Научная статья на тему 'Правовое регулирование экономической деятельности на территориях опережающего развития'

Правовое регулирование экономической деятельности на территориях опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1746
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТОСЭР / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОГЛАШЕНИЕ / ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕЗИДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиднева Анастасия Михайловна

Введение: в статье раскрывается понятие стремительно развивающихся территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР/ТОР). Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа ТОСЭР и необходимостью совершенствования нормативных правовых норм, регулирующих деятельность резидентов, осуществляемую на данных территориях. Целью исследования является изучение различных аспектов регулирования экономического развития ТОСЭР, в том числе вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности, а также зарубежного опыта функционирования подобных территорий. Материалы и методы: при написании статьи автором были использованы следующие методы: научно-аналитический, описательный, историко-правовой, теоретико-юридический методы, изучение, обобщение, а также анализ и синтез в рамках исторического анализа. Результаты исследования: автором изучено правовое регулирование деятельности, осуществляемой на территориях опережающего социально-экономического развития, заключающееся в предоставлении резидентам определенных льгот и преференций. Обсуждение и заключения: на основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что для правового регулирования деятельности, осуществляемой резидентами на территориях опережающего развития, предусмотрен специальный правовой режим, который отличается от общего правового режима исключительно наличием особых преимуществ, льгот, дополнительных прав и ограничений. Данный режим характеризуется в том числе и ограничением по территориальному признаку и субъектному составу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of economic activity in the territories of advanced development

The article reveals the concept of appeared relatively recently and rapidly developing areas of advancing socio-economic development (AASED). The relevance of the selected topic is due to the increase in the number of AASED and the need to improve the regulatory legal norms governing the activities of residents carried out in these territories. The author of the work sets the following goal and objectives: to study various aspects of the regulation of economic development of AASED, including issues of legal regulation of entrepreneurial activity (subject composition, various preferences and possible restrictions on the creation of the AASED), as well as to apply to foreign experience of the operation of such territories. Materials and Methods: when writing the article, the author used the following methods: scientific-analytical, descriptive, historical-legal, theoretical-legal methods, study, generalization, as well as analysis and synthesis in the framework of historical analysis. Results: the author studies the legal regulation of the activities carried out in the territories of advanced social and economic development by determining various benefits and preferences for them. Thanks to a borrowed foreign experience we have managed to create areas that are significantly different and superior to particular areas and zones that existed previously, including the Russian Federation. Discussion and Conclusions: on the basis of the analysis, the author comes to the conclusion that for the legal regulation of the activities carried out by residents in the territories of advanced development there is a special legal regime, which differs from the General Legal Regime only in the presence of special advantages, benefits, additional rights and restrictions. As a rule, it is characterized by restriction on the territorial basis and subject composition. During the research the author comes to the conclusion that the current legislation requires improvement in view of the identified shortcomings in terms of legislative regulation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование экономической деятельности на территориях опережающего развития»

УДК 346.12 DOI: 10.24420/KUI.2018.31.11106

А.М. Сиднева ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИчЕСКОЙ

деятельности на территориях опережающего развития

LEGAL REGULATION OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE TERRITORIES OF ADVANCED DEVELOPMENT

Введение: в статье раскрывается понятие стремительно развивающихся территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР/ТОР). Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа ТОСЭР и необходимостью совершенствования нормативных правовых норм, регулирующих деятельность резидентов, осуществляемую на данных территориях. Целью исследования является изучение различных аспектов регулирования экономического развития ТОСЭР, в том числе вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности, а также зарубежного опыта функционирования подобных территорий.

Материалы и методы: при написании статьи автором были использованы следующие методы: научно-аналитический, описательный, историко-правовой, теоретико-юридический методы, изучение, обобщение, а также анализ и синтез в рамках исторического анализа.

Результаты исследования: автором изучено правовое регулирование деятельности, осуществляемой на территориях опережающего социально-экономического развития, заключающееся в предоставлении резидентам определенных льгот и преференций.

Обсуждение и заключения: на основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что для правового регулирования деятельности, осуществляемой резидентами на территориях опережающего развития, предусмотрен специальный правовой режим, который отличается от общего правового режима исключительно наличием особых преимуществ, льгот, дополнительных прав и ограничений. Данный режим характеризуется в том числе и ограничением по территориальному признаку и субъектному составу.

Ключевые слова: территории опережающего социально-экономического развития, ТОСЭР, правовой режим, особые экономические зоны, налоговые льготы, управляющая компания, предпринимательская деятельность, соглашение, фактор развития и привлекательности, особый правовой режим, резиденты

Для цитирования: Сиднева А.М. Правовое регулирование экономической деятельности на территориях опережающего развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 1. С. 35-41. DOI: 10.24420/KUI.2018.31.11106

Introduction: the article reveals the concept of appeared relatively recently and rapidly developing areas of advancing socio-economic development (AASED). The relevance of the selected topic is due to the increase in the number of AASED and the need to improve the regulatory legal norms governing the activities of residents carried out in these territories. The author of the work sets the following goal and objectives: to study various aspects of the regulation of economic development of AASED, including issues of legal regulation of entrepreneurial activity (subject composition, various preferences and possible restrictions on the creation of the AASED), as well as to apply to foreign experience of the operation of such territories.

Materials and Methods: when writing the article, the author used the following methods: scientific-analytical, descriptive, historical-legal, theoretical-legal methods, study, generalization, as well as analysis and synthesis in the framework of historical analysis.

Results: the author studies the legal regulation of the activities carried out in the territories of advanced social and economic development by determining various benefits and preferences for them. Thanks to a borrowed foreign experience we have managed to create areas that are significantly different and superior to particular areas and zones that existed previously, including the Russian Federation.

Discussion and Conclusions: on the basis of the analysis, the author comes to the conclusion that for the

legal regulation of the activities carried out by residents in the territories of advanced development there is a special legal regime, which differs from the General Legal Regime only in the presence of special advantages, benefits, additional rights and restrictions. As a rule, it is characterized by restriction on the territorial basis and subject composition. During the research the author comes to the conclusion that the current legislation requires improvement in view of the identified shortcomings in terms of legislative regulation.

Key words: territories of advanced social and economic development, legal regime, special economic zones, tax privileges, management company, entrepreneurial activity, agreement, factor of development and attractiveness, special legal regime, residents

For citation: Sidneva A.M. Legal regulation of economic activity in the territories of advanced development // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2018. V.9, J№1. P. 35-41. DOI: 10.24420/KUI.2018.31.11106

Введение

В условиях развивающейся экономики страны существенное значение имеет государственное регулирование предпринимательской деятельности, основной целью которого является создание благоприятных условий для ее осуществления. Развитие предпринимательства обеспечивает рост доходов населения, его постоянную занятость и, как следствие, повышение доходов бюджета1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться преимущественно не прямыми, а косвенными методами, в том числе путем предоставления налоговых льгот и создания благоприятного правового режима. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется и путем формирования особого правового режима2.

Обзор литературы

Основные этапы истории возникновения и развития ТОСЭР изучались А.А. Городиловым, А.Ч. Гоминым, С.Г. Каргаполовым [1] и др. Сравнительно-правовой анализ ТОСЭР с другими особыми территориями и зонами был проведен такими учеными, как М.И. Емец, А.С. Пургин [2] и др. До настоящего момента ни одним из ученых не проводилось исследование данной проблемы с учетом выявленных частно-правовых и публично-правовых средств межотраслевого взаимодействия между субъектами. Изучением проблемам социального предпринимательства занимались Н.Ф. Кадол, Ю.Н. Арай, Д.Б. Старовойтов, М.Л. Баталина. Из зарубежных авторов стоит упомянуть К. Альтера (S. K. Alter); К. Борзагу (C. Borzaga); Дж. Галера (G. Galera); Г. Дизу (G. Dees). Проблемам регионального развития посвящены труды отечественных ученых Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, Е.Г. Ани-мицея, С.С. Артоболевского, М.К. Бандмана, В.Ю. Будавея, С.Д. Валентея, С.В. Вобленко. Проблемы развития территорий с особым экономическим ста-

тусов, в т.ч. и территорий опережающего социально-экономического развития, раскрываются Е.Ф. Авдокушиным, В.П. Андриановым, В.В. Асаул, Т.П. Данько, Р.И. Зименковым, Е.А. Каргулян, Ю.И. Кузнецовым, Е.В. Логиновой, П.В. Павловым и др.

Материалы и методы В процессе исследования были использованы описательный и теоретический методы, включающие наблюдение, отбор фактов, научно-аналитический подход, с помощью которого удалось объективно подойти к анализу проблемы, отразить авторскую точку зрения. Благодаря указанным методам автору удалось детально отразить историческую модернизацию возникновения и развития территорий опережающего социально-экономического развития, передать опыт российских цивилистов, которые ранее изучали данную проблему, а анализ, проведенный автором, позволил выявить ряд недостатков и подвести итоги законодательного регулирования. Материалами исследования послужили статьи федеральных законов, послания Президента РФ Федеральному Собранию, постановления Правительства РФ.

Результаты исследования В ходе установления правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности особенно актуальным остается изучение «территориальных» режимов. В целях развития экономики как отдельных регионов, так и всей экономики государства в целом, многие страны создают территории с правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности, отличным от того правового режима, который применяется на остальной части страны. Так, например, М.И. Емец, А.С. Пургин пишут, что инструментами региональной политики Российской Федерации, помимо налогового и бюджетного регулирования, стратегического планирования, являются также особые экономические зоны, зоны территориального развития,

1 Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: в редакции от 03.07.2016 г., с изменениями и дополнениями от 01.01.2017 г. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.02.2018 г.);

2 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.11.2017 № 356-Ф3). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2018.)

территории опережающего социально-экономического развития [2]. Начало создания территорий с особым статусом было положено 12 декабря 2013 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, когда «подъем Сибири и Дальнего Востока» был обозначен как «национальный приоритет на весь XXI век»1.

Россия при создании территорий опережающего социально-экономического развития использовала 10-летний опыт, накопленный за период функционирования особых экономических зон (далее - ОЭЗ/СЭЗ). Привлечение крупных инвесторов путем создания и выделения внутри страны особых территорий и определения для них высоких льгот и преференций является весьма распространенной практикой во многих странах. По состоянию на 1 августа 2017 г. в Российской Федерации созданы 35 ТОСЭР, из которых 11 определены как территории монопрофильного муниципального образования - моногорода (ТОСЭРы «Набережные Челны», «Гуково», «Усолье-Сибирское», «Юрга», «Анжеро-Судженск», «Краснотурьинск», «Тольятти», «Белебей», «Кумертау») [3, с. 43].

Удачным является внедрение положительного опыта Китая. Пример первой СЭЗ в Китае - зоны Шэньчжэнь - наглядно показал, что низкие налоги и дешевая рабочая сила могут оказать существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. На данный момент город Шэньчжэнь производит около 90% всей бытовой электроники в мире, на его территории работает 17,5 тысяч предприятий, специализирующихся на машиностроении, ядерной энергетике, электронике и высоких технологиях2.

Территории опережающего развития представляют собой часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения3. В мировой практике создание территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности под разными названиями и с разными целями имеет богатейшую историю, начиная с 166 г., когда греческий о. Делос был объявлен зоной свободной тор-

говли, в которой купцы освобождались от налогов, пошлин и некоторых административных обязанностей. Следующим видом таких территорий стала зона порто-франко, которая предполагала ведение торговли с зарубежными государствами без уплаты таможенных пошлин (например, Генуя, Венеция, Марсель). Режим порто-франко модифицировался в XX в. в режим свободных гаваней (Любек, Владивосток, Генуя, Марсель, Гамбург, Батуми и др.), куда можно было ввозить иностранные товары без пошлин и без соблюдения таможенных формальностей, где можно было хранить их без ограничения срока, производить обработку товаров и осуществлять торговлю. Позднее в XX в. появился новый тип территорий - технико-внедренческие зоны, которые предлагали специальные стимулы и привилегии иностранным инвесторам. Первой такой зоной в 1959 г. стал аэропорт Шэннон (Ирландия). В России же территории со специальным режимом появились в 1990-е гг., когда путем принятия подзаконных нормативных правовых актов применительно к каждой территории были созданы первые СЭЗ («Выборг», «Даурия», «Кузбасс»), свободные таможенные зоны или зоны свободной торговли («Шереметьево», «Московский Франко-Порт»). Основной целью формирования описанных выше режимов являлось формирование благоприятной среды жизнедеятельности и комплексное развитие территории. При этом создание различных территориальных режимов преследует и иные цели. Например, ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, портовой и транспортной инфраструктур, производства новых видов продукции и т.д.4

Среди всех разновидностей территориальных режимов именно ТОР имеют задачу, которая не сведена лишь к созданию специальных условий хозяйствования, а предполагает достижение социальных результатов в виде комфортных условий для жизнедеятельности населения данной территории. В улучшении социальной обстановки должны быть задействованы все субъекты, действующие на территории опережающего развития. Без комплексного развития соответствующей территории это недостижимо [4]. Согласно действующему законодательству можно выделить следующие виды ТОСЭР:

- промышленно-производственные;

- технико-внедренческие;

- портовые;

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. .2013. № 282.

2 Гиктаймс. URL: https://geektimes.ru/post/260628/ (дата обращения: 07.02.2018).

3 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 (в ред. от 03.07.2016, с изменениями и дополнениями от 01.01.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2018)

4 Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 18.07.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2018).

- туристско-рекреационные;

- логистические1.

По уровню развития выделяют: действующие (готова инфраструктура и есть функционирующие компании-резиденты); находящиеся на стадии создания (строится инфраструктура и есть функционирующие компании-резиденты); планируемые

Далее следует уделить внимание субъектному составу ТОР. Основным в данном списке выступает уполномоченный орган в области создания и функционирования ТОР, например, на территории Дальневосточного федерального округа им является Министерство по развитию Дальнего Востока, в отношении иных ТОР - Министерство экономического развития Российской Федерации [1].

Функциями уполномоченного органа являются:

• выдача в установленном порядке разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры ТОР;

• согласование схемы территориального планирования субъекта РФ, в котором создается или функционирует ТОР, документации по планировке ТОР для размещения объектов капитального строительства регионального значения в границах муниципальных образований, в которых расположена ТОР;

• осуществление государственного строительного надзора;

• утверждение проекта планировки территории ТОР;

• контроль выполнения резидентом ТОР соглашения об осуществлении деятельности и прочее.

Анализируя перечисленные полномочия, можно сделать вывод, что именно уполномоченный федеральный орган имеет ключевые управленческие полномочия в отношении территориального планирования и застройки данных территорий. На ТОР

(ведутся предпроектные и проектные работы) [3]. Еще одной отличительной особенностью ТОР является то, что здесь не допускается ведение разработки полезных ископаемых и запрещено производить акцизные товары.

Сведения, необходимые при создании ТОСЭР, приведены в Табл. 1.

могут быть специально созданы подразделения МВД, МЧС, ФНС, Минюста, ФТС, Роспотребнад-зора, Роструда, Ростехнадзора.

С целью координации деятельности и контроля за выполнением соглашения о создании ТОР создается следующий субъект - наблюдательный совет.

Непосредственно для управления ТОР Правительством РФ определяется управляющая компания, которая является акционерным обществом, 100% акций принадлежит Российской Федерации. Управляющая компания, по сути, выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры ТОР и обеспечивает их функционирование.

Для того чтобы установленный правовой режим не был малоэффективным, необходимо периодически проводить мониторинг результативности, который заключается в проверке его количественных и качественных критериев.

Анализ действующего законодательства позволяет установить, что особый правовой режим, установленный на ТОСЭР, направлен не только на осуществление предпринимательской деятельности, но и на установление различных преференций для таких направлений, как медицина, образование, трудоустройство и прочее. Например, для резидентов ТОР, выступающих работодателями и привлекающих иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на такой территории, существуют следующие льготы:

Таблица 1.

Данные, учитываемые при создании ТОСЭР

№ п/п Наименование

1 Перечень видов хозяйственной деятельности

2 Оценка местности: хозяйственная и географическая

3 Положение о неприменении/применении таможенной процедуры свободной зоны в пределах территории

4 Оценка рынка труда

5 Объем капиталовложений

6 Местоположение и описание границ ТОСЭР

7 Информация о наличии инвесторов

8 Прогнозный анализ последствий создания ТОСЭР

1 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 (в ред. от 03.07.2016, с изменениями и дополнениями от 01.01.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.02.2018).

- не требуется получения разрешений на привлечение иностранных работников;

- при выдаче разрешения на работу иностранному гражданину не учитываются квоты на выдачу им приглашений на въезд в Российскую Федерацию.

Что касается образовательной деятельности, то Правительство РФ предусмотрело специфику лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам на территории опережающего социально-экономического развития [5, с.48-49].

Создание благоприятных условий в рамках ТОР предполагает следующие направления:

• применение упрощенной таможенной процедуры (беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение и использование иностранных товаров внутри ТОР);

• осуществление градостроительной деятельности (упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории ТОР);

• установление максимально короткого срока (45 дней) при проведении государственной экологической экспертизы;

• изъятие и предоставление земельных участков и (или) иного имущества, сокращенные сроки и порядок обжалования и порядок выкупа;

• страховые взносы первые 10 лет - 7,6 %, вместо стандартных 30%;

• установление сервитутов в отношении земельных участков, сокращенные процессуальные сроки установления;

• использование лесов для размещения объектов (допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством).

Что касается налогообложения, то в этой части ст. 284 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) позволяет резидентам ТОСЭР применять пониженные ставки по налогу на прибыль. Это возможно в течение «налоговых каникул», равных 5 (пяти) налоговым периодам, начиная с того периода, когда в налоговом учете резидента была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории опережающего социально-экономического развития. Так, например, в отношении налога на прибыль, уплачиваемого:

• в федеральный бюджет - налоговая ставка составляет 0 процентов (п. 1.8 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 284.4 НК РФ);

• в бюджет субъекта РФ - размер налоговой ставки не может превышать 5 процентов. При этом в течение следующих 5 (пяти) налоговых периодов

ставка налога не может быть менее 10 процентов (п. 4 ст. 284.4 НК РФ).

Обсуждение и заключения

Согласно действующему законодательству ТОР создается по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа сроком на 70 лет (см., например, постановление Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 847 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Амуро-Хинганская», постановление Правительства РФ от 17 марта 2016 г. № 201 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Южная» и др.). При этом срок существования ТОСЭР может быть продлен по решению Правительства РФ.

Что касается территориального вопроса создания ТОСЭР, то они могут быть созданы либо на территории муниципального образования, либо на территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ. Следует принять во внимание, что при создании ТОР необходимо соблюдать определенные запреты. Во-первых, ТОР не может создаваться в границах ОЭЗ или Зоны территориального развития (далее - ЗТР). Во-вторых, в состав ТОР не может входить ОЭЗ или ЗТР. Подобные запреты введены не случайно. Таким образом, резиденты указанных территорий не смогут претендовать на идентичные льготы и привилегии, находясь под действием разных правовых режимов [6, с.34-38]. Специальный правовой режим осуществления предпринимательской деятельности - модификация общего правового режима, характеризующаяся либо особыми льготами и преимуществами, дополнительными правами, либо особыми ограничениями, выражающимися в дополнительных запретах или позитивных обязываниях. Он применяется к хозяйствующим субъектам, занимающимся определенным видом предпринимательской деятельности, в конкретной отрасли или на определенной территории [7, с.37-41].

По мнению Российского политика П.Н. Груди-нина, развитие регионов России, в том числе Дальнего Востока, должно идти совершенно по другому пути. «Там нужно дать преференции отечественному производству. И одновременно нужно сделать так, чтобы все иностранные инвестиции шли только через российские субъекты»1.

Анализ действующего законодательства позволяет выявить следующие недостатки в части законодательного регулирования:

• с точки зрения решения основных задач по экономическому развитию территории и созданию комфортных условий для жизнедеятельности населения

1 YKTIMES.RU. Авторский взгляд. Павел Грудинин: «Закон о ТОРах должен быть отменен». URL: http://www.yktimes.ru/ ekonomika/pavel-grudinin-zakon-o-torah-dolzhen-byit-otmenen/ (дата обращения: 07.02.2018)/

«размыто» установлены критерии, которые позволяют судить об успешности деятельности ТОСЭР;

• ввиду планируемого уменьшения полномочий у субъектов ТОР и муниципальных образований со стороны управляющей компании не созданы нормативные основы взаимодействия ТОСЭР и субъектов РФ;

• не предусмотрены показатели эффективности работы ТОСЭР, процедуры оценки достижения таких показателей и последствия их невыполнения, что может привести к превращению территорий опережающего развития в «территории опережающих трат»;

• отсутствие контроля за миграционными процессами и возможности каким-либо образом влиять на них. В настоящий момент не зафиксирован срок пребывания иностранного работника на территории Российской Федерации, а также запрет на осуществление таким работником любой другой деятельности на ТОР, за исключением той, которая предусмотрена трудовым договором с резидентом;

• отсутствует указание на то, что налоговые льготы и пониженные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды для резидентов ТОР устанавливаются исключительно в отношении новых или модернизируемых рабочих мест и новых или модернизируемых мощностей [8, с. 51-52]. Помимо перечисленных недостатков, есть ряд проблем, в том числе по реализации производственных проектов. В связи с низкой плотностью населения промышленные проекты в значительной степени ориентированы на экспорт, в том числе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

К устранению указанных недостатков следует подходить комплексно, то есть использовать оценку эффективности деятельности ТОСЭР по всем возможным показателям, среди которых ожидаемая продолжительность жизни при рождении; оборот продукции (услуг); численность населения; объем инвестиций в основной капитал (за исключение бюджетных средств); объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; уровень безработицы в среднем за год и прочее. В связи с этим к рассмотрению предлагаются следующие решения: проводить более активную отраслевую государственную политику в целях формирования на ТОР не разрозненных производств, а производственных цепочек (или их частей), преследующих цель создания интегрирующих резидентов друг с другом и (или) с внеш-

ними производствами в РФ; разрабатывать либо корректировать региональную программу развития для взаимодействия с проектами ТОСЭР для наращивания государственных инвестиций; обновлять федеральные и региональные задачи, стоящих перед ТОР; упорядочивать работы с резидентами, включая организацию экспертизы расчетов инвестиций для создания инфраструктуры ТОСЭР и реализации проектов резидентов; дополнительно проводить организационную и нормативно-правовую поддержку регионов, инициирующих проекты ТОСЭР.

Кроме того, востребованной будет дополнительная методическая, организационная и нормативно-правовая поддержка со стороны федерального центра регионов, инициирующих проекты ТОСЭР. Речь идет именно о нефинансовых мерах. В частности, целесообразно рассмотреть возможность перехода с контроля за применяемыми механизмами бюджетной политики на контроль за достижением конечного результата, а именно расширить полномочия органов публичной власти в области установления налоговых ставок, а также учета объектов налогообложения. Следует установить более жесткие нормы бюджетного законодательства не в отношении формально более дотационных регионов, а в отношении регионов, бюджетная политика которых привела к опережающему росту государственного долга и существенному ухудшению параметров сбалансированности соответствующего бюджета.

В целом ТОР как особый правовой режим представляют собой более продуманную попытку обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие отдельных территорий, нежели, например, ОЭЗ. В связи с изложенным логично предположить, что взаимодействие резидента ТОР и государства может осуществляться по модели государственно-частного партнерства, где резидент ТОР инвестирует в ускоренное экономическое развитие региона, создает рабочие места, а публичный партнер в лице государства предоставляет ему льготный режим осуществления предпринимательской деятельности на территории [9, с.15]. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры осуществляется как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников финансирования. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Городилов А.А., Гомин А.Ч., Каргаполов С.Г. XXI в.: Свободная зона и особый статус / под ред. Е. Чирковой. Калининград, 2001. 176 с.

2. Емец М. И., Бургин А. С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики Российской Федерации: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития // Экономика. Государство. Общество. 2015. № 4. С. 28.

3. Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2 марта 2017 г. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2017. С. 253.

4. Глушко Е.К. Административные режимы территорий. М.: ТЕИС, 2017. 128 с.

5. Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации, 2010 // Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 07.02.2018).

6. Мякишева Е.А., Пыткина С.А. Особенности организации и функционирования территорий опережающего социально- экономического развития на современном этапе // Научное обозрение. 2015. № 22.

7. Белицкая А.В. Правовое регулирование реализации инвестиционных проектов на территориях со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности // Бизнес, менеджмент и право. 2012. № 2. 158 с.

8. Мохов А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. 2016. № 18. 128 с.

9. Некрасов В.Н., Морозов А.И. Государственно-частное партнерство как инструмент публичного управления государственной закупочной политикой - государственное и муниципальное управление // Ученые записки СКАГС. 2013. № 4. 244 с.

REFERENCES:

1. Gorodilov A.A., Gomin A.CH., Kargapolov S.G. XXI v.: Svobodnaya zona i osobyj status / pod red. E. CHirkovoj. Kaliningrad, 2001. 176 s.

2. Emec M. I., Burgin A. S. Sravnitel'nyj analiz instrumentov regional'noj politiki Rossijskoj Federacii: osobye ehkonomicheskie zony, zony territorial'nogo razvitiya i territorii operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya // EHkonomika. Gosudarstvo. Obshchestvo. 2015. № 4. S. 28.

3. Territorii operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya: voprosy teorii i praktiki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2 marta 2017 g. Kazan': Izd-vo «Poznanie» Kazanskogo innovacionnogo universiteta imeni V.G. Timiryasova (IEHUP), 2017. S. 253.

4. Glushko E.K. Administrativnye rezhimy territorij. M.: TEIS, 2017. 128 s.

5. Lisica V.N. Osobye ehkonomicheskie zony v Rossijskoj Federacii, 2010 // Dostup iz SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya: 07.02.2018).

6. Myakisheva E.A., Pytkina S.A. Osobennosti organizacii i funkcionirovaniya territorij operezhayushchego social'no-ehkonomicheskogo razvitiya na sovremennom ehtape // Nauchnoe obozrenie. 2015. № 22.

7. Belickaya A.V. Pravovoe regulirovanie realizacii investicionnyh proektov na territoriyah so special'nym rezhimom osushchestvleniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti // Biznes, menedzhment i pravo. 2012. № 2. 158 s.

8. Mohov A.A. Social'nye ehffekty ehkonomicheskoj deyatel'nosti i ih znachenie dlya pravotvorchestva // YUrist. 2016. № 18. 128 s.

9. Nekrasov V.N., Morozov A.I. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument publichnogo upravleniya gosudarstvennoj zakupochnoj politikoj - gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie // Uchenye zapiski SKAGS. 2013. № 4. 244 s.

Об авторе: Сиднева Анастасия Михайловна, аспирант Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва

e-mail: NastajSid2007@mail.ru © Сиднева А.М., 2018

Статья получена: 07.02.2018. Статья принята к публикации: 15.03.2018. Статья опубликована онлайн: 20.03.2018.

About the author: Sidneva Anastasia M., Postgraduate of Financial University under the government of the Russian

Federation, Moscow

e-mail: NastajSid2007@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.