Научная статья на тему 'Влияние территорий с особым экономическим статусом на пространственное развитие регионов'

Влияние территорий с особым экономическим статусом на пространственное развитие регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3028
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ / ACCELERATED DEVELOPMENT AREA / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / TECHNOLOGY DEVELOPMENT / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / TOURISM AND RECREATION ZONE / SPECIAL ECONOMIC STATUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохина Е. В.

Тема. В условиях попытки перехода российской экономики на инновационную социально ориентированную модель развития, на фоне ужесточения западных санкций, а также при наличии организационно-управленческих региональных проблем, препятствующих этому переходу, возникает необходимость поиска активных средств региональной политики, способных обеспечить эффективное пространственное развитие. В статье проводится обзор и анализ практики становления и развития территорий с особым экономическим статусом, в том числе специальных (особых) экономических зон (СЭЗ), наукоградов, территорий опережающего развития. Цели. Выявление особенностей названных территорий, их преимуществ и недостатков на основе анализа, исследования достижений и опыта, посредством использования комплекса инструментов, в том числе льготных режимов. Методология. С помощью общенаучных методов эмпирического обобщения проанализированы различные аспекты нормативно-правового регулирования, создания и управления территориями с особым экономическим статусом. Представлена типология экономических зон, характеристика льгот, предоставляемых на специальных территориях, действующих в РФ. Результаты. Показана необходимость опережающего развития регионов посредством организации сети специальных территорий с особыми условиями для создания не сырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Дана оценка возможного влияния политики импортозамещения на развитие регионов России. Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях изменения геополитической ситуации, существующих проблем и диспропорций российского регионального развития создание и поддержка территорий с особым статусом помогут решить стратегические задачи развития государства в целом и отдельных территорий, поспособствуют инновационному комплексному развитию муниципальных образований, сформируют благоприятную основу для успешного развития бизнеса. Применение. Результаты настоящей работы могут быть использованы при разработке стратегии развития территорий с особым экономическим статусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of areas with special economic status on spatial development of regions

Importance Whereas Russia attempts to adopt an innovative and socially-focused development model amid tightening sanctions of Western countries, and organizational and administrative difficulties in regions, regional policies should envisage active measures to ensure the efficient spatial development. The article overviews and analyzes the practice of creating and developing special economic zones, science cities, accelerated development areas. Objectives The research identifies the specifics of the above areas, their strengths and weaknesses by analyzing achievements and experience they gained with a set of instruments, including preferential tax treatments. Methods Using general scientific methods of empirical summary, I reviewed various aspects of governing, setting and managing those economic zones. The article presents types of economic zones and describes relevant benefits. Results The article displays the need to ensure accelerated development of regions by organizing a network of special areas and respective conditions to launch production of materials and goods, other than raw materials, that would be subsequently exported. The article also provides an insight into a possible effect the import substitution policy may have on the development of the Russian regions. Conclusions and Relevance Considering geopolitical changes, existing difficulties and disparities in the Russian regional development, special economic zones will solve strategic issues of development of the State and certain areas, contribute to innovative and comprehensive progress in municipal entities, create favorable business environment. The outcome of this research may be used to formulate a strategy for developing special economic areas.

Текст научной работы на тему «Влияние территорий с особым экономическим статусом на пространственное развитие регионов»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Устойчивое развитие экономики

ВЛИЯНИЕ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Елена Вячеславовна ЕРОХИНА

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Калужский филиал), Калуга, Российская Федерация [email protected]

Аннотация

Тема. В условиях попытки перехода российской экономики на инновационную социально ориентированную модель развития, на фоне ужесточения западных санкций, а также при наличии организационно-управленческих региональных проблем, препятствующих этому переходу, возникает необходимость поиска активных средств региональной политики, способных обеспечить эффективное пространственное развитие. В статье проводится обзор и анализ практики становления и развития территорий с особым экономическим статусом, в том числе специальных (особых) экономических зон (СЭЗ), наукоградов, территорий опережающего развития.

Цели. Выявление особенностей названных территорий, их преимуществ и недостатков на основе анализа, исследования достижений и опыта, посредством использования комплекса инструментов, в том числе льготных режимов.

Методология. С помощью общенаучных методов эмпирического обобщения проанализированы различные аспекты нормативно-правового регулирования, создания и управления территориями с особым экономическим статусом. Представлена типология экономических зон, характеристика льгот, предоставляемых на специальных территориях, действующих в РФ.

Результаты. Показана необходимость опережающего развития регионов посредством организации сети специальных территорий с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Дана оценка возможного влияния политики импортозамещения на развитие регионов России.

Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях изменения геополитической ситуации, существующих проблем и диспропорций российского регионального развития создание и поддержка территорий с особым статусом помогут решить стратегические задачи развития государства в целом и отдельных территорий, поспособствуют инновационному комплексному развитию муниципальных образований, сформируют благоприятную основу для успешного развития бизнеса.

Применение. Результаты настоящей работы могут быть использованы при разработке стратегии развития территорий с особым экономическим статусом.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 22.06.2015 Одобрена 08.07.2015

УДК 332.14 JEL: R12, R13

Ключевые слова: территория с особым экономическим статусом, специальные экономические зоны, территория опережающего развития, технико-внедренческие зоны, туристско-рекреационные зоны

Установление государством особых правовых, организационных и экономических режимов на отдельных территориях используется во многих странах как активное средство региональной политики. Главное соображение, которым руководствуется государственная власть, состоит в том, что введение исключений из общего правового, институционального, экономического пространства должно компенсироваться существенными выгодами как для соответствующих территорий, так и для всей национальной экономики. В системе мировых хозяйственных связей зоны с особым экономическим статусом рассматриваются как

фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями и информацией, углубления интеграционных экономических процессов. Со второй половины XX в. территории с особым экономическим статусом становятся заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений. Согласно Киотской конвенции 1973 г., свободная зона1 - это

1 Международная конвенция об упрощении и гармонизации

таможенных процедур (принята в Киото 18.05.1973). URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_law_106124.

своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. Территории с особым экономическим статусом получили распространение во многих странах и являются известным инструментом инвестиционной и региональной политики. Они представляют собой один из важнейших составных элементов мировой экономической системы, являются эффективной и перспективной формой привлечения инвестиций в целях развития экономического и научного потенциала [1-3].

К территориям с особым экономическим статусом в Российской Федерации относятся особые экономические зоны (свободная, особая или специальная зона), наукограды, территории опе ре жающе го развития (ТОР) и другие, оказывающие влияние на пространственное развитие территорий.

За последние годы роль и значение особых экономиче ских зон в развитии территорий существенно выросли. Свободная, особая или специальная экономическая зона (ОЭЗ или СЭЗ) - это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономиче скими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Миссия создания таких зон состоит в решении стратегических задач развития отдельной территории или государства в целом: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных, инновационных, научно-технических задач [4].

Особые экономиче ские зоны регионального уровня представляют собой инновационный метод комплексного развития территорий муниципальных образований, формирующий благоприятную о снову для успе шно го развития бизне са. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции2.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию, созданию и управлению особыми экономическими зонами на территории Российской Федерации возложены на Министерство экономического развития РФ, в структуре которого

2 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

создан Департамент особых экономических зон, проектов развития регионов и моногородов3. В обеспечении деятельности особых экономических зон задействованы: Министерство экономического развития РФ; ОАО «Особые экономические зоны»; субъекты РФ (в зависимости от расположения особой экономической зоны). Взаимодействие с инвесторами и вопросы международного сотрудничества находятся в компетенции Департамента особых экономических зон и проектов регионального развития.

В России создание и функционирование ОЭЗ регламентируются федеральным законом4, а отношения в сфере особых экономических зон в РФ регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС, законодательством об особых экономических зонах и иным законодательством РФ. Отношения в сфере особых экономических зон могут также регулироваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законодательством страны об особых экономических зонах. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного или нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов РФ. Не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

Зарубежный опыт создания СЭЗ показывает, что институт свободных экономических зон имеет достаточно продолжительную историю, поскольку возник еще в древности и постепенно эволюционировал. В своем развитии территории с особым статусом прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков, исследовательских центров, наукоградов, технопарковых структур. К середине XX в. СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Роль, место и формы особых зон серьезно изменились, они существуют и

3 В соответствии с Указом Президента РФ от 05.10. 2009 г. № 1107 было упразднено Федеральное агентство по управлению ОЭЗ.

4 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Трансформируются административно-правовые режимы их функционирования, появляются новые виды особых экономических зон.

Изначально такие зоны преимущественно создавались в портах и назывались зонами свободной торговли. В настоящее время СЭЗ функционируют более чем в 120 государствах мира. Самое большое количество особых экономических зон (более 240) находится в США. Также богатый опыт функционирования особых экономических зон имеют страны Западной и Восточной Европы: Германия, Польша, Болгария, Ирландия и др. Наиболее заметных успехов в развитии ОЭЗ добилась Ирландия, которая после Второй мировой войны, используя рыночный механизм особых зон, преодолела глубокий экономический кризис. За 30 послевоенных лет в Ирландии было создано 60 ОЭЗ различного типа. Так, аэропорт Шеннон, расположенный в юго-западной части Ирландии, являлся одним из крупнейших в Европе и обеспечивал дозаправку авиалайнеров трансатлантических рейсов.

С начала 1997 г. 38 городов Франции и о. Корсика были объявлены «свободными зонами». Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получают максимальные налоговые льготы. Эти предприятия на пять лет освобождаются от выплаты различных налогов и прочих обязательных отчислений. На Корсике различные льготы распространяются на сельское хозяйство, туризм, жилищное строительство и др. Одной из главных задач политики «свободного зонирования» является создание новых рабочих мест. При выборе 38 городов, примерно 10 из которых являются пригородами Парижа, власти руководствовались такими критериями, как высокий уровень безработицы (превышающий 13,5%), большой процент молодежи, не имеющей образования, низкий потенциал во взимании налогов.

Особые экономические зоны, последние 30 лет функционирующие в Китае, во многом определяют экономические достижения страны. Главная особенность китайских зон состоит в том, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в них, регламентируется законодательными актами, принятыми парламентами тех провинций, в которых функционируют эти зоны.

В о многих е вропе йских странах приняты специальные законы о свободных экономических зонах, а в некоторых сформировалась даже стройная

система законодательства. Наиболее активно такое законодательство развивается в странах Восточной Европы, в том числе в странах постсоветского пространства. Например, в Литве наряду с общим законом «Об основах свободных экономических зон» были приняты законы о создании СЭЗ в Каунасе, Клайпеде и Шауляе. В Республике Беларусь общие правила создания и функционирования СЭЗ также определены законом «О свободных экономических зонах». Важные нормы содержатся в указе президента Республики Беларусь от 09.06. 2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности СЭ З на территории Ре спублики Беларусь». Постановлениями белорусского правительства утверждены положения о каждой из шести действующих на территории республики СЭЗ («Бре ст», «Минск», «Могилев», «Витебск», «Гомель-Ратон» и «Гродноинвест»), в которых конкретизированы льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ5 [5, 6].

Таким образом, в разных государствах становление института специальных экономиче ских зон происходит по-своему, что придает актуальность изучению и сравнительному анализу практического опыта зарубежных стран в интере сах е го использования в России.

Что же касается условий создания особых экономических зон в России, то здесь можно выделить некоторые отличительные черты. Особая экономическая зона не может располагаться на территориях не скольких муниципальных образований РФ (за исключением туристско-рекреационной ОЭЗ). Территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных

5 Шиганов А.В. Условия создания и функционирования особых экономических зон в регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 7. С. 44-50.

пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, относящихся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.

Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Целью создания территорий с особым экономическим статусом является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и ино странных инве стиций, создание на соответствующей территории современных промышленно-производственных комплексов,

Таблица 1

Характеристика льгот, предоставляемых в ОЭЗ Тип льгот

отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики, стимулирование экспорта продукции и др. [7, 8]. Стимулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ о сущ е ствляет ся за счет исп ользования льгот, содержание и комбинация которых зависят от типа зоны (табл. 1).

Организационно-функциональная структура ОЭЗ достаточно многообразна, и иногда трудно однозначно определить особенности конкретной зоны, поскольку каждая из них обладает чертами многих других зон. Концептуально в организации особых экономических зон можно выделить два подхода: территориальный и функциональный (точечный) [9]. В рамках территориального подхода зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

Содержание льгот

Внешнеторговые льготы Предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену

экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций. Внешнеторговые льготы - отличительная черта зон свободной торговли, но их используют и в промышленно-производственных, и технико-внедренческих зонах Налоговые льготы Связаны с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения

предпринимателей. Льготы могут затрагивать налогооблагаемую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР или транспорт), уровень налоговых ставок. Налоговые льготы используются во всех видах зон за исключением свободных таможенных. Существуют общие для всех типов ОЭЗ налоговые льготы.

1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.

2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет (в зависимости от зоны) при выполнении условий: имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны; имущество находится и используется на территории зоны.

3. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами РФ, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.

4. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет (в зависимости от зоны) с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории

Финансовые льготы Предоставляются в виде установления относительно низких цен на коммунальные услуги,

снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др. Чаще всего этот вид льгот используется в технико-внедренческих зонах

Административные Предоставляются администрацией ОЭЗ в целях упрощения процедур регистрации

льготы предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан, оказания различных услуг и

свойственны всем типам ОЭЗ

Это, например, особые зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Функциональный подход предполагает применять льготный режим к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в регионе (стране).

Таблица 2

Критерии и характеристики особых экономических зон

Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными фирмами (офшорные фирмы, магазины «дьюти фри» и др.). Таким образом, ОЭЗ можно классифицировать по четырем основным критериям (табл. 2).

На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны разных типов (см. рисунок).

Критерий создания ОЭЗ

Характеристика ОЭЗ

По характеру деятельности и функциональному предназначению

Зоны свободной торговли (ЗСТ) - ограниченные территории, в пределах которых установлен льготный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности. Функции ЗСТ сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке, перевалке товаров.

Экспортно-производственные зоны - создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

Научно-промышленные парки - образуются в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся системой налоговых и финансовых льгот.

Сервисные зоны (офшорные центры и налоговые гавани) - территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. Зоны привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования По степени Экстравертивные зоны - ориентированы на внешний рынок, имеют анклавный

интегрированности характер. В них создаются филиалы и дочерние компании ТНК.

в мировую и национальную Интровертивные зоны - интегрированы в национальную экономику, имеют экономику экономические связи с внутренними районами страны. Решают проблемы повышения

технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров

По отраслевому признаку К зонам с ярко выраженной отраслевой специализацией можно отнести торговые зоны,

офшорные зоны, туристические, рекреационные зоны По характеру собственности Государственные, частные и смешанные. Наиболее распространенной формой

собственности СЭЗ является смешанный тип

Типы особых экономических зон, действующих в РФ

Промышленно-производственные ОЭЗ расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более

Таблица 3

Характеристика ведущих промышленно-производственных ОЭЗ России

20 км2. Характеристики некоторых промышленно-производственных особых экономических зон, созданных в регионах РФ, представлены в табл. 3.

В отличие от промышленно-производственных зон технико-внедренческие (инновационные) ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 км2. Подобные ОЭЗ расположены в крупных российских научных центрах с высоким научно-

Цель создания ОЭЗ, резиденты

Перспективы развития ОЭЗ

Особая экономическая зона «Астрахань»

Цель создания ОЭЗ: стимулирование социально-экономического развития Астраханской области, укрепление экономических позиций России в Каспийском регионе, увеличение доли на мировом рынке судостроения и высокотехнологичной продукции, создание крупномасштабного промышленного и судостроительного кластера, поиск дополнительных инструментов реализации шельфовых проектов.

Резиденты ОЭЗ: предприятия судостроения, машиностроения и приборостроения

Привлечение инвестиций в экономику Астраханской области, увеличение налоговых поступлений в областной и федеральный бюджеты, стимулирование социально-экономического развития через создание новых промышленных объектов и высокопроизводительных рабочих мест. На территории ОЭЗ планируется создать порядка 13 тыс. рабочих мест, общий объем привлеченных инвестиций компаний-резидентов составит более 17 млрд руб. Строительство объектов и необходимой инфраструктуры вызовет увеличение строительной активности в регионе, что также благоприятно скажется на развитии малого и среднего предпринимательства.

Льготы и преференции для резидентов ОЭЗ «Астрахань»:

- инвесторы получают право не платить налог на имущество организации с момента постановки имущества на учет (в среднем ставка по налогу составляет 2,2%), налог на прибыль понижается с 20% до 2%;

- резиденты освобождаются от уплаты налога на землю (около 1,5% от стоимости земельного участка) и налога на транспортное средство с момента его регистрации (в зависимости от мощности ставка по данному налогу составляет от 10 до 150 руб./л.с.);

- инвесторы вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливается повышающий коэффициент к основным средствам (но не более 2);

- инвесторы получают защиту (правовой иммунитет) от неблагоприятных изменений налогового законодательства

Особая экономическая зона «Владивосток»

Цель проекта: организация кластера высокотехнологичных производств в сфере автомобильной промышленности и машиностроения, конкурентоспособных на международном уровне, стимулирование социально-экономического развития Приморского края через создание дополнительных рабочих мест и новых промышленных объектов, привлечение инвестиций в экономику края, увеличение налоговых поступлений в краевой и федеральный бюджеты [10].

Потенциальные резиденты: ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус», ОАО «СОЛЛЕРС» - автосборочное производство; логистическая компания ООО «Пасифик Лоджистик»; производители автокомпонентов (компании из Японии и Южной Кореи) и др.

В 2016-2018 гг. предполагается расширение территории ОЭЗ для размещения новых проектов в сфере производства электроники, полимерных изделий (для экспорта на рынки стран АТЭС), компонентной базы для судостроения и судоремонта.

К 2022 г планируется увеличить объем сборки автомобилей в Приморском крае на 25%, обеспечить локализацию производства автокомпонентов до уровня не менее 30%, организовать производство двигателей общей мощностью свыше 50 тыс. шт. в год, в том числе для целей экспорта в страны АТЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предполагается организовать современный логистический комплекс проектной мощностью до 250 тыс. контейнеров в год, добиться двукратного увеличения рабочих мест (с 1 700 до 3 500 чел.), обеспечить до 8,5% прироста ВРП Приморского края за 10 лет.

К 2022 г планируется увеличить ежегодный объем налоговых отчислений в федеральный бюджет на 2,9 млрд руб., в консолидированный бюджет Приморского края - на 0,4 млрд. руб.

Окончание табл. 3

Цель создания ОЭЗ, резиденты

Перспективы развития ОЭЗ

Особая экономическая зона «Липецк»

Цель проекта: создание условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций; создание современных промышленных кластеров, отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить привлечение высоких технологий в соответствующие отрасли.

По данным на июнь 2015 г зарегистрировано 37 резидентов из 11 стран мира, построено 12 заводов

Приоритеты развития ОЭЗ: энергетическое оборудование, элементы и системы альтернативной энергетики, машины, оборудование, автокомпоненты, бытовая техника, медицинское оборудование, строительные материалы, био- и наноматериалы.

Планируется создание кластеров по производству металлических изделий, машин, оборудования, автокомпонентов, строительных материалов. Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру - 17,9 млрд руб.

Особая экономическая зона «Людиново»

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 №1450 на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области создана ОЭЗ в целях сбалансированного и равномерного развития территорий региона, отдаленных от экономического центра.

Общая стоимость проекта 3 200 млн руб. Финансирование затрат на создание инфраструктуры предполагается за счет средств бюджета Калужской области (600 млн руб.) и федерального бюджета (2 600 млн руб.).

Налоговые льготы и таможенные преференции инвесторам ОЭЗ: освобождение от налога на имущество на 10 лет; освобождение от налога на землю на 5 лет; снижение ставки налога на прибыль с 20 до 15,5%, из них 2% - в бюджет РФ и др.

Приоритетные направления развития: производство автокомпонентов, обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели), производство машин и оборудования. К 2021 г на территории ОЭЗ планируется разместить порядка 22 резидентов.

Ожидаемые социально-экономические эффекты: 3,9 тыс. новых рабочих мест; 33,6 млрд руб. частных инвестиций; объем произведенной продукции - 87 млрд руб.; налоговые поступления в бюджеты всех уровней - 7,8 млрд руб., в том числе: в федеральный бюджет - 3,9 млрд руб., бюджет Калужской области - 3,6 млрд руб., в бюджет муниципального района «Людиново и Людиновский район» -0,3 млрд руб.

Ожидаемые дополнительные эффекты: снижение уровня регистрируемой безработицы; профессиональное обучение жителей по востребованным специальностям; рост средней заработной платы; повышение устойчивости местного бюджета, увеличение доли собственных доходов; диверсификация экономики района; увеличение объемов жилищного строительства; привлечение на территорию города высокотехнологичных производств; сокращение оттока молодежи и активной части населения на работу за пределы района; повышение уровня благоустройства, создание комфортной среды проживания

техническим потенциалом. Инновационные ОЭЗ предоставляют инвесторам ряд преимуществ, в том числе доступ к быстро развивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР, высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами, инфраструктурные возможности бизнес-инкубаторов для стартап-проектов и др. Примеры и характеристики зон инновационного типа, расположенных в разных регионах РФ, представлены в табл. 4.

В инновационной Стратегии - 20206 уделено внимание развитию не только реального сектора экономики, наукоемких и высоких технологий, но и необходимости реформирования образования, развития физической культуры, спорта, туризма, формирования культуры инноваций и повышения

6 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. URL: http://mon.gov.ru/files/ materials/4432/11.12.08-2227r.pdf.

престижа инновационной деятельности7. Несмотря на имеющийся огромный ресурсный потенциал многих территорий, развитие туризма в регионах РФ сопряжено с решением целого ряда проблем. Назовем некоторые из них.

Во-первых, это пассивность малого бизнеса, призванного обеспечить бизнес-модель туризма как сферы деятельности. Во многих регионах нет необходимого количества квалифицированных кадров, не сформирована культура малого и среднего бизнеса, не всегда имеет место поддержка со стороны государства.

Во-вторых, это низкий уровень доверия в тандеме «власть - общество», где зачастую действует коррупционная составляющая, а в ряде регионов, например в субъектах Северо-

7 Ерохина Е.В. Анализ взглядов на проблему становления эффективной инновационной системы и полезность инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 17. С. 32-40.

Таблица 4

Характеристики технико-внедренческих (инновационных) ОЭЗ

Технико-внедренческая ОЭЗ Характеристика, особенности

ОЭЗ «Зеленоград», Москва Зеленоград - признанный центр электронной промышленности России, где

сосредоточены научно-производственные предприятия, обладающие высоким научным потенциалом и современными технологиями.

Приоритетные направления деятельности: микро- и наноэлектроника, органическая электроника; энергосберегающие технологии и технологии возобновляемых источников энергии; информационная и коммуникационная техника; сложные технические системы; нанотехнологии и наноматериалы. Количество резидентов -33 (по состоянию на 01.11.2013).

Специализация ОЭЗ: микроэлектроника, биотехнологии (фармацевтика), энергосберегающие технологии, лазерные и плазменные технологии, информационные технологии ОЭЗ «Дубна», Московская ОЭЗ создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2005. Дубна область является признанным научным центром с располагающимися на его территории

Объединенным институтом ядерных исследований, Центром космической связи, НИИ ядерной физики им. М.В. Ломоносова и другими профильными учреждениями.

Приоритетные направления деятельности: программное обеспечение, информационные технологии и телекоммуникации, нанотехнологии, ядерные технологии, биотехнологии.

Приоритетные направления развития: информационные технологии, ядерно-физические и нанотехнологии, био- и медицинские технологии, композиционные материалы, проектирование сложных технических систем.

Государственные преференции для резидентов: таможенный режим свободной таможенной зоны (СТЗ) - беспошлинный ввоз оборудования и материалов для собственного потребления; налоговые льготы: 10-летние каникулы по налогам на имущество, землю, налог на прибыль - 13,5%; максимальный размер арендной платы за земельные участки - 2% их кадастровой стоимости в год; земельные участки с полностью построенными подъездами и инженерными сетями; бесплатное подключение к сетям электроснабжения и другим инженерным сетям; подготовленные офисно-лабораторные помещения; доступ к современному оборудованию через нанотехнологический центр «Дубна»; целевая подготовка специалистов в университете «Дубна» и других вузах страны; развитие кооперативных связей в рамках кластера ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне ОЭЗ «Санкт-Петербург» Санкт-Петербург является центром точного приборостроения и электроники, которые

развиваются на базе научного комплекса, образованного из 12 НИИ, институтов РАН, научных центров и учебных заведений.

Приоритетные направления деятельности: информационные технологии и телекоммуникации, медицинские технологии, нанотехнологии, точное приборостроение.

Кластеры ОЭЗ: 1Т-технологии и телекоммуникации, фармацевтика и медицинские технологии, приборостроение, энергоэффективность

Кавказского федерального округа - высокий уровень криминализации обстановки, ограничивающий участие в отрасли малого и среднего бизнеса.

В-третьих, это неразвитость системы формирования спроса на туристические продукты и услуги и др. [11]. К обстоятельствам, ограничивающим турпотоки, можно также отнести неразвитую транспортную инфраструктуру, высокий уровень тарифов и цен на услуги и туристический сервис, что превращает туризм в экономически недоступный для большей части населения страны вид отдыха.

Создание туристско-рекреационных ОЭЗ ориентировано на развитие туристического бизнеса в РФ и решение названных проблем. Согласно ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»8 туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические

8 Первоначально Федеральным законом № 116-ФЗ предусматривалось создание только двух типов ОЭЗ: технико-внедренческих и промышленно-производственных. В июне 2006 г. в ФЗ были внесены поправки, предусматривающие создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Таблица 5

Характеристика туристско-рекреационных ОЭЗ

Туристско-рекреационная ОЭЗ Характеристика, особенности

«Алтайская долина» ОЭЗ занимает площадь 857 га. Республика Алтай - удивительный горный край,

разнообразный и восхитительно красивый. Чистейший воздух, величественные горные массивы, многочисленные реки, озера и водопады создают условия для развития всех видов туризма.

Приоритетные направления развития: экологический туризм, горнолыжный и водный туризм, культурно-развлекательный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, активный и экстремальный туризм, курорт для семейного отдыха.

Суммарный объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций - 3,85 млрд руб.

Резиденты, согласно разработанным бизнес-планам, намерены оказывать гостиничные услуги, организовывать комплексное туристическое обслуживание, предоставлять услуги развлекательного, спортивно-оздоровительного, познавательного характера.

Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру - 8,77 млрд руб. Реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру - 2,5 млрд руб.

«Ворота Байкала» Расположена в Иркутской области, общая площадь территории - 2 358 га. Озеро

Байкал - самое глубокое и древнее на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Площадь водной поверхности составляет 31 722 км2, что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По мнению ученых, возраст озера составляет 25-35 млн лет, глубина достигает 1 642 м. Байкальская вода необыкновенно чиста и насыщена кислородом, прозрачность достигает 40 м. Байкал окружает сибирская тайга, горные хребты и степи.

Регион предоставляет условия для развития всех видов туризма. Расположенный в самом сердце России Байкал ежегодно посещают более 800 тыс. туристов из всех стран мира.

Количество резидентов - 2 (по состоянию на 01.11.2013). Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру - 11,84 млрд руб.

зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ9. Туристско-рекреационные зоны расположены в наиболее живописных регионах с возможностями для развития пляжного, оздоровительного, приключенческого отдыха, экотуризма, экстремальных видов спорта. Примеры и характеристики туристско-рекреационных ОЭЗ, расположенных в регионах РФ, представлены в таб. 5.

В октябре 2007 г. в ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» были внесены поправки, предусматривающие создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Они могут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации

9 Об особых экономических зонах в Российской Федерации:

Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

морского, речного порта или аэропорта. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначе нные для по садки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Предполагалось, что может быть создано пять морских портовых зон, расположенных в Азово-Черноморском, Арктическом, Балтийском, Дальневосточном и Каспийском бассейнах. Общее число портовых зон, включая аэропорты, должно было быть не менее 17. Планировалось создать на территории РФ транспортный перекресток из направлений Восток -Запад и Юг - Север. Однако морские порты Санкт-Петербург, Усть-Луга и Приморск, которые считались главными претендентами на организацию особых экономических зон портового типа, отказались от участия в конкурсе заявок. Заявка на организацию ПОЭЗ в порту Восточный Приморского края формально была подана, но к ней не были приложены подтверждения о согласии собственников земли и объектов инфраструктуры на организацию портовой ОЭЗ. Соответственно, данная заявка не прошла отбор. В результате первого тура конкурса в июне 2008 г.

были отобраны три заявки на организацию ПОЭЗ: в Ульяновской области на базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный, в Красноярском крае на базе международного аэропорта Емельяново и в Хабаровском крае на базе морского порта Совгавань. По данным Счетной палаты (декабрь 2013 г.), экономическая эффективность функционирования особых экономических зон оценивается в 80 коп. на 1 руб. инвестиций, а расходы управляющих компаний покрываются доходами на 40%10.

Портовые особые экономические зоны задумывались как инструменты комплексного преодоления неблагоприятного экономического климата, сложившегося преимущественно в восточных регионах России и в стране в целом [12]. Особенно этот вопрос важен для несырьевых отраслей, в число которых входит транспортная отрасль и сфера логистики. Создание ПОЭЗ было нацелено на рост перевалочных мощностей, что должно было повлечь за собой привлечение дополнительных грузопотоков за счет весьма выгодных для перевозчиков и грузовладельцев условий. Перспективы ПОЭЗ могут рассматриваться в единственном аспекте -привлекательности для бизнеса в целом и с точки зрения приемлемости рисков [13]. По итогам последних лет из трех отобранных ПОЭЗ ни одна не развивается в соответствии с планом.

В настоящее время функционирование портовых ОЭЗ связано со значительными рисками для бизнеса, и говорить об экономической привлекательности этих зон преждевременно. Эксперты считают, что деятельность ПОЭЗ может оказаться востребованной только в тех портах, где земля и объекты инфраструктуры находятся в муниципальной или федеральной собственности, поскольку в этом случае условная передача земли в частное пользование производится по факту заявления инвестора под заявленный инвестиционный проект. Можно предположить, что именно этой особенностью отличались аэропорт в Ульяновске и морской порт в Советской Гавани (Хабаровский край).

Несмотря на несущественные налоговые преференции, уровень прибыльности бизнеса может оказаться привлекательным для иностранных инвесторов именно в режиме ПОЭЗ, если удастся обе спечить высокую степень прозрачности, приемлемый уровень рисков и упрощенный порядок администрирования бизнеса.

10 Система управления особыми экономическими зонами требует дальнейшего совершенствования - результаты контрольного мероприятия. URL: http://ach.gov.ru/ru/news/archive/17122013.

Наряду с действием в РФ особых экономических зон уже второй год ряд территорий Дальневосточного федерального округа получили статус территорий опережающего развития (ТОР). Это зоны с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и рядом других привилегий, создаваемые согласно специально принятому федеральному закону11. Впервые о создании на территории России подобных зон заявил президент РФ В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил создать на Дальнем Востоке сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт12.

Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Предполагается, что ТОР создается на 70 лет по решению правительства на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства РФ.

В законе указан перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых будет действовать особый правовой режим предпринимательской деятельности, минимальный объем капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельно сти, положение о применении или неприменении на ТОР таможенной пр оцедур ы сво бодно й таможе нной зо ны , установленной законодательством Таможенного союза, описание местоположения границ ТОР, при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами технологий и методов

11 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ.

12 Ежегодное послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2013. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825.

производства, оборудования для соответствующих видов деятельности.

Реализация закона в основном направлена на развитие Дальнего Востока. В течение трех лет со дня вступления закона в силу ТОР могут создаваться только на территориях регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, а также моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Для успешного функционирования и последующего развития ТОР следует провести тщательный анализ, и для выделения конкретных точек экономического роста необходимо рассмотреть всю территорию региона как единую зону. К наиболее распространенным методам оценки экономических возможностей регионов относятся:

- выделение удельного веса отраслей в общем объеме продукции, произведенной в регионе за определенный период;

- расчет доли убыточных предприятий в отраслях;

- определение уровня рентабельности отраслей для исследуемого региона;

- исчисление денежного выражения полученной отраслями прибыли в исследуемом регионе;

- выявление совокупности ведущих предприятий в регионе;

- определение бюджетной эффективности (по размеру налоговых платежей) отрасли в

13

регионе13.

Кроме Дальнего Востока Министерство экономического развития РФ предлагает создать территорию опережающего развития в Калининградской области. Новый статус регион может получить после того, как закончится действие статуса особой экономической зоны, т.е. с 1 апреля 2016 г., при этом предполагается расширить возможность создания ТОР, а также увеличить набор льгот. Помимо освобождения от уплаты вывозных пошлин, что предполагается в рамках ОЭЗ, Калининградская область может получить набор льгот в рамках ТОР.

В ТОР действует режим свободной таможенной зоны, однако иностранная продукция и товары, изготовленные с использованием импортных

13 Угрюмова А.А. Оценка экономического благосостояния

региона и возможностей его увеличения по ведущим точкам экономического роста // Финансы и кредит. 2005. № 13. С.

82-88.

комплектующих или товаров Таможенного союза ЕАЭС, ввезенные без уплаты пошлин, могут использоваться только внутри зоны. Для резидентов ТОР предусмотрены освобождение от земельного налога и налога на имущество, льготные арендные ставки на имущество управляющих компаний и приоритетное присоединение к инфраструктуре.

Ключевым критерием отнесения отдельных территорий к ТОР является спрос инвесторов на размещение инвестиционных проектов на территории опережающего социально-экономического развития. Спрос характеризуется наличием (количеством) потенциальных инвесторов и подтвержденным объемом заявленных инвестиций потенциальных инвесторов.

Дополнительными критериями, определяющими конкурентоспособность ТОР, являются местоположение, инженерно-технические характеристики земельных участков, наличие (близость) транспортной и инженерной инфраструктуры, характеристики инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры (доступные и требуемые мощности), стоимость создания транспортной и инженерной инфраструктуры, наличие (близость) трудовых ресурсов, права на земельные участки.

В прошлогоднем декабрьском послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (04.12.2014) было предложено распространить режим ТОР на новые проекты. Президент отметил, что ключевую роль ТОР должны сыграть в подъеме Дальнего Востока: «Мы объявили о масштабных планах развития этого региона, и эти планы будут реализованы. На эти цели можно направить часть прироста федеральных налогов, который будет получен за счет открытия новых предприятий врегионе»и.

В ближайшие годы большое значение для экономики Дальневосточного федерального округа будет иметь развитие территорий опережающего развития, в том числе в Приморском крае. К этим территориям, по итогам заседания расширенной коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока РФ (Владивосток, 23.06.2014), были отнесены Надеждинская и Михайловская площадки, порт Зарубино, о. Русский, проект Восточной нефтехимической компании в Партизанском районе. Ключевыми факторами развития первой формируемой в Приморье ТОР «Надеждинская» (Надеждинский промпарк) являются близость основных транспортных путей, высокая концентрация

14 Ежегодное послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 04.12.2014. URL: http://rg.ru/sujet/5339/index.html.

трудовых ресурсов, обеспеченность территории инженерной и транспортной инфраструктурой. .Ядром проекта станет транспортно-логистический комплекс по типу «сухого порта».

Надеждинский промышленный парк относится к типу «гринфилд»15. Он развернется между поселками Новый и Прохладный на территории 700 га, из которых 300 га отведено под транспортно-логистический комплекс ООО «Инком ДВ», а остальные 400 га будут переданы в управление ОАО «Корпорация развития Приморского края». Основными резидентами должны стать компании с ориентированными на экспорт проектами производства строительных материалов, лесопереработки, переработки минерального сырья, сборочных производств, логистическими проектами. Недалеко от площадки планируется построить жилой микрорайон. Расположенные рядом земли Минобороны России будут переданы под индивидуальное строительство многодетным семьям Приморья.

Промышленный парк Надеждинского района станет основой для территории опережающего развития. До 2017 г. планируется создать единую схему обеспечения промышленного парка транспортной и инженерной инфраструктурой, мультимодальный транспортно-логистический комплекс, который позволит обеспечить конкурентоспособность площадки за счет выхода на международный транспортный коридор «Приморье-1» и Транссибирскую магистраль. По прогнозам пропускная способность транспортного коридора составит около 50 тыс. т грузов в сутки, а в год - свыше 18 млн т.

В процессе создания первых ТОР следует обратить внимание на так называемый «обязательный опыт успеха», поскольку главная цель - это создание не отдельных зон, а целой сети ТОР в Дальневосточном регионе. По оценкам специалистов министерства по развитию Дальнего Востока, ряд федеральных программ в регионах, прежде всего социальных, недофинансируется. Наиболее сложная ситуация складывается по программе развития культуры и туризма, показатели подушевого финансирования в 140 раз меньше, чем в центральных регионах страны. Показатели финансирования здравоохранения в регионах Дальневосточного федерального округа меньше общероссийских в 24 раза, науки - в 10 раз, социальной поддержки населения - в 9,8 раза. По

15 Гринфилд (англ. greenfield) - индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченном инфраструктурой.

мнению полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутнева, основная задача состоит в том, чтобы изменить жизнь в округе к лучшему, дать импульс региональной экономике. Необходимо обсуждать, как от модели перейти к реализации, к поддержке инвестиционных проектов и развивать дальневосточную ТОР.

Кроме названных, к числу территорий с особым статусом относятся и наукограды. Впервые идея создать город науки появилась перед Второй мировой войной в Германии. Это был город Пенемюнде, где создавалось так называемое «оружие возмездия» -ракеты «Фау». Особенно бурно это направление стало развиваться после войны, когда чрезвычайно высокими темпами нужно было создавать ядерное оружие, ракетную технику, как средство доставки авиацию, электронику. Советский Союз в этом отношении стал примером для других стран: появились опытные установки, квалифицированные специалисты, вокруг них начала создаваться высококачественная инфраструктура. Стали возникать поселения с редким для мирового опыта показателем концентрации талантливейших людей, что давало феноменальный результат.

Первым российским наукоградом в 2000 г. стал Обнинск, город областного подчинения на севере Калужской области, где уже многие годы ведутся разработки в области ядерной энергии. Население города - 109 300 чел. (2015 г.), он является центром Обнинской агломерации с населением свыше 200 тыс. чел. Аналогом наукоградов за рубежом являются технополисы, развитие которых в широких масштабах развернулось в ведущих странах во второй половине ХХ в. К ним, в частности, относится знаменитая Кремниевая долина недалеко от Сан-Франциско (США). Среди российских проектов, претендующих на звание технополиса, можно упомянуть Технополис GS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Российской Федерации наукоград - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда16 является основанием для предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, а также для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством РФ.

16 О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ. URL: http://base.garant. ru/180307.

Наукоград - это естественное образование, полный цикл от научной идеи до продукта, центр образования, подготовки кадров, место жительства граждан, а не только место «приложения» их знаний. Можно выделить несколько моделей строительства наукоградов.

1. Наукограды должны самоопределяться как функциональные территориально-отраслевые научно-производственные площадки, пронизанные с етью совр еме нных инфо рмационных, транспортных, энергетических коммуникаций.

2. Модель современного наукограда - это полный цикл производства наукоемкой продукции, т.е. путь от научной идеи до конкурентоспособного продукта. Это площадка, организационно объединяющая научную, проектную и производственную деятельность.

3. Наукоград - это центр генерации, накопления, и передачи знаний, город, обладающий всем комплексом возможностей для полноценной жизни человека.

В 2004 г. в федеральный закон были внесены изменения, установившие критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда. В частности, численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15% от численности работающих на территории муниципального образования.

В настоящее время можно выделить семь основных направлений специализации наукоградов России: авиа-, ракетостроение и космические исследования; электроника и радиотехника; автоматизация, машино-и приборостроение; химия, химическая физика и создание новых материалов; ядерный комплекс; энергетика; биология и биотехнология. В число наукоградов России включают городские и сельские поселения, расположенные преимущественно в основной полосе расселения страны (табл. 6).

С точки зрения государственных интересов можно выделить следующие основные задачи наукоградов.

1. Создание на градообразующих объектах наукоградов «конечных» подразделений научно-производственного цикла, обеспечивающих выпуск готовой наукоемкой продукции и ее продвижение на рынок.

2. Разработка технологий, направленных на удовлетворение региональных и местных нужд экономики, в том числе мелкого и среднего

инновационного предпринимательства. Создание всех необходимых условий для коммерциализации научных и инженерных заделов.

3. Развитие образовательной сферы. Кадровую проблему наукоградов можно будет решить только в том случае, если будут созданы системы, интегрирующие процесс обучения в научную деятельность17.

По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные. Примером монопрофильного наукограда является г. Оболенск, социально и инфраструктурно обеспечивающий один государственный научный центр - Научно-исследовательский институт прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести г. Протвино с ГНЦ ИФВЭ, однако здесь в последние годы появляются предприятия различного профиля. Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Это, например, г. Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля, г. Черноголовка -научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики. Наиболее характерным примером комплексного наукограда является г. Дубна, где кроме Объединенного института ядерных исследований имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, а также международный университет18.

В 2010 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Сколково - это первый в постсоветское время строящийся «с нуля» научно-технологический инновационный центр по разработке и коммерциализации новых технологий. Проект задуман как один из ключевых элементов российской модернизации, призванной покончить с сырьевой ориентацией экономики и перевести ее на инновационный путь развития. Предусматривается создание благоприятной среды для концентрации российского и международного интеллектуального капитала, способного генерировать инновации. Разработано пять направле ний работы

17 Наукограды - локомотивы инновационного развития России. Выступления участников региональной конференции. URL: http://stanislaw.ru/rus/research/sciencities.asp.

18 10 лет движению наукоградов // Альманах «Восток». Ежедневные новости Подмосковья, № 180 от 11.12.2001. C. 3.

Таблица 6

Расположение основных наукоградов на территории РФ

Регион РФ Наукограды

Центральная Россия За пределами столичного региона в Центральной России расположены 10 подобных территориальных образований: Владимирская область: пос. Меленки, г. Радужный; Калужская область: г. Обнинск; Нижегородская область: г Дзержинск, г. Правдинск, г Саров (Кремлев, Арзамас-16); Тверская область: г. Осташков-3, г. Редкино; Ярославская область: пос. Борок, г Переславль-Залесский

Урал Второй район страны по концентрации наукоградов. Здесь расположены 9 наукоградов. Основная их часть сосредоточена в Свердловской и Челябинской областях: Свердловская область: г Заречный, г Лесной (Свердловск-45), г. Нижняя Салда, г. Новоуральск (Свердловск-44); Челябинская область: г. Миасс, г. Озерск (Челябинск-40, Челябинск-65), г. Снежинск (Челябинск-70), г Трехгорный (Златоуст-36), г. Усть-Катав

Западная Сибирь На 3-м месте по концентрации наукоградов - Западная Сибирь, в южной части которой расположены 8 наукоградов: Алтайский край: г. Бийск; Новосибирская область: пос. Кольцово, пос. Краснообск (РАСХН), г Новосибирск-49, Академгородок (Новосибирск); Омская область: г Омск-5; Томская область: г. Северск (Томск-7), Академгородок (Томск)

Поволжье На 4-м месте по концентрации наукоградов находится Поволжье. Здесь расположены 6 подобных территориальных образований: Астраханская область: г. Знаменск (Капустин Яр); Республика Татарстан: Иннополис (Казань); Краснодарский край: г. Краснодар-59; Пензенская область: г Заречный (Пенза-19); Пермская область: г. Пермь-6; Ульяновская область: г. Дмитровград

Европейский север России На 5-м месте по концентрации наукоградов - Европейский север, в котором расположены 5 наукоградов: Архангельская область: г. Мирный (Плесецк); Ленинградская область: г. Гатчина, г. Приморск, г. Сосновый Бор; Санкт-Петербург: г. Петергоф

Восточная Сибирь и Дальний Восток На 6-м месте по концентрации наукоградов - Восточная Сибирь и Дальний Восток, в которых расположены 4 наукограда: Иркутская область: Академгородок (Иркутск); Красноярский край: г. Железногорск (Красноярск-26), г. Зеленогорск (Красноярск-45), Академгородок (Красноярск)

Сколкова: кластер биомедицинских технологий; информационных и компьютерных технологий, космических технологий и телекоммуникаций, энергоэффективных технологий, ядерных технологий.

В рамках проекта «Сколково» также будет функционировать технопарк, стратегической целью которого является оказание инновационным

компаниям - участницам проекта необходимой под д е р жки д л я у с пе шн о го р аз в ития их технологиче ских активов и корпоративных структур. Сколково ведет активную международную деятельность по привлечению компаний и стран-партнеров. Уже установлено сотрудничество со многими зарубежными научно-исследовательскими институтами и университетами.

С 2012 г. в Республике Татарстан, на правом берегу реки Волги, на территории Казанской агломерации и Верхнеуслонского района республики, для развития ИТ- и других технологий строится второй реализуемый «с нуля» в России инновационный наукоград Иннополис - аналог и партнер подмосковного Сколкова и город-спутник Казани. Наукоград Иннополис - это проект создания нового города, который объединит молодых высококвалифицированных специалистов со всей страны, усилив тем самым инновационный потенциал Российской Федерации. Перспективная численность населения Иннополиса - 155 тыс. чел., 60 тыс. из которых - высококвалифицированные специалисты. В проекте наукоград Иннополис -это «умный город» с разветвленной бизнес-инфраструктурой (технопарки, центры разработок и т.д.), первым в России ИТ-университетом (в партнерстве с Carnegie Mellon University, США), полным спектром социальной и коммерческой инфраструктуры (школами, детскими садами, больницами, торговыми центрами, ресторанами и т.д.) и жильем самого различного класса.

В сложившейся ситуации актуальной проблемой для России остается импортозамещение, в решении которой особую роль должны сыграть территории с особым экономическим статусом. В большинстве отраслей экономики доля импорта составляет свыше 50% от общего объема продаж. В тяжелом машиностроении - от 70 до 80%, в фармацевтике - 80-90%, в авиации на воздушные судна зарубежного производства в 2013 г. пришлось более 90% всех перевозок. Для решения проблемы импортозамещения необходимы глубокие перемены во всех основных сферах жизни общества - надо решиться на смену идеологического курса и кадровой политики, пойти на масштабную национализацию стратегических ресурсов и инфраструктуры, в частности системы розничной торговли.

Проблеме импортозамещения в нашей стране последнее время уделяется значительное внимание. Реализация этой установки означает не что иное, как серьезное изменение всей экономической политики страны. Это не просто отказ от значительной части иностранных поставок - импортозамещение подразумевает смену экономической политики в целом. Постановка задачи освобождения экономики страны от импортной зависимости в условиях начавшегося обострения отношений с Западом и его союзниками была объективно необходима, ведь сохранение зависимости нашей экономики от

зарубежных поставок фактически консервирует состояние ограниченности нашего экономического и политического суверенитета. При этом следует помнить, что импортозамещение в условиях отсутствия развитой конкуренции ведет к упадку промышленного и сельскохозяйственного производства, к регрессу реального сектора экономики. Масштабное вложение финансовых средств в импортозамещение при отсутствии конкуренции (или при недостаточном уровне ее цивилизованного развития) может привести к экономической деградации19.

Сегодня имортозамещение эффективно развивается в основном в сфере ВПК (производства оборонно-промышленного оборудования), где экономическая целесообразность, уровень и рост производительности труда являются факторами второго (и даже более) порядка по сравнению со стратегическим приоритетом - обеспечением безопасности и обороноспособности страны.

В условиях заданного курса на инновационное р аз в итие р е г ио но в Ро с с ии по литику импортозамещения целесообразно заменить (или как минимум сочетать) на политику экспортно ориентированного производства. Сама идеология импортозамещения в ее сегодняшнем понимании ошибочна, поскольку ведет к занижению требований к производимой продукции и «снижает планку» по качеству, надежности, уровню сервиса производимых товаров и услуг. Фактическое снижение качества товаров сопровождается повышением их цены, что в отсутствии конкуренции с импортными товарами, попавшими в санкционные списки, вполне объяснимо.

Чтобы успешно конкурировать на внутренних и мировых рынках, а также для решения задачи импортозамещения российской экономике требуются новые источники роста, создание современных высокоэффективных производств, которые обеспечат постоянно меняющиеся и быстро растущие потребности внутреннего спроса. Для достижения этих целей используются разные направления, технологии, методы, инструменты, в том числе и территории с особым экономическим статусом, эффективная государственная поддержка предприятий, производящих средства производства, внедряющих передовые отечественные научные разработки и др.

19 Ерохина Е.В. Разработка рекомендаций для администраций субъектов Федерации по корректировке инновационной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 35. С. 56-66.

В своем последнем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ отметил, что «впереди время сложное, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте. Так называемые санкции и внешние ограничения - это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей»20. Действительно, еще многое нужно сделать, создать новые технологии и конкурентную продукцию. Сформировать дополнительный запас прочности

20 Ежегодное послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 04.12.2014. URL: http://rg.ru/sujet/5339/index.html.

в промышленности, в финансовой системе, в подготовке современных кадров. Для этого у нашей страны есть емкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому. Качество и масштаб российской экономики должны соответствовать геополитической и исторической роли Российской Федерации. Необходимо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трех-четырех лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике, а значит, укрепить наше влияние и хозяйственную независимость.

Список литературы

1. Боброва В.В., Мартынюк Е.А. Организационно-правовые условия создания и развития особых экономических зон в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13 (149). С. 43-48.

2. БарановВ.И., КостюнинаГ.М. Свободные экономические и офшорные зоны. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. 560 с.

3. Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. 158 с.

4. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 392 с.

5. НеучеваМ.Ю. Функционирование особых экономических зон в различных социально-экономических системах // Проблемы современной экономики. 2011. № 2. С. 248-251.

6. АлиевШ.Т.О. Влияние специальных экономических зон на мирохозяйственные процессы в условиях глобализации // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы: материалы Международной научно-практ. конф. Тольятти, 2010. № 1. С. 346-348.

7. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. 662 с.

8. Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Альпина Паблишер, 2012. 217 с.

9. Павлов П.В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования: монография. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. 256 с.

10. МинакирП.А., Прокапало О.М. Дальний Восток: реальные стратегии и мнимые программы // Вестник ДВО РАН. 2007. № 5. С. 13-21.

11. Мочальников В., Анохина М. Кластерные технологии и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 6. С. 57-67.

12. Fisenko A.I. Specifics and Conditions of Russian Far East Seaports Development within the Framework of International Transport and Logistic Corridors // Asia-Pacific Journal of Marine Science & Education. 2012. Vol. 2. № 1. P. 59-65.

13. Останин В.А., Рожков Ю.В. О различиях в оценке неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и предпринимательстве // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12. Ч. 3 (41-3). С.638-641.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Sustainable Development of Economy

THE IMPACT OF AREAS WITH SPECIAL ECONOMIC STATUS ON SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS

Elena V. EROKHINA

Bauman Moscow State Technical University, Kaluga Branch, Kaluga, Russian Federation [email protected]

Abstract

Importance Whereas Russia attempts to adopt an innovative and socially-focused development model amid tightening sanctions of Western countries, and organizational and administrative difficulties in regions, regional policies should envisage active measures to ensure the efficient spatial development. The article overviews and analyzes the practice of creating and developing special economic zones, science cities, accelerated development areas.

Objectives The research identifies the specifics of the above areas, their strengths and weaknesses by analyzing achievements and experience they gained with a set of instruments, including preferential tax treatments.

Methods Using general scientific methods of empirical summary, I reviewed various aspects of governing, setting and managing those economic zones. The article presents types of economic zones and describes relevant benefits.

Results The article displays the need to ensure accelerated development of regions by organizing a network of special areas and respective conditions to launch production of materials and goods, other than raw materials, that would be subsequently exported. The article also provides an insight into a possible effect the import substitution policy may have on the development of the Russian regions.

Conclusions and Relevance Considering geopolitical changes, existing difficulties and disparities in the Russian regional development, special economic zones will solve strategic issues of development of the State and certain areas, contribute to innovative and comprehensive progress in municipal entities, create favorable business environment. The outcome of this research may be used to formulate a strategy for developing special economic areas.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Bobrova V.V., Martynyuk E.A. Organizatsionno-pravovye usloviya sozdaniya i razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon v regione [Organizational and legal conditions for the establishment and development of special economic zones in the region]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2012, no. 13, pp. 43-48.

2. Baranov V.I., Kostyunina G.M. Svobodnye ekonomicheskie i ofshornye zony [Free economic and offshore zones]. Moscow, Magistr, INFRA-M Publ., 2013, 560 p.

3. Shmonov N.N. Istoricheskoe issledovanie problem razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon [Historical research into development problems of special economic zones]. Kazan, KSUCA Publ., 2010, 158 p.

4. Kuznetsova O.V. Regional'naya politika Rossii: 20 let reform i novye vozmozhnosti [Regional policy of Russia: 20 years of reforms and new opportunities]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013, 392 p.

5. Neucheva M.Yu. Funktsionirovanie osobykh ekonomicheskikh zon v razlichnykh sotsial 'no-ekonomicheskikh sistemakh [Functioning of special economic zones in various socio-economic systems]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2011, no. 2, pp. 248-251.

6. Aliev Sh.T.O. [Effect of special economic zones on global economic processes in the context of globalization]. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Economics and Management: New Challenges and Prospects]. Tolyatti, Volga Region State University of Service Publ., 2010, no. 1, pp. 346-348.

Article history:

Received 22 June 2015 Accepted 8 July 2015

JEL classification: R12, R13

Keywords: special economic status, special economic zone, accelerated development area, technology development, tourism and recreation zone

7. Andrianov V.D. Rossiya: ekonomicheskii i investitsionnyi potentsial [Russia: economic and investment potential]. Moscow, Ekonomika Publ., 1999, 662 p.

8. Pushkin A.V. Pravovoi rezhim inostrannykh investitsii v Rossiiskoi Federatsii [The Legal treatment of foreign investments in the Russian Federation]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012, 217 p.

9. Pavlov P.V. Institut osobykh ekonomicheskikh zon v Rossiiskoi Federatsii: finansovo-pravovye i organizatsionno-ekonomicheskie aspekty funktsionirovaniya: monografiya [Institute of special economic zones in the Russian Federation: financial, legal, organizational, and economic aspects of operations: a monograph]. Moscow, Magistr, INFRA-M Publ., 2010, 256 p.

10. Minakir P.A., Prokapalo O.M. Dal'nii Vostok: real'nye strategii i mnimye programmy [Far East: real strategies and imaginary programs]. VestnikDVO RAN = Bulletin of Far Eastern Branch of RAS, 2007, no. 5, pp. 13-21.

11. Mochal'nikov V., Anokhina M. Klasternye tekhnologii i ekonomicheskii rost [Cluster technologies and the economic growth]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2013, no. 6, pp. 57-67.

12. Fisenko A.I. Specifics and Conditions of Russian Far East Seaports Development within the Framework of International Transport and Logistic Corridors. Asia-Pacific Journal of Marine Science & Education, 2012, vol. 2, no. 1, pp. 59-65.

13. Ostanin V.A., Rozhkov Yu.V. O razlichiyakh v otsenke neopredelennosti i riska v khozyaistvennoi deyatel'nosti i predprinimatel'stve [Differences in the assessment of uncertainty and risk in economic activity and entrepreneurship]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2013, vol. 7, no.12-3, pp. 638-641.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.