5% income tax). The paper features formats and methods employed by regional and municipal management teams to attract investors. The author describes experience in preparing the necessary regulatory framework and promoting this status. The research reveals the best practices and explains why some ASED areas fail to reach the parameters declared in the applications.

A quantitative and qualitative analysis of 102 registered ASED residents has been carried out. Taking into account the experience of already existing ASED in single-industry towns, the author gives a number of proposals on how to increase the efficiency of work within the framework of the ASED status, as well as on making a number of changes to the current regulatory legal acts controlling the establishment of ASED in single-industry towns.

For citation: Khabibrahimov A. Zh. TOSER: status prisvoen - chto dal'she? [Advanced Social and Economic Development Areas (ASEDA): status assigned - what's next?]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 3 (2018): 176-182. DOI:10.21603/2500-3372-2018-3-176-182.

References

1. O territoriiakh operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia v Rossiiskoi Federatsii [On the territories of advanced social and economic development in the Russian Federation]. FZ of December 29, 2014, No. 473-FZ.

2. Ob osobennostiakh sozdaniia territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia na territoriiakh monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovanii Rossiiskoi Federatsii (monogorodov) [On the features of creating areas of priority socio-economic development in the territories of single-profile municipal entities of the Russian Federation (single-industry towns)]. Decree of the Government of the Russian Federation of June 22, 2015, No. 614.

3. O sozdanii territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia (po gorodam) [On the creation of a territory for advanced social and economic development (by cities)]. Decrees of the Government of the Russian Federation.

4. Ploshchadka dlia kommunikatsii proektnykh komand i zhitelei monogorodov «Dialog 319» v sotsial'noi seti «VKontakte» [The site for communication of project teams and residents of single-industry towns «Dialogue 319» in the social network «VKontakte»]. Available at: https://vk.com/dialog319 (accessed 15.02.2018).

5. Reestr rezidentov TOSER v monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniiakh, sozdannykh na territorii monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovanii [The register of ASED residents in single-profile municipal entities established on the territory of single-profile municipalities]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/econreg/monitoringmonocity/2016160505 (accessed 15.02.2018).

6. Ofitsial'nyi sait Nekommercheskoi organizatsii «Fondrazvitiia monogorodov» [The official site of the Non-Profit Organization «Fund for Development of Monotowns»]. Available at: http://www.frmrus.ru/ (accessed 15.02.2018).

7. Ofitsial'nyi sait Federal'noi nalogovoi sluzhby [Official site of the Federal Tax Service]. Available at: https:// www.nalog.ru (accessed 15.02.2018).

8. Komissii po voprosam sozdaniia i funktsionirovaniia territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia na territoriiakh monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovanii Rossiiskoi Federatsii (monogorodov) [Commission on the matters of creation and functioning of territories of advancing social and economic development on the territories of mono-profile municipalities of the Russian Federation (monotowns)]. The order of the Ministry of economic development of the Russian Federation of 15.07.2015, No. 476.

9. Perechen' Monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovanii rossiiskoi Federatsii (monogorodov) [The List of Monoprofile municipalities of the Russian Federation (monotowns)]. The order of the Government of the Russian Federation of July 29, 2014, No, 1398-p.

10. O primenenii ponizhennykh tarifov strakhovykh vznosov rezidentami territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia [About application of the lowered rates of insurance premiums by residents of the territory of advancing social and economic development]. The letter of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of June 10, 2016, No. 17-3/V-244.

11. Ofitsial'nyi sait AO «Korporatsiia razvitiia Dal'nego Vostoka [The official website of JSC «Corporation of development of the Far East»]. Available at: http://erdc.ru/ (accessed 15.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.