Научная статья на тему 'Сравнительный анализ налогообложения особых экономических зон в России и странах АТЭС'

Сравнительный анализ налогообложения особых экономических зон в России и странах АТЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1367
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПОРТО-ФРАНКО / СВОБОДНАЯ ГАВАНЬ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗОНА / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ ЗОНА / ТУРИСТСКО-ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ ЗОНА / ПОРТОВАЯ ЗОНА / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / SPECIAL ECONOMIC ZONE / FREE TRADE ZONE / FREE PORT / FREE HARBOR / INDUSTRIAL AND MANUFACTURING ZONE / TECHNOLOGY DEVELOPMENT AREA / TOURIST AND PROMOTIONAL AREA / PORT AREA / ASIA-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пелькова Светлана Владимировна, Кольцова Татьяна Александровна, Хайруллина Нурсафа Гафуровна

В последние десятилетия особые экономические зоны получили широкое распространение на территории России. В связи с этим в статье рассматривается история, современное состояние и перспективы развития особых экономических зон в России и странах-участницах Форума АТЭС. Анализ истории создания свободных экономических зон показал, что попытки их создания в 1990-х гг. для нашей страны не увенчались успехом и не оправдали ожиданий, поскольку цели и задачи, которые были поставлены при образовании этих зон, не были достигнуты. Анализируются особенности налогообложения налогом на прибыль и налогом на имущество организаций, транспортным налогом, земельным налогом, страховыми взносами во внебюджетные фонды, налогом на добавленную стоимость резидентов особых экономических зон РФ в зависимости от их типа. Проводится оценка налоговых льгот и налоговых преференций по отдельным видам налогов для особых экономических зон РФ и стран-участниц АТЭС. Выявляются основные проблемы налогообложения особых экономических зон РФ и возможные пути их решения с учетом опыта стран-участниц АТЭС. Формулируется вывод о том, что функционирование особых экономических зон в РФ на сегодняшний день не доведено до идеала и причиной тому являются как сложная экономическая и политическая ситуация на национальном и международном рынках, так и несовершенство управления особыми экономическими зонами как на местах, так и на законодательном уровне. Принятие ряда мер, направленных на стабилизацию развития ОЭЗ, а также ужесточение контроля за их исполнением помогут вывести регионы на новый уровень. В результате они смогут достичь поставленных Правительством РФ целей по улучшению инвестиционной привлекательности регионов и созданию необходимой среды для успешного ведения бизнеса на территориях ОЭЗ, что окажет непосредственное влияние на экономическое положение всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation in special economic zones in Russia and APEC countries: a comparative analysis

In recent decades, a number of special economic zones (SEZ) have been set up throughout Russia. The article discusses the history, current state and prospects of development of SEZs in Russia and the member economies of the APEC. Our analysis of the history of SEZs has shown that in the 1990s attempts at SEZ creation in Russia have proved unsuccessful and disappointing as the desired goals and objectives have not been reached. We have analyzed the peculiarities of taxation in Russia’s SEZs, including tax on profit, property tax, vehicle tax, land tax, insurance contributions to non-state funds, and value added tax on residents of SEZs of various types. An estimation of tax exemptions and tax preferences for certain types of taxes in SEZs is provided for Russia and APEC member countries. We also identify key issues of taxation of Russia’s SEZs and possible solutions suggested by the experience of APEC members. At the moment the way SEZs work in Russia is far from ideal, due for a number of reasons. The current economic and political situation at the national and international markets is quite unwelcoming. Inadequate SEZ management at the local level is further impeded by flaws in legislation. Adopting a series of measures aimed at stabilizing the growth SEZs, as well as tighter control over their execution would help bring host regions to a new level of development. Thus they will be able to achieve the goals set by the Federal Cabinet in order to make their regions more attractive for investors and improve the business climate in their SEZs which, in its turn, will have a beneficial impact on the economic situation throughout Russia.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ налогообложения особых экономических зон в России и странах АТЭС»

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

йО!: 10.17805^ри.2016.4.13

Сравнительный анализ налогообложения особых экономических зон в России и странах АТЭС

С. В. Пелькова (Тюменский государственный университет), Т. А. Кольцова (Тюменский государственный институт культуры), Н. Г. Хайруллина (Тюменский индустриальный университет)

В последние десятилетия особые экономические зоны получили широкое распространение на территории России. В связи с этим в статье рассматривается история, современное состояние и перспективы развития особых экономических зон в России и странах — участницах форума АТЭС. Анализ истории создания свободных экономических зон показал, что попытки их создания в 1990-х гг. для нашей страны не увенчались успехом и не оправдали ожиданий, поскольку цели и задачи, которые были поставлены при образовании этих зон, не были достигнуты.

Анализируются особенности налогообложения налогом на прибыль и налогом на имущество организаций, транспортным налогом, земельным налогом, страховыми взносами во внебюджетные фонды, налогом на добавленную стоимость резидентов особых экономических зон РФ в зависимости от их типа. Проводится оценка налоговых льгот и налоговых преференций по отдельным видам налогов для особых экономических зон РФ и стран — участниц АТЭС. Выявляются основные проблемы налогообложения особых экономических зон РФ и возможные пути их решения с учетом опыта стран — участниц АТЭС. Формулируется вывод о том, что функционирование особых экономических зон в РФ на сегодняшний день не доведено до идеала и причиной тому являются как сложная экономическая и политическая ситуация на национальном и международном рынках, так и несовершенство управления особыми экономическими зонами на местах и на законодательном уровне. Принятие ряда мер, направленных на стабилизацию развития ОЭЗ, а также ужесточение контроля за их исполнением помогут вывести регионы на новый уровень. В результате они смогут достичь поставленных Правительством РФ целей по улучшению инвестиционной привлекательности регионов и созданию необходимой среды для успешного ведения бизнеса на территориях ОЭЗ, что окажет непосредственное влияние на экономическое положение всей страны.

Ключевые слова: особая экономическая зона; свободная экономическая зона; порто-франко; свободная гавань; промышленно-производственная зона; технико-внедренческая зона; туристско-внедренческая зона; портовая зона; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

ВВЕДЕНИЕ

Существенное значение в развитии национальных экономик большинства стран, обладающих инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью, имеют особые экономические зоны (далее —ОЭЗ). Зарубежный опыт показывает, что развитие отраслей промышленности в стране во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, поддержку внутреннего рынка и повышение конкурентоспособности национальной продукции. ОЭЗ представляют собой важный хозяйственно-экономический институт и являются механизмом ускоренного экономического роста за счет активизации товарооборота, перераспределения инвестиций, обмена технологиями и информацией, а также усиления мировых интеграционных процессов. ОЭЗ оказывают непосредственное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию как в регионе, в котором они расположены, так и в целом по стране.

С целью сравнения налогообложения ОЭЗ в РФ и странах АТЭС были проанализированы законодательство в сфере налогообложения ОЭЗ РФ и отдельных стран — участниц АТЭС, а также данные, находящиеся в открытом доступе на официальных сайтах Министерства экономического развития РФ, Правительства РФ и форума АТЭС. В задачи исследования входили следующие:

— изучение особенностей налогообложения налогом на прибыль организаций, налогом на имущество организаций, транспортным налогом, земельным налогом, страховыми взносами во внебюджетные фонды, налогом на добавленную стоимость резидентов ОЭЗ РФ в зависимости от их типа;

— сравнительный анализ налоговых льгот и налоговых преференций по отдельным видам налогов для ОЭЗ РФ и стран — участниц АТЭС.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ

ОЭЗ в РФ прошли долгий путь, прежде чем их создание и функционирование было должным образом отлажено и нормализовано. Несмотря на появление их прототипов в стране еще в ХШ-ХУ вв., широкое развитие и распространение они получили с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Согласно этому Федеральному закону под ОЭЗ понимается «часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. ... , 2005: Электронный ресурс).

ОЭЗ на территории РФ создаются с целью развития отдельных отраслей экономики страны, улучшения инфраструктуры регионов, а также для создания новых видов конкурентоспособной продукции. Все эти цели достигаются при помощи создания комфортных условий для предпринимательской среды, функционирующей в границах ОЭЗ.

На сегодня Правительством РФ создано 33 ОЭЗ на территории РФ:

— 9 промышленно-производственных зон: «Липецк» (Липецкая область), «Алабу-га» (Республика Татарстан), «Тольятти» (Самарская область), «Титановая долина» (Свердловская область), «Моглино» (Псковская область), «Калуга» (Калужская область), «Ступино Квадрат» (Московская область), г. Астрахань, г. Владивосток. Зоны этого типа располагаются в регионах с наиболее высокими показателями экономиче-

ского развития. На территории этих зон распространены предприятия промышленного производства, хорошо обеспеченные достаточным количеством природных ресурсов и высококвалифицированными кадрами. Также для зон этого типа характерна удобная транспортная развязка и налаженная инфраструктура;

— 6 технико-внедренческих зон: «Зеленоград» (г. Москва), «Дубна» (Московская область), «Томск» (Томская область), «Иннополис» (Республика Татарстан), «Исток» (Московская область), г. Санкт-Петербург. Зоны такого типа локализуются преимущественно в крупных городах с научными центрами, большим потенциалом для развития НИОКР и бизнес-идей. Также характерным для них является наличие высококвалифицированных специалистов и возможность взаимодействия с исследовательскими центрами, что способствует выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции;

— 15 туристско-внедренческих зон: «Алтайская долина» (Республика Алтай), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Завидово» (Тверская область), «Ворота Байкала» (Иркутская область), «Остров Русский» (Приморский край), туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, который включает в себя 9 ОЭЗ. Данные зоны функционируют в наиболее живописных регионах страны, на территории которых есть возможность развития туристического, оздоровительного, спортивного и других видов отдыха;

— 3 портовые зоны: «Ульяновск-Восточный» (Ульяновская область), «Советская Гавань» (Хабаровский край), Мурманская область (там же). Благодаря своему расположению близи крупных транспортных и воздушных путей, портовые зоны могут служить площадкой для судостроительной промышленности, а также оказывать логистические услуги.

Основные социально-экономические показатели, характеризующие деятельность резидентов особых экономических зон, представлены в табл. 1.

К 2016 г. на территории всех созданных в РФ ОЭЗ зарегистрировано 435 резидентов, из них около 70 резидентов являются иностранными инвесторами из 29 стран. При этом общий объем инвестиций и капитальных вложений к 2016 г. составил 177,6 млрд рублей (Александрова, Пелькова, 2015).

По нашему мнению, на сегодняшний день функционирование ОЭЗ в России недостаточно эффективно, так как такие показатели, как объем привлеченных инвестиций и объем произведенных товаров за три предшествующих календарных года, не имеют четкой тенденции к увеличению, а, наоборот, показывают свою нестабильность и достаточное уменьшение этих показателей в 2015 г. Первопричиной такого сокращения показателей объема инвестиций и выручки может являться сложная экономическая ситуация в стране. В 2015 г. российская экономика оказалась на стадии кризиса вследствие тяжелых взаимоотношений с рядом зарубежных стран. Все это непосредственно отразилось как на экономике страны в целом, так и на показателях хозяйствования отдельных регионов. ОЭЗ тому не исключение. Однако следует отметить, несмотря на нестабильность экономических и политических международных отношений, Россия смогла увеличить количество инвесторов и резидентов своих ОЭЗ. В результате привлечения новых резидентов к ведению бизнеса на территориях ОЭЗ увеличилось и число налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, что является, несомненно, положительным фактором в современных экономических условиях.

Таким образом, можно сказать, что функционирование особых экономических зон в РФ на сегодняшний день не доведено до идеала и причиной тому являются как

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭЗ В РОССИИ В 2013-2015 гг.

Table 1

PERFORMANCE INDICATORS OF SEZ IN RUSSIA, 2013-2015

Абсолютный Относитель-

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. прирост (2015 г. к 2014 г.), ед. ный прирост (2015 г. к 2014 г.), %

Общее количество резидентов, ед. 344 375 435 60 16

Количество инвесторов, присоединившихся за отчетный год, ед. 53 64 114 50 78,1

Объем инвестиций, осуществлен-

ных резидентами за отчетный год, млрд руб. 31,4 49,0 25,0 -24,0 -48,9

Объем товаров, произведенных резидентами, млрд руб. 48,0 53,4 35,0 -18,4 -34,5

Количество рабочих мест, ед. 3159 3377 3000 -377 -11,2

Объем уплаченных резидентами налогов, млрд руб. 3,05 3,90 5,00 1,10 28,20

Количество резидентов, сдавших в эксплуатацию объекты, ед. 9 11 21 10 90,9

Объем бюджетных средств, на-

правленных на развитие инфраструктуры, млрд руб. 15,7 28,3 24,0 -4,3 -15,2

сложная экономическая и политическая ситуация на национальном и международном рынке, так и несовершенство управления особыми экономическими зонами на местах и на законодательном уровне. Принятие ряда мер, направленных на стабилизацию развития ОЭЗ, а также ужесточение контроля за их исполнением помогут вывести регионы на новый уровень. В результате они смогут достичь поставленных Правительством РФ целей по улучшению инвестиционной привлекательности регионов и созданию необходимой среды для успешного ведения бизнеса на территориях ОЭЗ, что окажет непосредственное влияние на экономическое положение всей страны (Александрова, Кольцова, Пелькова, 2015).

ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В СТРАНАХ АТЭС

ОЭЗ получили большую популярность и функционируют в большинстве стран мирового сообщества. Многие международные организации в основу своего сотрудничества ставят укрепление как политических, так и экономических взаимосвязей. Ярким примером международной экономической интеграции является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (далее — АТЭС), созданное в 1989 г. на конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. С юридической точки зрения АТЭС не является организацией, так как не имеет своего устава, поэтому функционирует как форум по обсуждению наиболее важных экономических вопросов. В настоящее время форум АТЭС имеет достаточ-

но большое значение в вопросах международного взаимодействия и наряду с НАТО, ВТО и ЕС является влиятельным интеграционным блоком в современном мировом сообществе. На сегодняшний день участниками форума АТЭС является 21 страна: Россия, Китай, Южная Корея, Япония, Гонконг (Китай), Тайвань (Китай), Таиланд, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, Индонезия, Папуа — Новая Гвинея, Австралия, Новая Зеландия, Канада, США, Мексика, Перу, Чили. При этом на форуме принято использовать термин «экономики» в отношении участников, дабы подчеркнуть основную цель их объединения. На долю участников приходится 42% населения, или 2,8 млрд человек, 54,9% общемирового ВВП и 49% мировой торговли.

Ярким примером создания особых экономических зон в странах АТЭС являются свободные экономические зоны (далее — СЭЗ) Южной Кореи. Функционирование СЭЗ в Южной Корее регламентируется законом «Об учреждении и управлении СЭЗ». Согласно этому закону под СЭЗ в Южной Корее принято понимать зону, созданную в целях образования выгодного делового климата для предприятий с иностранными капиталовложениями, а также благополучных условий для жизни иностранных граждан. Руководство СЭЗ осуществляет специально созданный Комитет по СЭЗ при Министерстве экономики знаний Южной Кореи. На сегодняшний день в стране созданы 6 СЭЗ на разных стадиях развития. Основными целями создания СЭЗ является привлечение иностранных инвестиций, градостроительство и реализация стратегии поддержки инвесторов (Мореходов, 2012: Электронный ресурс).

СЭЗ «первого этапа» Южной Кореи — Инчхон, Пусан-Чинхэ, Бухта Кванъян, начали функционировать с 2003 г., а к 2020 г. планируется завершение этих проектов, а соответственно, и достижение поставленных при их образовании целей и задач. К основным направлениям развития этих зон относятся следующие отрасли: наукоемкая промышленность; международный бизнес; международная логистика; современные технологии и материалы; тонкая химическая технология; досуг и туризм; новые материалы.

К СЭЗ «второго этапа» этой же страны относятся: Желтое море, Тэгу — Кёнсан-Пукто, Сэмангым-Кунсан. Свое функционирование они начали в 2008 г., но их завершение планируется как и у зон «первого этапа» — в 2020 г. Основными направлениями развития зон этого типа являются: компоненты и материалы в сфере информационных технологий; новые и возобновляемые источники энергии; бизнес в сфере биотехнологий; управление добавочной стоимостью; международное образование; здравоохранение и медицина; комплектующие для автомобилей, судов и оборудования; туризм и досуг; мода и дизайн.

Главными преимуществами СЭЗ Южной Кореи можно назвать их стратегическое местоположение на пересечении международных морских путей, достаточное количество налоговых преференций для ведения бизнеса и комфортные условия проживания иностранных граждан на территории страны. СЭЗ объединяет в себе развитые технологии, высококвалифицированные кадры и достаточный объем информации, создавая тем самым благоприятную среду для привлечения внимания иностранных инвесторов на эти территории.

Еще одним примером создания ОЭЗ в странах АТЭС являются свободные экономические зоны Японии. Япония, как и многие страны мирового сообщества, использует ОЭЗ как один из механизмов улучшения своих показателей. Регулирование ОЭЗ в Японии осуществляется на основании целого ряда законодательных актов: «О валютном обмене и внешней торговле», «О чрезвычайных мерах по содействию импор-

ту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию», «О специальных зонах, связанных со структурными реформами» (Кочемазова, 2014).

Среди территорий с особым статусом в Японии выделяют: зоны свободного импорта; зоны свободной торговли; научно-промышленные региональные кластеры (технопарки); специальные зоны, связанные со структурными реформами. Рассмотрим немного подробнее каждый вид ОЭЗ.

Зоны свободного импорта были образованы в целях стабилизации торгового баланса и улучшения экономической эффективности региональных экономик. Как и в большинстве особых зон, в зонах свободного импорта установлены льготные режимы ведения хозяйственной деятельности, предоставляются разного вида преференции, включая налоговые. Компаниям, функционирующим на территории зон свободного импорта, предоставляются гарантии по кредитам и займам на приобретение помещений и необходимого оборудования и увеличение оборотных средств из фонда улучшения промышленной инфраструктуры. Небольшие фирмы имеют право получить льготные условия страхования кредитов. На сегодняшний день в Японии функционируют 22 зоны свободного импорта государственного и местного уровня.

Что касается зон свободной торговли, то в настоящее время на территории Японии функционирует только префектура Окинава. Руководство таможенного контроля рассматривает возможность уменьшения таможенных платежей для каждого конкретного случая импорта продукции в целях ее временного хранения или переработки в порту.

С 2001 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии начало работу по реализации проектов развития технопарков или высокотехнологичных научно-промышленных региональных кластеров. Главной задачей этого проекта является обеспечение необходимых условий для стимулирования отстающих японских регионов за счет организации на их территории высокотехнологичных индустриальных комплексов. На территориях научно-промышленных региональных кластеров ведутся исследования и разработки в области высоких технологий. Основными сферами исследовательской деятельности являются био-, нано-, и информационные технологии, электроника, робототехника и т. п. К разработкам на базе технопарков активно привлекаются высококвалифицированные специалисты и ученые из разных стран.

Специальные зоны, связанные со структурными реформами, в первую очередь предназначены для формирования упрощенных условий для ведения хозяйственной деятельности там, где это считается практически невозможным. Основной задачей зон этого типа является привлечение прямых инвестиций, что будет служить экономическому подъему данного региона. Специальные зоны, связанные со структурными реформами, затрагивают в большинстве своем социальные сферы: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, экологию и т. д. Создание этого типа зон упрощает административные аспекты хозяйственной деятельности, облегчает процедуры создания и ликвидации организаций, получения лицензий и др.

Еще одной страной, в которой СЭЗ разного вида играют большую роль и отлично функционируют, оказывая положительный эффект на экономику страны, является Китай (Пелькова, Матц, 2014: Электронный ресурс). На сегодняшний день на территории страны функционирует большое количество административно-экономических образований с особыми льготными условиями:

— 5 специальных экономических зон. Эти зоны были созданы в 80-е гг. XX века с целью привлечь как можно больше иностранных инвестиций. На территориях СЭЗ

установлен льготный режим, согласно которому управляющие комитеты являются администрацией зон и имеют права в области управления местной экономикой. В частности, им присуща самостоятельность в области заимствования средств на международном и национальном кредитных рынках, размещения за границей ценных бумаг в рамках лимитов, предоставляемых правительством страны. Но при этом они несут ответственность за свои обязательства собственными средствами. При реализации товаров на национальном рынке Китая резиденты СЭЗ могут действовать самостоятельно или через представителей — государственные компании. Формируя цены на продукцию, резиденты СЭЗ должны принимать во внимание рекомендации местных ведомств, контролирующих цены. Цены на товары должны быть соизмеримы с ценами на аналогичную продукцию других компаний Китая;

— 90 зон технико-экономического развития государственного уровня. Основной целью таких зон является привлечение инвестиций для развития наукоемких и высокотехнологичных производств. Для осуществления этой цели на территориях зон этого вида действует особый режим налоговых преференций, аналогичный тому, что действует в СЭЗ. Помимо этого, управляющим комитетам предоставляются права провинциальных правительств по утверждению инвестиционных проектов. Технически обеспечением функционирования зон занимаются организации по развитию зон при управляющих комитетах, которые состоят из отдельных компаний по созданию для зон необходимой инфраструктуры;

— 114 зон новых и высоких технологий. В отличие от зон предыдущего типа, данные зоны имеют более четкую конкретизацию в сфере научно-технической и производственной деятельности, а именно действуют в следующих направлениях: электронные и информационные технологии; аэрокосмические технологии; ядерные технологии; технологии охраны окружающей среды; современные сельскохозяйственные технологии; биотехнологии и технологии новых медицинских препаратов; энергосберегающие технологии; технологии морского промысла; новые материалы и технологии их внедрения;

— 13 свободных таможенных зон. Особенностью этих зон является особый таможенный режим, при котором импортируемая зарубежная продукция не облагается таможенными пошлинами и не оформляется лицензиями. Помимо этого, на территориях свободных таможенных зон действуют налоговые и административные льготы идентичные действующим на территориях СЭЗ и зон технико-экономического развития;

— 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня. Зоны данного типа созданы в целях улучшения экономических показателей пограничных районов с помощью развития взаимоотношений с соседними странами. В зонах такого типа содействие оказывается в первую очередь предприятиям в сфере сельскохозяйственной, текстильной и электробытовой промышленности, производящей продукцию для последующего экспорта;

— Шанхайская зона свободной торговли. Основной задачей этой зоны является как привлечение зарубежных инвестиций, так и апробирование новых методов государственного управления международной торговлей, иностранным капиталом и финансовым сектором. Даная зона функционирует в сфере услуг и международной торговли, используя опыт свободных портов, но при этом главной ее задачей является приобретение опыта по улучшению экономических показателей путем реформирования и увеличения открытости для последующей реализации на территории всей страны. К основным преимуществам Шанхайской зоны свободной торговли можно отне-

сти открытость сферы услуг для зарубежного капитала, упрощенный порядок организаций компаний с зарубежными инвестициями, систему управления ОЭЗ Китая (Форум АТЭС: цели организации и страны, 2012: Электронный ресурс).

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Несмотря на то, что в РФ созданы и постоянно совершенствуются условия для функционирования СЭЗ, не все из них в настоящее время могут самостоятельно и эффективно развиваться. Сравнительный анализ некоторых индикаторов функционирования СЭЗ в РФ и отдельных странах — участницах АТЭС, проведенный на основе их законодательств в сфере налогообложения, а также на основе данных, находящихся в открытом доступе на официальных сайтах Министерства экономического развития РФ, Правительства РФ и Форума АТЭС, позволит наметить пути эффективного развития. На основе анализа авторами было установлено, что одним из главных механизмов стимулирования процесса привлечение инвесторов на территории современных ОЭЗ являются льготы, предоставляемые резидентам и инвесторами в процессе осуществления их деятельности. Наибольшую привлекательность этим регионам придают послабления в области налогового законодательства. В общем виде налоговые льготы для резидентов всех типов ОЭЗ заключаются в пониженной ставке налога на прибыль, освобождении от уплаты налога на имущество на 5-10 лет при приобретении или эксплуатировании этого имущества на территории зоны, также устанавливаются региональные льготы по транспортному налогу и предоставляется освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет, закрепленное на федеральном уровне. При этом резиденты промышленно-производственных и туристско-рекреационных ОЭЗ имеют право использовать повышающий коэффициент при расчете амортизации основных средств, а резиденты технико-внедренческих зон уплачивают страховые взносы в фонды по пониженным ставкам. Не малозначимыми являются таможенные преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ в РФ. Так, товары, ввозимые на территорию ОЭЗ из-за границы, не облагаются таможенными пошлинами и другими видами платежей. При перемещении продукции через границу Таможенного союза не применяются ограничения и не уплачиваются вывозные пошлины. При этом продукция, полученная в результате переработки на территории ОЭЗ, при транспортировке с территории этой зоны признается иностранными товарами и облагается взносами в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Помимо этого, явной положительной особенностью является упрощенный административный режим. С целью более эффективного взаимодействия государственных структур и инвесторов, а следовательно, и для создания комфортных условий хозяйствования в особых экономических зонах в РФ введена система «одного окна». Эта система предполагает сдачу и выдачу документов, получение необходимой информации и комплекса услуг в одном месте по предварительной электронной записи. При помощи этой системы принимается весь пакет документов, которые являются необходимыми для регистрации и учета недвижимого имущества, выкупа или аренды земельных участков или имущества, получения разрешения на строительство и т. д. Для качественной работы системы «одного окна» привлекаются к сотрудничеству такие государственные инстанции, как Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная миграционная служба (ФМС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и др. Предоставление всех услуг производится в специализированных центрах, расположенных на территории каждой особой экономической зоны.

Для формирования более четкого представления об особенностях налогообложения резидентов следует рассмотреть налоговые льготы по каждому уплачиваемому резидентами налогу более подробно.

1. Налог на прибыль организаций. Так, на территориях ОЭЗ РФ закреплена ставка налога на прибыль для резидентов — 0% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в отличие от 2% — для организаций, осуществляющих свою деятельность за пределами ОЭЗ. В части подлежащей уплате в бюджеты субъектов федерации на территории иных субъектов законодательно закреплена ставка — 18%, а для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, но не более 13,5%. Ставки налога на прибыль на территории каждой ОЭЗ РФ и сроки действия льгот приведены в табл. 2.

Помимо пониженной ставки резиденты технико-внедренческих, промышленно-производственных и портовых зон имеют льготу по налогу на прибыль в виде признания в фактических размерах расходов на НИОКР, в том числе не давших положительных результатов, в том отчетном периоде, в котором они были произведены (Пелько-ва, Киришева, 2014). Резиденты промышленно-производственных ОЭЗ имеют право применять специальный повышающий коэффициент при расчете амортизации основных средств, но не выше 2.

2. Налог на имущество организаций. Резиденты всех типов ОЭЗ РФ освобождаются от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет с момента постановки имущество на учет при условии, что это имущество учитывается на балансе, приобретено для осуществления деятельности на территории ОЭЗ и расположено и используется на территории ОЭЗ. Помимо резидентов, подобную льготу имеют и управляющие компании, которые учитывают имущество на балансе в качестве основных средств, приобретают его для ведения деятельности на территории ОЭЗ, а также если это имущество является технологической частью объектов, расположенных на территории ОЭЗ. Однако для портовой зоны ОЭЗ «Ульяновская область» установлена специальная налоговая льгота в виде ставки 0% по налогу на имущество организации в течение 15 лет с момента постановки данного имущества на учет.

3. Транспортный налог. Законами субъектов РФ устанавливаются размер налоговых льгот по транспортному налогу, а также сроки действия льготы.

4. Земельный налог. Что касается земельного налога, то резиденты технико-внедренческих, туристско-рекреационных и промышленно-производственных ОЭЗ (за исключением ОЭЗ промышленно-производственного типа (ППТ) «Алабуга» и ОЭЗ ППТ «Титановая долина») освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на территории ОЭЗ сроком на 5 лет с момента регистрации права собственности на земельный участок. Инвесторы портовых ОЭЗ и ОЭЗ ППТ «Алабуга» и ОЭЗ ППТ «Титановая долина» освобождаются от уплаты земельного налога сроком на 10 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

5. Страховые взносы во внебюджетные фонды. Особый порядок уплаты страховых взносов, отличный от действующего на всей территории страны, действует на территории технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ. Ставки, используемые при расчетах отчислений в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды медицинского страхования на территории данных ОЭЗ, указаны в табл. 3 (см. с. 164).

Таблица 2

СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ ОЭЗ РФ, В %

Table 2

PROFIT TAX RATES IN SEZ IN RUSSIAN FEDERATION, %

Наименование ОЭЗ Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, % Сроки действия льгот

ОЭЗ Томск ОЭЗ Зеленоград ОЭЗ Дубна ОЭЗ Санкт-Петербург ОЭЗ Иннополис Технико-внедрен 13,5 13,5 13,5 13,5 законодательс 1еские ОЭЗ 10 лет с момента регистрации в качестве резидента особой экономической зоны до 1 января 2016 г. 5 лет с момента регистрациив качестве резидента особой экономической зоны на весь период существования особой экономической зоны гво субъекта РФ не сформировано

ОЭЗ «Татарстан» ОЭЗ «Липецк» ОЭЗ «Тольятти» ОЭЗ «Титановая долина» ОЭЗ «Моглино» ОЭЗ «Людиново» Промышленно-произво 0 5 13,5 0 5 13,5 0 3 7 10 13,5 13,5 закон законод дственные ОЭЗ 5 лет с момента, когда впервые получена прибыль; с 6-го по 10-й год с 11-го года в течение первых 7 лет последующие 5 лет далее на период действия ОЭЗ 2012-2018 гг. 2019-2020 гг. 2021-2022 гг. 2023-2024 гг. 2025 г. и далее в течение первых 11 лет опроект на рассмотрении ательство не сформировано

ОЭЗ Республика Алтай ОЭЗ Иркутская обл. ОЭЗ Республика Бурятия ОЭЗ Алтайский край ОЭЗ Приморский край ОЭЗ СК Кластер Туристско-рекреац 13,5 13,5 законодательс законодательс ионные ОЭЗ до 31 декабря 2017 г. на срок существования ОЭЗ 5 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ на срок существования ОЭЗ тво субъекта РФ не сформировано тво субъекта РФ не сформировано

ОЭЗ « Ульяновская область» ОЭЗ «Хабаровский край» ОЭЗ «Мурманская область» Портовые для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 ОЭЗ устанавливается законом субъекта РФ

Таблица 3

СТАВКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИХ И ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ОЭЗ В РФ, В %

Table 3

PREMIUM RATES IN TECHNICAL INNOVATION AND RECREATIONAL TOURISM SEZ IN IN RUSSIA, %

Тарифы страховых взносов для организаций, заключивших соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам

Наименование фонда 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.

Пенсионный фонд РФ 8,0 13,0 20,0

Фонд социального страхования РФ 2,0 2,9 2,9

Федеральный фонд обязательного медицинско страхования о 4,0 5,1 5,1

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 0,0 0,0 0,0

Всего 14 21 28

Общий объем взносов — 34

6. Налог на добавленную стоимость (НДС). Еще одно преимущество имеют резиденты портовых ОЭЗ — проведение работ и оказание услуг резидентами ОЭЗ портового типа относится к деятельности, не подлежащей налогообложению по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность на территории российских ОЭЗ намного выгоднее для национальных и иностранных инвесторов, чем на остальной территории страны. Резиденты ОЭЗ экономят существенную сумму средств, имея полное или частичное освобождение от ряда налогов, установленных законодательством.

Однако для оценки эффективности деятельности ОЭЗ РФ авторы считают необходимым сравнить их с территориями, имеющими аналогичный статус, в странах АТЭС. По результатам проведенного анализа удалось выявить следующие отличия систем налоговых льгот для резидентов российских ОЭЗ и аналогичных территорий государств АТЭС.

Льготы в Южной Корее предоставляются на основании специального налогового законодательства, регулирующего СЭЗ. Согласно названному законодательству для иностранных инвесторов предусмотрена полная отмена налога на прибыль в течение первых трех лет осуществления деятельности в СЭЗ, в дальнейшем налог уплачивается по 1/2 ставке, которая равна 10%. На срок не менее трех лет предусмотрена отмена налога на имущество. С четвертого года осуществления деятельности в СЭЗ резиденты уплачивают налог по сниженной ставке, которая составляет 7%. Недвижимость в Южной Корее облагается отдельным налогом, от обязанности по уплате которого резиденты СЭЗ освобождаются на пятнадцать лет с возможностью дальнейшей пролонгации. В то же время резидентам ОЭЗ предлагаются десятилетние налоговые ка-

никулы по налогу на имущество. Ставка налога на заработную плату, именуемого в Южной Корее подоходным, составляет 8,8%, при этом резиденты российских ОЭЗ не имеют льгот по налогу на доходы физических лиц, им предоставляется лишь пониженная ставка страховых взносов, уплачиваемых работодателями в пользу работников. Главным преимуществом СЭЗ Южной Кореи является освобождение предприятий, занятых в сфере высоких технологий или в бизнесе, связанном с сервисным обслуживанием промышленных предприятий, от всех налогов сроком на пять лет с возможностью последующего снижения налогового бремени до 50% еще на два года (Мореходов, 2012: Электронный ресурс).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день Южная Корея подписала соглашения об избегании двойного налогообложения с такими странами, как Австралия, Бельгия, Болгария, Великобритания, США, Франция, Чехия, Япония и многими другими. Правительство страны уделяет повышенное внимание вопросу привлечения в страну иностранных инвестиций, которые играют большую роль в развитии национальной экономики, создании дополнительных рабочих мест, повышении конкурентоспособности производимой продукции, а также в развитии современных технологий. Поэтому, по мнению авторов статьи, существует возможность расширения налоговых льгот в СЭЗ Южной Кореи.

В Японии государственные власти придают ОЭЗ большое значение. Всячески поддерживаются и создаются различные льготы для их успешного функционирования. Прежде всего это относится к экономическим льготам, которые включают в себя: помощь фирмам, осуществляющим обработку импортируемых грузов, в виде предоставления низкопроцентных займов (менее 3%) и более высокая доля займов для иностранных фирм, инвестиции которых составляют более половины в совместных с японским капиталом предприятиях; создание для зон информационных центров, дающих консультации по вопросам импорта и обеспечивающих проведение выставок и бизнес-конференций; предоставление фирмам зоны более упрощенной системы таможенного законодательства на базе специального дополнения к нему; предоставление специальных условий страхования кредитов для малого бизнеса: особые нормы на допустимый размер страхуемой суммы, повышенная норма компенсации и пониженная норма страховых взносов.

Ставка подоходного налога с физических лиц в особых зонах Японии является одной из самых низких в мире — она колеблется в пределах 2-4% в зависимости от региона. Прибыль предприятий облагается корпоративным налогом, ставка которого равна 5%. Предприятия с небольшим уставным капиталом платят налог по еще более низкой ставке. Экспорт производимых товаров, а также импорт сырья, необходимого для их производства, освобождаются от налогообложения. Не облагается также аренда и продажа недвижимого имущества, используемого для осуществления деятельности в особых зонах, образовательные и медицинские услуги. Ставка налога на имущество варьируется в зависимости от региона, но не превышает 1,4% от его стоимости (там же).

В процессе исследования авторами было установлено, что реализация программы внедрения ОЭЗ в Японии не всегда оправдывает ожидания ее создателей. В слаборазвитых районах технополисы мало способствовали структурной перестройке и экономическому росту. В индустриально развитых районах результативность технополисов оказалась значительно выше. Поэтому законодательство, регулирующее особые зоны, постоянно находится в процессе совершенствования. Правительство Японии

регулярно вводит новые конкурентоспособные преимущества, позволяющие технопаркам стать более привлекательными для иностранных инвесторов.

Что касается Китая, то здесь ставка по налогу на прибыль в СЭЗ равна 15%, что больше ставки, предлагаемой в ОЭЗ РФ. Однако иностранным инвесторам китайских СЭЗ, инвестирующим в Китае прибыль на срок не менее пяти лет, возвращаются 40% от уплаченного налога. Также юридическое лицо, инвестировавшее более 5 млн долл. или представившее передовую технологию, вправе претендовать на полное или частичное освобождение от уплаты налога. Ставка подоходного налога для граждан снижена в четыре раза и составляет 5%. Ставки акцизов, в частности на сигареты, в китайских СЭЗ варьируются в пределах 3-5%. Льгот по акцизам для резидентов ОЭЗ РФ не предусмотрено, следовательно, в текущем году резидент ОЭЗ РФ, являющийся плательщиком акцизов, при производстве сигарет обязан уплатить 9,5% расчетной стоимости подакцизного товара, а также 1200 руб. за тысячу штук. По земельному налогу в Китае предусмотрены пятилетние налоговые каникулы, а в дальнейшем 50% от действующей ставки по налогу. Льготы, предоставленные на федеральном уровне, освобождают резидентов ОЭЗ РФ от уплаты земельного налога сроком от 5 до 10 лет. Максимально возможный срок налоговых каникул составляет десять лет, однако по истечении указанного срока налог подлежит к уплате в полном объеме. В СЭЗ Китая не предусмотрено освобождение от уплаты НДС. Ввозимые товары подлежат налогообложению по ставке 17%. Деятельность резидентов портового типа в России в портовых ОЭЗ полностью не подлежит обложению НДС (Пелькова, Матц, 2014: Электронный ресурс).

Специфический статус СЭЗ Китая позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов страны. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой. К специфическим факторам, способствующим развитию СЭЗ и повышению инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов, можно отнести следующие: льготный налоговый режим, предоставляемый предприятиям с иностранными инвестициями; либерализация международных торговых отношений в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию; большое количество дешевой рабочей силы.

В 1980-е годы СЭЗ позволили Китаю, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов Китая, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении (см.: Пелькова, Матц, 2014: Электронный ресурс). В связи с этим будущее СЭЗ стало предметом дискуссий. Китай ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, одним из условий которого является равенство условий торговли по всей территории страны, в связи с чем потребуется определенная юридическая корректировка статуса СЭЗ. В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип (там же). Ряд экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целост-

ности внутреннего рынка (там же). Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра. В этих условиях руководство Китая, подтверждая неизменность основных положений политики в отношении СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы. Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории СЭЗ с базовыми принципами рыночной экономики остается в повестке дня.

На сегодняшний день экономические показатели стран АТЭС по отдельности намного выше, чем аналогичные показатели нашей страны. Их динамичное развитие и успешная интеграция на мировые рынки является ярким примером грамотной политики государства. Государственная поддержка резидентом СЭЗ этих стран оказывает сильное влияние на развитие этих территорий и тем самым стимулирует производство, научную деятельность и привлечение иностранных капиталовложений в деятельность резидентов. В связи с этим стоит провести анализ предоставляемых налоговых преференций на территории России и стран АТЭС (табл. 4, см. с. 168).

Таким образом, несмотря на выгодные на первый взгляд льготы и преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ РФ, на сегодняшний день они недостаточно конкурентоспособны. Предлагаемые условия привлекательны для отечественных инвесторов на фоне общей ситуации в стране. Однако для создания большей привлекательности и привлечения компаний из стран АТЭС существующие условия требуют совершенствования.

Обобщая полученные результаты, авторы статьи считают, что ОЭЗ являются более выгодным и привлекательным для инвесторов проектом с точки зрения налогообложения. Так, для резидентов ОЭЗ РФ предусмотрена более низкая ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, предусмотрено освобождение от уплаты НДС при ввозе товаров, освобождение на определенный срок от уплаты региональных и местных налогов, а также более выгодные тарифы страховых взносов.

Однако по результатам проведенного сравнительного анализа авторами было установлено, что, несмотря на выгодные, как уже указывалось, льготы и преференции, предоставляемые резидентам ОЭЗ РФ, на сегодняшний день недостаточно конкурентоспособны. Предлагаемые условия привлекательны для отечественных инвесторов на фоне общей ситуации в стране. Однако для создания большей привлекательности и привлечения компаний из стран АТЭС существующие условия требуют совершенствования, так как налоговые льготы, предлагаемые инвесторам ОЭЗ РФ, носят лишь временный характер. По прошествии определенного времени право применения пониженной налоговой ставки или освобождения от уплаты того или иного налога прекращает свое существование, тогда как условия в аналогичных зонах стран АТЭС носят более выгодный и постоянный характер.

Авторы статьи разделяют мнение о том, для повышения эффективности ОЭЗ необходимо:

— расширить перечень налоговых льгот, увеличить срок действия существующих, поскольку такие условия фактически лишают резидента возможности использовать право на льготу;

— ввести прогрессивную шкалу налоговых льгот по примеру стран АТЭС (например, предприятия-резиденты, инвестировавшие в ОЭЗ определенную сумму, могли бы применять расширенный перечень льгот. Это, несомненно, положительно отразилось бы

Таблица 4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОЭЗ РФ И СТРАН АТЭС

Table 4

TAXATION IN SEZ IN RUSSIA AND APEC ECONOMIES: A COMPARISON

Налог ОЭЗ РФ СЭЗ Китая СЭЗ Южной Кореи ОЭЗ Японии

Налог на прибыль организаций 0-13,5% 15% Освобождение в первые 3 года; 5% в последующие годы 5%

НДС при ввозе товаров — 0% 17% — 0%

Акцизы (сигареты) 9,5% + 1120 рублей за тысячу штук 3-5% — —

НДФЛ 13% 5% 8,8% 2-4%

Налог на имущество Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет 7%; налоговые каникулы по налогу на недви-жимостьсроком на 15 лет с возможностью пролонгации — 1,4%

Земельный налог Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет Освобождение от уплаты на 5 лет, в дальнейшем — 1/2 ставки 0% 0%

Дополнительные льготы Освобождение от уплаты транспортного налога сроком от 5 до 10 лет Возврат 40% налога на прибыль иностранным инвесторам, инвестирующим на срок не менее 5 лет. Освобождение от уплаты налога в случае инвестирования более 5 млн долл. Полное освобождение от всех налогов на 5 лет с возможностью пролонгации на 2 года для предприятий сферы высоких технологий Предприятия с небольшим уставным капиталом уплачивают корпоративный налог по сниженной ставке

на объемах инвестиций. Подобные условия можно ввести и для резидентов, занятых в высокотехнологичном производстве);

— усовершенствовать законодательство в области регулирования ОЭЗ путем уточнения имеющихся законодательных актов и возможным введением новых, а также создания федерального органа, компетенциями которого являлось бы управление и контроль за функционированием ОЭЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование показало, что ОЭЗ имеют большое значение для экономики страны и достаточно перспективны как в мире, так и на территории нашей страны. В настоящее время деятельность по созданию и функционированию ОЭЗ в России еще не доведена до идеала, однако имеющиеся уже на сегодня результаты дают возможность полагать, что при устранении всех существующих недостатков, мы можем получить территории, которые окажут колоссальное воздействие на экономику всей страны, дадут мощный толчок к развитию и послужат стимулом к углублению интеграционных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005) [Электронный ресурс] // Российская газета. 27 июля. URL: https:// rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html (дата обращения: 13.05.2016).

Александрова, С. В., Кольцова, Т. А., Пелькова, С. В. (2015) Особенности налогообложения особых территорий Российской Федерации // Агропродовольственная политика России. №9. С. 62-70.

Александрова, С. В., Пелькова, С. В. (2015) Налоговый режим для особых территорий России, определяющих ее национальный приоритет в XXI веке // Агропродовольственная политика России. №7. С. 26-33.

Кочемазова, Н. В. (2014) Анализ зарубежной практики применения специальных налоговых режимов в странах с развитой экономикой // Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики : сборник статей V Международной научно-практической конференции / под ред. И. А. Юрасова, Н. В. Поповой. Тюмень : Изд-во ТГУ. 286 с. С. 123-127.

Мореходов, М. (2012) Южная Корея: роль СЭЗ в экономическом развитии страны [Электронный ресурс] // Хвиля. 11 января. URL: http://hvylya.net/analytics/economics/juzhnaja-kore-ja-rol-sez-v-ekonomicheskom-razvitii-strany.html (дата обращения: 07.05.2016).

Пелькова, С. В., Киришева, К. Ю. (2014) Проблема международного двойного налогообложения участников внешнеэкономической деятельности // Современные аспекты глобализации экономических процессов: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа : AETERNA. 254 с. С. 185-189.

Пелькова, С. В., Матц, Л. Э. (2014) Импортные налоги и сборы Китая [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. №12. URL: http://ekonomika. snauka.ru/2014/12/6471 (дата обращения: 16.06.2016).

Форум АТЭС: цели организации и страны-участники (2012) [Электронный ресурс] // РИА-Новости. 31 августа. URL: http://ria.ru/infografika/20120831/732265238.html (дата обращения: 13.05.2016).

Дата поступления: 12.08.2016 г.

TAXATION IN SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA AND APEC COUNTRIES: A COMPARATIVE ANALYSIS

S. V. Pelkova (Tyumen State University), T. A. Koltsova (Tyumen State Institute of Culture), N.G. Khairullina (Tyumen Industrial University)

In recent decades, a number of special economic zones (SEZ) have been set up throughout Russia. The article discusses the history, current state and prospects of development of SEZs in Russia and the member economies of the APEC. Our analysis of the history of SEZs has shown that in the 1990s

attempts at SEZ creation in Russia have proved unsuccessful and disappointing as the desired goals and objectives have not been reached.

We have analyzed the peculiarities of taxation in Russia's SEZs, including tax on profit, property tax, vehicle tax, land tax, insurance contributions to non-state funds, and value added tax on residents of SEZs of various types. An estimation of tax exemptions and tax preferences for certain types of taxes in SEZs is provided for Russia and APEC member countries. We also identify key issues of taxation of Russia's SEZs and possible solutions suggested by the experience of APEC members.

At the moment the way SEZs work in Russia is far from ideal, due for a number of reasons. The current economic and political situation at the national and international markets is quite unwelcoming. Inadequate SEZ management at the local level is further impeded by flaws in legislation. Adopting a series of measures aimed at stabilizing the growth SEZs, as well as tighter control over their execution would help bring host regions to a new level of development. Thus they will be able to achieve the goals set by the Federal Cabinet in order to make their regions more attractive for investors and improve the business climate in their SEZs - which, in its turn, will have a beneficial impact on the economic situation throughout Russia.

Keywords: special economic zone; free trade zone; free port; free harbor; industrial and manufacturing zone; technology development area; tourist and promotional area; port area; Asia-Pacific Economic Cooperation

REFERENCES

Federal'nyi zakon ot 22 iiulia 2005 g. N 116-FZ Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiiskoi Federatsii (2005). Rossiiskaia gazeta. 27 July [online] Available at: https://rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html (access date: 13.05.2016). (In Russ.)

Aleksandrova, S. V., Kol'tsova, T. A. and Pel'kova, S. V. (2015) Osobennosti nalogooblozheniia osobykh territorii Rossiiskoi Federatsii. Agroprodovol'stvennaia politika Rossii, no. 9, pp. 62-70. (In Russ.)

Aleksandrova, S. V. and Pel'kova, S. V. (2015) Nalogovyi rezhim dlia osobykh territorii Rossii, opredeliaiushchikh ee natsional'nyi prioritet v XXI veke. Agroprodovol'stvennaia politika Rossii, no. 7, pp. 26-33. (In Russ.)

Kochemazova, N. V. (2014) Analiz zarubezhnoi praktiki primeneniia spetsial'nykh nalogovykh rezhimov v stranakh s razvitoi ekonomikoi. In: Rol' gosudarstva v stanovlenii i regulirovanii rynochnoi ekonomiki : sbornik statei V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, ed. I. A. Yurasov and N. V. Popova. Tiumen', Izd-vo TGU. 286 p. Pp. 123-127. (In Russ.)

Morekhodov, M. (2012) Iuzhnaia Koreia: rol' SEZ v ekonomicheskom razvitii strany. Khvilia, 11 January [online] Available at: http://hvylya.net/analytics/economics/juzhnaja-koreja-rol-sez-v-ekonomicheskom-razvitii-strany.html (access data: 07.05.2016). (In Russ.)

Pel'kova, S. V. and Kirisheva, K. Iu. (2014) Problema mezhdunarodnogo dvoinogo nalogooblozheniia uchastnikov vneshneekonomicheskoi deiatel'nosti. In: Sovremennye aspekty globalizatsii ekonomicheskikh protsessov: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, ed. A. A. Sukiasian. Ufa, AETERNA. 254 p. Pp. 185-189. (In Russ.)

Pel'kova, S. V. and Matts, L. E. (2014) Importnye nalogi i sbory Kitaia. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii, no. 12 [online] Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2014/ 12/6471 (access date: 16.06.2016).

Forum ATES: tseli organizatsii i strany-uchastniki (2012). RIA-Novosti. 31 August [online] Available at: http://ria.ru/infograflka/20120831/732265238.html (access date: 13.05.2016).

Submission date: 12.08.2016.

Пелькова Светлана Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Тюменского государственного университета. Адрес: 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Республики, д. 8. Тел.: +7 (3452) 29-76-46. Эл. адрес: svepelko-va@yandex.ru

Кольцова Татьяна Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономико-математических дисциплин Тюменского государственного института культуры. Адрес: 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Республики, д. 19. Тел.: +7 (3452) 33-49-21. Эл. адрес: tak@ mail.ru

Хайруллина Нурсафа Гафуровна — доктор социологических наук, профессор Тюменского индустриального университета. Адрес: 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38. Тел.: +7 (3452) 68-34-46. Эл. адрес: nursafa@inbox.ru

Pelkova Svetlana Vladimirovna, Candidate of Economy, Associate Professor, Department of Economic Theory and Applied Economics, Tyumen State University. Postal address: 8 Respubliki St., Tyumen, Russian Federation 625003. Tel.: +7 (3452) 29-76-46. E-mail: svepelkova@yandex.ru

Koltsova Tatiana Aleksandrovna, Candidate of Economy, Associate Professor, Department of Economics and Mathematical Disciplines, Tyumen State Institute of Culture. Postal address: 19 Respubliki St., Tyumen, Russian Federation 625003. Tel.: +7 (3452) 33-49-21. E-mail: tak72@ mail.ru

Khairullina Nursafa Gafurovna, Doctor of Sociology, Professor, Department of Marketing and Municipal Management Department, Tyumen Industrial University. Postal address: 38 Volodarsky St., Tyumen, Russian Federation 625000. Tel.: +7 (3452) 68-34-46. E-mail: nursafa@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.