УДК 334.01
ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РФ НА ПРИМЕРЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ТЕХНОПОЛИС «МОСКВА»
INFLUENCE OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONES ON THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY ON THE EXAMPLE OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE «TECHNOPOLIS «MOSCOW»
Большаков Валерий Евгеньевич, студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия
Маргалитадзе Омари Николаевич, кандидат экономических наук, доцент, академик Международной инженерной академии, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия
Bolshakov Valery Evgenievich, student, State university of land use planning, Moscow, Russia
Margalitadze Omari Nikolaevich, candidate of economic sciences, associate professor, academician of the International engineering academy, State university of land use planning, Moscow, Russia
Аннотация: В статье говорится об экономической эффективности (особой экономической зоны) ОЭЗ, их влиянии на экономику Российской Федерации, рассматриваются перспективы развития инновационных технологий на базе ОЭЗ, а также задачи, которые ОЭЗ уже решает и способно решить.
Summary: the article discusses the economic efficiency of SEZs, their impact on the economy of the Russian Federation, the prospects for the development of innovative technologies based on SEZs, as well as the tasks that the SEZ already solves and is able to solve.
Ключевые слова: ОЭЗ, инновации, высокотехнологичная продукция, интеллектуальный потенциал, высокопроизводительные рабочие места. Keywords: SEZ, innovation, high-tech products, intellectual potential, highperformance jobs.
В современном экономическом пространстве существует множество экономических объектов, так или иначе влияющих на экономическое развитие государств. Одним из таких объектов является особая экономическая зона (свободная экономическая зона). Она представляет собой территорию, которая имеет особый экономический и юридический статус в стране, а также льготные экономические условия для предпринимателей.
Эти зоны созданы для социально-экономического развития государств, в которых они находятся, а также для привлечения большего количества инвесторов как иностранных, так и отечественных в связи с большим количеством льгот, делающих ведение бизнеса наиболее комфортным. Основные цели создания ОЭЗ можно разделить на 2 группы:
1) С точки зрения государства
2) С точки зрения инвесторов
Если рассматривать ОЭЗ как выгодный экономический объект для государства, то цели его создания следующие:
1) Внедрение и развитие инновационных технологий производства товаров и услуг
2) Создание ВПРМ (высокопроизводительных рабочих мест) для высококвалифицированного персонала
3) Проведение политики импортозамещения
4) Апробация инновационных методов в менеджменте и организации труда на отдельно взятых экономических объектах
Если же рассматривать ОЭЗ как привлекательный экономический объект для инвесторов, то цели его создания будут другими: СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 117
1) Использование дешевой рабочей силы
2) Минимизация издержек в связи с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
3) Развитие территорий (внедрение высокотехнологичного оборудования)
ОЭЗ в Российской Федерации появились относительно недавно в начале 1990-х годов, но их деятельность не соответствовала поставленным целям и часто нарушала законодательство, поэтому их ликвидировали. Но уже в 2005 году федеральный закон об особых экономических зонах был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 8 и 13 июля соответственно. А в январе 2006 года Правительство РФ утвердило создание 6 ОЭЗ. Согласно закону, на территории РФ могут создаваться ОЭЗ 4 -х типов: промышленно-производственного типа, технико-внедренческого типа, туристско-рекреационного типа, портового типа.
По состоянию на 2020 год в РФ действуют 26 ОЭЗ (10 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая). За 14 лет с момента принятия федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» зарегистрировано более 730 резидентов, из которых около 20% компаний с участием иностранного капитала из 38 стран мира. За это время общий объём заявленных инвестиций составил в сумме около 900 млрд. рублей, а также, было создано свыше 34 тысяч рабочих мест. Территории всех ОЭЗ снабжены современной инфраструктурой (инновационным оборудованием последних поколений)
Как уже говорилось ранее, в РФ действуют 4 типа ОЭЗ: 1) Промышленно-производственного типа. Они создаются для производства и переработки товаров. В них находятся преимущественно промышленные предприятия, имеются в распоряжении богатые природные ресурсы, а также высококвалифицированная рабочая сила.
2) Технико-внедренческого типа. Целью их создания является развитие инновационной деятельности в стране, создание и реализация инновационного продукта. Как правило, ОЭЗ ТВТ создаются в крупнейших научных центрах с самой крупной и современной материально-технической базой.
3) Туристско-рекреационного типа. Их деятельность обозначена оказанием услуг в области туризма, а также развитием технологий по оказанию услуг.
4) Портового типа. На данный момент в России существует всего один портовый ОЭЗ «Ульяновск», расположенный в городе Ульяновск ульяновской области. Она создана для осуществления судостроительной деятельности и ремонта судов, а также для разработки новых маршрутов, находящихся рядом с основными транспортными путями.
Все эти ОЭЗ, находящиеся в РФ, являются мощнейшей инновационной экономической базой, которая будет оказывать благоприятное воздействие на экономику страны и её дальнейшее развитие в долгосрочной перспективе.
Уже сейчас ОЭЗ позволяют решить ряд важных задач:
1) Они создают новые ВПРМ (высокопроизводительные рабочие места), которые дают возможность высококвалифицированным работникам реализовывать свой профессиональный потенциал по максимуму. Оборудование, имеющееся на ВПРМ, позволяет работать сотрудникам более эффективно, выполнять ёмкие по времени процессы гораздо быстрее, а также использовать современные технологии, которые позволяют производить качественный наукоёмкий продукт.
2) Сохранение и развитие интеллектуального потенциала. Развитие интеллектуального потенциала всегда способствует ускоренному развитию государства во всех аспектах деятельности, в том числе и экономической. Особенно важным он является в наш век, век инновационных технологий, когда экономику государства должен определять инновационный эргономичный продукт, а не обычные товары вроде леса, сырья для СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 119
производства и топливно-энергетических ресурсов. К сожалению, экономика Российской Федерации очень сильно зависит от топливно-энергетических ресурсов (почти 64% экспорта России на 2019 год составляют топливно-энергетические ресурсы). Таким образом, на 2019 год экспорт нашей страны составил 420,4 млрд. долл., из которых почти 270 млрд. долл. составляют названные выше ресурсы. В таком состоянии наша экономика очень сильно зависит от цен на 3 основных ресурса на мировом рынке: нефти, природного газа и угля. А определённые санкции и элементы ценовой конкуренции вовсе могут ухудшить экономическое положение нашей страны.
3) Проведение политики протекционизма, которая будет стимулировать рост отечественных производителей, повышать объём инвестиций в производство страны. Таким образом, отечественные инвесторы будут с большим желанием вкладывать финансовые ресурсы в экономику своей страны, а не за рубеж.
4) Привлечение капитала иностранных инвесторов. Перечень льгот, которыми обладают ОЭЗ, даёт возможность более выгодного ведения бизнеса для иностранных инвесторов. Естественно, ведь пониженные или отсутствующие таможенные и налоговые платежи всегда будут способствовать притоку денег из-за рубежа. Помимо этих привилегий привлечению иностранного капитала также способствуют инвестиционные гарантии, современная высокотехнологичная инфраструктура, а также упрощённые административные процедуры.
На примере ОЭЗ «Технополис «Москва» будет показано, какой вклад данная особая экономическая зона вносит в экономику нашей страны.
Это ОЭЗ технико-внедренческого типа, которая занимается развитием инновационной экосистемы Москвы путем предоставления максимально благоприятных условий для размещения российских и зарубежных высокотехнологичных предприятий. На её территории осуществляется деятельность по 6 высокотехнологичным наукоёмким отраслям:
1) Микроэлектронике, оптике и электронной аппаратуре СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 120
2) Энергоэффективным технологиям
3) Медицинским технологиям, оборудованию и биофарме
4) Информационно-коммуникационным технологиям
5) Современным материалам и нанотехнологиям
6) Высокотехнологичным производствам
Преференции этой ОЭЗ очень выгодны как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Вот некоторые из них: 0% налог на имущество, 0% транспортный налог, режим свободной таможенной зоны, 2% налог на прибыль.
На базе данной особой экономической зоны имеется центр подготовки кадров (базовая кафедра МГОК, кафедры профильных образовательных учреждений и т. д). Стоит отметить, что около 4000 студентов московского института электронной техники «НИУ» «МИЭТ» проходят профессиональную подготовку по теории и практике на базе этого технополиса.
На данный момент ОЭЗ «Технополис «Москва» является главным объектом инновационной деятельности, разработки и реализации наукоёмкой продукции в Москве. Уже 62 компании выбрали её для своего развития, а ещё 27 находятся в состоянии получения статуса компании-резидента. Мировая практика наглядно показывает, что успешные ОЭЗ значительно влияют на развитие региона, определяют его социально-экономическое положение. А успешные проекты могут привести к резкому скачку в развитии экономики не только региона, но и страны в целом.
А вот что говорила по поводу данной ОЭЗ в 2018 году ещё тогда заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям Наталья Сергунина:
«Особая экономическая зона «Технополис «Москва» показывает хорошую динамику. Современная инфраструктура, налоговые льготы и
широкий набор мер поддержки со стороны правительства Москвы привлекают и российский, и зарубежный технологичный бизнес.
Расходы по различным платежам и налогам для них могут быть снижены на 47%. Сегодня в особой экономической зоне - 50 компаний-резидентов. Они уже инвестировали в развитие своих производств более 12,7 млрд рублей и создали более 5 тыс. рабочих мест».
По прогнозам специалистов, до 2025 года в ОЭЗ «Технополис «Москва» планируется повышение объёма инвестиций до 26 млрд. рублей и создание свыше 8 тыс. рабочих мест. Но уже по состоянию на 2019 год объём инвестиций составил 25 млрд. рублей, а количество рабочих мест превысило отметку в 6 тыс. человек, что прямым образом показывает положительное влияние данной ОЭЗ на экономику московского региона и, следовательно, на экономику России. Но самое главное, что ОЭЗ обеспечивают не только приток финансовых средств, но и дают возможность молодым высококвалифицированным умам занять заслуженное ими рабочее место и реализовать себя с профессиональной стороны. А, как известно, чем больше высококвалифицированных работников в стране да ещё и на высокопроизводительных рабочих местах, тем больше выигрывает экономика страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что ОЭЗ - это один из объектов, определяющих экономику Российской Федерации как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. При правильном использовании ОЭЗ количество инвесторов и объём инвестиций будет расти ускоренными темпами буквально в геометрической прогрессии. ОЭЗ - это не просто источник для привлечения капиталов, но и крупная структурированная научно-техническая база, осуществляющая инновационную деятельность по разработке наукоёмкого продукта. Это "ключ" к экономическому успеху любой страны, и нашей в том числе, и, если использовать его по назначению, то успех гарантирован.
Литература
1. https://www.economy.gov.ru/
2. https://tass.ru/
3. https://www.audit-it.ru/
4. https://technomoscow.ru/
5. https://znaybiz.ru/
6. Цыпкин Ю.А., Фомин А.А., Пакулин С.Л., Козлова Н.В., Феклистова И.С. Инновационные направления устойчивого развития агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал, 2019. № 6(372). С. 84-88
7. Боумоль У., А. Блайндер А. . Экономикс. Принципы и политика. - М.: ЮНИТИ-Дана. - 2018.
8. Комов Н. В., Шарипов С. А., Цыпкин Ю. А., Конокотин Н. Г., Фомин А. А., Сорокина О. А. Управление земельными ресурсами. М.: Научный консультант, 2020. 556 с.
References
1. https://www.economy.gov.ru/
2. https://tass.ru/
3. https://www.audit-it.ru/
4. https://technomoscow.ru/
5. https://znaybiz.ru/
6. Tsypkin Yu.A., Fomin A.A., Pakulin S.L., Kozlova N.V., Feklistova I.S. (2019). Innovatsionnye napravleniya ustoichivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Innovative directions of sustainable development of agro-industrial complex]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal , No 6(372), pp. 84-88
7. Baumol W., Blinder A. (2018). Ehkonomiks. Printsipy i politika. [Economics. Principles and policy]. Moscow: UNITY-Dana.
8. Komov N. V., Sharipov S. A., Tsypkin Yu. A., Konokotin N. G., Fomin A. A., Sorokina O. A. (2020) Upravlenie zemel'nymi resursami [Management of land resources]. Moscow: Nauchnyi konsul'tant. 556 p.