Научная статья на тему 'Правовое регулирование пожарной безопасности: история развития, современное состояние, проблемы и пути их решения'

Правовое регулирование пожарной безопасности: история развития, современное состояние, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1272
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРЫ / ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА / МЧС / КОНТРОЛЬ / ПРОВЕРКИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / FIRE SUPERVISION / FIRE SAFETY / FIRE / FIRE SERVICE / MINISTRY OF EMERGENCY SITU ATIONS / CONTROL / INSPECTION / LICENSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галицкая Наталья Владимировна

Введение: пожары наносят огромный вред экономике государства, уносят жизни людей и причиняют невосполнимый ущерб экологической среде. Ситуация услож няется тем, что после них люди теряют жилье, работу и зачастую здоровье, что влечет негативные социальные последствия. По тяжести нанесенных последствий и количеству смертей пожары уступают только дорожно-транспортным проис шествиям. Цель: анализ российского законодательства, обозначение проблем, выне сение предложений по усовершенствованию законодательства. Методологическая основа: применены формально-юридические методы, такие как описание, сравнение, классификация, анализ и синтез. Результаты: обозначены проблемы обеспечения пожарной безопасности, предложены пути их решения. Вывод: отсутствие необхо димого финансирования, содержащее пробелы и противоречия в законодательстве, человеческий фактор, проявляющейся безответственным отношением к безопасно сти людей, по-прежнему приводят к трагедиям. Необходимо заниматься пропагандой пожаротушения, законодательно закрепить и проводить эвакуационные учения, ввести автоматизированную пожарную сигнализацию и обязательное страхование при пожаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF FIRE SAFETY: HISTORY OF DEVELOPMENT, CURRENT STATE, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Background: fires cause great damage to the economy of the state, kill people and cause irreparable damage to the environment. The situation with fires is complicated by the fact that the people affected by fire lose their homes, work and often health, all these lead to negative social consequences. According to the severity of the consequences and the number of deaths, fires can be compared only with road accidents. Objective: to analyze the Russian legislation, to identify the problems, to make proposals for the legislation improve ment. Methodology: formal legal methods such as description, comparison, classification, analysis and synthesis were applied. Results: problems of fire safety have been identified, the ways of their solution have been proposed. Conclusion: the lack of the necessary fund ing, containing gaps and contradictions in the legislation and human factor resulted in a careless attitude to human security keep leading to tragedies. It is necessary to promote fire-fighting, to legislate and carry out evacuation exercises, to introduce automated fire alarm and mandatory fire insurance.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование пожарной безопасности: история развития, современное состояние, проблемы и пути их решения»

УДК 351.78

Н.В. Галицкая

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Введение: пожары наносят огромный вред экономике государства, уносят жизни людей и причиняют невосполнимый ущерб экологической среде. Ситуация усложняется тем, что после них люди теряют жилье, работу и зачастую здоровье, что влечет негативные социальные последствия. По тяжести нанесенных последствий и количеству смертей пожары уступают только дорожно-транспортным происшествиям. Цель: анализ российского законодательства, обозначение проблем, вынесение предложений по усовершенствованию законодательства. Методологическая основа: применены формально-юридические методы, такие как описание, сравнение, классификация, анализ и синтез. Результаты: обозначены проблемы обеспечения пожарной безопасности, предложены пути их решения. Вывод: отсутствие необходимого финансирования, содержащее пробелы и противоречия в законодательстве, человеческий фактор, проявляющейся безответственным отношением к безопасности людей, по-прежнему приводят к трагедиям. Необходимо заниматься пропагандой пожаротушения, законодательно закрепить и проводить эвакуационные учения, ввести автоматизированную пожарную сигнализацию и обязательное страхование при пожаре.

Ключевые слова: пожары, пожарный надзор, пожарная безопасность, пожарная служба, МЧС, контроль, проверки, лицензирование.

N.V. Galitskaya

LEGAL REGULATION OF FIRE SAFETY: HISTORY OF DEVELOPMENT, CURRENT STATE, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Background: fires cause great damage to the economy of the state, kill people and cause irreparable damage to the environment. The situation with fires is complicated by the fact that the people affected by fire lose their homes, work and often health, all these lead to negative social consequences. According to the severity of the consequences and the number of deaths, fires can be compared only with road accidents. Objective: to analyze the Russian legislation, to identify the problems, to make proposals for the legislation improvement. Methodology: formal legal methods such as description, comparison, classification, analysis and synthesis were applied. Results: problems of fire safety have been identified, the ways of their solution have been proposed. Conclusion: the lack of the necessary funding, containing gaps and contradictions in the legislation and human factor resulted in a

© Галицкая Наталья Владимировна, 2019

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия) © Galitskaya Natalia Vladimirovna, 2019

Сandidate of law, Associate professor of the Administrative and municipal law department (Saratov State 110 Law Academy)

careless attitude to human security keep leading to tragedies. It is necessary to promote fire-fighting, to legislate and carry out evacuation exercises, to introduce automated fire alarm and mandatory fire insurance.

Key-words: fire supervision, fire safety, fire, fire service, Ministry of Emergency Situations, control, inspection, licensing.

В Российском государстве, как в любом другом, всегда остро стояла проблема пожарной безопасности. Выделим основные этапы ее становления.

1. Со времени появления государства и вплоть до XIV в. не существовало единой государственной системы пожаротушения. Люди были вынуждены бороться со стихией подручными средствами и не могли рассчитывать на помощь государства. До XIV в. пожар считался большим только тогда, когда дома сгорали тысячами, а о дворах в меньше двухсот домов летописцы, ввиду малозначительности данного события для того времени, не вели записи [1, с. 3].

2. С конца XIV по XVIII в. начинает формироваться правовая база в области пожаротушения. Создаются государственные органы, сторожевые пожарные команды. Это позволяет сократить ущерб, наносимый пожарами, и их количество. Появляется ответственность за нарушение пожарной безопасности.

3. С XIX по начало XX в. политика государства не затрагивает пожарную безопасность и население самостоятельно создает добровольные пожарные дружины, которые занимаются тушением пожаров и информированием населения о технике безопасности.

4. С 1918 г. в стране появляются около 900 городских профессиональных пожарных команд численностью 35 тыс. человек [2, с. 6]. 17 апреля 1918 г. считается днем появления пожарной охраны. В этом году советское правительство принимает Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В Советском Союзе появляется государственный пожарный надзор, законодательно закрепляются его полномочия, права и обязанности пожарных. Создаются первые учебные заведения для подготовки пожарных. В довоенный период деятельность пожарной охраны регулировалась Боевыми уставами пожарной охраны и «Временным уставом внутренней службы», изданным в 1939 г. В период военного времени (1941-1945) пожарная охрана доказала свою состоятельность, она действовал по военным уставам Советской армии. После войны и вплоть до начала 2000-х гг. пожарная охрана входила в состав МВД СССР.

5. Новейшее время: 1993 г. вышло «Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации». В 2001 г. Государственная противопожарная служба вошла в структуру МЧС.

В настоящее время в Российской Федерации основными нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности являются:

1) Конституция РФ;

2) Федеральные законы:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

3) Указы Президента РФ:

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».

4) Постановления Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»;

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»;

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

5) Приказы Министерств и ведомств:

Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»;

Приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 г. № 474 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых а на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального

0

? закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ „Технический регламент о требованиях а пожарной безопасности"».

» Кроме вышеперечисленных нормативно-правовых актов существуют другие

1 приказы МЧС, приказы органов исполнительной власти, уполномоченных регу-| лировать вопросы пожарной безопасности, подзаконные нормативно- правовые 1 акты органов власти субъектов, правовые акты местного самоуправления.

| Противопожарное законодательство содержит в себе современные подходы к

| проведению надзорной деятельности в области пожарной безопасности. В нем с | учетом изменений в экономической ситуации, политике и техническом прогрессе

0 государства постоянно происходят уточнения по процедуре государственного

1 контроля и надзора.

I Наиболее значимым законом, регулирующим пожарную безопасность, яв-

^ ляется Федеральный закон «О пожарной безопасности». Федеральный закон о раскрывает общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения | пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отно-§ шения между органами государственной власти, органами местного самоуправ-| ления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными | лицами, гражданами, индивидуальными предпринимателями.

Однако в данном законе существуют противоречия. Как справедливо заметили Д.В. Ирошников и С. Л. Гайдук, Закон закрепляет, тот факт, что обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства, хотя обеспечение национальной безопасности в нормативно правовых актах к функциям государства не отнесено [3, с. 15]. Видится правильным закрепить в Стратегии 112 национальной безопасности в гл. 1 п. 6 положения о том, что обеспечение нацио-

нальной безопасности (видом которой является пожарная безопасность) является одной из важнейших функций Российского государства.

Одним из главных постулатов закона «О пожарной безопасности» является определение пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров1.

Классифицируя виды пожарной охраны, Закон относит к ним структурные образования:

государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

В Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Предметом проверки является: соблюдение в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках, используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на опасных производственных объектах.

Проанализировав нормативно-правовые акты, можно сделать вывод, что в современном противопожарном законодательстве решены следующие задачи:

упорядочена система процессуальных действий государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;

установлены сроки, длительность и количество плановых проверок противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;

создана процедура согласования противопожарных проверок с органами прокуратуры субъектов РФ;

законодательно закреплен риск-ориентированный подход при проверках малого и среднего бизнеса;

сформирована законодательная база для предоставления гражданам качественных и быстрых услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности.

Государство взяло курс на прозрачность деятельности органов власти. Так, все государственные и муниципальные органы пожарной безопасности подают сведения в единый реестр учета проверок. Все данные по поверкам находятся на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Это сделано в целях соблюдения открытости и доступности информации по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С 2016 г. применяется риск-ориентированный подход, который представляет собой проведение государственного надзора в зависимости от класса опасности предприятия. От категории риска, к которой отнесена организация, меняется продолжительность, периодичность и интенсивность проверок. Данный подход позволил оптимизировать и сократить издержки государства, ранее уходившие на проведение проверок. Постановлением Правительства РФ определены классы

1 См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35, ст. 3649; 2018. № 31, ст. 4861.

опасности предприятий и категории риска2! При определении категории риска органами власти учитывается степень ущерба при несоблюдении пожарных требований на оцениваемом объекте. Поэтому все образовательные организации, детские лагеря относятся к объектам высокой категории риска. Организации, кафе, офисы, в которых находится не более пятидесяти человек, будут входить в зону умеренного риска.

Для предприятий, отнесенных законом к категории высокого риска, проверки пожарных ведомств не должны быть чаще чем один раз в три года, тех же, кто отнесен к категории значительного риска полагается проверять один раз в четыре года. Категория среднего риска проверяется не чаще чем один раз в семь лет, умеренный риск законодатель разрешает проверять один раз в десять лет, а низкий риск не проверяется.

Периодичность противопожарных и иных проверок четко прописана в законе, предусмотрено количество часов плановых проверок. Так для малого бизнеса проверка не должна длиться более 50 ч в год, а для микропредприятия — не более 15 ч. Сроки проведения проверок также ограничены и не должны длиться более 20 рабочих дней3.

В регламенте МЧС указано, что о намерении провести проверку органы власти обязаны сообщить проверяемому в срок, не позднее трех рабочих дней до начала проверки. Уведомление посылается по почте заказным письмом либо в электронном виде с использованием цифровой подписи4.

За нарушение пожарной безопасности законодатель устанавливает административную ответственность в виде штрафа: для граждан от 2 до 3 тыс. руб., должностным лицам полагается уплатить от 6 до 15 тыс. руб., а юридические лица заплатят штраф от 150 до 200 тыс. руб. В случае неисполнения предписания пожарного инспектора КоАП предусматривает для граждан штраф от 1,5 до 2 тыс. руб., для должностных лиц — от 3 до 4 тыс. руб., юридическим лицам установлен штраф от 70 до 80 тыс. руб.5

В 2016 г. для развития предпринимательской деятельности, уменьшения административной нагрузки на бизнес, а также с целью пополнения государственного бюджета были введены «надзорные каникулы». Они сдвигали срок надзорных проверок до декабря 2018 г. Данные изменения не упразднили налоговые и таможенные виды контроля со стороны государства, а также надзор прокуратуры за бизнесом. После трагедии в Кемерово властями был сделал справедливый вывод, что отсутствие проверок малого предпринимательства подвергает риску жизни граждан и не способствует уменьшению коррупции.

о 2 См.: Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-

>g ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (над-

£ зора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собр.

° законодательства Рос. Федерации. 2016. № 35 ст. 5326.

§ 3 См.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических

" лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

! (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собр. законодательства

J Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. I, ст. 6249; 2018. № 32, ч. II, ст. 5116.

4 См. п. 59 Приказа МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.08.2018).

5 См. ст. 20.04 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в в ред. от 28 мая 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федера-

114 ции. 2002 г. № 1, ч. I, ст. 1; 2017. № 22, ст. 3069.

С 1 января 2019 г. приказом МЧС отменены ограничения по проверке малого бизнеса6.

В 2018 г. в Саратовской области ГуМЧС зарегистрировало 73 лесных пожара. Сгорело 1200 га леса, что больше чем в 50 раз превышает площадь лесного массива, сгоревшего в 2017 году7. Тушение лесных пожаров урегулировано Лесным кодексом РФ. В кодексе закреплено, что осуществление мер пожарной безопасности в лесных массивах производится как государственной властью, так и органами местного самоуправления. Однако Российская Федерация передает свои полномочия по тушению лесных пожаров органам исполнительной власти субъектов8! Было бы более правильным бороться с пожарами как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов, чтобы на пожар выезжали все противопожарные ведомства. Данная мера необходима для усиления и улучшения борьбы с пожарами, поэтому будет правильным увеличить число органов, занимающихся тушением пожаров. Следовательно, нельзя согласиться с позицией А.А. Иваненко, который предлагает в целях уменьшения количества надзорных органов, для уменьшения числа проверок передать функции по пожарному надзору, осуществляемому в лесах созданному для этих целей подразделению федерального пожарного надзора, назвав его «отделом мониторинга пожарной безопасности парков, лесопарков и рекреационных зон» [4, ^ 16].

Ключевыми проблемами обеспечения пожарной безопасности являются — недостаточное финансирование государством противопожарных ведомств и халатность со стороны предпринимателей и надзорных органов.

В настоящее время ситуация с распространением пожаров усложняется в связи с использованием в современном оборудовании материалов из легковоспламеняющихся веществ, применением горючих смесей, нарушением правил пожарной безопасности и просто халатностью сотрудников противопожарных служб при проведении проверок, высоким уровнем коррупции, равнодушием и погоней за прибылью предпринимателей. Данные факторы влекут неизбежное увеличение пожароопасных ситуаций и способствуют нанесению экономического ущерба государству. В неменьшей мере усложнению поставленных перед противопожарной службой задач способствует непоследовательная политика государства, которая то ужесточает надзор и требования к пожарной безопасности, то послабляет устраивая «надзорные каникулы» малому и среднему бизнесу.

Несмотря на стремление государства оградить бизнес от большого количества необоснованных проверок и упростить процедуры лицензирования, указанная область общественных отношений — несовершенна. Большое количество подзаконных нормативных актов не согласованы друг с другом, поскольку это связанно с тем, что структура МЧС постоянно меняется, расширяется и реформируется, а Государственная противопожарная служба изначально, в отличие от аварийно-спасательных формирований, не была создана в системе министерства. С появлением службы в системе МЧС было изменено множество регламентов и других

6 См.: Приказ МЧС России от 7 июня 2018 г. № 245 «Об отмене приказов МЧС России от 12 сентября 2016 г. № 492 и от 26 апреля 2018 г. № 201». Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

7 См.: В Саратовской области сгорело 1200 гектаров лесов. URL: https://www.sarinform.ru/ news/2018/08/10/200427 (дата обращения: 14.08.2018).

8 См. ст. 83. ч. 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 19 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278; 2018.

№ 30, ст. 4547. 115

подзаконных актов. Происходят постоянные изменения во всех противопожарных нормативно-правовых актах, но даже это не помогает своевременно реагировать на политические, экономические, социальные и технические изменения.

Быстро меняются и увеличиваются требования к работе пожарных инспекторов. Им необходимо постоянно изучать огромный массив законодательства, их профессионализм находится под постоянным контролем руководства, а документооборот, задействованный в производстве противопожарных служб, постоянно растет. В связи с экономическим кризисом происходит оптимизация штата, посредством которой сокращается численность личного состава органов пожарной безопасности. Данные факторы существенно снижают качество работы пожарных ведомств. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать преобразование нормативно-правовой базы за счет сокращения количества и объема документации. Стоит отменить дублирующиеся документы, устаревшие приказы ведомств, а также уменьшить и упростить текст положений.

Решением проблемы загруженности пожарных инспекторов может стать привлечение страховых компаний. Обязательное страхование необходимо ввести на предприятиях, не относящихся к категории повышенной опасности, после положительного заключения аудиторской проверки. Страховая компания будет обеспечивать дополнительный контроль, проверяя документы и наличие пожарной сигнализации, и покроет ущерб в случае пожара. Страхование также даст возможность сотрудникам надзорных ведомств сосредоточиться на проверках объектов повышенной опасности с массовым скоплением людей, эта мера позволит минимизировать вмешательство государства в деятельность малого и среднего бизнеса и снизит коррупцию.

Информирование населения является важнейшей составляющей борьбы с пожарами. Так, операторов сотовой связи обязали сообщать о природных катаклизмах, военных действиях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера9. В законе «О средствах массовой информации» содержатся аналогичные требования, на СМИ возложена обязанность по требованию органов исполнительной власти или местного самоуправления информировать население об экстренных ситуациях и катастрофах11! Однако кроме информации об опасности, нам видится необходимым обязать операторов сотовой связи рассылать, а дикторам СМИ зачитывать «памятки» о том, как необходимо действовать в экстренных ситуациях. Эти изменения в законодательстве помогут не только в кратчайшие сроки предостеречь население от ущерба здоровью и имуществу, но и дадут возможность заблаговременно принять необходимые меры безопасности.

Россия остро нуждается в противопожарной пропаганде, в проведении конференций с привлечением молодежи, в форумах по практике применения средств пожаротушения и профилактике пожарной безопасности. Граждане должны знать, как действовать в случае возникновения пожара, что предпринять, чтобы снизить угрозу жизни, и как правильно оказывать помощь пострадавшим.

Необходимым считаем законодательно ввести эвакуационные учения на объектах повышенной проходимости, где одновременно присутствует большое количество людей. Проводить их нужно несколько раз в год.

9 См.: Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785 «Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания» (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. I, ст. 249.

10 См. ст. 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-! «О средствах массовой информации» (в ред. от 18 апреля 2018 г.) // Российская газета. 1992. 8 февр.; Собр. законодательства Рос.

116 Федерации. 2018. № 17, ст. 2432.

В связи с увеличением наносимого пожарами ущерба, правильным будет ужесточение административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности. В частности в ст. 20.4 КоАП РФ для граждан следует увеличить штраф до 10 тыс. руб., для должностных лиц до 30 тыс. руб., а для юридических лиц — до 200 тыс. руб. Данные меры позволят сделать население (не желающее привлекаться к административной ответственности и оплачивать увеличившиеся суммы штрафов) более ответственным и внимательным. Законодательно следует прописать и ответственность пожарных, за некачественную ликвидацию последствий пожаров и профилактических мероприятий [5, с. 109]. Под некачественной ликвидацией последствий пожаров предлагается понимать неквалифицированные действия пожарных, не остановившие процесс горения, и не исключили возможность его повторного возникновения. Под некачественным проведением профилактических мероприятий следует подразумевать проведение не всех необходимых мероприятий, направленных на предупреждение пожаров. В качестве наказания правильным будет применять к служащим противопожарных ведомств дисквалификацию.

Следует обязать собственников помещений установить автоматическую пожарную сигнализацию, которая будет включаться без помощи людей и без использования данного технического средства — ввести запрет на эксплуатацию помещений.

Эффективно будет продолжить работу законодателя по сокращению избыточных административных барьеров и надзорных процедур в обеспечении пожарной безопасности.

Необходимо укреплять и развивать через внедрение новейших технических разработок сотрудничество ученых и инженеров с пожарными ведомствами.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Луговой АА., Виноградов В.Н., Щаблов Н.Н., Балабанов М.А. Жизнь пожарных царской России. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2018. 224 с.

2. Луговой АА, Виноградов В.Н., Щаблов Н.Н., Балабанов МА. Служба и быт пожарных в СССР и новой России. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2018. 274 с.

3. Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Понятие пожарной безопасности и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации // Юридическая мысль. 2016. № 5 (95). С. 13-17.

4. Иваненко АА. Пожарная безопасность как одно из направлений реализации функций предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2016. № 2 (31). С. 14-19.

5. Галицкая Н.В. Организационно-правовая характеристика техногенной безопасности в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 1 (120). С. 104-109.

References

1. LugovoyA.A., Vinogradov V.N., Shchablov N.N., Balabanov M.A. Life of Firefighters of Tsarist Russia. SPb.: publishing house of the St. Petersburg University of the State fire service of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, emergency situations and elimination of consequences of natural disasters, 2018. 224 p.

2. Lugovoy A.A, Vinogradov V.N., Shchablov N.N., Balabanov M.A. Service and Life of Firefighters in the USSR and New Russia. SPb.: publishing house of the St. Petersburg University of the State fire service of the Ministry of the Russian Federation for civil defense, emergency situations and elimination of consequences of natural disasters, 2018. 274 p.

3. Iroshnikov D.V., Gaiduk S.L. Concept of Fire Safety and Its Place in the System of National Security of the Russian Federation // Legal mysl. 2016. № 5 (95). P. 13-17.

4. Ivanenko A.A. Fire Safety as One of the Directions of Realization of Functions of Prevention and Liquidation of Emergency Situations in the Russian Federation // Law. Security. Emergency Situations. 2016. № 2 (31). P. 14-19.

5. Galitskaya N.V. Organizational and Legal Characteristics of Technogenic Safety in Russia // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2018. № 1 (120). P. 104-109.

УДК 342.925

К.А. Тихонов

ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ ОТКАЗ ОТ ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ И ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в научной и общественной сферах большинство мнений касательно механизма назначения на должность глав субъектов РФ сводятся в пользу процедуры избрания населением соответствующего региона, в то время как процедура назначения Президентом РФ лиц губернаторами, главами республик и на иные аналогичные должности не нашла широкого признания в качестве обоснованной и целесообразной. Цель: обоснование необходимости введения системы назначения главой государства глав субъектов РФ как более эффективного механизма по сравнению с действующей системой прямых выборов высших должностных лиц регионов РФ. Методологическая основа: диалектический анализ процесса и результата правотворчества, исторический и сравнительный методы оценки качества действующего законодательства. Результаты: рассмотрены преимущества и недостатки системы назначения глав субъектов РФ, представлены примеры положительного эффекта рассматриваемой меры в контексте контроля исполнения главами субъектов РФ; аргументирована необходимость пересмотра вопроса о необходимости возврата к процедуре замещения должностей глав субъектов РФ на принципе назначаемости, а не выборности. Выводы: система назначения глав субъектов РФ имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с процедурой избрания данных должностных лиц, в связи с чем необходимо пересмотреть подход к принципу назначаемости высших должностных лиц регио-

© Тихонов Константин Алексеевич, 2019

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Tikhonov Konstantin Alekseevich, 2019

Candidate of law, Senior lecturer of the Administrative and municipal law department (Saratov State Law 118 Academy)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.