УДК 332.1
Для цитирования: Пучкин М. Б., Аврамчикова Н. Т. Классификация территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 2. С. 41-49.
For citations: Poochkin M. B., Avramchikova N. T. Classification of toser in the regions of the Russian Federation // Social and economic systems management. 2017. No. 2. Рр. 41-49. (In Russ., abstr. in Engl.)
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. Б. Пучкин1 , Н. Т. Аврамчикова2
1 Консалтинговое агентство «MBP Consulting» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 9 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В России остро стоит проблема инновационного развития регионов и прежде всего регионов Сибири и Дальнего Востока, «отстающих» по социально-экономическим показателям. Основными проблемами остаются отсутствие региональных институтов развития, дефициты региональных бюджетов, малый опыт частно-государственного партнёрства, дефицит квалифицированных кадров, неразвитость инфраструктуры, высокий уровень «совокупных» издержек, низкая инвестиционная привлекательность регионов. Руководством страны предпринимаются действенные шаги по запуску и реализации масштабных национальных и региональных проектов, внедрения лучших практик и использования современных управленческих технологий. Отдельно необходимо выделить механизмы стимулирования инновационного развития в «отстающих» регионах, имеющих значительный потенциал социально-экономического развития, а также привлечение инвестиций.
В статье отмечено, что в этой связи в Российской Федерации определены цели создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), охарактеризовано их текущее состояние, предложена схема оценки социально-экономического потенциала создаваемых ТОСЭР, приведена общая схема создания ТОСЭР с учётом имеющихся ресурсов и потенциала социально-экономического развития, а также соответствия установленным для их создания критериям. Обоснована важность предоставления резидентам ТОСЭР не только льготных налоговых, таможенных и административных режимов, но создания необходимой инфраструктуры и институциональной среды. В Красноярском крае ТОСЭР планируется создать в ЗАТО Железногорск и Зеленогорск на базе инфраструктуры данных муниципальных образований и технологической базы предприятий ракетно-космического комплекса. Авторами проанализированы имеющиеся классификации ТОСЭР и сделан вывод о необходимости их доработки и дополнения. Предложена модель классификации ТОСЭР по геополитическому признаку, согласно которой систематизация ТОСЭР не исчерпывается только ассоциациями экономического взаимодействия внутри Российской Федерации. Кроме того, для наиболее перспективных в плане роста социально-экономических показателей ТОСЭР в ЗАТО атомной отрасли важное значение имеет их классификация по таким признакам, как «инфраструктурная обеспеченность», «экспортный потенциал», «уровень кластеризации», «уровень технологическое и производственной кооперации».
Ключевые слова: территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), классификация, признак классификации, региональная экономика, региональное развитие.
CLASSIFICATION OF TOSER IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
M. B. Poochkin1*, N. T. Avramchikova2
Consulting agency "MBP Consulting" 1, build. 9, Televizornaya Str., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
2Reshetnev Siberian State University of Science and Technologies 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In Russia there is an acute problem of innovative development of regions. This is especially true of the regions of Siberia and the Far East with low socio-economic indicators. The main problems remain the lack of regional development institutions, deficits of regional budgets, little experience ofpublic-private partnership, lack of qualified personnel, poor infrastructure and high level of "total" costs and low investment attractiveness of regions. The country's leadership has taken effective steps to launch and implement large-scale national and regional projects, implementation of best practices and use modern management technologies. It is necessary to highlight the mechanisms of stimulation of innovative development in the backward regions with significant potential for socioeconomic development and attracting investment. The article noted that in this connection the Russian Federation defines the goals for creating territories ofpriority socio-economic development (TOSER). Authors also described their current status and the proposed scheme for assessing the socio-economic potential created by TOSER. In addition, the general scheme for the creation of the TOSER taking into account available resources and potential of socio-economic development and meet the established criteria. The article substantiates the importance ofpro-viding the residents of TOSER not only preferential tax, customs and administrative regimes, but the creation of the necessary infrastructure and institutional environment. In Krasnoyarsk region the TOSER will be established in ZATO Zheleznogorsk and Zelenogorsk on the basis of the data infrastructure of municipalities and technological base of enterprises of space-rocket complex. The authors analyzed the existing classification TOSER and the conclusion about the necessity of their revision and additions. In the article the classification model TOSER on geopolitical grounds, not limited to the associations of economic interaction within the Russian Federation. Important in terms of the growth of socio-economic indicators TOSER in ZATO of the nuclear industry for classification have such characteristics as "infrastructure", "export capacity", "level clustering", "level of technological and industrial cooperation".
Keywords: the territories of priority socio-economic development (TOSER), classification, regional economics, regional development.
Введение. Проблема инновационного развития регионов Российской Федерации и страны в целом остаётся актуальной и становится все более значимой. Руководством страны и Правительством Российской Федерации предпринимаются действенные шаги по запуску и реализации масштабных национальных и региональных проектов, внедрения лучших практик и использования современных управленческих технологий. Отдельно необходимо выделить механизмы стимулирования инновационного развития в «отстающих» регионах, расположенных в восточной части страны и имеющих значительный потенциал социально-экономического развития, а также привлечение инвестиций (включая иностранные) и открытие новых рынков (АТР). В этой связи необходимо дифференцировать подходы и критерии к стратегиям развития регионов Российской Федерации: необходимо учитывать их ресурсную специфику, отраслевую специализацию, а также геополитические, географические, климатические, социально-культурные и иные факторы.
ТОСЭР как точки регионального социально-экономического роста. Выделение отдельных территорий внутри страны и создание в них привлекательных условий для привлечения крупных инвестиций и стимулирования экономического роста является широко распространенным в международной практике [1].
В РФ с 2015 года в соответствие с федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» подобного рода площадками являются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [2].
Предложение создать на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири сеть территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного, в том числе, и на экспорт, было сформулировано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года [3].
ТОСЭР, создаваемые в регионах Российской Федерации призваны служить целям «выравнивания» социально-экономических показателей регионов России за счёт создания условий для их опережающего роста, а именно [4]:
- повышения конкурентоспособности экономики региона на международном и межрегиональном уровнях;
- стимулирования ускоренного развития отдельных регионов;
- стабилизации и улучшения социально-демографических показателей регионов;
- улучшения «качества жизни» в регионах;
- развития приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг;
- реализации программ импортозамещения;
- наращивания экспортного потенциала российской продукции и высокотехнологичных услуг.
В ходе создания ТОСЭР в регионах Российской Федерации решаются следующие задачи [5]:
1. Формирование на территориях необходимой для их опережающего развития инфраструктуры.
2. Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций, в том числе иностранных.
3. Реализация государственно-частного партнёрства.
4. Создание импортозамещающих производств с экспортным потенциалом.
5. Создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
6. Развитие человеческого потенциала на территории.
7. Улучшение качества жизни граждан.
Будущие ТОСЭР должны обладать следующими
необходимыми ресурсами [4]:
- природными;
- человеческим;
- научным;
- технологическим;
- производственным;
- управленческим.
Создаваемые ТОСЭР должны соответствовать следующим общим установленным критериям [2]:
- наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории;
- наличие необходимых ресурсов;
- наличие потенциала роста социально-экономических показателей;
- проработанность инфраструктурного обеспечения.
Рис. 1. Общая схема создания ТОСЭР в регионе, моногороде или ЗАТО
Таблица 1
Перечень ТОСЭР в Российской Федерации
№ Наименование ТОСЭР Субъект РФ Федеральный округ Федеральный закон Постановление Правительства
I. ТОСЭР на Дальнем Востоке
1 Горный воздух Сахалинская область ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 200 от 17.03.2017
2 Южная Сахалинская область ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 201 от 17.03.2017
3 Комсомольск Хабаровский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 628 от 25.06.2015
4 Николаевск Хабаровский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 629 от 25.06.2015
5 Хабаровск Хабаровский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 630 от 25.06.2015
6 Свободный порт Владивосток Приморский край ДФО 212-ФЗ от 13.07.2015
Создание ТОСЭР в регионе, моногороде или ЗАТО должно быть обосновано с точки зрения наличия в нем соответствующих ресурсов и экономического потенциала (рис. 1).
Крайне важным при формировании и функционировании ТОСЭР является максимальное соответствие имеющихся в регионе, моногороде или ЗАТО ресурсов, потенциала социально-экономического развития установленным федеральными и региональными законодательными и нормативными актами критериям. Именно степень соответствия во многом определяет будущую инфраструктуру ТОСЭР, её направленность, импортозамещающий и экспортный потенциал, а также объёмы инвестиций и количество создаваемых новых рабочих мест (основные установленные показатели эффективности ТОСЭР).
Текущее состояние ТОСЭР. В России дополнительно к особым экономическим зонам (ОЭЗ) в течение 2014-2017 гг. активно создавались ТОСЭР на Дальнем Востоке, моногородах и ЗАТО [5], что видно из табл. 1.
Окончание табл. 1
№ Наименование ТОСЭР Субъект РФ Федеральный округ Федеральный закон Постановление Правительства
7 Амуро -Хинганская Еврейская автономная область ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 847 от 27.08.2016
8 Южная Якутия Республика Саха Якутия ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 1524 от 28.12.2016
9 Кангалассы Республика Саха Якутия ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 877 от 21.08.2015
10 Камчатка Камчатский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 899 от 28.08.2015
11 Михайловский Приморский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 878 от 21.08.2015
12 Надежденский Приморский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 629 от 25.06.2015
13 Большой камень Приморский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 43 от 28.01.2016
14 Нефтехимический Приморский край ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 272 от 07.03.2017
15 Белогорск Амурская область ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 875 от 21.08.2015
16 Приамурская Амурская область ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 879 от 21.08.2015
17 Беренговский Чукотская автономная область ДФО 473-ФЗ от 29.12.2014 876 от 21.08.2015
II. ТОСЭР в моногородах
18 Усолье-Сибирское Иркутская область СФО 473-ФЗ от 29.12.2014 135 от 26.02.2016
19 Краснокаменск Забайкальский край СФО 473-ФЗ от 29.12.2014 675 от 21.07.2016
20 Набережные Челны Республика Татарстан ПФО 473-ФЗ от 29.12.2014 44 от 28.02.2016
21 Кировск Мурманская область СЗФО 473-ФЗ от 29.12.2014 264 от 06.03.2017
22 Белебей Республика Башкортостан ПФО 473-ФЗ от 29.12.2014 1536 от 29.12.2016
23 Кумертау Республика Башкортостан ПФО 473-ФЗ от 29.12.2014 1550 от 29.12.2016
24 Тольятти Самарская область ПФО 473-ФЗ от 29.12.2014 974 от 28.09.2016
25 Дорогобуж Смоленская область ЦФО 473-ФЗ от 29.12.2014 266 от 06.03.2017
26 Гуково Ростовская область ЮФО 473-ФЗ от 29.12.2014 45 от 28.01.2016
27 Краснотурьинск Свердловская область УФО 473-ФЗ от 29.12.2014 942 от 19.09.2016
28 Каспийск Республика Дагестан СКФО 473-ФЗ от 29.12.2014 344 от 24.03.2017
29 Анжеро-Судженск Кемеровская область СФО 473-ФЗ от 29.12.2014 941 от 19.09.2016
30 Юрга Кемеровская область СФО 473-ФЗ от 29.12.2014 641 от 13.07.2016
31 Чусовой Пермский край ПФО 473-ФЗ от 29.12.2014 329 от 23.03.2017
32 Надвоицы Республика Карелия СЗФО 473-ФЗ от 29.12.2014 940 от 19.09.2016
33 Бакал Челябинская область УФО 473-ФЗ от 29.12.2014 265 от 06.03.2017
34 Емба Республика Коми СЗФО 473-ФЗ от 29.12.2014 267 от 06.03.2017
35 Димитровград Ульяновская область ПФО 473-ФЗ от 29.12.2014 848 от 19.07.2017
36 Абаза Республика Хакасия СФО 473-ФЗ от 29.12.2014 870 от 24.07.2017
37 Череповец Вологодская область СЗФО 473-ФЗ от 29.12.2014 939 от 07.08.2017
38 Селенгинск Республика Бурятия СФО 473-ФЗ от 29.12.2014 898 от 29.07.2017
39 Новотроицк Оренбургская область УФО 473-ФЗ от 29.12.2014 871 от 24.07.2017
III. ТОСЭР в ЗАТО (атомной отрасли)
40 Саров Нижегородская область ЦФО 473-ФЗ от 29.12.2014 481 от 20.04.2017
Примечание. По состоянию на 01.09.2017 г., подготовлено авторами.
По состоянию на 01.09.2017г. в Российской Федерации уже действуют 40 ТОСЭР [6], в том числе: 17 на Дальнем Востоке (включая Свободный порт Владивосток), 22 в моногородах и одна ТОСЭР в ЗАТО атомной отрасли (Саров, Нижегородской области) [7]. До конца 2017 года планируется сформировать ещё 6 ТОСЭР, в том числе: на Дальнем Востоке - 2, в моногородах - 6, в ЗАТО атомной отрасли - 1 [8]. Обсуждается создание ТОСЭР в Калининградской области (там закончился срок действия ОЭЗ, в итоге было принято решение о продлении режима ОЭЗ), в Республике Крым и Севастополе, в республиках Северного Кавказа, а также в Красноярском крае, Республике Хакасия, Иркутской области, Забайкальском крае и Арктической зоне Российской Федерации [9].
Резидентам создаваемых ТОСЭР государство предоставляет льготные налоговые, таможенные и административные режимы и способствует созданию необходимой инфраструктуры [10], в том числе:
- энергетической;
- коммунальной;
- инженерной
- социальной;
- инновационной;
- инвестиционной;
- транспортной;
- логистической;
- управленческой;
- информационной.
При выборе резидентов территорий опережаю-
щего социально-экономического развития, Правительство РФ, прежде всего, ориентируется на совпадение интересов - бизнеса и государства. Для резидентов ТОСЭР инфраструктурное обеспечение площадок под размещение будущих производств имеет ключевое значение [11]. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. В этой связи необходимо учитывать ограниченность выделяемых на эти цели средств в связи с дефицитами С ерального и региональных бюджетов [12].
Резидентами ТОСЭР в общем случае могут стать компании и предприниматели, удовлетворяющие следующим условиям [2]:
- осуществление установленных для предприятий данной ТОСЭР видов деятельности согласно перечню ОКВЭД;
- планирование вложения инвестиций в проект на сумму не менее требуемой для данной ТОСЭР;
- планирование создания для данной ТОСЭР не менее установленного числа новых рабочих мест.
Потенциал региона в части создания в нём территории опережающего социально-экономического развития может быть оценен, как уже имеющиеся на территории ресурсы с одной стороны, и неиспользуемые в полной мере региональные и муниципальные возможности, с другой (рис. 2).
Природный потенциал Водные, земельные, климатические, рекреационные, лесные и пр. ресурсы
Ресурсный потенциал Минеральные, энергетические, биологические и пр. ресурсы
à к Ин фрастру кту рный Энергетическая, коммунальная, информационная, инновационная, инвестиционная.
я «D H потенциал производственная, транспортная, логистическая и пр. инфраструктура.
с 3S
Производств енный Развитость промышленного комплекса, уровень кооперации, уровень используемых
и о 0Î потенциал технологий, наличие кластеров и пр.
' s
5 о Трудовой потенциал Население трудоспособного возраста и уровень его образованности, уровень безработицы
я
О
Управленческий Опыт реализации масштабных производственных, инфраструктурных и инновационных
потенциал проектов, уровень компетенции управленческих кадров
Научный потенциал Развитость институциональной научной среды в регионе и на территории
Демографический Численность, половозрастная структура населения территории, средняя
§ я потенциал продолжительность жизни, уровень заболеваемости и пр.
к 03 Образовательный Наличие на территории и в регионе профильных профессиональных образовательных
О С Ж потенциал учреждений, государственных университетов и пр.
Я Экологический Экологическое состояние территории, уровень загрязнения и выбросов, степень
§ S потенциал антропогенного давления на окружающую среду
О Социокультурный Развитость социальной, культурной, медицинской и пр. инфраструктуры
потенциал
Рис. 2. Общая схема оценки социально-экономического потенциала ТОСЭР
Приведенная схема создания ТОСЭР представляет собой пересечение в регионе имеющихся ресурсов и потенциала социально-экономического развития с критериями, установленными для создания ТОСЭР, что позволяет определить стратегические приоритеты его развития.
Согласно принятому Федеральному закону от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ, ТОСЭР могут создаваться в различающихся по геополитическим, географическим, экономическим, социально-культурным и демографическим признакам регионах Российской Федерации, что требует и различных подходов к созданию в них ТОСЭР. Множество подходов к классификации и рейтингам регионов открывает широкое поле возможностей и для систематизации по определенным существенным признакам созда-
ваемых в них ТОСЭР. Однако до настоящего времени системного подхода к классификации ТОСЭР предложено не было.
Предложенные ранее авторами Е. А. Мякише-вой [13], Е. Н. Ванчиковой и др. [14] классификации ТОСЭР в Российской Федерации по региональному и административному признаку не отражают всей специфики и существенных отличий различных регионов, муниципальных районов и городов, а также характеристик самих создаваемых ТОСЭР и их резидентов, и, следовательно, требуют уточнения.
В этой связи, предлагается авторская модель естественной классификации ТОСЭР в Российской Федерации по существенным признакам (табл. 2).
Таблица 2
Модель естественной классификации ТОСЭР в Российской Федерации по существенным признакам
№ п/п Существенный признак ТОСЭР Вариативные значения
1 Региональный (геополитический) Дальний Восток Восточная Сибирь Республика Крым Арктика Северный Кавказ Калининградская область Остальные субъекты РФ
2 Административный (территориальный) Муниципальное образование (моногород) Муниципальный район ЗАТО Город федерального значения
3 Ведомственный РОСАТОМ РОСКОСМОС АЛРОСА СУЭК Другие
4 Размер территории, Га До 300 От 301 до 500 От 501 до 750 Свыше 751
5 Население территории, тыс. чел. До 5 000 От 5 001 до 10 000 От 10 001 до 50 000 От 50 001 до 100 000 От 100 001 до 250 000 Свыше 250 001
6 Тип региона территории Прогрессивный Устойчивый Депрессивный
7 Инфраструктурная обеспеченность Высокая Средняя Низкая
8 Объём бюджетных вложений в инфраструктуру До 1 млрд руб. От 1 до 5 млрд руб. От 5 до 10 млрд руб. От 10 до 15 млрд руб. Свыше 15 млрд руб.
Таблица 2
№ п/п Существенный признак ТОСЭР Вариативные значения
9 Заявленный объём инвестиций резидентов До 5 млрд руб. От 5 до 25 млрд руб. От 25 до 50 млрд руб. От 50 до 100 млрд руб. Свыше 100 млрд руб.
10 Количество создаваемых рабочих мест, человек До 100 От 101 до 200 От 201 до 500 От 501 до 1 000 Свыше 1 000
11 Экспортный потенциал, % продукции и услуг резидентов на экспорт До 5 От 6 до 10 От 11 до 15 От 15 до 25 Свыше 25
12 Отраслевая направленность Авиационная промышленность Оборонно-промышленный комплекс Судостроение Транспорт Перерабатывающая промышленность Сельское хозяйство Туризм Строительный комплекс Друг°е
13 Наличие кластеров Есть Нет
14 Уровень производственной и технологической кооперации Высокий Средний Низкий
15 Удельный вес иностранных инвестиций, % Нет Менее 10 От 10 до 25 Свыше 25
Примечание. Составлено авторами.
Разработанная авторская модель естественной классификации ТОСЭР позволяет наиболее полно учесть специфику региона, где создается ТОСЭР, в том числе с геополитической точки зрения (регионально-географическому признаку) и удаленности от центральной части России, что является ее значимым преимуществом. Наиболее перспективным с точки зрения учёта специфики региона, в котором создаётся ТОСЭР, представляется также предложенная их классификация по признакам «Ведомственная принадлежность», «Размер проживающего в ТОСЭР населения», «Инфраструктурная обеспеченность», «Экспортный потенциал», «Уровень кластеризации», «Уровень технологической и производственной кооперации».
Необходимо отметить, что классификация ТОСЭР по геополитическому признаку (п. 1 табл. 2) не исчерпывается только ассоциациями экономического взаимодействия внутри Российской Федерации. Большое значение имеет и политико-экономическое положение региона, в котором создаётся
ТОСЭР. Так, Северо-Западный Федеральный округ Российской Федерации фактически является «окном в Европу». Сибирский Федеральный округ из «кладовой» России и сугубо «внутренней» территории превращается в пограничный регион России и один из «локомотивов» роста экономики. Особое значение приобретает субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный Федеральный округ - он практически напрямую взаимодействует со странами азиатско-тихоокеанского бассейна и, тем самым, задаёт «восточный» вектор развития России. Крайне важным для России остаются южные регионы, а после присоединения Крыма этот геополитический район приобретает стратегическое значение.
Для целей стратегического управления ТОСЭР в ЗАТО атомной отрасли особое значение имеют качество институтов развития, позволяющих быстро и эффективно сформировать ТОСЭР, создать необходимую инфраструктуру и наполнить её «профильными» резидентами [15]. Региональные и
особенно муниципальные власти (моногородов и ЗАТО), как правило, не имеют достаточного опыта взаимодействия с инвесторами, компаниями-резидентами и федеральным центром - в части создания и запуска ТОСЭР [12].
Кроме того, несмотря на имеющийся потенциал, регионам РФ (в том числе и Красноярскому краю) с расположенными в них моногородами и ЗАТО не всегда удаётся оперативно изыскать в региональном бюджете средства на создание необходимой для ТОСЭР инфраструктуры. При этом необходимо иметь в виду, что часть средств на создание ТОСЭР выделяет федеральный центр, часть - региональный бюджет, часть - инвесторы и будущие резиденты. Особенно эта проблема обострилась в связи с финансовым кризисом, и, как следствие, дефицитами бюджетов всех уровней [16]. Специалисты отмечают необходимость учёта при создании ТО-СЭР в ЗАТО атомной отрасли отраслевой, ведомственной и режимной специфики этих муниципальных образований. Кроме того, несмотря на общую обеспеченность основными ресурсами и инфраструктурой (дороги, энергетика и пр.) в ЗАТО атомной отрасли, их развитость и доступность для формирования ТОСЭР оставляет желать лучшего. Основной проблемой создания благоприятных условий для будущих резидентов ТОСЭР остаются скорость и стоимость подключения к электрическим и тепловым сетям, системам водоснабжения и водоотведения, а также развитость социальной и жилищной инфраструктуры [17].
Заключение. Дифференциация подходов к формированию стратегий развития регионов Российской Федерации позволяет учитывать качественный состав их ресурсного потенциала, отраслевую специализацию, а также геополитические, климатические, социо-этнические особенности и другие факторы. Несмотря на имеющиеся проблемы и не решённые пока вопросы в части создания и стратегического управления ТОСЭР, развитие именно этих «точек роста» в регионах Российской Федерации представляется наиболее перспективным в плане опережающего инновационного и социально-экономического развития. Во многом систематизировать уже накопленный опыт, выявить неучтённые ранее факторы и учесть специфику создания и стратегического управления ТОСЭР, в том числе в ЗАТО атомной отрасли, может помочь предложенная авторами модель естественной классификации ТОСЭР по существенным признакам.
Библиографические ссылки
1. Консалтинговая компания «Ernst & Young» : офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://ey. com (дата обращения: 10.09.2017).
2. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3
[Электронный ресурс]. URL: http:/rg.ru/2014/12/31/ territorii-dok.html (дата обращения: 10.09.2017).
3. Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием (2 марта 2017 г., Казань) [Электронный ресурс]. URL: http://chl.ieml.ru/files/u30/2017 0316Sbornik/Territorii_operezhayushchego_socialno-ekonomicheskogo (дата обращения 10.09.2017).
4. Кузнецов Б. Л., Кузнецова С. Б., Галиулли-на Г. Ф. Синергетический подход к созданию ТОСЭР как стратегия опережающего развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http:// web.snauka.ru/issues/2016/11/73006 (дата обращения: 10.09.2017).
5. Волков Р. Г., Солнцев О. Г., Хромов М. Ю. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта // Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com/general/1386-instituty-razvitiya.html (дата обращения: 10.09.2017).
6. Рейтинг ТОСЭР [Электронный ресурс]. URL: http://toserrf.ru (дата обращения: 10.09.2017).
7. АО «АТОМ-ТОР»: управляющая компания территорий опережающего развития ЗАТО атомной отрасли [Электронный ресурс]. URL: http:// atomtor.ru (дата обращения: 10.09.2017).
8. Особые экономические зоны и другие территории со специальным статусом: некоторые важные результаты и показатели 2016 года // Официальный портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/info/27260/ (дата обращения: 10.09.2017).
9. О предварительных результатах работы по созданию территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке в 2015-2017 годах // Официальный портал Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/27554/ (дата обращения: 10.09.2017).
10. Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Великий Новгород. 18.07.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/28483/ (дата обращения: 10.09.2017).
11. Пучкин М. Б., Белякова Е. В. Логистическая структура как основа формирования территорий опережающего развития // Логистические системы в глобальной экономике ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. № 5. С. 342-345.
12. Аврамчикова Н. Т., Белякова Г. Я., Про-скурнин С. Д. Организационные формы управления инновационным развитием локальных административно-территориальных образований // Вестник СибГАУ. 2015. № 4. С. 997-1006.
13. Мякишева Е. А. Методическое обеспечение стратегического управления ТОСЭР : дис. ... канд. экон. наук ; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015.
14. Формирование ТОСЭР как инструмент зонирования институциональной среды ведения бизнеса. Актуальные проблемы развития региональных социально-экономических систем [Электронный ресурс] / Е. Н. Ванникова, В. С. Платонов, А. В. Рушкова, А. В. Пролубников // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. 2016. № 4 (21). URL: https://www.swsu.ru/izvestiya/serieseconom/archiv/4_ 2016.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
15. Смирнов М. А. Территории опережающего развития: высокие риски и необходимость активной отраслевой государственной политики [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ v/territorii-operezhayuschego-razvitiya-vysokie-riski-i-neobhodimost-aktivnoy-otraslevoy-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 30.08.2017).
16. Фонд развития моногородов [Электронный ресурс]. URL: http://www.frmrus.ru/ (дата обращения: 30.08.2017).
17. Объединенный портал закрытых административно-территориальных образований РФ ЗАТО России [Электронный ресурс]. URL: http://zato.tv/ news/tor (дата обращения: 14.09.2017).
References
1. Ernst & Young, consulting group. Available at: http://ey.com (accessed: 10.09.2017).
2. On territories of rapid socio-economic development in the Russian Federation : Federal law of the Russian Federation of 29 December 2014 № 473-FZ. Available at: http://www.rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (accessed: 10.09.2017). (In Russ.)
3. TOSER: voprosy teorii I praktiki : Mamaterialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii 02.03.2017. Kazan. "Poznanie" Publ., 2017, 310 p.
5. Volkov R. G., Solncev O. G Development institutions: analysis and assessment of the world experience. Available at: http://institutiones.com/general/ 1386-instituty-razvitiya.html (accessed: 10.09.2017).
6. TOSER rating. Available at: URL: http://toserrf. ru (accessed: 10.09.2017).
7. AO "Atom-TOR" : upravlyaucshaya kompaniya TOSER v ZATO atomnoy otrasli [JSC "ATOM-TOR" : the operating company of TOSER in ZATO of nuclear industry]. Available at: http://atomtor.ru (accessed: 10.09.2017).
8. Osobye ekonomicheskie zony i drugie territorii so spetsial'nym statusom: nekotorye vazhnye rezul'taty i pokazateli 2016 goda // Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Rossiyskoy federatsii. Available at: http:// government.ru/info/27260/ (accessed: 10.09.2017). (In Russ.)
9. O predvaritel'nykh rezul'tatakh raboty po sozdaniyu territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na Dal'nem Vostoke v 2015-2017 godakh // Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://government. ru/news/27554/ (accessed: 10.09.2017). (In Russ.)
10. Zasedanie prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po modernizatsii ekonomiki i innovatsionnomu razvitiyu Rossii. Velikiy Novgorod, 18.07.2017 g. Available at: http://government.ru/ news/28483/ (accessed: 10.09.2017). (In Russ.)
11. Poochkin M. B., Belyakova E. V. Logistic infrastructure as a basic of create outstripping development territories // Logistics system in global economy. Siberian State Aerospace University. Krasnoyarsk. 2015. No. 5. Pp. 342-345.
12. Avramicheva N. T., Belyakova G. Ya., Proskurin S. D. Organizational forms of management of innovation development of local administrative-territorial units // Vestnik SibGAU. 2015. No. 4. Pp.997-1006.
13. Myakisheva E. A. Metodicheskoe obespechenie strategicheskogo upravleniya TOSER. Dissertatsiya ... k. e. n. ; Permskiy gosudarstvennyy natsional'nyy issledovatel'skiy universitet. Perm', 2015. (In Russ.)
14. Formirovanie TOSER kak instrument zonirovaniya institutsional'noy sredy vedeniya biznesa / E. N. Vanchikova, V. S. Platonov, A. V. Rushkova, A. V. Prolubnikov // Aktual'nye problemy razvitiya regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2016. № 4 (21). Available at: https://www. swsu.ru/izvestiya/serieseconom/archiv/4_2016.pdf (accessed: 10.09.2017). (In Russ.)
15. Smirnov M. A. Territorii operezhayushchego razvitiya: vysokie riski i neobkhodimost' aktivnoy otraslevoy gosudarstvennoy politiki. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/territorii-operezhayu-schego-razvitiya-vysokie-riski-i-neobhodimost-aktiv-noy-otraslevoy-gosudarstvennoy-politiki (accessed: 10.09.2017). (In Russ.)
16. Found razvitia monogorodov [The Foundation of monocities development]. Available at: http:// www.frmrus.ru/ (accessed: 10.09.2017).
17. The joint web site of the closed administrative-territorial formations of the Russian Federation. Available at: http://zato.tv/news/tor (accessed: 10.09.2017).
© Пучкин М. Б., Аврамчикова Н. Т., 2017