Ендальцев, С.А. Малашенков // Теория и практика физической культуры. -2014. - №9. - С. 22-24.
5. Камышев А.А. Военно-профессиональная адаптация курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе: дис. ... канд. п. наук / А.А. Камышев. - СПб., 1999. - 187 с.
6. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере ВИ ГПС МЧС России): дис. ... канд. пед. наук / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2014. - 214 с.
7. Матюшкин А.В. Перспективы развития и задачи ближайшего исследования медико-биологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников МЧС / А.В. Матюшкин, А.А. Порошин // Пожарная безопасность. - 2002. - №4. - С. 96- 99
8. Охремчук С.И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук / С.И. Охремчук. - Магнитогорск, 2002. - 192 с.
9. Петров В.П. Военно-профессиональная ориентация молодёжи / В.П. Петров, А.Т. Ростунов. - М.: Воениздат, 1988. - 220 с.
10. Римская Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Р. Римская. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008. - 408 с.
11. Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Чемодуров. - Курск, 2009. - 24 с.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ФИЗКУЛЬТПАУЗЫ, КАК МАЛЫЕ ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н.,
С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н., В.В. Ипполитов, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В процессе обучения в учебных заведениях МЧС России курсанты овладевают необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые в последующем будут основой их успешной профессиональной деятельности [1].
Ежедневно учебная нагрузка на каждого курсанта составляет не менее 6 учебных часов, причём большинство учебных занятий являются по своей сути теоретическими. Постепенно в процессе обучения у курсантов накапливается умственная и физическая усталость, связанная с особенностями учебного процесса: нахождение длительное время в однообразной позе, отсутствие двигательной активности, сложность изучаемого учебного материала. Данная ситуация негативно влияет на усвоение учебного материала, текущую и
итоговую успеваемость [5].
В процессе научного исследования нами было найдено эффективное средство для борьбы с усталостью во время учебных занятий. Таким средством являются кратковременные до 2 мин комплексы физических упражнений, называемые физкультминуткой (физкультпаузой).
Физкультпаузы и физкультминутки - под этими терминами не совсем удачно принято обозначать кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением, а нередко и в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе учебной деятельности. Все они являются своего рода паузами - в том смысле, что осуществляются в регламентированных и нерегламентированных малых перерывах по ходу учебного процесса. В то же время они имеют деятельностный характер, поскольку представляют собой моменты целесообразного переключения от одного вида деятельности на другой, причем как раз такого переключения, которое способно предотвратить снижение уровня оперативной работоспособности и даже несколько повысить его (прежде всего по механизму актового отдыха), особенно когда начинает сказываться текущее утомление [3].
Малые формы занятий физической подготовкой в специальной литературе обычно подразделяют в первую очередь по продолжительности: физкультпаузы продолжительностью 5-7 мин., физкультминуты - 1-2 мин. и микропаузы 20-30 с. Согласно накопленным исследовательским данным физкультминутки (физкультпаузы) положительно влияют на способность обучаемых более качественно усваивать учебный материал, а соответственно и на повышение качества учебного процесса [2].
Кроме того, еще одним примером, иллюстрирующим особенности малых форм занятий в условиях повседневной жизни, могут служить микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера. Речь идет об относительно небольших по разовым затратам времени, но, как правило, ежедневных порциях физических упражнений. Например, выполнение физических упражнений во время перерывов между учебными занятиями: гимнастических, прыжковых, беговых и т.п. [4].
В содержание физкультминутки могут входить различные общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте с относительно небольшой амплитудой движений. Так как проводятся они в учебных аудиториях, неприспособленных для занятий физическими упражнениями - в основном в проходах между рядами ученических столов. Учитывая профессионально-прикладную направленность физической подготовки и особенности условий проведения физкультминуток, мы рекомендуем использовать комплекс вольных упражнений на 16 счётов, проводимый в среднем и быстром темпе длительностью до 2 минут [6].
Примерный вариант проведения физкультминутки включает в себя выход
из-за ученических столов в проход, построение и размыкание на максимально возможные интервалы и дистанции, выполнение общеразвивающих упражнений на месте.
Команду для начала физкультминутки даёт преподаватель-предметник. Непосредственное проведение организует и осуществляет командир учебной группы (физорг или специально назначенный курсант). Он выходит к учебной доске, поворачивается лицом к своим товарищам, даёт четкие команды для выполнения и сам правильно выполняет упражнения.
Во время физкультминутки используются физические упражнения, заранее разученные на учебных занятиях по физической культуре.
Главной особенностью проведения физкультминутки является - за минимальный отрезок времени добиться максимального результата, поэтому все действия обучаемых должны быть чёткими и отлаженными до мелочей. Физкультминутка должна проводиться в темпе, избегая лишних объяснений и разговоров. Проводящий действует примерно так «Выполняем комплекс вольных упражнений на 16 счётов. Исходное положение принять (показывает в зеркальном отражении). Упражнение начи-НАИ (и 2-3 раза делает в месте со всеми в зеркальном отражении, затем продолжает счёт до необходимого количества повторений, контролируя отведённое для физкультминутки время). Стой (команда даётся вместо последнего счёта). По учебным местам разойдись».
Рассмотренная в данной статье методика организации и проведения физкультминут и физкультпауз позволяет более качественно выполнять комплексы общеразвивающих упражнений во время их проведения, тем самым решая их основные задачи - повышение активности учебно-познавательной деятельности, улучшение качества образовательного процесса, а также развития и совершенствования физических качеств занимающихся и укрепления их здоровья.
Данная методика может быть использована как командиром для работы с подразделением, так и самостоятельно каждым сотрудником, для организации и проведения физкультминут и физкультпауз на своём рабочем месте.
Список использованной литературы
1. Аганов С.С. Структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки / С.С. Аганов, М.С. Довженко // учёные записки университете имени П.Ф. Лесгафта - 2015. - № 7(125). - С. 190-194.
2. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС России): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.
3. Кузнецов Б.В. Организация и методика проведения физкультминут и
физкультпауз: метод. рек. / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин. - Воронеж: ВГПУ, 2014. - 16 с.
4. Кузнецов, Б.В. Упражнения для проведения физкультминуток и физкультпауз / Б.В. Кузнецов, Т.М. Кузнецова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: Матер. V Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2014. - Ч.2. - С. 76-78.
5. Шленков А.В. Совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Шленков, В.Н. Вавилкин, М.С. Васильева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества - 2013. - № 4(21). - С. 9-15.
6. Шуткин С.Н. Физкультминутка, как средство повышения качества образовательного процесса / С.Н. Шуткин, Б.В. Кузнецов // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: матер. Междунар. науч.-практ. конф. -Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. - Т.2. - С. 294-297.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н.,
С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н., В.М. Усков, профессор, д.м.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В процессе формирования личности будущего специалиста на первое место выступает его способность адаптации к изменяющимся условиям служебно-профессиональной деятельности. Особенно это проявляется на первом этапе профессионального становления, а именно в процессе обучения в стенах ведомственного образовательного учреждения. Условия жизнедеятельности в таком учебном заведении сильно отличаются от прежнего образа жизни курсантов. Это в первую очередь: жёсткий распорядок дня, ограничение свободы передвижения, ношение форменной одежды, соблюдение субординации, нахождение в замкнутом коллективе, высокие физические нагрузки и др. Всё это накладывает отпечаток на формирование личности вчерашнего школьника и вызывает необходимость педагогического сопровождения процесса вхождения молодого человека в образовательную среду военного вуза, адаптации к изменившимся условиям [1, 4-6].
Грамотно подобранные и применяемые физические упражнения по нашему мнению способствуют успешной адаптации курсантов к образовательной среде ведомственных образовательных учреждений. На основе многолетнего опыта и научных изысканий нами была разработана, опробована в процессе формирующего эксперимента и внедрена в практику