ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИЙ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В УЧЕБНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ МЧС РОССИИ
Р.А. Степанов, зам. нач. кафедры, канд. пед. наук Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,
г. Санкт-Петербург Д.С. Белкин, преподаватель Д.А. Билан, курсант Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург
Изучение и учет индивидуальных особенностей адаптации курсантов к условиям обучения в центрах, а также научно обоснованное управление этим процессом, являются важными задачами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Проблема адаптации в психологии рассматривается с общепринятых в современной отечественной психологии позиций. Термином «адаптация» принято обозначать «приспособление органа, организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям окружающей среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования». В психологии также различают три основных вида адаптации и дезадаптации: физиологическую, психическую и социально-психологическую. В зависимости от рода овладеваемой субъектом деятельности в литературе рассматриваются определённые аспекты адаптации: профессиональная, учебная, производственная и т.п.
Основным аспектом является профессиональная адаптация. Она предполагает овладение навыками учебной деятельности, которая на данном этапе является ведущей и от ее успешности зависят важнейшие изменения в личности курсанта. Необходимость адаптации на этом уровне обусловлена спецификой организации учебного процесса в учебных центрах России вообще и в институтах в частности, практическая потребность изучения целого ряда специальных дисциплин, параллельным выполнением определенных служебных обязанностей и т.д.
Адаптации курсантов к условиям обучения в учебно-спасательных центрах МЧС России в наши дни приобретает всё более важное значение. Актуальность данной проблемы обусловлена целым рядом факторов.
Во-первых, успешность преодоления трудностей данного периода в значительной степени определяет направление дальнейшего профессионального самоопределения молодого человека.
Во-вторых, от полноты и темпов адаптации курсантов к условиям обучения в учебно-спасательных центрах во многом будет зависеть успешность их учебной и служебной деятельности.
В-третьих, практика показывает, что в большинстве случаев верно утверждение: если курсанты удовлетворительно адаптируются к условиям
обучения в спасательно-учебном заведении, то они с таким же успехом будут адаптироваться к профессиональной деятельности.
Особое место занимают вопросы профессиональной адаптации к деятельности в связанных с риском для жизни условиях. Анализ литературы показывает, что в различных работах не однозначно трактуется содержание этого процесса и характера взаимосвязи различных его аспектов. Так, например, Я.В. Подоляк, рассматривая адаптацию курсанта к коллективу, в качестве составляющих различает взаимозависимые ее стороны: общественно-политическую, военно-техническую, боевую и социальную, т.е. делает попытку отождествить собственно военно-профессиональную и социально-психологическую адаптацию.
Таким образом, профессиональная адаптация курсантов учебно-спасательных заведений представляет собой сложный комплекс мероприятий направленных на формирование у молодых людей профессионально важных качеств определяющих успешность самостоятельной деятельности офицера определенной специальности. Основными моментами этого процесса являются: приобретение и развитие устойчивого интереса к профессии кадрового служащего, совершенствование физиологических механизмов приспособления к условиям службы, накопление теоретических знаний, практических навыков, умений и опыта работы по конкретной специальности, налаживание деловых и личных контактов с коллективом.
Вполне логично предположить, что профессиональную адаптацию выпускников ВУЗов МЧС следует рассматривать как многогранный и многоэтапный процесс, который начинается с момента выбора юношей профессии офицера и подготовки к поступлению в учебное заведение по профилю конкретной специальности, а затем продолжается в период обучения и завершается профессиональным становлением на конкретной офицерской должности, непосредственно спасателя, в рядах структуры МЧС России.
12 мая 2013 года офицер и 17 курсантов 3 курса факультетов техносферной и пожарной безопасности Уральского института ГПС МЧС России проходили в Сибирском региональном центре спортивной подготовки и реабилитации спасателей МЧС России «Ергаки» практическую подготовку.
В первый день своего обучения сотрудники учебного центра повели курсантов в горы для прохождения тренировочно-спасательной полосы в целях адаптации к тяжелым физическим, психологическим и профессиональным особенностями профессиональной работы в структуре МЧС России. Выпускник-спасатель учебных центров и ВУЗов должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными физиологическими и морально-психологическими качествами, которые следует рассматривать как профессиональные требования:
• длительное время выполнять однообразные движения, в условиях больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах
• быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также в реальной и потенциальной опасности.
• самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, с темпом работы техники и оборудования.
• адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность.
• оценивать и различать скорость, и направление перемещение предметами.
• одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями и т.д.
Адаптирование курсантов, в начале, в учебных центрах к максимально приближенным реальным условиям на тренировочных полосах, а затем, в самих чрезвычайных ситуациях - является главной задачей каждого учебно-спасательного центра МЧС России. Спасатель, обладая всеми навыками, приобретаемыми при обучении, готов к грамотной, быстрой и эффективной деятельности на службе в органах МЧС России, а также предупреждению, спасению и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуации и последствии стихийных бедствии.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЮКОВ ДЫМОУДАЛЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ
В.И. Буянов, доцент В.А. Чертов, к.т.н., доцент Воронежский государственный архитектурно-строительный
университет, г. Воронеж
По данным опубликованной открытой статистики, главными причинами гибели людей при пожарах являются:
действие продуктов горения (до 76% от общего числа погибших); высокая температура (до 19% от общего числа погибших). Большинство применяемых в быту для отделки помещений полимерных материалов имеют теплостойкость 40-100 °С. Согласно противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений [1] при открытом горении в помещении температура 556 °С может быть достигнута через 5 мин после возникновения пожара. Таким образом, уже в начальной стадии пожара, происходит интенсивное образование токсичных паров и газов.
Продукты горения, выделяемые при пожарах, содержат от 50 до 100 химических соединений, которые могут оказывать токсическое воздействие на человека за счет многократного превышения допустимого санитарными нормами уровня их концентрации в воздухе помещений. К наиболее токсичным и часто встречающимся относятся: