Научная статья на тему '"особые зоны" как механизмы социально-экономического развития субъектов РФ'

"особые зоны" как механизмы социально-экономического развития субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РФ / ЗАКОН / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЗОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAW / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ZONES OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / PRIORITY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AREA / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Резида Минияровна

На территории субъектов РФ могут быть созданы «особые зоны». Цель создания этих зон ускорение социально-экономического развития субъектов РФ путем установления особого режима предпринимательской деятельности. Имеются такие зоны, как: особая экономическая зона; зоны территориального развития; территория опережающего социально-экономического развития; территория свободного порта Владивосток. Отмечено, что принятию федеральных законов, регулирующих ту или иную «особую зону» предшествовали различные стратегии, концепции и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации. В работе рассмотрена практика функционирования некоторых «особых зон», и проанализирована правоприменительная деятельность органов прокуратуры, по выявлению существенных нарушений в данной области. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что глобальная цель всех зон едина привлечение инвестиций в регион, поддержка социально-экономического развития субъектов РФ. В результате все это повлечет экономический рост, необходимый для обеспечения достойного уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усманова Резида Минияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SPECIAL ZONES” AS MECHANISMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the types of “special zones” that can be created within the territories of the Russian Federation. According to the law, the purpose of creating “special zones” is acceleration of socio-economic development of the constituent entity of the Russian Federation through establishing a special mode of business activity. The author reveals in detail such zones: a special economic zone; zones of territorial development; a priority social and economic development area; the free port of Vladivostok. It is noted that the adoption of Federal laws regulating a particular “special zone” was preceded by various strategies, concepts and forecasts of socio-economic development of the Russian Federation. The paper considers the practice of functioning of some “special zones”, and analyzes law enforcement activities of the Prosecutor's office to identify significant violations in this area. The analysis of the current legislation leads to the conclusion that the global goal of all zones is the same to attract investments to the region, support socio-economic development of the Russian Federation. As a result, all this will entail the economic growth necessary to ensure a decent living standard for the population.

Текст научной работы на тему «"особые зоны" как механизмы социально-экономического развития субъектов РФ»

УДК 346.51

«ОСОБЫЕ ЗОНЫ» КАК МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ

УСМАНОВА Резида Минияровна

доктор юридических наук, декан юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ, г. Стерлитамак, Россия. Е-mail: rezidausmanova@yandex.ru

На территории субъектов РФ могут быть созданы «особые зоны». Цель создания этих зон - ускорение социально-экономического развития субъектов РФ путем установления особого режима предпринимательской деятельности. Имеются такие зоны, как: особая экономическая зона; зоны территориального развития; территория опережающего социально-экономического развития; территория свободного порта Владивосток. Отмечено, что принятию федеральных законов, регулирующих ту или иную «особую зону» предшествовали различные стратегии, концепции и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации. В работе рассмотрена практика функционирования некоторых «особых зон», и проанализирована правоприменительная деятельность органов прокуратуры, по выявлению существенных нарушений в данной области. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что глобальная цель всех зон едина - привлечение инвестиций в регион, поддержка социально-экономического развития субъектов РФ. В результате все это повлечет экономический рост, необходимый для обеспечения достойного уровня жизни населения.

Ключевые слова: субъекты РФ, закон, особая экономическая зона, зоны территориального развития, территория опережающего социально-экономического развития, экономическое развитие.

"SPECIAL ZONES" AS MECHANISMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

USMANOVA Rezida Miniyrovna

Doctor of Law, Dean of the Law Faculty of the Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia.

E-mail: rezidausmanova@yandex.ru

The article reveals the types of "special zones" that can be created within the territories of the Russian Federation. According to the law, the purpose of creating "special zones" is acceleration of socio-economic development of the constituent entity of the Russian Federation through establishing a special mode of business activity. The author reveals in detail such zones: a special economic zone; zones of territorial development; a priority social and economic development area; the free port of Vladivostok. It is noted that the adoption of Federal laws regulating a particular "special zone" was preceded by various strategies, concepts and forecasts of socio-economic development of the Russian Federation. The paper considers the practice of functioning of some "special zones", and analyzes law enforcement activities of the Prosecutor's office to identify significant violations in this area. The analysis of the current legislation leads to the conclusion that the global goal of all zones is the same - to attract investments to the region, support socioeconomic development of the Russian Federation. As a result, all this will entail the economic growth necessary to ensure a decent living standard for the population.

Key words: subjects of the Russian Federation, law, special economic zone, zones of territorial development, priority social and economic development area, economic development.

В России государственная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни. Это подтверждается принятием и разработкой различных документов, таких как: законов, концепций, стратегий, прогнозов, методических рекомендаций и т.д. Так, например,

в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, перечислены направления по экономическому росту как РФ в целом, так и отдельных регионов. В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., сформулированы: основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 г. (от 03.2013), подготовленный Министерством экономического развития РФ, устанавливает, что в рамках модели полицентрического развития будут формироваться стратегически важные территории страны -макрорегионы, характеризуемые общностью как исходных природно-климатических и социально-экономических условий входящих в них субъектов Российской Федерации, так и перспектив экономического развития, направлений интеграции в мировую экономику.

В Федеральном законе от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определены документы по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития, субъектов Российской Федерации [1]. Субъекты РФ в рамках данного нормативного акта должны разрабатывать стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации. Так, например, в соответствии с требованиями законодательства о стратегическом планировании в Республике Башкортостан разработана Стратегия социально- экономического развития региона на период до 2030 г. Проект документа одобрен 13 декабря 2017 г. в рамках заседания Правительства Республики Башкортостан. Постановлением Правительства Ленинградской области от 18 сентября 2015 г. № 360 утвержден Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 г., в котором предоставлены, к примеру, данные по инвестициям в основной капитал.

Примечательно, что во многих документах в качестве одного из направлений социально-экономического развития субъектов РФ выступают любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса. Общими характеристиками такого взаимодействия являются: привлечение частных инвестиций; объединение материальных ресурсов государства и бизнеса; эффективное управление проектом; удовлетворение потребностей общества в качественных товарах и услугах; координация со стороны государства; долгосрочная основа взаимоотношений путем заключения соглашения или иного правоустанавливающего документа. И среди таких форм выделяются те, которые связаны с «особыми зонами», в них осуществляется особый режим предпринимательской деятельности. Например, государственная программа Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» в качестве задач устанавливает создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, несмотря на то, что на территории региона уже расположена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Ворота Байкала» [2].

Мы в своих работах уже писали об особенностях тех или иных «особых зон» [3; 4]. В этой же работе хотелось бы остановиться на их роли в развитии социально-экономического положения в субъектах РФ. В литературе было отмечено о том, что особая экономическая зона выступает определенным механизмом, который позволяет развиваться в первую очередь регионам. Особая экономическая зона создается на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [5] (далее ОЭЗ) под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый ре-

жим осуществления предпринимательской деятельности. В этой зоне действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Безусловно, идея создания ОЭЗ на территории субъекта РФ очень привлекательна. Так, Российская Федерация берет обязательства по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны. В свою очередь в субъекте РФ идет социально-экономическое развитие путем привлечения инвестиций, создание и развитие производств, основанных на новых технологиях, развитие транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы. Сокращается и безработица в регионе.

Например, решением Правительства России на Байкале - в Республике Бурятия и Иркутской области создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, и в результате в регионе планомерно идет борьба с безработицей, удовлетворяется население в высококачественных услугах. Как пишет, Т.Ю. Бубаева создание ОЭЗ на Байкале позволяет местному населению иметь стабильную работу, а материальная обеспеченность позволяет достойно жить и само реализовываться [6]. Например, «за время существования ОЭЗ по состоянию на конец 2014 г. на территориях всех ОЭЗ создано 13 608 рабочих мест» [7]. В результате создания ОЭЗ получает свое развитие определенная отрасль в регионе, так инвестируется конкретная отрасль. Развитие отрасли приведет к развитию и самого субъекта. Верно, отмечено Н.А. Илющенко: «в течение первых 3-5 лет заметных бюджетных эффектов от особой экономической зоны на региональном уровне не возникает. Однако сразу же появляются другие позитивные результаты: улучшается имидж региона, появляются новые рабочие места, увеличиваются инвестиции» [8]. Однако, несмотря на положительные и привлекательные в экономическом плане стороны, тем не менее, на практике имеются и отрицательные моменты. Так, Генеральная прокуратура РФ в ходе проверки соблюдения законности в особых экономических зонах (ОЭЗ) выявила многочисленные факты нарушений. В частности, не всегда своевременно проводятся мероприятия по возведению в особых экономических зонах объектов инженерной, транспортной, инновационной и иной инфраструктуры. В ряде случаев не создаются все необходимые условия для привлечения в образованные зоны финансовых инвестиций предпринимателей. Так, за два года деятельности особой экономической зоны технического назначения, расположенной на территории Москвы, зарегистрировано всего 11 предпринимателей, инвестировавших средства в ее развитие. При этом свою деятельность непосредственно на территории самой особой экономической зоны осуществляет только один из них. Остальные предприниматели ведут экономическую деятельность вне ОЭЗ. Аналогичная ситуация наблюдается и в особой экономической зоне технического назначения, созданной на территории Томска [9].

Особо следует обратить внимание в плане развития субъектов РФ и зонам территориального развития. Федеральный закон от 03 декабря 2011г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10] (далее ЗТР) устанавливает, что ЗТР создается в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику, и где резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки. В самом законе уже определена цель создания таких зон - осуществление государственной поддержки субъектам, путем привлечения инвестиций в субъект. При этом устанавливаются следующие меры такой государственной поддержки, о которых пишет и О.А. Попова: 1) предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов с участием резидентов; 2) создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель,

которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития; 4) предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах [11]. Также помимо этого могут предоставляться государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, и предоставляться из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Ввиду особой значимости для РФ, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2016 г. № 1415 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития» утвержден перечень субъектов, где четко определено, что ЗТР создается в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ. При этом утверждается стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу, в котором определяются цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу. Немаловажный интерес представляет собой и территория опережающего социально-экономического развития. В соответствии с Федеральным законом от 29 января 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [12] территория опережающего социально-экономического развития (далее по тексту ТОСЭР) создается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Анализ нормативного материала показывает, что ТОСЭР создается с целью развития предпринимательства, создания новых рабочих мест, комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР может создаваться и как мера государственной поддержки монопрофильным муниципальным образованиям, в целях содействия развитию моногородов, созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих организаций, формированию условий для достижения моногородами стабильной социально-экономической ситуации.

При этом развитие муниципального образования повлечет за собой и благоприятный климат во всем регионе. Так, например, В Республике Башкортостан Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1550 создана территория опережающего социально-экономического развития «Кумертау», где уже ведется работа по привлечению резидентов ТОСЭР. Первый резидент ТОСЭР «Кумертау» - ООО «Элеватор» (строительство маслоэкстракционного завода) 18 апреля 2017 г. включен в реестр резидентов ТОСЭР, формируемый Минэкономразвития России. А 1 июня 2017 г. в него были включены сведения еще о двух резидентах ТОСЭР «Кумертау» ООО «ОЙЛТИММАШ» (создание производства нефтепромыслового оборудования) и ООО «Башинком 1» (организация производства минеральных удобрений). Реализация этих проектов позволит привлечь порядка 2 млрд руб. инвестиций и создать около 1,5 тыс. новых рабочих мест. Тем не менее, анализ функционирования ТОСЭР показывает и определенные нарушения в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Так, прокуратурой Приморского края выявлены нарушения закона в деятельности органов контроля (надзора), связанные с проведением проверок в отношении резидентов без согласования с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, и с превышением допустимых сроков таких проверок [13]. В Амурской области выявлен факт проведения Государственной инспекцией труда проверок также с нарушением закона [14]. В некоторых случаях нарушения связаны со сроками проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на строительство объектов дорожной и коммунальной инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития.

Помимо этого, имеются и другие зоны, цель создания которых развитие тех или иных территорий. Так, например, в Федеральном законе от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [15], четко прописано, что одной из целью данного закона является

ускорение социально-экономического развития территории свободного порта Владивосток и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока. В гл. 4 закона перечислены меры государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории свободного порта Владивосток. Но, несмотря на закрепление в данной главе этих мер, имеются определенные нарушения, факты принятия решений об отказе в предоставлении резидентам испрашиваемых земельных участков в отсутствие предусмотренных законом оснований, несвоевременного рассмотрения заявлений резидентов о предоставлении земельных участков в аренду [13]. Как видим, глобальная цель всех зон едина - привлечение инвестиций в регион, поддержка социально-экономического развития субъектов РФ. В результате все это повлечет экономический рост, необходимый для обеспечения достойного уровня жизни населения.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014 г. № 26 (часть I). Ст. 3378.

2. Постановление Правительства Иркутской области от 23.10.2014 № 518-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы» // Областная. 2014. 7 нояб.

3. Усманова Р.М. Создание территорий опережающего социально-экономического развития как мера государственной поддержки муниципальных образований // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 6. С. 54-57.

4. Усманова Р.М., Усманов А.К. Создание «особых зон» как мера по улучшению уровня жизни населения муниципального образования // Право и практика. 2017. № 3. С. 13-20.

5. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127

6. Бубаева Т.Ю. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в Байкальском регионе: проблемы становления и эффективность функционирования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 4 (24). С 176.

7. Емец М.И., Пургин А.С. Сравнительный анализ инструментов региональной политики РФ: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2015. № 4.

8. Илющенко Н.А. Проблемы и перспективы особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика. № 5.

9. Генпрокуратура выявила многочисленные нарушения в ОЭЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.ufa.kp.ru/daily/24163/376650/ (дата обращения: 06.02.2018).

10. Федеральный закон от 03 декабря 2011г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2011.№ 49 (ч. 5). Ст. 7070.

11. Попова О.А. Территории опережающего развития как фактор роста // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 8 (111). С. 116-120.

12. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26.

13. Прокуратурой края проанализированы результаты плановой проверки соблюдения законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития и о свободном порте Владивосток [Электронный ресурс]. URL: http://prosecutor.ru/news/2017-07-12-prokuraturoy-kraya.htm (дата обращения: 06.02.2018).

14. Прокуратура Амурской области информирует о результатах проверки соблюдения прав резидентов территорий опережающего социально-экономического развития при осуществлении государственного контроля (надзора) [Электронный ресурс]. URL: https://procrf.ru/news/547411-prokuratura-amurskoy-oblasti-informiruet.html (дата обращения: 06.02.2018).

15. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4338.

References

1. Federal'nyi zakon ot 28 iyunya 2014 g. «O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii» (Federal Law of June 28, 20l4 "On Strategic Planning in the Russian Federation"), Sobranie za-konodatel'stva RF, 2014, No. 26 (chast' I), St. 3378.

2. Postanovlenie Pravitel'stva Irkutskoi oblasti ot 23.10.2014 No. 518-pp «Ob utverzhdenii gosudar-stvennoi programmy Irkutskoi oblasti «Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika» na 2015-2020 gody» (Decree of the Government of the Irkutsk Region dated 23.10.2014 No. 518-pp "On the Approval of the State Program of the Irkutsk Region "Economic Development and Innovative Economy" for 2015-2020"), Oblastnaya, 2014, 7 noyab.

3. Usmanova R.M. Sozdanie territorii operezhayushchego sotsial'noekonomicheskogo razvitiya kak mera gosudarstvennoi podderzhki munitsipal'nykh obrazovanii (Creation of Priority SocioEconomic Development Areas as a Measure of State Support for Municipalities), Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 2017, No. 6, pp. 54-57.

4. Usmanova R.M., Usmanov A.K. Sozdanie «osobykh zon» kak mera po uluchsheniyu urovnya zhizni naseleniya munitsipal'nogo obrazovaniya (Creation of "Special Zones" As a Measure to Improve the Standard of Living of the Population of the Municipality), Pravo ipraktika, 2017, No. 3, pp. 13-20.

5. Federal'nyi zakon ot 22 iyulya 2005 g. No. 116-FZ «Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiiskoi Federatsii» (Federal Law of July 22, 2005 No. 116-FZ "On Special Economic Zones in the Russian Federation"), Sobranie zakonodatel'stva RF, 2005, No. 30 (ch. II), St. 3127

6. Bubaeva T.Yu. Osobye ekonomicheskie zony turistsko-rekreatsionnogo tipa v Baikal'skom re-gione: problemy stanovleniya i effektivnost' funktsionirovaniya (Special Economic Zones of Tourist-Recreational Type in the Baikal Region: Problems of Formation and Efficiency of Functioning), Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2013, No. 4 (24), pp. 176.

7. Emets M.I., Purgin A.S. Sravnitel'nyi analiz instrumentov regional'noi politiki RF: osobye ekonomicheskie zony, zony territorial'nogo razvitiya i territorii operezhayu-shchego sotsial'noekonomicheskogo razvitiya (Comparative Analysis of Instruments of Regional Policy of the Russian Federation: Special Economic Zones, Zones of Territorial Development and Priority Social and Economic Development Areas), EGO: Ekonomika. Gosudarstvo. Obshchestvo, 2015, No. 4.

8. Ilyushchenko N.A. Problemy i perspektivy osobykh ekonomicheskikh zon kak formy gosudar-stvenno-chastnogo partnerstva (Problems and Prospects of Special Economic Zones as Forms of Public-Private Partnership), Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya 5, Ekonomika, No. 5.

9. Genprokuratura vyyavila mnogochislennye narusheniya v OEZ (The Prosecutor General's Office Revealed Numerous Violations in the SEZ). URL: https://www.ufa.kp.ru/daily/24163/376650/ (accessed date: 06.02.2018).

10. Federal'nyi zakon ot 03 dekabrya 2011g. No. 392-FZ «O zonakh territorial'nogo razvitiya v Rossiiskoi Federatsii i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» (Federal Law of December 03, 2011. No. 392-FZ "On Territorial Development Zones in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation"), Sobranie za-konodatel'stva RF.2011, No. 49 (ch. 5), St. 7070.

11. Popova O.A. Territorii operezhayushchego razvitiya kak faktor rosta (Areas of Priority Development as a Growth Factor), Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 8 (111), pp. 116-120.

12. Federal'nyi zakon ot 29.12.2014 No. 473-FZ «O territoriyakh operezhayushchego sotsial'noekonomicheskogo razvitiya v Rossiiskoi Federatsii» (Federal Law No. 473-FZ of December 29, 2014 "On the Priority Social and Economic Development Areas in the Russian Federation"), Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. No. 1 (chast' I). St. 26.

13. Prokuraturoi kraya proanalizirovany rezul'taty planovoi proverki soblyudeniya zako-nodatel'stva o territoriyakh operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya i o svobod-nom porte Vladivostok (The Prosecutor's Office of the Krai has Analyzed the Results of a Planned Audit of Compliance with the Legislation on the Priority Social and Economic Development Areas and on the Free Port of Vladivostok). URL: http://prosecutor.ru/news/2017-07-12-prokuraturoy-kraya.htm (accessed date: 06.02.2018).

14. Prokuratura Amurskoi oblasti informiruet o rezul'tatakh proverki soblyudeniya prav rezidentov ter-ritorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya pri osushchestvlenii gosudarstven-nogo kontrolya (nadzora) (The Prosecutor's Office of the Amur Region Informs about the Results of the Verification of Securing the Rights of Residents of the Priority Social and Economic Development Areas while Exercising State Control (Supervision). URL: https://procrf.ru/news/547411-prokuratura-amurskoy-oblasti-informiruet.html (accessed date: 06.02.2018).

15. Federal'nyi zakon ot 13.07.2015 No. 212-FZ «O svobodnom porte Vladivostok» (Federal Law No. 212-FZ of July 13, 2015 "On the Free Port of Vladivostok"), Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. No. 29 (chast' I). St. 4338.

Дата поступления: 22.05.2018 Received: 22.05.2018

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

УДК 349.6

О КОНСТРУКЦИЯХ САНКЦИЙ

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЛИПИНСКИЙ Дмитрий Анатольевич

доктор юридических наук, профессор, профессор департамента магистратуры Толь-яттинского государственного университета, г. Тольятти, Россия. E-mail: Dmitri8@yandex.ru

Санкции эколого-правовой ответственности являются одним из средств предупреждения экологических правонарушений и стимулирования правомерного поведения в сфере экологических отношений. Для назначения наказания и применения мер поощрения необходимы совершенные с точки зрения юридической техники санкции. Речь идет о санкции комплексного института эколого-правовой ответственности. Определение ответственности, исходя из широких позиций, включающих позитивный и негативный аспекты реализации, позволяет выделить не только санкции наказа-тельного, но и поощрительного характера. Анализ альтернативных и иных санкций эко-лого-правовой ответственности позволяет выявить типичные недостатки, вызванные «увлеченностью» законодателя альтернативностью, позволяет разработать оптимальную структуру альтернативной санкции. Все это способствует совершенствованию законодательства.

ON THE FRAMEWORKS OF ENVIRONMENTAL LAW RESPONSIBILITY SANCTIONS

LIPINSKY Dmitry Anatolyevich

Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Togliatti State University Tolyatti, Russia. E-mail: Dmitri8@yandex.ru

Sanctions of environmental law responsibility are one of the means to prevent environmental violations and to encourage legitimate behavior in the sphere of environmental relations. For just sentencing and for applying incentive measures, legal sanctions committed in terms of legal technology are required. The author analyzes the sanctions of the complex institute of environmental law responsibility. The author's definition of responsibility on the basis of broad positions, including positive and negative aspects of implementation, calls for not only punitive but also encouraging sanctions. The paper analyzes alternative and other sanctions of environmental law responsibility, notes typical shortcomings, which include excessive "enthusiasm" of the legislator's alternatives, and develops the optimal structure for alternative sanctions. The article contains recommendations aimed at improving the current legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.