3. Гуров А.В. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки пожарных: учеб. пособие / А.В. Гуров, А.А. Исаев, И.В. Коршунов; под общ. ред. Ю.З. Иншакова. - Воронеж: Лио, 2011. - 188 с.
ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПЕТЕНЦИЙ
С.В. Беседина, к.ф.-м.н, доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В связи с переходом на ФГОС, где главной целью процесса обучения является формирование компетенций, как следствие, возникает вопрос о формах и методах контроля сформированности компетенций.
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Выделяют несколько видов контроля. Предварительный контроль (перед изучением новой темы или углубленного курса) направлен на выявление уровня знаний и умений обучающихся, полученных на предыдущем этапе обучения и позволяет выявить познавательные возможности обучаемых, реализовать дифференцированный подход и индивидуализацию обучения. Текущий контроль осуществляется на всех этапах обучения, служит для обобщения, закрепления и систематизации знаний, умений и навыков, позволяет отследить сформированность компетенций. На данные такого контроля опираются при корректировке и совершенствовании знаний, восполнению пробелов в обучении. Периодический контроль - контроль знаний и умений по определенной теме, дисциплине. Проводится с целью контроля знаний, умении и навыков, степени сформированности компетенций. Данный контроль позволяет сделать вывод об эффективности пройденного этапа обучения и возможности обучаемых перейти к изучению новой темы.
При проведении контроля в большинстве случаев используются контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые нацелены на проверку репродуктивного уровня усвоения материала, проверку фактологических и алгоритмических знаний и умений. Наряду с ними в процессе обучения необходимо использовать КИМ, позволяющие проверить и степень сформированности компетенций.
Одной из форм контроля являются тесты.
Тест - стандартизированные, краткие, ограниченные во времени задания, возрастающей трудности, позволяющих качественно оценить и измерить уровень знаний, умений и сформированных компетенций.
Для реализации постеленных задач необходимо использовать различные виды тестов, в частности тесты, которые содержат открытые вопросы позволяют не только проверить знания и умения, но и степень сформированности компетенций. К таким тестам относятся: тесты-действия, ситуационные тесты, тест - анализ конкретной ситуации, тест - методика последовательных ситуаций, тест деловая (ролевая) игра.
Кроме практических заданий в качестве критериев сформированности профессиональных и общекультурных компетенций можно использовать и другие критерии. Участие в научно-исследовательской работе, грантах, подготовка статей и тезисов доклада. Выступление на конференциях позволяет произвести анализ информации, представить ее в сжатом виде, акцентировать внимание слушателей на наиболее важные моменты; задаваемые вопросы учат быстро воспринимать информацию и находить ответы на поставленные вопросы.
Обучаемые должны свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, отслеживать новые тенденции и разработки, уметь привлекать передовой опыт и технологии в профессиональной деятельности и для решения задач. Предлагаемые методы позволяют частично отследить уровень сформированности компетенций; в настоящее время подобные средства контроля только разрабатываются.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ В АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ
О.А. Даниленко, курсант Т.Г. Половинкина, курсант Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, г. Железногорск
В высшее учебные заведения приходят абитуриенты с различной мотивацией, разным уровнем социального и интеллектуального развития, что оказывает влияние на степень адаптации, а адаптация - на положительное развитие успешности в системе высшего профессионального образования. Актуальность данной проблемы обусловлена целым рядом факторов.
Во-первых, успешность преодоления трудностей данного периода в значительной степени определяет направление дальнейшего профессионального самоопределения молодого человека.
Во-вторых, от полноты и темпов адаптации курсантов к условиям обучения в военно-учебном заведении во многом будет зависеть успешность их учебной и служебной деятельности.
В-третьих, практика показывает, что в большинстве случаев верно утверждение: если курсанты удовлетворительно адаптируются к условиям