Научная статья на тему 'Роль воспитательной работы в вузах МЧС России в адаптации курсантов'

Роль воспитательной работы в вузах МЧС России в адаптации курсантов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль воспитательной работы в вузах МЧС России в адаптации курсантов»

На основании изложенного, представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части признания утратившим силу абзаца 13 статьи 18 закона.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 / "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

2. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" / "Российская газета", № 148, 25.07.2003.

3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" / "Российская газета", № 3, 05.01.1995.

4. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" / "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, № 28, ст. 2882.

5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" / "Российская газета", № 206, 19.10.1999.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 № 924 "О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий" / "Собрание законодательства РФ", 15.12.2008, № 50, ст. 5953.

7. Указание директора Департамента территориальной политики МЧС России от 30.06.2010 № 7-1-1162.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

В АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ

О.А. Даниленко, Т.Г. Половинкина Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России,

г. Железногорск

В высшее учебные заведения приходят абитуриенты с различной мотивацией, разным уровнем социального и интеллектуального развития, что оказывает влияние на степень адаптации, а адаптация - на положительное

развитие успешности в системе высшего профессионального образования. Актуальность данной проблемы обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, успешность преодоления трудностей данного периода в значительной степени определяет направление дальнейшего профессионального самоопределения молодого человека.

Во-вторых, от полноты и темпов адаптации курсантов к условиям обучения в военно-учебном заведении во многом будет зависеть успешность их учебной и служебной деятельности.

В-третьих, практика показывает, что в большинстве случаев верно утверждение: если курсанты удовлетворительно адаптируются к условиям обучения в военно-учебном заведении, то они с таким же успехом будут адаптироваться к профессиональной деятельности.

Поэтому изучение и учет индивидуальных особенностей адаптации курсантов к условиям обучения в академии, а также научно обоснованное управление этим процессом являются важными задачами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

В психологии различают три основных вида адаптации и дезадаптации: физиологическую, психическую и социально-психологическую. В зависимости от рода овладеваемой субъектом деятельности в литературе рассматриваются определённые аспекты адаптации: учебная, производственная, военно-профессиональная, социально-психологическая и т.д. В течение своей жизни человек постоянно приспосабливается к окружающему его миру. Попадая в новые микро-социальные условия (семья, школа, работа и др.), он каждый раз должен вырабатывать адекватные для этих условий формы поведения.

Применительно к системе подготовки офицерских кадров у нас в стране обычно принято различать адаптацию курсантов к военной службе и обучению в военно-учебном заведении (ГПС МЧС России), а также адаптацию на первичной офицерской должности. С одной стороны, эффективность и особенности адаптации курсанта к условиям обучения в военно-учебном заведении позволяют прогнозировать успешность профессионального становления выпускника на различных офицерских должностях, но это лишь начальный период военно-профессиональной адаптации и практически не учитывает изменения личности и социальной среды, которые произойдут за время обучения. Кроме того, только в процессе самостоятельной служебной деятельности непосредственно в вузах пожарно-спасательного профиля, курсант может более или менее объективно оценить уровень своей подготовки и существующие профессиональные нормативы, соответствие своих ожиданий характеру и условиям работы, соотношение личного уровня притязаний и реальные возможности дальнейшего профессионального роста и служебного продвижения.

Сложность адаптации курсантов военно-учебных заведений связана с несколькими факторами: во-первых, период адаптации на 1 курсе вуза приходится на переходный возраст между детством и юностью, во-вторых,

необходимость максимально быстрого освоения совершенно новой социальной роли курсанта, в которой помимо учебной деятельности особенно значима новая для них военно-служебная деятельность [1]. Военно-служебная деятельность связана с несением курсантами службы, суточного наряда, караульной и гарнизонной служб, выполнение обязанностей командиров курсантских отделений, старшин и т.д.

Поэтому столь важную роль и для адаптации и для дальнейшего профессионального становления играет воспитательная работа в вузе, которая является комплексной и включает несколько направлений [2].

Военно-профессиональное воспитание решает такие задачи, как формирование у курсантов чувства воинского долга, верности присяге, любви к военной службе к своей специальности, качеств боевого руководителя и организатора, сильной воли, самостоятельности, решительности, инициативности, настойчивости, готовность брать на себя ответственность в сложной обстановке и доводить решение боевой задачи до конца и т.д.

Нравственное воспитание имеет целью формировать у курсантов высокую нравственную сознательность, дисциплинированность, привычку соблюдать нормы и правила, требования воинских уставов, сознание и чувство офицерской чести, честность и правдивость, исполнительность, готовность к взаимовыручке, бережное отношение к военному имуществу, сознание необходимости сознательно относится к общественному долгу, стремиться к тому, чтобы единство слова и дела стало повседневной нормой поведения.

Правовое воспитание призвано вырабатывать у курсантов глубокого уважения к Конституции, законам, установленному в войсках порядку, стремление к своей служебной деятельности.

Эстетическое воспитание формирует у курсантов понимание красоты, военную и общую культуру поведения, способность творить и вносить красоту в службу, военный быт, в свою личную жизнь, во взаимоотношения с подчиненными и начальниками.

Физическое воспитание имеет целью укрепить здоровье курсантов, развить у них физическую силу, смелость, решительность, ловкость, сноровку, быстроту реакции и действий, выносливость, способность действовать в условиях высокого физического и психического напряжения, перегрузок, осуществлять руководство физическим воспитанием подчиненных [2].

Эти основные части воспитания осуществляется комплексно, в едином, неразрывном процессе, в ходе которого происходит успешная адаптация, и формируются личные качества курсанта.

Список использованной литературы

1. Безносов Д.С., Бойкова В.А. Прогнозирование успешности положительной адаптации курсантов в процессе подготовки в вузе МЧС России / Д.С. Безносов, В.А. Бойкова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества: научно-аналитический журнал. - СПб., 2011. - №3 (12). - С. 25 - 29.

2. Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».

КТО НАС ЗАЩИЩАЕТ: СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

ПОЖАРНЫХ

А.В. Дужнов, курсант, Е.В. Калач, к.п.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Сегодня защита населения от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций обеспечивается с помощью внедрения современных технологий и методов проведения аварийно-спасательных операций при чрезвычайных ситуациях. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация. Так как данная система складывалась столетиями, очень долгое время население всего земного шара было совершенно беспомощно перед силами природы. Огненная же стихия всегда вызывала чувство страха среди населения, что нашло отражение в былинах, сказках и суевериях. Например, в Древней Руси считалось, что бросание пасхальных яиц через пожарище и «тушение» пожара молоком только что отелившейся коровы будет охранять селение от последующих пожаров.

В христианском мире считается, что святой, изображенный на иконе, незримо поможет в трудный момент. С давних времен существует традиция выбора святого покровителя профессии. Как правило, он выбирался по своим деяниям. История сохранила до наших дней жизнеописания двух святых - св. Флориана и св. Варвары, - ставших впоследствии покровителями пожарных.

В католицизме в роли покровителя данной профессии считается как св. Флориан, так и св. Варвара. В православии, несмотря на то, что день святого Флориана празднуется 17 мая, покровителем, как правило, считают только святую Варвару.

Итак, что же связывает двух этих святых с профессией пожарного?

Нам известно, что Флориан был офицером римской армии и командовал элитной группой солдат, в чьи обязанности входило тушение пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.