Научная статья на тему 'Правовое регулирование в области пожарной безопасности'

Правовое регулирование в области пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2296
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое регулирование / техническое регулирование / пожарная без- опасность / разграничение ответственности за нарушения в области пожарной безопасности / legal regulation / technical regulation / fire safety / lines of responsibility for violations in the field of fire safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сметанкина Галина Июльевна, Шуткина Софья Александровна

Авторами предложена дискуссия оправовом регулировании в области обеспеченияпожарной безопасности в Российской Федера-ции. Рассмотрены вопросы правопримененияроссийского законодательства по исследуемомунаправлению, вопросы разграничения ответ-ственности за обеспечение пожарной безопас-ности объекта защиты между собственником,арендатором, субарендатором, инспекторомгосударственного пожарного надзора, инымилицами, причастными к обеспечению пожарнойбезопасности, например, пожарным аудитором.То, что такая проблема реально существует,наглядно показывает реакция со стороны право-охранительных органов на пожары с гибельюлюдей, когда обвинение предъявляется широкомукругу лиц, включая собственников, арендаторов,должностных лиц и т.д. Это произошло не только вг. Перми (пожар в ночном клубе «Хромая ло-шадь»), но и в г. Владивостоке (пожар в офисеСбербанка), в г. Москве (пожар в общежитииРУДН), в г. Ухте (пожар в магазине). Говоря о про-блемах правового регулирования в области по-жарной безопасности, авторами сделан акцентна важность технического регулирования на со-временном этапе реформирования нормативнойправовой базы в области пожарной безопасно-сти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сметанкина Галина Июльевна, Шуткина Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

The authors propose a discussion about the legal regulation in the field of fire safety in the Russian Federation. The problems of enforcement of Russian legislation on the route under investigation, questions the delineation of responsibility for the fire safety of the object of protection between the owner, tenant, subtenant, an inspector of the state fire supervision, other persons involved in fire safety, such as fire auditor. The fact that the problem really exists, demonstrates the response by law enforcement agencies in the fire loss of life, the prosecution presented a wide range of people, including owners, tenants, officials, etc. This happened not only in the city of Perm (a fire in a nightclub «Lame Horse»), but in Vladivostok (the fire in the office of the Savings Bank), in Moscow (a fire in a dormitory University), in the city of Ukhta (in the fire store). Speaking about the problems of legal regulation in the field of fire safety, the authors emphasized the importance of technical regulation at the present stage of reforming the regulatory framework in the field of fire safety.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование в области пожарной безопасности»

УДК-614.84(0.75.4)

Сметанкина Галина Июльевна

кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры государственного надзора Воронежского института ГПС МЧС России sgi1976@rambler.ru

Шуткина Софья Александровна

кандидат юридических наук, кафедра кадрового и правового обеспечения деятельности Воронежского института ГПС МЧС России sgi1976@rambler.ru

Правовое регулирование

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Galina I. Smetankina

Candidate of Technical Sciences, associate professor Voronezhskogo instituta GPS of Emercom of Russia, chief of chair of the state supervision sgi1976@rambler.ru

Sofya A. Shutkina

candidate of jurisprudence, chair of personnel and legal support of activity GPS Voronezh institute of Emercom of Russia

sgi1976@rambler.ru

Legal regulation

IN THE FIELD OF FIRE SAFETY

Аннотация. Авторами предложена дискуссия о правовом регулировании в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы правоприменения российского законодательства по исследуемому направлению, вопросы разграничения ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта защиты между собственником, арендатором, субарендатором, инспектором государственного пожарного надзора, иными лицами, причастными к обеспечению пожарной безопасности, например, пожарным аудитором. То, что такая проблема реально существует, наглядно показывает реакция со стороны правоохранительных органов на пожары с гибелью людей, когда обвинение предъявляется широкому кругу лиц, включая собственников, арендаторов, должностных лиц и т.д. Это произошло не только в г. Перми (пожар в ночном клубе «Хромая лошадь»), но и в г. Владивостоке (пожар в офисе Сбербанка), в г. Москве (пожар в общежитии РУДН), в г. Ухте (пожар в магазине). Говоря о проблемах правового регулирования в области пожарной безопасности, авторами сделан акцент на важность технического регулирования на современном этапе реформирования нормативной правовой базы в области пожарной безопасности.

Ключевые слова: правовое регулирование, техническое регулирование, пожарная безопасность, разграничение ответственности за нарушения в области пожарной безопасности.

Annotation. The authors propose a discussion about the legal regulation in the field of fire safety in the Russian Federation. The problems of enforcement of Russian legislation on the route under investigation, questions the delineation of responsibility for the fire safety of the object of protection between the owner, tenant, subtenant, an inspector of the state fire supervision, other persons involved in fire safety, such as fire auditor. The fact that the problem really exists, demonstrates the response by law enforcement agencies in the fire loss of life, the prosecution presented a wide range of people, including owners, tenants, officials, etc. This happened not only in the city of Perm (a fire in a nightclub «Lame Horse»), but in Vladivostok (the fire in the office of the Savings Bank), in Moscow (a fire in a dormitory University), in the city of Ukhta (in the fire store). Speaking about the problems of legal regulation in the field of fire safety, the authors emphasized the importance of technical regulation at the present stage of reforming the regulatory framework in the field of fire safety.

Keywords: legal regulation, technical regulation, fire safety, lines of responsibility for violations in the field of fire safety.

Государство борется с наследием 90-х, реформирует надзорные органы, разрабатывает механизмы защиты предпринимателей -это и 294-й закон [6], и обязательная публикация списка плановых проверок на сайте Генпрокуратуры, и выявление и публичное гонение взяточ-

ников. Конечно, медленнее, чем хотелось бы, но тренд положительный.

Пожар-катастрофа в пермском клубе «Хромая лошадь», повлекший массовую гибель людей, помимо коррупционной составляющей, высветил

316

огромное число проблем юридического и технического характера в области обеспечения пожарной безопасности.

В первую очередь, это проблема разграничения ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта защиты между собственником, арендатором, субарендатором, инспектором ГПН, иными лицами, причастными к обеспечению пожарной безопасности, например, пожарным аудитором.

То, что такая проблема реально существует, наглядно показывает реакция со стороны правоохранительных органов на пожары с гибелью людей, когда обвинение предъявляется широкому кругу лиц, включая собственников, арендаторов, должностных лиц и т.д. Это произошло не только в г. Перми, но и в г. Владивостоке (пожар в офисе Сбербанка), в г. Москве (пожар в общежитии РУДН), в г. Ухте (пожар в магазине).

В статье 38 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» [3] ответственными за обеспечение пожарной безопасности указаны собственники имущества, руководители федеральных и местных органов власти, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, руководители организаций, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Соответственно, собственнику имущества, чтобы обезопасить себя, явно недостаточно внести в договор аренды пункт о том, что за обеспечение пожарной безопасности отвечает только арендатор. Возможно, это удовлетворит инспектора ГПН на стадии проверки противопожарного состояния, но, тем не менее, ясное понимание у лиц, перечисленных в ст. 38 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [3], о том, кто и за что отвечает и кто что делает при обеспечении пожарной безопасности объекта, должно быть. Некоторые вопросы разграничения ответственности при аренде установлены нормами Гражданского кодекса, но они недостаточно детальны и не всеобъемлющи.

Кто отвечает за конструктивное исполнение путей эвакуации; кто отвечает за монтаж и эксплуатацию систем дымоудаления, пожаротушения, оповещения, аварийного (эвакуационного) освещения, сигнализации; кто отвечает за соблюдение противопожарного режима - курение, огневые работы, обучение персонала и т.д.? Однозначного ответа на все эти вопросы нет. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо разбираться, опираясь на нормы Гражданского кодекса, и лучше это сделать, не дожидаясь, пока за это возьмется дознаватель или следователь.

В проводимой инспектором ГПН проверке противопожарного состояния объекта можно выделить три основных аспекта, на которые проверяемым лицам необходимо обратить внимание. Условно их можно назвать организационным, содержательным и карательным.

Организационный аспект включает правовую процедуру проведения проверки и оформления ее результатов. Основным нормативным право-

вым актом в этой области является Федеральный закон 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Правовую основу технического регулирования составляют четыре Федеральных закона: «О пожарной безопасности» [3], «О техническом регулировании» [4], «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [5].

В соответствии с указанными законами, все технические нормы обеспечения пожарной безопасности (требования пожарной безопасности) разделяются на две группы - нормы, являющиеся обязательными для исполнения и обеспечивающие минимально необходимый уровень защиты, и нормы, носящие рекомендательный характер.

Обязательными для исполнения являются нормы, содержащиеся в технических регламентах, независимо от того, чем принят Технический регламент - федеральным законом, постановлением Правительства или в особых случаях указом Президента, актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию или международным договором России. Остальные нормы обеспечения пожарной безопасности, содержащиеся в сводах правил, национальных стандартах, НПБ, ППБ и т.д. не могут носить обязательный характер (ч. 3 ст. 7 184-ФЗ [4], т. е. носят рекомендательный характер и направлены на повышение защищенности объекта от пожара, снижение вероятности его возникновения.

Карательный аспект заключается в принятии мер административного воздействия за нарушения требований пожарной безопасности, обнаруженные в ходе проведения проверки.

Нормативным актом, устанавливающим ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [2].

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ [2], «нарушение требований пожарной безопасности... влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - административный штраф или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Само по себе перечисление в административном протоколе допущенных противопожарных нарушений не является доказательством наличия реальной угрозы жизни и безопасности людей. Величиной, отделяющей мнимую угрозу от реальной, является величина допустимого индивидуального риска, равного 10 в минус шестой степени (одна миллионная в год на человека), установленная в ст. 79 Федерального закона

317

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [5].

А без проведения пожарно-технической экспертизы установить величину пожарного риска не представляется возможным. Нанимая юриста, «нарушители» часто не принимают во внимание,

Литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

5. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

7. Сметанкина Г.И. Правовое регулирование деятельности добровольной пожарной охраны / Г. И. Сметанкина, С. А. Шуткина // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России - Воронеж : ВИ ГПС МЧС России, 2015.

8. Сметанкина Г.И. Правовые основы совершенствования государственной надзорной деятельности в области пожарной безопасности / Г.И. Сметанкина, С.А. Шуткина // Материалы VII международной научно-практической конференции «Наука сегодня» - Вологда, 28 октября 2015 г.

что он должен обладать профильными пожарными знаниями, а не только знанием административного права. Обычно при принятии решения суд обращает внимание и на правильность терминологии пожарной безопасности, и на знание внутриведомственных положений, приказов и практики пожаров.

Literature:

1. The Constitution Of The Russian Federation.

2. The code of the Russian Federation about administrative offences.

3. Federal law dated 21 December 1994 № 69-FZ «About fire safety».

4. Federal law of 27 December 2002 № 184-FZ «On technical regulation».

5. Federal law of 22 July 2008 № 123-FZ «Technical regulations on fire safety requirements».

6. Federal law of December 26, 2008 № 294-FZ «On protection of rights of legal entities and individual entrepreneurs when exercising state control (supervision) and municipal control.

7. Smetankina G.I. Legal regulation of voluntary fire brigade / G.I. Smetankina, S.A. Shutkina // Bulletin of Voronezh Institute of state fire service of EMERCOM of Russia - Voronezh : VI state fire service of EMERCOM of Russia, 2015.

8. Smetankina G.I. Legal framework to improve public oversight in the field of fire safety / G.I. Smetankina, S.A. Shutkina // Materials of VII international scientific-practical conference «Science today» -Vologda, October 28, 2015.

318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.