Научная статья на тему 'Особенности преодоления трудностей адаптации к образовательному процессу на начальном его этапе'

Особенности преодоления трудностей адаптации к образовательному процессу на начальном его этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Б.В., Кузнецова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преодоления трудностей адаптации к образовательному процессу на начальном его этапе»

4. Котов С.Г. Белорусские программные средства прогнозирования и визуализации развития чрезвычайных ситуаций / С.Г. Котов, В.А. Саечников, Д.С. Котов // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2011. - № 1.

- С. 93-104.

5. Котов С.Г. Исследование пленкообразующей и изолирующей способности растворов фторированных поверхностно-активных веществ / С.Г. Котов, О.Д. Навроцкий, Д.С. Котов //Пожаровзрывобезопасность - 2011. - № 5.

- С. 25-35.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ НА НАЧАЛЬНОМ ЕГО ЭТАПЕ

Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Т.М. Кузнецова, учитель, Отрадненская СОШ, пос. Отрадное, Воронежская область

Большинство первокурсников военизированных учебных заведений вчерашние школьники (более 90 %). Это юноши в возрасте 17-18 лет, имеющие в своём багаже определённый запас знаний, умений и навыков, психических и физических качеств, приобретённых в процессе обучения в начальной и средней школе. При поступлении в военизированное образовательное учреждение они прошли сложную многоступенчатую систему отбора, которая включает в себя проверку уровня теоретических знаний по математике, русскому языку и физике, умений и навыков по физической культуре, медицинскую комиссию, проверяющую годность к строевой службе и профессионально-психологический отбор. Но мало кто из поступивших представляет себе предстоящий учебный процесс и жилищно-бытовые условия пребывания в военизированном учебном заведении.

Система обучения любого высшего учебного заведения отличается от школьной, жилищно-бытовые условия резко отличаются от домашних, а с особенностями несения военной службы практически никто не знаком [11].

Процесс вхождения молодого человека в начальный этап военизированного учебного заведения сложен. Условия жизни и деятельности в таком учебном заведении существенно отличаются от прежнего образа жизни курсантов [3]. К этим условиям можно отнести: строго регламентированный распорядок дня, компактное проживание в условиях общежития вдали от дома, ношение форменной одежды, соблюдение воинской дисциплины, режим питания и сна, преимущественно мужской коллектив, обязательная ежедневная утренняя физическая зарядка и самостоятельная подготовка к занятиям, значительно больший объём физической подготовки, жёсткий контроль со стороны профессорско-преподавательского состава и руководства курса, несение службы в суточном наряде. Следует отметить, что успешная адаптация

к этим специфическим условиям обучения является предпосылкой к успешной будущей профессиональной деятельности [1].

В форваторе нашего исследования, под адаптацией мы понимаем не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному, профессиональному развитию [10].

Т. Парсонс в своих исследованиях отмечает, что основным этапом, главной формой и условием эффективности последующей социализации личности в определенной среде является социальная адаптация [12].

Социально-психологическую адаптацию военнослужащих С.В. Николаев рассматривает, как активное включение молодых военнослужащих в процесс военно-профессиональной деятельности и активное взаимодействие в этом процессе личности воина и социальной среды, в ходе которого согласуются требования и ожидания его участников. Взаимное предъявление и согласование социальных требований и ожиданий, т.е. адаптация, предполагает деятельность, физическая же подготовка предоставляет деятельность. Такой подход позволяет рассматривать физическую подготовку как фактор социально-психологической адаптации военнослужащих [7].

Адаптация курсантов к образовательному процессу в военизированном учебном заведении в настоящее время приобретает огромное значение. Важность данной проблемы обусловлена определённым количеством условий. Во-первых, успешность преодоления трудностей в обозначенный период главным образом определяет вектор дальнейшего профессионального самоопределения юноши. Во-вторых, от качества и скорости адаптации курсантов к условиям обучения в военизированном образовательном учреждении во многом будет зависеть успешность их образовательной и служебно-профессиональной деятельности. В-третьих, практический опыт показывает, что в основном верно умозаключение: если курсанты успешно адаптируются к образовательной среде военизированного учебного заведения, то они практически без особых проблем смогут реализовать себя в профессиональной деятельности [6].

На успешную адаптацию влияет множество факторов: осознанный выбор будущей профессии и профиля вуза; знание специфики будущей профессии; хороший уровень подготовки по основным школьным дисциплинам; хороший уровень физической подготовки; занятия в спортивных секциях или самостоятельное развитие физических качеств, а значит и волевых; соблюдение режима дня (выполнение утренней физической зарядки, правильная организация учебной деятельности и досуга); настойчивость в достижении поставленной цели, которая выражается в планомерном освоении знаний, навыков и умений будущей профессиональной деятельности; самостоятельность в принятии решений; ответственность и самоконтроль; уверенность в себе и своих силах; активное участие в общественной жизни учебного заведения; хорошо развитое чувство товарищества и коллективизма; умение подчинить себя воинской дисциплине [9].

Адаптация, включающая момент активности со стороны личности сопровождается определенными изменениями (сдвигами) в её структуре. В связи с этим, положительный опыт адаптации, приобретаемый курсантами за годы учебы в военизированном учебном заведении, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся военном социуме. При этом заслуживает внимания исследование процесса вхождения молодого человека из общеобразовательной школы в начальный этап военизированного учебного заведения. В частности, в этот период курсанты младших курсов испытывают наибольшие трудности адаптации к новым условиям профессиональной военной деятельности. При этом одновременно растут противоречия и трудности в становлении самооценки, самосознания и формирования «образа - Я» [8].

Трудность - есть субъективное ощущение объективно существующего противоречия. Всякое движение от известного к неизвестному, являясь противоречием, требует для разрешения определенных умственных усилий, которые человек ощущает как трудности. Понятно, что любая акция обучения содержит дидактическое противоречие, и, следовательно, трудности органично присущи процессу обучения. Отсюда следует другое утверждение: процесс обучения неизбежно труден, ибо без постоянного разрешения противоречий между уже известным и еще новым не может быть усвоения. «Трудность» -понятие противоречивое и многокомпонентное. С одной стороны, обучение следует вести в режиме высших трудностей, т.к. это способствует наиболее интенсивному развитию умственных способностей. Но с другой уровень трудностей не должен превышать познавательные возможности обучаемых, что приведет к нарушению самого процесса обучения. Специалисты в области педагогической науки предупреждают: в процессе обучения нельзя допускать интеллектуальных, физических, психологических перегрузок [2].

С одной стороны, важно развивать самостоятельность в преодолении трудностей. Но с другой - надо следить за индивидуальным темпом усвоения каждого обучающегося и, в случае необходимости, помогать ему успешно преодолеть возникшие трудности [5].

От способности обучающихся преодолевать трудности зависит их психологическое отношение к обучению. Понятно, что возникновение непреодолимых трудностей разочаровывает, переутомляет, вызывает отрицательные эмоции. И квалификация, профессиональная чуткость педагога проявляются в способности ощущать меру трудности - эту тонкую, «пунктирную» границу между высшим уровнем трудностей и надвигающейся невозможностью восприятия. Тут приходится учитывать возрастные, умственные, познавательные возможности конкретного контингента обучающихся и индивидуальные особенности каждого конкретного человека. Причем, учитывать терпеливо и благожелательно, с «оптимистической гипотезой». В подобных ситуациях педагог проявляет профессионализм и великодушие, столь ценимые учениками, независимо от их возраста [4].

Создание благоприятных педагогических условий для преодоления

обучаемыми трудностей процесса адаптации обеспечивает единство, непрерывность учено-воспитательного процесса и преемственность развития личности.

Список использованной литературы

1. Гайдук С.А. Технология формирования волевых качеств в процессе профессионально-прикладной физической подготовки: монография / С.А. Гайдук, Л.В. Марищук. - Мн.: МГВРК, 2007. - 200 с.

2. Годник С.М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / С.М. Годник, В.С. Листенгартен. -Воронеж: ВГУ, 1997. - 51 с.

3. Голобородько С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ВВУЗов внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Голобородько. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - 20 с.

4. Кармадонова Т.Н. Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации молодёжи /Т.Н. Кармадонова // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы междунар. науч. -практ. конф. -Иркутск: ФГБОУ ВПО ВСИ МВД России, 2014. - С. 362-364.

5. Коломиец О.И. Теоретико-методологические аспекты вопроса адаптации студентов к образовательному процессу / О.И. Коломиец // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 68-72.

6. Мельников В.А. Психолого-педагогические условия адаптации слушателей военных вузов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Мельников. - Оренбург, 1999. - 18 с.

7. Николаев С.В. Педагогические основы социализации военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / С.В. Николаев. - СПб., 2001. - 51 с.

8. Охремчук С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук / С.И. Охремчук. - Магнитогорск, 2002. - 192 с.

9. Пашута В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для воспитания устойчивости к конфликтам у курсантов военно-учебных заведений / В.Л. Пашута, Е.И. Бунина // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 84-87.

10. Фридман Л.М. Психология воспитания /Л.М. Фридман. - М.: Сфера, 2000. - 208 с.

11. Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Чемодуров. - Курск, 2009. - 24 с.

12. Parsons T. Social Systems and the Evolution of Action Theory. N.Y., 1977.

297 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.