Научная статья на тему 'Государственное управление в системе МЧС России'

Государственное управление в системе МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1282
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в системе МЧС России»

СЕКЦИЯ № 8

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОГО, ПРАВОВОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ

МЧС РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ

М.А. Антропова, преподаватель, к.ю.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г.Воронеж

Вопрос о понятии государственного управления много лет рассматривается учеными-административистами, данной теме посвящены многочисленные научные публикации и исследования. Под государственным управлением понимается «целенаправленная, организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства) на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства» [1, с. 33]. Таким образом, государственные органы, наделенные государственно-властными полномочиями, осуществляют правоприменительную деятельность, издают нормативно-правовые акты, оказывают управленческое воздействие.

Профессор Воронежского государственного университета, доктор юридических наук Ю.Н. Старилов отмечает, что, несмотря на то, что в Конституции РФ не указаны термины «государственное управление» или «органы государственного управления» практическое государственное управление постоянно и непрерывно осуществляется посредством образования и наделения соответствующей компетенцией специально созданных исполнительных органов государственной власти [2, с. 23].

В последние годы огромную роль приобретают вопросы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ежедневно в нашей стране происходят ситуации, требующие быстрого реагирования со стороны государственных структур. В целях предотвращения бедствий и катастроф было создано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а

также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Необходимо отметить, что одним из важных направлений деятельности данного ведомства является реализация Стратегии национальной безопасности [3] и Основ единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны до 2020 года [4].

Основными задачами МЧС России являются выработка и реализация государственной политики по подведомственным вопросам и осуществление, управление в области гражданской обороны, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также взаимодействие со всеми органами государственной власти, в области оперативного реагирования для эффективной помощи населению [5].

В своих ежегодных посланиях Федеральному собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин постоянно акцентирует внимание на проблемах эффективной организации управленческой деятельности и качестве нормативно-правовой базы.

После наводнения в 2013 году на Дальнем Востоке существенно изменилась система получения финансовых средств из федерального бюджета для помощи пострадавшим гражданам. Правительство РФ утвердило постановление «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» от 05.02.2014 № 110 [6]. В соответствии с данным нормативно-правовым актом нуждающиеся граждане смогут быстрее получить финансовые средства. Особое внимание уделяется развитию государственных программ, направленных на обеспечение оперативного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (государственная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах») [7].

Перед МЧС России государством поставлены важнейшие задачи -безопасность граждан, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указано следующее:

а) развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

б) совершенствование системы управления гражданской обороны;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при

ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) развитие сил гражданской обороны;

д) сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

е) совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;

ж) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Министр МЧС России В.А. Пучков в своем интервью отмечает: «Критерием эффективности нашей работы остается степень безопасности жизнедеятельности каждого конкретного человека в каждом населенном пункте» [8].

Результаты деятельности сотрудников системы МЧС России, активная работа органов государственной власти и органов местного самоуправления при происходивших в последние годы в стране чрезвычайных ситуациях, показали, что на сегодняшний день создана эффективная, слаженная система государственного управления. Приоритетом ее работы является оперативное реагирование и помощь населению.

Список использованной литературы

1. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право учебник. М., 2009. - С. 33.

2. Общее административное право: Учеб. / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. ун-та, 2007. - С. 23.

3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 (в ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Собрание законодательства Российской Федерации от 12.07.2004 № 28. - Ст. 2882).

4. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года (утв. Президентом РФ от 03.09.2011 № Пр-2613).

5. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации от 12.07.2004 № 28. -Ст. 2882).

6. Собрание законодательства Российской Федерации от 24.02.2014 № 28. - Ст. 809.

7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 300 «О государственной программе РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (Собрание законодательства Российской Федерации от 05.05.2014 № 18. - Ч. 1. - Ст. 2149).

8. Интервью В.А. Пучкова // Пожарное дело. - URL: http://pojdelo-journal.ru.

ОРГАНИЗАЦИЯ РФ НАУЧНЫХ РОТ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Н. Бакович, доцент, к.ю.н., доцент ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г.Воронеж

Система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, государственных органов, воинских и специальных формирований в офицерах. В условиях, когда требования к качеству военной подготовки возрастают необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу процесса обучения, а также создавать новые формы подготовки высококвалифицированных офицеров. Одной из таких форм подготовки офицеров является создание в Вооруженных Силах Российской Федерации научных рот.

Положение о научных ротах (далее по тексту - Положение) утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о научных ротах Вооруженных Сил Российской Федерации» от 28 мая 2013 года № 404.

В соответствии с Положением научные роты Вооруженных Сил Российской Федерации являются штатными подразделениями Вооруженных Сил, предназначенными для выполнения конкретных научно-прикладных задач по заказу и в интересах органов военного управления, и размещаются на базе научно-исследовательских организаций, высших военно-учебных заведений Министерства обороны (воинских частей). В повседневной деятельности научные роты руководствуются требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил, в вопросах боевой подготовки - программой подготовки военнослужащих научных рот.

В настоящий момент созданы и выполняют поставленные перед ними задачи 4 научные роты: в Военно-морском флоте, в Военно-воздушных силах, в войсках Воздушно-космической обороны, а также в Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.