Научная статья на тему 'Деятельность подразделений мчс России по обеспечению прав граждан на достоверную информацию в чрезвычайных ситуациях'

Деятельность подразделений мчс России по обеспечению прав граждан на достоверную информацию в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полянская Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность подразделений мчс России по обеспечению прав граждан на достоверную информацию в чрезвычайных ситуациях»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

населения к органам правосудия.

Среди шагов к прозрачности правосудия - завершение создания государственной информационной системы (ГАС) «Правосудие». Ее появление позволит разместить в открытых ресурсах Интернета приговоры, информацию о работе судов, ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, сообщения о том, в какой стадии рассмотрения находится то или иное дело.

Помимо этого, специалисты Верховного Суда Российской Федерации сейчас заканчивают разработку законопроекта «О публичности, гласности и прозрачности работы Верховного Суда Российской Федерации», который регламентирует порядок доступа граждан к документам и внутренним распоряжениям Верховного Суда.

Решение всех названных задач будет гарантировать обеспечение доступности и достоверности информации о деятельности правоохранительных органов и судебно-правовой статистики.

1 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД Российской Федерации, МЧС Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и ФСКН Российской Федерации «О едином учете преступлений» № 39/1070/ 1021/253/780/353/399 от 29 декабря 2005 г. // Российская газета. 2006. 25 января.

2 См.: Чекалин А. Преступление и указание // Российская газета. 2006. 25 января.

3 См.: Кизлык А. Преступление и указание // Российская газета. 2006. 25 января.

4 См.: Устинов В. Закон - фундамент государства // Российская газета. 2006. 06 февраля.

5 См.: Судите и судимы будете // Российская газета. 2006. 10 марта.

6 См.: Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России // Российская газета. 2006. 18 февраля.

7 См.: Нургалиев Р. Дойти до участкового // Российская газета. 2006. 18 февраля.

8 См.: Встать, суд плывет // Российская газета. 2006. 26 апреля.

9 См.: Российская газета. 2006. 26 апреля.

Н.А. Полянская*

Деятельность подразделений МЧС России по обеспечению прав граждан на достоверную информацию в чрезвычайных ситуациях

Обеспечение информационной безопасности при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера образуется совокупностью деятельности по обеспечению, средств и субъектов обеспечения информационной безопасности.

Деятельность по обеспечению информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций осуществляется в виде последовательности воздействий на субъекты и объекты общественных отношений с целью предотвращения проявления угроз или минимизации ущерба от реализации угроз. Общественные отношения могут быть охарактеризованы видами их объектов. Основным объектом общественных отношений, на которые направлена деятельность по обеспечению информационной безопасности, в т.ч. и в условиях чрезвычайных ситуаций, являются информация информационная инфраструктура. Информация в форме сведений и сообщений, а также информационная инфраструктура как среда распространения, обработки и хранения сообщений используются во всех сферах общественной жизни, образуемых совокупностью общественных отношений и их объектов. Соответственно в каждой из них информация и информационная инфраструктура могут являться объектами общественных отношений, посредством которых проявляются угрозы национальным интересам.

* Преподаватель кафедры исследования и экспертизы пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС

России.

Деятельность по обеспечению информационной безопасности в силу ограниченности имеющихся ресурсов, как правило, направлена на противодействие наиболее опасным угрозам, что позволяет выделить ее приоритетные предметные области. Так, к числу общественных отношений, требующих приоритетной защиты, в Российской Федерации отнесены следующие области (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации)1:

- административное управление, связанное с нормативным регулированием органами государственной власти информационной деятельности граждан;

- формирование, получение и распространение информации, связанные с организацией и структурой системы массовой информации, деятельность средств массовой информации на информационном рынке, установление ограничений на доступ к государственным информационным ресурсам, формирование и хранение архивного фонда;

- установление и поддержание ограничений доступа к охраняемой законом информации в целях реализации конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;

- обеспечение доступа к государственным информационным ресурсам, их формирование и поддержание в актуальном состоянии;

- сохранение национальных духовных ценностей, национальной идентичности в духовной сфере;

- информационное взаимодействие государства и общества, прежде всего деятельность органов государственной власти по распространению в России и за рубежом информации об основных направлениях внешней и внутренней политики, позиции государства по наиболее важным событиям общественной жизни, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах их выполнения;

- производство, торговля и внедрение современных информационных технологий, связанные с деятельностью российских организаций на внутреннем и внешнем информационных рынках, создание и торговля конкурентоспособными информационными технологиями, развитие индустрии информационных услуг;

- использование кадрового потенциала специалистов по современным информационным технологиям, связанное с созданием условий для эффективной деятельности специалистов по современным информационным технологиям в отечественных организациях и учреждениях, органах государственной власти, местного самоуправления;

- развитие, использование и обеспечение функционирования российской информационной инфраструктуры, связанные с предотвращением несанкционированного доступа к информационным ресурсам, информационным и телекоммуникационным системам и сетям связи, средствам автоматизации управления производством.

К числу важных объектов информационной безопасности, требующих приоритетной защиты, относятся:

- государственные информационные ресурсы и архивы;

- ведомственные и общедоступные информационно-телекомуникационные системы;

- сведения о частной жизни, а также сведения, составляющие личные, семейные, профессиональные, служебные и государственные тайны;

- культурные и этнические ценности.

Субъектами обеспечения информационной безопасности при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются органы, организации и лица, уполномоченные законом на осуществление соответствующей деятельности.

Особое место среди субъектов обеспечения информационной безопасности занимает государство, поскольку оно обладает уникальными средствами и силами противодействия угрозам. Свою деятельность государство осуществляет совместно с индивидами и обществом, но при этом влияние государства на обеспечение безопасности является определяющим. Это положение закреплено в ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. № 4235-1 и Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288)2: «Основным субъектом обеспечения безопасности является государство,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

В деятельности по обеспечению информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций в той или иной степени участвуют все органы государства, что обусловлено значительным пересечением информационной сферы современного общества с другими сферами общественной жизни. В зависимости от целей и задач, решаемых органами, их компетенция в данной деятельности различна.

В справочной юридической литературе под компетенцией (от латинского “competere”

- добиваться, соответствовать, подходить) понимается совокупность установленных нормативными актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях3. Полномочие в публичном праве определяется как право и одновременно обязанность соответствующего субъекта действовать в определенных ситуациях способом, предусмотренным законом или иным правовым актом4. Это позволяет определить компетенцию в области обеспечения информационной безопасности как возложенный законно на уполномоченный субъект объем прав и полномочий по осуществлению деятельности по ликвидации угроз информационной безопасности и минимизации ущерба от реализации угроз. Будучи сложным явлением, компетенция, по мнению Ю. А. Тихомирова5, состоит из компетенционных и сопутствующих элементов. К собственно компетенционным элементам относятся: нормативно установленные цели деятельности субъекта; предметы ведения субъекта как юридически определенные сферы и объекты воздействия; властные полномочия субъекта как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий.

Основная тяжесть реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ложится на органы исполнительной власти, осуществляющие на основе законодательства административно-государственное управление. Особенность реализации функции обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций заключается в том, что каждый орган государства осуществляет свою деятельность на базе использования информационной инфраструктуры общества, производит и потребляет информационные ресурсы, имеет определенные отношения с гражданами и как представитель собственника государственных информационных ресурсов и составляющих информационной инфраструктуры должен предпринимать определенные действия по обеспечению сохранности ресурсов и безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, систем автоматизации управления.

Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации6, к специфическим направлениям обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций относятся:

- разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;

- повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;

- прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;

- разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

Реализация функций государственного управления осуществляется федеральными органами исполнительной власти, структура которых утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 28 июля

2004 г., 13 сентября 2004 г., 11 октября 2004 г., 18 ноября 2004 г., 1 декабря 2004 г., 22 июля

2005 г., 7 сентября 2005 г.)7.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах8.

МЧС России осуществляет следующие основные функции, связанные с обеспечением информационной безопасности при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

1) организует:

- информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

2) осуществляет:

- сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- обеспечение в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельность по развитию специальной связи.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

- территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

- Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска гражданской обороны;

- Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Региональный центр МЧС России организует информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»9 устанавливает единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 79410 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данное Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), именуемой единой системой.

Среди основных мероприятий, проводимых органами управления и силами единой системы, выделяются:

а) в режиме повседневной деятельности:

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

б) в режиме повышенной готовности:

- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации.

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность подразделений МЧС России, позволяет сделать вывод, что степень участия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в обеспечении права граждан на достоверную информацию при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера достаточно высока. МЧС России участвует в выполнении координирующих функций в области обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций. Корректное определение компетенции данного федерального органа исполнительной власти в области противодействия угрозам национальным интересам в информационной сфере и организация его взаимодействия с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Аппаратом Правительства Российской Федерации и аппаратом Совета Безопасности оказывают существенное влияние на эффективность деятельности по обеспечению информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.

1 См.: Российская газета. 2000. 28 сентября.

2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5086.

3 См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2000. С. 205-206.

4 См. там же. С. 331.

5 См.: Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2001. С. 55.

6 См.: Российская газета. 2000. 28 сентября.

7 Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; № 31. Ст. 3234; № 38. Ст. 3775; № 42. Ст. 4107; № 47. Ст. 4635; № 49. Ст. 4889; 2005. № 30. Ст. 3136

8 Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

9 Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; 2002. № 44. Ст. 4294.

10 См.: Российская газета. 2004 г. 20 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.