Научная статья на тему 'Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы'

Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1012
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / TERRITORY OF PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT ACTIVITIES / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черкасов Игорь Львович

В статье проанализированы положения Федерального закона от 29.07.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», выявлена специфика выделения территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, рассмотрены вопросы создания коммерческих и некоммерческих организаций, разработки программ инвестиционной и предпринимательской деятельности в субъектах Дальневосточного федерального округа.В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» рассмотрены целевые индикаторы и показатели эффективности реализации товаров и услуг на территориях ускоренного развития.Сделан вывод о том, что создание свободного порта позволяет создать в регионе благоприятные конкурентные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Черкасов Игорь Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIES OF PRIORITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE FAR EAST: PROBLEMS AND PROSPECTS

The paper analyzes the provisions of Federal Law No. 473-FZ „On Territories of Priority Social and Economic Development in the Russian Federation” of 29.07.2014, reveals the specifics of delineation of priority development territories (PDTs) in the Far East and considers the issues of establishing commercial and non-profit organizations, development of investment and business programs in the areas of the Far Eastern Federal District. The target indicators and performance indices of selling goods and provision of services in accelerated development areas were analyzed within the framework of the federal target program „The Economic and Social Development of the Far East and the Baikal Region until 2025”. It is concluded that the construction of a free port will contribute to the creation of a favorable competitive environment in the region.

Текст научной работы на тему «Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы»

УДК 330.34(045)

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЧЕРКАСОВ ИГОРЬ ЛЬВОВИЧ, канд. геогр. наук, ст. научный сотрудник, доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета E-mail: [email protected]

В статье проанализированы положения Федерального закона от 29.07.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», выявлена специфика выделения территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, рассмотрены вопросы создания коммерческих и некоммерческих организаций, разработки программ инвестиционной и предпринимательской деятельности в субъектах Дальневосточного федерального округа.

В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» рассмотрены целевые индикаторы и показатели эффективности реализации товаров и услуг на территориях ускоренного развития.

Сделан вывод о том, что создание свободного порта позволяет создать в регионе благоприятные конкурентные условия.

Ключевые слова: территория опережающего социально-экономического развития; инвестиционная деятельность; предпринимательская деятельность; социально-экономическое развитие.

Territories of Priority Socio-Economic Development in the Far East: Problems and Prospects

IGOR L. CHERKASOV, PhD (Geography), senior researcher, assistant professor at the Macroeconomic Management Department, Financial University

The paper analyzes the provisions of Federal Law No. 473-FZ „On Territories of Priority Social and Economic Development in the Russian Federation" of 29.07.2014, reveals the specifics of delineation of priority development territories (PDTs) in the Far East and considers the issues of establishing commercial and non-profit organizations, development of investment and business programs in the areas of the Far Eastern Federal District. The target indicators and performance indices of selling goods and provision of services in accelerated development areas were analyzed within the framework of the federal target program „The Economic and Social Development of the Far East and the Baikal Region until 2025". It is concluded that the construction of a free port will contribute to the creation of a favorable competitive environment in the region.

Keywords: territory of priority socio-economic development; investment activities; entrepreneurial activity; socio-economic development.

Теоретическая основа Федерального закона от 29.07.2014 № 473-ФЗ

Теоретической основой Федерального закона от 29.07.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического разви-

тия в Российской Федерации» (далее — Закон № 473-ФЗ), вступившего в силу 30 марта 2015 г., стала теория полюсов роста, предложенная в 1950 г. французским экономистом Ф. Перру, отвергающая тезис об изначальном равенстве

участников рынка и определяющая размещение вновь созданных предприятий и организаций, при котором экономический рост будет распространяться на более обширную территорию. Рядом специалистов отмечается, что данная теория достаточно близка к теории диффузии нововведений Т. Хегерстранда и учению о территориально-производственных комплексах Н.Н. Колосовского.

В дальнейшем эта теория получила развитие в рамках концепции промышленного кластера М. Портера, что позволяло соединить идеи А. Маршалла (об экономии от масштаба производства для малых и средних предприятий и организаций, обеспечиваемой их компактным размещением в одном промышленном районе) с теорией внешнеэкономической деятельности фирм, предполагающей анализ конкурентных преимуществ. Если территориально-производственный комплекс ориентирован на использование ресурсов, промышленные кластеры предполагают совместное использование инфраструктуры. Во Франции, например, такие промышленные кластеры, развиваемые с государственной поддержкой, называются полюсами конкурентоспособности [1].

До настоящего времени в России были образованы 25 промышленных кластеров, размещенных в более-менее развитых регионах страны [2].

Определение территории опережающего социально-экономического развития

В соответствии с Законом № 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) — это часть территории субъекта Российской Федерации (речь идет о субъектах Дальнего Востока), включая закрытое административно-территориальное образование, на которой согласно решению Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [3].

При создании ТОСЭР, которые действуют в течение семидесяти лет, указываются виды экономической деятельности, определяется минимальный объем капитальных вложений, устанавливается возможность применения таможенной процедуры свободой таможенной зоны, приводится описание границ территории и при необходимости предъявляются минимальные требования к уровню технологий и методам производства.

По общему правилу ТОСЭР создаются на территории одного или нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации. На их территории могут строиться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки. Предусматривается также комплексное развитие данной территории.

Особый интерес представляет ст. 17 Закона № 473-ФЗ, в которой говорится о льготных ставках арендной платы, возможности приоритетного подключения к объектам инфраструктуры, предоставлении государственных услуг, применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, освобождении от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога.

В ст. 32 Закона № 473-ФЗ отмечается, что Правительство РФ создает коммерческие и некоммерческие организации (институты развития), которые должны обеспечивать:

1) финансирование и поддержку проектов, реализованных на ТОСЭР, а также других проектов, в том числе в агропромышленной сфере;

2) привлечение прямых инвестиций;

3) развитие человеческого капитала и содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов ТОСЭР.

Программа развития инвестиционной и предпринимательской деятельности в Дальневосточном федеральном округе

В соответствии с со ст. 33 Закона № 473-ФЗ для каждого из девяти субъектов Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО) разрабатывается и принимается программа развития ин-

№ 6/2015

вестиционной и предпринимательской деятельности, которую готовит уполномоченный орган совместно с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В программе должны быть определены:

1) цели, задачи и сроки программы;

2) виды экономической деятельности, на которые распространяется программа;

3) правила отбора участников и требования к ним;

4) порядок приобретения и прекращения статуса участника программы;

5) требования к объему капитальных вложений в зависимости от вида экономической деятельности.

Программа, согласованная в субъекте Российской Федерации, вносится в Правительство РФ и принимается в форме постановления Правительства РФ.

Согласно ст. 35 Закона № 473-ФЗ в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего нормативного акта ТОСЭР могут создаваться на территориях субъектов ДФО, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, а уже затем — в других субъектах Российской Федерации.

В рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»1 предусматриваются следующие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации: объем производства товаров (работ, услуг) на территориях опережающего социально-экономического развития составит за период 2015-2025 гг. 4 764,5 млрд руб.; общие внебюджетные инвестиции в ТОСЭР будут на уровне 788,5 млрд руб.; будут созданы 16 ТОСЭР, хотя сейчас в Фонде развития Дальнего Востока дополнительно рассматривается возможность реализации еще четырех проектов — развитие аэропорта Хабаровска, строительство транспортно-перегрузочного комплекса в бухте Мучке, создание транспортной инфраструктуры для Беринговского каменноугольного месторождения в Ленском бассейне и

1 ШЬ: http://minvostokrazvitia.ru/upload/iblock/75a/DVBR2025. pdf (дата обращения: 23.09.15).

строительство железнодорожного моста через р. Амур в Еврейской автономной области. Общие внебюджетные инвестиции в инвестиционные проекты составят 827 млрд руб.; будут реализованы 20 инвестиционных проектов, в рамках которых будут производиться товары (работы) и оказываться услуги; будет создано 426,8 тыс. рабочих мест; в стройках примут участие 853,7 тыс. переселенцев; прирост протяженности автомобильных дорог составит 227,6 км; прирост производственной мощности российских портов — 0,28 млн т. в год; будет дополнительно построено 340,2 км главных путей, а грузооборот за период 2015-2025 гг. составит 1 078,4 млрд т/км в год.

Общий объем финансирования этой федеральной целевой программы за период 20152025 гг. составит 3 566,9 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета — 536,6 млрд руб., консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации — 90,3 млрд руб., средства внебюджетных источников — 2 940 млрд руб.

Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке

Большое значение для создания ТОСЭР имеет территория Приморского края, где, кроме Владивостока, действуют еще несколько морских портов, играющих важную роль в экономике Приморья и России в целом. Прежде всего это порт Восточный с нефтехимическим комплексом мощностью 30 млн т/год, а также завод минеральных удобрений в г. Находке с последующим выпуском аммиака, карбамида и метанола. На этих объектах появится в недалеком будущем 3,5 тыс. рабочих мест.

Освоение Наталкинского золоторудного месторождения на Чукотке стоимостью 107 млрд руб. сдерживается высокой стоимостью схемы энергоснабжения данного региона.

Строительство Таежного горно-обогатительного комбината создаст 600 рабочих мест в Южной Якутии, что позволит существенно укрепить и расширить экономический потенциал Республики Саха (Якутия).

Предусматривается строительство морского порта в Зарубино на юге Приморья, с грузооборотом в 60 млн т/год. Здесь будут возведены четыре морских терминала общей стоимостью

40 млрд руб. Планируется строительство Гаринского ГОКа в Амурской области производственной мощностью 10 млн т по руде и 7,25 млн т по промпродукту. Предусматривается также создание на Дальнем Востоке рыбного кластера на о. Шикотан на Курильских островах Сахалинской области.

В Хабаровском крае первоочередным объектом ТОСЭР является агломерация города Комсомольска-на-Амуре с тремя базовыми площадками общей площадью около 313 га:

• территория завода «Парус» со специализацией на механообработке, производстве инструмента;

• территория завода «Амурлитмаш» со специализацией на машиностроении;

• площадка в г. Амурске, специализирующаяся на продукции деревообработки2.

По общему правилу ТОСЭР создаются на территории одного или нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Другим объектом станет ТОСЭР в агломерации г. Хабаровска — это аэропорт, индустриальный парк «Авангард» и территория у с. Ракетное со специализацией на транспорте, металлургии, пищевом и сельскохозяйственном производстве. Размер частных инвестиций составит 33 млрд руб. Дополнительно будут созданы рабочие места для 4 тыс. человек [4-6].

К перспективным площадкам на территории Хабаровского края относится территория Советско-Гаванского муниципального района, где расположены морские порты Ванино и Советская Гавань со специализацией на логистике, рыбопереработке, судоремонте и ле-сопереработке, российская часть Большого Уссурийского острова со специализацией, связанной с туристско-рекреационной и конгрес-со-выставочной деятельностью.

Принятие Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»

2 Территории опережающего социально-экономического развития. URL: http://invest.khv.gov.ru/ru/investor-info/invest_sites/ TOSER/ (дата обращения: 21.09.2015 г.).

(далее — Закон № 212-ФЗ) свидетельствует о желании руководства страны создать на Дальнем Востоке максимально благоприятные конкурентные условия ведения бизнеса и в конечном счете сделать регион привлекательным для инвестиций. Для обеспечения благоприятных условий развития международной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе Законом № 212-ФЗ предусмотрено создание свободного порта (фри-пор-та) Владивостока с особым режимом хранения ценностей в порту в границах 13 муниципальных образований края и 2 его городских округов [7].

Финансирование федеральной целевой программы

В федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» приводится перечень мероприятий по четырем выделенным задачам и определяется следующее финансирование:

1) формирование сети территорий опереженного социально-экономического развития — 138,3 млрд руб.;

2) реализация на основе принципов государственно-частного партнерства инвестиционных проектов — 2937,3 млрд руб.;

3) развитие человеческого капитала в целях кадрового обеспечения Программы — 359,3 млрд руб.;

4) развитие транспортной инфраструктуры на территории Дальнего Востока — 88,3 млрд руб., а общий объем финансирования — 3 566,9 млрд руб.

В общий объем финансирования (3 566,9 млрд руб.) включается также содержание институтов развития: Фонда развития Дальнего Востока с бюджетом 13,3 млрд руб., Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта с бюджетом 5,3 млрд руб., а также Агентства по развитию человеческого капитала с бюджетом 5,3 млрд руб.

Выводы

В результате принятия Законов № 473-ФЗ и 212-ФЗ на территории Дальнего Востока в границах ТОСЭР будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий льготы по налогу на

№6/2015

110

И.Л. Черкасов Территории опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке...

прибыль организаций и налогу на имущество организаций, арендной плате, страховым взносам, возможность привлекать зарубежную рабочую силу вне установленных квот; дерегулирование в части государственного контроля; приоритетное

подключений предприятий и организаций к объектам инфраструктуры; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и т.д. Все это будет способствовать ускорению развития производственных сил Дальнего Востока.

Литература

1. Портер М. Конкуренция. Санкт-Петербург, Москва, Киев: Вильямс, 2002. С. 56-70. URL: http:// knigosite.org/library/read/55100 (дата обращения: 23.08.2015).

2. Скотч А.В. Синергетический эффект кластерообразующих инвестиций: метод количественной и качественной оценки // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 3. URL: http://dis.ru/ library/560/26594 (дата обращения: 23.08.2015).

3. На Дальнем Востоке будут созданы территории опережающего развития // Налоговый обзор от экспертов PwC. Выпуск № 10, 2014. URL: http://www.pwc.ru/en/tax-consulting-services/assets/ legislation/tax-flash-report-rus-10-rus. pdf (дата обращения: 03.09.2015).

4. Смольякова Т. Бизнес-климат потеплел. Российская газета, 6 июля 2015 г. URL: http://m.rg. ru/2015/07/06/forum.html (дата обращения: 21.09.2015).

5. Лютова М., Петлевой В. Мы смещаем точку экономического равновесия. Ведомости, 8 июня 2015 г. URL: http: //m.vedomosti.ru/politics/characters/2015/06/08/595566-mi-prosto-otsechem-obman (дата обращения: 21.09.2015).

6. Кузьмин В. Берег нашенский. Российская газета, 6 апреля 2015 г. URL: http://rn.rg.ru/2015/04/04/ medvedev-site.html (дата обращения: 03.09.2015).

7. Потиенко Л.И. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. № 3 (26), 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennoe-regulirovanie-investitsionnym-protsesson-v-rossii-v-usloviyah-finansovogo-krizisa (дата обращения: 30.09.2015).

References

1. Porter M. Competion [Konkurenuia]. S. Petersburg, Moscow, Kiev, Willams, 2002, pp. 56-70. URL: http://knigosite.org/library/read/55100 (accessed 23.08.2015).

2. Scotch A.V. The synergistic effect of the cluster of investments: a method of quantitative and qualitative evaluation [Sinergeticheskii effect klasteroobrazyushix investiuii: metod kolichestvennoi i kachestvennoi ouenki]. Management in Russia and abroad, 2008, No. 3. URL: http://dis.ru/ library/560/26594 (accessed: 23.08.2015).

3. The advanced territories will be done at the Far East [Na Dalnem Vostoke budut sozdanu territorii operegaushego razvitiya]. Tax review pwc, Issue, 2014, No. 10. URL: http: //www.pwc.ru/en/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-rus-10-rus.pdf (accessed 03.09.2015).

4. Smolyakova T. Business climate is warmer [Biznes klimat poteplel. The Russian paper, 6 july 2015. URL: http: //m. rg. ru/2015/07/06/forum. html (accesssed 21.09.2015).

5. Lutova M., Petlivoi V. We displace the point of economic equilibrium [Mu smeshaem tochku economicheskogo ravnovesiya]. Vedomosti, 8 july 2015. URL: http://rn.vedomosti.ru/politics/ characters/2015/06/08/595566-mi-prosto-otsechem-obman (accessed 21.09.2015).

6. Kuzmin V. Our beach [Bereg nashenskii]. The Russian paper, 6 april 2015. URL: http://m.rg. ru/2015/04/04/medvedev-site.html (accessed 03.09.2015).

7. Potienko L.I. The territory of the new opportunities [Territoriya novux vozmojnostei]. Vestnik of the Vladivostok state university of economy and service. No. 3 (26), 2014. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-investitsionnym-protsesson-v-rossii-v-usloviyah-finansovogo-krizisa (accessed 30.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.