Научная статья на тему 'Координация деятельности органов управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Координация деятельности органов управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
828
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координация деятельности органов управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

М.А. Бучакова, начальник кафедры, д.ю.н., доцент, А.П. Косоротов, начальник кафедры, к.т.н., доцент, Омская академия МВД России, г. Омск

С середины ХХ в. активное внедрение научных и технических достижений в практическую деятельность, интенсификация производства привели к глобальным преобразованиям окружающей среды, в том числе негативному воздействию на нее. Свидетельством тому является значительный рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они представляют собой серьезную общественную опасность, так как влекут за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности предприятий, организаций, населения. Среди чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера наиболее распространены лесные пожары и техногенные аварии, дорожно-транспортные происшествия, эпидемии, эпизоотии и пр.

В этих условиях приобретают особую актуальность вопросы повышения эффективности государственного воздействия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций и противодействие им с целью минимизации возможных потерь и ущерба.

Государство осуществляет свои задачи и функции в области охраны противодействия ситуациям природного и техногенного характера через разветвленную систему органов. Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [1].

Функционирование данной системы носит многоуровневый характер, она действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. При такой правовой модели возникла объективная необходимость в оптимизации и повышения уровня скоординированности действий субъектов, уполномоченных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Важное место в этой системе занимают федеральные органы исполнительной власти. Ведущим государственным органом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является МЧС России, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому

регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [2].

Функция координации является одной из значимых в деятельности МЧС России, так как этот государственный орган ведет свою деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Координация работы федеральных министерств и ведомств в сфере противодействия чрезвычайным ситуациям, формы их взаимоотношений обусловлены спецификой деятельности, выполняемой уполномоченными государственными органами, а также паритетным характером отношений. С учетом основных задач и полномочий МЧС России при ликвидации чрезвычайных ситуаций в первую очередь вступает во взаимодействие с подразделениями МВД России и Минобороны России. Органы внутренних дел, являясь универсальным инструментом государственной власти и обладая должной мобильностью и способностью оперативно решать поставленные задачи, выполняют определенные функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведению карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и др.

В решении вопросов предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера взаимодействие осуществляется с Минприроды России, с другими заинтересованными ведомствами, такими, как Минздрав, Минтруд, Минобрнауки, Минсельхоз, Минэкономразвития, Минэнерго России, Ростехнадзор и др.

Следует подчеркнуть, что степень участия указанных выше ведомств в противодействии чрезвычайным ситуациям определяется исходя из установленных полномочий и функций конкретного государственного органа. Основными формами совместной деятельности становятся: принятие совместных нормативных актов, направленных на решение общих задач; создание межведомственных органов, призванных совершенствовать координацию и взаимодействие уполномоченных субъектов в сфере противодействия чрезвычайным ситуациям природного или техногенного характера.

Однако сложившееся взаимодействие, его научно-методическая основа не адекватны возможным ситуациям природного и техногенного характера в контексте их предотвращения или смягчения последствий. Это побуждает соответствующие государственные и научные структуры пересматривать

научные подходы к анализу происходящих опасных природных явлений и возникновения техногенных аварий и катастроф, оценке и прогнозу рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций и затем на этой основе оптимизировать систему управления такими рисками.

Деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций включает в себя систему их мониторинга и прогнозирования, разработку и внедрение в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики, разработку предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности, прежде всего, на территориях, подвергшихся радиоактивному, химическому загрязнению.

Важным организационно-правовым механизмом в координационной деятельности МЧС России является информационное обеспечение государственного управления в сфере противодействия чрезвычайным ситуациям. «По своей роли в сфере управления, - указывает Г.Э. Слезингер, -информация аналогична нервной системе, обеспечивающей функционирование живого организма. Нет ни одной функции управления, которая могла бы осуществляться без информации» [3]. В.Г. Афанасьев отмечает: «.. .Информация - способ связи компонентов системы друг с другом, каждого из компонентов - с системой в целом, а системы в целом - со средой» [4]. Информирование населения осуществляется через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Вместе с тем результаты прокурорских проверок показывают: в этой сфере остаются нерешенные проблемы. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области решения о введении режима чрезвычайной ситуации принимались уполномоченными органами несвоевременно, население об этом должным образом не уведомлялось. Нередко средства оповещения и защиты населения оказывались неподготовленными или отсутствовали, а должностные лица не имели представления, как действовать в случае возникновения опасности [5]. Эти факты свидетельствуют о необходимости совершенствования мер предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Специфика межрегиональной координации связана с воздействием факторов территориального характера, обусловливающих вероятность распространения чрезвычайной ситуации на соседние регионы и необходимость совместных действий уполномоченных субъектов. Взаимодействие на данном уровне управления характерно при лесных пожарах, распространяющихся на территории нескольких граничащих между собой субъектов Федерации, а также при трансграничном переносе загрязняющих веществ. Такие чрезвычайные ситуации обусловливают интересы и

потребности в межрегиональном сотрудничестве. Территориальная расположенность регионов, состояние транспортных коммуникаций способствуют расширению возможностей в организации межрегионального взаимодействия в исследуемой сфере, в их полномочия входят принятие совместных решений и реализация действий по ликвидации чрезвычайной ситуации. Основу для согласованной деятельности уполномоченных субъектов составляет сочетание территориального и ведомственного принципов управления.

Федеральным законом РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации, отнесено предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья граждан [6].

Местное самоуправление и его организационно-правовое содержание в современном виде является продолжением государственного управления общественными процессами на местах. Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7] к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований отнесены «организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», т.е. органы местного самоуправления выступают одним из субъектов по противодействию чрезвычайным ситуациям. Однако материальные, финансовые, технические ресурсы муниципальных образований городов, районов, сельских поселений различны, нередко муниципальные образования, особенно сельских поселений, не имеют достаточных средств для надлежащего выполнения установленных законом полномочий. В этой связи основным субъектом по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации становится субъект Федерации, осуществляющий эту деятельность на межмуниципальном и региональном уровне во взаимодействии с муниципальными образованиями, организациями, гражданами.

Список использованной литературы

1. Российская газета. - 1994. - 24 декабря.

2. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. -

Ст. 2882.

3. Слезингер Г.Э. Труд в управлении промышленным производством. М., 1967. - С. 61.

4. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: (опыт системного исследования). 2-е изд. - М., 1973. - С. 13.

5. Конушкин В.В. Как защититься от стихии. О результатах прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Прокурор. - 2012. -№ 4.

6. Российская газета. - 1999. - 19 октября.

7. Собрание Законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА И НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО ВБЛИЗИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ХЛОР В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

В.Е. Валуйский, старший преподаватель, М.А. Гудков, старший преподаватель, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Превентивные мероприятия по защите населения, проживающего вблизи предприятий, использующих в производстве хлор. Внезапность аварий на предприятиях, использующих в производстве хлор, высокая скорость формирования и распространения облака зараженного воздуха требует принятия оперативных мер по защите людей от поражающих факторов аварии. Поэтому защита населения организуется заблаговременно.

К подобным чрезвычайным ситуациям население должно быть готово всегда. Для этого по месту работы, учебы и жительства проводятся занятия. В результате каждый человек обязан приобрести определенный объем знаний и навыков в применении средств и способов защиты, знать основные характеристики хлора, как уберечь продукты и воду от заражения, что надо сделать в квартире, чтобы предотвратить проникновение в нее ядовитых веществ. Особенно важно четко выполнять правила поведения в зонах химического заражения, грамотно оказывать само- и взаимопомощь при поражении, умело помогать детям в обеспечении их безопасности. Обычно на химически опасных объектах для этого разрабатывают специальные памятки, в которых указывают данные о свойствах применяемого в производстве вещества и признаках поражения, сведения о том, что должны знать и уметь люди, проживающие вблизи таких предприятий, как защитить себя, семью и близких.

Создается система и устанавливается порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях, возникающих на объектах. Накапливаются средства индивидуальной защиты, и определяется порядок их использования. Подготавливаются защитные сооружения, жилые и производственные здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.