Научная статья на тему 'Роль воспитательной работы в вузах МЧС России в адаптации курсантов'

Роль воспитательной работы в вузах МЧС России в адаптации курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль воспитательной работы в вузах МЧС России в адаптации курсантов»

Для реализации постеленных задач необходимо использовать различные виды тестов, в частности тесты, которые содержат открытые вопросы позволяют не только проверить знания и умения, но и степень сформированности компетенций. К таким тестам относятся: тесты-действия, ситуационные тесты, тест - анализ конкретной ситуации, тест - методика последовательных ситуаций, тест деловая (ролевая) игра.

Кроме практических заданий в качестве критериев сформированности профессиональных и общекультурных компетенций можно использовать и другие критерии. Участие в научно-исследовательской работе, грантах, подготовка статей и тезисов доклада. Выступление на конференциях позволяет произвести анализ информации, представить ее в сжатом виде, акцентировать внимание слушателей на наиболее важные моменты; задаваемые вопросы учат быстро воспринимать информацию и находить ответы на поставленные вопросы.

Обучаемые должны свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, отслеживать новые тенденции и разработки, уметь привлекать передовой опыт и технологии в профессиональной деятельности и для решения задач. Предлагаемые методы позволяют частично отследить уровень сформированности компетенций; в настоящее время подобные средства контроля только разрабатываются.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ В АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ

О.А. Даниленко, курсант Т.Г. Половинкина, курсант Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Железногорск

В высшее учебные заведения приходят абитуриенты с различной мотивацией, разным уровнем социального и интеллектуального развития, что оказывает влияние на степень адаптации, а адаптация - на положительное развитие успешности в системе высшего профессионального образования. Актуальность данной проблемы обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, успешность преодоления трудностей данного периода в значительной степени определяет направление дальнейшего профессионального самоопределения молодого человека.

Во-вторых, от полноты и темпов адаптации курсантов к условиям обучения в военно-учебном заведении во многом будет зависеть успешность их учебной и служебной деятельности.

В-третьих, практика показывает, что в большинстве случаев верно утверждение: если курсанты удовлетворительно адаптируются к условиям

обучения в военно-учебном заведении, то они с таким же успехом будут адаптироваться к профессиональной деятельности.

Поэтому изучение и учет индивидуальных особенностей адаптации курсантов к условиям обучения в академии, а также научно обоснованное управление этим процессом являются важными задачами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

В психологии различают три основных вида адаптации и дезадаптации: физиологическую, психическую и социально-психологическую. В зависимости от рода овладеваемой субъектом деятельности в литературе рассматриваются определённые аспекты адаптации: учебная, производственная, военно-профессиональная, социально-психологическая и т.д. В течение своей жизни человек постоянно приспосабливается к окружающему его миру. Попадая в новые микро-социальные условия (семья, школа, работа и др.), он каждый раз должен вырабатывать адекватные для этих условий формы поведения.

Применительно к системе подготовки офицерских кадров у нас в стране обычно принято различать адаптацию курсантов к военной службе и обучению в военно-учебном заведении (ГПС МЧС России), а также адаптацию на первичной офицерской должности. С одной стороны, эффективность и особенности адаптации курсанта к условиям обучения в военно-учебном заведении позволяют прогнозировать успешность профессионального становления выпускника на различных офицерских должностях, но это лишь начальный период военно-профессиональной адаптации и практически не учитывает изменения личности и социальной среды, которые произойдут за время обучения. Кроме того, только в процессе самостоятельной служебной деятельности непосредственно в вузах пожарно-спасательного профиля, курсант может более или менее объективно оценить уровень своей подготовки и существующие профессиональные нормативы, соответствие своих ожиданий характеру и условиям работы, соотношение личного уровня притязаний и реальные возможности дальнейшего профессионального роста и служебного продвижения.

Сложность адаптации курсантов военно-учебных заведений связана с несколькими факторами: во-первых, период адаптации на 1 курсе вуза приходится на переходный возраст между детством и юностью, во-вторых, необходимость максимально быстрого освоения совершенно новой социальной роли курсанта, в которой помимо учебной деятельности особенно значима новая для них военно-служебная деятельность [1]. Военно-служебная деятельность связана с несением курсантами службы, суточного наряда, караульной и гарнизонной служб, выполнение обязанностей командиров курсантских отделений, старшин и т.д.

Поэтому столь важную роль и для адаптации и для дальнейшего профессионального становления играет воспитательная работа в вузе, которая является комплексной и включает несколько направлений [2].

Военно-профессиональное воспитание решает такие задачи, как формирование у курсантов чувства воинского долга, верности присяге, любви к военной службе к своей специальности, качеств боевого руководителя и организатора, сильной воли, самостоятельности, решительности, инициативности, настойчивости, готовность брать на себя ответственность в сложной обстановке и доводить решение боевой задачи до конца и т.д.

Нравственное воспитание имеет целью формировать у курсантов высокую нравственную сознательность, дисциплинированность, привычку соблюдать нормы и правила, требования воинских уставов, сознание и чувство офицерской чести, честность и правдивость, исполнительность, готовность к взаимовыручке, бережное отношение к военному имуществу, сознание необходимости сознательно относится к общественному долгу, стремиться к тому, чтобы единство слова и дела стало повседневной нормой поведения.

Правовое воспитание призвано вырабатывать у курсантов глубокого уважения к Конституции, законам, установленному в войсках порядку, стремление к своей служебной деятельности.

Эстетическое воспитание формирует у курсантов понимание красоты, военную и общую культуру поведения, способность творить и вносить красоту в службу, военный быт, в свою личную жизнь, во взаимоотношения с подчиненными и начальниками.

Физическое воспитание имеет целью укрепить здоровье курсантов, развить у них физическую силу, смелость, решительность, ловкость, сноровку, быстроту реакции и действий, выносливость, способность действовать в условиях высокого физического и психического напряжения, перегрузок, осуществлять руководство физическим воспитанием подчиненных [2].

Эти основные части воспитания осуществляется комплексно, в едином, неразрывном процессе, в ходе которого происходит успешная адаптация, и формируются личные качества курсанта.

Список использованной литературы

1. Безносов Д.С., Бойкова В.А. Прогнозирование успешности положительной адаптации курсантов в процессе подготовки в вузе МЧС России / Д.С. Безносов, В.А. Бойкова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества: научно-аналитический журнал. - СПб., 2011. - №3 (12). - С. 25 - 29.

2. Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.