УДК 332.12
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МОНОГОРОДАХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)
Ольга В. Ларченко1, @
1 Петрозаводский государственный университет, 185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33 @ [email protected]
Поступила в редакцию 22.01.2018. Принята к печати 27.03.2018.
Ключевые слова: инвестиционный климат, территория опережающего социально-экономического развития, особая экономическая зона, моногород, резидент территории опережающего социально-экономического развития.
Аннотация: В настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе через создание территорий опережающего социально-экономического развития. Создание таких территорий с особым режимом началось с Дальневосточного федерального округа. В 2014 г. инициатива по созданию территорий опережающего социально-экономического развития распространилась и на моногорода. Главной целью их создания является развитие на территории моногорода бизнеса, не связанного с градообразующим предприятием. Для Республики Карелия вопросы, связанные с моногородами, являются актуальными. На территории республики находятся одиннадцать моногородов, из которых в двух созданы территории опережающего социально-экономического развития - «Надвоицы» и «Кондопога». Цель статьи - дать оценку функционирования территорий опережающего социально-экономического развития и их влияния на развитие региона, а также выявить проблемы и разработать предложения по их устранению. При написании статьи использовались такие общенаучные методы и приемы, как индукция и дедукция, синтез, сравнительный и сопоставимый анализ. В статье раскрыты особенности и роль территорий опережающего социально-экономического развития в экономическом развитии страны и региона, в частности, на примере Республики Карелия. Выявлены и определены проблемы дальнейшего развития территорий опережающего развития, предложен ряд конкретных мер по повышению эффективности функционирования территорий опережающего социально-экономического развития.
Для цитирования: Ларченко О. В. Функционирование территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах: проблемы и перспективы (на примере Республики Карелия) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 106-113. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-106-113.
Территории опережающего социального экономического развития (ТОСЭР) можно отнести к новому этапу модернизации российской экономики. В проекте Концепции «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из задач указано «содействие повышению конкурентоспособности российской экономики на основе ее инновационной модернизации с учетом современных факторов размещения производительных сил, широкого арсенала форм ее пространственной организации (кластеры, ТОР, ОЭЗ и др.), а также на основе задействования потенциала макрорегионов и агломерационного развития» [1]. Пространственная трансформация призвана способствовать устойчивому социально-экономическому развитию, обеспечить достижение стратегических целей социально-экономического развития регионов и страны в целом [2]. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» речь идет «о переходе к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе «формирование новых центров
социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территории» [3]. Также в Концепции говорится «о сокращении дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики» [3].
Создание ТОСЭР в Российской Федерации началось по инициативе Президента РФ В. В. Путина. В Послании Федеральному Собранию от 12.12.2013 он предложил «создать на Дальнем Востоке и Восточной Сибири сеть специальных территорий с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного, в том числе, и на экспорт» [4].
В 2015 г. на территории Дальневосточного федерального округа были созданы 9 ТОСЭР на 20 инвестиционных площадках в 6 субъектах Российской Федерации: в Хабаровском крае - ТОР «Комсомольск», ТОР «Хабаровск», в Приморском крае - ТОР «Наде-ждинская», ТОР «Михайловский», Амурской обла-
сти - ТОР «Приамурская», ТОР «Белогорск», Камчатском крае - ТОР «Камчатка», Республике Саха (Якутия) - ТОР «Индустриальный парк «Кангалас-сы», Чукотский автономный округ - ТОР «Берингов-ский». В настоящее время на Дальнем Востоке создано 18 таких территорий, на которых осуществляют деятельность 192 резидента, общий объем инвестиций - 2 трлн 132 млрд 43 млн рублей.
Правовой режим функционирования ТОСЭР и меры их государственной поддержки определены федеральным законом от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития». В соответствии с этим законом такой территорией является «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения» [5].
Основополагающая идея ТОСЭР состоит в предоставлении преференций инвесторам. В отличие от существующих особых экономических зон и зон территориального развития ТОСЭР создаются под кон-
кретного крупного инвестора, заключающего с уполномоченным федеральным органом предварительное соглашение, определяющего виды планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест. Создание ТОСЭР призвано снизить себестоимость производства, активизировать инфраструктурное обустройство территории, упростить взаимодействие бизнеса и власти [6].
В 2014 г. инициатива по созданию ТОСЭР распространилась и на моногорода. Главной целью создания ТОСЭР является развитие на территории моногорода бизнеса, не связанного с градообразующим предприятием. Отдельным направлением масштабного преобразования моногорода является развитие городской среды. В настоящее время в перечне - 319 моногородов, которые распределены по трем категориям: категория 1 - моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) - 94, категория 2 - моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения - 149, категория 3 - моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией - 71.
На 11.12.2017 создано 30 ТОСЭР на территории 27 субъектов РФ, 7 федеральных округов, в которых осуществляют деятельность 78 резидентов.
Таблица. Моногорода, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития Table. Monotowns with territories of advanced social and economic development
Федеральные округа Субъект РФ Моногорода ВРП, млрд руб. ВРП на душу населения, тыс. руб. Численность населения, тыс. человек
Северо-Западный ФО - 4 6790,1 490,3 13843,6
Вологодская область 468,8 394,1 1191,0
Череповец
Мурманская область 390,4 510,8 766,3
Кировск
Республика Коми 523,2 607,9 864,4
Емва
Республика Карелия 211,1 334,5 632,5
Надвоицы
Сибирский ФО - 6 6751,9 349,5 19312,1
Забайкальский край 248,8 229,3 1087,5
Краснокаменск
Иркутская область 1013,5 419,9 2414,9
Усолье-Сибирское
Кемеровская область 842,6 309,6 2725,0
Юрга
Анжеро-Судженск
Республика Бурятия 204,2 208,7 978,5
Селенгинск
Республика Хакасия 171,7 320,1 537,7
Абаза
Федеральные округа Субъект РФ Моногорода ВРП, млрд руб. ВРП на душу населения, тыс. руб. Численность населения, тыс. человек
Северо-Кавказский ФО - 1 1704,3 175,9 9659,0
Республика Дагестан 559,7 186,6 2990,4
Каспийск
Приволжский ФО - 11 9916,1 333,9 29715,5
Кировская область 276,5 212,7 1304,3
Вятские Поляны
Оренбургская область 774,9 387,4 2001,1
Новотроицк
Пермский край 1048,0 397,6 2637,0
Чусовой
Республика Башкортостан 1317,4 323,5 4072,0
Белебей
Кумертау
Республика Мордовия 187,4 231,9 808,92
Рузаевка
Республика Татарстан 1833,2 474,7 3855,0
Набережные Челны
Самарская область 1240,3 386,5 3206,0
Тольятти
Саратовская область 562,3 225,4 2469,9
Петровск
Удмуртская Республика 497,7 328,0 1517,3
Сарапул
Ульяновская область 301,4 238,8 1262,5
Димитровград
Уральский ФО - 3 8980,4 730,6 12275,9
Свердловская область 1779,4 411,1 4327,5
Краснотурьинск
Челябинская область 1170,3 334,5 3497,3
Бакал
Верхний Уфалей
Центральный ФО - 4 22713,9 581,9 38951,5
Калужская область 334,8 331,5 1010,5
Сосенский
Рязанская область 316,1 279,0 1135,4
Лесной
Смоленская область 257,1 267,3 964,8
Дорогобуж
Ярославская область 432,0 339,7 1271,6
Тутаев
Южный ФО - 1 4590,6 281,1 14003,8
Ростовская область 1171,8 276,4 4242,1
Гуково
Наибольшее количество ТОСЭР создано в Приволжском (11) и Сибирском (6) федеральных округах. Среди этих моногородов есть город Тольятти, где уже с 2010 г функционирует особая экономическая зона промыш-ленно-производственного типа «Тольятти». Эта особая экономическая зона в 2017 г. отмечена в ежегодном глобальном рейтинге «Свободные экономические зоны -2017» по версии авторитетного международного журнала fDI, входящего в группу Financial Times в номинации «Потенциальные конкуренты». На территории Тольятти действует технопарк «Жигулевская долина», созданы индустриальные парки «Тольяттисинтез», ВЦМ, АвтоВАЗ. В настоящий момент в Тольятти в работе находятся 20 проектов отечественных и иностранных компаний на общую сумму инвестиций свыше 2,1 млрд рублей, будет создано более 1000 рабочих мест [7]. В мае 2017 г. Правительство Самарской области внесло изменения в нормативные документы, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности резидентов: сокращен перечень документов, обязательных к предоставлению, упрощение требований к бизнес-плану, др. В г. о. Тольятти ключевая ставка делается на развитие города как «Инжинирингового центра России». Отдельным направлением масштабных преобразований является развитие городской среды [7].
В Республике Карелия - одиннадцать моногородов, из которых шесть отнесены к 1 категории списка монопрофильных муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением (Суоярвское городское поселение, Кондопожское городское поселение, Муезерское городское поселение, Надвоицкое городское поселение, Питкярантское городское поселение, Пудожское городское поселение), и пять - к 2 категории, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения (Сегежское городское поселение, Пиндушское городское поселение, Городской округ город Костомукша, Лахденпохское городское поселение, Вяртсильское городское поселение).
Моногорода Карелии сильно дифференцированы по уровню социально-экономического развития, комфортности проживания, численности и составу населения, степени зависимости экономики, социальной сферы, функционирования объектов жизнеобеспечения от деятельности градообразующего предприятия. В г. Кондопога (3,3 %) и пгт Надвоицы (4,5 %) сохраняется максимальный уровень безработицы, который в разы превышает общероссийский показатель.
Пгт Надвоицы находится в 300 км от г. Петрозаводска - столицы Республики Карелия, в 20 км от административного центра Сегежского района -г. Сегежа. В пгт Надвоицы градообразующим предприятием является Надвоицкий алюминиевый завод (филиал «НАЗ-СУАЛ», АО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания»), основанный в 1954 г. Численность населения, постоянно проживающего в пгт Над-воицы, сокращается. За последние 5 лет численность населения сократилась более чем на 2 тыс. человек. В 2015 г. объем доходной части бюджета на 1 жителя в Надвоицы составил 3,1 тыс. рублей. Кроме того, на-
блюдается серьезная угроза экологической обстановки из-за наличия объектов с высоким уровнем воздействия на окружающую среду [8]. Градообразующее предприятие сокращает производство, высвобождаются промышленные площади, уменьшается количество работающих. Фактическую финансовую ответственность за социально-экономическое положение моногорода АО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания» не несет. В пгт Надвоицы наблюдается социальная напряженность и ухудшение демографической ситуации [8].
С 2015 г. в рамках Соглашения между Правительством Республики Карелия и Фондом развития моногородов осуществляется строительство промышленного парка «Надвоицы» площадью 17,4 га. Общая стоимость строительства инфраструктуры - 255,1 млн рублей. В 2016 г. в бюджет Республики Карелия поступили средства от Фонда развития моногородов в сумме 131,7 млн рублей. Соинициатором проекта является администрация Надвоицкого городского поселения. К 2020 г. планируется обеспечить создание 484 рабочих мест и привлечь около 2 млрд рублей инвестиций на территорию промышленного парка [8].
В сентябре 2016 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 № 940 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Надвоицы» статус территории опережающего социально-экономического развития получил пгт Надвоицы - первый из моногородов в Карелии и восьмой в Российской Федерации. Для данной территории постановлением определены «пять направлений деятельности: производство текстильных изделий, производство прочей неметаллической минеральной продукции, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, деятельность по предоставлению мест для временного проживания, деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков». Установлены минимальный размер капитальных вложений резидента, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта (5 млн руб.) и минимальное количество новых постоянных рабочих мест, созданных в рамках инвестиционного проекта (20 единиц) [10].
В апреле 2017 г. на этой территории уже зарегистрирован первый резидент - ООО «Русский радиатор», который занимается производством алюминиевых радиаторов. ООО «Русский радиатор» является совместным предприятием «Русала» и «Элсо группы». Производство радиаторов организовано на промышленной площадке Надвоицкого алюминиевого завода. В 2017 г. завершены основные строительно-монтажные работы, завершаются работы по монтажу, автоматизации и пусконаладке инфраструктурных объектов проекта. К 1 марта 2018 г. планируется выход на полную мощность. Резидент предполагает производить 4 млн секций ежегодно и создать 123 новых рабочих места. Алюминиевые радиаторы будут поставляться на внутренний рынок России и стран СНГ. Сейчас стоимость проекта составила 883 млн рублей, в том числе капитальные вложения - 781 млн рублей.
Надвоицкий алюминиевый завод может обеспечить резидентов ТОСЭР знергоресурсами, инфраструктурой, кадрами. В перспективе в пгт Надвоицы должен появиться природный газ - между Республикой Карелия и компанией «Газпром» достигнута договоренность о проектировании и прокладке газопровода в Се-гежском районе.
В составе Надвоицкого алюминиевого завода работает Ондская ГЭС мощностью 80 МВт. Надвоицкий алюминиевый завод потребляет только 27 МВт, что позволяет предложить инвесторам уникальные условия. Резиденты ТОСЭР «Надвоицы» могут получать электроэнергию по сетям высокого напряжения по цене, которая в два с лишним раза ниже, чем в целом по Республике Карелия, не выше 4 рублей за кв/ч.
В Надвоицах есть еще два потенциальных резидента: ООО «Пеностек Норд», которое предполагало заниматься выпуском домокомплектов из пеностекла, и компания «Кареллегпром» (производство чулочно-носочных изделий). Они должны разместиться в промышленном парке, который создается в границах Надвоицкого городского поселения. Еще в 2014 г. между Республикой Карелия и ООО «Пеностек Норд» было заключено соглашение о намерениях взаимодействия по реализации инвестиционных проектов, но сроки реализации проектов и количественные показатели не установлены. В настоящее время деятельность этими предприятиями не ведется [8].
Таким образом, благоприятные условия для резидентов ТОСЭР «Надвоицы» созданы: есть инфраструктурная обеспеченность, обеспеченность электроэнергией и ее более низкая цена по сравнению с другой территорией, наличие квалифицированных кадров, льготный режим налогообложения, связанный с особым статусом территории, особое внимание со стороны федеральной и республиканской власти к этому проекту.
Но резиденты не спешат приходить на территорию и заниматься разрешенными видами деятельности. Это можно объяснить наличием слабых сторон пгт Надвоицы и Республики Карелия с точки зрения инвестиционной привлекательности. Это и высокий физический и моральный износ основных фондов, слабо и неравномерно развитая транспортная инфраструктура, высокие издержки производства в условиях северной экономики, естественная убыль населения, низкая заработная плата, дефицит республиканского и местных бюджетов. Кроме этого, существуют угрозы улучшению инвестиционного климата: конкуренция со стороны соседних регионов Российской Федерации (например, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область), угроза импортной зависимости от иностранного оборудования, от привозного сырья, недостаточность кредитных ресурсов у кредитных организаций и их нежелание кредитовать рискованные проекты [11]. В качестве предложения можно расширить перечень видов деятельности, разрешенных к осуществлению на территории, но некоторые из них, например производство пищевых продуктов, будет невозможным из-за вредного производства на алюминиевом заводе.
В конце декабря 2017 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2017 № 1608
создана еще одна территория опережающего социально-экономического развития «Кондопога». На этой территории могут осуществляться шесть видов деятельности: производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, производство прочей неметаллической минеральной продукции, обработка вторичного неметаллического сырья, деятельность по предоставлению мест для временного проживания, деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков. Резиденты данной территории должны создать минимальное количество рабочих мест - 10, осуществить объем капитальных вложений - 2,5 млн рублей. Всего планируется привлечь инвестиции в объеме более 3 млрд рублей [12].
Кондопога - административный центр Кондопо-жского района - находится в 50 км от г. Петрозаводска. Кондопога является вторым городом в республике по численности населения - более 31000 человек. Градообразующее предприятие - Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат (ОАО «Кондопога») -в настоящее время в стадии банкротства, но работа на комбинате продолжается: в сутки выпускается почти 2 тонны газетной бумаги [13].
Предполагается, что якорным резидентом ТОСЭР «Кондопога» в первом полугодии 2018 г. станет ООО «Рыботорговая сеть» по переработке рыбы. Планируется создать 95 рабочих мест и осуществить инвестиции в объеме 1 млрд рублей. Также подписаны еще несколько рамочных соглашений по созданию камнеобрабаты-вающей компанией, завода по изготовлению базальтового волокна, деревообрабатывающего предприятия, организации производства травмобезопасных покрытий из использованных автомобильных шин большегрузных автомобилей [13]. Скорее всего, в Кондопоге будет такая же ситуация с резидентами, что и в пгт Надвоицы.
В целом пока рано говорить о результатах деятельности ТОСЭР и их влиянии на экономику моногородов и регионов, но следует выделить некоторые проблемы, связанные с ними:
- статус резидента дается с момента включения его в реестр Минэкономразвития РФ, но между моментом утверждения и моментом включения в реестр может пройти несколько месяцев. И может получиться так, что инвестиции осуществлены, рабочие места созданы, но они не подпадают под требования территории опережающего социально-экономического развития;
- ТОСЭР считается действительной, пока есть хоть один резидент. Если резидент не начинает деятельность, то территория закрывается. Кроме того, при истечении срока действия льгот местные резиденты покинут территорию, а иностранные или резиденты из других российских регионов останутся, воспользовавшись правом на аренду земли;
- в законодательстве нет жестких требований по экологии, следовательно, привлечь резидента к ответственности при нарушении экологического законодательства будет сложно;
- в законе установлены ограничения по количеству иностранной рабочей силы, но резиденты не должны получать разрешение на их привлечение. Из моногоро-
дов уезжают квалифицированные сотрудники, а приезжают представители ближнего зарубежья и сельской местности, молодежь уезжает и не возвращается;
- предприятия, функционирующие на территории региона, не смогут конкурировать со своими аналогами на территориях опережающего социально-экономического развития;
- уменьшение поступлений в местный бюджет, так как действуют преференции по налогу на прибыль (5 % в первый год, 10 % в последующие годы), земельному налогу (0 %), налогу на имущество (0 %), страховым взносам (7,6 %), а доля собственных доходов в доходной части бюджета моногородов и так невелика. Пополнение бюджета будет происходить только за счет НДФЛ.
- большая зависимость инвестиционных проектов, планируемых на ТОСЭР, от федерального центра.
Подводя итог, следует сказать, что необходимо осуществлять модернизацию моногородов, так как их социально-экономический потенциал велик. Для того чтобы его реализовать в полной мере, необходимо диверсифицировать экономику, создать условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса, создать новые рабочие места, сделать комфортным для жизни населения. Всему этому могут способствовать ТОСЭР. Но в каждом регионе необходимо разработать и утвердить стратегический документ по развитию территорий опережающего социально-экономического развития. Кроме того, необходимо расширить перечень видов деятельности ОКВЭД, разработать механизм заинтересованности людей жить и работать в дальневосточных и северных регионах, решения других социальных вопросов.
Литература
1. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года (Проект) Режим доступа: http://карьеры-евразии.рф/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
2. Балашова С. П., Сиротенко М. В. Территории опережающего развития как пространственная трансформация социально-экономической системы региона // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2016. № 10. С. 179-182. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/ntemtorii-operezhayuschego-razviüya-kak-prostranstvennaya-transformatsiya-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy-regiona (дата обращения: 05.01.2018).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). Режим доступа: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.07912278297568798#0 (дата обращения: 10.12.2017).
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» Режимдоступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=155646&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3959441290440444#0 (дата обращения: 10.12.2017).
5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW &n=287028&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5140566695391693#0 (дата обращения: 15.12.2017).
6. Заусаев В. К., Бурдакова Г. И., Кручак Н. А. Территории опережающего развития: работа над ошибками // ЭКО. 2015. № 2. С. 76-86. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22885011 (дата обращения: 15.01.2018).
7. Гусева М. С., Габбасова Ю. Р. Ограничения и новые возможности для развития моногородов в условиях новой экономической реальности (на примере г. о. Тольятти Самарской области) // Электронный научно-практический журнал Региональное развитие. 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ ogranicheniya-i-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-monogorodov-v-usloviyah-novoy-ekonomicheskoy-realnosti-na-primere-g-o-tolyatti (дата обращения: 25.12.2017).
8. Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации. 2017. № 3 Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ activities/bulleten/#892 (дата обращения: 18.01.2018).
9. Галиуллина Г. Ф. Актуальные вопросы о создании территорий опережающего развития // Современные научные исследования: теоретический и практический аспект: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 34-37. Режим доступа: https://os-russia.com/SBORNIKI/KON-96-1. pdf#page=34 (дата обращения: 20.12.2017).
10. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Надвоицы». Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 № 940. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=204801&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8997845635054635#0 (дата обращения: 05.01.2018).
11. Об утверждении инвестиционной стратегии Республики Карелия на период до 2025 года. Распоряжение Главы Республики Карелия от 20 августа 2015 № 290-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc&base=RLAW904&n=43860#07631894808684295 (дата обращения: 16.01.2018).
12. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Кондопога» (Республика Карелия). Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2017 № 1608. Режим доступа: http:// government.ru/docs/30733/ (дата обращения: 16.01.2018).
13. Первым делом - комбинаты. Режим доступа: http://rk.karelia.ru/ekonomika/production/pervym-delom-kombinaty/ (дата обращения: 12.01.2018).
ADVANCED DEVELOPMENT ZONES IN SINGLE-INDUSTRY URBAN SETTLEMENTS: PROBLEMS AND PROSPECTS (THE CASE OF THE REPUBLIC OF KARELIA)
Olga V. Larchenko1' @
1 Petrozavodsk State University' 33, Lenina Ave., Petrozavodsk, Russia, 185910 @ [email protected]
Received 22.01.2018. Accepted 27.03.2018.
Keywords: investment climate, the advanced development zones, special economic zone, monociti, resident of advanced development zones.
Abstract: The Russian Federation is currently moving to a new model of spatial development of its economy, also by creating areas of advanced social and economic development. The Far Eastern Federal District was the first in establishing of such special regime territories. In 2014, the process spread to single-industry urban settlements. In this case, the main purpose is to develop business enterprises not connected with the town-forming enterprise. For the Republic of Karelia, issues related to monotowns cities are relevant. On the territory of the republic there are eleven mononowns, and two of them contain territories of advanced development, i.e. «Nadvoitsy» and «Kondopoga». The purpose of this article is to assess the functioning of the zones of advanced development and their impact on the development of the region, as well as to identify problems and develop proposals for their elimination. The research employed such general scientific methods and techniques as induction and deduction, synthesis, comparative and comparable analysis. The article reveals the features and the role of the territories of advanced social and economic development in the economic development of the country and the region in particular, as exemplified by the Republic of Karelia. The study has identified the problems of the zones and their development. The author proposes a number of specific measures to improve the efficiency of advanced development zones.
For citation: Larchenko O. V. Funktsionirovanie territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia v monogorodakh: problemy i perspektivy (na primere Respubliki Kareliia) [Advanced Development Zones in Single-Industry Urban Settlements: Problems and Prospects (the case of the Republic of Karelia)]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 2 (2018): 106-113. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-106-113.
References
1. Kontseptsiia Strategii prostranstvennogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda (Proekt) [Concept of the Strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2030 (Draft)]. Available at: http://Kapbepbi-eBpa3HH.p$/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (accessed 10.12.2017).
2. Balashova S. P., Sirotenko M. V. Territorii operezhaiushchego razvitiia kak prostranstvennaia transformatsiia sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy regiona [The territories of advanced development as a spatial transformation of the socio-economic system of the region]. VestnikAltaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of the Altai State Agrarian University, no. 10 (2016): 179-182. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/territorii-operezhayuschego-razvitiya-kak-prostranstvennaya-transformatsiya-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy-regiona (accessed 05.01.2018).
3. Kontseptsiia dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020]. Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 .№ 1662-r (as of 10.02.2017). Available at: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.07912278297568798#0 (accessed 10.12.2017).
4. Poslanie Prezidenta RFFederal'nomu Sobraniiu ot 12.12.2013 «Poslanie Prezidenta RF Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniiu» [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 12.12.2013 «Message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly»]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=155646&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.3959441290440444#0 (accessed 10.12.2017).
5. O territoriiakh operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia v Rossiiskoi Federatsii [On the territories of advanced social and economic development in the Russian Federation]. Federal Law No. 473-FZ of December 29 2014. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287028&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5140566695391693#0 (accessed 15.12.2017).
6. Zausaev V. K., Burdakova G. I., Kruchak N. A. Territorii operezhaiushchego razvitiia: rabota nad oshibkami [Territories of advanced development: correction work]. EKO = ECO, no. 2 (2015): 76-86. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=22885011 (accessed 15.01.2018).
7. Guseva M. S., Gabbasova Iu. R. Ogranicheniia i novye vozmozhnosti dlia razvitiia monogorodov v usloviiakh novoi ekonomicheskoi real'nosti (na primere g. o. Tol'iatti Samarskoi oblasti) [Restrictions and New Opportunities for the Development of Monotowns in the New Economic Reality (on the Example of the City of Togliatti, Samara Region)]. Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal Regional'noe razvitie = Electronic Scientific and Practical Journal Regional Development, no. 4 (2017). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-i-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-monogorodov-v-usloviyah-novoy-ekonomicheskoy-realnosti-na-primere-g-o-tolyatti (accessed 25.12.2017).
8. Biulleten'Schetnoi Palaty Rossiiskoi Federatsii [Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation]. Available at: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/#892 (accessed 18.01.2018).
9. Galiullina G. F. Aktual'nye voprosy o sozdanii territorii operezhaiushchego razvitiia [Topical issues of the creation of territories for advanced development]. Sovremennye nauchnye issledovaniia: teoreticheskii iprakticheskii aspekt: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern scientific research: theoretical and practical aspect: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf.]. 2016, 34-37 Available at: https://os-russia.com/SBORNIKI/ KON-96-1.pdf#page=34 (accessed 20.12.2017).
10. O sozdanii territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia «Nadvoitsy» [On the creation of the territory of the advanced social and economic development of «Nadvoitsy»]. Decree of the Government of the Russian Federation No. 940 of September 19 2016. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =do c&base=LAW&n=204801&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8997845635054635#0 (accessed 05.01.2018).
11. Ob utverzhdenii investitsionnoi strategii Respubliki Kareliia na period do 2025 goda [On approval of the investment strategy of the Republic of Karelia for the period up to 2025]. Order of the Head of the Republic of Karelia No. 290-r of August 20 2015. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base =RLAW 904&n=43860#07631894808684207 (accessed 16.01.2018).
12. O sozdanii territorii operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia «Kondopoga» (Respublika Kareliia) [On the creation of the territory of the advanced social and economic development of Kondopoga (the Republic of Karelia)]. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1608 of December 22 2017. Available at: http://government.ru/docs/30733/ (accessed 16.01.2018).
13. Pervym delom - kombinaty [First of all - mills]. Available at: http://rk.karelia.ru/ekonomika/production/ pervym-delom-kombinaty/ (accessed 12.01.2018).