УДК 332.05
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ
ON THE DEVELOPMENT OF FREE-TRADE ZONE IN RUSSIA
Чемодин Юрий Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия, SPIN-код: 4915-3607, AuthorID: 875214, [email protected]
Горбунов Владимир Сергеевич - кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия, SPIN-код: 8121-9331, AuthorID: 660423, [email protected]
Yuriy A. Chemodin, candidate of technical Sciences, associate professor of the department of economic theory and management, State university of land use planning, Moscow, Russia, SPIN-код: 4915-3607, AuthorID: 875214,[email protected]
Vladimir S. Gorbunov, candidate of geographical sciences, associate professor of the department of economic theory and management, State university of land use planning, Moscow, Russia, SPIN-код: 8121-9331, Author ID: 660423, [email protected]
Аннотация: Особые экономические зоны начали развиваться с момента рыночных преобразований, однако до сих пор не стали эффективным инструментом для инновационного развития регионов России. Слабая инвестиционная привлекательность особых экономических зон, слабый научный и производственный потенциал реализуемых на их базе
проектов, является не только следствием низкого качества российской экономики, но и недостатками организационной системы управления. В статье анализируется экономическая роль особых экономических зон, подчерчиваются их достоинства и недостатки. В качестве результатов исследования роли особых экономических зон делаются предложения по совершенствованию организационного механизма их развития в Российской Федерации.
Summary: Special economic zones have started to develop since market transformations, but they have not yet become an effective tool for innovative development of Russian regions. The weak investment attractiveness of special economic zones, the weak scientific and production potential of projects implemented on their basis, is not only a consequence of the poor quality of the Russian economy, but also the shortcomings of the organizational management system. The article analyzes the economic role of special economic zones and highlights their advantages and disadvantages. As the results of the study of the role of special economic zones, proposals are made to improve the organizational mechanism for their development in the Russian Federation.
Ключевые слова: зоны свободной торговли, инвестиции, инновации, стратегия развития, региональная экономика, экономическая политика. Keywords: free economic zone, investment, innovation, development strategy, regional economy, economic policy.
Для создания полноценной системы государственного управления, выравнивания регионального развития используется ряд механизмов, среди которых прочное место занимают особые экономические зоны.
Особая экономическая зона — это часть территориального пространства страны, которая обладает особым, выгодным в каком-либо отношении своим положением, в связи с чем для нее на государственном уровне закреплен беспошлинный или льготный налоговый режимы СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 63
товарооборота, характерна торговая, валютная, финансовая обособленность от остальной части страны.
К особенностям особой экономической зоны можно отнести тесную связь с внешними рынками и значительную инвестиционную активность иностранного капитала. Поэтому традиционно особые экономические зоны являются частью национальной и региональной экономики, являются центрами инновационного развития, что определяет их значимость во многом безальтернативность.
С учётом последних общемировых изменений и особенностей развития Российской Федерации можно выделить рад направлений, способствующих повышению эффективности работы особых экономических зон.
Совершенствование информационного сопровождения целей развития особых экономических зон и привлечение дополнительной аудитории, способной принять участие в реализуемых на ее территории проектах.
Совершенствование индивидуального взаимодействия с действующими и потенциальными крупными инвесторами, формирование бизнес среды и системы обратной связи.
Совершенствование дифференцированного подхода к предоставлению налоговых стимулов и условий.
Совершенствование совместной работы различных министерств и ведомств для продвижения особых экономических зон на отечественном и мировом рынках.
Совершенствование механизма работы особых экономических зон является частью инновационного пути развитии Российской Федерации. Механизмы, лежащие в основе функционирования особых экономических зон, позволяют на уровне регионов обеспечить использование имеющегося социально-трудового, финансово-экономического, производственно-сбытового, транзитно-интеграционного, научно-технического
совершенствования.
В нашей России особые экономические зоны получили развитие с конца 1980-х годов ХХ века. С разной степенью успеха и во многом не оправдавшим себя механизм стимулирования инновационного и инвестиционного развития отдельных территорий дошел до наших дней. Современное развитие особых экономических зон происходит в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно законодательству особой экономической зоной называется определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации (государственной и таможенной), на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности. Как следует из определения особые экономические зоны являются исключительно государственными и, следовательно, формируются на средства федерального правительства.
Для целей управления государственным институтом первоначально было сформировано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), находившееся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Неэффективность работы привела в 2009 году к его упразднению и передачи полномочий непосредственно Министерству экономического развития Российской Федерации. В настоящее время управлением отдельными особыми экономическими зонами осуществляют соответствующие акционерные общества, единственным владельцем которых является государство. Актуальная информация по направлениям работы особых экономических зон, порядке их управления и возможности участия, преимуществах для резидентах и возможностях для развития бизнеса содержится на электронном информационном ресурсе АО «Особые экономические зоны» по адресу: http://www.russez.ru.
Особые экономические зоны в России рассматриваются прежде всего как «территории новой экономики». За счёт обеспечения современной инфраструктурой, отсутствием административных барьеров, льготных СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 65
таможенных и налоговых режимов, возможностью учёта региональной специфики происходит стимулирование инноваций и инвестиций (в том числе отечественных), становится возможным выпуск высоко конкурентной продукции, производство с высокой добавленной стоимостью, обеспечение процессов импортозамещения в приоритетных отраслях деятельности, рост наукоемких производств, появление новых видов технологий, товаров и услуг.
Проекты реализуемые в рамках работы особых экономических зон всегда экологически безопасны, прозрачны, открыты, обладают высоким уровнем корпоративной культуры и социальной ответственностью. Что является необходимым условием присутствия иностранного капитала на российском рынке.
Из наиболее значимых преимуществ следует отметить следующие аспекты.
Регулирование на уровне федерального законодательства позволяет обеспечить защиту прав участников особых экономических зон на уроне государства.
Предлагаемая система таможенных и налоговых преимуществ обеспечивает ускоренную окупаемость реализуемых проектов и прирост инвестиционного капитала в экономику отдельных регионов России.
Снятие бюрократических барьеров способствует росту числа резидентов особых экономических зон.
Положенный в основу функционирования особых экономических зон научный потенциал способен предотвратить миграцию трудовых ресурсов, обладающих высоким уровнем квалификации, сохранение научных разработок и патентов.
Территориальные преимущества Российской Федерации,
аттрактивность и уникальность орографии различных регионов позволяет
широко использовать пространственную привязку к месту расположения
особых экономических зон и возможного роста их количества. СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 66
К наиболее существенным недостаткам от деятельность особых экономических зон традиционно относят следующие.
Как инструмент планирования макроэкономических пропорций, роста ВВП и занятости населения особые экономические зоны не выполняют свой хозяйственной роли являясь по сути центрами коммерческой деятельности, которые не способны дать толчок развитию региональных экономических систем.
Не выполняется и другая национальная цель создания особых экономических зон - формирование единой сети взаимосвязанных производств, логистических и научно-технических центров.
Являясь центрами научного роста отечественного производства, особые экономические зоны оказались не способны привлечь частные инвестиции и двигателем НТП по-прежнему остаётся государство.
Создание особых экономических зон на периферии основных агломеративных и транзитных потоков первоначально задумывалось с целью повышения инвестиционной привлекательности наиболее отсталых территорий Российской Федерации, однако на практике создало дополнительные барьеры на пути маркетинговых и инвестиционных решений их развития, возможного включения их в национальную и мировую систему хозяйственных и конъюнктурных связей.
С учётом изменений последних лет можно выделить несколько направлений дальнейшего развития особых экономических зон как инструмента стратегического планирования Российской Федерации.
В связи со слабым руководством за деятельностью особых экономических зон, разобщённостью в идее на федеральном уровне и ее реализацией на региональном уровне происходит потеря инвестиционного интереса со стороны частного бизнеса, поэтому для повышения эффективности деятельности особых экономических зон и увеличением их государственной роли необходимо скорейшее и радикальное ускорение темпов их развития и включения в хозяйственных оборот. Особые СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 67
экономические зоны должны органически быть вплетены в экономику, а не являться отдельным хозяйственным звеном, пусть и с более выгодными позициями.
Успешность реализации механизма работы особых экономических зон лежит на плечах региональных властей, при этом сами регионы не в состоянии учитывать мировую динамику и следовать изменениям в настроениях иностранных инвесторов. Это делает модель управления особыми экономическими зонами в России устаревшей и не интересной для участия со стороны участников международного (наднационального) и странового (национального) рынка инноваций и инвестиций.
Изменение неблагоприятных тенденции в развитии особых экономических зон возможно при снижении государственного участия в инновационном процессе, так как корпоративный сегмент всегда является лидером в этой области, а бюрократические процедуры традиционно снижают возможности по использованию, созданию и внедрению любых инноваций.
Благодарность
Авторы выражают благодарность члену Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию, советнику ректора по развитию Государственного университета по землеустройству, доктору экономических наук, профессору Михаилу Петровичу Бурову за помощь при подготовке материалов статьи. Acknowledgments
Authors return thanks for assistance to member of RAS research board for crosscutting problems of Eurasian economy integration, competitive ability and sustainable growth, adviser to the rector for development of The State University of Land Use Planning, Doctor of Economics, Professor, Mikhail P. Burov.
Литература
1. Федеральный закон российской федерации от 22.07.2005 № 116 -фз «Об особых экономических зонах в российской федерации»
2. Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития Российских регионов. — Москва : Дашков и Ко, 2018. — 342 с.
3. Германович А. Г. Развитие кластерной региональной экономики в РФ // Инновации и инвестиции. — 2015. — № 7. — С. 26-29.
4. Ефремова Л. Б. Устойчивость сельскохозяйственного производства — необходимое условие продовольственной безопасности // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2010. — № 8 (68). — С. 75-78.
5. Иванов Н.И. Основные вопросы регионального планирования и организации рационального использования земель и их охраны // Региональная экономика: теория и практика. — 2009 — №39.
6. Коростелев С. П. Устойчивое развитие территорий и налогообложение недвижимости // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2017. — № 5. — С. 32-39.
7. Маргалитадзе О. Н. Инвестиционный климат и его значение для привлечения иностранных инвестиций // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2013 — №1. — С. 49-55.
8. Фомин А. А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2017. — № 2. — С. 6-7.
9. Цыпкин Ю.А., Иванов Н.И., Кокорев А.С., Фомин А.А. Прикладной менеджмент: учебное пособие — М.: Научный консультант. — 2018. — 440 с.
10. Чемодин Ю.А. К вопросу освоения земель Северных районов Сибири и Дальнего Востока // Московский экономический журнал. — 2018. — №1.
11. Чемодин Ю.А., Горбунов В.С. Методологические основы и механизмы устойчивого развития территории России на региональном уровне — М.: ГУЗ, — 2018. — 160 с.
12. Papaskiri T.V., Nilipovsky V.I. The use of innovative technologies in land use planning education // E&M Euroeducation. — 2009. — N 2-3. pp. 27-32.
13. Шевченко Т.В. Перспективы развития оптово-распределительных центров в рамках реализации государственной программы // Российский экономический интернет журнал. — 2017. — №4. — С. 74.
14. Чиркова Л.Л. Дифференцированное налогообложение в землеустройстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2015. — № 3 (123). — С. 36-39.
15. Voronkova O. Y., Ovchinnikov Y. L., Avdeev Y. M., Fomin A. A., Penkova A. N., Zatsarinnaya, E. I. (2020). Land Resource Management in the Agro-Industrial Sector of Russia. Talent Development and Excellence, 12(3s), 422-431.
References
1. Federal law of the Russian Federation of 22.07.2005 No. 116-fz «About special economic zones in the Russian Federation».
2. Burov M. P. (2018). Gosudarstvennoe regulirovanie nacional'noj ehkonomiki. Sovremennye paradigmy i mekhanizmy razvitiya Rossijskikh regionov [State regulation of the national economy. Modern paradigm and mechanisms of development of the Russian regions]. Moscow: Dashkov and Ko.
3. Germanovich A. G. (2015). Razvitie klasternoj regional'noj ehkonomiki v RF [Development of cluster regional economy in Russia]. Innovacii i investicii, No. 7, pp. 26-29.
4. Efremova L. B. (2010). Ustojchivost' sel'skokhozyajstvennogo proizvodstva — neobkhodimoe uslovie prodovol'stvennoj bezopasnosti
[Sustainability of agricultural production is a prerequisite for food security].
Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel', No. 8 (68), pp. 75-78.
5. Ivanov N.I. (2009) Osnovnye voprosy regional'nogo planirovaniya i organizacii racional'nogo ispol'zovaniya zemel' i ikh okhrany [Main issues of regional planning and organization of land management and protection]. Regional'naya ehkonomika: teoriya ipraktika, No. 39.
6. Korostelev S. P. (2017) Ustojchivoe razvitie territorij i nalogooblozhenie nedvizhimosti [Sustainable development of territories and taxation of real estate] Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel'. No. 5. pp. 3239.
7. Margalitadze O. N. (2013). Investicionnyj klimat i ego znachenie dlya privlecheniya inostrannykh investicij [Investment climate and its importance for attracting foreign investments]. Aktual'nye problemy social'nO-ehkonomicheskogo razvitiya Rossii, No. 1, pp. 49-55.
8. Fomin A. A. (2017) Uroki reform Petra Arkad'evicha Stolypina [Lessons of Reform of Petr Arkadevich Kolypin ]. Mezhdunarodnyj sel'skokhozyajstvennyj zhurnal, No. 2, pp. 6-7.
9. Tsypkin Yu.A., Ivanov N.I., Kokorev A.S., Fomin A.A. (2018). Prikladnoj menedzhment: uchebnoe posobie [Applied management: tutorial]. Moscow: Nauchnyj konsul'tant.
10. Chemodin Yu.A. (2018). K voprosu osvoeniya zemel' Severnykh rajonov Sibiri i Dal'nego Vostoka [To the issue of land development of the Northern regions of Siberia and the Far East]. Moskovskij ehkonomicheskij zhurnal, No. 1.
11. Chemodin Yu.A., Gorbunov V.S. (2018). Metodologicheskie osnovy i mekhanizmy ustojchivogo razvitiya territorii Rossii na regional'nom urovne [ Methodological foundations and mechanisms of sustainable development of the territory of Russia at the regional level]. Moscow: GUZ.
12. Papaskiri T.V., Nilipovsky V.I. (2009). The use of innovative technologies in land use planning education // E&M Euroeducation. No. 2-3. pp. 27-32.
13. Shevchenko T.V. (2017). Perspektivy razvitiya optovo-raspredelitel'nykh centrov v ramkakh realizacii gosudarstvennoj programmy [Prospects for the Development of Wholesale Distribution Centers within the Framework of the State Program]. Rossijskij ehkonomicheskij internet zhurnal, No. 4.
14. Chirkova L.L. (2015) Differencirovannoe nalogooblozhenie v zemleustrojstve [The differentiated taxation in land management//Land management, the inventory and monitoring of lands ]. Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel', No. 3 (123), pp. 36-39.
15. Voronkova O. Y., Ovchinnikov Y. L., Avdeev Y. M., Fomin A. A., Penkova A. N., Zatsarinnaya, E. I. (2020). Land Resource Management in the Agro-Industrial Sector of Russia. Talent Development and Excellence, 12(3s), 422-431.