противопожарной службы (НФП-2011). Утверждено приказом МЧС России от 30.03.2011 года № 153. - М.: ДКП МЧС РФ, 2011. - 41 с.
3. Физическая подготовка: рабочая программа практических занятий с сотрудниками института / Б.В. Кузнецов, В.А. Сморчков. - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России, 2015. - 8 с.
4. Шленков А.В. Совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Шленков, В.Н. Вавилкин, М.С. Васильева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2013. - № 4(21). - С. 9-15.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н., В.М. Усков, профессор, д.м.н., профессор, С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Проводя научное исследование, мы решили условно разделить процесс адаптации на две тесно взаимосвязанные между собой фазы: временную и возрастную.
Однако каждая фаза подразделяется на этапы. Фазы и этапы адаптации не располагают константными величинами. В процессе обучения они могут изменяться, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. На их изменение влияет ряд факторов: внутренний мир обучаемого; его самостоятельность; образованность; среда, в которой воспитывался юноша; физическая подготовленность; коммуникативность; тип характера и т.д. [6].
Эффективность применения различных способов педагогической адаптации курсантов определяется возможностями каждого военизированного образовательного учреждения в отдельности по получению, анализу и учету текущей научно-исследовательской информации. Наивысшая степень адаптации достигается применением алгоритма, позволяющего по мере получения и обработки результатов научно-исследовательской информации выбирать варианты и способы предстоящих педагогических процессов в сфере военизированного профессионального образования [3].
Педагогическая адаптация курсантов к системе военизированного образования - сложный процесс, отражающий различные стороны его деятельности:
- формирование обширного мировоззрения, патриотических убеждений, идеологической культуры и социальной активности;
- приобретение служебно-профессиональных знаний, умений и навыков, в том числе изучение новой спецтехники и оборудования;
- изучение вооружения, формирование навыков стрельбы, приспособление к действиям в различных видах служебно-боевой обстановки и чрезвычайных ситуаций;
- включение в воинский коллектив, установление отношений с командирами, старшими и равными по должности;
- изучение уставов ВС РФ, приспособление к несению внутренней и караульной службы, соблюдение субординации;
- развитие и совершенствование физических качеств, укрепление здоровья, в том числе приспособление к изменившимся климатическим условиям окружающей среды [5].
Необходимым внутренним условием адаптации является стратегическая цель личности; основной мотив, направленный на преодоление трудностей, неизбежный в процессе становления высококлассного специалиста в области пожарной безопасности [7].
Н.М. Голубева считает, что «если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации. В обществе есть высоко, средне и низкоадаптивные личности. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов, доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерными до патологии, а звучание остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии» [3].
Педагогическая адаптация к деятельности в военизированном образовательном учреждении имеет целью активный процесс включения курсанта в учебную деятельность, новое социальное окружение и особенности выбранной профессии [2].
Очень интересны и заслуживают особого внимания результаты, полученные В.П. Петровым в ходе его научного исследования. Он выделяет три основных этапа процесса профессионального становления курсанта военно-учебного заведения, определяет их продолжительность и отличительные характеристики: период начальной адаптации (4-5 месяцев обучения с момента поступления в училище); критический период развития (2-3 семестры обучения); период совершенствования психических новообразований (с четвертого семестра до выпуска) [9].
Сразу после поступления в военное образовательное учреждение вчерашнему школьнику предъявляются требования, с которыми он до этого тесно не соприкасался, и предполагающих воздействие на него целого ряда факторов, не встречающихся даже в гражданском институте. Их содержание определяется особенностями обучения в военном учебном заведении [11].
На начальном этапе этого процесса основные трудности курсанта
обусловлены, прежде всего, адаптацией на физиологическом уровне. Она первична по времени и связана с необходимостью перестройки организма в условиях армейской жизни (высокие физические и психофизиологические нагрузки, изменения режима труда и отдыха, питания, наличие фактора периодической ломки «сон - бодрствование» в связи с несением внутренней или караульной службы и т.д.). Если до поступления в институт адаптирующийся проживал в других климатогеографических условиях, ему необходимо приспособиться и к группе факторов изменившейся природной среды [4].
Более продолжительны и присутствуют в течение всего периода обучения профессиональная и социально-психологическая адаптация. Профессиональная адаптация предполагает овладение навыками учебной деятельности, которая на данном этапе является ведущей и от ее успешности зависят важнейшие изменения в личности курсанта. Необходимость адаптации на этом уровне обусловлена спецификой организации учебного процесса в высшем военизированном образовательном учреждении вообще и в институте в частности, практическая потребность изучения целого ряда военных, профессионально-прикладных и специальных дисциплин, параллельным выполнением определенных служебных обязанностей и т.д. [8].
С первых дней обучения юноше необходимо осознать положения воинской дисциплины и научиться их выполнять, установить адекватные отношения с представителями командования и профессорско-преподавательского состава, усвоить характерные для курсантского коллектива нормы поведения и стиль взаимоотношений. Результаты исследований Камышева А.А. показывают, что социально-психологическая адаптация, итогом которой «является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, ... с помощью которых личность может ... проявить себя в коллективе и обществе, самоопределиться», является наиболее сложным аспектом общего адаптационного процесса [5].
Кроме того адаптированность выражается в рациональном распределении физических, моральных, эмоциональных трат, что приводит к снижению утомляемости и увеличению эффективности деятельности и, следовательно, к повышению степени удовлетворённости профессиональной деятельностью и её результатами [1].
Специалистами признано, что опрос обучаемых по специально подготовленной анкете даёт возможность не только выявить самооценки состояния здоровья, эмоционального самочувствия, удовлетворенности уровнем взаимоотношений в учебном коллективе, но и проследить динамику этих показателей в процессе всего периода обучения [10].
Рассмотрим физическую подготовку как один из факторов успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности в её биологическом и социальном аспектах. Учёба в вузах силовых ведомств, исходя из профессиональной подготовки, в большей своей части связана с физическими нагрузками, которые требуют от курсантов потребного уровня развития
физических качеств, тренированности всех функциональных систем организма. Процесс адаптации в биологическом аспекте, возможно сравнивать с процессом тренировки в теории и практике физического воспитания, то есть чем более тренирован человек, тем лучший результат он покажет в соревновательной деятельности - чем быстрее адаптируется человек, тем успешнее его профессиональная деятельность [4].
Исходя из рассмотренного литературного обзора, мнений специалистов и собственных исследований можно сделать следующие заключения:
1. Компонентами педагогической адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, реальных и потенциальных личных возможностей со спецификой учебного заведения; цели, ценности, ориентация личности и способность их реализации в конкретной социальной среде; взаимоотношения индивида и социума, как процесс гомеостатического уравновешивания.
2. Педагогическая адаптация является определяющим фактором в повышении интереса к учебе курсантов в военизированных учебных заведениях, так как способствует в более короткие сроки усвоить сущность, принципы, условия, закономерности и способы формирования военнослужащих и военизированных коллективов; овладеть теорией и практикой в специфических условиях военизированного педагогического процесса; созданию положительной мотивации личности курсантов к службе; сформировать необходимые качеств высококлассного специалиста (в частности в области пожарной безопасности).
3. Педагогическая адаптация курсантов в условиях военизированного учебного заведения - это есть процесс постепенного формирования профессионально важных личностных качеств офицера, основанный на тесных взаимоотношениях и взаимодействии педагогов и курсантов, способствующий профессиональному становлению будущего высококлассного специалиста в области пожарной безопасности.
Список использованной литературы
1. Гайдук С.А. Технология формирования волевых качеств в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: монография / С.А. Гайдук, Л.В. Марищук. - Мн.: МГВРК, 2007. - 200 с.
2. Голобородько С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ВВУЗов внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Голобородько. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - 20 с.
3. Голубева Н.М. Адаптация студентов вуза к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Голубева. - Н.Новгород, 2004. - 30 с.
4. Ендальцев Б.В. Совершенствование адаптационных возможностей -основное направление физической подготовки военных специалистов / Б.В.
Ендальцев, С.А. Малашенков // Теория и практика физической культуры. -2014. - №9. - С. 22-24.
5. Камышев А.А. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе: дис. ... канд. п. наук / А.А. Камышев. - СПб., 1999. - 187 с.
6. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере ВИ ГПС МЧС России): дис. ... канд. пед. наук / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2014. - 214 с.
7. Матюшкин А.В. Перспективы развития и задачи ближайшего исследования медико-биологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников МЧС / А.В. Матюшкин, А.А. Порошин // Пожарная безопасность. - 2002. - №4. - С. 96- 99
8. Охремчук С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук / С.И. Охремчук. - Магнитогорск, 2002. - 192 с.
9. Петров В.П. Военно-профессиональная ориентация молодёжи / В.П. Петров, А.Т. Ростунов. - М.: Воениздат, 1988. - 220 с.
10. Римская Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Р. Римская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 408 с.
11. Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Чемодуров. - Курск, 2009. - 24 с.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ФИЗКУЛЬТПАУЗЫ, КАК МАЛЫЕ ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н.,
С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н., В.В. Ипполитов, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В процессе обучения в учебных заведениях МЧС России курсанты овладевают необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые в последующем будут основой их успешной профессиональной деятельности [1].
Ежедневно учебная нагрузка на каждого курсанта составляет не менее 6 учебных часов, причём большинство учебных занятий являются по своей сути теоретическими. Постепенно в процессе обучения у курсантов накапливается умственная и физическая усталость, связанная с особенностями учебного процесса: нахождение длительное время в однообразной позе, отсутствие двигательной активности, сложность изучаемого учебного материала. Данная ситуация негативно влияет на усвоение учебного материала, текущую и