Научная статья на тему 'Тенденции развития нормативно-правовой базы по осуществлению надзорной деятельности в области пожарной безопасности'

Тенденции развития нормативно-правовой базы по осуществлению надзорной деятельности в области пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / EMERGENCY / FIRE SAFETY / SUPERVISORY ACTIVITIES / REGULATORY LEGAL ACTS / ADMINISTRATIVE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полховская Э.В., Журина А.А., Крылова И.В.

Анализируется одна из острых проблем в сфере правового регулирования безопасности населения. Рассмотрены актуальные проблемы в нормативном регулировании, связанные с осуществлением надзорной деятельности в области пожарной безопасности. Рассмотрены изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части касающейся административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полховская Э.В., Журина А.А., Крылова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development tendencies of the regulatory legal framework for the implementation of supervisory activities in the field of fire safety

One of the most crucial problems in field of legal regulation of public safety is being analyzed. Essential problems in regulation, related to the implementation of supervisory activities on fire safety, are being considered. The amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, regarding the administrative accountability for violations of fire safety requirements, are being considered.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития нормативно-правовой базы по осуществлению надзорной деятельности в области пожарной безопасности»

Тенденции развития нормативно-правовой базы по осуществлению надзорной деятельности в области пожарной безопасности

Development tendencies of the regulatory legal framework for the implementation of supervisory activities in the field of fire safety

Полховская Э.В.,

Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России,

Россия, Санкт-Петербург

Polkhovskaya E. V.,

Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia,

Russia, Saint-Petersburg

Журина А.А.

Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России,

Россия, Санкт-Петербург

Zhurina A.A.

Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia,

Russia, Saint-Petersburg

Крылова И.В.

Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России,

Россия, Санкт-Петербург

Krylova I. V.

Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia,

Russia, Saint-Petersburg

Аннотация.

Анализируется одна из острых проблем в сфере правового регулирования безопасности населения. Рассмотрены актуальные проблемы в нормативном регулировании, связанные с осуществлением надзорной деятельности в области пожарной безопасности. Рассмотрены изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части касающейся административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности.

Annotation.

One of the most crucial problems in field of legal regulation of public safety is being analyzed. Essential problems in regulation, related to the implementation of supervisory activities on fire safety, are being considered. The amendments to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, regarding the administrative accountability for violations of fire safety requirements, are being considered.

Ключевые слова: Чрезвычайная ситуация, обеспечение пожарной безопасности, надзорная деятельность, нормативные правовые акты, административное правонарушение.

Key words: Emergency, fire safety, supervisory activities, regulatory legal acts, administrative offense.

В современном мире нельзя представить жизнь без высокого уровня риска. Экономические и политические процессы, чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) как природного, так и техногенного характера, а также угрозы террористических актов - все это характеризует риски в современной жизни. В таких условиях необходимо обеспечить безопасностью не только всех граждан, но и институты современного общества[1,ст.42]. Чрезвычайные ситуации являются наиболее частыми угрозами для безопасности населения. ЧС - это обстановка на определенной территории, которая складывается в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления а также стихийного или другого бедствия, которые в свою очередь могут повлечь за собой человеческие

жертвы, ущербы окружающей среде и здоровью людей, весомые материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения [2].

Всем известно, что одной из основных причин возникновения аварий и катастроф случается в результате невыполнения требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данная проблема приобретает все более серьезный и актуальный характер.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это мероприятия, которые проводятся заблаговременно и нацелены максимально снизить риск чрезвычайных ситуаций. Также они направлены на сохранения здоровья и жизни людей, их материальных потерь и на защиту окружающей среды от последствий ЧС.

Роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постоянно совершенствуется и повышается. Основная причина повышения роли административной ответственности в данной области - рост числа нарушений требований норм и правил по ликвидации ЧС. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС влечет за собой наложение административного штрафа (статья 20.6 КоАП РФ).

Вопросы привлечения к административной ответственности по ст. 20.6 КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» имеют ряд особенностей, что также проявляется при анализе материалов судебной практики. Рассмотрение итоговых судебных актов, принятых по таким делам, позволяет выявить типовые судебные решения, связанные с реализацией административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Нельзя исключать значения действий отдельно взятого человека в тех или иных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. Однако санкция ст. 20.6 КоАП не содержит в качестве субъектов привлечения к административной ответственности граждан, что идет в противоречие с настоящим законодательством.

В связи с этим предлагаем пересмотреть санкцию ст. 20.6 КоАП в сторону усугубления наказания, а также расширения субъектного состава путем привлечения к административной ответственности граждан.

В этом случае для судебной практики важно применять термин «общественные отношения в области государственного контроля (надзора)» в комплексе. Предлагаем указанный термин наполнить взаимосвязанными административными правоотношениями: 1) отношения, при проведении проверок и при других формах административного контрольно-надзорного производства. Используя целенаправленность, можно назвать такие административные правоотношения предупреждающими и восстанавливающими по средством контроля (надзора); 2) отношения, возникающие между органами государственного контроля (надзора) и лицами, допустившими административные правонарушения, при их выявлении в процессе проверок и иных форм административного контрольно-надзорного производства. Подчеркивая целенаправленность указанных административных правоотношений, предлагается называть их административно- карательными отношениями государственного контроля (надзора).

Понимание судебно-административных дел, возникающих из отношений государственного контроля (надзора), с учетом обсужденных особенностей данных отношений, выделим две группы типовых видов административных дел, рассматриваемых судами, вытекающих из отношений государственного контроля (надзора).

В первую очередь это группа дел о нарушениях обязательных требований, выявленных в результате проверок и иных форм административного контрольно-надзорной деятельности. Это прежде всего участие в превентивно-восстановительных отношениях государственного контроля (надзора). Например, приведены

судебные дела об оспаривании действий или бездействий органов государственного контроля (надзора) (не согласование с территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации состав, структура и оснащение нештатного аварийно-спасательного формирования).

Вторая группа типовых споров, это дела об административных правонарушениях, выявленных в ходе проверок и иных форм административного контрольно-надзорного производства. В данную группу можно включить:

- случаи привлечения к административной ответственности юридических лиц, их руководителей, иных должностных лиц в результате проведенных проверок, или других форм административного контрольно-надзорного производства;

- случаи привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления в результате проведенных проверок, или других форм административного контрольно-надзорного производства;

- случаи привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей, их представителей в результате проведенных проверок;

- случаи оспаривания решений органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц по делам о привлечении к административной ответственности, принимаемых в результате проверок, или других форм административного контрольно-надзорного производства.

Пожары являются самыми распространенными и наиболее частыми источниками возникновения ЧС, носящими техногенный характер. Таковые могут произойти где угодно: на промышленных объектах, на транспорте, объектах, хранящих, добывающих, или перерабатывающих легковоспламеняющиеся горючие или взрывчатые вещества, в шахтах, на горнодобывающих объектах и иных подземных сооружениях, а также в жилых зданиях и общественных местах.

С самых древних времен главной целью деятельности государства является обеспечение безопасностью. Исторически сложилось так, что прерогативой государства является обеспечение пожарной безопасности. В системе обеспечения национальной безопасности страны основой является защита от пожаров и проблема спасения[3,ст.62].

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности - важная функция государства. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищённости человека, общества, материального имущества и государства от пожаров [4].

В настоящее время активно ведется работа по принятию нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление надзорной деятельности в части касающейся пожарной безопасности.

Также изменения вносятся в уже существующие нормативные правовые акты, которые действуют на всей территории Российской Федерации. Например, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [7] (далее - КоАП РФ). В ст.4.5 КоАП РФ регламентировано увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности до одного года. Ранее этот срок составлял два месяца. Также в ст. 11.16 КоАП РФ видно, что для граждан и для должностных лиц увеличены размеры административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности на морском, внутреннем водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Если ранее для граждан данный административный штраф составлял одну тысячу пятьсот рублей, то теперь размер штрафа составляет две тысячи рублей; а для должностных лиц данный штраф увеличился до

пяти тысяч рублей от ранее четырех тысяч. Статьей 19.5 КоАП РФ за невыполнение законных предписаний органов, которые осуществляет государственный пожарный надзор, также предусмотрено усиление ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в ст. 20.6 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за невыполнение требований к мероприятиям в области гражданской обороны и невыполнение требований правил и норм по ликвидации и предупреждению ЧС увеличены административные штрафы.

Также уточнен ранее действующий порядок действий при неуплате административного штрафа, что отражено в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в ст. 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Касаемо муниципального и государственного контроля над соблюдением норм пожарной безопасности, внесены поправки, о чем свидетельствует Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Таким образом, полномочия Российской Федерации по контролю (надзору) в некоторых субъектах можно передавать на местный уровень, а в областях разрешается передача этих полномочий на региональный уровень.

Для выполнения разрешительной функции МЧС России, связанной с осуществлением надзорной деятельности в области пожарной безопасности, издан Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»[6].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что за последнее время в правовом поле регулирования пожарной безопасности было принято немало нормативных правовых актов, которые имеют решающее значение для системы МЧС России и страны в целом.

Несмотря на активную работу государства по принятию мер, которые связаны с осуществлением надзорной деятельности в области пожарной безопасности, остается ряд проблемных вопросов, которые необходимо решить. Например, нормативно-правовая база, относящаяся к вопросам пожарной безопасности имеет свыше 2,1 тыс. документов (Федеральные Законы, Своды правил, Строительные нормы и правила), которые в свою очередь носят различный нормативно -правовой статус и соответственно имеют область применения для разного рода объектов защиты [5].

Также в своей работе по пожарному надзору государственные инспектора испытывают сложности в применении и использовании действующих нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.

Список используемой литературы:

1. М.А. Баринов, И.В. Андреев, Е.С. Сафонова МЧС России в системе обеспечения общественной безопасности // «Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации» 2018 №1 с.42

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

3. И.В. Власова пожарное дело: основные направления спасения в России // «Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации» 2018 №1 с.62

4. «О пожарной безопасности» Федеральный Закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (последняя редакция) ст.1

5. Гуров Н.А. Проблемные вопросы в области пожарной безопасности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44).

6. Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»

7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.