Научная статья на тему 'Надзор за обеспечением пожарной безопасности электроустановок'

Надзор за обеспечением пожарной безопасности электроустановок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
545
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ / ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТЫ ЗАЩИТЫ / ELECTRICAL INSTALLATIONS / ELECTRICAL NETWORKS / FIRE SUPERVISION / FIRE SAFETY / FIRE SAFETY REGULATIONS / OBJECTS OF PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламенков А. С.

Рассмотрены нормативные документы, регламентирующие порядок проверки состояния электроустановок в зданиях и сооружениях. Отмечены существующие противоречия и разногласия в области обеспечения пожарной безопасности электрических сетей и оборудования напряжением до 1000 В. Представлены примеры возникновения сложностей при проведении проверок противопожарного состояния электроустановок надзорными органами. Предложены пути решения имеющихся разногласий в целях снижения числа пожаров от электроустановок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision for ensuring fire safety of electrical installations

The regulatory documents regulating the procedure for checking the state of electrical installations of buildings and structures are considered. The existing contradictions and disagreements in the field of fire safety of electrical networks and equipment with voltage up to 1000 V are noted. Examples of the occurrence of difficulties during inspections of the fire-prevention state of electrical installations by supervisory authorities are presented. The ways to resolve existing disagreements in order to reduce the number of fires from electrical installations are proposed.

Текст научной работы на тему «Надзор за обеспечением пожарной безопасности электроустановок»

© А. С. ХАРЛАМЕНКОВ, старший преподаватель кафедры специальной электротехники, автоматизированных систем и связи, Академия ГПС МЧС России (Россия, 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4; e-mail: [email protected])

УДК 614.841.315.004.2

НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК

Рассмотрены нормативные документы, регламентирующие порядок проверки состояния электроустановок в зданиях и сооружениях. Отмечены существующие противоречия и разногласия в области обеспечения пожарной безопасности электрических сетей и оборудования напряжением до 1000 В. Представлены примеры возникновения сложностей при проведении проверок противопожарного состояния электроустановок надзорными органами. Предложены пути решения имеющихся разногласий в целях снижения числа пожаров от электроустановок.

Ключевые слова: электроустановки; электрические сети; пожарный надзор; пожарная безопасность; нормативные документы по пожарной безопасности; объекты защиты.

ВОПРОС:

—' В 2017 г. 30 % пожаров произошло по причине нарушения устройства и эксплуатации электрооборудования (первое место среди прочих причин). Статистика прошлого года показала, что этой проблеме должно уделяться больше внимания со стороны надзорных органов.

Какие шаги предпринимаются органами федерального государственного пожарного надзора в области обеспечения пожарной безопасности электроустановок и проведения профилактических работ на действующих объектах защиты?

ОТВЕТ:

На сегодняшний день сложилась непростая ситуация с осуществлением надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности электроустановок. Причиной тому послужила передача полномочий от федерального государственного пожарного надзора (далее - ФГПН) по проверке состояния электроустановок государственному энергетическому надзору (Ростехнадзор). Данный процесс был запущен на основании письма МЧС России от 02.06.2011 г. № 19-3-1-2086, которое ограничило право сотрудников ФГПН вносить в предписания нарушения пунктов Правил устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) [1], так как они касаются технической части электроустановок и косвенно связаны с обеспечением пожарной безопасности.

При этом согласно п. 2 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора [2] "государственный надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающихустройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих

устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения". Данный пункт указывает на то, что Ростехнадзор снимает с себя полномочия по проверке электроустановок напряжением 220/380 В, которые применяются в большинстве жилых, общественных, административных и промышленных зданий и сооружений (различного функционального назначения).

В то же время в п. 1.2.11 ПТЭЭП [1] отмечается, что контроль за соблюдением требований Правил осуществляется органами Ростехнадзора. Выполнение ПТЭЭП [1] и других правил безопасности возлагается на Потребителя, т. е. на организации, индивидуальных предпринимателей и граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.

В результате возникает резонный вопрос о том, кто же должен контролировать выполнение требований нормативных документов по безопасной эксплуатации электроустановок напряжением менее 1000 В? Единственным надзорным органом, который напрямую связан с таким видом контроля, является Ростехна-зор, но, как было сказано выше, в его компетенцию не входит проверка и контроль состояния электроустановок напряжением менее 1000 В.

Частичный ответ на этот вопрос дан в пп. 40,42,43 и отдельныхтребованиях других пунктов Правил противопожарного режима в РФ (ППР) [3]. В этих пунктах говорится о том, что запрещается делать при эксплуатации электроустановок, но не указано, кто должен обеспечивать их безопасное функционирование. Очевидно, это должен быть руководитель организации. Именно на него возлагается обязанность по поддержанию эксплуатируемых им электроустановок в исправном состоянии и по проведению ихтехниче-

76

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ/ FIRE AND EXPLOSION SAFETY 2018 ТОМ 27 №10

ского обслуживания. Данную задачу он может решить путем назначения лиц, ответственных за пожарную безопасность и электрохозяйство объекта. Эти лица совместными силами реализуют выполнение требований пунктов ППР [3], касающихся вопросов обеспечения пожарной безопасности электроустановок. Следовательно, контролировать выполнение требований ППР [3] со стороны руководителей организаций или их ответственных лиц должны органы ФГПН.

В современных нормативных документах имеют место расхождения в вопросе о порядке проведения проверки ФГПН выполнения требований пожарной безопасности электроустановок в зданиях и сооружениях. Первым камнем преткновения является п. 1 ст. 15 ФЗ № 294 [4], согласно которому в ходе проверки должностные лица ФГПН не вправе проверять выполнение обязательных требований нормативных документов (касательно электроустановок), если такие требования не относятся к их полномочиям. В п. 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре [5] указано, что в рамках своей компетенции сотрудники ФГПН организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, а также состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора. В этом пункте под словосочетанием "состояние объектов" подразумевается противопожарное состояние зданий и сооружений. Оно достигается в первую очередь выполнением требований пожарной безопасности, но не требований нормативных документов в области эксплуатации электроустановок зданий и сооружений напряжением до 1000 В.

Из этого следует, что для выполнения пунктов ППР [3], касающихся проверки состояния электросетей и оборудования, необходимо расширить полномочия сотрудников ФГПН с указанием конкретных дозволенных действий. Эти полномочия должны быть ограничены визуальным осмотром электроустановок на наличие видимых неисправностей (повреждений изоляции, штепсельных соединений, электророзеток и т. п.), а также проверки актов (протоколов) состояния изоляции, контактных соединений, заземляющего устройства и молниезащиты.

Вторым камнем преткновения является ограниченный доступ сотрудников ФГПН в электропомещения объектов защиты. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с проверкой состояния огнетушителей в электрощитовых. В прил. 1 и 2 ППР [3] указываются типы огнетушителей в зависимости от категории пожарной опасности помещения. Обычно электрощитовые относятся к категории помещений В-4 и требуют наличия в них определенных типов огнетушителей. Для проверки их состояния сотруднику ФГПН необходимо войти в электрощитовую, но этого он сделать не может ввиду отсутствия соответствующей группы

по электробезопасности. Даже при сопровождении оперативного персонала объекта (ответственного за электрохозяйство) сотрудник ФГПН для входа в электрощитовую с электроустановками напряжением до 1000 В должен иметь III группу по электробезопасности (см. п. 3.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее — ПОТЭЭ) [6]). Это создает определенные препятствия для сотрудника ФГПН при выполнении им надзорной деятельности. Та же ситуация складывается и при проверке противопожарного состояния электростанций и кабельных сооружений, которое регламентируется пп. 186-187 ППР [3]. Учитывая вышеизложенное, следует рассмотреть вопрос о внесении в нормативные документы (ПОТЭЭ [6] и ППР [3]) разъяснений о порядке проверки сотрудниками ФГПН электропомещений и получения соответствующей группы по электробезопасности.

Работа по внесению в ППР [3] дополнительных требований кэксплуатации и обслуживаниюэлектроустано-вокуже ведется. Всеми заинтересованными подразделениями ФПС ГПС МЧС России разрабатывается проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в действующие ППР [3]. В проекте планируется расширить требования пп. 41-42 ППР[3], касающиеся безопасной эксплуатации и технического содержания проводников, электрических сетей и подключаемого к ним электрооборудования с номинальным напряжением до 1000 В. Планируется добавить требования к порядку проведения профилактических осмотров и планово-предупредительного ремонта таких электроустановок, а также к порядку организации и проведения обучения и инструктажей с дежурным персоналом по вопросам пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок. Фактически речь идет о внесении в ППР [3] требований пожарной безопасности электроустановок, изложенных в ранее действовавших Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), которые утратили силу 22.07.2012 г. на основании приказа МЧС России от 31.05.2012 г. № 306.

В целях устранения существующих противоречий в действующем законодательстве требуется выполнить ряд согласований с другими надзорными органами, что позволит уменьшить число пожаров от электроустановок за счет проведения пожарно-профилакти-ческих мероприятий на объектах защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей : приказ Минэнерго России от 13.01.2003 № 6; введ. 01.07.2003 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — № 24.

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ/ПРЕЛМОЕХРШБЮМБЛРЕТУ 2018 ТОМ 27 №10

77

2. О федеральном государственном энергетическом надзоре (в ред. 01.01.2018): постановление Правительства РФ от 20.07.2013 № 610 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 30 (ч. II), ст. 4119.

3. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (в ред. 30.12.2017): постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390// Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 19, ст. 2415.

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (в ред. 01.09.2018) : Федер. закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ; принят Гос. Думой 19.12.2008; одобр. Сов. Федерации 22.12.2008// Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. I), ст. 6249.

5. О федеральном государственном пожарном надзоре (в ред. 26.05.2018): постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 17, ст. 1964.

6. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (в ред. 19.02.2016) : приказ Минтруда России от 24.07.2013 №328н; введ. 04.08.2014// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 5.

Для цитирования: Харламенков А. С. Надзор за обеспечением пожарной безопасности электроустановок// Пожаровзрывобезопасность/ Fire and Explosion Safety. - 2018. - Т. 27, № 10. - С. 76-78.

SUPERVISION FOR ENSURING FIRE SAFETY OF ELECTRICAL INSTALLATIONS

A. S. KHARLAMENKOV, Senior Lecturer of Department of Special Electrical Engineering, Automation Systems and Communication, State Fire Academy of Emercom of Russia (Borisa Galushkina St., 4, Moscow, 129366,Rus-sian Federation; e-mail: h a [email protected])

ABSTRACT

The regulatory documents regulatingthe procedure for checking the state of electrical installations of buildings and structures are considered. The existing contradictions and disagreements in the field of fire safety of electrical networks and equipment with voltage up to 1000 V are noted. Examples of the occurrence of difficulties during inspections of the fire-prevention state of electrical installations by supervisory authorities are presented. The ways to resolve existing disagreements in order to reduce the number of fires from electrical installations are proposed.

Keywords: electrical installations; electrical networks; fire supervision; fire safety; fire safety regulations; objects of protection.

For citation: A. S. Kharlamenkov. Supervision for ensuring fire safety of electrical installations. Pozharo-vzryvobezopasnost/ Fire and Explosion Safety,2018, vol. 27, no. 10, pp. 76-78 (in Russian).

ПОЖАРНЫЙ ДР0Н С "ФАЕРБОЛАМИ" ИСПЫТАЛИ В ДЕЛЕ

Специалисты из лаборатории Nebraska Intelligent MoBile Unmanned Systems Lab (NIMBUS) Университета Небраски-Линкольна испытали на практике работу системы контролируемых поджогов при помощи бес-пилотников.

Разработчики противопожарного дрона совместно с пожарными провели полевые испытания системы контролируемых поджогов на территории мемориала "Гомстед". Сначала пожарные с ручными горелками выжгли полосу травы по периметру, после чего гексакоптер совершил пять вылетов и сжег траву на площади в десять с половиной гектаров. Беспилотник двигался со скоростью пять метров в секунду и каждые шесть метров сбрасывал один "фаербол", очаги возгорания от которых соединялись водну линию.

https://tradernet.ru/feed/postld/1058854

78

ПOЖAPOBЗPЫBOБEЗOПACHOCTЬ/ FIRE AND EXPLOSION SAFETY 2018 TOM 27 №10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.