АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимир ГРОМОВ
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail: [email protected]
Важным механизмом привлечения инвестиций в российские регионы являются особые экономические зоны (ОЭЗ), которые могут использоваться для решения многих задач социально-экономического развития. Однако в 2016 г. общее количество таких зон в стране существенно сократилось, причем за последние годы появилось множество территорий с особым, но другим правовым статусом. В статье дается оценка текущей ситуации в сфере ОЭЗ.
Ключевые слова: налоговые льготы, эффективность, особые экономические зоны, промышленно-про-изводственные зоны, технико-внедренческие зоны, зоны туризма, портовые зоны, резидент ОЭЗ.
Создание особых экономических зон предусмотрено Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ), в котором особая экономическая зона определена как часть территории РФ с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности. Границы такой территории устанавливаются Правительством России. Оно же принимает решение о создании особой экономической зоны на территории одного или нескольких муниципальных образований в пределах территории одного или нескольких регионов.
Особые экономические зоны создаются для достижения широкого спектра целей, среди которых: производство новых видов продукции, развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, разработка технологий и коммерциализация их результатов, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур. Сообразно видам развиваемых направлений деятельности особые экономические зоны группируются по типам, среди которых выделяются промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреацион-ные и портовые зоны. Достижение названных целей обеспечивается созданием благоприятных -прежде всего налоговых -условий деятельности, организуемых государством для инвесторов.
Вместе с тем начиная с 2014 г. в российском законодательстве с устойчивой периодичностью появляются альтернативы особым экономическим зонам. Налоговые льготы инвесторы получают теперь и в границах территорий опережающего социально-экономического развития, и при реализации региональных инвестиционных проектов, и при выполнении специальных инвестиционных контрактов, благоприятные условия созданы также на территории свободного порта Владивосток.
Казалось бы, хозяйственная специализация ОЭЗ является достаточно широкой для того, чтобы не обращаться к иным, перечисленным выше механизмам стимулирования инвестиций, особенно учитывая, что цели создания и тех и других частично совпадают. Однако этот процесс уже запущен и активно развивается. В свою очередь, количество ОЭЗ во второй половине 2016 г. подверглось существенному сокращению, поскольку особый правовой режим деятельности был отменен сразу в восьми регионах. Данные факты явно свидетельствуют о том, что особые экономические зоны не выполняют в российской экономике ту роль, какая на них возлагалась при принятии Закона об ОЭЗ. Как было отмечено на Коллегии Счетной палаты РФ, «за время своего существования особые экономические зоны действенным инструментом поддержки национальной экономики так и не стали», в частности потому, что за создание одного нового
рабочего места в границах ОЭЗ - а всего там создано 21,2 тыс. рабочих мест - государство заплатило в среднем 9 млн. руб., а с учетом инвестиций резидентов ОЭЗ эта сумма возрастает более чем вдвое1.
Но изменило ли ситуацию сокращение их количественного состава? И какие именно особые зоны прекратили существование? Являются ли сохранившиеся ОЭЗ эффективными? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понимать, какая к настоящему времени сложилась ситуация в сфере эффективности функционирования особых экономических зон.
Прежде всего стоит отметить, что в течение периода с 2005 г. и до середины 2016 г. создание особых экономических зон в России шло в русле постоянного увеличения их общего количества. (См. рис. 1.) Так, за одиннадцать лет было учреждено более трех десятков ОЭЗ; особые экономические зоны не создавались лишь в 2006 и 2008 гг. Во все остальные годы как минимум одна территория наделялась статусом ОЭЗ. Происходило своего рода «нагромождение» особых экономиче-
Рис. 1. Динамика изменения количества особых экономических зон в РФ, ед.
24 25 27 28 30 33 .26
13 15 У
6
Годы
Источник: расчеты автора.
ских зон, причем этот процесс утратил черты упорядоченности: новые ОЭЗ организовывались, когда по другим территориям с данным статусом наблюдались отрицательные результаты эффективности, а место тех единичных ОЭЗ, которые все-таки ликвидировались, занимали территории новых регионов. Тем не менее принятые Правительством России меры по масштабному сокращению общего количества ОЭЗ осенью 2016 г.2 позволили остановить этот процесс.
Оптимизация состава особых экономических зон была прямо связана с отменой особого правового режима деятельности в территориях, которые с момента своего создания не сумели привлечь ни одного резидента и в которых помимо этого не была создана хотя бы минимальная инфраструктура, необходимая для привлечения инвесторов. В основном это оказались зоны туризма, но под оптимизацию попали и две зоны портового типа: «Советская Гавань» в Хабаровском крае и «Мурманск» в Мурманской области.
Если бы все особые экономические зоны продолжали существовать, то сейчас их насчитывалось бы 36. К настоящему времени в России имеется 26 ОЭЗ, однако это по-прежнему много.
В структуре текущего количества ОЭЗ больше всего зон относится к промышленно-про-изводственному и туристско-рекреационному типам, за ними следуют зоны технико-внедренческого типа, а портовый тип ОЭЗ представлен всего лишь одной ОЭЗ «Ульяновск», созданной на базе аэропорта Ульяновск Восточный в Ульяновской области. (См. таблицу.)
Эффективность функционирования ОЭЗ можно рассматривать как в целом, так и в разрезе их типов, а также отдельных зон. Сводные показатели дают общую картину, однако их усреднение может исказить представление о реальном положении дел в границах конкретных территорий. Так, согласно сводным данным
1 Официальный сайт Счетной палаты РФ: http://audit.gov.ru/press_center/news/29969
2 См. постановление Правительства РФ от 28.09.2016 г. № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон».
Распределение особых экономических зон в РФ по типам (по данным за 2017 г.)
Тип ОЭЗ Количество, ед. Доля в общем количестве, в %
Промышленно-производственные 10 38,5
Технико-внедренческие 6 23,1
Туристско-рекреационные 9 34,6
Портовые 1 3,8
Всего 26 100
Источник: расчеты автора.
особые экономические зоны функционируют достаточно эффективно: на территориях всех ОЭЗ зарегистрировано 525 резидентов, инвестиции которых достигли к настоящему времени около 222 млрд. руб. Однако, как мы покажем далее, наибольший вклад в достижение этих показателей принадлежит лишь единицам территорий со статусом ОЭЗ на фоне неэффективности большинства из них3.
Наиболее эффективно в России функционируют технико-внедренческие зоны -среди них нет ни одной территории, которая демонстрировала бы плохие результаты. Причем состав зон данного типа со временем мало изменился, так как решение о создании большинства из них было принято еще в 2005 г. (подробнее состав созданных в России ОЭЗ представлен в приложении к статье). Увеличение количества ОЭЗ происходило преимущественно за счет других их типов. По данным за 2016 г., в границах технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано около 300 резидентов. Ими создано 10,3 тыс. рабочих мест, т.е. 50% новых рабочих мест на все вместе взятые ОЭЗ. Объем инвестиций резидентов в них к настоящему времени достиг 57,6 млрд. руб.
Одним из важных показателей эффективности функционирования ОЭЗ является соотношение направленных в них частных и государственных инвестиций, поскольку государство, вкладывая средства бюджетной системы в развитие инфраструктуры ОЭЗ, ожидает получения экономической отдачи в виде прито-
ка частных средств, но в большем объеме. На развитие технико-внедренческих зон за все время их существования из бюджетной системы было выделено 95,3 млрд. руб., что говорит об эффективности их функционирования, поддерживаемой государством, так как последнее получает меньше, чем тратит само. (См рис. 2.) Возвращаемые в бюджетную систему средства в виде уплачиваемых резидентами налогов также не окупают государственные инвестиции, поскольку в совокупности сумма перечисленных резидентами ОЭЗ данного типа налогов составляет 12,2 млрд. руб.
Рис. 2. Соотношение частных и государственных инвестиций в развитие технико-внедренческих и промышленно-производственных зон (по данным за 2016 г.), в %
Технико-внедренческие Промышленно-
ОЭЗ производственные ОЭЗ
В
я Частные □ Государственные
Источник: данные к отчету Минэкономразвития России о функционировании ОЭЗ, расчеты автора.
3 Здесь и далее используются официальные данные Минэкономразвития России, представленные в Отчете о результатах функционирования особых экономических зон за 2016 год и за период с начала функционирования особых экономических зон: [Электронный ресурс]. ШЬ: http://economy.gov.ru
Самым многочисленным типом особых экономических зон в РФ являются промыш-ленно-производственные зоны. Сегодня они представлены в регионах почти всех федеральных округов России4, а в наибольшей степени сосредоточены в Центральном федеральном округе. В отличие от технико-внедренческих зон большинство зон промышлен-но-производственного типа было создано после 2010 г., и среди них есть как эффективные, так и неэффективные территории: из десяти регионов, в которых представлены зоны этого типа, в двух из них результаты функционирования ОЭЗ отрицательны. К ним относятся особые экономические зоны «Владис» в Приморском крае (г. Владивосток) и «Титановая долина» в Свердловской области. Первая из них является относительно новой (открыта в 2014 г.), однако здесь все еще нет ни одного резидента (инвестора) и никакой инфраструктуры, т.е. эта территория фактически не развивается. Вторая такая ОЭЗ была создана решением Правительства России еще в 2010 г., но с тех пор там удалось создать всего 100 новых рабочих мест.
Для сравнения отметим, что только в одной промышленно-производственной зоне «Алабуга» на территории Республики Татарстан к настоящему времени организовано 5,6 тыс. рабочих мест, а в границах ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области этот показатель достиг значения в 3,3 тыс. рабочих мест. Можно заметить, что среди вообще всех особых экономических зон России вклад этих двух зон в создание новых рабочих мест превышает 40%, а среди зон того же промышленно-про-изводственного типа - 86% (резидентами всех ОЭЗ промышленно-производственного типа создано 10,3 тыс. рабочих мест). Причем и «Алабуга» и «Липецк» были учреждены в 2005 г. и по сей день остаются одними из самых успешных территорий, обеспечивая высокие значения в том числе по другим пока-
зателям. Например, среди 160 инвесторов, ставших резидентами ОЭЗ данного типа, 105 зарегистрированы в качестве резидентов в границах именно этих двух зон, а доля их инвестиций в общей сумме инвестиций резидентов всех промышленно-производственных зон составляет около 90%, при том что общая сумма таких инвестиций оценивается на уровне 161,5 млрд. руб.
Среди других зон промышленно-произ-водственного типа устойчивое положение занимает созданная в 2010 г. ОЭЗ «Тольятти» в Самарской области, демонстрируя хорошие, но более скромные показатели количества резидентов (18 инвесторов), рабочих мест (574 ед.) и инвестиций (8,7 млрд. руб.). Остальные пять ОЭЗ данного типа - «Моглино» в Псковской области, «Калуга» в Калужской области, «Лотос» в Астраханской области, «Ступино Квадрат» в Московской области, «Узловая» в Тульской области -создавались начиная с 2012 г. и в настоящее время выходят на стадию развития либо находятся на начальном его этапе, но сумели привлечь несколько (от четырех до девяти) инвесторов и обладают потенциалом роста эффективности.
Таким образом, среди промышленно-про-изводственных зон ситуация в целом может быть охарактеризована как благоприятная, однако подобный результат является заслугой прежде всего отдельных, наиболее успешных особых экономических зон, о которых сказано выше. Неравномерное же распределение результатов функционирования ОЭЗ такого типа отчасти связано с тем, что многие из них созданы недавно и еще не успели выйти на достаточно высокие показатели эффективности. При этом государственные инвестиции в развитие промышленно-производственных зон «работают» более эффективно, чем в технико-внедренческих зонах. Во-первых, сам объем выделенных бюджетных средств, понадобившийся для формирования в целом бла-
4 Исключение составляют Северо-Кавказский и Сибирский федеральные округа, что, в частности, объясняется созданием на Северном Кавказе зон туризма.
гоприятной ситуации, здесь меньше: он составляет 59 млрд. руб., хотя число самих зон больше. Во-вторых, каждый рубль вложенных бюджетных средств привлекает около 3 руб. частных инвестиций.
Совершенно иначе выглядит ситуация в сфере зон туризма. В России они стали создаваться начиная с 2007 г., но многие из них уже прекратили свое существование. Несмотря на оптимизацию количественного состава ОЭЗ, положение многих сохранившихся зон туристско-рекреационного типа остается плачевным ввиду отсутствия резидентов. Низкие показатели развития - в частности, чуть более 60 резидентов и 520 рабочих мест в совокупности на все девять зон туризма - сопровождаются острой проблемой недостаточного развития инфраструктуры, без которой очень сложно привлечь инвесторов. Более того, налоговая политика регионов, в которых созданы зоны данного типа, не способствует улучшению ситуации, так как эти регионы не используют свое право предоставления резидентам ОЭЗ налоговых льгот, которое дано регионам федеральным центром и закреплено в нормах НК РФ5.
Среди всех зон туризма лишь единственная ОЭЗ -в Карачаево-Черкесской Республике - функционирует нормально, о чем свидетельствуют и количество ее резидентов (24 инвестора), и количество рабочих мест (405 ед.)6, и объем инвестиций (более 1 млрд. руб.). Тем не менее наличие лишь одной такой территории, на развитие которой между тем уже потрачено 15 млрд. руб. бюджетных средств, позволяет говорить о неэффективности даже не отдельных зон туризма, но самого турист-ско-рекреационного типа ОЭЗ, ставшего для российского бюджета «черной дырой», поскольку для привлечения 2,2 млрд. руб. частных инвестиций государство потратило в со-
вокупности около 30 млрд. руб. (!) Эти средства предназначались для развития инфраструктуры, которая в сущности так и не появилась. (См. рис. 3.)
Портовый тип ОЭЗ в России - самый новый: зоны этого типа впервые появились спустя четыре года после принятия Закона об ОЭЗ. В течение 2009-2010 гг. было создано три портовых зоны, но к настоящему времени сохранилась только одна, упомянутая выше ОЭЗ «Ульяновск», специфика которой состоит в том, что она создана в границах территории, примыкающей к аэропорту. Вообще эта ОЭЗ не является эффективной, если оценивать результаты ее функционирования на протяжении всего того времени, которое прошло после ее создания, и принять во внимание существенный перевес суммы вложенных в ее развитие бюджетных средств - почти 4 млрд. руб. - над средствами инвесторов, объем которых не дотягивает даже до 0,7 млрд. руб. Однако есть надежда на улучшение ситуации, поскольку в
Рис. 3. Соотношение частных и государственных инвестиций в развитие туристско-рекреационных и портовой зон (по данным за 2016 г.), в %
Туристско-рекреационные Портовая
ОЭЗ ОЭЗ
■ Частные □ Государственные
Источник данные к отчету Минэкономразвития России о функционировании ОЭЗ, расчеты автора.
5 Стоит отметить, что в отдельных регионах, где созданы зоны туризма, приняты законы о пониженной ставке налога на прибыль для резидентов ОЭЗ, однако в них эта ставка либо закрепляется в своем максимально допустимом значении в 13,5%, либо снижается до 12,5% с учетом временной централизации поступлений налога на прибыль (2017-2020 гг.), что для инвесторов равнозначно отсутствию региональных преференций. В других регионах пониженные ставки вообще не установлены.
6 То есть на все остальные восемь зон туризма приходится чуть более 100 рабочих мест.
2016 г. количество резидентов данной ОЭЗ увеличилось более чем вдвое (с 4 до 11 инвесторов), а также было создано сразу несколько объектов инфраструктуры.
Систематизируя результаты функционирования особых экономических зон в России, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, уровень развития действующих ОЭЗ крайне неоднороден: одни территории функционируют очень эффективно, тогда как другие не способны даже по прошествии ряда лет привлечь хотя бы одного инвестора.
Во-вторых, к эффективным зонам по показателям функционирования можно отнести не более десяти ОЭЗ, причем только двух типов - промышленно-производственного и технико-внедренческого; портовых зон почти нет, а зоны туризма, которых достаточно много, неэффективны.
В-третьих, среди успешных зон эффективными с точки зрения использования государственных средств можно назвать всего четыре ОЭЗ -к ним относятся технико-внедренческая зона в Санкт-Петербурге и три промышленно-производственные зоны, созданные на территории Республики Татарстан, Липецкой и Самарской областей (напомним, что общее количество ОЭЗ составляет почти три десятка). Только в указанных территориях частные инвестиции превышают государственные. Причем в основном это «старые» зоны, которые по большей части были созданы в 2005 г. в условиях такого предпринимательского и инвестиционного климата, который, по оценкам Счетной палаты РФ, был благоприятным и до создания в перечисленных регионах ОЭЗ.
Наконец, несмотря на существенное сокращение количества туристско-рекреацион-ных зон, в сохранившихся ОЭЗ этого типа по-прежнему наблюдаются плохие показатели, и при неизменности ситуации потребуется отменить особый режим деятельности на соответствующих территориях.
Необходимость повторной оптимизации состава особых экономических зон, вероятность проведения которой на сегодняшний
день представляется достаточно высокой, обусловливается как соображениями упорядочения процесса создания и функционирования ОЭЗ, так и положениями Закона об ОЭЗ, в статье 6 которого прямо говорится о том, что существование особой экономической зоны может быть прекращено досрочно, если по прошествии трех лет с даты ее создания ни один инвестор на ее территории не осуществляет деятельность в качестве резидента. По итогам 2016 г. под этот признак подпадают сразу четыре ОЭЗ -это промышленно-производственная зона «Владис» в Приморском крае и три туристско-рекреационные зоны, входящие в туристический кластер и расположенные в Кабардино-Балкарской Республике, в республиках Ингушетия и Дагестан.
Наилучшим сценарием развития событий было бы, конечно, улучшение ситуации в границах указанных территорий. И не только потому, что тем самым удалось бы обеспечить развитие последних, ради чего в них и вводился режим особой экономической зоны, но и для того, чтобы вложение бюджетных средств в эти регионы в сумме 3 млрд. руб. получило бы смысл. В то же время сохранение такого режима без какого-либо улучшения ситуации экономически нецелесообразно. Сокращение количества особых экономических зон за счет неэффективных территорий имеет значение как фактор формирования более ответственного отношения не только к развитию учреждаемых ОЭЗ, но и более тщательного, осмотрительного выбора территорий для их создания.
Здесь следует отметить, что оптимизация состава особых экономических зон, проведенная в 2016 г., не является для России неким уникальным, первым опытом реализации положений законодательства о досрочном прекращении существования ОЭЗ. И в прежние годы Правительство России использовало этот законодательный механизм для отмены режима особой экономической зоны в отдельных регионах. Однако случалось это крайне редко и не так масштабно - в 2010 и
2012 гг., и в каждом случае ликвидировалась одна зона, причем относящаяся к туристско-рекреационному типу7. Примечательно то, что Краснодарский край дважды попал под отмену на своей территории особой экономической зоны - в 2010 и 2016 гг. Предпринимавшиеся попытки создать в этом регионе ОЭЗ туристско-рекреационного типа так и не увенчались успехом, хотя в границы зоны включались разные территории.
Тем не менее на сегодняшний день в России количество особых экономических зон по-прежнему остается немалым. Вероятно создание новых ОЭЗ в ближайшие годы. В такой ситуации искусственное сохранение статуса ОЭЗ в границах территорий, неинтересных для инвесторов, может дискредитировать особые экономические зоны как способ привлечения инвестиций, что отчасти уже наблюдается на практике. Более того, в условиях появления множества территорий с альтернативным правовым статусом (в частности, уже приняты решения о создании более 40 территорий опережающего развития, число которых, скорее всего, будет только увеличиваться) важно соблюдать баланс между реальными потребностями в наличии особого режима деятельности и количеством таких режимов. Каждый особый режим деятельности имеет преимущества, в том числе налоговые, и их чрезмерное распространение по территории страны нежелательно, поскольку сформирует у общества мнение о том, что обычные налоговые условия являются барьером для инвестицион-
ной и предпринимательской активности и что экономическое развитие России может обеспечиваться только при наличии существенных налоговых льгот.
Представляется, что на сегодняшний день важно использовать потенциал эффективных ОЭЗ и отказаться от введения статуса особой экономической зоны в новых регионах - по крайней мере до тех пор, пока не будет обеспечен значительно более высокий уровень эффективности функционирования сохраняющихся ОЭЗ. Создание каждой новой ОЭЗ требует выделения из бюджета существенных средств, что само по себе не очень целесообразно в условиях дефицита федерального бюджета, который наблюдается в России на протяжении вот уже нескольких лет8. В будущем от создания особых экономических зон отказываться не стоит, но этот процесс должен стать более упорядоченным, а создание самих ОЭЗ - более обоснованным.
В ближайшей перспективе, учитывая активное использование государством иных (помимо ОЭЗ) инструментов развития территорий, важно выработать единую концепцию и принципы ее применения, с тем чтобы создание каждого нового благоприятного режима деятельности на уровне отдельного субъекта РФ приобрело системный характер и проводилось с учетом возможной конкуренции за капитал (инвестиции) между разными режимами поддержки инвесторов, способной привести к взаимному снижению эффективности принимаемых государством мер. ■
7 См. постановления Правительства РФ от 24.09.2010 г. № 752 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края» и от 18.12.2012 г. № 1330 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области».
8 По данным Минфина России. См. ежегодную информацию об исполнении федерального бюджета: https://www.minfin.ru/ ru/statistics/fedbud/
Приложение
Перечень (состав) особых экономических зон в РФ (по данным за 2017 г.)
№ п/п Субъект РФ, на территории которого создана ОЭЗ Название ОЭЗ Год создания Состояние развития ОЭЗ
Промышленно-производственные ОЭЗ
1 Республика Татарстан Алабуга 2005 Эффективная
2 Липецкая область Липецк 2005 Эффективная
3 Самарская область Тольятти 2010 Частично эффективная
4 Свердловская область Титановая долина 2010 Неэффективная
5 Псковская область Моглино 2012 Начинает развиваться
6 Калужская область Калуга 2012 Начинает развиваться
7 Астраханская область Лотос 2014 Начинает развиваться
8 Приморский край Владис 2014 Не развивается
9 Московская область Ступино Квадрат 2015 Инвестиции привлечены
10 Тульская область Узловая 2016 Инвестиции привлечены
Технико-внедренческие ОЭЗ
1 г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург 2005 Эффективная
2 г. Москва Технополис «Москва» 2005 Эффективная
3 Московская область Дубна 2005 Эффективная
4 Томская область Томск 2005 Эффективная
5 Республика Татарстан Иннополис 2012 Эффективная
6 Московская область Исток 2015 Эффективная
Туристско-рекреационные ОЭЗ
1 Алтайский край Бирюзовая Катунь 2007 Неэффективная
2 Республика Алтай Долина Алтая 2007 Существование прекращено
3 Республика Бурятия Байкальская Гавань 2007 Неэффективная
4 Иркутская область Ворота Байкала 2007 Неэффективная
5 Калининградская область Куршская Коса 2007 Существование прекращено
6 Краснодарский край (Анапа, Сочи, Геленджик, Туапсинский район) Новая Анапа 2007 Существование прекращено
7 Приморский край Остров Русский 2010 Существование прекращено
8 Ставропольский край 2007 Существование прекращено
9 Кабардино-Балкарская Республика 2010 Не функционирует
10 Карачаево-Черкесская Республика 2010 Частично эффективная
11 Республика Адыгея 2010 Существование прекращено
12 Краснодарский край (Апшеронский район) Туристический кластер 2010 Существование прекращено
13 Республика Дагестан 2010 Не функционирует
14 Республика Северная Осетия-Алания 2010 Существование прекращено
15 Чеченская Республика 2013 Неэффективная
16 Республика Ингушетия 2011 Не функционирует
17 Тверская область Завидово 2015 Нет резидентов
Портовые ОЭЗ
1 Ульяновская область Ульяновск 2009 Начинает развиваться
2 Хабаровский край Советская Гавань 2009 Существование прекращено
3 Мурманская область Мурманск 2010 Существование прекращено
Источник: постановления Правительства РФ, данные к отчету Минэкономразвития России о функционировании ОЭЗ.