Научная статья на тему 'Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа физического воспитания курсантов вузов МЧС России'

Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа физического воспитания курсантов вузов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа физического воспитания курсантов вузов МЧС России»

физкультпауз: метод. рек. / Б.В. Кузнецов, С.Н. Шуткин. - Воронеж: ВГПУ, 2014. - 16 с.

4. Кузнецов, Б.В. Упражнения для проведения физкультминуток и физкультпауз / Б.В. Кузнецов, Т.М. Кузнецова // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: Матер. V Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВПО ВИ ГПС МЧС России, 2014. - Ч.2. - С. 76-78.

5. Шленков А.В. Совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Шленков, В.Н. Вавилкин, М.С. Васильева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества - 2013. - № 4(21). - С. 9-15.

6. Шуткин С.Н. Физкультминутка, как средство повышения качества образовательного процесса / С.Н. Шуткин, Б.В. Кузнецов // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: матер. Междунар. науч.-практ. конф. -Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2012. - Т.2. - С. 294-297.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

Б.В. Кузнецов, старший преподаватель, к.п.н.,

С.Н. Шуткин, доцент, к.п.н., В.М. Усков, профессор, д.м.н., профессор, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В процессе формирования личности будущего специалиста на первое место выступает его способность адаптации к изменяющимся условиям служебно-профессиональной деятельности. Особенно это проявляется на первом этапе профессионального становления, а именно в процессе обучения в стенах ведомственного образовательного учреждения. Условия жизнедеятельности в таком учебном заведении сильно отличаются от прежнего образа жизни курсантов. Это в первую очередь: жёсткий распорядок дня, ограничение свободы передвижения, ношение форменной одежды, соблюдение субординации, нахождение в замкнутом коллективе, высокие физические нагрузки и др. Всё это накладывает отпечаток на формирование личности вчерашнего школьника и вызывает необходимость педагогического сопровождения процесса вхождения молодого человека в образовательную среду военного вуза, адаптации к изменившимся условиям [1, 4-6].

Грамотно подобранные и применяемые физические упражнения по нашему мнению способствуют успешной адаптации курсантов к образовательной среде ведомственных образовательных учреждений. На основе многолетнего опыта и научных изысканий нами была разработана, опробована в процессе формирующего эксперимента и внедрена в практику

методика профессионально-адаптационной физической подготовки.

Профессионально-адаптационная физическая подготовка - это строго регламентированная система специализированных занятий физическими упражнениями, направленная на гармоничное развитие и совершенствование физических и психических качеств, адаптационных способностей курсантов первых курсов военизированных учебных заведений, позволяющая им успешно осуществлять служебно-профессиональную и учебную деятельность, а так же конструктивно выстраивать межличностные взаимоотношения в рамках военного социума [2].

Система профессионально-адаптационной физической подготовки включает следующие элементы: утреннюю физическую зарядку; учебные занятия по физической культуре; учебно-тренировочные занятия по культивируемым видам спорта; индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя; самостоятельные занятия физическими упражнениями; физкультминутку (физкультпаузу) во время аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам и занятий самостоятельной подготовкой; физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия; попутную физическую тренировку; вечернюю прогулку[3].

Различия в формах проведения и в содержании между предлагаемой профессионально-адаптационной физической подготовкой (ПАФП) и традиционной системой физической подготовки (ФП) показаны в таблице.

Таблица

Отличия ПАФП от традиционной ФП

Формы ФП ПАФП Традиционная ФП

1 2 3

Утренняя физическая зарядка Проводится по специальной методике: выполняются комплексы вольных упражнений, ходьба и бег продолжительностью 30 мин. Проводится по стандартной методике: выполняются обще-развивающие упражнения, ходьба и бег продолжительностью до 30 мин.

Учебные занятия по физической культуре Проводятся по специально разработанной учебной программе (всего - 400 часов) с использованием в каждом занятии спортивных и подвижных игр. Периодически выполняются упражнения в боевой форме одежде пожарного Проводятся по стандартной учебной программе (всего - 400 часов), только в спортивной форме

Ф изкультминутка Проводится во время учебных занятий и самоподготовки по специальной методике Не проводится

Самостоятельные занятия физическими упражнениями Проводятся по специальной методике с ежемесячным письменным отчётом курсанта о проделанной работе. Охватывают около 20 % курсантов Никак не учитываются и не контролируются

Продолжение таблицы

1 2 3

Индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя. Проводятся по специальной индивидуальной программе в течение всего учебного года. Носят преимущественно общефизическую направленность. Охватывают около 20 % курсантов Проводятся только с курсантами, которые получили неудовлетворительные оценки на учебных занятиях по физической культуре. Не являются обязательными

Учебно-тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования Проводятся по культивируемым видам спорта под руководством тренеров. Охватывают около 60 % курсантов Проводятся по культивируемым видам спорта под руководством тренеров. Охватывают около 30 % курсантов

Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия Проводятся каждые выходные и праздничные дни. Охватывают до 100 % курсантов Проводятся один раз в месяц. Участвуют только желающие

Попутная физическая тренировка Проводится с определёнными целевыми установками при передвижении учебной группы из одного учебного корпуса в другой, планируется вместе с практическими занятиями, проводимыми за территорией института Не проводится

Вечерняя прогулка не является формой физической подготовки, но является обязательным элементом системы профессионально-адаптационной физической подготовки. Так как мы считаем, что снижение двигательной активности в вечернее время суток перед отходом ко сну, одновременно с повышением этой активности в течение всего дня благотворно влияет не только на развитие и совершенствование физических качеств, но и на уровень адаптационных способностей индивида.

Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на учебно-профессиональную деятельность, на взаимоотношения внутри курсантских коллективов, а также на развитие и совершенствование физических и профессионально важных личностных качеств была проверена во время проведения формирующего эксперимента. Результаты эксперимента показали, что:

1. Реализация методики профессионально-адаптационной физической подготовки позволяет обеспечить устойчивое развитие и совершенствование физических качеств курсантов первого курса. Так, за два месяца ее проведения среднегрупповой результат в контрольных испытаниях, характеризующих развитие профессионально важных физических качеств курсантов экспериментальной группы (бег 100 м, челночный бег 10х10 м, бег 1000 м, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на перекладине, кросс 5 км, подъём по штурмовой лестнице, преодоление полосы препятствий пожарного), увеличился на 0,7-8,3 %, через четыре месяца - на 2,6-10,1 %, а в конце учебного года - на 3,7-16,0 % . В конце эксперимента во всех восьми тестах среднегрупповые значения выросли статистически достоверно (р < 0,01),

за исключением показателей в подъёме по штурмовой лестнице (р < 0,05). При этом, к концу учебного года по всем восьми показателям тестирования экспериментальная группа превзошла контрольную, в том числе: в беге на 100 м - на 4,6 %, в челночном беге 10х10 м - на 1,9 %, в беге на 1000 м - на 6,1 %, в сгибании-разгибании рук в упоре лёжа - на 6,1 %, в подтягивании на перекладине - на 5,4 %, в кроссе на 5 км - на 1,2 %, в тесте «Подъём по штурмовой лестнице» - на 1,9 % и в тесте «Полоса препятствий пожарного» -на 5,3 %. Статистические различия достоверны (р < 0,01).

2. Результаты оценки профессионально важных личностных качеств курсантов экспериментальной и контрольной групп выявили существенные положительные сдвиги в показателях экспериментальной группы по сравнению с контрольной: по дисциплинированности - на 28,2 %, по успешности в обучении - на 23,5 %, по состоянию здоровья - на 20,5 %, по активности в выполнении служебных обязанностей - на 14,5 %. Статистические различия достоверны (р < 0,01). Данные о заболеваемости за учебный год показали, что в контрольной группе заболевших было больше, чем в экспериментальной группе на 82 %, а в самый неблагоприятный по погодным условиям месяц -февраль эта разница составила 150 %.

3. Результаты исследования динамики развития неформальных взаимоотношений в курсантском коллективе показали, что в экспериментальной группе сложились деловые, более дружеские отношения, чем в контрольной. В течение учебного года из контрольной группы по различным причинам было отчислено 5 человек (в основном из-за проблем межличностных взаимоотношений и выполнения служебных обязанностей), а из экспериментальной группы отчислений не было. По показателям проблемности контрольная группа также оказалась существенно хуже экспериментальной: по количеству межличностных конфликтов, нарушений дисциплины, невыполнений служебных обязанностей, правонарушений, несоблюдения субординации.

4. Использование профессионально-адаптационной физической подготовки положительно повлияло и на динамику успеваемости курсантов. В экспериментальной группе по всем предметам наблюдался постепенный рост среднего балла, который к концу эксперимента составил: иностранный язык -9,6 %, физическая культура - 11,7 %, высшая математика - 19,1 %, информатика - 12,5 %, химия - 14,2 %, военная подготовка - 19,2 %, автодело -8,9 %. В контрольной группе также отмечен рост успеваемости, но он ниже, чем в экспериментальной, а именно: физическая культура - 6,5 %, высшая математика - 8,3 %, информатика - 4,8 %, химия - 9,2 %, военная подготовка -8,0 %, автодело - 5,3 %, а по дисциплине иностранный язык наблюдалось снижение успеваемости на 1,8 %. Сравнительный анализ показал, что экспериментальная группа превзошла контрольную по всем предметам: по иностранному языку - в среднем на 11,4 %, по физической культуре - на 5,7 %, по высшей математике - на 8,8 %, по информатике - на 4,9 %, по военной подготовке - на 8,9 %, по автоделу - на 8,9 % и по химии - на 3,2 %.

Список использованной литературы

1. Баскин Ю.Г. Развитие теории и практики адаптивного обучения и педагогического контроля в вузах ГПС МЧС России / Ю.Г. Баскин, С.М. Долгополов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2011. -№4(20) - С. 193-198.

2. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере ВИ ГПС МЧС России): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.

3. Кузнецов Б.В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка, как основа успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов // Вестник ВИ МВД России. -2013. - №1.-С.185-191.

4. Татамиров М.Н. Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности / М.Н. Татамиров // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 183-189.

5. Усков В.М. Воспитательная система в управлении развития личности / В.М. Усков // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых структур: Матер. науч.-практ. конф. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2014. - С. 418-421.

6. Шленков А.В. Совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Шленков, В.Н. Вавилкин, М.С. Васильева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2013. - № 4(21). - С. 9-15.

НУЖНЫ ЛИ КАДЕТАМ ФОРМАТА МЧС РОССИИ ЗНАНИЯ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЧС?

А.А. Луценко, директор, МОУ СОШ № 7, г. Новосибирск

На базе средней школы № 7 города Новосибирска, в рамках которой были созданы в 2000 году специализированные профильные классы «Спасатель» [1], сформирован «Ново-Николаевскш Кадетскш Корпусъ Спасателей».

В программы подготовки юных спасателей старших классов включены вместе с общекультурными компетенциями элементы ЗУН в области предупреждения и защиты при бытовых, производственных и массовых лесных пожарах, угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), загрязнении аварийно химически опасными веществами (АХОВ), включая АХОВИД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.