Научная статья на тему 'Теоретико-правовые основы административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Теоретико-правовые основы административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАДЗОР / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / EMERGENCIES / BUDGET ALLOCATIONS / UNTIMELY ORGANIZATION / SUPERVISION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крылова И.В., Журина А.А., Полховская Э.В.

В статье анализируется одна из острых проблем в сфере правового регулирования административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС несвоевременная организация работы по выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ лицам, пострадавшим в результате ЧС и последствий стихийных бедствий. Обосновано, что выявленная проблема может быть устранена (минимизирована) путем законодательного возложения на МЧС России полномочий контроля (надзора) в виде внеплановых проверок за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по своевременному доведению помощи до граждан, которые пострадали в результате ЧС, в связи с чем, высказаны предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в действующее российское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крылова И.В., Журина А.А., Полховская Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and legal basis of administrative responsibility for failure to comply with the norms and rules for prevention and liquidation of emergency situations

The article analyzes one of the acute problems in the sphere of legal regulation of administrative responsibility for failure to comply with the norms and rules for prevention and liquidation of emergency situations the late organization of work on allocation of budgetary appropriations from reserve Fund of the Government of the Russian Federation to persons affected by emergencies and natural disasters. It is proved that the problem can be eliminated (minimized) by the legislature to vest the Ministry of Emergency situations of Russia of the powers of control (supervision) in the form of unscheduled inspections over the activities of Executive authorities and bodies of local self-government for the timely relief to citizens who have suffered in emergency situations, therefore, the proposals on making relevant amendments in the current Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые основы административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Теоретико-правовые основы административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Theoretical and legal basis of administrative responsibility for failure to comply with the norms and rules for prevention and liquidation of emergency situations

Крылова И.В.

Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России,

Россия, Санкт-Петербург

Krylova I. V.

Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia,

Russia, Saint-Petersburg

Журина А.А.

Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России,

Россия, Санкт-Петербург

Zhurina A.A.

Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia,

Russia, Saint-Petersburg

Полховская Э.В.,

Санкт-Петербургский Университет ГПС МЧС России,

Россия, Санкт-Петербург

Polkhovskaya E. V.,

Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia,

Russia, Saint-Petersburg

Аннотация.

В статье анализируется одна из острых проблем в сфере правового регулирования административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС -несвоевременная организация работы по выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ лицам, пострадавшим в результате ЧС и последствий стихийных бедствий. Обосновано, что выявленная проблема может быть устранена (минимизирована) путем законодательного возложения на МЧС России полномочий контроля (надзора) в виде внеплановых проверок за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по своевременному доведению помощи до граждан, которые пострадали в результате ЧС, в связи с чем, высказаны предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в действующее российское законодательство.

Annotation.

The article analyzes one of the acute problems in the sphere of legal regulation of administrative responsibility for failure to comply with the norms and rules for prevention and liquidation of emergency situations - the late organization of work on allocation of budgetary appropriations from reserve Fund of the Government of the Russian Federation to persons affected by emergencies and natural disasters. It is proved that the problem can be eliminated (minimized) by the legislature to vest the Ministry of Emergency situations of Russia of the powers of control (supervision) in the form of unscheduled inspections over the activities of Executive authorities and bodies of local self-government for the timely relief to citizens who have suffered in emergency situations, therefore, the proposals on making relevant amendments in the current Russian legislation.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, бюджетные ассигнования, несвоевременная организация, надзор, административная ответственность.

Key words: emergencies, budget allocations, untimely organization, supervision, administrative responsibility.

Во всем мире, включая Российскую Федерацию, на фоне постоянно развивающихся национальных конфликтов вопросы обеспечения безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного и природного характера приобретают все более актуальный характер. Количество ЧС

природного и техногенного характера возрастает с каждым годом, увеличиваются масштабы их распространения, ущерба и потерь от их последствий (например, в 2018 г. - пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в г. Кемерово, в 2019 г. -взрыв жилого дома в Шахтах, взрыв на химическом заводе в Дзержинске и др.) [5, с. 29]. Имеющаяся ситуация требует принятия наиболее эффективных мер в сфере управления безопасностью.

Актуальность темы обусловлена существованием следующих проблемных аспектов, требующих разрешения: отсутствие строгого единообразия в практике применения ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [1] (далее - КоАП РФ), регулирующая административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; несовершенство российского административного законодательства, приводящее к ошибкам в толковании права и правоприменении; минимальные административные санкции за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС; высокий уровень латентности правонарушений указанного института административной ответственности; и многие другие обстоятельства.

Целью написания статьи является теоретический анализ и осмысление, выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию правового регулирования административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС, а также оптимизации применения данных норм на современном этапе развития российского законодательства.

В рамках данной статьи остановимся на таком наиболее остром проблемном вопросе, как несвоевременная организация работы по выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ лицам, пострадавшим в результате ЧС и последствий стихийных бедствий, особенно остро проявляющаяся в российских регионах.

Совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ МЧС России проводит регулярную работу по выполнению Правил выделения и направления до адресатов ассигнований из бюджета, находящегося в резервном фонде Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий [6], утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 [3] (далее - Правила по бюджетному ассигнованию Постановления Правительства РФ № 110). Бюджетные ассигнования выделяются из резервного фонда на: аварийно-спасательные работы; неотложные аварийно-восстановительные работы; пункты временного размещения и питания для эвакуированных граждан; выплаты единовременных пособий; финансирование гражданам в связи с утратой имущества первой необходимости; финансирование на предоставление лишившимся гражданам жилья; судебно-медицинские экспертизы и др.

Для предоставления необходимых бюджетных ассигнований требуется предоставить перечень необходимых документов, которые направляются соответствующим должностным лицам органов исполнительной власти субъектов РФ для подготовки и дальнейшего сопровождения в Правительство РФ. На федеральном уровне, как подтверждает практика надзорной деятельности МЧС России в указанной сфере, результаты применения Правил по бюджетному ассигнованию Постановления Правительства РФ № 110 находятся на достаточно высоком уровне (время подготовки соответствующих решений Правительства РФ и перечисления денежных средств нуждающимся лицам сокращено до разумного), чего нельзя сказать о субъектах РФ.

На региональном уровне выявляются случаи несвоевременной организации в работе органов исполнительной власти субъектов РФ по подготовке и дальнейшему сопровождению необходимого пакета документов в Правительство РФ, и, как следствие, затягивание сроков перечисления соответствующих выплат

нуждающимся лицам, что нарушает их права и законные интересы. Причина такого порой халатного отношения в работе объясняется, в том числе, отсутствием законодательных норм об административной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ за невыполнение требований норм и правил доведения помощи до граждан, пострадавших в результате ЧС или последствий стихийных бедствий, что требует безотлагательного разрешения [4, с. 88].

Выявленная проблема может быть минимизирована путем законодательного возложения на МЧС России полномочий контроля (надзора) в виде внеплановых проверок за деятельностью органов исполнительной власти по своевременному доведению помощи (подготовка документов о выделении бюджетных средств из резервного фонда Правительства РФ) до граждан, которые пострадали в результате ЧС.

С целью повышения эффективности системы взаимодействия на ответственных должностных лиц органов исполнительной власти, своевременным выполнением требований по оказанию финансовой поддержки гражданам, пострадавшим в результате ЧС, необходимы законодательная регламентация предлагаемого полномочия МЧС России посредством внесения соответствующих дополнений и изменений в Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 [2], в Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110, иные корреспондирующие им нормативные правовые акты.

С целью возможности реализации мер административной ответственности к виновным лицам требуется дополнить ст. 20.6 КоАП РФ частью 3 следующего примерного содержания:

«3. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по своевременному оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, -

влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до десяти тысяч

рублей».

Полагаем, что даже незначительные суммы административного штрафа, предусмотренные санкцией ч. 3 ст. 20.6 КоАП РФ уже будут дисциплинировать указанных сотрудников.

Анализ объективной стороны административного правонарушения по ст. 20.6 КоАП РФ позволяет выявить следующие проблемные вопросы, требующие немедленного законодательного разрешения.

A) Проблема разграничения областей применения ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ и ст. 19.5 КоАП РФ, подтвержденная противоречивой судебной практикой, обусловлена тождественностью предмета правового регулирования указанными нормами и наличием менее строгой санкции по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, нежели по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Б) Необходимость законодательного регулирования административной ответственности за нарушения требований норм и правил охраны жизни людей на водных объектах на федеральном уровне. На сегодняшний день проблема обеспечения безопасности граждан на водных объектах кроется в наличии следующих причин: дисбаланс в межведомственном взаимодействии всех структурных и территориальных подразделений МЧС России; дисбаланс межбюджетных отношений (федерального и регионального финансирования); несовершенство законодательного регулирования (противоречия водного, лесного, земельного российского законодательства при правовом регулировании пляжей, также отсутствие в действующем российском законодательстве термина «пляж», др.); неопределенность в границах ответственности за нарушения требований норм и правил охраны жизни людей на водных объектах; др.

B) Проблема несвоевременной организации работы бюджетного фи-нансирования из правительственного резервного фонда лицам, пострадав-шим в результате ЧС и последствий стихийных бедствий, особенно остро проявляющаяся в российских регионах.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день в сфере правового регулирования административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС одной из острых проблем является несвоевременная организация работы по выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ лицам, пострадавшим в результате ЧС и последствий стихийных бедствий. На региональном уровне выявляются случаи несвоевременной организации в работе должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ по подготовке и дальнейшему сопровождению необходимого пакета документов в Правительство РФ, и, как следствие, затягивание сроков перечисления соответствующих выплат нуждающимся лицам, что нарушает их права и законные интересы.

2. Выявленную проблему предлагается минимизировать путем законодательного возложения на МЧС России полномочий контроля (надзора) в виде внеплановых проверок за деятельностью органов исполнительной власти по своевременному доведению помощи (подготовка документов о выделении бюджетных средств из резервного фонда Правительства РФ) до граждан, которые пострадали в результате ЧС, в связи с чем, в статье высказаны предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в действующее российское законодательство.

Список используемой литературы:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 -ФЗ: в ред. от 02.08.2019 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»: в ред. от 19.12.2018 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

3. Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»): в ред. от 30.05.2018 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 809.

4. Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: сборник научных статей / Р. Ю. Батршин, Н. И. Бурмакина, Н. Д. Бут и др.; отв. за выпуск А. И. Стахов. - М.: РГУП, 2018. - 164 с.

5. Евдокимов А. С. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: правовое осмысление вопросов эффективности, роли и места в системе надзоров, осуществляемых МЧС России / А. С. Евдокимов // Административное право и процесс. - 2019. - № 4. - С. 27-31.

6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru. (дата обращения: 17.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.