Научная статья на тему 'Особые экономические зоны в РФ: тенденции развития и организационно-правовые основы функционирования'

Особые экономические зоны в РФ: тенденции развития и организационно-правовые основы функционирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
463
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ / КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕЙТИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Данилова Светлана Николаевна, Петров Антон Маркович, Тэйслина Оксана Геннадиевна

В статье проведен анализ организационно-правовых основ функционирования особых экономических зон в РФ, выявлены наиболее общие проблемы и тенденции в их развитии. Рассматриваются основные характеристики разных типов особых экономических зон, критерии оценки эффективности, инструменты регулирования. В статье обоснована роль особых экономических зон в РФ как территорий с особым статусом в системе формирования и развития конкурентных преимуществ приоритетных регионов России, проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих создание и развитие особо экономических зон, определены направления совершенствования правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Данилова Светлана Николаевна, Петров Антон Маркович, Тэйслина Оксана Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION: DEVELOPMENT TENDENCIES, ORGANIZATIONAL AND LEGISLATIVE BASIS

The article presents an analysis of organizational and legislative basis for the operation of special economic zones in the Russian Federation, identifi es the most common problems and trends in their development, studies the main characteristics of different types of special economic zones, criteria for evaluating their effectiveness and tools of government control. The authors describe the role of special economic zones in the Russian Federation as territories with a special status in the system of developing competitive advantages of priority regions of Russia, analyze the regulatory and normative acts that regulate the creation and development of special economic zones, and identify areas for improving their legal framework.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны в РФ: тенденции развития и организационно-правовые основы функционирования»

Svetlana Nikolaevna Danilova, Светлана Николаевна Данилова,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department of national economy доцент кафедры национальной экономики

and public and municipal administration, и государственного и муниципального управления,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Piekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

^в^ dcnl90277@yandex.ru

Anton Markovich Petrov, Антон Маркович Петров,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department of national economy доцент кафедры национальной экономики

and public and municipal administration, и государственного и муниципального управления,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Piekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

<|ва|> petrov-am200Q@yandex.ru

Oksana Gennadiyevna Teyslina, Оксана Геннадиевна Тэйслина,

PhD in Economics, кандидат экономических наук,

associate professor of the department of national economy доцент кафедры национальной экономики

and public and municipal administration, и государственного и муниципального управления,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Piekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

teislina@mail.ru

УДК 338.242

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В статье проведен анализ организационно-правовых основ функционирования особых экономических зон в РФ, выявлены наиболее общие проблемы и тенденции в их развитии. Рассматриваются основные характеристики разных типов особых экономических зон, критерии оценки эффективности, инструменты регулирования. В статье обоснована роль особых экономических зон в РФ как территорий с особым статусом в системе формирования и развития конкурентных преимуществ приоритетных регионов России, проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих создание и развитие особо экономических зон, определены направления совершенствования правовой базы.

Ключевые слова: особые экономические зоны, территории с особым статусом, кластер, государственное управление, регулирование, оценка эффективности, мониторинг развития, государственная региональная политика, рейтинг инвестиционной привлекательности.

SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION: DEVELOPMENT TENDENCIES, ORGANIZATIONAL AND LEGISLATIVE BASIS

The article presents an analysis of organizational and legislative basis for the operation of special economic zones in the Russian Federation, identifies the most common problems and trends in their development, studies the main characteristics of different types of special economic zones, criteria for evaluating their effectiveness and tools of government control. The authors describe the role of special economic zones in the Russian Federation as territories with a special status in the system of developing competitive advantages of priority regions of Russia, analyze the regulatory and normative acts that regulate the creation and development of special economic zones, and identify areas for improving their legal framework.

Keywords: special economic zones, territories with special status, cluster, state management, regulation, performance evaluation, development monitoring, state regional policy, investment attractiveness rating.

Как показывает оценка сложившейся практики функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), данная форма хозяйствования продолжает оставаться важным инструментом реализации государственной региональной политики РФ, наряду с другими территориями с особыми условиями хозяйствования [4, с. 108; 5, с. 75] (табл. 1).

Поэтому рассмотрение экономико-правовых основ их функционирования ОЭЗ имеет важное

теоретическое и практическое значение для обеспечения реализации направлений государственной региональной политики РФ, определенных Указом Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и проектом стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г.

58 Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦

Таблица 1

Территории с особым статусом и особыми условиями хозяйствования в РФ

Тип территории Виды территориальных образований

Территории с особым статусом Закрытые административно-территориальные образования; наукограды; особо охраняемые природные территории; экологически неблагоприятные территории; особые экономические зоны

Территории с особенностями организации местного самоуправления Города федерального значения; закрытые административно-территориальные образования; наукограды; приграничные территории; муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции); территория инновационного центра «Сколково»; территории опережающего социально-экономического развития

Территории с особыми условиями хозяйствования Макрорегионы; зоны территориального развития в РФ; территории опережающего социально-экономического развития; монопрофильные муниципальные образования РФ (моногорода); зоны с особыми условиями использования территорий; территории приоритетного заселения

Таблица 2

Типы особых экономических зон в РФ

Тип ОЭЗ Цель создания ОЭЗ

Промышленно-производствен-ные ОЭЗ Развитие обрабатывающих отраслей экономики, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции

Технико-внедренческие ОЭЗ Развитие высокотехнологичных отраслей экономики, разработка технологий и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции

Туристско-рекреационные ОЭЗ Развитие туризма, санаторно-курортной сферы

Портовые ОЭЗ Развитие портовой и транспортной инфраструктур

ОЭЗ, действующие на основании иных федеральных законов Учет особого экономико-географического и геополитического положения субъекта РФ, развитие портовой и транспортной инфраструктур, развитие внешнеэкономических связей

Разработка и реализация новых стратегических документов в сфере государственной региональной политики РФ необходима для обеспечения устойчивого развития экономики российских регионов, их социальной стабильности, формирования и развития конкурентных преимуществ приоритетных регионов России [8, с. 386]. В числе основных задач, на решении которых должна сконцентрироваться стратегия, - содействие повышению конкурентоспособности российской экономики на основе использования современных факторов размещения производительных сил и форм пространственной организации экономики (кластеры, территории опережающего развития, ОЭЗ и др.), использование потенциала макрорегионов и агломерационного развития.

Создание ОЭЗ и правовой режим их функционирования регулируются Федеральным законом РФ «Об особых экономических зонах в Российской

Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ, а также специальными федеральными законами, принимаемыми для каждой зоны, в соответствии с которыми особая экономическая зона - определяемая правительством РФ часть территории РФ, включающая территории одного или нескольких муниципальных образований в пределах одного или нескольких субъектов РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Целями создания ОЭЗ определяются и типы ОЭЗ на территории РФ (табл. 2).

В России функционирует 28 ОЭЗ (10 промыш-ленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 8 туристско-рекреационных, 5 из которых объединены в Северо-Кавказский туристический кластер, 1 портовая, 3 ОЭЗ, действующие на основании иных федеральных законов) [7; 9, с. 241-242].

По данным Министерства экономического развития РФ, за 12 лет функционирования ОЭЗ в них зарегистрировались более 600 резидентов, из которых более 100 компаний с участием иностранного капитала из 35 стран мира. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 850 млрд руб., вложенных инвестиций - более 260 млрд руб., было создано более 25 тыс. рабочих мест, уплачено более 67 млрд руб. налоговых и таможенных платежей [10]. ОЭЗ наделены специальным юридическим статусом, предоставляющим инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирующим доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже, чем по РФ. Создание ОЭЗ направлено на обеспечение комфортных условий для развития бизнеса, реализации инвестиционных проектов, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов.

Проведенный анализ функционирования ОЭЗ в РФ позволяет выделить следующие тенденции в их развитии: досрочное прекращение деятельности неэффективных ОЭЗ, на территории которых в течение трех лет с даты их создания не заключено ни одного соглашения о ведении деятельности, и ОЭЗ с нарушениями в их развитии; расширение ОЭЗ за счет земельных участков, расположенных на территории муниципальных районов; объединение ОЭЗ одного типа или нескольких типов решением правительства Российской Федерации в кластер для обеспечения целей создания ОЭЗ; дополнение критериев создания ОЭЗ; изменение системы управления ОЭЗ на основе заключения соглашений о передаче полномочий по управлению ОЭЗ субъектам РФ; продление сроков функционирования ОЭЗ; введение в середине 2016 г. и снятие в конце 2018 г. моратория на создание новых ОЭЗ.

Так, проведенная в мае 2016 г. проверка функционирования ОЭЗ позволила обнаружить нарушения в их развитии и неэффективность деятельности ряда ОЭЗ. Как результат, правительством Российской Федерации, региональными органами власти был проделан значительный объем работы по совершенствованию правовой базы, ужесточению требований и критериев создания ОЭЗ, закрытию неэффективных ОЭЗ и введению моратория на создание новых ОЭЗ. В рамках разрабатываемой с мая 2016 г. федеральными органами власти единой стратегии развития ОЭЗ, обеспечения оптимизации бюджетных инвестиций и совершенствования механизма управления были закрыты неэффективные зоны, а все остальные переданы в ведение региональным органам власти.

В результате изменения системы управления ОЭЗ заключено 20 соглашений о передаче полномочий по управлению ОЭЗ с 17 субъектами РФ (в Липецкой, Самарской, Свердловской, Псковской, Калужской, Астраханской, Московской, Тульской, Томской, Иркутской, Тверской и Ульяновской областях, Республике Татарстан, Приморском и Алтайском краях, в городах Москве и Санкт-Петербурге).

В рамках этих же соглашений были утверждены показатели эффективности функционирования ОЭЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» допускается досрочное прекращение существования ОЭЗ, на территории которой в течение трех лет с даты ее создания не заключено ни одного соглашения о ведении деятельности. Таким образом, правовая база функционирования ОЭЗ предполагает по результатам оценки эффективности их функционирования не только прекращение деятельности неэффективных ОЭЗ в РФ, но и возможность направления денежных средств на развитие эффективных ОЭЗ и территорий опережающего социально-экономического развития, тем самым обеспечения реализации проектов, ранее планируемых в закрываемой ОЭЗ, в рамках режима территорий опережающего развития.

Как показывает действующее законодательство, утверждение критериев оценки эффективности ОЭЗ в 2016 г. завершило формирование правовой основы под обновленную систему управления ОЭЗ. На основании этой оценки уже в сентябре 2016 г. было ликвидировано восемь зон и уменьшены территории двух зон, не соответствовавших критериям. На начало 2018 г. было досрочно прекращено существование 11 ОЭЗ: на территориях г. Владивостока; муниципальных образований «Майминский район» и «Чемальский район» Республики Алтай; Геленджика, г. Сочи и Туапсинского муниципального района Краснодарского края; Зеленоградского района Калининградской области; острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Республики Адыгея; Алагир-ского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания; особой экономической зоны на территориях города-курорта Ессентуки, города-курорта Железноводска, города-курорта Кисловодска, города Лермонтова, города-курорта Пятигорска, Минераловодского и Предгорного муниципальных районов Ставропольского края; на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края; на территории муниципальных образований «Кольский район» и «Город Мурманск» Мурманской области, что позволило сократить долговую нагрузку федерального и регионального бюджета. Уменьшены территории туристических ОЭЗ в Иркутской области и Кабардино-Балкарской Республике, что позволило сократить долговую нагрузку федерального и регионального бюджета на 4,7 млрд руб. и 4,8 млрд руб. соответственно [4].

В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в регионах - субъектах РФ в конце 2017 г. стал актуальным вопрос о снятии моратория на создание новых ОЭЗ как важного фактора дальнейшего развития территорий, привлечения новых инвесторов за счет предоставления комплекса региональных и федеральных льгот, положительным результатом которого стало создание в соответ-

60 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦

ствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1774 на территории муниципального образования «Новоусманский муниципальный район» Воронежской области особой экономической зоны промышленно-производствен-ного типа «Центр», направленной на развитие экономики Воронежской области, формирование благоприятных условий для реализации российскими и иностранными компаниями инвестиционных промышленных проектов, создание новых рабочих мест. Предполагается, что к 2028 г. объем инвестиций потенциальных резидентов ОЭЗ «Центр» составит более 9 млрд руб. Будет создано более 1,4 тыс. рабочих мест. Объем выручки потенциальных резидентов от продажи товаров, работ, услуг превысит 75 млрд руб., а совокупный объем налоговых и таможенных платежей в бюджеты всех уровней от ОЭЗ «Центр» - более 12 млрд руб.

С целью создания ОЭЗ зоны одного или нескольких типов могут быть объединены решением правительства РФ в кластер. На повышение эффективности развития ОЭЗ направлено создание в октябре 2010 г. Северо-Кавказского туристического кластера, состоящего из территории Зеленчук-ского района Карачаево-Черкесской Республики, территории Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики, территории Хунзахского района Республики Дагестан, особой экономической зоны на территориях Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия, которая также включена в состав кластера; туристско-ре-креационной особой экономической зоны «Ведучи» на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики, которая включена в состав туристического кластера; открытие в июле 2017 г. на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан пятого межрегионального кластера - кластера производителей композитных материалов, ставшего первым по числу субъектов Федерации (Республика Татарстан, Московская и Саратовская области), а также количеству предприятий кластера, численность которых превысит 50 компаний.

Создание индустриальных парков и технопарков промышленного типа, формирование промышленных кластеров, в рамках которых выстраиваются кооперационные связи между предприятиями регионов и появляются возможности снижения издержек самих производителей, развитие ОЭЗ могут стать, по нашему мнению, важным направлением в совершенствовании промышленной инфраструктуры страны. В целях оптимизации распределения мощностей по территории страны и уменьшения диспропорций в индустриальном развитии регионов РФ, когда более 50% всей обрабатывающей промышленности и свыше 70% инновационной продукции в стране сосредоточено в Центральном и Приволжском федеральных округах, актуальным является внедрение модели предоставления субсидий для расширения сети кластеров, льготных налоговых режимов в рамках 9 ОЭЗ и 45 территорий опережающего развития, и выделения отдельных

разделов во всех государственных программах, касающихся развития Дальнего Востока и СевероКавказского федерального округа. По мнению специалистов, с которыми мы согласны, очень важно при рассмотрении в 2019 г. вопроса о создании новых ОЭЗ соблюдать баланс их размещения по регионам России.

Как показал анализ, большая роль отводится ОЭЗ в развитии промышленного потенциала России и обеспечении ускорения инновационного развития как страны в целом, так и ее регионов. Оба аспекта важны, особенно если учесть ориентацию экономики страны, хозяйств субъектов РФ на импорто-замещение и расширение отечественными предприятиями выпуска конкурентоспособной продукции [1, с. 81; 6, с. 58].

Еще одно направление развития ОЭЗ - возможное расширение в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ за счет земельных участков, расположенных на территории муниципальных районов после получения подтверждения от компаний (потенциальных резидентов ОЭЗ) о готовности реализовать инвестиционные проекты на новых территориях. Предусмотренные мероприятия реализуются в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» и направлены на рост объема инвестиций потенциальных резидентов на новых территориях ОЭЗ и совокупного дополнительного объема отчислений в бюджеты всех уровней. В период с 2011 по 2017 г. увеличены 6 ОЭЗ на территориях Грязинского района Липецкой области; «Людиново» на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области; г. Москвы; Зеленчук-ского района Карачаево-Черкесской Республики; Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики; Хунзахского района Республики Дагестан.

Например, одной из последних в 2017 г. была увеличена площадь ОЭЗ технико-внедренческого типа, созданной в декабре 2005 г. на территории Москвы, за счет территорий, расположенных в Зеленоградском и Юго-Восточном административных округах Москвы, что, несомненно, позволит компаниям (потенциальным резидентам ОЭЗ) реализовать инвестиционные проекты на новых территориях путем размещениях на этих площадках предприятий микроэлектроники, информационных технологий, фармацевтики, биотехнологий, машиностроения, станкостроения, автомобилестроения, производства автокомпонентов и комплектующих, робототехники; в августе 2018 г. - площадь ОЭЗ промышленно-производственного типа в Свердловской области за счет земельных участков, расположенных в Екатеринбурге и на территории Сысертского городского округа Свердловской области для размещения на новой площадке предприятий микроэлектроники, машиностроения, станкостроения, авиастроения и комплектующих, предприятия по производству медицинского оборудования. Предпосылками для увеличения терри-

тории ОЭЗ являются конкурентные экономико-географические преимущества территории для реализации инвестиционных проектов, соответствующие ее специализации, выгодное расположение, делающее Свердловскую область одним из крупнейших транспортно-логистических узлов, развитая сеть автомобильных, железных дорог и воздушных путей.

Согласно прогнозным показателям эффективности функционирования новых площадок ОЭЗ, расширение ОЭЗ позволит увеличить объем осуществленных инвестиций потенциальных резидентов, количество созданных рабочих мест, объем выручки потенциальных резидентов от продажи товаров, работ, услуг, совокупный объем налоговых и таможенных отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от новой площадки ОЭЗ.

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» предусматривалось наличие инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов, готовых реализовать проекты на этой территории; успешного опыта реализации крупных инвестпроектов в субъекте РФ или муниципальном образовании, где предполагается создание ОЭЗ; объектов внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и другой инфраструктуры. Решение о создании ОЭЗ принимается исходя из совокупности утверждённых критериев. Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 552 «О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны» установленные ранее критерии дополнены рядом критериев, которыми предусматривается наличие:

- оценки предлагаемой к созданию ОЭЗ по показателям рентабельности, доходности и срока окупаемости, а также порядка их расчета;

- разработанных субъектом РФ или муниципальным образованием проекта планировки территории и перспективного плана развития ОЭЗ;

- анализа экологических рисков проекта создания ОЭЗ;

- опыта будущей управляющей компании ОЭЗ в создании и обеспечении функционирования объектов инфраструктуры, а также успешного опыта реализации в субъекте РФ или муниципальном образовании, на территориях которых предполагается создание ОЭЗ, крупных инвестиционных проектов или создания инновационных кластеров, индустриальных парков и технопарков, с указанием объема затрат бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета на единицу площади (рублей на один гектар общей площади индустриальных парков и инновационных кластеров либо рублей на один квадратный метр общей площади технопарков).

С целью повышения эффективности функционирования ОЭЗ в РФ, более эффективного вложения средств федерального бюджета в развитие инфраструктуры и более эффективного предостав-

ления налоговых льгот в части налогов, поступающих в федеральный бюджет, при создании новой ОЭЗ, в соглашении правительства РФ о создании ОЭЗ с руководителями субъектов РФ должны быть предусмотрены обязательства субъектов по достижению данных критериев в определенный период и финансовая ответственность субъектов Федерации за невыполнение этих обязательств.

На совершенствование правового регулирования в сфере налогообложения в ОЭЗ направлено принятие Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающего для организаций -резидентов ОЭЗ налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 2%. Кроме того, для таких организаций сохраняется предельная максимальная величина налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Федерации, в размере 13,5%.

Необходимо отметить, что деятельность отдельных ОЭЗ регламентируется принятием нормативно-правовых актов по таким зонам. Федеральным законом от 05.12.2017 № 393-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области» предусматривается включить в состав ОЭЗ в Калининградской области примыкающие к территории области внутренние морские воды и территориальное море РФ; продлить срок функционирования ОЭЗ до 31 декабря 2045 г.; установить минимальный размер инвестиций в форме капитальных вложений для резидентов данной ОЭЗ: не менее 10 млн руб. -при реализации инвестиционных проектов в области здравоохранения; не менее 1 млн руб. -в области разработки компьютерного программного обеспечения, оказания консультационных услуг в данной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, а также в области научных исследований и разработок; установить упрощенный порядок въезда на территорию Калининградской и выезда с нее, особенности пребывания на ней иностранных граждан и (или) лиц без гражданства.

На регулирование деятельности участников свободной экономической зоны Крыма и Севастополя в сфере недропользования было направлено принятие Федерального закона от 20.12.2017 № 405-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"», согласно которому участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-

62 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦

бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, а также за исключением разведки и добычи природных лечебных ресурсов для осуществления санаторно-курортного лечения и организации отдыха.

Анализ действующей системы управления ОЭЗ позволил нам выявить ряд важных инструментов повышения эффективности развития и управления ОЭЗ в РФ, к которым можно отнести проводимый Министерством экономического развития РФ мониторинг развития ОЭЗ, рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России, организация опроса резидентов ОЭЗ, запуск бизнес-навигатора по ОЭЗ, объединение ОЭЗ в кластеры.

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности ОЭЗ, впервые за 12 лет функционирования ОЭЗ представленном Министерством экономического развития РФ в ноябре 2017 г., определены лучшие ОЭЗ промышленно-произ-водственного и технико-внедренческого типа, среди которых подмосковная Дубна (лидер рейтинга), Алабуга (Республика Татарстан), Липецк, Санкт-Петербург и Иннополис (Республика Татарстан). Рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ, при составлении которого учитывались такие важные критерии развития ОЭЗ, как количество резидентов, объем осуществленных инвестиций, наличие льгот и преференций для инвесторов, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционная привлекательность региона, открытость информации об ОЭЗ в интернете и другие параметры, направлен на обеспечение российским и международным инвесторам возможности осуществлять поиск наиболее инвестиционно привлекательных площадок, совершенствование механизма привлечения инвестиций, выявление лучших практик, создание инструментов дальнейшего развития и эффективного функционирования ОЭЗ в РФ.

Первые пять мест в рейтинге инвестиционной привлекательности индустриальных парков и ОЭЗ 2018 г., представляющем интерес с точки зрения информации о территориальным размещении наиболее успешных в инвестиционном плане индустриальных парков и ОЭЗ и составляемым АЦ «Эксперт», заняли технополис Химград и ОЭЗ ППТ Алабуга (Республика Татарстан), индустриальный парк Марьино (Санкт-Петербург), промышленная зона Заволжье (Ульяновская область) и ОЭЗ Лотос (Астраханская область).

Результатом системного анализа инвестиционной привлекательности и сравнительной интегральной оценки ОЭЗ России стал бизнес-навигатор «Особые экономические зоны России» - первое за 12 лет функционирования ОЭЗ в России деловое издание, подготовленное Ассоциацией кластеров и технопарков при поддержке Министерства экономического развития РФ, представляющее собой комплексное исследование текущего уровня развития и инвестиционной привлекательности ОЭЗ, их конкурентных преимуществ и особенностей функционирования. Указанное издание предна-

значено для государственных органов управления, руководителей крупных корпораций и регионального бизнеса, российских и международных инвесторов, финансово-кредитных учреждений, экспертного сообщества. Важный инструмент в системе стратегического планирования и социально-экономического развития региона, «Бизнес-навигатор» может быть использован федеральными и региональными органами власти в целях совершенствования механизмов привлечения инвестиций, нормативного закрепления лучших практик эффективного развития ОЭЗ и преодоления отставания России в технологическом развитии от передовых экономик.

На анализ эффективности функционирования ОЭЗ и определения перспективных направлений развития этого института направлен проводимый Минэкономразвития опрос резидентов ОЭЗ по особенностям реализации проектов в ОЭЗ, преимуществам и недостаткам зон, трудностям, с которыми сталкиваются инвесторы, оценке качества работы управляющих компаний.

В 2018 г. правовая база функционирования ОЭЗ дополнена:

- решениями о расширении перечня проектов по созданию индустриальных парков и технопарков и об изменениях в порядке управления ОЭЗ. Распоряжением Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. № 307-р в перечень проектов по созданию индустриальных парков и технопарков включён индустриальный парк «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга"» в Татарстане, на создание инфраструктуры которого предусмотрены субсидии Республике Татарстан из федерального бюджета в размере 1086 млн руб. в 2018 г., 1468 млн руб. в 2019 г.;

- установлением Федеральным законом от 3 июля 2018 г. № 176-ФЗ возможности продления срока существования ОЭЗ, созданных до 1 января 2012 г., в течение 180 дней со дня его вступления в силу;

- наделением Минкавказа России полномочиями правопреемника Минэкономразвития России в отношении обязательств в сфере управления ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа, с целью обеспечения более эффективной реализации федеральными органами власти полномочий по управлению ОЭЗ на территории СевероКавказского федерального округа в соответствии с Постановлением от 5 апреля 2018 г. № 412.

Анализ правовой базы функционирования ОЭЗ в РФ, в том числе предлагаемых поправок к законопроекту об ОЭЗ, позволил определить следующие возможные направления совершенствования механизмов функционирования и управления ОЭЗ [5]:

- изменение схемы управления ОЭЗ путем заключения единственного соглашения о создании ОЭЗ между Минэкономразвития России, субъектом Федерации, муниципалитетом и управляющей компанией, которым в том числе будут определены границы ОЭЗ, обязательства по финансированию создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития ОЭЗ, перечень планируемых к

строительству объектов инфраструктуры, значения ключевых показателей эффективности ОЭЗ и ответственность региональных властей за их недостижение, а также полномочия всех сторон;

- возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания ее деятельности неэффективной в течение трех лет подряд; изменение схемы финансирования создания ОЭЗ путем исключения необходимости докапитализации АО «Особые экономические зоны»; расширение перечня разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ;

- упрощение порядка получения и лишения статуса резидента ОЭЗ путем замены бизнес-планов на паспорта инвестиционных проектов, сокращения сроков заключения соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ до 15 рабочих дней, исключения наблюдательного совета ОЭЗ, заключения соглашения о ведении деятельности напрямую с субъектом Федерации в случае передачи ему соответствующих полномочий, введения возможности регистрации резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа не только на территории муниципального образования, но и на территории города федерального значения в случае, если ОЭЗ расположена в границах этого города.

Реализуемые меры по развитию ОЭЗ в РФ позволят повысить эффективность использования данного инструмента в системе государственного управления территориальными образованиями с особым статусом и особыми условиями хозяйствования.

1. Григорян Е.С., Яшина М.Н., Яшин Н.С. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях государственной политики импортозамещения //

Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 80-83.

2. Данилова С.Н. Тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 106-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Данилова С.Н., Петров А.М., Тэйслина О.Г. Государственное регулирование развития территорий с особым статусом // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4 (73). С. 75-79.

4. Особые экономические зоны и другие территории со специальным статусом: некоторые важные результаты и показатели 2016 года. URL: http://government.ru/info/27260/

5. О поправках правительства к законопроекту, направленному на совершенствование механизмов функционирования и управления особыми экономическими зонами. URL: http://government.ru/activities/selection/304/32722/

6. ПетровА.М. Современные экономические тенденции и роль инновационной деятельности в развитии России // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 57-58.

7. Справочная информация: «Особые экономические зоны» (материал подготовлен специалистами «Консультант-Плюс»). URL: www.consultant.ru.

8. Тэйслина О.Г. Правовые основы реализации приоритетных направлений государственной региональной политики РФ // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. / под ред. канд. юрид. наук В.В. Бехер, канд. юрид. наук Н.Н. Лайченковой. Саратов, 2016. С. 384-387.

9. Тэйслина О.Г. Совершенствование инструментов регионального развития как фактор роста экономики и обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: мат. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 237-248.

10. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ sez/index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.