Научная статья на тему 'Юридический статус субъектов правоохранительной системы, обеспечивающих безопасность населения и территорий при чрезвычайных ситуациях'

Юридический статус субъектов правоохранительной системы, обеспечивающих безопасность населения и территорий при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Удальцов Андрей Александрович, Удальцова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический статус субъектов правоохранительной системы, обеспечивающих безопасность населения и территорий при чрезвычайных ситуациях»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

финансово-экономической деятельности; выявление резервов роста финансово-экономического потенциала участников финансово-экономической деятельности; применение мер к лицам, ответственным за нарушения финансово-экономического законодательства.

Финансовый контроль как функцию государства можно выразить формулой:

У= Ф (а + б + в + с),

где У - цель государственного финансового контроля, Ф - функция, показывающая направление, цель, а также деятельность всего государства в лице всех органов государственной власти, наделенных контрольными полномочиями в области финансов, в т.ч. специализированных в сфере финансов, (а, б, в, с) - задачи, стоящие перед государственным финансовым контролем.

Исходя из анализа научной литературы, мы считаем, что рассмотрение государственного финансового контроля с точки зрения его как функции государства, позволяет комплексно и системно подходить к проблемам, связанным с вопросом государственного финансового контроля, избегая тем самым одностороннего подхода к решению проблем.

Однако осуществление государством конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, так и привести к кризису социально-экономической системы.

Поэтому для того, чтобы функция работала в заданном государством направлении, необходимы механизмы, через которые реализовались бы задачи государства. Механизмы государственного воздействия на отношения в сфере государственных ресурсов должны осуществляться через институты, уполномоченные государственной властью. Создаваемые государством институты должны функционировать с учетом объективных социально-экономических законов.

1 Государственные и муниципальные финансы / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М., 2003. С. 593.

2 Грачева Е.Ю. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы

законодательного обеспечения: Материалы научно-практической конференции. М., 2002. С 333.

3 Козырин А.Н. Финансовый контроль, финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996. С. 48.

4 Быстряков А. Я. Реформа государственного финансового контроля российской Федерации (вопросы теории и практики). М., 2003. С. 3.

5 Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 50.

6 Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. М., 1995. С. 84.

7 Там же.

8 Овсяников Л.Н. Насущная необходимость закона // Финансовый контроль. 2004. № 34. С. 62.

9 Там же.

10 Лебедев В. А. Финансовое право. Т. I. СПб., 1889. С. 469.

А.А. Удальцов*, Н.В. Удальцова**

Юридический статус субъектов правоохранительной системы, обеспечивающих безопасность населения и территорий при чрезвычайных ситуациях

В результате проводимой в стране административной реформы на данный момент в Российской Федерации действуют конституционные основы государственной службы, представляющие собой механизм государственного управления, значительно отличающийся от действовавшей ранее административной системы управления.

Современные реалии, экономические условия, существенные преобразования в общественных отношениях влекут за собой изменения и в устройстве государственной службы в интересах укрепления государства, повышении ее эффективности и развития гражданского общества.

В рамках реформы был принят ряд законов, один из которых - Федеральный закон № 58 от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»1 - разделил государственную службу Российской Федерации на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Федеральной государственной службой является профессиональная служебная деятельность

* Начальник РИО Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, майор милиции.

** Адъюнкт факультета подготовки и переподготовки научных и научно-педагогических кадров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, капитан внутренней службы.

граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и включает в себя следующие виды государственной службы: федеральная государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Правоохранительная служба определена как вид федеральной государственной службы и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины2.

Нужно отметить, что в теории права и государства под «правоохранительной деятельностью» принято понимать одну из форм осуществления функций государства посредством оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите субъективных прав участников правоотношений и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Результатом правоохранительной деятельности является издание правоприменительных актов, служащих целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановлению нарушенных прав, привлечению к юридической ответственности лица, совершившего противоправное деяние3.

Необходимо сказать, что до начала административной реформы вопрос о выделении правоохранительной службы в особый вид службы государственной не ставился. Дискутировалась сама проблематика государственной службы, ее составляющие, а также относимость к ней тех или иных видов публичной службы. Наибольшая ясность имелась лишь в отношении тех ее видов, которые прямо вписывались в требования Федерального закона № 119 от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»4. Таким образом, правоохранительная служба была представлена как новый вид государственной службы.

«В юридической науке понятие “правоохранительная система” четко не определено. Среди юристов часто встречается ошибочная точка зрения, утверждающая, что правоохранительная система и система правоохранительных органов - одно и то же явление. Однако следует учесть, что это не тождественные понятия. Правоохранительная система - понятие, несомненно, объемнее, нежели система правоохранительных органов. В нее включаются не только специальные, правоохранительные органы, но и некоторые другие государственные органы правоохранительного назначения, а также правовые нормы, юридические средства и методы правовой охраны»5.

Если рассматривать вопрос о том, какие органы относятся к правоохранительным, то здесь тоже все неоднозначно.

Понятие правоохранительной службы в широком аспекте соответствует целому ряду существующих ныне видов публичной службы. При этом если рассматривать профессиональную деятельность отдельных категорий лиц, реализующих правоохранительную функцию государства в рамках специально созданных для этого и обладающих соответствующей компетенцией государственных правоохранительных органов, то правоохранительная функция в той или иной мере свойственна функционированию любой структуры публичной власти. Конституция Российской Федерации, к примеру, прямо декларирует, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»6.

Ситуация поменяется коренным образом только после принятия федерального закона о правоохранительной службе, согласно которому правоохранительная служба превратится в полноценную государственную службу, о чем прямо говорится в ст. 19 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Абз. 2 ч. 1 данной статьи прямо говорит о том, что определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

Определение «правоохранительные органы» как таковое является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированным по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют неспециализированную правоохранительную деятельность. Исходя из этого, к специализированным правоохранительным органам следует отнести: судебную систему, налоговые органы, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, таможенные органы, органы юстиции, прокуратуру7 .

Вторую группу правоохранительных органов можно выделить исходя из того, что правоохранительный компонент их деятельности составляет тоже значительный размер. К ним относятся: нотариат, адвокатура, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

административные комиссии, органы и должностные лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях8, Уполномоченный по правам человека РФ и субъектов России, Счетная палата РФ и аналогичные структуры в субъектах РФ.

Исходя из этого, к исследуемому кругу правоохранительных органов можно отнести государственные органы, службы и учреждения, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, где под безопасностью мы понимаем состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность9.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства10.

Нас же интересуют не просто правоохранительные органы, а субъекты правоохранительной системы, обеспечивающие безопасность населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, их юридический статус.

Для определения правового статуса этих ведомств необходимо определить круг нормативных актов, в которых рассмотрены задачи, функции, полномочия, а также их права и обязанности.

В настоящее время действует более десяти федеральных законов и свыше ста ведомственных нормативных правовых акта, определяющих правовое положение отдельных правоохранительных органов и порядок прохождения в них службы. В отличие от иных видов государственной службы (гражданской, военной) законодательство о правоохранительной службе в настоящее время представлено огромным количеством нормативных актов. При этом оно никак не систематизировано, отсутствуют единые правовые основы и теоретические подходы к определению специфики данного вида государственной службы, нет единых основ правового статуса служащих правоохранительной службы. Следует подчеркнуть, что на государственном уровне отсутствует концепция и не сформирована единая программа развития правоохранительной системы в целом11.

Для урегулирования данных вопросов в рамках проводимой в стране административной реформы необходимо принятие такого нормативного правового акта, который помог решить все эти проблемы.

Таким законом должен стать федеральный закон «О правоохранительной службе Российской Федерации», проект которого уже подготовлен и должен быть внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации.

Данный проект достаточно обьемный, он включает 14 глав, объединяющих 109 статей. В законопроекте нашли отражение такие вопросы, как:

- определение основных терминов и общих положений;

- правовое положение (статус) служащего; должности правоохранительной службы;

- возникновение и изменение правоотношений на правоохранительной службе;

- прохождение правоохранительной службы; присвоение специальных званий или классных чинов правоохранительной службы;

- служебное время и время отдыха служащего;

- служебная дисциплина;

- государственные гарантии и компенсации, предоставляемые служащему и членам его семьи;

- урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров на правоохранительной службе;

- прекращение службы, финансирование и организация правоохранительной службы;

- заключительные и переходные положения12.

Одним из важных моментов, нашедших разрешение в проекте закона, является конкретизация самого понятия «правоохранительная служба». В ч. 1 ст. 4 проекта Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» правоохранительная служба определена как «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины правоохранительной службы». Данная формулировка полностью соответствует положению ст. 7 Федерального закона № 58 13.

Характеристика видов государственных органов изложена в ст. 4 проекта закона, где перечислены подразделения, в которых может осуществляться правоохранительная служба: органы, ведающие вопросами внутренних дел, в т.ч. миграции, а также контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, фельдъегерской связи, таможенного дела, исполнения наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных решений и актов других органов, государственного пожарного надзора.

Вместе с тем, как считает В.М. Бакун, «далеко не все положения законопроекта являются идеальными и не нуждаются в доработке, безусловно, предстоит большая работа над проектом в рамках существующей законодательной процедуры. Хотелось бы только выразить надежду на то, что законопроект обретет законченную форму в ближайшее время»14.

Несмотря на то, что, как полагает А.Н. Ткач, «пока не принят самостоятельный федеральный закон о правоохранительной службе, определить, какие субъекты осуществляют правоохранение и соответственно являются правоохранительными органами, непросто»15, мы с учетом анализа соответствующих нормативно-правовых актов о статусе тех или иных государственных органов16, выполняющих правоохранительную функцию, позволим установить, что к субъектам правоохранительной системы, обеспечивающим безопасность населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, относятся подразделения МВД России, МЧС России, формирования гражданской обороны (на данный момент часть которых относится к Министерству обороны).

При этом то, что подразделения МЧС России относятся к правоохранительным, косвенно подтверждают выступления руководства Министерства.

Так, заместитель Министра МЧС РФ М.И. Фалеев говорил, что «в течение трех ближайших лет будет осуществляться переход МЧС России от воинской службы на правоохранительную. В 2008 г. должен появиться соответствующий закон, который такую возможность предоставит. Последующая “девоенизация” приведет к тому, что многие функции и задачи, прежде выполнявшиеся воинскими подразделениями (войсками ГО), лягут на противопожарные формирования. И дело не ограничится только сменой погон у военнослужащих. Группировка подразделений Государственной противопожарной службы во многом будет создана заново»17.

Глава министерства С.К. Шойгу сообщил, что МЧС России в рамках преобразования в правоохранительное ведомство готовит крупную реформу войск гражданской обороны, пишет издание «Газета». Сергей Шойгу, отметил, что «запланированные изменения позволят МЧС России окончательно превратиться в орган быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, не связанные с военными действиями»18.

По мере вхождения человечества в новый постиндустриальный мир на рубеже ХХ-ХХ1 вв. число чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вследствие катастрофической деградации природной среды и ускорения технического прогресса резко возросло. Наводнения, землетрясения, засухи, авиационные аварии и промышленные катастрофы уносят жизни сотен и тысяч людей, причиняют огромный материальный ущерб. Поэтому противодействие чрезвычайным ситуациям является в настоящее время одной из задач любого государства, которое создает для ее выполнения специальные отряды, действующие адекватно возникающим неожиданно чрезвычайным обстоятельствам19.

В Российской Федерации органами, призванными обеспечивать безопасность населения и

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

территорий страны, являются подразделения Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

С учетом анализ правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах, составляющих основу деятельности МЧС России20, можно сделать вывод об особенностях правового статуса МЧС России:

«1. Это специализированные органы, деятельность которых направлена на решение вопросов в специфической сфере общественных отношений, где имеют место военные действия и их последствия, возникают чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникают пожары в населенных пунктах.

2. Это военизированные органы. Хотя общее руководство органами МЧС России на местах осуществляется главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, непосредственно возглавляют их военнослужащие гражданской обороны.

3. Органы МЧС России — полицейские органы. Ликвидировать чрезвычайную ситуацию природного и техногенного характера, потушить пожар, охвативший многоэтажный жилой дом, не всегда удается путем использования “мирных” средств.

По существу, органы МЧС России и Войска гражданской обороны в своей работе применяют методы полицейской деятельности: административный надзор, меры прямого административного принуждения (например, при оперативной локализации территории чрезвычайной ситуации, при эвакуации населения), сбор полицейской информации, оказание полицейской помощи и т.д.»21.

Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ) - одно из самых старых и устойчивых министерств в нашей стране, образованное еще в 1802 г. в период царствования Александра I.

Правовой статус органов внутренних дел, а также их задачи и функции в условиях чрезвычайной ситуации определяют Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации22, Закон РСФСР «О милиции» и другие нормативные акты23.

МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти. С этой позиции оно обладает всеми характерными признаками органа, водящего в состав правительственного аппарата государства. Однако есть признаки, которые отличают МВД России от других министерств. «МВД России - это орган, возглавляющий систему органов внутренних дел, т.е. систему полицейских органов, в которую входят: министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел районов и городов; управления внутренних дел на транспорте; внутренние войска»24. В компетенцию названных органов входит управление «внутренними делами», которое имеет политикоправовое значение с точки зрения безопасности общества и государства. Это - полицейское управление, имеющее свои особенности, на что обращается внимание в юридической литературе25.

«Для МВД России и его органов, сверху донизу, характерно то, что основа их деятельности сосредоточена не внутри “отрасли”, а за ее пределами. Органы внутренних дел постоянно (круглосуточно) находятся в контакте с населением страны, с территорией, которую обслуживают, обеспечивая безопасность ее жителей. Короче говоря, деятельность министерства и его органов, прежде всего, направлена на работу с “улицей”, с гражданами. Данный аспект накладывает отпечаток на все основные стороны организационно-правового статуса МВД России и его органов, компетенцию, методы деятельности. Для деятельности органов внутренних дел характерны, как правило, более высокая степень централизации и дисциплины, военная субординация чиноподчинение (в положительном плане) регламентированы; управленческие решения преимущественно облекаются в форму приказов; в подборе кадров учитываются моральные качества и состояние здоровья»26.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать: в юридической науке понятие «правоохранительная система» еще четко не определено. Ситуация поменяется после принятия ФЗ «О правоохранительной службе РФ». Данным законом будут определены правовые основы всей правоохранительной системы страны. Принятие этого закона необходимо также и потому, что в настоящее время действует огромное количество нормативных правовых актов регулирующих правовой статус отдельных подразделений.

С учетом действующего законодательства в настоящее время в правоохранительную систему национальной безопасности при чрезвычайных ситуациях на уровне министерств входят МВД России и МЧС России.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Система органов МЧС России являются по своей природе правоохранительными структурами, но законодательно это закреплено только в части пожарного надзора.

МВД России также является федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем обладает всеми характерными признаками органа, водящего в состав правительственного аппарата государства: действует от имени государства и по его поручению, наделено государственновластными полномочиями, имеет территориальные масштабы деятельности, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Особенностью правового статуса органов внутренних дел является то, что основа их деятельности сосредоточена не внутри «отрасли», а за ее пределами. Данная характерная черта отражается на организационном и правовом статусе, компетенции, методах МВД России и его органов.

1 Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2003. № 22. Ст. 2063.

2 Ст. 8 Федерального закона № 58 от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

3 Бакун В.М. Правоохранительную службу - на прочную законодательную основу // Национальные интересы. № 1. 2006. Интернет-версия журнала; http://www.No і^оиг№ al.ru/archive/2006/No 1_2006/а24а£ес0/6ГО54212.

4 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

5 См.: Братко А.Г. Правоохранительная система: понятие и основные элементы содержания // Проблемы развития правоохранительных органов: Труды Академии МВД РФ. М., 1994.

6 Ст. 17 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

7 См.: Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. М., 2004. С. 6.

8 Ст. 23.1-23.61 Кодекса об административных правонарушениях. М., 2002.

9 Ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г. № 4235-1; от 24 декабря 1993 г. № 22889; от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ; от 7 марта 2005 г. № 15-ФЗ) // Российская газета. 1992. № 103; 1993. № 5; 1994. № 8; 1994. № 11; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; 2005. № 10. Ст. 763; 2006. № 31 (1). Ст. 3427.

10 Ст. 12 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г. № 4235-1; от 24 декабря 1993 г. № 228810; от 25 июля 2002 г. № 116; от 7 марта 2005 г. № 15; от 25 июля 2006 года № 128) // Российская газета. 1992. № 103; 1993. № 5; 1994. № 8; 1994. № 11; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033; 2005. № 10. Ст. 763; 2006. № 31 (1). Ст. 3427.

11 См.: Бакун В.М. Административно-правовой статус служащих правоохранительной службы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 2.

12 См. там же. С.20.

13 См. там же.

14 См.: Бакун В.М. Правоохранительную службу — на прочную законодательную основу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Ткач А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. ЗАО Юстицинформ, 2005.

16 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня,

25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 2 марта 2007 г.); Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 (в редакции Указа Президента РФ от 29 декабря 2005 г. № 1554, с изменениями, внесёнными Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 года № 1407) // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст.3149; № 45, Ст. 4416; Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 (в редакции Указа Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1228) // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2882; 2005. № 43. Ст. 4376; Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газета. 1995. 27 декабря; Таможенный кодекс РФ // Сборник кодексов Российской Федерации. Воронеж, 1998; Закон РФ от 3 апреля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1296.

17 Фалеев М.И. Некоторые особенности кадровой политики в РСЧС в современный период // Материалы международной научно-практической конференции октябрь 2007 года. СПб., 2007.

18 http://www.tvzvezda.ru/?id=101057; http://www.0-1.ru/?id=11836.

19 См.: Копытов Ю.А., Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М., 2004. С. 473.

20 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» // Там же. 1994. № 35. Ст. 3649; Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. «О гражданской обороне» // Там же. 1998. № 7. Ст. 799; Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» // Там же. 2001. № 23. Ст. 2277; Федеральный закон от 22 августа 1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // Там же. 1995. № 35. Ст. 3503; Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г // Там же. 1996. № 22. Ст. 2671; Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868, утвержденное Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1228 // Там же. 2004. № 24. Ст. 2882; 2005. № 43. Ст. 4376; Положение о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Приказом МЧС России от 10 сентября 2001 г. // Там же. 2001. № 38. Ст. 3585; и др. акты.

21 Подробно см.: Копытов Ю.А., Бельский К.С. Указ. соч. С.476-478.

22 Положение о МВД России утверждено Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 г. № 927, с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149; № 45. Ст. 4416; 2006. № 1. Ст. 116; № 24. Ст. 2584.

23 См.: Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000. С. 88.

24 Копытов Ю.А., Бельский К.С. Указ. соч. С. 395.

25 Подробно см.: Веремеенко И.И. Управление в области внутренних дел // Советское административное право. М., 1981. С. 386; Ботоева Ч.К. Место органов внутренних дел в механизме государства // Отечественные органы внутренних дел. История и современность: Труды академии управления. М., 2000. С. 160-163.

26 Копытов Ю.А., Бельский К.С. Указ. соч.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.