Научная статья на тему 'К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России'

К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1836
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT INVESTMENTS / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / VOLGA FEDERAL DISTRICT / ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ / PRIVILEGES AND PREFERENCES / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ЗОНА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА / ZONE OF INDUSTRIAL AND PRODUCTION TYPE / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / TERRITORY OF THE ADVANCING DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тарасова Юлия Анатольевна, Бобкова Татьяна Степановна, Кожевникова Светлана Александровна

В данной работе авторы анализируют российский и мировой опыт функционирования территорий с особым правовым статусом, в частности, особых экономических зон. Отмечаются многочисленные преимущества учреждения и развития таких территорий в стране в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Наибольшее внимание авторы уделяют правовым основам функционирования особых экономических зон в России. На основании анализа Закона об особых экономических зонах в Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, выявлены преимущества и недостатки правового регулирования создания, управления и закрытия особых экономических зон. Рассматриваются факторы, определяющие набор льгот для иностранных инвесторов в различных территориях с особым правовым статусом, а также условия эффективной работы особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Анализ нормативноправовых актов подкрепляется авторами описанием и сравнением экономических показателей работы двух особых экономических зон промышленно-производственного типа в Приволжском федеральном округе. Авторы также рассматривают судебную практику по спорным вопросам, возникающим в связи с учреждением особых экономических зон. Статья завершается рассмотрением возможных перспектив трансформации территорий с особым правовым статусом. Отмечаются общие цели и условия учреждения двух схожих экономико-правовых институтов Особых экономических зон и Территорий опережающего развития, а также рост конкуренции этих структур у региональных властей. Авторы предлагают изменения в формулировке отдельных норм законодательства об особых экономических зонах, которые могут способствовать повышению эффективности работы данного института. Делается вывод о значительном потенциале развития особых экономических зон при условии стабильной и предсказуемой политики в отношении иностранных инвесторов со стороны законодателей и региональных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of legal regulation of special economic zones in Russia

The authors analyze the Russian and international experience of functioning of territories with special legal status, special economic zones in this paper. The multiple advantages of establishing and developing of such territories in the country in the short-term and long term are noted. The authors pay the greatest attention to the legal bases of functioning of special economic zones in Russia. On the basis of the analysis of the Law on Special economic zones in the Russian Federation and the other normative legal acts, the advantages and the shortcomings of the legal regulation of the creation, management and closing of the special economic zones are revealed. The factors defining a set of privileges for the foreign investors in various territories with special legal status and also the conditions of the effective work of the special economic zone of industrial and production type are considered. The authors support their analysis of the legislation with the description and comparison of economic indicators of work of two special economic zones of industrial and production type in the Volga Federal District. The authors also consider jurisprudence on the controversial issues arising in the connection with the establishment of special economic zones. The article comes to the end with the consideration of possible prospects of the territories with special legal status transformation. The common goals and the conditions of the establishment of the two similar economical and legal institutes Special economic zones and Territories of the advancing development and also the growth of the competition of these structures at the regional authorities are noted. The authors offer to change the formulation of some norms of the legislation on the special economic zones which can promote to increase the effectiveness of this institute. The conclusion about the considerable potential of development of special economic zones on condition of the stable and predictable policy toward the foreign investment from legislators and the regional authorities is drawn.

Текст научной работы на тему «К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/30ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 18.05.2018; опубликована 10.07.2018. Ссылка для цитирования этой статьи:

Тарасова Ю. А., Бобкова Т.С., Кожевникова С. А. К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/30ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Tarasova Yu.A., Bobkova T.S., Kozhevnikova S.A. (2018). To the question of legal regulation of special economic zones in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/30ECVN318.pdf (in Russian)

УДК 339.543.027.2 ГРНТИ 82.15.17

Тарасова Юлия Анатольевна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Филиал в г. Сызрань, Россия Доцент кафедры «Социально-экономических дисциплин» Кандидат исторических наук, магистр юриспруденции

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=359302

Бобкова Татьяна Степановна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Филиал в г. Сызрань, Россия Доцент кафедры «Экономики и управления» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]

Кожевникова Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»

Филиал в г. Сызрань, Россия Заведующий кафедрой «Права» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России

Аннотация. В данной работе авторы анализируют российский и мировой опыт функционирования территорий с особым правовым статусом, в частности, особых экономических зон. Отмечаются многочисленные преимущества учреждения и развития таких территорий в стране в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Наибольшее внимание авторы уделяют правовым основам функционирования особых экономических зон в России. На основании анализа Закона об особых экономических зонах в Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, выявлены преимущества и недостатки правового регулирования создания, управления и закрытия особых экономических зон. Рассматриваются факторы, определяющие набор льгот для иностранных инвесторов в различных территориях с особым правовым статусом, а также условия эффективной работы

особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Анализ нормативно-правовых актов подкрепляется авторами описанием и сравнением экономических показателей работы двух особых экономических зон промышленно-производственного типа в Приволжском федеральном округе. Авторы также рассматривают судебную практику по спорным вопросам, возникающим в связи с учреждением особых экономических зон.

Статья завершается рассмотрением возможных перспектив трансформации территорий с особым правовым статусом. Отмечаются общие цели и условия учреждения двух схожих экономико-правовых институтов - Особых экономических зон и Территорий опережающего развития, а также рост конкуренции этих структур у региональных властей. Авторы предлагают изменения в формулировке отдельных норм законодательства об особых экономических зонах, которые могут способствовать повышению эффективности работы данного института. Делается вывод о значительном потенциале развития особых экономических зон при условии стабильной и предсказуемой политики в отношении иностранных инвесторов со стороны законодателей и региональных властей.

Ключевые слова: особые экономические зоны; правовое регулирование; прямые инвестиции; Приволжский федеральный округ; льготы и преференции; инфраструктура; зона промышленно-производственного типа; территория опережающего развития

В сентябре 2016 года правительство Российской Федерации приняло постановление о закрытии восьми особых экономических зон на территории страны (в основном туристско-рекреационных и портовых). В список ликвидируемых попали особые экономические зоны в Республике Алтай, Ставропольском крае, на территории Советско-Гаванского района Хабаровского края, острова Русский, в Мурманской области, на территории Апшеронского района Краснодарского края, в Республике Адыгея и в Республике Северная Осетия -Олания.1 Причинами закрытия послужили неэффективность работы данных институтов и высокий уровень расходов на обустройство инфраструктуры и управления особыми экономическими зонами. Поскольку широкой огласке в новостных передачах на ведущих телевизионных каналах был предан только факт закрытия данных объектов, сущность, основы функционирования и управления ОЭЗ (особых экономических зон) в России и причины их неэффективности остались неясными. Факт закрытия неэффективных ОЭЗ в некоторой степени дискредитировал саму идею территорий с особым правовым статусом и обострил проблему эволюции нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между властью и инвесторами. Поэтому представляется актуальным изучение основ российского законодательства об особых экономических зонах и оценка условий эффективного управления данными институтами.

Нужно отметить, что особые экономические зоны, как инструменты привлечения иностранных инвестиций, широко распространены во многих странах «догоняющего развития». Большинство исследователей-экономистов признают выгоды от устройства особых экономических зон на территории страны. Например, в отчете Т. Фэрола и Г. Акинси указываются главные цели создания ОЭЗ - привлечение инвестиционных ресурсов, расширение сотрудничества с зарубежными партнерами, модернизация экономики [1, С. 16]. М.Е. Суворова отмечает, что особые экономические зоны - инструмент диверсификации экономики и увеличения конкурентоспособности [2, С. 28]. О.А. Сухорукова делает акцент на

1 Постановление Правительства Российской Федерации «О досрочном прекращении существования особых экономических зон» от 28 сентября 2016 года N 978 [Электронный ресурс] / Сайт КонсультантПлюс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205315/ (Дата обращения 20.03.2018).

Страница 2 из 10

30ECVN318

роли особых экономических зон для развития отдельных регионов Российской Федерации [3, С. 49].

Следует сказать, что в Европе, где опыт использования особых экономических зон оказался наиболее успешным, они имели достаточно длительную историю. Те же Фэрол и Акинси отмечают, что «свободные порты» и охватившие города свободные зоны, которые гарантировали бесплатное хранение и обмен товаров на безопасных торговых маршрутах -таких как Гибралтар, Гамбург и Сингапур - существовали в течение многих веков. Первая современная промышленная свободная зона была учреждена в Шанноне, Ирландия, в 1959. Перед 1970-ми большинство зон было сгруппировано в индустриальных странах. Но с начала 1970-х, в Восточной Азии и Латинской Америке учреждаются особые экономические зоны для привлечения инвестиции в трудоемкое производство. Эти зоны стали краеугольным камнем торговой и инвестиционной политики в странах, отказывающихся от политики замены импорта и стремящихся объединяться в мировые рынки через политику экспортно-ориентированного роста» [1, С. 16].

По оценке А.Н. Пивоварова, в развитых странах, таких как Канада и США территории с особым правовым статусом служат в первую очередь для повышения конкурентоспособности продукции национального производителя [4, С. 85].

В России создание особых экономических зон масштабный федеральный проект, направленный на привлечение в первую очередь прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм. Преимуществами этих территорий является особый режим осуществления предпринимательской деятельности и возможность реализации режима свободной таможенной зоны.

Целями создания ОЭЗ законодатель признает: «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработку технологий и коммерциализацию их результатов, производства новых видов продукции». 2 В соответствии с этим выделяются четыре типа ОЭЗ - промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Зоны разной «направленности» могут быть объединены в одну. К зоне каждого типа предъявляются строго определенные требования. В ОЭЗ, за исключением туристско-рекреационных, не допускается размещение жилищного фонда.

Первые попытки организации территорий с особым правовым статусом относятся к концу восьмидесятых годов XX века. Тогда же определение особой экономической зоны было введено в правовое поле в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». Достаточно длительный период существования и развития ОЭЗ в России, дал необходимый опыт для создания единого нормативно-правового акта. Долгожданный закон об особых экономических зонах был принят в 2005 году и до настоящего времени остается основным законодательным актом в этой сфере. Продолжает действовать федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Организация и условия осуществления деятельности в каждой конкретной территории определяется Постановлением Правительства о создании ОЭЗ.

В качестве сложного социально-экономического объекта, особая экономическая зона, помимо основного закона, фигурирует в других основополагающих нормативно-правовых

2 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Сайт КонсультантПлюс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (Дата обращения 20.03.2018).

актах. Земельный кодекс регулирует вопросы аренды, субаренды и перехода права собственности на земли, попавшие в территории ОЭЗ. Градостроительный кодекс содержит ряд изъятий, касающихся действия градостроительных регламентов в особых экономических зонах. Налоговый кодекс предусматривает особые условия уплаты налога на прибыль для резидентов ОЭЗ в Калининградской области. Можно сказать, что особая экономическая зона выступает межотраслевым правовым институтом.

Нужно отметить, что закон об особых экономических зонах претерпел значительные изменения с момента принятия. В частности, отмеченная А.В. Пушкиным неясность критериев создания особой экономической зоны [5, С. 173], была устранена Постановлением Правительства РФ только 26 апреля 2012 года. В настоящее время эти критерии включают среди прочих: наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ; наличие инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме готовность реализовать эти проекты на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны; наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося осуществлять функции управляющей компании. 3

При этом в тексте постоянно подчеркивается окупаемость бюджетных инвестиций в создание ОЭЗ. В частности, планируемые инвестиционные проекты должны по объему соответствовать вложенным в создание инфраструктуры государственным средствам, а управляющая компания обязуется привлечь не менее 50 процентов планируемого объема внебюджетных инвестиций в создание и функционирование особой экономической зоны.

Кроме этих наиболее важных критериев, Постановление предусматривает наличие всех необходимых ресурсов для обеспечения деятельности инвесторов, в том числе и кадровых. Отмечается необходимость для региона иметь опыт реализации крупных инвестиционных проектов, создания инновационных кластеров, индустриальных парков и технопарков.

Интересен опыт Филиппин в организации Особых экономических зон. Критериями учреждения новой территории с данным статусом являются экономические преимущества по сравнению с уже существующими зонами, высокий уровень развития промышленности и стратегически важное положение. В отсутствии данных условий, зона может быть учреждена, однако, финансовые вливания в создание инфраструктуры и другие виды материальной поддержки возлагаются на местные бюджеты или частные инвестиции, без участия центрального правительства. Кроме того, такая зона должна уже через пять лет продемонстрировать «существенное развитие», определяемое органом, руководящим ОЭЗ Филиппин.4

Остается несколько вопросов в законодательном регулировании деятельности и управления ОЭЗ. Ряд российских исследователей отмечали ограниченную роль регионов в управлении особыми экономическими зонами на собственной территории [6, С. 167]. Первоначально управление ОЭЗ должна была осуществлять централизованная система во главе с федеральным органом исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации) и территориальными органами в субъектах Федерации [7, С. 370]. В последней редакции Закона об особых экономических зонах на федеральный орган исполнительной власти возлагалась функция разработки единой государственной политики в

3 Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» (с изменениями и дополнениями от 27 марта 2013) / Система ГАРАНТ // Режим доступа: http://base.garant.ru/70168878/#ixzz4WJj4QmrM (Дата обращения 20.03.2018).

4 Special Economic Zone Act. REPUBLIC ACT NQ. 7916 25.07.1994, Republic of the Philippines

[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/70168878/#ixzz4WJj4QmrM // http://www.peza.gov.ph/index.php/about-peza/special-economic-zone-act (Дата обращения 20.03.2018).

сфере создания и функционирования особых экономических зон и управления особыми экономическими зонами. Непосредственное управление ОЭЗ осуществляет управляющая компания «АО «ОЭЗ», единственным акционером которой является государство.

В соответствии с изменениями и дополнениями Федерального закона №116-ФЗ, часть полномочий по управлению ОЭЗ может быть передана субъекту Федерации. В таком случае: «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации раскрывает информацию о своей деятельности и об особой экономической зоне, находящейся у него в управлении, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 5

Значительные правовые трудности возникают в случае закрытия ОЭЗ, поскольку зона создается на сорок девять лет и соглашения с резидентами могут заключаться на значительный срок. Законодательство предусматривает три причины закрытия ОЭЗ досрочно -необходимость защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства; отсутствие резидентов в течение трех лет или не осуществление деятельности по реализации соглашений в соответствии со специализацией зоны. 6 Учитывая, что финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, срок в три года, предусмотренный законом, представляется неоправданно длительным. Его можно рассматривать как верхнюю границу периода. В частности, можно предложить следующую формулировку пункта 7.2 статьи 6 Закона об ОЭЗ: «Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

В ТЕЧЕНИЕ ГОДА с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ С ДАТЫ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ все ранее заключенные соглашения расторгнуты».

Несмотря на общую законодательную базу, в разных экономических зонах могут предусматриваться разные наборы льгот для инвесторов. Например, условия хозяйственной деятельности достаточно схожи в соседних регионах Приволжского федерального округа, что отмечается в статьях Е.Н. Зубковой, Е.Ю. Дремовой [8, С. 142] и Л.А. Сагдеевой [9, С. 187]. Однако, льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ ППТ «Тольятти» (Самарская область) и ОЭЗ ППТ «Алабуга» (республика Татарстан) значительно отличаются. Сравним их в следующей таблице:

Таблица 1

Льготы и преференции резидентам ОЭЗ ППТ «Тольятти» и ОЭЗ ППТ «Алабуга»

Льготы и преференции ОЭЗ ППТ «Тольятти» ОЭЗ ППТ «Алабуга»

Налог на прибыль 2 % до 2018 г. 5 % с 2019 до 2020 гг. 9 % с 2021 до 2022 гг. 12 % с 2023 до 2024 гг. 15,5 % с 2025 г. и далее 2 % первые 5 лет 7 % следующие 5 лет 15,5 % последующие 10 лет

5 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Сайт КонсультантПлюс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 54599/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (Дата обращения 20.03.2018).

6 Там же.

Льготы и преференции ОЭЗ ППТ «Тольятти» ОЭЗ ППТ «Алабуга»

Налог на имущество 0 % на 10 лет 0 % на 10 лет

Транспортный налог 0 % на 5 лет 0 % на 10 лет

Налог на землю 0 % первые 5 лет 0 % первые 5 лет

Режим свободной таможенной зоны да да

Ускоренный порядок признания расходов да нет

на НИОКР, ускоренная амортизация

Защита от неблагоприятных изменений в да да

налоговом законодательстве РФ

Льготные условия аренды да да

Возможность права выкупа земельного 138 415 руб. за 1 га 100 тыс. руб. за 1 га

участка:

Понижающие коэффициенты нет при объеме капитальных вложений не менее 10 млн евро - 0,9; при объеме капитальных вложений не менее 20 млн евро - 0,7; при объеме капитальных вложений не менее 30 млн евро - 0,5.

Источник: Информация с сайтов ОЭЗ ППТ«Тольятти» (http://oeztlt.ru/ru/project/) и ОЭЗ ППТ «Алабуга» (http://alabuga.ru/ru/incentives/). Дата обращения: 12.03.-27.03.2018

Конкретные условия хозяйственной деятельности определяются каждым субъектом с учетом местных условий и утверждаются на основе федеральных нормативно-правовых актов. Например, размер арендной платы за земельный участок в ОЭЗ ППТ «Тольятти» рассчитывается на основании приказа Министерства экономического развития, инвестиций и торговли РФ №190 от 14 июля 2006 года «Об утверждении методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территории особых экономических зон технико-внедренческого, портового и туристско-рекреационного типов, и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон».7 Размер арендной платы зависит от времени работы в ОЭЗ резидента, объема капитальных вложений, предусматривает повышение в случае роста инфляции.

Сильной стороной такого регулирования является индивидуальный подход к инвесторам, учитывающий наиболее значимые в экономическом плане показатели их деятельности и вклада в развитие региона. Однако, приказ законодательно устанавливает растущий коэффициент арендной платы и ограничивает региональные власти в изменении условий аренды.

Следует отметить, что право покупки земельных участков в пределах особой экономической зоны было законодательно введено только в 2015 году. Несмотря на это нововведение, сохранилась специфика землепользования в ОЭЗ. В частности, арендатор земельного участка и одновременно резидент особой экономической зоны не имеет права субаренды (Ст 35 Закона об ОЭЗ), что является особенностью землепользования на данной территории и не распространяется на иные категории земель [10, С. 35].

7 Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 14 июля 2006 г. N 190 «Об утверждении Методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико-внедренческого, портового и туристско-рекреационного типов и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ / Режим доступа: http://base.garant.ru/12149004/#ixzz4akaCrL8i, http://base.garant.ru/12149004/ (Дата обращения 20.03.2018).

Кроме того, земельный участок, расположенный в границах ОЭЗ, может быть изъят для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законом, в случае если он предназначен для размещения линейного объекта, составляющего инфраструктуру ОЭЗ. Исключением является размещение линейного объекта на условиях сервитута.

Достаточно длительная процедура создания ОЭЗ и большое количество сторон, участвующим в этом процессе, может создавать трудности при определении степени ответственности каждого участника. В Советском районном суде города Томска рассматривалось дело о нарушении прав жителя города Томска, земельный участок которого оказался включен в земли, отводимые по ОЭЗ, то есть, по сути, изъят без выплаты какой-либо компенсации. При рассмотрении доказательств, доводов в истца и ответчиков, судья столкнулся с двумя проблемами. Первая Закон об ОЭЗ предполагает, что земли, отводимые под создание зоны должны находиться или в федеральной, или в муниципальной собственности, поэтому процедура выкупа земельных участков у отдельных собственников не предусмотрена в принципе. Второй проблемой стало определение того государственного органа, который должен был выплачивать компенсацию. В качестве ответчиков были привлечены: Правительство Российской Федерации, Администрации Томской области, администрации Города Томска.

Суд встал на сторону административного истца, признав незаконным лишение его прав на участок без соответствующего выкупа. Однако, указал, в качестве единственного ответчика администрацию города Томска. Поскольку по трёхстороннему соглашению о создании ОЭЗ, именно администрация города Томска была обязана определить местоположения ОЭЗ и, соответственно, действие (бездействие) чиновников администрации привело к нарушению прав истца. Поскольку Закон «об особых экономических зонах» не предусматривает процедуры выкупа земельного участка для государственных, муниципальных нужд, суд обязал администрацию города Томска произвести выкуп, руководствуясь статьями 279 -281 Гражданского Кодекса РФ и статьями 56.7-56.11 Земельного Кодекса РФ.8

Статус резидента особой экономической зоны кроме льгот по уплате таможенных пошлин и налоговых отчислений, накладывает некоторые обязательства. В частности, оборудование и товары, ввезенные в ОЭЗ, освобождаются от таможенных пошлин, однако при вывозе их с территории они становятся условно выпущенными иностранными товарами, то есть вывоз товаров и оборудования с территории ОЭЗт (за исключением другой ОЭЗ) является правонарушением. Примером рассмотрения дела о данном правонарушении является решение Арбитражного суда Республики Татарстан. Заявитель обратился с жалобой на действия Татарской таможни, оштрафовавшей его за вывоз итальянских двигателей, ввезенных им на территорию ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин. Действия таможни были признаны законными. Судом было подчеркнуто, что, являясь резидентом осой экономической зоны 27.07.2006 г. заявитель имел достаточный опыт работы, в том числе в сфере таможенного оформления товаров. Заявитель имел достаточно возможностей для соблюдения таможенных процедур, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 9

8 Решение № 2А-1031/2017 от 5 мая 2017 г. по делу № 2А-1031/2017 Советский районный суд г.Томска (Томская область) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/22TVbSvFeqbg/ (Дата обращения 20.03.2018).

9 Решение от 9 сентября 2009 г. по делу № А65-18422/2009 Арбитражный суд Республики Татарстан [Электронный ресурс] // Режим доступа: Мр:/^Мас1т/агЬйгаШос/2иНК4Шс 14^У/ (Дата обращения 20.03.2018).

Страница 7 из 10

30ЕСУ№18

Существенную конкуренцию ОЭЗ как института привлечения иностранных инвестиций с 2014 года начали составлять Территории опережающего социально-экономического развития

ТОРы, в отличие от ОЭЗ, учреждаются по результатам заключения соглашений между конкретными крупными инвесторами и уполномоченным федеральным органом государственной власти, выработки основного направления экономической деятельности, определения объема инвестиций и количества создаваемых рабочих мест.10

Срок существования территории опережающего развития определен в 70 лет, но может быть продлен. В отношении ОЭЗ продление срока ее существования не предусмотрено. Отличительной особенностью Территорий опережающего развития является то, что заявку на ее создание вправе подавать руководство любого субъекта РФ, в отличие от особых экономических зон. В целом, процедура создания и управления Территорией опережающего развития значительно проще создания и управления ОЭЗ.

Уже наблюдается тенденция переориентации региональных властей с создания в субъектах РФ особых экономических зон на регистрацию территорий опережающего развития. Между тем, конкуренция, возникающая между сходными по своему содержанию правовыми институтами, может значительно сказаться на экономической устойчивости тех реальных промышленно-производственных комплексов, которые были созданы в России после 2005 года. Возможно, такую перспективу предвидел законодатель, ограничив возможность создания Территории опережающего развития в тех регионах, где уже функционирует Особая экономическая зона.

Следует отметить, что цели создания Территорий опережающего развития и ОЭЗ различны. Первые ориентированы на внутренние инвестиции, вторые - на внешнеэкономическую деятельность и прямые иностранные инвестиции. С учетом этого, можно рассмотреть возможность снятия ограничений на образование Территории опережающего развития в субъекте Российской Федерации в случае, если Особая экономическая зона вышла на максимальные экономические показатели по привлечению иностранных инвестиций. Данное решения будет соответствовать концепции национального режима иностранных инвестиций, поскольку российские инвесторы получат возможность пользоваться теми же льготами, что и зарубежные резиденты ОЭЗ.

10 Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ [Электронный ресурс] / Сайт КонсультантПлюс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (Дата обращения 20.03.2018).

Страница 8 из 10

(ТОРы).

30ECVN318

ЛИТЕРАТУРА

1. Thomas Farole, Gokhan Akinci. Special Economic Zones. Progress, Emerging Challenges, and Future Directions / Ed. by Thomas Farole Gokhan Akinci 2011 The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, p. 16.

2. Суворова, М.Е. Создание и управление особыми экономическими зонами в регионах России [Текст] // Стратегия устойчивого развития регионов России. -2013. - N 13. - C. 28-35.

3. Сухорукова, О.А. Опыт формирования и особенности управления особыми экономическими зонами в России [Текст] // Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013.- № 4. - С. 49-55.

4. Пивоваров, А.Н. Зарубежный опыт управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа [Текст] // Вестник Бурятского университета. -2010.- N 2. - С. 85-57.

5. Пушкин, А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в РФ [Текст] / А.В. Пушкин. - М.: Альпина Букс, 2012 - 383 с.

6. Васильев, А.В. К вопросу участия регионов в управлении особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук. - 2010. - № 15 - 1. - С. 165-169.

7. Шевцова, С.Н. Специфика управления особыми экономическими зонами в России на современном этапе // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2012. - №4. - С. 368-373.

8. Зубкова, Е.Н., Дремова, Е.Ю. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Тольятти» как инструмент регионального экономического развития [Текст] // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2011. - № 2 (3). - С. 141-144.

9. Сагдеева, Л.А. Инновационный проект экономического развития республики Татарстан: особая экономическая зона «Алабуга» [Текст] // В сборнике: Экономика и управление: современное положение: Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. - 2012. - С. 186-189.

10. Кучинская, А.В., Липски, С.А. Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым экономическим зонам территории в Российской Федерации [Текст] // Имущественные отношения в РФ. - 2014. - N 3(150). - С. 34-38.

Tarasova Yuliya Anotolievna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Samara state university of economics, Samara, Russia E-mail: [email protected]

Bobkova Tatyana Stepanovna

Samara state university of economics, Samara, Russia E-mail: [email protected]

Kozhevnikova Svetlana Alexandrovna

Samara state university of economics, Samara, Russia

E-mail: [email protected]

To the question of legal regulation of special economic zones in Russia

Abstract. The authors analyze the Russian and international experience of functioning of territories with special legal status, special economic zones in this paper. The multiple advantages of establishing and developing of such territories in the country in the short-term and long term are noted.

The authors pay the greatest attention to the legal bases of functioning of special economic zones in Russia. On the basis of the analysis of the Law on Special economic zones in the Russian Federation and the other normative legal acts, the advantages and the shortcomings of the legal regulation of the creation, management and closing of the special economic zones are revealed. The factors defining a set of privileges for the foreign investors in various territories with special legal status and also the conditions of the effective work of the special economic zone of industrial and production type are considered. The authors support their analysis of the legislation with the description and comparison of economic indicators of work of two special economic zones of industrial and production type in the Volga Federal District. The authors also consider jurisprudence on the controversial issues arising in the connection with the establishment of special economic zones.

The article comes to the end with the consideration of possible prospects of the territories with special legal status transformation. The common goals and the conditions of the establishment of the two similar economical and legal institutes - Special economic zones and Territories of the advancing development and also the growth of the competition of these structures at the regional authorities are noted. The authors offer to change the formulation of some norms of the legislation on the special economic zones which can promote to increase the effectiveness of this institute. The conclusion about the considerable potential of development of special economic zones on condition of the stable and predictable policy toward the foreign investment from legislators and the regional authorities is drawn.

Keywords: special economic zones; legal regulation; direct investments; the Volga Federal District; privileges and preferences; infrastructure; zone of industrial and production type; the territory of the advancing development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.